mei
ioe

‚ Москва от имени Родины салютовала

Смерть немецким оккупантам!
—=__ оиечвим оккупантам:

Красная Армия и советский народ. достигли
за истекший год, больших успехов в борьбе против
немецких захватчиков. Мы добились ‘коренного
перелома в войне в пользу нашей страны, и война

Верховного Главнокомандующего
Генералу армии ВАТУТИНУ.

Войска 1-го УКРАИНСКОГО фронта,
успешно развивая наступление, сегодня,
7 ноября в результате стремительного удара
танковых войск генерал-лейтенанта РЫ-
БАЛКО овладели городом ФАСТОВ —
крупным узлом железных дорог и опера-
тивно-важным опорным пунктом обороны
немцев на юго-западном направлении.

Таким образом прервана основная желез-
нодорожная магистраль, связывавшая Киев-

кую группировку немцев с их Криворож-.

кой группировкой.

В боях за освобождение города ФАСТОВ
особенно отличились:

6 Гвардейский Киевский танковый корпус
гнерал-майора танковых войск ПАНФИ-
ЛОВА, 91 отдельная танковая бригада пол-
ковника ЯКУБОВСКОГО, 22 Гвардейская
ното-стрелковая бригада полковника МИ-
ХАЙЛОВА, 51 Гвардейская танковая брига-
да подполковника НОВОХАТЬКО, 52 Гвар-
дейская танковая бригада подполковника
ПЛЕШКО, 53 Гвардейская танковая брига-
даполковника АРХИПОВА и 1893 самоход-
ный артиллерийский полк подполковника
БАСОВА. м

В ознаменование одержанной победы со-
вдинениям и частям, отличившимся в.боях
за освобождение города ФАСТОВ, присво-
ить наименование «ФАСТОВСКИХ». `

п, .

Впредь эти соединения и части
именовать:

91-я Фастовская отдельная танковая
бригада, i

22-8 Tpapneiickans Фастовская мото-стрел-
ковая бригада, .

51-я Гвардейская Фастовская танковая
бригада, ©

52-я Гвардейская Фастовская танковая
бригада, ``

53-я Гвардейская Фастовская танковая
бригада.

1893-й Фастовский самоходный артилле-
рийский полк.

6-й Гвардейский Киевский танковый кор-

пус, второй раз отличившийся в боях сне-

мецкими захватчиками, представить к на-
граждению орденом КРАСНОГО ЗНАМЕНИ,

Сегодня, 7 ноября, в 20 часов столица.

нашей Родины МОСКВА от имени Родины
салютует нашим доблестным войскам, ос-
вободизшим город ФАСТОВ, — двенад-
цатью артиллерийскими залпами из ста
двадцати четырёх орудий.

За отличные боевые действия ОБ ЯВЛЯЮ:

БЛАГОДАРНОСТЬ всем руководимым Ва-
ми войскам, участвовавшим в боях за ос-
вобождение горола ФАСТОВ.
Вечная слава героям, павшим в борьбе
за свободу и независимость нашей Родины!
Смерть немецким захватчикам! —

теперь идет к окончательной развязке.

На рассвете 6 ноября 1943 года войска
1 Украинского фронта освободили от не-
мецких оккупантов город Киев. С передо-
выми частями в город прибыли руководя-
щие работники городских партийных и
советских организаций.

Следует отметить хорошую организацию
артиллерийского огня, проведенную на-
  шими артиллеристами. Нашим метким и
исключительно мощным артиллерийским
огнём была сразу подавлена артиллерия
противника, что дало возможность развить
стремительное наступление нашей пехоты
и танков. Немцы, боясь полного окруже-
ния их в городе Киеве, в панике бежали
из города и не успели сжечь и взорвать
город Киев, как это было сделано е Пол-
тавой и другими городами левобережной
части Украины, Но несколько значитель-
ных об’ектов противник 868 me успел
взорвать и поджечь. Сгорели Виевский
университет, Дом обороны, городская
публичная библиотека, электростанции
(ЕРЭС, ЦЭС), взорваны 2 цеха завода
«Большевик», хлебозаводы, водопровод-
Нов хозяйство, все мосты, путепроводы и
рял больш  ‹ жилых зданий. a

Почти все театры ropora yueaean. Pa-
нее сгорели: цирк, театр Ерасной Армии,
театр «Юного зрителя» и все кинотеатры,
а. в центральной части горо-
Немцы ограбили почти все дома в го-
роде, из некоторых (здания ЦЕ КИ (5)У,
Верховного Совета УССР) вывезены даже
дверные ручки, вытащены подоконники,

_МОСКВА, КРЕМЛЬ.

двери, оконные рамы, паркет и вырваны

мраморные плиты.

‚Немцы пытались угнать все население
Они- разыскивали жителей, ис-

герода.
пользуя специально дрессированных для
ловли людей собак. Киевляне изыскивали
всякие способы, чтобы уклониться от 06-
лав: Они прятались в канализационных и
водосточных колодцах, замуровывали друг
друга в подвалах домов, заваливали себя
рухлялью на чердаках. В беседе со мной
киевский врач Пашков рассказывал, что
для того, чтобы сбить собак-ищеек во
следа, он решил укрыться в подвале и,
идя туда, смазал подошвы своих ботинок
ихтиоловой мазью, а место, где он пря-
талея, облил керосином. Во время облавы
в Киеве были многочисленные случаи с8-
моубийств. Профессор Лозинский, услы-
шав, что в его квартиру вхолят жандар-
мы, принял яд, а велел за ним отрави-
лись его жена и дочь. Немцы производили
массовые расстрелы людей, укрывавияхся
от угона. На Подвальной улице, в Ми-
хайловском и Фруктовом переулках нашли

много трупов жителей, пытавшихся ук-.

рыться от немцев. Немцы их расетрели-
вали и сжигали. Им удалось угналь из
города значительное большинство населе-
ния. Киев производит впечатление вы-
мершего города.

Сейчас из окрестных лесов, болот, ов-
рагов и кладбищенских склепов возвра-
щаются большими группами киевляне.
‘Они производят тяжелое впечатление от
пережитых ужасов, издевательств и лише-

‘плача рассказывали мне 06
кой оккупации.

‚ чайшую и сердечную благодарность

Положение в Киеве

ний. С непередаваемым волнением ветре-
чают жители города бойцов Ерасной Ap-
мии. .

Мы сейчас занимаемся установлением
порядка в городе, учетом сохранившегося
имущества и восстановлением важнейших
отраслей городского хозяйства.

Частично взорванный немцами  водо-
провод через несколько дней удается вое-
остановить, и мы дадим городу воду. Уце-
левшее на заводах электрооборудование
даст возможность через несколько дней
обеспечить подачу городу около 1.000 ки-
ловатт электроэнергии, чего хватит для
первой очереди водопровода и освещения.
На хлебозаводах сохранилось некоторое
оборудование и несколько печей. Кроме
того, будет использорано около 50-ти мел-
ких хлебопекарен. Все это даст нам воз=
можность через несколько дней органи-
зовать выпечку хлеба.

Принимаем все меры, чтобы как можно
скорее построить железнодорожный мост
через реку Днепр.

би 7 ноября, будучи в Киеве, я беседо-
вал со многими жителями города, которые
ужасах немэц-

Повсюду, гле я был, меня просили жи-
тели Киева лично передать Вам их глуб9-
за
освобождение родного города и за спасе-
ние киевлян от гибели.

Н. ХРУЩЕВ. `

1943 г. 8 ноября,

Иосифу Виссарионовичу СТАЛИНУ.

от трудящихся г. Ленинграда и Ленинградской области, бойцов Ленинградского фронта
и моряков Краснознаменного Балтийского флота

Верховный Главнокомандующий

‚Маршал Советск

Т ноября 1943 года.

ого Союза _
И. СТАЛИН.

В богатой волнующими

Ho MHONO дат, связанных в памяти народа
‹ переживаниями, подобными тем, какие
miata 26-4 годовщина Великой Ок-
зябрьской социалистической революцич,

Последние два года мы отмечали Ок-
зябрьские годовщины в тяжелые для на-
шей родины дни. В 1941 г. в 910 время
IMME полчища стояли под самой Mo-
вой, Год спустя враг тоже был недале-
№ 07 нашей отолицы и вдобавок достиг
(паинграда, a на Юге — кавказеких
предгорий. Советские люди мужественно
переносили выпавшие на их долю исны-
тания, черпая новые силы в мудрых и
ющих словах великого Сталина, которые
задно ловила вея страна с трибуны тра-
Диционных заседаний Московокого Совета.

6 ноября 1943 г. армия и народ вновь
Joma голос своего вождя. Торже-
‘веннымх вступлением к докладу Нредсе-
Хитля Государственного Комитета 0боро-

1Ы прозвучал салют московских батарей’

векам 1-го Украинского фронта, осво-
‘давшим древний Ниев. И в чае всена-
Много ликования, охватившего страну
Туи вести об изгнании немецких мерзав-
8 из столицы Советской — Украины,
товарищ Оталин поднялся на трибуну, что-
5 подвести итоги переломного года оте-
четвенной войны — годах который ощу-
иж приблизил нашу победу и катастро-
ИУ. титдеровской Германии. С великой
игодарностью внимала родина гениаль-
УТ полководцу, вдохновителю и органи-
тру исторических побед. :

Cxopo rox, как Красная Армия, измо-
8 титдеровские войска ещё невиданных
т сопротивлением, перешла в наступле-

Me под Сталинградом. CG tex nop наши

Зружённые силы уже не выпускали ини-
итявы из своих рук. Немецкая армия
 i He смогла оправиться после сталин-
ны разгрома, Последняя её попыт-
ni Ht ils большое наступление ле-
Не ого года закончилась для немцев
ime Уже на восьмой день
а под Курском наступали советские
inet @ в следующие недели наше Ha-
ne ние, распространяясь ‚на вов новые
ts bie районы, гигантекой, воесокру-
в Щей лавиной обрушилось на гитле-
цв на широчайшем фронте.

ый факт большого летнего наступ-
oa наших войск, осуществяенного
iia He, явился ярким признаком корен-
ins ee ходе войны, Летняя кам-
tne 6 расной Армии завершила её зим-
woe успехи, в результате чего за
in ам удалось отвоевать у немецких за-
чиков до миллиона квадратных кило-

событиями   метров советской земли, то-есть почти две
ииорни советекого государства найдётся   трети оккупированной ими территории.
За этот год немцы потеряли в боях 6
Красной Армией более 14 тысяч самолё-
тов, более 25 тысяч танков, не менее 40
тысяч орудий и свыше 4 миллионов сол-

дат и офицеров. И хотя враг держит сей-

час на нашем фронте больше дивизий, чем
потери
немцев в опытных офицерских кадрах
привели к резкому снижению боевых ка-
честв их армии. Красная Армия, закалив-
шаяся в боях и располагающая достаточ-

в прошлом году, невосполнимые

ными офицерскими резервами, мастерство

которых непрерывно растет) растоптала
опрокинув

авторитет немецкого оружия,
расчёты врага и на удачу в летнем на-
ступлении и на затяжку войны,

Ни Северный Донец, ни Десна, ни Сож,
ни Днепр, вдоль которых немцы возводи<
ли свои «неприступные» оборонительные

линии и`<валы», не остановили Красную.

Армию. Преодоление каждой из этих вод-
ных преград служило новым доказатель-
ством боевой зрелости наших войск и OX-
новременно — подготовкой к решению
ещё более сложных задач. Форсирование
реки Днепр явилось особенно  силь-
ным ударом по немецкой обороне и
вдребезги разбило последние надежды про-
тивника на стабилизацию фронта. Эта
операция убедительней, чем какая-нибудь
другая, показала, что наша Красная Ар-
мия стала теперь самой мощной и зака-
лённой современной армией. se
Эта армия — любимое детище нашей
зеликой страны, которая в исключитель-
ио трудных условиях сумела обеспечить
своих воинов всём необходимым для побе-
ды. Уснехи Красной Армии, указывает
товарищ Сталин, были бы невозможны

без поддержки народа, без самоотвержен-

ной работы советских людей на фабриках
и заводах, в шахтах и рудниках,
транспорте и в сельском хозяйстве. Со-
встокий рабочий класс вместе с Ерасной
Армией _ликвидировал превосходство вра-
га в количестве танков, самолётов, мино-
мётов, автоматов. Советекое колхозное
крестьянство, несмотря на временную 10-
терю богатых сельскохозяйственных рай-
онов, обеспечило снабжение армии и
страны продовольствием. Советские транс-
портники, вопреки всем трудностям, бес-
перебойно доставляли фронту продукцию
тыла. Советская ‘интеллигенция, помогая
рабочим и крестьянам в пох’ёме промыш-
ленности и сельского хозяйства, вложила
свою долю в дело обороны родины.

Такое единство народа перед лицом
врага явилось результатом прочности и
незыблемости советского строя,  благо-
даря которому Красная Армия имеет наи-

на.

_ Переломный год отечественной войны.

ша
партия Ленина — Сталина,
время войны ещё более укрепила

дящихся.

дой нашей победы.

в самые трудные для Hac дни борьбы.

славных делах Красной Армии и трудо-
вых подвигах советского тыла. Прика-
зы Верховного — Главнокомандующего

Сталина служат для всей страны
вехами нашего  победоносного Har
ступления. Поэтому с особой гордостью,
как признание великих заслуг всех на-
ших вооружённых сил, ветретила роди-
_на Указ Президиума Верховного Совета
о награждении товариша Сталина 3a
правильное руководство операциями
Красной Армии в отечественной войне
против немецких захвалчиков и достиг-
нутые уснехи орденом Суворова Г сте-
wea. ©

Великий Сталин вывел Красную Ар-
мию и Военно-Морской Флот на широ-
кую дорогу победы. Война идёт к окон-
чательной развязке. Победа уже близка.
Но её можно упустить, если в наших
рядах появится  самоуспокоение 06
этом предупреждает товарищ Сталин co-
ретских воинов и ‘весь наш\ народ в
своём историческом докладе. Bo имя
окончательной победы он требует
нового напряжения сил, умелых, реши-
тельных действий в борьбе с’ врагом,
неустанного совершенствования боевого
мастеретва.

Доклад и приказ вождя уже вызвали
могучий отклик фронта и тыла. Воору-
женные силы нашей родины ознаменова-
ли 27-Й год советской власти новыми
победами. Ширится наше наступление
на правом берегу Днепра. Beaex 3a
Киевом отбит у немцев Фастов. Десант-
ные части, высадившиеся на Керчен-
ском полуострове, расширяют захвачен-
ные плацдармы. Новый боевой успех,
достигнутый  черноморцами и азовцами
высадкой этого десанта, показывает
стремление советских военных моряков
не давать врагу передышки и напрячь
все силы, чтобы скорее его добить.
Е этому и призывает нас товарищ
Сталин, это и является сейчас первым
нашим долгом перед родиной.

а Пронин НЫ В.П а Е еь я
Москва от имени Родины салютует доблестным войскам, освободившим город Фастов

Ведед за Киевом доблестными войска-
ь освобож-
\н город Фастов — крупный узел же-)
оперативно-важный ‚
‘торный пункт обороны немцев на юго-

у! 1-го Украинского фронта
ных дороги
западном направлении.

Г ноября славным освободителям Фастова

двенадцатью артиллерийскими залпами
из ста двадцати четырех орудий.
В 20 часов взвились Такеты, укфа-

сившие небо разноцветными ослепитель-
но-яркими огнями. Грянул первый залп,

возвостивший жителям столицы о новой
победе. На улицах, в клубах, театрах
москвичи горячо приветствовали  побе-

„ доносно наступающую Брасную Армию

и Верховного Главнокомандующего Мар-
  Waza _ Советского Союза товарища
Сталина.

Салют транслировалея по радио. Иго
вместе с москвичами слушала вся

втрана.
(ТАСС).

более надёжный тыл из всех армий мира.
Все силы этого тыла, все силы советекого
народа устремляет к единой цели — в
достижению победы над врагом — на-
славная  большезистекая партия,
которая 38
свое
влияние в самых широких массах тру-

Советский народ, вверивший партии
большевиков свою судьбу, знает, что у
кормила её стоит великий Сталин — че-
ловек, имя которого неотделимо от каж-
Ё Сталину o6pama-
лись мысли и клятвы советских людей

Сталинский организаторский и полко-
водческий гений видит сейчас народ в

Маршала Советского Союза товарища

В день 26-й годовщины Великой Ок-
тябрьской социалистической революции
‘трудящиеся города Ленина и Ленинград-
ской. области, бойцы Ленинградского
фронта и моряки Краснознаменного Бал-
тийского флота шлют Вам, дорогой Иосиф
Виссарионович, свой пламенный и сер-
дечный привет.

ны. Под
ством славная Краснал Армия в жестоких
и упорных боях наносит

ших городов и сёл от гитлеровской He-
Чибти.
‚ Немецко-фашистекие вейска, укрепив-

поколебать моральный дух ленинградцев,
сломить их стойкость и мужество. Ho 3a-
щитники Ленинграда преодолели Bee
трудности и лишения. Войска Ленин-

няя поставленную Вами залачу, в упор-
ных боях прорвали блокаду Ленинграда и
тем обеспечили прямую железнодорожную
связь со страной.

нинградекого фронта разбили сильную
оне Синявино, угрожавшую Ленинграду,
чем отвлекли на себя часть сил врага. В

живой силе и технике.

ника водоизмещением 398 тысяч тонн.

и залить его кровью трудящихся. Про-

потеряв свыше полумиллиона солдат и

Тенинградом наступили черные дни.

ша повседневная  отеческая
Ченинграде
самые тяжёлые
лев единые и

испытания. Ещё

сплоченные

`’Президиум Верховного Совета

«Победа».

Москва, Кремль. 8 ноября 1943 г,

~ 26-10 годовщину Великого Октябра совет-
ский народ встречает в условиях решаю-
щих боёв на фронтах Отечественной вой-
Вашим гениальным  водитель-
сокрушающие
удары по врагу и гонит его на запад, ос-\
вобождая советскую землю, тысячи на-

шись на подступах к нашему городу, стре-
ились задушить нас в кольце блокады,

традекого и Волховского фронтов, выпол-

Велед за этим в летних боях войска Ле-.

ударную группировку противника в рай-,

этих боях враг понёс огромный урон в,

Краснознаменный Балтийский флот в.
этом году потопил 54 транспорта против-

’Немцы мечтали ворваться в Ленинград

сидев более двух лет в его предмостьях и

офицеров, они теперь уже не рассчиты-
вают на штурм города. Для врага под. р
ше ста тысяч квадратных метров жилой.
Поддержка и помощь Родины, Ва-
забота 0}
помогли нам преодолеть!
60-
вокруг
большевистской партии, ленинградцы ста-
ли стойким и мужественным гарнизоном -

Союза

Социалистических Республик постановляет:
1. Учредить для награждения лиц.

ного состава Красной Армии высший военный ордеЕ

2. Утвердить Статут ордена «Победа».

города Ленина, в труде и боях кующие
победу над ненавистным врагом. Беспри-
мерные в истерии подвиги защитников 1е-
`нинграда высоко оценены правительством,
учредившим медаль «За оборону Ленин-
града». Эта высокая награда налагает на
каждого ленинградца большие обязанно-
сти перед Родиной— работать энергичнее,
сражаться искуенее, бить врагов яростнее
до полного их уничтожения, до оконча-
тельной победы над ними,

несмотря ни на чт0, ленин-
Г градцы восетанавливают свои фабрики и
заводы, свой транспорт и свой жилища.
Они осваивают всё новые и новые виды
боевой техники и непрерывно увеличи-
вают производство орудий, пулеметов, ав-
  томатов, боевых припасов, боевых кораб-

Ynopso,

лей и многих других видов вооружения и

снаряжения Красной Армии и Военно-
Морского Флота. Выпуск промышленной
продукции в 3-м квартале 1943 года yee-
тичилея по сравнению © 1-м кварталом
1943 года на 34,9 процента. В широко
развернувшемся предоктябрьском социа-
листическом соревновании трудящиеся
Ленинграда добились новых производ-
’ственных успехов: октябрьский план в
целом всей промьииленностью значитель-
‘но перевыполнен. Впереди идут старей-
  тие заводы, известные всей стране.
Успехи, достигнутые ленинградской
промышленностью, явились результатом
честного и самоотверженного труда рабо-
  THX и инженерно-технических работни-
ков, результатом повседневной борьбы за
повышение производительноети труда, за
правильное распределеняе и использова-
ние рабочей силы, ве”
Значительно возросла забота ленин-
  градцев в своем великом городе. Несмотря
на непрекращающиеся вражеские обстре-
лы хдальнобойной артиллерией, несмотря
на все трудности, Ленинград чист и опря-
тен. 99 процентов всех жилых домов
имеют действующий водопровод и элек-
 тричество; введено в экеплозтацию свы-

площади. Отремонтировано 3 миллиона
квадратных метров кровли: город подго-
товлен в зиме лучше, чем в прошлом году.

дящихся совместно с командованием
Балтийского флота, партийными и
посвященном 26-й годовшине Великой

Советских

высшего команд-

дворце.

Значительно лучше он обеспечен и тон-
ливом и продовольствием. Улучшены и
материально-бытовые условил ленинград-
es.

Перех Ленинградом <ейчас стоит or-
ромная и ответственная задача — от за:
лечивания отдельных ран перейти к все-
сторонней и плановой работе по восета-
новлению городского хозяйства и про-
мышленности. Мы можехг и должны, He-
смотря ни на что, ни на какие трудности,
вновь вывести ленинградекую  промыш-
ленность на ведущее место в системе на-
родного хозяйства Советекого Союза. Мы
должны Tak восстановить Ленинград,
чтобы он стал ешё лучше, ещё краше,
ещё величественнее. :

Фашистские главари  расоматривали
Ленинград, как обреченный город, как
тюрьму, куда заключены жители Ленин-
трада и откуда для них нет выхода. Ho
провалились все их преступные планы,
Влохновляемые и рувоводимые ‘Вами,
товарищ Сталин,  ленянградцы сорвали
все. планы фашистов по захвату Ленин-
града. Великий город грозен и непри-
ступен, как никогда. =.

Сегодня, в день 26-й годовщины Вели-
кой Октябрьской социалистической рез
волюции, знамена, которой впервые побед-
но взвились над налим городом, мы кля-
нёмся Родине и большевиетокой партии,

вланёмея Вам, товарищ Сталин, что ле-,

нинградцы © честью выполнят свой долг
перед Родиной. Враг под Ленинградом —
колыбелью советской власти — будет раз-
тромлен, и великий город умножит евою
славу, своз величие и могущество. Ру-
ководимые ленинградокой партийной op-
ганизацией во главе с тов. Фдановым А. А.
мы умножим свои славные питерские
традиции и лобъёмея победы. Она блязка.
Да здравствует 26-я годовщина Вели-
кой Октабрьской социалистической ре-
волюций  -
Дь здравствует партия Ленина —
Сталина — влохновитель и организатор
борьбы за победу над немецко-фашист-
скими захватчиками!
‚ Да здравствует наш родной и Великий
Сталин!

(Принято на торжественном заседании Ленинградского Совета депутатов тру-

Ленинградского фронта, Краснознаменного
общественными организациями Ленинграда,
Октябрьской социалистической революции).

Указ Президиума Верховного Совета СССР.
Об учреждении ордена «Победа»

3. Утвердить описание ордена «Победа».

4. Для награжденных орденом «Победа» учредить,
в знак особого отличия, мемориальную доску для вне-
сения на нее имен кавалеров ордена «Победа». Мемо-
риальную доску установить в Болыишсм Кремлевском

Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН.

“Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. ГОРНИН.

Об учреждении ордена Славы  , Й и Ш степени

Президиум Верховного Совета Союза Советских   в боях за Советскую Родину, орден Славы 1, Пи Ш
Социалистических Республик постановляет: т. степени: о

1. Учредить для награждения лиц рядового и сер- 2. Утвердить статут ордена Славы 1, Пи Ш степени.
жантского состава Красной Армии, а в авиации и лиц, 3. Утвердить описание ордена Славы 1, Пи Ш сте-
имеющих звание младшего лейтенанта, отличившихся ° пени.

Москва, Кремль. 8 ноября 1943 г. Секретарь Президиума Верховного Совета СССР_А. ГОРКИН,

x NR ——
  Статуты и описания орденов «Победа» и Слава см. на 2-й стр.