ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОРАБЛЕЙ

И АВИАЦИИ

Морская авиация вмеме с кораб-
лями решает самые разнообразные задачи
и наносит врагу на море и на еуше боль-
шой урон, Й именно при взаимодействии
© флотом наиболее полно проявляется
её сила. С другой стороны, активное уча-
стие самолётов в операциях повышает на-
ступательную мощь флота.

Формы взаимодействия чрезвычайно
многообразны. Воздушная разведка по-
мотает выявлять силы противника, пред-
вилеть его действия и планировать опе-
рации флота. Без истребительного при-

врытия трудно представить сейчас выход!

в море, а тем более к берегам, занятым
противником. При подготовке плацдар-
ма для высадьи морского десанта, при
ударах по базам и плавередотвам  про-
тивника исключительно велика роль бом-
барлировочной и штурмовой авиации.
Замечательные фезультаты даёт совмест-
ная атака вражеского конвоя. Наиболее
современным и точным,  ибпытанным
за время войны средством корректаров-
ки артиллерийского огня кораблей яв-

Некоторое время назад надводные и
воздушные силы Северного флота  наго-
зову разгромили конвой противниха В
районе севернее норвежского порта Вир-
кенес. Успех операции обеспечиль ч8т-
кая координация действий всех родов
авиации между с060й и с торпедными
катерами.

Воздушная разведка обнаружила  ка-
аван днём. Лва танкера и три тран-
епорта шли в охранении двадцати двух
кораблей. Было ясно, что конвой о0л8-
лает мощным зенитным огнём. Учитывая
это, & также время суток, командование
решило прежде всего  использоват
штурмовики, —— они наиболее успешно
могли дезорганизоваль ИВО и этим под-
готовить условия для последующих уда-
роз. Первой атаковала караван группа
самолётов <«Ильющин-2», ведомая : стар-
шим лейтенантом Шишовым. Следующие
трупы штурмовиков, ведомые капита-
ном Павловым и старшим лейченантом
Евлокимовым, совершили нападения не-
посредственно на транспорты. Прямыми
попаданиями oud они взорвали оба
танкера и два корабля охранения.

Стало темнеть. Оставшиеся суда про-
тивника пытались воспользоваться этим
ин уврыться в порту. Торнедные катера’
были направлены к каравану. & пики-
рующие бомбардировщики — к порту,
чтобы поменать судам войти в гавань,

Противник, измотанный налетами на-
шей авиации, ждал подкрепления и, 00=

-наружив советокие катера, принял их за
свой. Североморцы дерзко, во стороны.
лунной дорожки подошли в транспортам
и торпелировали с предельно близкой
-хистанции. Два из них пошли ко дну.

Оставитанся часть каравана, сумевшая
добраться до порта, снов»  подверглавь
атакам наших бомбардировщиков и тор-
педоносцев. Они поврелили ещё ряд ко-
раблей. Таким образом, авиация, начав
удары по конвою, завершила ето раз-
тром. Экинаки торпедных ватеров, выс-
ланных во-время, проявили умение и
добились замечательного  уепеха, пото-
пив два вражеских транспорта.

В результате враг потерях ‚2 танкера,
2 транспорта и 2 корабля охранения.
Ряду судов были нанесены значительные
повреждения.

Велика роль взаимодействия на  пе-
реходе морем. Крайне важно добиться
взаимного понимания между лётчиками
и эвипажами кораблей охранения в слу-
чае нападения врага. Например, при на-
лёте бомбардировщиков противника ар-
тилдеристы кораблей обязаны так вбети
огонь, чтобы не мешать  истребителям
отражать вражесние атаки, а помогать

им, наводя на цель. При налёжном ис-

требительном прикрытии кораблям реко-
мендуетея открывать отонь только по
тем самолётам, которые находятся в
близком к атаке положении или ложатся
на боевой куре. »

SRST ERE EE EES

Адми

Только узкий круг ученых-историков

и любителей исторических неслелований -

знает, что скрыто за широкой фигурой
екатерининского вельможи графа
Алексея Орлова-Чесменского, которая 32-
олонила от потомства подлинного героя
Чесмы, адмирала Григорля Андреевича
Спиридова. И вполне возможно, что 03-
нание незаслуженной обиды, а нё ссылки
на плохое здоровье и преклонный  воз-
раст, водило пером адмирала 5 июня
1773 года, когда он написал из далеко-
те Архипелага адресованную Екатерине
Второй просьбу об увольнения его вчи-
стую, то-есть заранее отказываяеь от
какой бы то ни было должности в бере-
говых учреждениях, возглавлявитих флот,

В этой просьбе предельно сжато по-
ведано и о морской елужбе Спирилова
в течение нятидеелти лет:

«..в корабельный флот я вотупил в
1723-м году и был при флоте на море
пять кампаний для морской практики, ив
те же годы на берегу обучалея навигац-
хим наукам, а выучась, в 1728 году в
феврале месяце написан в гардемарины
и послан в Астрахань на Каспийское мо-
ре, и от того время продолжал мою служ-
бу на Каспийском, Балтийском, Азов-
ском, Северном, Атлантическом и Среди-
земном морях, а ныне продолжаю в Ар-,
хипелажеком море, быв прежде под
командами и сам командиром, а потом
флагманом, командуя эскадрами и фло-
том в мирные и военные времена, и неод-
‘новратно на берегу и на море в действи-
тельных военных действиях; также имел
счастие быть в присутотвиях в Адмирал-
тейской Коллегии и нужных ROMACCHAX;
был же и главным командиром в Ревель-
ском и Кронштадеком портах, & ныне
мне от роду 63-й год...>

Чаконизи был вообще присущ Спири-
дДову, как моряку. Краткий перечень Oa0-

лнетея самолёт.

БОЕВЫЕ. ТРАД

и

Два тральщика и катер-охотник кон-
воировали несколько транспортных 6у-
дов. Как только караван был обнаружен
немецким воздущным разведчиком и м0-
ряки, в свою очередь, заметили врага,
были вызваны наши самолёты. В сумер-
ках показалиеь немецкие  бомбардиров-
щики, но атака им не удалась. Советские
истребители расбеяли строй «Юнкереов»
далеко от каравана.

Натренированные в слепых полётах,
истребители могут надёжно прикрывать
суда в море ночью. В этих условиях ко-
ординация действий авиации и кораблей
охранения значительно усложняется.

Калера-охотники, несущие дозор, He-
редко прибегают в помощи истребителей
при отражении налётов вражеской авиа-
ции. Однажды два дозорных катера под-
верглись в Финском заливе нападению
трех «Me-109>. Вскоре появились ещё
три немециих потребителя.
вызвали по радио авиацию. Наши и6-
требители и экипажи катеров подбили
несколько вражеских самолётов и заета-
вили остальные покинуть район дозора,

Так как воздушная разведка ночью
затруднена, катера в темноте выходят на
морскую коммуникацию и, оставаясь He~
замеченными; ведут поиек. Иенользуя
светлую часть горизонта, им легче, чем
самолетам, обнаружить силуэты кораблей
врага. Дальнейшее зависит от конкретной
обстановки, но в ряде случаев целесооб-
разно вызвать бомбардировочную  авиа-
цию и навести ее на цель,

Одну из морских коммуникаций нем-
цы использовали только в ночное время.
Шесть катеров, разделивниев на груп-
пы, охватили наблюдением большой рай-

н. Они обнаружили караван в самом

Начало  перехоха. Командир
состав конвол, элементы его движения и
донёс в Штаб. Поднятые на рассвете
бомбардировщики нанесли каравану
серьёзный урон. Так продолжалось не-
сколько ночей, до тех пор, пока немцы
не прекратили движения Ha этой комму-
никации, рт :

Нередко наши малые корабли совер-
mawT набеговые оперании Ha вражеское

побережье во взаимодействии в ночными.

‘бомбардировщиками. Самое главное. при
этом — звнозапность, вариантов же вы-
полнения задачи может быть много.
Бели, например; противних открывает
прожекторы и стреляет в зенит, катера
могут подавлять огневые точки и гасить
прожекторы,  содействуя этим
бомбардировщиков. В другом случае
авиация бомбовым ударом отвлекает вни-
мание противника, чтобы катера, окажем,
могли беспренатетвенно ворваться в бух-
ту и торпедировать плавередетва, выоз-
дить диверсионную группу ит. д.

Самолеты-корректировшики  обеепечи-
вают стрельбу кораблей по самым раз-
личным целях, особенно при дальних ог-
невых нападениях. Для корректировки
требуется высокая — подготовленность
лётчика. Надо помнить, что время  пре-
бывания самолёта в воздухе сравнитель-
но отраничено, поэтому должна быть 60-
гласована готовность лётчика к коррек-
тировке и корабельных артиллернотов —
& стрельбе. Решающее значение имеет
течность указаний. Известны  случал,
когда экипаж самолёта принимал за раз-
рывы своих снарядов волышви враже-
ских зенитов и путал все расчеты ap-
тиллеристов. Подобные ощибки могут
сорвать огневой налёт. -

В наступательных боях но Таманеком
полуострове и северном побережье Азоз-
ского моря замечательно помогали кате-
рам наши штурмовики, Они  обеспечива-
ли высадку и продвижение десантов, пе-
рехватывали плавередетва противника и
топили их. Изучение этих боёв, как и
всего опыта совместных действий авиа-
ции и флота; поможет нашим военным
морякам и лётчикам © каждым днём уси-
ливаль удары по врагу с моря и с возду-
ха.

ные

ал Сп

Е. ЮНГА
>

pp

графических данных,  свидетельствуя
прежде веего о скромности, а не только о
стиле автора, нуждается в соответотвую-
щих дополнениях.

Многочисленные документы по ието-
рии русского флота в период между
1723—1773 годами упоминают о четы-
рех Спиридовых, имевших прямое отно-
шение к морской жизни налней страны, и
свидетельствуют, что 06%  поколеная
этой семья в ХУШ веке были истинными
моряками, з не случайными людьми на
флоте. Любовь к. морю и флоту, подлин-
ный морской патриотизм, a отсюда ecte-
ственная для настоящего моряка  вер-
ность петровевим традициям, — вот что
выделяет всею семью Спиридовых, в пер-
вую очередь ев родоначальника — Гри-
гория Андреевича Спиридова.

Он пришел на флот волонтером, т, е.
добровольцем, за год до смерти Петрь
Великого и оказался в числе моряков, ко-
TOPRIM досталась. нелегкая задача  дер-
жать знамя петровских традиций в смут-
ную для флота пору. наступавшую велел

за преждевременной смертью создателя во-

енно-морской мощи русского государства,

Одним из наставников Спиридова быт
морской сполвижник Петра вице-адмирал
Вредаль. Спиридов был назначен в нему
ад ютантом в начале Азовской кампании
когда Бредаль командовал Донокой фло-
тилией, и три года бессменно сопровож-
дал последнего, побывав с ним веюду —
‚от устья Кальмиуса, где расположен вы-
нешний Мариуполь, до Очакова. Всегда
и везде, в огне баталий и в часы конеи-

тиумов, старый вице-адмирал оставался.

верен традициям Петра, горько сетуя на

Валтийцы.

определил.

успеху.

Средств навигационного ограждения уе.

‘вететвенность 3% точность

РАСНЫ

RES a oes

Краснознаменный Балтийский флот,
та Новожилова в боевом походе,

в десантно

Катера МО обычно не только имеют де-
сант у себя на борту, но и ещё ведуг на
буксире два—три мотобота или мотобар-
ваза. Уотановить элементы ходкости на-
кануне операции не веетда предотавляет-

определить скорость хода в условиях но-
вой нагрузкя на винт катера на первом

другом рейсе нагрузка. изменится,
Второй элемент, необходимый для счи-
сления, — это знание штурманом по-
правки компаса.  Перех операцией
на катере появляется добавечнов #:6-
лезо вблизи компасов, и они изменяют
поправку на плюс минуе 10—15 граду-
сов. Ясно, что никакие заранее состав-

ванием для определения поправки, .
Несмотря на все эти труднбети; штур-
маны нашего соединения хорошо спра-
вились с задачами BO время  десант-
ных операций и обеспечили точность ко-
раблевождения —
На переходе к Новороссийску исхлю-
чительную роль сыграли средства нави-
‘гационного ограждения. На помощь
штурманам пришли тидрографы. Они ус-
тановили эти средства таким. образом, что
вполне’ обеспечивалась точность выхода
& пунвтам высздки. Гидрографы прислу-
шивались к требованиям штурманов и
оперативно изменяли навигационные

средства, что повышало точность. кораб-  .

левождения. Е : Е

Более сложная обстанове
при переходе к прушй

создалась
операции.

тановить нельзя было, и поэтому вея от-
кораблевож-
дения возлагалась целиком на штурма-
нов. В этой операции я был назначен
штурманом отряда, которым вомандовал
капитан 3-го ранга Державин. Назначе-
вие было для меня неожиданным. До вы-
хода оставалось два часа. Я быетро овна-
вомилея ‘6 планом. Нредотояло ити в
район, в котором ни командир отряда, ни’.
я до этого не были. Капитан 3-го ранга
подчеркнул, что от прихода ночью в 3a-
данную точку в большой степени зависит
общий успех. Я заверил, что сделаю веб

возможное. Для меня, молодого штурмана

п офяцера, это было не только большим.
доверием, но и серзёзным экзаменом.

Мне сообщили номер: флагманского ва-
тера, и я поспешил туда. Прежде всего
посмотрел на компас. Расхождение меж-
ду истинными куреами.  рассчятавными
по главному и путевому ‘компасам, 0-
составляло 18 градусов. Это меня не удивя-

ИЦИИ РУССКИХ ФЛОТОВОДИЕВ

ридов

то, что усилия второстеленных началь-
ников (в числу которых Бредаль при-
числял вебя) и героизм рядовых моряков
не вызывают поддержки в Алмирал-
тейств-Боллегии. Три годь Азовской
кампании раскрыли Спирилову глеза на
истинное положение вещей.
тейетв-Коллегия на корабли обращала
внимание постольну, поскольку они вов
же числились в ве веденаи. В таких уб-
ловиях флот хирел и терял свою мощь
на радоеть иностранным недоброжелате-
лам, один из коих, торжествуя, писал
своему правительству, что <в адмирахл-
тействах такое неосмотрение, что флот
и в три года нельзя привости в прежнее
состояние, но 00 этом никто не думает».

Недоброжелатели торжествовали, од»
нако их мнение, что о судьбе флоть ни-
RTO He думает, было ошибкой, свойствен-
ной иностранцам, не понимавшим силы

патриотизма и потенциальных BOBO
ностей, заложенных во людях нашей
страны. Равнодушие  Атчиралтейств-

Коллегии предетаваяло серьёзную угро-
зу для флота, но истинные моряки уже
тотовили смену равнодушным. Знамя
петровеких традиций поднял прославлен-
ный русскяй гидрограф, капитан-коман-
дор, впоследетвии адмирал,

лярного исследователя Харитона Тапте-
ва. 0ба моряка тотчас сменили корабель-
ные шканцы на береговые классы, по-
нимая и целиком разделяя благородный
замысел  дальновидного Натаева: поло-
жить начало воспитанию молодого . по-
коления в духе любви к флоту и продол-
жения боевых подвигов, совершенных
нашими моряками при Гантуте, острове
Эзель и Гренгаме.

Спиридов сделал это самым  убеди-

^ Работа штурмана >

ся возможным. Поэтому штурман обязан

же этале; Отметим, что это воякий раз.
приходитея делать заново, потому что Bl

ленные таблицы не могут служить осно-\

Адмираа-.

Алексей.
Иванович Нагаев, Назначенный диревто-
ром Морекого корпуса, он пригласкл в
помощники Спиридова и знаменитого по-

Й

ФЛОТ -

` Катера подразделения капитан-лейтенан-
: etre   Фото В. Федотова,

я операции

можность для определения девиации Ha
тех курсах, которые были в предвари-
тельной прокладке. На это paspenmaam 3a-
тратить всего 10 минут. В столь ворот-
кий срок все же удалось слелать это для
больнтинотвь BYPCOB, & для остальных
определить непосредотвенно при выходе.
Производя эту работу, я продумывал
‘оботановку, в которой придётея итти от-
ряду и высаживать десант. Плавание
протекало в достаточно хороших метео-
‘рологических условиях, но в очень слож-
ных навигационных, На данные навига-
пионной ‘и минной разведки особенно по-
лагаться было рискованно. Там, где ещё
`вчера район был свободен, ссгодня мож-
во было вотретить велкие препятотвия.
Вотал вопрос, ках итти: вблизи берега
или мористее? Прибрежные куры на
первый взгляд сулили немало выгод.
Наблюдая береговые ориентиры, мы мог-
ли точно определять свой’ кур и
место. Однако плавание вблизи берега,
занятого противником, угрожало тех, что
враг мог обнаружить нас раньше времени.
`Веледетвие этого ‘терялея важнейший
элемент ‘всякой десантной операции —
“BHEZANHOCTS. = : :
Тщательно продумав всю обстановку, я
пришёл к выводу, что подходить в месту
высадки необходимо со стороны моря.
Командир отряда сотласилоя со-мною. Но.
такое решение ставило перед штурманом
немалое. трудностей, тах как итти требо-
валось только по очислению. Честно го-
воря, © Tao задачей я в своей штур-
манской практике ветретилея впервые.
Rpome определения девиации вышо-
указанными елособами пришлось заме-
рить также и скорость своего головного

и другими известными мне точками. Та-
ким образом, уже на первом этапе я
располагал достаточными данными, что-
бы уверенно и точно вести отряд, У по-
воротного пункта мы оказались точно в
рассчитанное время, Это ещё больше ук-
‘рениле уверенность в правильности веех
расчетов, =
Десант был высажен нашим отрядом в
указанном ему месте. По заданию отиб-
‘ка в штурманских расчетах не должна
была превышать плюс-минус 2 кабель-
това. Когда же подошаи к месту высадеи,
оказалось, что ошибка составляет веего
полтора кабельтова.
` Когда операция была убешно зажон-
чена; командир отряда’ сказал: «Молодец,
штурман то быю высшей оценкой
моей работы.
Старший лейтенант
Н. МУЗЫЧЕНКО.

ОВЕН

тельным образом: не только стал ротных
командиром и преподавателем в Мореком
корпусе, но и определил туда своих обоих
‘выновей, младшему из которых в год за-
числения испоанилось всего восемь лет,
8 старшему — десять,

Поступок Спиридова не был. жестом.
Содержание решения Адмиралтейств-Кол-
легии раскрывает одну из интересных
страниц биографии семьи Спиридовых:

«...Слушав аттестация о кадетах и
гардемаринах. Морского шляхетского
корнуса, в том числе о гардемаринах

Андрее и Алексее Спиридовых,  кото-
рые в кадотекий корпус записаны в
1760 году, да в том же году в гардема-
рины, на море служили в. Ост-зее по две
кампании, и от роду Андрею 12, Алек-
ceo — 10- лет. И в приеланном в колле-
-тию. рапорте об’явлено, что оные гарде-
марины  Спирадовы.. математические
науки вое обучили, и знают изрядно ко-
рабельные экипажи — что для чего ин
какое имеют действие и практяку, что
Для младших обер-офицеров принадле-
иг — оное так же обучили изрядно и
зналот, кондуита и состояния доброго, а
по всему тому мичманами быть достой-
ВЫ... хотя по их знанию науки, теории
и практики и удостоены в мичманы, но по-
неже летами еще молоды и для дальнего
получения всех наук, быть им еще в
корнуее в ваканции же...» (т.е. в ми
манском резерве).

Время подтвердило безошибочность
пути, избранного патриотами. Каждый
вынуек воспитанных ими на петровских
традициях молодых моряков был свежей
струей, которая год за годом вливалась
в одряхлевший флотский организм, воз-
вращая ему бовспособность.:

Последствия этого благого дела сказа-
хись, едва вепыхнула Семилетняя война
е Пруссией.

Было на кого опереться Спиридову —
и когда он поеле ухода из Морского кор-
пуса принал линейный корабль «Андрей
Первозванный», и когда возглавил мор-
ской десант, направленный на помощь
корпусу генерал-лейтенанта Руманцева,

‚  тания хозяйственной

катера, Я сделал это в самом начале дви-  .
жения ‘отряда, использовав  попутную .
мерную милю и расстояния между буями  .

Gn Sa

1 ноября состоялся пленум  Москов-
ского городского комитета ВИП (5). Пле-
пуи обеудил доклад секретаря МГИ
ВЕП (5) тов. Г. М. Попова «0 состоянии
и задачах партийно-организационной ра-
боты в московской городокой парторга-
низации».

Тов. Попов отметил, московская

что

городская партийная организация, на 06-
  нове историчесвих указаний

товарища
Сталина, перестроиль свою работу в
соответотвии с требованиями военного
времени. Преодолевая трудности, выз-
ванные войной, парторганизации Москвы
добились  еерьезных успехов в области
усиления помощи фронту и укрепления
своей свази в массами. ;
Резко критикуя парторганизации, He
сумевшие обеспечать правильного с0че-
деятельности с
‘и партийно-
нало-

партийно-организационной
политической работой, докладчив

том, что «хозяйственные успехи, их
прочность и длительность Te LEO и
полностью зависят от успехов партиино-

организационной и партийно-нолитиче-

ской работы». Каждый коммунист обя-
‘зан активно участвовать в работе парт-
оргализации: он должен не только хоро-
шо работать на производстве, но и быть
агитатором, организатором, . подлинным
вожаком Mace, систематически,  повсе-
лневно работать над повышением своего
идейно-потитического уровня,

Тов. Попов останавливается на роли
партайных собраний в деле большевист-
ского воспитания коммунистов. На. парт-
собраниях необходимо систематически
обсуждать важнейние вопросы жизни и
работы данной первичной организации и
основные политические вопросы, выдви-
гаемые военной обстановкой. При этом
должна быть обеспечена тщательная пэд-
готовка партсобраний.

Важнейшее ‘место в партийно-органи-
зационной работе принадлежит пеховым
парторганизациям и партийным группам.
‘Они должны повседневно внивать в ра-
боту своего цеха, участка, бригадьь свов-
временно вокрывать нелостатки  произ-
водства, добиватьея их быстрого устра-
нения, поднимать весь коллектив рабо-

чих на решение конкретных  производ-

ственных задач, практически и опера-
тивно Помогать начальнику цеха. _

Перехоля к работе парткомов и парт-
бюро, тов. Попов подчеркивает, Что они
должны оперативнее помогать хозяй-
ственным рувоволителямх в решении 06-
новных производственных вопросов, пов-
седневно вести внутрипартийную работу
и увренлять свой связи с массами.

“Tos. Попов подробно останавливается
‘Ha значении пленумов райкомов ВН (5),
как руководящих органов районных
парторганизаций, призванных решать
важнейшие вопросы работы района. Это

Связ

(Спец. корр. ТАСС). Связь рвалась часто, и

‘линейные надсмотрщики Федор Николаенко

и Семен Грудин все время. находились на
линии. Высота содрогалась от разрывов сна-

минает указание товарища Сталина 0.

г, № 261 (1519)

4 ноября 1943

Пленуи. Мосновского горолснего
комитета BEING)

вначение в некоторых районах недооцо-
нивается, пленумы здесь часто превра-
щаются в широкие совещания актива,
что снижает их ответетвенность вал py-
ховодящих органов. Ряд ‘райкомов ob.
суждает на своих забедавилх большов
количество  вопросов, значительная часть
которых могла быть решена райкомох
оперативно или передана на рассмотре-
ние исполкома районного Совета депута-
тов трудящихся и других районных ор-
ганизаций. На бюро райкомов следует
рассматривать наиболее важные вопросы
работы ‚предприятий и учреждений, то-
родекого хозяйства, бытового обелужи-
вания трудящихся, организадионно-пар-
тийной работы, систематически  заслу-
пгиваль на бюро райкомов ВЕП(б) 01че-
ты парткомов и партбюро 06 их работе.

Далее докладчик подчеркивает возрое-
игую за последнее время роль партийного
актива. Постоянная связь райкомов с ак-
пивом, умение через актив мобилизеваль
и привести в движение всю парторганиза-
цию — важнейшее условие правильного
руководетва партийной и хознйственной
жизнью района, Необходимо не реже одно-
го раза в два месяца. проводить собрания
районного партактива, ставить па обеуж-
дение этих собраний решения партии и
правительства и важнейние вопросы из-
ни и работы районной парторганизации.

Тов. Попов подробно останавливается
на работе и задачах организационно-лн-
струвторских отделов райкомов ВЁП(6),
постановке партийной информации, с0-
стоянии партийного хозайства райкомов
и первичных. парторганизаций, задачах
идейно-потитического воспитания актива
и практической помощи новым  квдрах
партработников.

В заключение тов. Ноцов 06060 подчерк-
нул возрослтую ответственность парторга-
низации за работу советов, профеоюзных
и комсомольских организаций,

В прениях по докладу тов, Нопова вы-
етуцили тт. Исаченко  (Сталаневий paii-
он), Красавченко (секретарь МВ и В
ВЧЕСМ), Суровой   (Ленинский район),
Бодрова (швейная фабрика M 16), Ge-
дотов (MIR BHU(6), Мелнии (Бауман
ский район), Стильбанс ‘(Куйбышевский
РЕ ВЕН (5), Новиков (Свердловский ae
ou), lleontpena (cexpetapp MYPh BRIU(6)
по пропаганде) и другие. Выступивиие в
прениях резко критиковали недостатки в
партийно-организационной работе райко-
MOB и первичных парторганизаций, ука
зывали, что практически необходимо сде-
лаль для быстрейшего устранения ртих не-
достатков,

После заключительного слова тов. По-
пова пленум принял развернутое прадти-
ческое решение,

В работе пленума принимал Участие
севретарь МЕ и МГК ВЕП(б) тов. А. С.
Щербаков,

(ТАСС).

исты
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 3 ноября   батальона с нашими батареями ‘и командини

пунктом полка была прервана, Стрелки с
трудом! сдерживали врага, Положение их с
каждой минутой становилось все труднее,
Боеприпасы подходили к конну, а враг лез

рядов и мин, простреливалась из пулеметов, напролом и, казалось, вот-вот ворвется в

но об опасности думать не приходилось. В
семистах метрах впереди чнел бой, и без
связи нельзя было оставаться ни одной ми-
нуты.

Бой  затягивалея. Противник оказывал
‘упорное:сопротивленае, снова и снова рвался

‚к потерянной им высоте. Он бросал в контр-

атаки пехоту, поддержанную танками, само--
ходными пушками и авиацией: Наши стрелки
продолжали драться и отбрасывали ‘врага.

Напряжение боя нарастало с каждой ми-.
нутой, Времевами исход‘ схваток решался
работой связи: Командиры батальонов по
телефону вызывали огонь артиллерийских
батарей, и контратака врага захлебывалась.

Так произошло. и во время последней
контратаки противника, На боевые порядки
нашего батальона ваступало свыше 1000
фашистских пехотинцев, поддерживаемых
сильным огнем артиллерии. Связь командира

О ee Nise tak et eee oes

который ` осаждал прусекую крепость
Кольберг. Взятие  Кольберга
участь всей прусской провинции Поме-
рании.

`_ Среди офицеров, назначенных коман-
дирами отрядов десанта, находилось: не-
мало питомцев Морского корпуса, воепи-
танных Нагаввым и Спирадовым в ду-
хё петровских традиций,

22 августа 1761 гоха две тысячи две-
валцать моряков и морских пехотинцев,
при 19 сухопутных орудиях и 51 морти-
ре; выгалялись на вражеский берег и,
ведомые Спирнловым, устремились на
врага. Десант штурмом взял об’явзенную
немцами неприступной Вуншеву батарею
‘и ‘вместо нее установил свою, которая
сыграла огромную роль. в всходе осалы.
Прусская крепость паза Хотя слава
окончательного овладения ею. и досталась
армейскому корпусу, но Румянцев не
покривил душой, © чем свидетельствует
донесение командующего эскадрой контр-
адмирала Семена Мордвинова, которому
был подчинен Спиридов:

<... Что же касается до мореких войск,
высаженных на берег нод команлою фло-
та капитана Спиридова.. от командую-
щего армией генерал-лейтенантаА графа
Руманцева в бытность мою на берегу у
них неоднократно о храбрых поступках
флота канитана Спиридова со всею ero
вомандою (слышал), о чем и данный ему
Спиридову от графа Руманцева аттестат
засвидетельствует... И 0б оном Адиирал-
тейств-Коллегия соблаговолаят быть из-
вестна...> Е

`Румянцев дал отличную оценку дей-
ствиям морского десанта, 06060 отметив
личную храбрость и распорядятельность
Спиридова, и предсказал морскому горою
Кольберга блестящее будущее.

Слова Румянцева оказались пророче-

CRUME. м ii
fp STARCTR OS AN о. назначении именно Спя-

we we.

Несмотря на успешные операции фло-
та в Семилетнюю войну- Адмиралтейств-
Воллегия продолжала с пренебреже-
нием относиться к порученному ей де-
лу поддержания военно-морской мощи

ИЕ

траншею, В этот критический момент при-
шла помощь, На высоту была подведена
телефонная ‘линия, и командир батальона

‘вызвал огонь наших батарей. .

К исходу дня, когда высота. почернела от
огня и с нее были сметены не только кусты,
но и травы, враг прекратил контратаки, CTO-
ившие ему сотен убитых и раненых

Связистам капитана Сергеева, ‚старшего
лейтенанта Ганина, старитего ‘лейтенанта
Дамаскина, радистам старшего лейтенанта
Козлова приходилось преодолевать боль
шие трудности, но ни разу He отстали они
от передовых подразделений, —

Много замечательных людей служат в
батальоне связи, которым командует под-
полковник Егоров, и каждый из них хорошо
знает свое дело, любит его и честно выпол-
няет свой воинский долг.

государства. Так длилось до очередных

решало   летних маневров Балтийского флота в

1763 году, которые убедили всех, чо
слава мореких побед в последние годы
основана, главным образом, нь природ-
вых качествах русских моряков, отнюдь
не на практической подготовке флота к

решению задач, ради которых он 05
призван к ‘существованию.
Следствием маневров был  решитель-

ный перелом в отношении правительства
в флоту. Состав Адмиралтейств-Колае-
гии был обновлен. В руководетву приашия
моряки-патриоты, в числе их Спиридов,
включенный в учрежденную  специаъ-
ным указом <«Морекую Российских фло-
тов и адмиралтейского правления комис-
сию для приведения оной знатной части
(Флота) К обороне государства в настоя-
щии постоянный добрый порядок»,

‚В.ту пору авторитет Спиридова был
обтепризнан, Bee патриоты видёли в: н8у
ревностного последователя и проводника
петровских идей. Россия — морская
держава, и моряки призваны быть стой-
вими носителями этого правила истори-
чесгоЯ нвобходимости, ибо дальнейшее
развитие страны связано с наличием м0р-
своп силы танов был жизненный прин-
ции Спиридова. Он глубоко верил в 2-
бовь нашего

народа в морскому делу,
знал качество русских людей: уе
ние выйти © честью из самого  затруд-

Нительного положения. Да и сам Спири-
дов был тому живым примером. 0 ето 6-
„доводитедьеких и бобвых качествах
свидетельствует хотя бы тот факт, что в

течение ряда лет, пока он был  капита-
HOM, командующие флотами адмиралы
неизменно ‚либо переносили свой благ

на корабль, которым командовал Спири-
дов, либо в начале кампании, при рао-
пределении командиров на корабли, хо-

ридова на флагманский корабль. Так и
записано в постановлении Адмиралтейств-
Коллегии в апреле 17658 года: «,..8 ны-
нешней кампании Ha кораблях и

: других судах командирами быть по cTap-

нгинству..., а на <Св. Николав»

(флаг-

т

+