превращая его в пепел и развалины,

кухни и другие

зыпускавший дорожные

по установлению и расследованию злодеяний

шение. Чрезвычайной 1

+

ноября 1943 г., Ne 263 (1521)

==:

КРАСНЫЙ ФЛОТ

осударственной Комиссий

‘немецко-фашистских захватчиков ий их сообщников и причиненного ими

ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, ‘государственным предприятиям ‘и учреждениям СССР.

О РАЗРУШЕНИИ

Древнейший русский город Смо-
ленск, богатый событиями в ©в0ем раз-
витии. из века в век отражал в иото-
рии нашей Родины рост ее могуще-
ства и славы. Небывалого расцвета до-
стиг он за тоды соведской власти.
необычайной
количество промышленных предприятии,
культурно-просветятельных учреждении.

15 пюля 1941 ода в Смоленек вор-
вались гитлеровские орды. 26 месяцев и
40 дней длилось их кошмарное хозяи-

‚ничанье, сопровождавшееся неслыханны-
ми злодеяниями И’ насилиями,

С чудо-
вишной жестокостью и коваротвом 130
дня в день разрушали они фабрики и
заводы, больницы и поликлиники, иноти-
туты и техникумы, школы и музеи, пар-
хи и сады — весь древнейший город,

После освобождения города лишь 38
10 дней минерами было извлечено
различных зданий более 100 тысяч в
лограммов авиабомб и мин замедленного
лействия.

На основании ‘актов, составленных
представителями государственных пред”
приятий и учреждений, общественных
организаций, показаний очевидцев и
свидетелей, а также на основании про”
изведенного членом Чрезвычайной Tocy-
faperBeHHo Hommecum авалемиком ни
Бурденко расследования фактов  разру’
тений и злодеяний, учиненных в Г. Cmo-

ленске немецко-фашистекими  варвара-
ми. установлено:
РАЗРУШЕНИЕ
КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА
Специальные команды поджигателей

взрывали и сжигали новые большие до“

-*
ма, целые кварталы и улицы. В камен

ных зланиях автотеном вырезали желез-
ные балки и увозили в Германию. Из
$.000 домов с полезной площадью белее
650 тые. кв. метров разрушено и сожже”
но 7.300 домов. Разрушены: железобе”
тонный З-пролетный арочный мост 6
двухколейными  трамвайными путями,
выстроенный в 1930—1981 году, coe.
динявший Заднепровье е центром города:
3-пролетный железный мост в Камен”
ными, облицованными гранитом быками,
два виадука через полотно эжелезной до
роги У станции Смоленск; все помеще“
ния бань и подсобные предприятия бан-
но-прачечного комбината. ^ ;

Немецкими оккупантами приведено в
негодность все трамвайное хозяйство,
состоявшее из 27 километров пути, во8-
душной линии и трамвайного парка. ` Вы
веден из строя водопровод. Население
города осталось без воды. Взорваны и
сожжены: водонапорные бани © желе-
зобетонными баками, главная насосная
станция © оборудованием, насосами, мо-
торами, камерой управления и трубо-
проводом, насосная станция © подсоб-
ными сооружениями, станции 1-го и
3-го похема с железобетонными  резер-
вуарами и камерой управления; разру’
шены оборудование и строения над шах-
тами артезианских скважин. .

При отступлении из Смоленска немец:
кие мерзавцы разрушили электрическую
станцию и горох оставили без света, и элек-
троэнергии. Турбины, котлы и тран
еформаторы привели в негодность: уни
чтожили 67 трансформаторных киосков,
сняли около 90 километров  воздутной
сети высокого и низкого напряжения:
контрольно-измерительные приборы вы“
везли в Германию, Фашиетские захват“
чики полностью разрушили и сожгли в
Смоленске 170 магазинов. 260 ларьков,
85 столовых и ресторанов, 2 фабрики-
полсобные постройки
терговых организаций. ^

Большой ущерб немецко-фалтистевие
захватчики нанесли хозяйству управле-
ния связи. Они уничтожили здание
телеграфа, автоматической телефонной
станции, почтамта, радиостанций, par
диоприемного пункта. Нривели в Herod:
ность и уничтожили оборудование теле“
графа и блок-станции. автоматической
телефонной станции, междугородной те-
лефонной станции. Имущество. материал
лы и хозяйственный инвентарь Управле-
ния связи вывезли в Германию.

По лалеко неполным данным общий
ущерб, причиненный  немецко-фаптиет-
скими захватчиками коммунальному хо-
зяйетвя, связи и торговле, составляет
свыше 700 миллионов рублей.

РАЗРУШЕНИЕ
ПРОМЬННЛЕННОСТИ

Немецкие захватчики уничтожили в
Смоленске вее 96 фабрик и заводов. Оня
разрушили Смоленский  льнокомбинат
имени А. А. Андреева, пущенный в эке-
пяоатацию в 1937 году, а оставшиеся
станки, котлы, рельсы и различное‘ обо-
рудование увезли в Германию. Завод
«Метиз», музыкальную фабрику. завод
№ 35, механический завод, 30  пред-
приятий промысловой кооперации, три-
котажную фабрику, завод им. Калинина,
машины,  би-
тумные котлы и цистерны, ‘гитлеровцы
разрушили до основания, На фабрике
«Красный пгвейник» оккупанты взорва-
ли и уничтожили производетвенный кор-
пуе, злание школы ФЗУ и складекие по-
мещения.

В последние дни перед бегетвом He-
мепких оккупантов из Смоленска под-
верглись разрушениям предприятия и
жилые помещения Областного Управле-
ния промышленности стройматериалов.

На кирпичном заводе № 1 они взорва-
ли и разрушили  обжигательную печь,
здания двух формовочных цехов, меза-
ническую мастерскую,
цию, на втором кирпичном заводе -—
взорвали и сожгли все производотвенные

тор. СМОЛЕНСКА И ЗЛОДЕЯНИЯХ, СОВЕРШЕННЫХ НЕМЕНКО-ФАШИСТСКИМИ —

ИЗ  !

электроподотан-

здания и сооружения и вывезли в Tep-
it
8.5 километра узкоколейных
путей; полностью сожгли жилые дома И
постройки рабочего поселка. От кириич-

манию трансформаторные подстанции
готоры;

ного ‘Завода № 5 осталиеь лииь. груды

быстрот0й увеличивалось   развалин. Керамический завод разрушен,
вывезено в Германию.
механиче-
за-

Га оборудование
Оборудование и инструмент
‘ского завода немецко-фалистекие

следовательской станции
лов сожгли;

более Чем в 300 миллионов рублей.

мышленными
который ежедневно
товарных и пассажирских поездов

центрами страны,

дование мастерских, силовых
аппаратура связи и автоблокировки,

Я в Германию.

метра железнодорожных

по, 3 поворотных круга, 7 п
ных метров
зданий. 9 бань; разрушили и сожгли 228

сяч вв: метров. :
Размер ущерба’ но железнодорожному

тей.

РАЗРУШЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Ворвавшись в город, немецкие захвал-
чики разрушили большинство лечебных
учреждений, больных, находивитихея В
больницах, выбросили на улицу, а цен-
ное медицинское оборудование вывезли В
Германию. Жители города были лишены
` медицинской помощи.

Отступая от Смоленска, гитлеровские
мерзавцы сожгли и взорвали здания ле-
чебных учреждений. Они разрушили
терапевтическое, ‘хирургическое, инфек-
ционное, гинекологическое и родильное
отяеления 1-Й советокой клинической
больницы, фазмещавшейся в 20 корпу-
сах. Полностью уничтожили рабочую
поликлинику, третью, четвертую и пятую
амбулатории и шестую амбулаторию при
Льнокомбинале, три тубдиспансера, пунвт
скорой помоши. три женско-детских
консультации, санаторий для подроет-
ков. 25 детских яслей на 1800  мест,:
дезостанцию. молочно-контрольную стан-
цию. санитарно-бактериологическую ла-
бораторию, акушерскую клинику, инфек-
ционную больницу. Дом ребенка, детекую
и зубоврачебную поликлиники; разграби-
ли кожно-венерический диспансер, ин-
ститут физических методов лечения,
детекую больницу, детскую физио-тера-
певтическую больницу,  зубоврачебную
школу, Дом санитарного просвещения
в др.
Ущерб, причиненный немецко-фаптист-
скими оккупантами лечебным  учрежде-
ниям города Смоленска, исчисляется
более чем в 70 миллионов рублей,

РАЗРУШЕНИЯ УЧЕБНЫХ
ЗАВЕДЕНИЙ, КУЛЬТУРНО-
`ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ, МУЗЕЕВ И
ПАМЯТНИКОВ СТАРИНЫ

Немецко-фашистские захватчики уни-
чтожили в Смоленске институты, техни-
кумы, школы; разграбили ценнейшие
коллекции музеев, осквернили и сожгли
памятники старины. Учебники и литера-
туру, наглядные поеобия и приборы, эк-
спонаты и музейные коллекции, пред-
ставлявшие огромную ценность, фашисты
вывезли в Германию. 5

Богатейштая библиотека  педагогиче-
ского института, наечитывавшая сотни
тысяч. книг, была замурована в подвале
для сохранения от пожара во время бом-
бардировок. Немецкие выродки разыска“
ли эту библиотеку и все книги сожгли.
Ценную литературу, учебники, ‚ приборы
и инетрументы медицинского института
и института иностранных языков вывез”
ли в Германию.

В апреле 1943 года немецко-фашиет“
CREM мерзавцам  понадобилея щебень.
Они взорвали для этой цели среднюю
школу № 23 и добытый таким путем ще”
бень использовали на исправление 70°
porn,

‘Tipm отступлении из Смоленска немец-
ко-фапистские захватчики разрушили
почти все учебные заведения. Они сожг-
ли здания педагогического, отоматологи-
ческого и сельскохозяйственного инсти-
тутов; разрушили финансовый, коопера-
тивный, железнодорожный техникумы и
электротехникум связи; сожгли и взор”
вали 22 школы, восемь детских садов,
областную центральную, детскую город-
скую, Заднепровекую библиотеки, биб-
лиотеку им, Горького и Рачевовую
библиотеку им. Первого мая» В этих биб-
лиотеках погибло 646 тысяч книг. :

Ущерб, нанесенный немемко-фалист-
` скими оккупантами школам и учрежде-

ниям Смоленского городекого отдела на-

хватчики вывезли в Германию, здание
частично разрушили; 4-этажное  зда-
ние Смоленской контрольной научногис-

стройматериа-

`Общий размер ущерба, причиненного
немецко-фалтистекими захватчиками про-
мышленным предприятиям, исчисляется

РАЗРУШЕНИЯ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО УЗЛА
Смоленский железнодорожный узел,

связывавший столицу Советского Союза
с важнейшими экономическими и про-
через
проходили десятки
на
Москву, Минек, Брянек, Витебов, Сухи-
ничи, оккупантами разрушен полностью.
Паровозное и вагонное хозяйство, обору-
станций,
B
том чиеле и подвижной состав, увезены

При своем отступлении из Смоленска
немецкие оккупанты взорвали 194 вило-
станционных
путей, 700 стрелочных переводов, 5 де-

oie Ha-
бора воды; уничтожили 3 тысячи погон-
погрузочно-разгрузочных
площадок, 18.300^кв. метров служебных

жилых зланий общей площадью 38 ты-

узлу почисляется в 60,5 миллиона руб-

Ч Долгачевской и Зимбульи; сожгли Дне-

ЗАХВАТЧИКАМИ НАД СОВЕТСКИМИ_

родного образования, исчисляется в 74
миллиона ‘рублей. „

В 1939. году в Смоленске был открыт
драматический театр в новом, прекрасно
оборудованном здании. Немецкие захват-
чики разграбили костюмерную театра, на-
считывавшую до 5.000 предметов, Элек-
трооборудование привели в негодность;
осветительную аппаратуру и антикварную
мебель вывезли в Германию, декорации
уничтожили. Они сожгли Государотвен-
ный цирк на 2.500 мест бо всем обору-
дованием, здание филармония и музы-
вальной школы им. Глинки. Пемецкие
оккупанты разрушили кинотеатры им.
«Пятнадцать лет Октября» на 1.000
мест, «Палас» на 700 мест, «Детвино»
и др. : :
Древнейший город Смоленск сохранял
ценнейшие памятники истории и куль
турного прошлого. В нем имелись храмы
начального периода каменного отрой-
тельства ХИ века, Кремль, предетавляю-
щий одно из крупнейших в мире крепо-
сетных сооружений, а тавже и ряд других
памятников, характеризующих даль“
нейшее развитие русской национальной
культуры и искуества» вплоть до нашего
времени. :

В Смоленске до немецкой оккупация
было 4 музея, располагавших ценными
коллекциями. —

Художественный музей, собиравлгий-
ся с 1898 годы имел боталейшие
собрания преимущественно русских

историко-художественных, историко-бы-
товых, этнографических и других цен
ностей: картин, икон, бронзы, фар-
фора, литья, тканей. Эти еобрания пред-
ставляли мировую ценность — экенони-
ровались на выставке во Франции.  Ок-
купанты разрушили музей,  неннейние
экспонаты вывезли в Германию. В музее
сохранились только бронзовая скульп-
тура Никиты Панина и большой гипсо-
вый барельеф. Вне музея, на
горе, в одной из комнат бывшего
хиерейского дома, обнаружено  неболь-
woe количество беспорядочно свален-
ного, поломанного и побитого имуще-
ства.

Исторический музей, помещавшийся в
здании богословекой церкви ХП века,

ар-

частично взорвано. В музее
подлинные экспонаты, характеризующие
историю города, и как единственное в
этом отношении собрание оно являлось
исключительно ценным.

Музей природы зв Громовой башне
Еремля состоял из собрания, характери-

зовавшего природу Смоленской области,

Музейные ценности фаптистские мерзав-
цы разрушили, а здание приспособили
под казарму.

В Петропавловской церкви, построен-
ной в 1146 году, с пристройками Х\И и
ХУШ веков, они сожгли междуэтажные
перекрытия и все деревянные части зда-
ния. Архангельская (Свирекая) церковь
постройки 1194 года сожежена фаптисталги
28 июня 1942 года. Сгорели полностью
покрытия главы колокольни и вся внут-
ренность постройки 1833 года. Во время
оккупации Смоленска немецкие военные
власти использовали здание церкви под
склад. Ивано-Богословская церковь 1180
года с пристройкой 1770 года взорвана
при отетуплений из Смоленска.

В крепоетных башнях и стенах Кремля
постройки 1567—1602 годов произведе-
вы разрушения.  Немецко-фапистские
захвалчики сняли кровлю с 9 башен Врем-
ля: Волкова, Веселухи, Ратовки, Орла,
Авраамиевекой, Зазлтырной, Вороненой,

провские ворота е надвратной перковью;
разобрали  междуэтажные перекрытия
башни Вублейки. В Гуркиной башне они
устроили склад взрывчатых веществ. В
восточной стене. Времля сделали несколь-
ко проломов. Немецкие оккупанты ¢0-
жгли Троицкий монастырь. В соборе мо-
настыря постройки 1674 год» сгорели
крыши над вбеми зданиями. В колоколь-
не Х\П века сгорела глава, в перкви За-
чатья постройки 1767 г. сгорела крыша,
ния. Деревянный дом наместника архие-
пископа постройки ХУЛ века уничтожен
пожаром. Сохранились только каменные
сводчатые подвалы.

Немецкие захватчики полностью со-
жгли церкви: Спасевую постройки ХУШ
века, Духовскую — ХУШ века, Покров-
скую — ЖХ вбва. Сожгли все деревян-
ные части в церквях: Нижне-Никольской
за Днепром постройки ХУШ века, Геор-
тиевекой — начала ХУШ века, Нижне-
Благовещенской —1779 годы, в Богояв-
ленском соборе — 1781 года; взорвали
Верхне-Никольскую церковь и Введен-
скую церковь Авраамиева монастыря;
увезти в Германию бронзовый памятник
Кутузову и пушки с памятника - 1812
года,

Главный штаб Розенберга по из’ятию
й вывозу ценностей из оккупированных
районов Востока имел в Смоленске спе-
циальное отделение, возглавляемое док-
тором Нерлингом — организатором раз-
грабления музеев и исторических памят-
ников.

Чрезвычайная Государственная Комис-
вия считает приведенные данные об
ущербе, причиненном. немецко-фашист-
скими захватчиками и их сообщниками
общественным организациям,  государ-
ственным предприятиям и учреждениям
торода Смоленска, только предваритель-
ными. Точные размеры ущерба будут
установлены поеле окончательной pac-
чистки территории города и тщательной
экспертизы разрушения жилых зданий,
фабрик, заводов,  культурно-просвети-
тельных учреждений, музеев, историче-
ских памятников и других сооружений,

-в лагерь,

на Соборной

нопленных. Многие из них от побоев и

полностью разграблен, помещение. музея
хранитись

‘Агафонова П. Л. и другие.

МАССОВОЕ ИСТРЕБЛЕНИЕ

СОВЕТСКИХ ГРАЖДАН.

сия на основании заявлений советских
граждан, показаний свидетелей, актов и
специального расследования установила,
что номецко-фашистские захватчики в
городе Смоленеке и его окрестностях
истязали и истребляли мирных совет-
ских граждан и военнопленных.

24 апреля 1942 года, близ деревни
Александровка. карательный отряд: геста-
по в 400 человек зверски расстрелял
176 советских граждан. В районе пофел-

ния радиостанции они расстреляли He
менее 5.000 советских граждан. На
опушке Вязовеньской лесной рощи, в
одном километре от деревни Магалендщи-
на, в июле месяне 1942 года немецкие
власти расстреляли три с половиной ты-
сячи советских граждан. Чрезвычайной

тичности 1.327 расстрелянных. Свидете-
ли по делу зверского истребления совет-
ских граждан в Вязовеньской роще
Варфоломеев И. Е, Повладова В. В.,
Субботина А. В. Новожилов А. С. и
другие показали:

«В пюле месяце 1942 года немецкие

захватчики в одном вилометре от нашей
деревни Магаленщина, на опушке Вязо-
веньской лесной рощи, в течение целого
‘дня расстреливали население города Смо-
ленска, которое до этого было согнано
располагавшийся в поселке
«Садки». В этот день было расстреляно
более 2.000 человек — стариков, жен-
щин и детей».,
° Немецко-фапистекие захватчики пла-
номерно истребляхи раненых и военно-
пленных советских граждан. Врачи Смир-
нов А. Н., Лазунов А. Н., Демилов А. М,
Погребнов А. С. и другие, быв. ие в ла-
Tepe военнопленных, сообщили, что по
дороге от Вязьмы в Смоленск гитлеровцы
расстреляли несжолько тысяч человек.

Осенью 1941 года оккупанты  пригна-
ли из Вязгмы в Смоленок партию воен-

—

истощения не в состоянии были держать-
ся на ногах. При попыжие населения дать
вому-либо из пленных BYCOR хлеба не-
мецкие солдаты отгоняли советских лю-
дей, били их палками, прикладами и рас-
стреливали. На Большой Советской ули-
це, Рославльском и Киевском mocce фа-
птистокие мерзавцы открыли беспорядоч-
ную стрельбу в_колонну военнопленных.
Нленные пытались бежать, HO солдаты
настигали их и пристрезивали. Так бы-
ло расстреляно около 5.000 советских
граждан. Трупы расстоелянных несволь”
ко дней валялись на улинах. £
Это подтверждают жители  торода
Смоленска — Соловьева П. С., Егоров
В. М. Егорова Г. Н., Лунченова Ф. Т.,

Неменкие военные власти  истязали
военнопленных. По пути в Смоленск, и
обобенно в лагере, военнопленные поги”
бали десятками и _ сотнями. В лагере
военнопленных № 126 советские люди
подвергались ` истязаниям, больных 10-
сылали на тяжелые работы. не оказывал
ли медицинской помоши. Нленные в таг.
repe подвергались истязаниям, посылал
лись на непосильную работу, расстрели-
вались. От истощения на почве’ голода,
от эпидемии тифа и дизентерии, замерза-
ния, изнурительных работ и кровавого
террора’ ежедневно погибали 150—200
человек. Немецко-фаптистские захватчи-
ки истребили в лагере свыше 60 тысяч
мирных граждан и военнопленных. Фак-
ты истребления пленных бойцов и
командиров Красной Армии, a также
мирных граждан подтверждены показа“
ниями пленных врачей, содержавишхея
в этом лагере: Смирнова А. Н., Хмырова
В, А., Погребнова А. С., Ерпылева П. Н.,
Демидова А. М., мелипинскими сестрами
ПГубиной Т. С., Ленковской А. Г., & так
же красноармейцами и жителями города
Смоленска.

‚ Под руководством  зондер-фюрерь
Эдуарда Гисе в тагере были  расотреля-
ны тысячи военнопленных.

_ Унтер-офицер- Гатлин зверски
правлялся с пленными. Зная 06 этом,
они старались не попадаться ему на
глаза. Гатлин же переодевалея в костюм
кравноармейца, замешивалея в толпу
и, избрав себе жертву, избивал ее до по-
лусмерти.

Рядовой Рудольф Радтке, бывший борец
одного из цирков Германии, специально
изготовил себе плетку из аллюминиевой
проволоки, которой избивал содержав-
шихся в лагере. По воскресным дням он
приходил в лагерь пьяным, набрасывалея
на первого попавшегося пленного, мучил
его и убивал.

На Смоленской городокой электростан-
ции фашисты заставляли работать исто-
щенных и вывившихея из сил, больных
советских людей. Нередко наблюдались
случаи, когда пленные, изнуренные голо-
дом, падали от непосильной работы и тут
же расстреливалиеь зондер-фюрером Сце-
пальским, зондер-фюрером Брам, Гофма-
ном Маузером, зондер-фюрером Вагнером.

В Смоленоке существовал госпиталь
для военнопленных, советские врачи, ра-
ботавшие в этом госпитале, сообщили:
«До июля 1942 годь больные лежали на
полу, без перевязок. Олежда и подетилка
У них быль покрыта не только грязью,
но и гноем. Помещение не отапливалось,
в коридорах пол покрывалея ледяной
коркой»,

Отношение в раненым точно соответ-
ствовало программе поголовного ибтреб-

рас-

признавалось. Раненые

ВОЕННОПЛЕННЫХ И МИРНЫХ

ка Гедеоновка, близ разрушенного зда-

Государственной Вомисоией установлены.

ца, мундштуки. мелкие
ления русского народа. Никаких ни и Документы, удостоверяющие
щечеловеческих. ни юридических норм не  были найдены лишь в 1

военнопленные! паспорта, одна красноармейская книжка,

ГРАЖДАНАМИ

миссия установила, что в городе, (нь

подвергались чениям и физическим и
ia : ленске и его окрестностях  немецо-рь

моральным.

В свое время в печати сообщалось, как шистские изверги расетреляли и замуие ^*”
гитлеровские палачи инсценировали «0б-   ли свыше 135 тысяч мирных совеод
следование» своей же кровавой расправы   граждан и военнопленных.
над польскими офицерами в Ватынском Чрезвычайная Государетвенная [№
лесу (в. районе Смоленска), чтобы M0-  уиесия поручила специальной суден
шеннически выдать это. злодеяние 3а  охицинской экспертной комисени пу
«преступление большевиков». Эти ГНУС-   извести иселедование трупов расту,
ные измышления матерых  фальсифика-   знных и замученных советеких гих
торов еще характернее выступают теперь   тн в Смоленске.

в свете новых чудовищных преступлении, К а
совершённых ими в Г. Смоленске. . Ниже Ото акт судебно-нел

Чрезвычайная  Государетвенная Ro-   WMHCKOM экспертизы:

«АКТ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ,

Согласно указанию Чрезвычайной Го-  ного научно-исследовательского  лниь
сударетвенной Комиссии по установле“   тута судебной медицины _ Наркомздиы
нию и раселедованию злодеяний немец- СССР доктора MM. С. Семеновекого;
ко-фашистских захватчиков и их 60’ старшего научного сотрудника п
общников и причиненного ими ущерба   т.бно-химического ‘отделения Госу
гражданам, общественным — организа”   ственного научно-иселедовательского ти
циям, государственным предприятиям И  ститута судебной медицины Наркожть
учреждениям СССР — от 28-го сентября   в» СССР. доцента М, Д. Швайновой —
1948 года, Судебно-медицинекая Экс- период с 1-го по 16-е октября 1943
пертная Комиссия в составе: _   qa произвела экогумацию и судебноли

‘члень Чрезвычайной Государственной   тицинское исследование трупов в мела
Комиссии академика Н. Н. Бурденко;   погребения в гор. Смоленске и ето и

и а ieee aie рестностях, для:
ет и aS ae установления личности поки.

профессора кафедры судебной  меди- 2 Z
цины 2-го Московского Медицинского В \диагностики` причины смерти» —
института доктора медицинских наук ) определения количества погреба
В, М. `Смольянинова; \ ных и срока давности погребения,

старшего научного сотрудника TaHa- Обстоятельства дела изложены в ду
тологического отделения  Государотвен-   кументах следствия.

Заключение

Судебно-медицинская комиссия, 06-   ритории массовых погребений — делали
новываясь на результатах судебно-меди-   возможным вывод, что в обследованию
цинских, судебно-химических и сиек-   пунктах гор. Смоленска и его огрють
а. исследований, а также   стей количество трупов советских газ

ии следственных  документов,-
iouxonn 4 sananuent: у 2   дан, умерщеленных и погибутих в пели

Материалы следствия. количественная   ЗРеМеННой оккупации немцами, при
характеристика” трунов в раскрытых   Шает 135.000, распределяясь следующи
ямах-могилах и изучение участков тер   образом:

1. На территории бывш. Смоленской Радиостанции

у сёл. Гедеоновка до 5.000 трупов

2. > селений Maranenmuna—Basopenpxa » 3.500 »

3. > плодово - овощного хозяйства у
сел. Реадовка ‘ ``» 3.000 »
4, > Пионерского (соснового) сада > 500 »›
ео. > Дома Красной Армии » 1500 »

6. > большого концентрационного ла-

геря № 126 » 45.000 »
7. » малого концентрационного лаге- ‘

pa Ne 126 » 15.000 »
8. » Медгородка Западной железной

дороги > 1.500 »›
9. > деревни Ясенная » 1000 »
10. > бывш. немецкого госпиталя для

военнопленных и общежития сту>

дентов/ Мединститута по Poc- =

лавльскому шоссе d » 30.000 $
11. * Лесопильного и  Ликерно-водоч-

ного заводов : » 500 +
12: > концентрационного «лагеря у Hep.

Печорской & _» 16.000 »
13. > : селения Ракитня : тт. 9000
14, > авиазавода № 35 в районе станции

Красный Бор, совхоза  Пасово,
дер. Александровской, TOC, moc.
5 Серебрянка и Дубровенька » 12000 »s

В период с 1-го по 16-е октября 1943   мация и судебно-медицинокое иссле»

тода на территории гор. Смоленска и его   ние‘ трупов в следующих пунктах:
окрестностей были произведены эксгу-

1. На территории бывш. Смоленской радиостанции;

= » селений Магаленщина—Вязовенька;

3. >= Пионерского сада;

4. > плодово-овощного хозяйства (у дер. Реадовка);

5. > большого концентрационного лагеря (№ 126);

6: > малого концентрационного лагеря (№ 126);

7. > Железнодорожной больницы (Медгородок Западной
железной дороги); ‹

8. > дер. Ясенная;

ek » Дома Красной Армии; i

10. > авиазавода Ne 35;

it, > бывш. немецкого госпиталя для военнопленных и 06-
шежития студентов. Медицинского института по Рос
лавльскому шоссе; _

12. » Лесопильнсго ий Ликеро-водючного заводов;

13. > концентрационного лагеря у дер. Печорская;

14. > дер. Ракитня.

и 12 воиноких медальонов). В wes,
рых случаях в качестве материале №
опознавания личности покойного ми
быть использованы только частично т
ранившиеся предметы‘ одежды п?
туировки,

Давность погребения экогумированвл

В указанных пунктах было рабтрыто
$7 мест захоронений (ям и могил), экс-
гумировано и исследовано 1.173 трупа,
из которых было 1.033 трупа мужчин,
122 женщин и 18 детей и подростков.

‚ При исвлеловании трупов было кон-
статировано наличие: :

18 детей и подростков в возрасте до   ТРУпов, судя по результатам судебное
16 лет. дицинских исследований, доли» @9
_835 мужчин в возрасте от 20 до 40   ОТтнесена, преимущественно, ко prop
лет. половине 1941 года, 1942 году 1 105

103 женщины в возрасте от 20 ло 40 В 4-х местах захоронения — #1
тет. году.

217 мужчин и женщин в возрасте При  судебно-медицинеком иссле

свыше 40 лет, :

В процессе раскрытия могил-Ям ye-
тановлено, что в них не производилось
погребения трупов в обычном емысле
слова, а имело место хаотическое сбра-
сывание и закапывание трупов мужчин,
женщин и детей, в некоторых случаях
вместе с частями трупов животных (со-
бака, лоладь), при этом  закапывание
трупов совершалось на различной ray-
бине от 0,3 метра до 3,0 метра. Трупы в
ямах большею частью были или вовсе
без одежды или в поношенном нижнем
белье, в меньшей же части — трупы
обнаружены в одежде или воинском об-
мундировании. На нижнем белье неко-
Topol части трупов, эксгумированных
ив могил на территории Больнгого и Ма-
лого концентрационных лагерей,  отме-
чается множество мертвых вшей.

Вместе с трупами в ямах или в кар-
манах одежды `находились различные
предметы бытового обихода: плетеные и
клеенчатые сумки с картофелем или ку-
сками хлеба, эмалированные кружки
и флаги, бритвы и перочинные ножи
почтовые карточки, карандаши, зеркаль-

ний в отношении 567 трупов no
данные, ‹свидетельствующие 0 THM,
причиной смерти были ‘огнестрельные  ,
нения головы и грудной клетки — №
случаев; множественные переломы #07)
черепа от удара тупым, твердым пр!
rom — 29 случаев,
`-- Огнестрельные ранения были 1”
тированы у 431 мужчины, 100 27
и у 7 детей и подростков. Входные ©
веретия ранения, как правило, 10%
гались в зальмлочной области голови Г
на задней поверхности шеи; в нии”
отдельных случаях — в тоеменных °
сочных и лобной областях, & 715
передней поверхности грудной гл”
на спине. Повреждения  толовы  0,
твердым, тяжелым. предметом ОИ
мужчин, 4 женщин и 1 подростка. .
При исследовании 606 трупов №.
наружено причин смерти passat”
го характера, при этом в одной ©
случаев, основываясь Ha судебном ,
цинеких данных, следует считать
причиной смерти послужило 1070 ,
или острые инфекционные 6027,
отношении другой части трупов р

деньги и проч.   ЗАедигие гнилоетные изменения 17.
М   во ` Fi
зичность, зможности с определенностью of
6 случаях (три   ПРИЧИНе емерти,

ий
Окончание см. на 3-й стр,