ноября 1943 г., № 262 (1520) -

Дорогой и любимый наш вождь и отец!

Ё тебе, родному, обращаемся сегодня
мы — сыны и дочери твои — вольные
казаки и казачки Советской Кубани!

В радостный чае освобождения всей
нашей богатой, плодородной кубанской
земли, наших любимых городов и станиц,
прими от нас сыновний поклон и большое
сврдечное спасибо.

Нынче у нас, у казаков, у веех тру-
дящихел Кубани, такая радость. такой
праздник, какого не знали ни деды, ни
прадеды налги.

Дорогой отец, полководец и вождь. как
горячо и радостно бьются сайчае наши
сердца, как счастливо светлтея глаза,
хак торжественны лица у всех! Даже
старые, седые казаки и казачки, у`кото-
рых нынче на войне не только выны. но
и внуки, — и те лихо расправили плечи
п гордо подняли головы. Глянешь вокруг,
в кажется, будто каждая ветка, каждая
травка поют вольную казачью песню.

А всей этоЛ несказанной радостью,
великим счастьем своим наша Кубань
обязана тебе, мудрому вождю и полко-
водцу, освободителю земли советской!

Родной наш, любимый, никогда, вове-
ки-вежов не забудем мы, не забудут наши
дети и внуки тяжких, черных, как моги-
1а, дной страшного фашистекого рабства,
горьких дней пленения проклятым нем-
цем урасавицы-Вубани.

В августе прошлого года, когда в на-
ших садах от обилия сочных плодов гну-
лись долу деревья, когда шумели буйным
волосом волотые кубанские нивы, когда
наливалея и зрел виноград, а на пасе-
ках светлые соты наполнялись аромат-
ным кубансвким медом, мы с горечью я
болью в сердце оставляли свой  колхоз-
ный край, лили по пыльным шляхам е 3а-
пада на восток. За нами оставались род-
ные, широкие, безбрежные черноземные.
поля, шумные леса, буйные реки Кубани.
Но мы знали, что в столице Родины —
Москве не спит ночами, думает и болеет
сердцем за нас всех великяй Сталин, мы
знали, дорогой наш отец, что ты не 06-
тавишь в беде ни одного советского че-
ловека, что недалек час, когда’ вбломая
тобой Красная Армия вырвет Кубань из
немецкого плена, вызвотит наших жен-
щин и детей, стариков наших из-под
кровавого вражеского ига,

Дорогой Иосиф Виссарионович! Таж-
ко казаку вопомнить неволю, плен, а тем
паче немецкий, Скорей. примет казак
смерть, чем ты свободу, станет ра-

бо тужеземца. Никогда неё стоял казак

5 нь коленях перед проклятым  ворогом! -

Но, как ни тяжко вопоминать о немецкой
. неволе, & рассказать о ней надо, чтобы
в06 люди на земле знали, что такое не-
. иец-захватчик.

Враг полонил наш родной край, опога-
зал нашу землю, осквернил наши реки,
разрушил наши города и станицы, он,
как стервятник, терзал наших детей,
лен и невест, матерей и отцов, сестер и
братьев. За время хозяйничанья на Ку-
бани подлый немецкий гад замучил, ра-
отерзал, убил и угнал в фалтистекую не-
золю десятки тысяч мирных людей. Ка-
тие только издевательства и пытки ни
придумывал этот кровавый и жестокий.
палач! Он изобрел машины-душегубюи и
отравлял в них жителей городов и станиц
Кубани. Спокойно, ках заправский  раз-
бойник, убивал он стариков и старух,
малолетних детишек. В застенках геста-
по день и ночь раздавались стоны и не-
чеховеческие вопли. Это немцы пытали,
мучили, жгли и душиля сынов и дочерей
Кубани. Как вопомнишь © черных днлх
фашистской неволи — сердце обливается
вровью, и нет слов, чтобы излить весь
тнев, всю ненависть к проклятым, 0Ca-
таневшим от крови бандитам.

- SEE

KPA

СНЫЙ

Бы АЗАНОВ И КАЗАЧЕЕ РАБОЧИХ РАБОТА 1

ФЛОТ =

_  товорищу СТАЛИНУ И: В.

Это они на Новороссийской дороге.
схватили колхознака Бударного и ero
семнадцатилетнего сына, избили их, &
потом расстреляли. Это они в хуторе
Ново-Тронцком расстреляли 150 наших

станичников, & затем облили трупы го-

рючим и сожгли. Это они расстрелали
всю семью нашего кубанца председателя.
колхоза товарища Хименко. На глазах у
матери палачи сперва убили детей —
двухлетнюю девочку Гзлину, трехлетнюю
Тамару, взрослую дочь Марию, a потом
звереки замучили и ее.

В станице Крымской вемецко-фашист-
ские людоеды повесили возле базара ше-
стнадцать колхозников. Но и с заброшен-
ной на шею петлей кубанские казаки
не просили милости у врага, они стойко
держались перед лицом своих палачей.
Один из наших земляков с лицом, ззли-
тым кровью, гордо, по-орлиному поднял
голову и крикнул подлому врагу; «Родина
за Hac отомстит

He пересказать и не пересчитать всех
пыток и надругательств фашистской са-
таны над нашим народом,  Немецко-
фашистские головорезы надругались над
нашей вековой казачьей честью. В ста-
нице › Ново-Титаровской — фашистокий
солдафон забрал последнюю евинью У
колхозницы Исении Волошко и заставил
казачку, как лошадь, впрячься в сани и
везти свинью через всею станицу. Нет,
сколько ни жили казаки на свете, & та-
кого позора и срама не видели никогда!

Это немецкие оккупанты разорили,
разрушили и ‘сожгли наши хаты, наши
колхозы и совхозы, фабрики и заводы,
школы и вузы, театры. и сады.

А что сделали немцы с цветущим
центром Кубани—_Краснодаром, с прек-
расным черноморским городом Новорос-
сийском, с Армавиром, Темрюком, Ана-
ной, Таманью и многими другими горо-
дами и станицами!

Но этот разбой, пролитая кровь ка-
зака-кубанца не прошла и не. пройдет
немцу даром! Великая. бессмертная не-
нависть огнем опалила наши сердца.
Этой ненавистью были налиты пули ку-
банских партизан, эта ненависть еще
острее отточила клинки наших земляков-
воинов; святая неугасимая ненависть
повела сынов наших, отцов и братьев
в грозную атаку, чтобы ‘бить поганую
немчуру, бить люто, нещадно, насмерть.
За богатырскую Кубань, за великую ро-
дину нашу, за жизнь и народное счастье
дрались партизанские ‘отряды, дрались
казаки, казачки и даже малые казачата.
Народные мстители Кубани в тяжние
дни немецкой оккулации уничтожили

‚ десятки поездов с военными грузами,

Вся семья советокого  специалиета,
жителя города Краснодара товарищь
Игнатова — жена и двое детей ушли в
партизаны. Они мотили фашистским
`головорезам за муки, слезы и кровь
наших людей. Два сына Игналова при
взрыве вражеского эшелона пали
смертью храбрых. Им, посмертно  при-
своено звание Героя Советского Союза.

Немцев. на Кубани нешадно громили
все, в ком бъетея настоящее русское
сердце, в ком немеркнущим пламенем
горит любовь к отчизне, любовь к на-
роду, к тебе, великий Сталин.

Поганому ворогу не удалось сломить
волю казака к свободной жизни, не уда-
лось бросить Бубань на растерзание
немецких баронов и помещиков.
ские казаки были и остались гордыми
и храбрыми, Hak их деды и прадеды,
прямые потомки лихих запорожцев. Они
похожи на своего земляка из станицы
Марьянской шестидесятидвухлетнего ка-
зака Анания Дмитриевича Трегуб —
честного, гордого, непокоренного руб-
ского человека. Немцы в НА п.
пой гих казаков расстрелив
Ha, cea родной Кубани. Но чудем
Ананию

i

тысячи фашистов, пустили под откос.

убан-

Дмитриевичу Трегуб удалось

Преступления и: показание ,

спастись. ‘Облитый кровью, в ранах,
казак добралея ло своей халы. Боль и
страдания не свалили старого кубанца,
не заглушили в нем лютую казачью He-
нависть к врагу. На другой лень он
пришел к фашистскому  коменданту,
илюнул ему в морду и сказал: ваша
возьмет все равно!
Вот они какие — казаки-кубанцы!

В хуторе Георгиевеком немцы ape-
стовали шестнадцатилетнюю дочь парти-
зана Дусю Сорокину. Они потребовали,
чтобы девушка выдала партизан, Верная
дочь. Кубани молчала. Тогда немпы сог-
нали на площадь жителей хутора и по-
требовали выдачи’ семьи партизана Co-
рокина, но хутор тоже молчал, В от>
местку проклятые изверги подожгли ху-
тор и жестоко расправились с Дусей
Сорокиной. Они вырезали ей нос, икры
на обеих ногах, выбили зубы, выдавили
глаза и бросили умирать в степи, Де-
вушка погибла от страшных пыток, но
предателем не стала.

Вот\они какие — кубанские казачки!

Неугасимая ненависть в врагу полы-
хает в наших сердцах. С нею идут в
бой на фашистских захватчиков наши
сыны и мужья, отцы и братья. Они свя-
‘те хранят вековую казачью воинскую
славу. Как не гордиться нам, родной
Иосиф Виссарионович,  казаками-дова-
торцами, казаками-кириченковцами
Они — верные сыны Родины — 6ec-
страшно рубили и рубят головы немец-
ким бандитам. Они не опустят прос-
лавленный дедами и прадедами, бес-
страшным Кочубеем казачий клинов до
тех пор, пока не будет изгнан с нашей
советской земли, пока не будет разгром-
лен захватчик-немец.

В казачьих полках и дивизиях вырос-
зи бесстрашные герои — наши земляки.
Мы гордимея своим земляком команди-
ром артиллерийского дивизиона — май-
ором Чекурда. Немцы расстреляли ero
жену,
дочь, но казака не сломили никакие бе-
ды. Он дрался вместе с дивизией Ту-

таринова пох Кущевкой, Его батарейцы

спалили в одном бою семь и подбили
два немецких танка, они’ на руках пез
реталцили свои пушки зимой через гор-
ные неревалы. Мы гордимея своей зем-
лячкой пулеметчинцей Марусей Серпохры-
ловой. Орденом Красного (Знамени, ме-
‘далью «За отвагу» наградила ее Роди-
на. Мы гордимея кубанцем — Героем
Советского Союза старшим сержантом

Михаилом Карницким, пятнадцатилетним

моряком Витей Чаленко, бесстрашно по-
гибшим у Новороссийска. Мы гордимся
гвардии капитаном Тищенко. Он погиб,
‘освобождая от врага свою родную ста-

Huny Абинскую. Имена. этих героев ни?

когда не забудет Кубань, они `зеегда

будут жить в наших сердцах, в сердцах

внуков и правнуков наших. Bee

Наши земляки-кубанцы- лихо били
немецко-фашистских захватчиков пох
Москвой и Сталинградом, они  сейчае,
высоко подняв остро отточенные  ка-
зачьи клинки, очищают от немецких

разбойников братские земли Украины и

Белоруссии.
Казаки-кубанцы воегдз били  инозем-
ных захватчиков. Они сражались в (те-

чественную войну 1812 года, они obopo- —

няли Севастополь в 1854—55 гг.

Их вторбй пластунский батальон за
примерное: отличие при обороне  Сева-
стополя жалован был Георгиевским зна-
менем. Кубанцы бывали на Балканах и
в Манчжурни, в лесах Восточной Прус-
вии и в песках Багдада. Кубанцы бы-
вали на Карпатах и в Берлине!

Прославленные
час, ведомые тобой, великий Сталин,
покрывают свои боевые знамена новой
славой. Они удивляют весь мир своими
подвигами в борьбе с немецкими окву-
пантами.

° За родную Кубань славно бились. наши
земляки. Это ты, родной и любимый отец,
смело вел их в 60й, вто ты, великий пол-

и

мемемких извергов

В Москве под названием «Документы
обвиняют» вышел сборник -документов
0 чудовищных зверствах германских
завотей на временно захваченных ими
советских территориях. На 248 страни-
цах текста’ и иллюстраций показаны
отдельные кошмарные убийства, пытки,
надругательства над советскими гражда-
nama, Трудно смотреть на фотоснимки
замученных, зверски изуродованных со-
ветских людей, умерших в неописуемых
мучениях, с застывшим на лице ужасом.
В особенности ужасны фотоснимки 38
мученных детей. Мы уже видели многие
из этих снимков в газетах, читали акты
 подлых зверствах, Они рождали гнев
и звали к мести. Теперь, собранные вме”
сте, они обличают преступления не от
дельных палачей из германской армии,
а всю германскую военщину, офицеров
ий солдат, членов немецкой фашистской
партии,

В первом выпуске сборника  напеча-
таны документы, относящиеся, больше
всего к концу 1941 годаи к. началу
1942 года. Следующие выпуски будут
еще страшиее, собранный в них мате”
риал будет еще более изобличительным.
Депларация об ответственности гитлеров
невза совершаемые зверства, подписан“
ная главами правительств США, СССР и
Англии, говорит: «Новое заключается В
TOM, что многие из этих территорий сей-.
час освобождаются  продвигающимися
вперед армиями держав-освободитель
НИЦ И Что в своем отчаянии отступающие

титлеровцы-гунны удваивалот свои без-
жалостные жестокости». a
Массовые убийства мирных и

— 16 только не притупиаи зверские

ны
Д. ЗАСЛАВСКИИ.

стинкты гитлеровцев, но, напротив, еще
больше  изошрили их ^ преступную
страсть. Они убивают, чтобы убивать и,
кроме того, чтобы скрыть следы своих
преступлений. Но это им не удается. До-
кументы дают возможность точно устано
вить личности и имена преступников.
Они устанавливают и характер преступ”
лений. Декларация Рузвельта, Сталина
и Черчилля предупреждает солдат и офи-
церов немецкой армии и всех чиновников
гитлеровского правительства, всех HG
полнителей изувереких приказов, исхо“
дящих от изверга Гитлера: «Пусть те,
кто еще не обагрил своих рук невинной
кровью, учтут это, чтобы не оказаться в
числе виновных, ибозтри союзных  дер-
жавы наверняка найдут их даже на
краю света и передалут их в руки их
обвинителей с тем, чтобы смогло. совер
щиться правосудие».

Это грозное предостережение. немцам
придает особый характер сборнику доку.
ментов о немецких зверствах, Это — ма
териалы к беспощадному очно
му акту. Это — начало великого судер-
ного процесса, какого не бывало до сих
пор в истории человечества. Это — пол
тотовка к справедливому наказанию, от
которого некуда уйти преступникам, кто
бы они ни были, потому что нет и He
может быть тепери для них убежища на
земном шаре. Библейский Каин, стра
шившийся встречи © людьми, мог бы
почитать себя в безопаоноети при срав’

разрушение городов и деревень; установ-

нении © немцами, обагрившими руки
свои в крови мирного населения и воен-
нопленных. sane

Сборник «Документы обвиняют» са-
держит ноты Народного Комиссара
Иностранных Дел тов. В, М. Молотова о
зверствах немецио-фалистсвих захвалчи-
ков от 6 января и 27 апреля 1942 года.
Это— вступление к сборнику. Далее сле
дуют по пяти разделам преступления
гитлеровцев: ограбление населения и

ление рабско-крепостнического режима
и увод населения в рабство; разрушение:
национальной культуры народов СССР
в захваченных районах; зверства и на-
силия над мирным населением; истребле:
ние советеких военнопленных.

Каждый раздел состоит из трех ча
(тей. Первая — это’ статьи из заключен-
нойв 1907г. в Гааге международной кон:
венции о законах и обычаях сухопутной
войны; вторая часть — приказы герман-
ского командования и различные немец-
кие документы, нарушающие эти статьи;

третья часть — документально установ“
ленные зверства и насилия гитаеровцев.
zk *&

В голландеком городе Гааге в 1899 г.
и в 1907 г. по инициативе России со-
бирались международные  конфереяции,
пытавшиеся создать некоторые нормы,
законы, правила при ведении войн; ”что-
бы по возможности ослабить жестокость
войн и оградить от непосредственных
военных дейетвий мирное население,

На конференциях происходила оже-
точенная борьба, Наиболее непримири-
мым противником Россий была Герма-
ния, Ее представители выступали против.

ководец, принес нам радость освобождё-
ния. И вот сегодня мы шлем тебе свое
благодарное письмо в Кубани, которая
снова вся стала свободным и вольным
враем. Сегодня на ее земле нет ни одного
немца, :

Кубань, Кубань! Родина чаша, нали
колхозный богатырь! Сколько сложено
песен о нашем вольном, цветущем крае!
Сколько стихов сложили QOSTH во славу
его! Да вот сегодня и мы — казаки и
казачки, которые больше привычны Е
боевому коню и клинкам, в косам да к
тракторам, станкам и машинам, ‘в. свет-
лый час освобождения решили выразить
свою радость, свою зюбовь, свою клятву
стихами:

Любимый Иосиф Виссарионович! Ham
честный, самоотверженный трух нз кол-
хозных и совхозных полях, в цехах 38-
водов и фабрик лучше всего выражает те
священные чувства благодарности тебе,
героической Красной Армии, которые
сейчас испытывает каждый труженик
евободной Кубани.

Воодушевленные победами воинов ге-
роической Красной Армии, мы трудимся,
не покладая рук, во имя победы.

В пороткий срок в нашем крае восста-
новлены и пущены в ход заводы и фаб-
рики, разрушенные немецко-фаптистеки-
] ми разбойниками. Налажена бесперебой-

мучили в гестапо  шестилетнюю

конники-казаки. сей-

и

Мы работали мирно и ввободно
могли бы

Так работаль, чт0б наши победы
росли.
По весне прилетали в наш край
журавли
Й метали икру красноперые рыбы.

Золотые колосья зерном наливаляеь,

Гнулись долу деревья от тяжких
Е: плодов.

Так мы радостно жили, не зная оков,

Й; счастливые дети у нае

нарождалиеь.
Тот, кто гостем желанным бывал на

Кубани,
Где цветет изобильем родная
земта, —
He забудет бескрайние нашн поля -
_ И заветную леснь вамышей на
we Tamang.
Все у нас — до цветущих
и стройных берез,
До тропических пальм, золотых
мандаринов.
Нашим предкам когда-то ключи
от Берлина
Бургомистр немецияй с поклоном
принес.

Мы в суровых сраженьях тебя
отстояли,
дорогая
; ee 7 Blea
В тот же день, когда жерла орудий
Е : врага
Повернулиеь наз нае, чтобы емать
и развеять,
Мы пошли за тебя, наших сил не
жалея,
Бак жизнь,
дорога.
Враг, не зная пощады, глумилея = -
над нами,

’ Черноземный наш край,

Потому что для нас ты,

` ходил.
Только ты, наш любимый, опять
_  водрузиа
_Над родимой Кубанью советское.
- знамя!
Мы клянемся свой дом по-хозяйски
} ототроить,
Вновь сады зацветут, разрастутся
: Е поля.
Все родит черноземная наша земля
Больше прежнего времени вдвое —
BH втрое.

\ 3

@

==

%
всех предложений, имеющих целью 06е-
зопасить мирное население и сделать
неизбежные страдания во время войны
менее мучительными. Германия › нехотя
подписала конвенции, выработанные в
Гааге. Правители Германии ставили
свою подпись, заранее зная, что они на-
рушат все конвенции. Но они вынуж“
дены были подписаться под давлением
мирового общественного мнения и пох
давлением немецкого народа, который
еще ‘не был тогда развращен разбойничь-
им учением фашизма о безнаказанности
преступлений во время войны.. т

Основная идея конвенций, заключен“
ных в Гааге 36 лет назад, заключается
в том, что непосредственно воюют между
собой армии, что есть принципиальное
различие между вооруженными и HeBO-
оруженными силами страны, что массо-
вые и отдельные убийства  невооружен“
ных людей, насилия над ними, грабеж,
уничтожение их имущества — это пре“
ступления, которые нарушают законы
международного права, и что самое су-
ществование ‘международного права —
великий истерический и. культурный
факт, с которым должны считаться все
правительства, все народы.

В Гааге были торжественно провозгла-
шены основные начала международного
права. К сожалению, они ничем не’ были
подтверждены. Державы, которые — под-
писались под конвенциями, не взяли Ha
себя действенного обязательства силой
охранять их постановления. Нормы меж”
дународного. права остались благими на-
мерениями, которыми, как известно, вы
мощена дорога в ад. Действительно, по
той дороге Европа пришла в аду первой
имперналистической войны  1914—
1918 гг.

Надо ли говорить о том, что Германия
первая нарушила подписанные ею кон-
венции, нарушила нагло, цинично, бес”

Никогда никому не платили мы дань
И рабами врагов никогда не бывали.

Гад проклятый по землям кубансвим

Had не только от международного

‘мецких зверств,

ная работа железнодорожного транепор-
та. Всюду кипит радостный, созидатель-
ный труд; наши люди — вольные в еча-

нимают свой родной край. Заводы и фаб-
рики столицы Вубани успешно выполни-
ти и перевыполнили евои полугодовые и
квартальные планы. Она дали Родине и
фронту продукции нз несколько десятков
миллионов рублей. В августе нынешнего
года коллектив Краснодарского трамвая
завоевал республиканское первенство в
социалистическом соревновании  пред-
приятий коммунального хозлйства и по-
лучил первую премию.

› Сейчас в Ераснодаре, Армавире, Ново-
российске исмногих других городах вое-
станавливаются промыпменные я про-
мыслевые предприятия, школы, больни-
цы, театры, тысячи жалых домов,

Казаки и казачки Кубани на холхоз-
ных и вовхозных полях показывают при»
меры самоотверженного труда. Из уро-
жая этого года мы дали Красной Аруип
миллионы пудов первосортного зерна. За
высовме показатели по развитию сель-
`вкого хозайства наш Березансвий зерно-
08х03 удостоен высокой чести — ему
вручено переходящее Красное Знамя Го-
сударственного Комитета Обороны.

В тяжелых условиях довелось нам тру-
диться в нынешнем году. Под разрывами
бомб фашистских стервлтников рабочие
и работницы восстанавливали свои род-
ные заводы и фабрики, трудились у
‘станков и машин, колхозники и колхоз-
ницы возрождали свои хозяйства, соби-
рали военный урожай. Под пулями ры-
баки и рыбачки брали высокие уловы и
уже дали Красной Армии и Родине сотни
тысяч пудов свежей высокосортной рыбы,

Растет и крепнет наша помощь муже-
ственным воинам Враеной Армии. Она
будет расти не по дням, а по часзм!

Бубанцы собрали в фонд Красной Ар-
мии свыше десяти миллионов пудов зер-
на и сорок шесть миллионов рублей дали

на отроительство танковой колонны