=>

al

_ явтчиков-истребителей
вант Шипов:

-12 ноября 1943 г., № 267 (1525)

a ne ee eee

Ша партактиве apmanonka

З Н-сжом авиалолку на собрании пар-
тийного актива оббуждалея ° вопрое о
оли коммуниста в воздушном 60.
Й хотя плохо подготовившийся доклад-
чик говорил почти исключительно ос про-
уиеных истинах отвлечённого характе-
ра, лётчики-коммуниеты умели о выйти
на путь дедового обсуждения практиче-
ских задач — очень важных и 31060-
дневных,

Первым выступил один из.
старший

лучших
лейте-

— Ясно. коммунист должен быть пе-
редовым бойцом. Это нам известно из
устава партии. Ноу нас иногда ведущий
в бою действует не так, как следовало
бы коммуниету. 06 этом и надо. пого-
ворить.

И т. Шипов привёл недавний случай.
Пани истребители, сопровождая  штур-
мовиков в боевое задание, увлеклись
Goem с истребителями противника, 3а-
быв о своей основной цели -- прикры-
валь штурмовиков. В прикрытии остал-
ся только лётчик Тарасов. Он помнил
свой долг и свято выполнял его. Веду-
щий же ушел из прикрытия. А ведь он
коммунист!

— А вот другой случай, — говорил
т. Шипов. — Боевая группа ушла далеко
оу штурмовиков, и группе  непосредет-
зенного прикрытия пришлоеь вести бой
6 истребителями) противника. На разбо-
6 этого случая наши боевые руководи-
тели высказали свою точку зрения. А
спросили мы на собрании коммунистов,
почему они так поступают? Нет, это
н6 было сделано,

Залем т. Шипов в качестве  положи-
тельного примера привёл недавний ва-
rer нашей авиации Ha аэродром
противника, проведённый организованно
й 96150:

— Этот налёт дал блестящие резуль-
таты. Ночему? Только потому, что пар-
тийная организация провела серьёзную’
предварительную работу с коммуниста-

ми, особенно с молодыми. Они поняли
свою ведущую роль — во что бы то ни
етало обеспечить выполнение боевого
задания.

Заместитель командира эскадрильи
старший лейтенант Петренко обратил

внимание актива на`то, что  пекоторые
латчини-истребители всё ещё пребывают
во власти привычки к самозащите:

— Воммунист-истребитель должен по-
MNT прежде всего о тех, кого ему пору-
weno защищаль. Вообще рисковать

ЖИЗНБЮ — это не’ доблесть. Раньше ‘все-.

го истребителю надо подумать, како за-
щитить птурмовика или торпедоносца,

чтобы дать ему возможность выполнить.

боевое задание. В этом и состоит мас-
теротво коммуниста, его ведущая роль
3 Gon при
ROB,
Воммуниоты с большим вниманием
выслушали выступление старшего лейте-

нанта Котова. Он говорил 0 том, что оТ-,   тельного
дельные летчики-истребители недостаточ-

но активно защищают прикрываемых ими.

птурмовиков, что приводит к потерям,
ROTOPHX можно вполне избежать, если
‘вято выполнять свой долг истребителя.

— Коммунист-лётчик обязан

Нам и абтчикам-истребителям надо до-

биться единого понимания цели, со-
тласованности действий,
Поддерживая выступление старшего.

противника. Мельдизин оставил

сопровождении штурмови-.

ведущий должен обладать отличной ог-
невой подготовкой. Все
имеются у Мельдизина.
‘коммуниста-ведущего, смелого, инициа-
тивного, находчивого воздушного бойца.

эти

® es
Капитан Байков привёл пример из

боевой работы Мельдизина. Последний,
выйдя из роспиталя, отправилея в тре-
нировочный полёт. Находясь в воздухе,

ча, ТОВ предупреждение, что к. од-

й из наших баз подходят истребители

трени-
ровку и пошёл на поиски неприятель-
ских самолётов. Векоре он обнаружил
группу «Месеершмиттов», ‘но оказалел

один против девятнадцатя, Однако это не
смутило Мельдизина. Он смело атаковал

врага, сорвал его попытку прицёльно; от
\

бомбитьея в чашей базе, Атаковав один
«Мессершмитт-110», -Мельдизин  уви-
дел, что невдалеке ходят одиннадцать
«Me-109>, но боя не бросил. Korza
«Мессершмитты» подошли. к месту боя,
Мельдизин уже покончил с «Ме-110> и
ушёл,

Водил Мельдизин и группы — и
Всегда умело, тактически грамотно,
быстро схватывая обстановку боя, на-
правляя удар своей группы туда, вуд
диктовала эта обстановка. s

— Есть у нас и другие. летчики-ком-
мунисты, отлично зарекомендовавшие. се-
бя в воздушных боях с врагом, — про-
Должал Байков. — Например, Потренко,
Шипов, Тарасов и другие, Тарасов толь-
ко вчера сбил <Ме-109». Что характерно
в боевой работе коммуниста Тарасова?
Чёткое понимание задачи, настойчивость,
© какой он выполняет боевое задание.
Даже в самый критический момент Тара-
сов не покинул торпедоносцев. Ни зенит-
ный огонь кораблей противгика, ни его
истребители не могли оторвать. Тарасова
от главной задачи — прикрытия торпе-
доносцев. Вот на таких примезах и нало
парторганизации учить молодежь, воспи-
тываль коммунистов в духе самоотвер-
женного выполнения воинского долга.

Летчиков-истребителей глубоко вол-
нует вопрос о взаимодействии, об опера-
тивно-грамотном, умелом прикрытии то-
варища, котерый нееет на своем само-
лёте страшный для фашистских карава-
нов груз. Но сказать коммуниету-истре-
бителю, что он должен быть там; где
штурмовику приходится туго, ещё не
значит научить его грамотно воевать. .

Не лучше и такое заключение, какое
сделал на партактиве коммунист Уман-
ский. Он отметил необходимость для
лётчика при сопровождении, штурмови-
1 вов достаточного опыта, умения сохра-
‚нять боевой порядок, своевременно оце-
 нивать обстановку. В6ё это правильно.
Но когда на партийном активе ставится
вопрос о том, как должен себя вести в
бою коммунист, надо глубоко проанали-
зировать практику, вскрыть все её: от-
‘рицательные явления, определить их
причины. Только тогда и могут быть
` найдены правильные решения воспита-
характера. Польза от партео-
брания должна быть весомой, реальной,
совершенно очевидной. °

Принеело ли партийному активу полка
пользу собрание, о котором шла речь?

Безусловно, и немалую. Правда, при хо-
знать

вв0ё место в строю, драться спокойно.

рошей подготовке оно было бы значи-
тельно продуктивнее. Тем не. менее 6о-

’брание дало возможность коммунистам-
  зетчикам подсказать

ряд вопросов, над

решением которых будут работать и ко-
’ мандование полка, и партийная оргави-

лейтенанта Котова, капитан Байков 0б- зация. А это, конечно, скажется повы-

ратил внимание актива на недостаточное.
изучение опыта лучших людей ‚ полка,

лучших воздушных бойцов флотекой
авиации и Красной Армии:

— У кого нам в полку учиться,
на. Командир-коммуниет должен быть.
тактически грамотным. Таков именно
Мельдизин. Ведущий обязан уметь вести
бой в одиночку, уметь . вести
прамотно командовать ею. Коммунист-

wi $y) sa Re ROLES PRE CR A

месяца (октябрь ноябрь 1798 г.) выбил
противника из его укреплений на остро-
вах Цериго, Занте, Кефалония, Санта-
Мавра и полностью овладел последними.

Местное население везде встречало Уша-   ли к Неаполю.
KOBA как избавителя: русских моряков. тичи русские взяли
осыпали цветами, ‘освобожденные города   ред ним укрепления и,

украшажиеь русскими флагами.
В ноябре адмирал начал осаду
Ерелость оборонял трехтыеячный тарни-
зон, Крепость была вооружена 600 ору-
диями, а Ушаков имел только 8  кораб-
лей, 7 фрегатов и мелкие суда.
который он мог высадить,
недостаточен, & на помощь терроризован-
вого французами населения
нельзя было рассчитывать,

Тем. не менее Ушажов сделал высадк
и, поддерживая с моря занятые позиций, ;
сильно укрепил их. Затем были возве-
дены осадные батареи. Умелыми  деи-
ствиями крейсеров адмирал пресек все
ввязи крепости с внешним миром. А ког-
да на поддержку подошли отряды капи-
танов Сенявина, Сорокина и контр-адми-
рала Пустошкина, Ушаков начал энер-
гичные атаки, овладев островом Видо, а
затем и передовыми укреплениями Кор-
фу. Гарнизон крепости капитулировал.
Русским достались вся вражеская артил-
1ерия, огромные запасы боеприпасов,
обмундирования, провианта и другие тро-
феи, в числе их стоявшие в гавани фре-
тат и 14 военных судов меньших рангов, .
в том числе захваченный 4 т
английский корабль «Леандр», посланный
адмиралох Нельсоном © донесением и
трофеями Абукирского сражения.

Взятие могущественной морской кре“

пости, считавшейся неприступной, вызва-   отныь

г 820 на обсуждение
Koro брать пример? С лбтчика Мельдизи-.

группу, :

ees

у   рация против

французами   отряд

шением боевых ‘успехов  ялбтчиков, в
первую очередь коммунистов.

Партийное бюро’ своевременно поста-
партийного актива
очень важный вопрос и убедилось, что
мало подхватить хорошую инициативу—

надо её бережно, настойчиво довести до
1 конца,

Капитан Л. МАКАРОВ.
Действующий флот.

не. Десант Сорокина быстро занял Брин-
дизи, очистил приморсвую область, 38“
няв города Мола и Бари и выслал де
сантный отряд капитан-лейтенанта Рел-
Штурмом со стороны Пор-
тс боя лежавшие пе-
овладев Неаполем,

вынудили гарнизоны, занимавшие в нем

Корфу:  три ‘сильно укрепленных пункта, к капи-

туляций. ;
Успех этих операций, развернутых в
боответствийи с общими директивами Су-

Десант,   ворова, который заканчивал в это время
был крайне   освобождение Северной Италии от фран-

цузов, был

острова полководца.

Гораздо более затяжной оказалась опе-
Анконы. В Средиземном
море появилея сильный испано-фран-
цузевкий флот. По предложению  адми-
рача Нельсона, безуспелно блокировав-
шего Мальту, осадные , операции были
прекращены в ценях сосредоточения сит
для борьбы с приближавшимея против
ником. Жестокий шторм парализовал, од
нако, планы французов и вынудил их уи-
ти в свои порты. Блокада. Анконы в030б-
новилась; систематический  артиллерии-
ский обстрел ослабил обороноспособность
крепости, и она сдалась. i

Ушаков энергично развивал  дальней-
шие операции в Итазии, Войдя в порт
Мессины, он отправил подкрепления В
Неаполь и, по указанию Суворова, выслал
Пустошкина для операции против
Затем адмирал разработал план
наступления на Рим и начал. успешно
развертывать эту. операцию. Тем време-
нем, убедившись в невозможности удер-
жать Рим п получив тайные, весьма вы-
для себя условия капитуляции от

Генуи.

ло восторг Суворова. «Зачем не был Я ПРИ  нгличан, французский комендант сдал

Корфу хоть мичманом», — воскликнул   пу город. Усматривая в этом проявление

это

великий фельдмаршал, ехавший в :
п =

время к армии, которой предстояло

неискренности союзника, Утат ов . He
хотел продолжать своих операции, но по

крыть себя славой побед итальянского HO-   просьбе национального правительства Не-

хода,

Вынужденный задержаться на OCTPO-
зах, Ушаков. отправил в Италию
капитана Сорокина к берегам Отранто,
контр-адмирал» Пустошкина — в Анко-

отряд   Это вотупление, BOM NE -
, а   жениями общенародной симпатии к рус

аполитанского королевства всогласилея

ввести в «Вечный город» русские войска.
сопровождавшееся выра-

ским, было их пПоллинным триумфом.

качества
Он — образец

КРАСНЫЙ ФЛОТ

: Краснознаменный Балтийский флот, В

дозоре.
Фото В. Федотова,

ТОРЖЕСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ
 АКАДЕМИИ НАУК
УКРАИНОНОЙ СОР

Вчера состоялось торжественное 606-
рание Академии Наук Украинской Совет-
ской Социалистической Республики, поз
священное освобождению Киева.

Собрание открыл вице-президент Ака-
демии Наук УССР академик А. В. Палла-
дин. Он говорил о чувстве великой рало-
CTH, наполнившей сердца советевих лю-
дей, когда прозвучали на весь мир сло-
ва приказа Верховного Главнокомандую-
щего Маршала Советского Союза товарища
Сталина, возвестившие об освобождении
славного, родного Киева;

— Украинские ^ ученые, — говорит
академик Палладив, — гордые успехами
Ерасной Армии, воохушевленные докла-
дом товарища Сталина, горят желанием
отдать все свои силы и знания делу бы-
отрейшего восстановления народного -хо-
зяйства Украины. Мы твердо уверены,
что украинский народ, при поддержке
всех народов Советского Союза и в пер-
вую очередь великого русского народа,
быстро залечит все раны, нанесенные
войной.

Зал бурно рукоплещет, когда академик
Налладин провозглалтает здравицу в честь
Киева, в честь героических украинских
партизан, Красной Армии, в честь вож-
дя и великого полководца товарища
Сталина.

От имени Академии Наук СССР co6-
равшихея приветствует вице-президент
В. Il. Водгин. Он горячо поздравил ввех
украинских деятелей науки с освобожде-
нием крупнейшего хозяйственного ‘и
культурного центра страны прослзваен-
ного Киева.

Основные вехи истории Киева, выдаю-
щуюся роль, которую всегда играл этот
город в многовековой борьбе Украины за
свою независимость, обрисовал в евоём
докладе академик М. Ф. Рыльский.

С большим под’емом собравшиеея при-
няли приветствия Маршалу ‘Советского
Сотоза товарищу И. В. и eekpe-
тарю ЦЕ ЕП(5)У тов. Н. С. Хрущеву,
Красной Армии, командующему вой-
сками 1-го Украинекого фронта генера-

мии Ватутину. :
ee ee (TAC).

Вскоре волед за тем войска Суворова и
флот Ушакова были отозваны в, Россию,

хжх

Ушаков начинал службу в то время,
корда во флоте еще господствовали наса-
жденные немцами взгляды как на суще
‘ность военного искусства, так и на отно-
ления между старшими офицерами и
подчиненными. Забыв петровский наказ
«не держаться устава, яко слепой сте-.
ны», в дисциплине видели только безого-
ворочное, нерассуждающее выполнение
приказаний и уставных правил. Механи-
‘ческое повиновение поддерживалось же-

AOCTOMH ВОСХИЩеНИЯ ВоЛИКОТО ey взысканиями, палкой и <кошка-

ми», широко применявшимися тогда во
всех флотах мира. С мелочной последова-
тельностью требовали выполнения всех
правил внешнего поведения и повседнев-
ной службы, но вовсе не занимались б0е-
вой подготовкой моряков. Учебные пла-
вания и маневры проводилиеь редко и
ежегодно охватывали лишь незначитель-
ную часть флота.

В армии в это время положение было
значительно лучше. Суворов, Румянцев,
Потемкин, Панини их помощники стали
развивать здесь национальный взгляд на
сущность воинского дела, дисцинлину,
обучение войск; возрождалось нацио-
‘нальное военное искусство, ‚возведенное

1 Сознание

‚ читывал выиграть мир.

БЕРЕТЕ eS

на высшую ступень гением Суворова,

Еще молодым Ушаков твердо вотупил
na for me указанный Петром Т путь
и, последовательно идя’ по нему до
конца жизни, поднял авторитет и сла-
ву русского, флота на небывалую вы-
cory. Сторонник суровой дисциплины,
«без которой обойтиеь никак нельзя

и никакой пользы в делах быть
не может», он требовал вместе с
тем, каки Суворов, чтобы «каждый воин

понимал свой маневр», выполнял приказы
не механически, а сознательно, Or каж-
moro матроса, & тем более офицера, он
  требовал выполнять распоряжения  — было девизом жизни Пет-
ра. Этет высокий патриотизм,  проиете-
кавшая отсюда самостверженноеть, воля
& победе вместе с высоко развитым чув-
ством боевого товарищества, живой смет
тивостью и бесстрашием были базой ray-
боко национального военного и военно-
морского пскусства Петра Г.

Великая историческая заслуга Ушако-
ва; состоит в том, что он с0 всей силой и
яркостью понял значение национальных
духовных основ,, которые составляют
сущеость силы русского бойца и рубоко-
го военного искусства. Он сумел неё
только понять это, но и воплотить B
жизнь, поднять дух матросской массы,
вместе с тем правильно воспитать и ис-
пользовать ее огромные боевые спобобно-
сти, Он не только восстановил, но и р23-
вит петровскую традицию, продолжив

этим дело победителя при Чееме Спири-

дова. 3
Ушаков создал замечательную школу,
сильные софицерские кадры, прямых
преемников, которые после него продол-
жили принципы и традиции русского
военно-морского искусства — Непосред-
ственными последователями великого ад-
мирала явились Сенявин, затем Лазарев,
далее Корнилов, Истомин, любимый. тез
рой севастолельцев Нахимов — духойные
дети и воспитанники. Ушакова. Внблрен“
ная Ушахкевым в русском флоте традиция
дошла и до нашего времени. «Вра-
гов не, считают, врагов бьют» — этот
ушаковский девиз нашел яркое во-
площение в подвигах советских моряков,
которые рука 06 руку с героической
Красной Армией очищают родную совет
скую землю и советские воды ‘от немецко-
фашиетоких захватчиков,

ptm Steers ap ipa

: