eA ОвичИИ

4 ноября 1943 г., № 261 (1519)

пы порестрог
Йй работы

тивнейшее участие — ‘выступали 6 до-
‚иладами, в прениях, готовили практиче-
свие предложения.

Парторганизация, которой руководит
т. Азубков, изо дня в день помогает
командованию повышать воинское мастер-
ство летчиков, укреплять  дисциилину,
воспитывать. мужество, бесстрашие п
героизм. Многие  коммунисты-летчики
этой парторганизации награждены орде-
нами Советского Союза, & товарищи
Климов и Бокий стали Героями Совет-
свого Соз0за,

Костяк авиационных частей — офице-
ры. Они составляют основу партийных ор-

партнйно

Три месяца тому назад на флоте была
перостроека структура партийных орга“
зазаций с целью повысить их роль в по:
итичвском воспитании личного состава,
(зоим влиянием на массы, своей воепи-
толельной работой партортанизация обя-
зана всемерпо помогать командиру го-
ловить военных моряков к бою, Но до:
биться влияния на беспартийных крао*
нофлотцев и командиров, завоевать дол-
дный авторитет первичная парторгани-
зация может лишь при одном условии —
постоянного укрепления живой связи с
хассами, №66 большей активизации
знутрипартийной эмизни.

Каковы первые результаты перестрой-

пл? Проследить их можно на опыте ра- ганизаций авиачастей; Понятно, что
боты партийных организаций  авиасое-   ВЯ воспитательная работа коммуни-
зиления, THO начальником политотдела   СТОВ-детчиков должна быть  подчи-

вена одной идее — лучше сражаться,
лучше громить врага. Заслуживает по-
этому полного одобрения инициатива
ларторга другого подразделения того же
соединения т. Малиновекого, который,
обобщив олыт отечественной войны, про-
вел довольно интересную беседу <0 так-
кике ведения воздушного ‘60я на самоле-
те <«Як-1». Ероме этого, он организовал
товарищеские вотречи летчиков ‘своего
цодразделения с лотчиками-гвардейцамя

т, СабадырЪ.

Партийные организации этого соеди-
нения стали работать более  целеустрем-
денно, воспитывая летный состав путем
обобщения и передачи боевого опыта
лучших хетчиков части. Ha своих cob-
раниях парторганизации систематически
обсуждают вопросы,  непосредотвенно
связанные с боевой работой и авангаря-
ной ролью коммунистов в бою. Так, на

пример, на открытом — партеобрании   д

иденко, Пруланевым и Героем  Совет-
 6. В. ‚ = i

ile ых нь ore о Климовым, рассказавшими
тут ae TOrauka,  06. особенностях воздушного боя и о

дважды орденоноеца капитана Орлова
«Мои 350 боевых вылетов». Доклад был
насыщен яркими и поучительными фак-
тами, Капитан Орлов рассказал › комму-
нистах и беспартияным, как он действует
в бою, как ему удалось сбить девять
чамолетов противника. После доклада
развернулись оживленные прения: ком”
NYMMCTH делились своим. боевым опытоз.

Лет нужды говорить, какое . огромное
зоспитательное значение имело это с0б-
рание. И совершенно правильно посту-
IML NOMMTOTAST, рокомендовав провести
такие же собрания в других парторгани-
зациях ооодинения,

Каждой парторганизации важно  на-
щупать то главное, что волнует в данное
время коммунистов-фронтовиков, В од:
ном из подразделений соединения среди
пехоторых летчиков были слабо отрабо-
таны осмотрительность и взаимная вые
рука, ч10 вызывало ненужные потери.
Парторг т. Азубков выдвинул этот Bo-
1206 на обсуждение партнйного ©обра-
ния, Оно наметихо ряд конкретных мер,
в основном обязывавших коммунистов-
летчиков личным примером крепить друг
2бу п взаимную выручку в бою. Затеи
агитаторы-коммунисть Климов и Бокий
провели беседы 6 молодыми летчивалеи.
В очередных номерах «Боевого листка»
рассказывалось о многочисленных  при-
мерах фронтовой дружбы летчищов на
земле и в воздухе... - ИЕ ИНЬ

Среди летного состава одно время ост-
ро дебалировалея вопрос «Каким  дол-
жен быть советский ас?». 06 отом горячо
спорили на аэродроме, в столовой, в 0б-
nesta. Парторг Азубков поставил на
обсуждение партсобрания волрос © в0с-
питании советского аеа-—и поступил
злохно разумно, ибо такая повестка дня
иктовалаеь самой жизнью, необходи`
молью помочь командованию воспитать.
из молодежи мастеров воздушного боя.
Рроме того авторитетлые офицеры
провели ряд интересных и содержатель-
ных бесед, Герой Советокого Союза Кли-
MOB, например, рассказал, как. ом ночью
(бил «10-88», каким должно быть у ист-
 ебителя сочетание огня и маневра, Тов.
Алденко провел беседу о том, нак дет”
чику надо держать себя в бою. Все это
принесло пользу.

Затем командование организовало ряд
летно-технических конференций и доби-
лось таким путем еще больших резуль-
тов в боевом воспитании летчиков. На
приняли ак-

ra TAPE MAES Boek Soe

тактике истребителей противника.

Малиновский правильно стремится к
тому, чтобы максимально приблизить
партийную работу к задачам военно-по-
литического воспитания летчиков, В ре-
зультате именно такого направления.
партийной работы. из ереды коммунистов.
этого подразделения вышли замечатель-
ные мастера воздушного боя — тт. Мель-
дизин, Шипов, Гончаренко и другие, за
короткое время сбившие по нескольку са-
молетов противника,

Приведу еще пример того, как партий-
ные организации части содействуют 60-
свой активности летчиков. Готовичось
партийное собрание части с повесткой
дня «0 задачах парторганизации в вос-
питании летного состава». В период под-
готовки к этому собранию тлавное впи-
мание уделялось личному примеру ком-
мунистов. В агитационной работе основ-
ной упор был сделан на усиление боевой
активности. Незадолго до собрания лет-
чики части сопровождали штурмовиков,
ноносивших удары по траненортам про:
тивника, В воздухе завязалея горячий
бой с самолетами врага. Несмотря
на численное превосходство немцев, на-
ши летчики вышли победителями, причем
ебили десять” вражеских самолетов. В
этом бою коммунисты проявили неключи-
тельное мужество и мастерство. Члены
партии Шилов и Куренков сбили по дв»

расов и Нужин — по одному. .
Сразу же после боя состоялось парт-

было исключительно интересным и ожив-
ленным. В докладе и в выступлениях
много говорилось о результатах прошед-
mero боя, о том, какое имели влияние на
эти результаты упорная и кропотливая
воспитательная работа коммунистов и их
личный пример.

Так стали работать  парторганизаций
авиасоединения после перестройки их
структуры. Факты свидетельствуют, что
все мероприятия, которые здесь прово-
длятся в жизнь, направлены к тому, чтобы
помочь командованию воспитать отлич-
ных мастеров воздушного боя, истинных
патриотов нашей великой родины. Это
и есть то самое, что преследовалось
перестройкой  партайно-комсомольских
организаций. :

Напитан И. ГРОМОВ.
Действующий флот

к

SLE

вить экепедицию. Вполне понятно,
Спиридов не сразу согласился: от резуль-
татов экспедиции зависел н6в только его
личный престиж, но

манский корабль Фалтийского ora),
10 желанию адмирала Мишукова, кото-
рый имеет быть во флоте главным коман-
Aupom, Григорью Спифидову...>

то пепререкаемый авторитет на фло-
16 послужил основанием для того, что-
бы моряки ощутили подлинное удов-
летворение, когда Спиридов вместе 66
своим стариим боевым соратником ад-
миралом Мордвиновым вошел в комиссию
по приведению флота в порядок.

Эть комиссия по вути была малой, ра-
бочей Адмиралтейств-Боллегией И яви-
лась инициатором подготовки флота в
решению задачи. которая осталась нере-
Менной со времен Азовской кампании,
Время не ждало, тучи на ге сгущаниеь,
и, хотя состояние кораблей было еще
далекии от идеального, ‘все же флот
вчерне мог отвечать требованиям, тото-
рые предявила ему оборона страны В
1769 тоду, когда шестидесятитысячная
армия крымского хана вторглась в преде-
ani Ухраины и началась война © Турцией.

Тогда и родилась рискованная M0 3a-

Екатерина осталась непреклонной, и ад-
мирал, подчиняеь ве приказу, принял В
Кронштадте Tak называемую
ную>*) эскадру: 7 кораблей, 1 фрегат,
1 бомбарлирский корабль, 4 пинка ий
2 пащетбота. $

; 3 xk ew *

18 июля 1769 года Екатерина осмот-
рела стоящие на Кронштадтевом рейде
корабли и’вручила Спиридозу ресвринт,
в котором предлисала «... провезти сухо-
путные войска с парком артиллерии и
другими военными снарядами для содеи-
ствия графу Орлову:.., & Takase 610800-
ствовать пресечению провоза в Турцию
морем контрабанды».

Спустя недолю эскадра (15 судов, на
которых находились 5.582 чел. команды
и десанта и 640 пушек) снялась с яко-
ря и вышла в море, но к месту ‚лазначе-
ния — полуострову Морее, где эыла на-

мыслу, отважная по осуществлению и не-   :
ожиданная для веого мира Mo pesyabTa- и а. а
там идея похода, известного в истории е т
Hamero флота пох названием Архипелаж- Злоключения эскадры были a чей во
; языцех веюду, Будь корабли захо-

едой окепедиции, Эскадре кораблей под
хоманлованием пестидесятилетного Спи-
ридова, произведенного перед тем в ад-
миралы, поручалось пройти ‘из Ирон-
пиадта в Средиземное море и вместе с
афмейскихи частями, подчиненными
Aaexcom Орлову, началь воснные  деи-
CTBHA HA тыловых коммуникодиях  про-
тивника, тем самым отвлекая на 060Я
наибольшее количество неприятельских
зойек: Поход предетоял нолегкай уже по
самой продолжительности морского пути,
ибо опыть дальних плаваний у русского
флота п его моряков ещо не было. В тому
же, что ожидало эскадру на далеком от
родины, абсолютно незнакомом театре
зоенных действий? Ни береговых баз для
кораблей. ни штурмаяов, знакомых © л0-
цией Средиземного моря... Было над чем
призадуматься адмиралу, Могла его вы-
звала Икатерина и предложила возгла-

дили и подолгу ототаиватись на ремонте.
Западная Еврола злословила и смеллась
над чудаками русскими, которыо отважи-
тись на такое плавание © явно негодными
средствами. В самом деть, корабли Спи-
ридова и второй эскадры (Эльфинсто-
на), вскоре вышедшей из Кронштадта,
были далеки от совершенства, построены
из сырого леса, скреплены вместо сввоз-
  ных болтов гвоздями и деревянными На-
гелями. Иностранные специалисты позии-
мали плечами, узнав о цели похода, и
заранее считали корабли обреченными на
разгром и гибель в первом о бою с фло-
том  <«Влистательной Порты», a 6ул-
тат, когда ему сообщили о продвиже-

+) Для того, чтобы подводиая часть не
обрастала и её не точил морской червь, ко-
рабли были обшиты дополнительным рядом
сосновых досок © шерстью.

самолета каждый, а т . Мельдизин, Та-.

собрание. Вполне сстественео, что оно.

что.

и престиж едва лишь
вышедшего из забвения русского флота.

<обиив-\

особенно укрепила узы доверия,

не, что «увидя оное

КРАСНЫЙ ФЛОТ-

Балтийский флот.
Герой Советского Союза гвардии кани-
тан А, Батурнн.

Краснознаменный.

Фото Р. Мазелева (ТАСО.

„0 советском патриотизме
и национальной гордости:
народов СССР“

На лекции писателя А. Фадеева

На-лнях писатель А. Фадеев выступил в
Колонном зале Дома союзов с публичной
лекцией «О советском чатриотизме и нацио-

‘нальной гордости народов СССР», ‘Лекция
была организована Лекционным бюро при

Комитете по делам высшей школы при
CHK CCCP

— Против немецко-фашистских 3aXxBaT-
чиков,—говорит лектор,—поднялся в еди-
HOM патриотическом порыве весь многона-
пиональный советский народ, Первая и важ-
нейшая причина этого невиданного в истории
патриотического  под’ема
принциивально отличном от всякого друго-
Го — советском характере нашего патриэ-
тизма. «Никогда не победят того народа/—
говорил Ленин, — в котором рабочие и кре
стьяне в большинстве своем узнали, почув-
ствовали и увидели, что они отстаивают
свою советскую власть—власть TPYABULEX-
ся, что отстаивают то. дело, победа которого
им и их детям обеспечит: возможность поль:
зоваться всеми благами культуры, всеми с03-
даниями человеческого: труда».

Могли ли фашистские вандалы сломить
свободолюбивый лух героического русского
народа, прославившегося в веках

попирать священную русскую землю? Э1я-
ческую силу русских испытали на себе и
монголы, и немецкие псы-рыцари, в войска
Наполеона, итинтервенты в 1918—1920 гы
В каком жалком свете предстает перед на-
ми надежда немцев на порабошение русско-
го народа, о котором товараш Сталин гово-
рил как о велякой «нации Плеханова и

Ленина, ^ Белинского и Чернышевского,

Пушкина и Толстого, Глинки и Чайков-

ского Горького и Чехова, Сеченова и Пав-

лова, Репина и Сурикова, Суворова н Ку-
тузова». oe ee
`Глубоким патриотизмом, горячей верой в
русский народ, говорит лектор, проникнуты
зеличайшие произведения передовых людей
своей энохи, классиков русской литературы.
Великие традации русской культуры,
обогащенные опытом: всей нашей современ-
ной жизни, находят свое продолжение в
деятельности советских ученых, изобрета-
телей, работников искусств и литературы.
— Грозная опасность, нависшая над лю-
бимой родиной, — говорит тов, Фадеев. —
дружбы,
связывающей все народы Советской страны.
На фронтах отечественной войны сражают
ся русские, украинны, белоруссы, грузины,
узбеки, латыши. литовцы, эстониы. молда-
ване, казахи и другие народы СССР.
Любовь к отечеству вдохнула несокоу-
шимую силу в каждого вояна Красной Ар-
мии. Светлый гений Сталина‘ велет и при:
ведет нас к победе над врагом, к изгнанть’
его с земли нашей родины, к осуществле-
нию нашей великой освободительной мис-
сии по отношению ко всем наролам, nopa-
бошенным гитлеризмом, (ТАСС).

а и

нии русской эскадры, сказал, что отка-
зывается даже понямать, вак это корабли
могут добраться морем #3 Кронштадта в
берегам Босфора?..

Подробности сражения в Хиосском
проливе общеизвестиы. Ветреча 6 н6-
приятельским флотом произошла  по-

утру 24 июня 1770 года. Соотношение
сил привело в смятеняе Орлова, который
взял на себя руководетво всеми действия-
ми Архинелажекой экспедиций и 319-
слолотвии письменно призналея Ежатери-
сооружение (т, с.
стоящую в проливе армаду противни-
ка, влрое превышающую силы русской
эскадры по числу кораблей и 1
количеству орудий), я Ужаснужял и
был в неведении: что мне предпринять
должно ?..» Выход, найденный им, был
нехитер: Орлов срочно отправился на
корабль «Евотафий», шедший под фла-
гом адмирала, и после краткого разгово-
ра со Спиридовым перодал ему командо-
вание боем. :

И старый адмирал остался верен пет-
ровокой традиции: даже меньшим чис-
лом, но бить врага, сколь многочислен
он ни был.

Очевидцы сохранили для потомотва
описание деталей сражения близ острова
Хиоса, Там произошла суровая проверка
избранной Спириховым системы воспита-
ния личного состава, ознованной на вере
в нобеду над врагом, кажим бы тот нреи-
муществом в кораблях, живой силе и тех-
нике ни обладал. Принциие, на которых
Спиридов воспитывал подчиненных,
полностью наши применение в этом how:
выдержка, инициатива и презрение к
смерти ради конечного торжеитва нах лю-
быми врагами родины.

В грозном молчании русская  эекадра
под вееми парусами спускалась на He-
приятельский флот, не отвечая на залпы
его орудий, и только в минуту, когда по-
дошла к нему на расстояние пистолетного
выстрела, по сигналу Спиридова — «На-
чать бой с неприлтелем!» — открыша от
ветный огонь. Тотчас адмирал наглядно
продемонстрировал значение инициативы

заключается в]

CBOMME
славными победами над всеми, кто дерзал.

Нет теперь человека, который не пом-
нил бы и не знал. что Ленинград стоит на
Пулковском  меридиане. Ba последние
пять лет два литературных произведения»
поэма и роман, родились, содержа в своих
заголовках имя меридиана.

Тонкая линия геодезистов и Raprorpa-
фов легла по удивительным местам кар-
ты. Можно нолумать — чей-то пророче-
ский глаз с заранее обдуманной преду-
смотрилельностью вытягивал ве по лону
русской земли.

Она вотупает в наши пределы на Даль-
нем Севере, в краю полярных еполохов и
нерушимых границ, пересекая заливы и
фиорды, где наши подлодки топят кораб-
ли врага.

Она прочеркивает голубые просторы
Тадоги; она минует е запада древние по-
ля Великих Лук, тянется сквозь парти-
зансвие леса Пековщины и Витебщины,
стремится к югу параллельно бредним
плесам седого Днепра... Семь священных
холмов Киева высятся рядом с Пулков-
еким меридизном.. Возле него лежит
тероическая Одесса. Каждое из этих имен
веет славой прошлого. Каждое из них
дьишит сегодняшней бурей. Но самым яр-
кии огнем, самой бесценной искрой гэ-
рат на золотой дуге меридиана  вели-
чайшая драгоценность страны — Ленин-
град. Географическая линия
его насквозь. Ona спускается с Пулков-
‘свого нагорья, дважды
врага: в девятнадцатом году и в сорок
первом. Пройдя через руины обсервало-
рии, пройдя через знаменитый зал, где
еще вопиет о мести искалеченный поста-
‘мент мерядианного круга, она стрелой
Нулковокого 11066е врезается в великий
город. Влоль этого шоссе четверть века
назад намечали свой удары ‘интервенты
гражданской войны. Сорвалось! Кости их
‘стнили в бомотах. Вдоль этой же. линии
 вознамерились немцы в воров первом го-
у хлынуть к берегу невской набережной
Цитера. Пе вышло и это!

Между славных заводов, через заелу-
женные корпуса «Электросилы» и «Ско-
`рохода», поперек израненного осколками
Невского, под самыми воротами Петро-
павловокой крепости, сквозь стеклянные
развалины лучитих в мире оранжерей Ап
текарского острова меридиан уходит на
‘север. Й здесь, почти за городом, на ок-
фаинах Выборгекой стороны, в мадень-
ком садике, разбитом на углу двух ти-
хих улиц — Перфильевской и Желез-
нодорожной, — здесь Шенинградекий ме-
ридиан пересекается с параллелью Че-
‚нинграда.

В мире немного городов, удостояв-
шихся своеобразной чести выситься У
пересечения двух славных координат.
На любой карте из всех пунктов земного
шара едва ли не один наш город всегда
отмечен крестивом меридиана и парал-

да; так уж сложилась гоографическая
судьба его. Е

Однако, хотя в6е мы знаем и помним
Пулковский меридиан, мало кто слы-
птал о его родной сестре, о шестидесятоя
параллели, © параллели  Тенинграда,
Балтики п балтийцев-мораков. Подумать
ще о ней следует. -

_ Посмотрите на карту мира! Как коль-
Гцо, окаймляет эта параллель северную
шапку земного мара, от мыса Фарузал в
Гренландии до мыса  Олюторокого на
‘Камчатке, от Бергена и Оело в много-
страдальной, но непокоренной маленькой
Норвегии до могучих лесов Урала, где
куется оружие великой справедливости и
великого мщения. т
Взгляните теперь на карту родивы —
‘вы, моряки Балтаки, герои а сыны
Ленинграда! i

В славном месте вступает в наш мир
шестидесятая Ченинградекая параллель,
Среди гранитных шхер Западной Фин-

в бою для достижения победы. Флагман-
ский корабль «Ивотьфий», где держал
флаг Спиридов, шел Bere, за кораблем
«Европа», котерым командовал капитан
1-го ранга Блокачев. За несколько манут
до сближения © протавником вплотную
лоцман потребовал от Влокачева отвер-
нуть корабль в сторону от курса, уверяя,
что впереди подводные камни. Влокачев
последовал совету лоцмана. Негодующий
“Спиридов, не зная, что командира подвел
лоцман, но приняв маневр за попытку
уклоняться от сражения, крикнул Елока-
чеву в момент, когда «Евстафий» прохо-
хил мимо «Европы»: — Поздравляю вас
матросом!.

«Евстафий» занял место головного KO-
рабля и пошел вдоль линии неприятель
ского флота, пока не принял бой одно-

временно © тремя линойрыми кораб-
тямж в том числе с флагманским 90-
пушечных  Бораблем  «Резл-Мустафа».

Исполняя приказ адмирала, русские моря-
ки пренебрегли численным преимущеет-
вом противника и устремились на abop-
даж, едва «Евстафий» и «Реал-Мустафа»
сошлись вплотную.

Мужество и отвага наших людей в оче-
редной раз были подтверждены под Хио-

‚ СОМ,

Пример подал сам адмирал. Несмотря
на град ядер, который обрушилея на
«Евстафий» с трех кораблей и шебеки
противника, шестидесятилетний Спиридов
бесстрашно расхаживал в обнаженной
шпагой по шканцам, руководя Goem и
приказав музыкантам на юте «Ивотафия»
«играть до последнего». В любой момент
сражения моряки, оборачивалеь к шкан-
цам, неизменно видели седовласого адми-
рала, который  явлал собой подлинное
презрение к смерти; _

Питомды были достойны своего пестуна
п командира. С гордостью наблюдал он за
ходом абордажных схваток и особенно за
группой смельчаков, которая пробивалась
сквозь толоу врагов к кормовому флагу
«Реал-Мустафы». Было хорошо различи-
но в пороховом дыму, как лихой марсовой
а старался пробиться к флагу,

прорезает.

остановивиего.

‘дели, В этом, конечно, нет никакого чу-

prance

+

_Л. УСПЕНСКИЙ
< :

ляндии, над бесчисленными островками,
дважды политыми русской кровью, у гор-
дого Гангута проходит она. Здесь, в этих
узкостях, в этих извилчетых  фарвате-
рах, которые на картах и в лоциях пе-
стрят и чернеют цифрами промеров, как
строки трудных музыкальных пассажей
нотами, здесь мы, - моряки, дважды
учились ратному делу — в начале на-
шей флотекой истории и в начале вели-
чайшей из войн, этой войны.

Таллин и Палдиски! Теснины Моон-
зунха! Какие памятные места лежат юж-
Hee sto географической черты! Разве
забудем мы когда-нибудь дым талляя-
CRUX пожаров, ромавтику и невзгоды ган-
тутеких походов, суровую издевку хан-
хозцев над яростным врагом? Здесь по-
лучили мы первую боевую закалку и про-
несли ве потом сквозь блокаду Ленин-
града, сквозь голод и холод страшной
BUMBI, CRBOSh BoC. ’

От входа в Финский залив Ленинград-
ская параллель тянется по ero серым
волнам на восток. Она пересекает kpo-
шечный архипелаг. Лавенсаари, Су
саари,  Сейскар.

Дальше ‘и дальше в востоку. Врутые
откосы берега у Красной Горки. С них
часовые смотрят по ‘вечерам на стальное
зеркало залива, на розовые перья отра-
женных в нем морбких легких облаков,
на сиреневую мглу над противоположным
вражеским берегом. Их взгляд пересекает
шестидесятую параллель.

Вдоль нее идут. к западу Hamm
корабли. Неня воду мотучами буру-
нами, выходят в дозор катера. Идут
тяжелые грузовики с продовольствием и
снаряжением для фронта. Рыча мо-
торами, уносятся на бреющем героиче-
ские штурмовики, высоко пролетают
бомбардировщики, режут воздух  conpo-
вождающие их или барражирующие под-
ступы & Питеру истребители.

Торной и люлной дорогой стала  ше-
стилесятая параллель в этой евоей 98-
сти, Ни днем, ни ночью не прекращается
движение по ней.

Ведь отсюда недалеко до Кронштадта,
Вот он, отец русского флота, на своем
низком и плоском легендарном оетровке.

нец пересекает матросекий город. Она
проходит по нему где-то возле памятни-
ха шкиперу русской державы, адмиралу
Балтики Петру Михайлову. Возле ное
стоит н другой паматник — адмиралу
Макарову, Ффлотоводцу,  кораблестроите-
лю, ученому... —_  .
На юге, зо узким проливом. видны от-
сюда избитые снарядами дома Рамбова—
Оравиенбаума. Там на глухой Парохох-
ной улице и по сей день темнеет дере-
вянная дачка; в е6 стенах чатверть века
назад Сталин принял решение, сломив-
шее натиск белогвардейцев и интервен-
тов. -

Маленький участок моря под холмами
издавна носит забавное название «Мар-
хизовой лужи». Параллель пролегает че-
рез ное:

Суровой и опасной стала сейчас мир-
ная «Маркизова лужа». Давно ли нашя
дети с веселыми криками ездили по ней
на нарядных тоилоходах в Петергоф?
Давно ли здесь мирными летними Ут-
рами  перекликались в перламутровом
тумане ловцы корюшки и салахи, резали
розовую воду штиля спортивные яхты,
‚по зимнему снегу проносились аэросани
й буера?.

Теперь водное пространство это опоя-
сано вопышками залпов, = перекрыто

‘протянул в нему одну руку, мгновенно
простреленную из пистолета, затем дру-
тую, которая тотчас была произена кин-
жалом, наконец, зубами вцепилея в по-
лотнище и, проволотый насквозь, падая,
увлек, ого за собой. Через несколько ми-
HY! ноприлтельския флаг был доставлен
Спиридову,

(ражение разгоралось вместе с пожа-
‘ром, который охватил вражеский флаг-
манский корабль и перекинулся на <«Вв-
стафий». Попытки погасить пожар, либо
отбукспровать «Евстафий» ни к чему He
призели. Обоим кораблям угрожала ги-
бель от взрыва.

Тогда по долгу старшего флагмана, on-
редезенному уставом, исчерпав возмож-
ности спасенил «Ввстафия», Спиридов
сошел с него и перенес свой флаг на дру-
гой боеспособный корабль. ‘
_ Это было равумно и своевременно. Че-
963 два часа пылающая мачта «Реал-Мус-
тафы» обрушилась на «Евстафий». He
торлший обломок попал в открытый по
боевому расписанию погреб и вызвал
взрыв, от которого взлетели на воздух

Параллель Ченинграла из конца в ко-

обь флагманских корабля. Их тлеющие

куски разметало по ближайшим кораб-
лям. Страшась разделить учаеть «Реал-
Мустафы», неприятельские моряки  ста-
ли поспешно рубить якорные каналы.
Примеру первых последовали остальные.
Флот противника начал в беспорядке вы-
ходить из боя, 8 затем ретировалея в
Чесменскую бухту, где на следующую
ночь был сожжен русекимй моряками.

`Обетолтельства уничтожения всей
эекадры <«Влиетательной Порты» вкрат-
це таковы. Решением Военного . С0-
вела ‘для операций были выделены
четыре  брандера, наполненные горю-
чими и взрывчалыми веществами, &
командирам брандерев поручено проник-
нуть под прикрытием отряда кораблей в
Чесменекую бухту и там поджечь бранде-
ры, пустив их на вражеские корабли. Тре-
бовалось исключительное личное самооб-
ладание, чтобы под сплошным огнем вра-
та HTT на оближение с ним и, только по-
дойдя вплотную, поджечь брандеры. Это

‘сердитых волн маленький

`иаюг своего подвига, от которого дрогнул

взбудоражено
ищут

тразкториями
войной... Свирепые
здесь в ночи врага, а командиры подвод-
ных лодок, уходящих в море, справед-
ливо считают эти места одним из 01а6-

снарядов,
бронекатера

ных участков на ‘героических путях
своих. В этом году сновь Кронштадтокое
море будет ветречать годовщину Os-
тября в боевой обетановке. Третий раз
в Октабрьекий день форты Кронштадта
отласятея но гулом салютов, & тяжким
грохотом боевых залпов. о

Миновав море, Ленинградская  парал-
дель выбегает на берег. Она режет се-
верные окраины города-героя, которые
готовятся сейчас к великому праздниву.
Молчаливо ‘лежат справа и слева от нее
вварталы,  опустошенные вражескими
снарядами. Строгие улицы живут обыч-
ной кипучей жизнью — с трамваями, 6
аккуратными милиционерками на углах,
в людьми, которые, как в мирное время,
nie по Jeaam... Ho Bcé eto AMIMAT BOH-
ной :

Скрестившись с Пулковоким меридиа-
ном, все дальше и дальше в востову тя-
нется наша параллель. Она бежит по
тех местам, откуда в славный день 12.
января грянула по врагу тяжелая мор-
ская артиллерия прорыва. Она подходит”
к древнему русскому озеру — Ладоге,
возле тех мест, где в устье Невы, ках
старинный богатырь, высится Орешек,
построенный нашими дедажи еще в дни
Новгорода-Великого; в руках моряков он
выдержал сойчае полтора года яростной
борьбы и несломимого сопротивления.

Студены воды Ладоги, голубые летом,
евинцово-серые и бурные зиме... Здесь
пролегала великая трасса, спасшая Питер;
ев оберегали моряки. Здесь, точно камен-
ный корабль, стал нз глухой якорь среди
остров Сухо.
Изодранный разрывами маяк, словно
мачта, выситея над ним. Везде мелькают
черные бушлаты... Гарнизон острова — —
правильнее было бы, может быть, сказать,
экипаж острова — соетоит тавже из мо-
pasos. Неподвижное судно — острэв
Сухо несет боевую вахту на Чадожеком
озере. Й честь этой неусышной вахты до-
сталась нал, баттийцам!

И снов» дальше, в воетоку, отремитоя
шестидесятая параллель. Она пересекает
озеро. Она проходит вдоль грохочущего
отненной бурей фронта, к северу от He-
го; немцы, много раз рвались к ней, пы-
таясь смертельной хваткой сжать горло
Ленинграда. Но это не удалось им ни

разу...

Отсюда, с невысоких  приладожевих
холмов, уже видны на горизонте лесистые
и болотистые дали Большой Земли, мо-
гучая ширь родины-матери, святыни, за
которую третий год сражаются город
Ленина и связанный с ним кровной
связью Балтийский фаот..,

у

Проходят дни. Двадцать пять месяцев
утекло стех пор, как залыхалеь от яро-
ети, мы, моряки, отходили м восток
вдоль своей шестидесятой моревой па-
раллели. Третий Октябрь ветречает флот
У берега, обороняя твердыни Ленчлерата.
Радостные вести идут сюда, в город
Ленина, стога, где каждый день отмечает-
ся километрами освобожденной земли; И
флот знает и помнит: придет чае, вогла
по его кораблям и батареям, по ero
бригадам и бронепоездам электрической
искрой пронесутся слова великого при-
каза, Ломан сопротивление врага, сн
ринется тогда на запад...

Тогла его штурманы проложат побед-
ный курс ваоль славной Ленинградской
параллели, Тогда командиры его прикажут:
«Так держать» И Балтийский флот
олять понесет славный флаг русский от
Ленингралекой параллели к параллелям
Риги и Ленайи. от Пулковекого меридиа-
на к далеким берегам врага,

и выполнил до конца лейтенант Ильин.
OH пошел на верную смерть ради торже-
ства конечной победы, благодаря  слу-
чаю остался в живых и увидел

‘и застыл в изумлении мир. Молодой лей-
тенант был не только исполнителем воли
старого адмирала, но, прежде всего, пред-
составителем нового поколения MOPHROB,
выросшего на петровских  традициах,
привитых ему Спиридовым,

Цель жизни Спиридова была достигну-
та: знамя петровских ‘традиций высоко
реяло над удивленным светом, овеянное
славой новой победы русского флота.

Правда, лавры ee достались другому,
хотя лавно признано, что «и но личному
участию и по высшему руководству боем
Спиридов имел на высшую награду боль-
ше права, чем граф Орлов, получивитий
титул Чеоменского по личному благово-
лению Екатерины» («История русской
армии и флота»).

Таков был удел не одного народного
героя в то время протехций и фаворитов.
Длинная реляция Орлова, которую тот
послал Екатерине после Чесменекой бит- ,
вы, конечно, произвела большее впечат-
ление, нежели краткий,  суворовекого
стиля, рапорт старого адмирала.

В сумке Алексея Спиридова, бывшего
ад’ютантом Орлова и посланного е доне-
сением в Санкт-Петербург, рядом с 0б’6-
мистым пакетом реляции фаворита -ле-
жал тощий конверт, надписанный дрожа-
щей рукой отца-адмирала и адресован-
ный Икатерине. В конверте находилось
письмо, в котором Спиридов поеле тра-
дипионного вступления — «Слава гос-
поду-богу и честь Российскому го-
сударетву!» лаконично докладывал о том,
что «ныне на Архипелаге всем пребыва-
ем силой господствующей».

Этот вывод старого адмирала в скором
времени сызнова подтвердил предетави-
тель следующего поколения рубзеких мо-
ряков-_Федор Федорович Ушаков, при-
нявший из рук Спиридова знамя петроз-
ских традиций побед и елавы отечествен-
ного флота,