15 ноября 1943 г., № 268 (1526)

Черноморье волнуется, Черноморье
ждет! Наши войска высадились на Вер-
ченоком полуострове, наши войска от-

крывают ворота в Крым.

гк

yy

Есть своя столица у белоруссов —
красовец Минск, у украинцев — древний
Киев, есть своя столица и у черномор-
цев— Севастополь. Тысячекратно в брон-
зв повторено на медалях его славное имя,
a TOT, RTO HOCHT  севастопольскую” ме-
даль, —— носит Севастополь ив своем
вердце. ~

Города, как и люди, не похожи один на
другой. У каждого свой облик, свой ха-
ато, свой запах,

У Севастополя характер морской, точ-
нее — черноморский. Веселый и беспо-
койный южанин, всегда оживленный и
праздничный, полный до самых краев
света, солнца и зелени, шелковистой мор-
ской синевы, цветов и песен, город этот
в минуты грозных испытаний вдруг тем-
несет, затихает и без ‘дальних слов берет-
ся за оружие. Город становится неузна-
ваемым. Реют в синем небе вымпелы
боевых кораблей, над бухтами призывно
и воинственно поют горны, шумят на
морском ветру знамена старой боевой
славы, и, кажется, бронзовые адмиралы,
услышав боевую тревогу, хмурят брови,
шевелят усами и вот-вот готовы ноки-
нуть свои гранитные пьедесталы, чтобы
итти на Камчатский люнет, на Малахов
Курган, на Кладбищенскую высоту, в
окопы, на батареи, в землянки и блинда-
жи, под пули, бомбы и снаряды, наветречу
отню, опасностям и даже смерти, вели
этого требуют воинский долг и флотская
офицерская честь...

Таков Севастополь.

А разве не таковы все настоящие мо-
ряки-черноморцы? Каждый носит на се-
6 печать Севастополя, в каждом — сева-
стопольская душа. В этом городе не было
просто жителей, случайных людей, про-
писанных по такой-то улице, в таком-то
доме, — в этом городе жили только ceBa-
стопольцы, сыны города, которых он тво-
рил и воспитывал по образу и подобию
своему.

Они всегда были верны Севастополю
они верны ему и посейчае. Немцы хвали-
лись в свое время: «Мы взяли Севасто-
поль!» Нет, Севастополя они не взяли и
не могли его взять. Немцам достался
только кусок земли, некая теографиче-
сщая точка, обозначаемая  соответетвую-
щими воординатами, а самый Севастополь
утел от них на кораблях и на самолетах
ва море. Он ушел от немцев в горы к пар-
тизанам, ушел на другие фронты, на
Азов, на Тамань, на ‘Мелитополь и там
недавно напомнил немцам о себе, задав
им добрую трепку! Севастопольцы, сыны
торода, увезли с собой его бессмертную
душу и бережно хранят ее, как драгоцен-
ную святыню, в ожидании того радостно-
то и уж недалекого дня, когда приказ
Te и могучие залпы московских ору-
и миру, что последний немец

_йрыму, что Крым возвра-

щен нашими войсками Родине. В этот
день к Севастополю вернется его живая
душа, и знаменитый город в новом блее-
= в новой славе восстанет из пепла py-
и : oe еще более прекрасный, чём
видел на Черном море ст :
сквозь просоленных не и
щинистыми, обветренными лицами, с гу-
стой сединой на висках, видел и молодых
еще толком не научившихея бриться я
вотречалел с капитанами, лейтенантами
рядовыми и юнгами, с рабочими и мат-
россними женами, родившимися п вы-
росшими на КВорабельной- стороне, — и
везде я слышал одни разговоры, во всех
ах читал одни мысли: о Севастополе.

**

Вак-то вечером я вышел на обрыв. Уже
теунело, море хмурилось, запад дышал
свежим, порывиетым ветром, обещая к
ночи баллов пять,

На краю глинистой промоины я увидел

net

+

одинокую, неподвижную фигуру матроса

в бушлате и в бескозырке е ленточками.
Освещенный снизу угрюмым тусклым
сиянием ненастной зари, он четко и тяж-
хо очерчивалея на фоне красно-свинцо-
вого неба.

Я подошел вплотную; только ‘тогда
матрос заметил меня. Мы обменялись при-
зетотвиями; он смущенно улыбнулся, по:
гладил сивые буро-седые усы и сказал:

— Стою вот, ветерок слушаю. Нынче
он густой, напористый. Добрый вете-
рек!.. А вчера был вреде как жидкова-
тый, Позавчера и вовсе непонятный —
низом крутил...

— Вы что же, каждый день ветер слу-
maere? -— полюбопытетвовал я. —

Он засмеялся, скаля крупные, плотные.
зубы.

— А как же? Свой ведь, оттуда.
зетерок, севастопольский!

Так хброшо он это сказал-—ну, точно
из песни пронел!.,

#

Наш

ж*

Помните, ‘какими чудесными клумбами
был украшен Приморский бульвар в Се:
застололе? С какой любовью и тонким
вкусом были подобраны по тонам и оттен-
кам цветы, как мягко переливались кра”
ски! Злесь никогда вы не вотречали гру-
бых, режущих глаз сочетан fi, пестрой
базарной дешевки. Клумбы ‘напоминали

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 12 ноября.
(Спец. корр. ТАСС). Гвардии лейтенант
Таниев получил задание организовать но-
вый наблюдательный пункт. Взяв с собой
толефониета Черкасова и автоматчика
Занкина, Таниев отправился виеред. Он
облюбовал место в редком кустарнике Ha
‹клоне высоты. Зайкин начал орудовать
лопатой, зраечищая место будущего на
Флюдалельного пункта, телефонист Черка-
сов связался со своей станцией и про-
вряд слыштимость. Вдруг впереди пока-
зались 5 немецких танков. Они шли пря-
0 на высоту, где работали гвардейцы.

— Немедленно окопаться! — приказал
Taner.

На троих было 2 лопаты, но опытные

фронтовики быбтро сделали узкий окоп Hy

стали ждать. Сами вступить в борьбу
машинами твардейцы не могли; Bee

CEBACTO

ПОДВИГ ТРЕХ ГВАРДЕЙ

их

i
Леонид СОЛОВЬЕВ
+

~

своим благородным узором
дорогой ковер.

Июди любовались узорами, переливами
красок, но мало ито знал творца и созда-
теля этого несравненного цветочного ху-
дожества. Он скромно держался в тени—
старенький садовник в парусиновом, ак?
куратно заштопанном костюме, в желез-
ных очках, перевязанных ниточкой, и с
белой бородкой клинышком. Только но
вечерам, когда уже спадал дневной жар,
появлялоя он на аллеях, с хозяйской не-
торопливостью осматривал свои владения
и с важной  отаромодной  учтивостью
кланялся некоторым из постеянных посе-
тителей бульвара. Иных девушек, ep
жавшихся, с его точки зрения, вполне
благопристойно и как бы дополнявших
с0бою прекрасный нейзаж, он удостаивал
иногда высокой награды — с почтитель-

старинный

ным, изящным поклоном подносил кро?
хотный букет. ; ef
Недавно я встретил его на Кавказском

побережье и в самой прозаической обета-
новке — на огороде. Служитель высокого
искусства, свободный художник, он ВЫ-
ращивал теперь не астры и не хризан-
темы -— он выращивал капусту, картош-
ку, брюкву, свеклу, и единственными цве-
тами, окружавшими его, были жесткие
зонты укропа. Я выразил старику свое
искреннее сочувствие, сказал, что ему,
верно, тоскливо и тяжело здесь без 4110
бимого дела, вдали от родного города. В
ответ он загадочно улыбнулея и пригиа“
сил меня в госли. _
Рабочий день уже кончался, через п0л-
часа мы пошли;

Он жил неподалеку. Шагнув волед за,

ним в низенькую калитку, я остановился,
изумленный. Я увидел Приморский» будь-
вар, но только уменьшенный во мнэго
раз. :

Усыпанная гравием дорожка делила
пополам крохотный дворик; одна из по-
ловин его и была превращена в живую
модель Приморекого бульвара. Те же ал-
лем, газоны, клумбы, миниатюрный фон-
тан, повторяющий в точности формы и
линии так хорошо знакомого мне сева-
стопольского приморекого фонтана. Даже
уголок набережной был „воспроизведен;
для полной иллюзии нехвалтало только
бесконечной, уходящей в туман морской
синевы: глаз упирался в невысокий дере-
вянный забор, выкрашенный, впрочем,
синей краской, ;

Старик горделиво молчал, наслаждаясь
моим изумлением.\ Он словно вырос, спи-
на, его рас срямилаеь, в глазах за очками
появился молодой блеск.

— Вее — своими руками! — CKa-
зал он. — Чужая рука не касалась, Все
сделал cam.

Здесь было чему подивитьея. Старик
превзошел. самого себя. Он создал такие
клумбы, такие газоны, которые могут
только присниться — даже не верилось,
что видишь наяву эти. сказочно прекрас-
ные влажные переливы живого благоуха-
ющего-бархата. Что можно сказать о та-
кой, например, клумбе; свежий ярко-зе“
леный травяной бобрив образует, шелво-
вистый изумрудный фон, на него набро-
цен мягко-бархатный еквозящий покров
анютиных глазок, служащий в свою 0че-
редь фоном для прихотаивых цветочных
узоров, созданных фантазией художника.
Ничего здесь не скажешь — это выше
всяких похвал и оценок! А муаровый га-
зон! Зыбкий и живой, он расстилалея У
моих ног, подражая свбими переливами
чудесной игре теней и света, прозрачных
волн и солнца на морском берегу.

— Так вот где, оказывается, вы от-

дыхаете! — сказал я.
— Отлыхаю? — строго отозвался ста-
рик. — Нет, я здесь работа.

Й он поделилея со мной своими често-
любивыми замыстами.

Он был душой Приморекого бульвара,
этот старик; он уехал, и бульвар иочев,
превративитись в обычный участок иско-
верканной снарядами и бомбами земли.
У немцев Приморекого бульвара в Сева-
стополе нет: садовник увез его с собой,
на советский кавказский берег.

Здесь он воссоздал любимый бульвар—
пусть пока только в миниатюре, Изошрив
до предела свою фантазию, он добился
новых, еще небывалых по красоте соче-
таний, тонов и оттенков. Он выкрасит
синей краской забор, чтобы убедиться,
достаточно ли мягко ляжет там, в Сева-
стополе, на его клумбы и газоны летучий
отблеск морской синевы. И, убедившись,
что его творение совершенно, он YCHO-
коился, с гордой уверенностью ожидая
возвращения в Севастополь.

‘A там... там начнется большая работа.
Приморскому бульвару надо вернуть его
живую душу. Все, что создано здесь, В
лаборатории, на‘крохотном клочке зем-
ди, повторится там в гигантевих мас-
штабах — Ba каумбах, имеющих по д6-
CATH метров в диаметре, на газонах, ух9-
дящих, суживаясь, в перепективу. Cra-
рик замыслил сделать Приморский буль-
`вар чудом искусства, самым прекрасным
бульваром во всей стране, чтобы садово-

вооружение состояло из двух автоматов

пистолета, & задержать танки надо было

во что бы то ни стало. . -

— Эх, товарищ гвардии лейтенант! —
произнес Заикин. — Сейчас бы © десяток
противотанковых гранаток.

—. Вирель ‘умнее будем, — ответил
Таниев. — Выдвигаешься вперед — оери
с собой побольше боеприпасов. Вот что,
товарищи, иного выхода у нас нет, нало
вызывать артиллерию. ° Как, Черкасов,
связь?

Связь действовала безупречно, и Та-
ниев через минуту говорил с командиром
артиллерийского полка, уточняя свое ме-

стонахождение и направление, куда шли.
  танки. Но его расчетам выходило так: ар>
 тиллериеты смогут дать первые выстрелы
как раз в момент, когда немецкие танки
выйдут на склон высоты, где окопался он,

КРАСНЫ

bi

ды, живописцы, декораторы толпами еха-
ли в Севастополь — Е BOCKH-
щаться и благоговеть.

— Семена я все уже подобрал, — та-
инственно сообщил он мне. — Ящики для.

рассады знакомые столяры мне поделали.

к своему родному repent
lop

Парника у меня, правда, нет, но я.
в комнату рассаду поставлю. Я не
курю; у меня в комнате воздух Чи

стый — перезимуют цветы. А через море!

я их в трюме повезу, чтобы не простуди-
лись, часом, на ветру,

А мне ‘думалось... показать бы этот ма-
ленький, лабораторный Приморский буль-
вар немецкому генералу, командующему
крымекой группой германских войск. Он,
наверное, давно уже лишился и сна и по-
коя -— день и ночь строит, укрепляет,
минируст... Пусть его укрепляет и мини-
рует —‘ старенький садовник тем време-
нем выращивает цветочную рассаду. Са-
довник рассчитывает и прикидывает сро-
ки своего переезда, словно бы это зави-
сит только от его доброй воли.

И он прав, конечно. Недалек тот день,

Korda oH спокойно поедет со своей рас-
садой через море в Севастополь, & когда

придет время, изумит и восхитит весь.

город своими  клумбами. =
Й любоваться цветочным великолепием
будем мы, `а не ‘немцы, мы будем гулять

по аллеям вдоль муаровых газонов, нашей
девушке в награду поднесет старый са-.
крохотный букет, перевязанный

Довник К
цветной шелковой ленточкой!
: * & ¥

„Людвел мотор: в нем что-то скиело,
и нам пришлось за-

малина, встала,
ночевать в городке Б.

~

Jom, B который я попал на ночлег, был
весь препитан мореким запахом. На сте-
нах висели расположенные красивым ве-
ером открытки с видами прибоев, AXT,

набережных и пляжей, многочисленные
фотографии Изображали двух лихих мо-

лодцов в бескозырках и форменках—сы-
новей хозяйки, о чем она мне с гордостью

сообщила. Отсутотвующий глава семьи—
старый моряк—был запечатлен на боль-
шом портрете в золотой рамке.

—— Вев трое в одном дивизионе слу-

жат, — пояснила хозяйка, водружая на.
стол кипящий самовар. — Сыны, и отец.

6 НИМИ...

Во время чаепития к хозяйке пришел
сосед, совладелец по дому, и между ними
начался коммерческий разговор. Сосед ee,

зная . привязанность севастопольцев к

военную оботановву на Черноморье, уже

заботнлея о том, как бы приобрести до-

мишко в полную собственность. Он прё-
красно понимал, что: семья моряка скоро
переедет в родной город, продав свою по-
ловину домика.

Хозяйка слушала, вздыхаль и отепен-
но, говорила:

теперь уже ясно, как божий день. Вот Ге-
ническ, опять же; взяли... Муж да и вы-

севастопольские,
рошенький был.

— Но -тород ведь разбит до основа-

у нас там домик хо-

там, верно, и пыли не осталось. <
— Эка, страх большой! — засмеялась

поль, а дома будут!.,

Руки у нее были крупные, крепкие, от
всей фигуры веяло здоровьем, силой,
словно бы эта женщина воплотила в себе
всю великую созидательную мощь, все

фотоснимки ев сынов (каждый — косая
сажень в плечах) и внутренне согласилея
6 нею.

Будут в Севастополе дома!

них

В кают-компании собрались офице-
ры — вве молодежь, ‘лейтенанты. Поль-
зуясь отоутетвием старших, подняли за
столом веселый шум, повергли в полное
смятение кока, начав чокаться стаканами
с водой. /

Один` из лейтенантов — лётчик-—слу-

ведывательном полете над Севастополем.
Шум сразу затих, смодкли шутки и
смех. Летчик даже немного смутилоя, по-

мания.

сторона? Летчик
сторона — ничего...
Корабельной был какой-то
хымок, вроде тумана... Может быть, но-
жар? :

Ha месте... А над

ховом Кургане, о бухтах. Летчик сообщил,
что Малахов” Курган в порядке... стоит...
А бухты... что ж бухты?.. Они cede cn-

ты синеют.

— Там у нас во дворе на Карантинной

слободке тотолек был молодой. Ты не при-
метил случайно — цел он там или нет?..
расспрашивать только о
родном доме, о жене, о детях — о самом
близком и дорогом, что есть в жизни у

Так могут

человека...

LIEB.

Таниев, со своими помощниками.
—- Да, товарищ твёрдии подполковник,

бейте прямо на меня. Ничего, ничего, бей-

те на ‘меня.
Прошло несколько минут. Танки уже
выползали на гору, вот они подошли к
самому окону, в котором сидели, при-
жавшиеь к стенкам, гвардейцы. И варуг
рядом раздался страшный взрыв. Огонь
артиллеристов был частый и меткий,
Вражеекие танки сразу же круто развер-
нулись и отползяи в сторону. Один из
них, Подбитый, несколько минут вер-
телен на месте, потом застыл, \Мз него
выпрыгнуаи два фашиста, Рискуя быть
сраженным осколком снаряда, Зайкин
вынолз из окопа’ и уничтожил немцев.
Танки ушли си в этот день уже не
возвращались. Таниев, Черкасов и Заи-
кин невредимыми вернулись в балальон.

и учитывая)
  участвовали три возрастных группы моло-

— Продавать надо свою половину, это

‘ны в каждом письме пишут — продавай
скорей халупу, собираться надо. Мы ведь,

ния, -—— оказал я. — От вашего домика

она. — А руки на что? Был бы Севасто-

плодородие России. Я перевел взрлях на
портрет ее мужа — старого моряка, на

чайно обмолвился, что был недавно в раз-

чувствовав себя в центре всеобщего вни-

Начались расспросы. Как там Северная.
отвечал, что Северная

слабенький
Потом перешаи к расспросам о Мала-

неют. И все обрадовалиеь тому; что бух-

Казалось, вот-вот кто-нибудь спросит:

Й ФЛОТ

Действующая армия. В польской диви-

зии имени Тадеуша Костюшко. На
снимке: танковый десант на исходной
позиции, Moto Л. Великжанина (ТАО0).

ИЗДАНИЕ ДОКЛАДА
ТОВАРИЩА. СТАЛИНА
НА ЯЗЫКАХ НАРОДОВ

CCCP.

Государственными издательствами ^ Уз-
 бекской, Казахской и Таджикской ССР на
‘родном и русском языках изданы массовы*
ми тиражами бропиеры с докладом Предсе-
дателя. Государственного Комитета Оборо-
‘вы товарища ‘Сталина ва торжественном
заседании Московского. Совета депутатов
‚ трудящихся 6 ноября 1943 г. и приказ Вер-.
’ ховного Главнокомандующего Маршала

Советского Союза товарища Сталина № 309.
: ‚ (ТАСС).

КОНКУРС СТАТЕЙ
ОБ АНГЛИИ

органязованный  Антифа-
советской молодежи
В конкурсе

Закончился
  шистским комитетом
конкурс. статей об Англии,

дежи, По каждой групие 3 лучших работы
отмечены призами и 5 — поошрительными

премиями; 7
Среди тем, премированных жюри KOH-
курса, — «Почему я хочу иметь друга в

Англии?», «Что я хотел бы увидеть в со-
временной Англии?», «Что мы знаем об ис-
  торическом прошлом Англии?», «Современ-
’ ная техника”в Англии». «Английское кино-
искусство» и другие. Интересные ^ работы.
по истории и литератуое’ Англии предста-
‚ вили на конкуре московские школьники —
члены исторического кружка Московского
городского Дома пионеров.

В работе жюри конкурса приняли уча-
` стие_ академик П. Л. Капица, профессор
Г А_В. Ефимов, генерал-лейтенант А, А. Иг-
 натьев, писатель С. Я. Маршак. . доктор

теографических ‚наук. генерал-майор Е. К.
Федоров. . (ТАСС).

——

ЛЕНИНГРАДЦЫ — ПОНЕАССУ

ЛЕНИНГРАД, 12 ‘ноября. (ТАСС). Ле-
нинградский филиал Госфонда литературы

библиотек для освобожденного Донбасса.
В города Артемовск, Горловку, Макеевку,
Краматорск и Мариуполь отправляется 31,5
тысячи книг. Среди них — произведения
классиков марксизма-ленивизма, `художе-
‘ственная литература, детские книги и OKO-
ло 2.000 учебников для средней школы.

ЕР

Сегодня исполняется 25-летие Сие-
пиальных курбов офицерского состава
Военно-Морского Флота. Они были орга-
 низованы на базе офицерских классов
русского флота. Первый из. них — мин-
ный— было основам в. 1874 году, второй—
  артиллерийский — в 1877 г. Остальные
  классы — подводный и штурмансвий —
  появились в 1908 и 1910 тодах. Каж-
Глый из них существовал обособленно.

динены и кроме того открыт еще элек-
тротехнический класс.

К руководотву подготовкой были при-
‘тлашены лучшие ‘специалисты, B их
upers Te, которые и теперь продолжают
научно-преподавательскую деятельность.
  Это лауреат Сталинской премии
  профессор. вице-адмирал 1. Г. Гончаров,
  генефрал-лейтенант H. Матусевич,
контр-адмирал В. А. Унковский,. инже-
нер-контр-адмирал В: И. Вудревич, ин-
женер-катитан 1-го ранга 10. Ю. Ким-
бар и другие.

В 1925 г. куры получили название
  «Спепиальных курсов усовершенотвова-
ния командного’ состава РЕЁФ» и стали
  самостоятельным военно-морским  учеб-
ным заведением.
  В связи с ростом флота и необходимо-
стью полротовкя специалистов по новым
видам оружия в 1924 году были откры-
‘ты классы химический и хозяиствен-
ный, в 1925 г. — связи и морской авиа-
кии (последний ‘через три года был пе-
редан в Военно-воздутшную академию
‘имени Жуковокого).

Вели основные классы курсов, органя-
 зованные. на базе соответетвующих офи-
} цереких. классов русского сфлота, имели
научную и техническую, базу и подгохов-
ленные преподавательские кадры, то для
новых необходимо было составлять учеб-
ные планы ‘и программы, учебные, посо-
бия, создавать и комплектовать лабора-
`тории и кабинеты, изготовлять макеты,
схемы, чертежи; Для решения всех этих

‘чей упорно изучать боевую технику и

ставление о характере отдела: «Стрель-

скомплектовал 6 городских и 5 районных

=

Двадцать пять лет назад они были 05’8-

ОБЗОР ПЕЧАТИ

Пропаганда боевого опыта

‚ В одном из номеров газета «Врасный
Черноморец», призывая своих читале-
неустанно овладевать  веенно-морским
делом, напомнила краенофлотцам и стар-
шинам известное высказывание адмирала
Макарова:

«Между знанием и умением существует
разница... Недостаточно. знать правила,
надо еще иметь умение, которым из пра-
вил воспользоваться и каким образом его
применить».

0 том, насколько важно военному MO-
ряку овладеть боевым ‘умением, газета
говорит и в передовых статьях, и в очер-
ках, и в заметках, т

Полезные советы может получить
краснофлотец в  заведенном газетой
разделе «Из боевой практики». Он с0-
стоит из вебольших сталей и заметок,
в которых бывалые старшины и офи
‘церы разбирают наиболее поучительные
примеры из боевой жизни. Один только
перечень заголовков статей дает пред”

ба по торпедным  катерам противника

ночью», «Длинные или короткие 0че-
реди», «Когда открывать огонь по Car
уолетам», «Определение дистанции»,
«Береги автомат, он тебя не подведет».

Тучшие из этих заметок, кратко и
убедительно излагающие мысли и наб”

`зюдения опытных моряков, несомненно,

оказали значительную услугу  читате-
зам,

Газета напечатала интересный рассказ
командира отделения мотористов  твар-
дейского катера 065 гвардии старшины
1-й статьй Кузьменко. Автор статьи,
делясь своим опытом, пишет:

«Моторист. должен уметь приготовить
мотор к пуску и в полной темноте. Днем
во время занятий я’ завязываю  бойну
глаза и ставлю задачу. Мы добились
того, что ночью, в абсолютной темноте,
любое приказание выполняется“-мгновен-
но. Я учу по цвету газа определять, как
работают клапаны, Я учу по звуку уета-
навливать неполадки. Когда глаза и уши
не помогают, мы используем обоняние.
Во время одной бомбежки осколок про-
бил расходный масляный бак, масло
вышло, создавалась угроза авария. Ма-,
нометры не действовали, увидеть ничего
нельзя было. В грохоте бомбежки и на-
шей стрельбы ничего не слышно. Стра-
хов определил повреждение «на нюх» и
устранил его».

И далее: _

_ «Я учу людей работать правой и левой

рукой одинаково. В бою может быть по-

товарищем Героем Советского Союза

Куропятниковым. Рычаг реверсивной

муфты переводить тяжело даже. правой

рукой. Все, в том. числе и маленький

Страхов, научились это делать левой

рукой». Aa

Еруницы боевого опыта содержатся
также в заметках, публикуемых  «Ёрас-
ным черноморцем» под рубриками  и стали закрытым военно-мороким
учебным заведением. Пополнение. новей-
`шей техникой, высокие требования к ее
изучению и умению использовать, уточ-
нение методики повысило качество учеб-
ной работы. soe

_Профессорско-преподавательский coc
тав, ежегодно руководя практикой
слушателей на кораблях, ве теряет
свази с флагманскими специалистами, цен-
тральными управлениями, научно-иселе-
довалельскими институтами и академи-
ей. Труды С.А. Венкотерн, А. Д. Шеина,
Н. В. Третьякова, А. М. Спиридонова,
0. А. Запутряева, И. И. Морозова, 3. Г.
Богуславокого, Е. И. Салмина, П. Н. Глаз-
кова широко известны на флоте.

Большую роль в учебном процессе иг-

рает лаборантокий состав. В подавляю-
щем большинстве это люди, прошедшие
суровую морскую школу, обладающие
практическими знаниями и навыками.
Они создавали ценные макеты и схемы,
оформляли сложные агрегаты, чтобы
слушатели могли вникать в детали меха-
НИЗМОВ.

Окончивишие куреы ‘артиллеристы тепло
вспоминают начальника ° лаборатории
Н. Н. Никитина, в прошлом унтер-офице-
‚ра броненосца «Слава» и линкора «Сева-
отополь», торпедисты — И. Г, Таварева и
А. И. Волкова, штурманы — Н. И. Сурья-
нинова.

История Специальных курсов офицер-
ского состава тесно связана с историей в
развитием флота. Курсы подготовили ты-
сячи высококвалифицированных специа-
листов более чем 30 специальностей.

За двадцать пять лет существования
курсов состоялось 28 выпусков.

ee из среды плавающего состава вы-

деляли опытных специалистов, знающих!

С началом отечественной войны очеред-
ной выпуск офицеров-специалистов сразу

‘высокие моральные качества бойцов. Но

‘вреждена рука. Так случилось с нашим  .

тически

дакция не спешит с обобщением и pac-!

вругу связистов? Да и их вряд ли улов
летворит заметка, полная прописных и
тин. В тому же статья не лишена досал}
ных технических извращений. Так, на.
пример, одну из деталей телефонног
трубки специалисты называют «амбушу,
ром», а автор статьи вводит свою тер’
минологию: <предохранительная сетка i
или`рупор микрофона». feat

Как и каждая Флотская газета,
ный черноморец» имеет
можности для широкого показа
опыта моряков всех родов оружия.
газета пишет:
«Немало. среди черноморцев
ных и известных всему флоту
мастеров современного боя... На каждое
корабле немало бывалых моряков. У ни
есть чему поучиться. У них надо учит
ся», : te
Почему же «Ерасный черноморец»!
столь слабо использует эти возможности}
Ночему на страницах газеты так мало яр,
ких, обстоятельных,  запоминающихо
рассказов носителей передового  омыта
Разве не ясно, что небольшой разде
«Из боевой практики» и заметки —сове.
ты специалистам не могут охватить вс
важнейшие вопросы боевой  пракбию
флота? о

В актив «Красного черноморца» Moc),
но внести очерки и статьи о героически?
делах и людях Черноморского флота. Га,
зета систематически. популяризуе
стойкость, героизм и храбрость черномор,
ских моряков и тем самым воспитывае“

признан
героев +i

показывая героизм знатных людей флот
тазета зачастую забывает 06 mx боево
мастерстве, их умении воевать. В неко’
терых стальях и очерках много обитиз
ассуждений, трескучих фраз и «обще
ОХ тогда как читатель ждет глуб

кого, делового показа подлинного боевого
мастерства.
Характерна в этом отношении ВЕ
капитан‘лейтенанта Царевекого «Кон
вой». В ней не-столько опыта конвойной
службы, сколько общих рассуждений и
‚поучений, вроде таких: В
«Нужна тщательная, повседневная ра
бота, нужна постоянная тренировка, ну. te
но максимальное напряжение всех ou
чтобы работать в конвое...». «Личный со,
став должен упорно и тщательно рабо’)
`тать, чтобы обнаружить подводную лод’
ку». «Каждый моряк конвойных кораб?
лей должен приложить все свои силы
чтобы поставленные перед нами задаче
были выполнены». i
Редакция «Красного черноморца» за’
была о необходимости Ha KOHRPCTHED
примерах боевой деятельности система’
пропагандировать важнейшие
положения уставов и наставлений. А веде
в боевой практике флота еще встречают!
ся случаи нарушений наставлений и и
струкций. Вообще газета часто избегаел
Бритического разбора действий  отдель:
ных краенофлотцев и старшин. Ona He
научилась сочетать показ положительные
приемов с деловой критикой недостатков,
В. газете редко можно увидеть B
формацию о том, как моряки изучаю?
боевой опыт передовиков. Вогдато Hi
ee страницах широко популяризиров
лась такая форма пропаганды опыта, в
технические конференции. Сейчас «Ёра
ный черноморец» забыл о собственном,
хорошем почине.
Пропаганда боевого опыта — важне
шая задача  первейшая  обязанностЕ
флотской печати. Газота призвана быте.
настоящей трибуной для мастеров Boer.
эружия, призвана всемерно помогать чи
тателям учиться Y ‘передовых войной
флота. «Красный черноморец» может +
должен ярче и полнее освещать замеча
тельный боевой опыт черноморцев, вос
питывая на примерах лучших всех стар
шин и краснофлотцев.

th

iN

р

i

же пошел на действующие корабли и №
части, показав-там высокие боевые каче. ;
отва.
Бывший воспитанник курсов Romania?
батареи капитан Александер, залщитни
Севастополя, нанес большой ущер
немцам. Батарейцы не сложили оружия
даже будучи в окружении. А когда дратьс.
crag невозможно, взорвали батарею
погибли вместе с ней.
Слушатель куреов капитан-лейтенан
С. Я. Мошенский, командуя пловучей ба
тареей при ‘обороне Севастополя, сбил a
самолета противника. ; И
Всему флоту известен благородный по’)
отупок бывшего слушателя вурсов капата“
на 1-го ранга Спиридонова, приняв
шего на” себя удар вражеской тор
педы и тем спасшего флагманский к
рабль.
В холе войны делтельность курсов H
прекращалась ни на мянуту. Состав слу
птателей изменился. Большинство прибы
ло с действующих флотов. Они накопил
богатый опыт практической боевой дея
тельности. проявили себя на кораблях
`в частях как волевые командиры.
Руководящий и преподавательский со
став осваивает боевой опыт различным
путями: во время практики слушателе
на боевых кораблях и специальных ста.
жировок на флотах; изучает материалы
флотов и из центральных управлений’
участвует в сборах специалистов флотот
вмузов и Военно-морской академии; ста
BUT хоклады, устраивает конференции
новых методах использования оружи
и пр, Вее это дает возможность внедрит’
боевой опыт в учебный процеео © тез.
чтобы использовать его теперь же, немел
ленно, в боях.
Выполняя указания Верховного Глав
нокомандующего Маршала  Советекот
Союза товарища Сталина, данные в при
pase № 309 от 7 ноября, мы будем совер

г

шенствоваль подготовку офицеров-етещив
листов, преданных родине, способны:
командовать-нодчиненными в сложной 00,
становке, умело громить врага. Wl
Контр-адмирал К. KOPEHEB,

=

ui