Люди

‚ Незадолго перед Новороссийской опё-
рацией мне пришлось беседовать с мо-
ряками сторожевых кораблей Сипягина и
Пупкова. Помню звездную ночь © козот-
хнии порывами ветра, пыльные деревья,
раокачивающие  верхушками, недалекий

16 ноября 1943 г., Ne 270 (1528)

шум моря и на нем скольжение легких.

теней, — каж всегда, малый флот «Боль-
шой земли» уходил к «Малой Земле», к
знаменитому Мысхако. Ночь была на-
полнена TYLOM моторов нашей морской
азлации, штурмовиков и близкими уда-
рами тяжелых орудий береговых бата-
рей. Ночи были тревожными, каб  во-

обще 366 фронтовые ночи — прёл-
вестники больших дел, больших  под-
вигов.

Моряни сидели ва скамьях в камбузе’

дивизиона, сидели просто на полу. —места
было мало, желающих много. Пришлось
натемниться, опустить шторы на окнах
и дверях; стало душно: Мы беседовали
¢ моряками о людях; производящих ко-
рабли, орудия, боевые припасы, самоле-
ты, моторы к Ним, двигатели, торпеды...
Умное внимание можно было прочитать
на лице каждого слушателя. Они интере-
совались людьми. тыла, ибо эти люди да-
вали WM все необходимое для того, чтобы
„разгромить. победить врага. Они хотели
знать о делах творцов оружия, об их под-
вигах, о том, можно ли надеяться, что
неиссякаем будет поток вооружения, ко-
торый тах необходим для борьбы. Сколь-
жение теной кораблей на черноморской
золне, гул моторов, голос артиллерии —
вель все это пришло оттуда, из родного
тыла, от героических людей заводов. Bee
пришло оттуда и превращено в движение

здесь. Оружие заговорило в руках фрон-

14. Победный голос фронта пришел
туда...

от-

Уральский мастер Мозилов почти пол-

века делает снаряды для кораблей pyc-
свого флота. Его снарядами отбивался

«Варяг» в неравном бою, снаряды, сде-

данные его руками и руками многочяс-
аанных его учеников, ототояли Ленин-
трах, когда на помощь суше пришла
мощная артиллерия флота; в Севастопо-
26 тоже слышался голос Морилова, тах
же ках у Одессы, Новороссийска, Феодо-
сии, Керчи... Морилов — коренной ура-
лец. Вся жизнь его прошла вблизи пу-
мечиого завода, расположенного над ре-
кой Камой. Ежедневно, рано поутру, он
отправляется пешком она работу и в0з-
вращается поздно, почти глубокой ночью.
3а время войны он обучил своему искус-
CTBY около двух сотен молодых людей,
которые теперь самостоятельно делают
снаряды, Морилов награжден высшей на-
rpagok — орденом Ленина. Морпловцы
делают ежемесячно несколько ошелонов
снарлдов, которые падают на головы нем-
це. Мориловцы говорят: «Мы морим
немцев; потому -мориловцых. Труд - по
производству бнаряда очень тяжел,
лотому, чт это крупная и слож-
ная`вещь. Морилов говорил мне, что ему
ie жалко своего труда, ибо моряки не
лодкачали». Он следил 3a героической
обороной Одессы, Севастополя, Ленингра-
да, за действиями артиллерии больших
валибров,

Чтобы сделать снаряд, нужен металл.
Сталовар. Данилов получил ожоги лица
и почти лилгился зрения. Врачи предпи-
Сати ему покой и отпустили с завода. Да-
Нилов не мог находиться дома —на про-
Язводотве почувствовали его отеутствие:
Данилов пришел на завод, опытом и со-
ветом он помогал в работе. Лучшие мар-
ки сталей делает попрежнему Данилов.
Он идет домой, сопровождаемый двумя
‹воими учениками из ремесленной шко-

лы, они указывают ему дорожки, осенью,
на скользких глинистых косогорах, зи-

хой в траншеях, пробитых B cyrpobax.

Снаряхы, торпеды и орудия делают из
стали Данилова. Пусть моряки знают его.
Имя. 1

Охнажды на фронтовом аэродроме мы
собрались возле торпедоносца, уходяще-
го на боевое задание.  Заканчивались
последние приготовления. Торпедоносец

› 875

Аркадий ПЕРВЕНЦЕВ
о

вместе с другими самолетами уходил для
удара по дальним вражеских коммуни-
хацили. Командир гвардейского полка
коротко рассказал летчикам и штурманам
производственный путь ториеды. «Боль-
шой труд заложен в ней, -— сказал коман-
дир полка, — рабочие сделали торпеду
недосыпая, прислали e¢ нам. В этой
торнеде труд полуосленшего уральского
мастера Данилова, надо сбросить ев
с толком, не зря. Только по вражескому
транспорту...»

И действительно, этой торпедой был
потоплен транспорт врага, шедший к
Крыму. Труд рабочих был потрачено с
толком. После я напйсал Данилову, ках
вспоминали морские  летчики-гвардейцы
его имя. re.

Когда на боевую операцию уносятея
невозмутимые «Илыз, наряду с конст-
рукторами машины и мотор& Героев 00-
циалистического Труда Ильюшина и Ми-
кулина мы вспоминаем уральского почет-
ного мастера Ивана Михайловича Вле-
ковнина, Этот молодой человек 1916 гб-
да рождения, прошедший тяжелую и
горькую школу детотва, почти ив выхо-
дит из цеха, производящего  моторнее
зитьё. Он низенького роста, с сильными
кистями рук, обожженными горячим ме-

таллом. Вленовкин наряду © другими
своими товарищами по производству
стоит на кокиле, то-есть том cmocode

литья, который ‘дал возможность в He-
сколько ‘раз увеличить производство мо-
торов для нашей авиация. Korman —
титье в металлические формы, без при-
менения земли и длительного остывания,
почти без последующей механической
обработки. Нлековкин мечтал попасть в
театральное училише. В драматическом
кружке он был признан как актер, он
занимался даже в акробатическом круж-
ке, но пришла война, и, как он написал
мне, «в дни отечественной войны все
свои знания и энергию отдал на защиту
родины. Учебу и мечты прерываю ий
отдалсь полностью одному только делу—
работе Ha заводе по специальности, поз-
нанной мной, по цветному литью».

Мы ведем большую войну, где, наряду
в. вводом в действие крупных человече-.
ских и материальных сил, вводится мозг.
Техника войны требует постоянного уп-
`реждения. Конструкторская мысль приз-
вана предусмотреть малейшие изменения
в тактике войны, порождающие новые
BAX. вооружения. =. Бонструкторский
мозг должен не только парировать любые
удары врага, но и упреждать врага.

Наша страна может похвалиться свои-
ми конструкторами.  Непревзойденный
танк <Т-34», танк-универсал, рожден
Героем Социалистического Труда Mopo-
зовым, новое оружие изобретено Кости-
ховым И ‘другими членами его творческо-
го коллектива, во время войны CKOH-
струпрован и выпущен в серийное про-
изводотво штурмовой самолет  «Илью-
шин-1» и «Ильюнин-2». Такие самоле-
ты никак не может производить наш про-
тивник, подобравший под себя всю про-
мышленность Европы.

Мне известен напряженный труд кон-
структора моторов воздушного охлажде-
ния А. Д. Швецова, мыслителя и творца.
Моторы Швецова хорошо известны лет-

Е нашей авиации. Черноморцы,.

балтийцы и североморцы хорошо знают
известную «звездочку», которая с каж-
хым годом делается все мощнее. Аркадий
Дмитриевич Швецов — из славной семьи
уральских рабочих. И мы счастливы, что
во время схватки’ с промышленным мо-
гуществом всей Европы в нашей среде
оказался такой человек, как Швецов,
так же как строитель кораблей академик
  Ерылов и блестящая групиа наших кон-
структоров, таких, как Лавочкин, «Яков-
лев, Поликарпов, Климов, Грабин, Дег-
тарев, Шпитальный...

Мы. можем смело сказать, что мы
победили в войне мозгов. Хваленая не-

орой линии“.

мецкая Наука и 66 спесивые предста’
вители оказались в плену рутины и чван-
ства. Они подготавливались к войне дол-
то, они медленно мыелили. Когда потре-
бовалось на ходу, оперативно решать
многие вопросы Всвязи с изменениямя
тактических приемов борьбы, они  ока-
зались биты нашими  мыслителямй-вон-
структорами. Haim рабочий класс я ин-
женеры своевременно «одевают в сталь»
мысли конструктора, и фронт получает
вооружение. п
Во время первых налетов на Москву

‚немецкой авиации я увидел на крыше од-
ного дома человека, не имеющего отноше-

ния к членам противопожарной команды,
Человек этот находил возможным кое-что
записывать в небольшую книжечку, кото-
рую чуть ли не вырывало из рук. Когда
взрывная волна была особенно сильна, он
приговаривал: «Хорошо... Отлично»

волна взрыва недалеко упавшей бомбы
почти сняла его с крыши. Он, оправив-
шись от такой неприятности, немедленно
бросился к дымящейся воронке, заглянул
туда и попросил опустить его вниз. Ворон-
ка была глубока, оттуда он еле. выбрался.

Его вытащити мялиционеры. Этот стран-

ный на первый взгляд человек оказалоя

конструктором бомб тов, Т., которому

«посчастливилось» самому непосредетвен-

HO столкнуться с действием бомб против-

ника. После, во время войны, конструктор
Т. изобрел столько, что ему. была присуж-
дена Сталинская премия и правительство
наградило.его орденом Трудового Ёрасно-
го Знамени.

На одном из заводов Урала, где отроц-
лась вторая очередь теплоэлектроцентрали
и монтировалась мощная турбина, ум
тил очень ‘интересного человека. Юго фа-
милия Казак, Лука Федорович, Ему 49
лет. Он-—шеф-монтажник ` турбины. Этот
человек, ленинградский мастер-турбин-
щик с металлического завода имени
Сталина, монтировал турбины в Новорос-
сийске, Краснодаре, Чусовой, Губахе, Че-
лябинске, Належдиноке, Златоусте, Уфе,
Баку, Киеве и даже в ee в Турции.
Он—матрое. Мон друзья с Черноморского
флота должны узнать, что
`матрос <Верчи» проделал такую огромную
работу для нашей страны. Лука Федоро-
вич Казак прослужил. на флоте 8 лет.
Ox — yvacrank потопления Черноморского

aota. Jeuunen «, Kak известно,

потопил несколько кораблей, чтобы не от-
дать их немцам: «Свободную Россию», эс-
минцы «Фидониси», «Калиакрия», «Ха-

джибей», «Пронзительный»... После умел
в Туапсе, открыл кингстоны и затонул. А

команда ушла к таманцам, влилась в «< е-

лезный поток». Казак сражалея“на всех
фронтах гражданской войны, & потом по-

ступил на завод и ушел. в него только
при приближении - немцев-— 19.71.1942
года.

надписью «Керчь» и бушлат. Потом
страна потребовала его с полей сражений
‘на строительство. электростанций. Урал
злитал огромное. количество: заводов,
Урал задыхалоя от- недостатка заевтро-

энергии. И Казак помог Уралу, & следо-

вательно — родинё. Оружие, которое по*
ступает на фронты, многим
труду бывшего” матроса “Луки  Казака.
Нусть ‘моряки знают его имя!

В дни решающих боев на Черноморском

театре военных действий, в дни, когда

видна уже звезда освобождения Крыма,
Севастополя, Николаева, не мешает про-
должить нашу беседу с моряками сторо-
жевых кораблей Сипягина и Пунпкона.
Наш тыл крепнет с каждым днем, наш тыл
работает героически, с напряжением и
лишениями, поток вооружения для окон-
чательного разгрома врага будет  посту-
пать непрерывно. Единение фронта и ты-
ла-— это, по-нашему, единение армии п
народа. Цель одна — победить  фашиет-
ских разбойников. Моряки будут в пер-
вых рядах героев-победителей. Моряков
нашего Красного Флота любят люди <вто-

рой линии», надеются На них, так же как.

моряки могут безусловно надеяться на аю-
дей «второй линии», на наш героический
тыл. ee

° Охранять права семей фронтовиков

Моряки Военно-Морского Флота, гером-
чеки сражаясь с подлым врагом, знают,
чо партия и правительство делают всё
возможное не только для нах, но и для
их семей. ~.

Горячей любовью и уважением окружил
оветокий нарох своих верных сынов, от-
озивающих на поле брани честь, свобо-
ду и независимость родины. По-малернл-
(кн заботится страна об их родных и близ-
хих. Партийные, советские и хозяйствеч-.
ные организации широко и щедро помо-
тают семьям фронтовиков.

Гвардии старший лейтенант Шульгия,
четырежды орденоносец, сбил в воздуш-
ных боях много вражеских  самоле-
тов. Во время прорыва блокады Ленин-
трад дом, в котором жила его жена
Ольга Шульгина с четырьмя малолетними
детьхи, быд разрушен вражеской бомбой.

ульгина получила увечье и вместе
© детьми быль эвакуирована в один из
районов. Колхозники, узнав, что с ними
По соседству поселилась семья отважного
автчика, сразу же окружали её заботой
и вниманием. Семье героя оборудовали
квартиру, выделили необходимую мебель,
детей определили в детские ясли и снад-
диаи одеждой, отвели приусадебный уча-
‘ток, обработали его во внеурочное время;
Ольга Шульгина с детьми обеспечена на
всю зиму картофелем и овощами.

Чейтенант Меримокия пал смертью
храбрых при защите города Ленина, ена
Меримского, военфельдшер,
боевом посту. После их смерти остались
малолетние сын Владимир и дочь Елена и

погибла Ha}.

престарелые родители Меримского. Mecr-
ные власти немедленно выдали семье по-
гибших установленное. законом. пособие.
Бригадир колхоза «Сталинский путь» ор-
деноносец Роза Озерская взяла на воспи-
тание  восьмилетнюю Елену. Девочка
учится в школе. Шестилетнего Владимира.
воспитывает председатель колхоза, Мария
Вагина, Отца и мать Меримекого колхоз-
ники поселили в тёилую комнату, обеспе-
чили их дровами, светом, одеждой и про-
дуктами. :

К сожалению, ‘имеют место и случаи,
преступно-бюрократическоге отношения в
семьям фронтовиков.

По жалобе находящегося на фронте,
старшины 1-й статьи т. Кульба военная
прокуратура ЕБФ установила, что ero Be-

щи расхищены, причём часть вещей при-
своила управляющая  домохозлиством
J. Нестерова. Советское правосудие воз-
дало ей по заслугам.

Главный бухгалтер одного из воинских
учреждений Костачук и заведующая рас-
чётным отделом Семенихина нарушили за-
конодательство: незавонно взимали воен-
ный налог ст. Тарасовой, жены фронтови-
ка, имеющей шестерых детей и получалю-
щей государственное пособие. Жены бой-
nos Копытова, Рохлина, Рязанцева и дру-
гие незаконно были обложены налогом
на бездетность. В результате преступно-
Халалного отношения Костачука и Семе-.
нихиной к своим обязанностям с жен 99й-
нов было незаконно взыскано свыше.
8 тысяч рублей: Виновники привлечены
к ответственности.

Елавдию Сабанееву, мать старшего кра-
снофлотца-фронтовика, незаконно высели-
ли из занимаемой ею квартиры, Председа-
тель Подольского, горисполкома не принял
никаких мер к восстановлению права Са-
банеевой. После вмешательства военной
прокуратуры ЕБФ она была. воелена в
свою. квартиру, & виновники беззакония
строго наказаны.

Постановлением.

Совнаркома СССР от
5 августа 1941 г.

установлены льготы

семьям военнослужащих по оплате жилой

площади. По вине старшего бухгалтера,
одного из воинских учреждений Рыскина
с жены военнослужащего Прокофьевой,
несмотря на своевременно представленную

ею справку, квартирная, плата в точенае  .

восьми месяцев взималась без соответ-
ствующей скидки. Свыше гола не пользо-
валась этой жв льготой жена фронтовика
Потапова. Виновные привлечены к ответ-
ственности. eis :

Всякий, кто нарушает советские зако-
ны, ограждающие интересы семей фрон-
товиков, ито пролвляет по отношению.
в родным советских воинов бездушяе и
бюрократизм, понесёт суровое. наказание.
Воины Красной Армии. и Военно-Морского
Флота, беззаветно сражающиеея против
немецко-фашистеких разбойников, должны
быть твёрдо уверены, что их свмьи в ты-
лу окружены вниманием и чутким отно-
шением. Необходимо помнить, что забота
0 COMbAX советоких воинов — 5719,
прежде всего, забота о Ерасной Армия
ий Военно-Морском Флоте. ^^.

‚ Полковник юстиции -Д, КАМЫНИН.

Краснознаменный Балтийский флот,

н ушел в морскую’ пехоту, ° надев.
сохраненную им бескозырку 6’ золотой

обязано.

КРАСНЫЙ

чертил какие-то кривые на бумаге. Потом.

бывиний

ременной войне».

Ф

-  культуры.

Вел

В суровые дни Великой отечественной

войны отмечает Советская страна пятиде-

сятилетие со дня смерти великого рус-

ского композитора Петра Ильича Чайков-
-  кого.

`С чуветвом самой горячей любви вено-

минаем“мы в эти дни живой облик заме-

чалельного  художника-патриота —0т-
‚давшего  вею свою жизнь без остатка
служению родине, родному искусству.
`В своих бессмертных творениях —
симфонических, оперных, камерных —
`он-восмел благородство души русского
человека, духовное величие русского на-
ода, красоту и ширь русской природы.
Это был гений русской национальной
И он с законной тордостью
‚говорил: «Я заранее, при жизни,  вку-

знаю уже наслаждение тою долею сдавы,

Краснознаменный - Балтийский флот.
Летчик-истребитель ‘орденоносец.. гвар=-:
дии младший лейтенант Т. Жучков
сбил лично 2 и в паре 7 самолетов
противника.: : : Ae ate

: Фото- В. Федотова.

ЮНГИ ПРИШЛИ
_ НА КОРАБЛИ —
ДЕЙСТВУЮЩИЙ ФЛОТ, 15 ноября.

(Пс телеграфу“от наш. спец. корр.). Вос-
питанники школы юнгов Вбенно-Мореко-

то Флота после сдачи экзаменов направ-

лены на корабли для практики.

В числе других пошли в нлавание №0-

тористы Алексей Юденков и Александр
Радько. Этими юношами гордится вся
школа. 06» они около года партизанили
в смоленских лесах. Юденков лично убил
27 немцев, награжден орденом Красного
Знамени. Радько, ‘награжденный орденом

Ерасной Звезды, истрёбил 21 гитдеров-
; See о   риячееких битв русского
из эсминцев пришел. юнга ру-.

Mi
На один
левой Константин. Гусев. Он отлично.
учился, настойчиво осваивал военно-мор-
ское дело. На корабле он уже зареко-
мендовал себя как толковый специалист.
`. Тажих, как-Юденков,. Радько, Гусев,
мнего среди первого выпуска.

_ Разочарованные^
es ie
ефрейторы
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 15 ноября.
(Спец. корр; ТАСС). Сотнями бредут они
пол конвоем. советских автоматчиков К
Днепру. м: : ae
О, этот Днепр! Сколько надежд возла-.
тали на него, сколько говорали, о нем!
Когда. перепуганные они бежали по полям
Харьковщины и Полтавщины, делая по 50
километров в сутки, офицеры . успокаивали
ах, а они успокаивали солдат (все-таки
ефрейтор не просто солдат, „он. бывалый
вояка}:= 2 С ness
— Это — ‘планомерное отступление, мы
выравниваем линию фронта. За ` Днепром
нас ждут подкрепления, Sa Днепром мы
голучим отдых, мы остановимся там. на
‘зимовку. © Е =
«Наш командир ‘роты, — показывает

Генрих Мюллер, — приказал нам’ убеждать
солдат, что на западном берегу Днепра:
подготовлены новые - позиции, там: будет
создан стойкий, стабильный фронт»: =

Ничего этого за. Днепром не _ оказалось.
Даже наскоро построенные укрепления
не ‘помогли создать «стабильной» обороны.
Фронт-трещал по всем тивам, `Мюллер’и его’
‘соратники едва успевали ‹ уносить : ноги,.
боясь, как огня, новых «котлов» и окруже-
ний. Настроение немецких солдат и офи-
церов все больше падало

«Теперь мы снова за Днепром, наши са-
‘OTH повернуты обратно, и их носки пока-
зывают на запад», — так печально конста-
тировал в своем письме домой ефрейтор
Эрхарл (полевая почта 48023 С).

Куда девалась былая самоуверенность
гитлеровских ефрейторов. В ‘письмё, ° най-.
денном недалеко от ‘Нятихатки, обер-еф-.

07587 А) сообщал своей жене: АЕ
«Русские с 6 часов утра сегодня снова
наступают. Даже далеко позади слышны
разрывы. Снаряд падает за снарядом, и в
добавление еше пулеметный огонь. Pyc-
ские самолеты летают ‘беспрерывно ‘по
6, 8, 12 и 20 штук... Сейчас 10 ‘часов утра:
Русскае самолеты ` прилетали уже 6 раз.
И всякий раз бросали бомбы, да к тому
же еще обстреливают из пушек и пулеме-
тов. Можешь себе представить, что здесь
творится! Я не хотел бы видеть, что бу-
дет происходить дальше. Сколько будут
умирать, плавая в собственной крови?
Счастье тому. кто останется в’ живых». ‹
Ha ‘другом участке было подобрано’
письмо в Мюнхен. Ефрейтор Якоб Вандер
писал в нем: : : i

совершают налеты русские летчики и . ар-
тиллеристы. Вчера погиб мой лучший
товариш из Аугебургской области: Он все-
го лишь 8 дней назал вернулся из отпуска.

`Булет чуло, если мы сможем уцелевшими

выйтя отсюда. Мы имеем слишком  боль-
шие потери». — ие : ;
Они имеют «слишком большие. потери»,

они имеют крупные неприятности, ona бу-  -

дут иметь еще большие неприятности.  -

ини

Изучение опыта партработы ^
в десанте = «

Политотделом ‘энского’ соединения про-
веден однодневный семинар ‘партполитра-
ботников. Капитан-лейтенант Аверзук :06-
стоятельно ‘доложил о деятельности парт:
оргов в Новороссийской десантной опера-
ции, Докладчик указал, Что, работа парт:
оргов в десантё тщательно изучена полит-
отделом и опыт её передан во все партор-
ганизации. Доклад иллюстрировался  при-
мерами и фактами, рассказывающими о фор:
мах и методах партийно-политической ра-
боты в период подготовки и проведения ge
Санта: Fans Е ;

Затем участники семинара обменялись
мнениями по вопросам планирования парт-
политработы. Они разобрали планы `от-
дельных парторгов, отметив в них положи-
тельные и отрицательчые стороны.

В заключение парторги заслушали инте-
ресный доклад капитана 3-го ранга Остров-.
ского «О роли морального. фактора B COB-
хЯейтенант А. ЦЕЦОРИН:..
Черноморский: флот,

искусства...»

Старший. лейтенант С. ЛИВШИЦ,

обер-ефрейтор 5 роты 587 пехотного полка  :

рейтор Герберт Кринке. (полевая ‚почта.

огазинов,
`баня. Открыты больница, аптека, оборудо-

которую уделит мне история русского

`По своим художественным воззрени-
‘ям, крепко сложившимся уже в 60-х го-

дах. прошлого столетия, Чайковский был
  прямым и глубоким последователем в6-

ликого Глинки. Его патриотическую
оперу «Иван Сусанин» Чайковский ста-

звил «по гениальности, размаху, новизне

‘и безупречноети техники... наряду с ва-
мым. великим и глубоким, что только
есть в искусстве». «Наверное никто более
меня не ценит и не любит музыку Глин-
КИ... — Писал Чайковогий. — Й долго
из этого ‘богатого источника будут чер’
Hath русские авторы, ибо нужно много
времени и много сил, чтобы исчерпаль
все го богатство».

Богатырекий дух «Сусанина» волно-
вал воображение Чайковского. Послу-
шайте его вдохновенную кантату <«Мо-
сква» (на слова Майкова), в которой с
новой силой воплощена та-же «сусанин-
ская» тема самоотверженной любви к
родине, верности долгу перед родиной!
Сколько мощи в эпических хорах этой
кантаты, рисующей картину великих ис-
народа за
свою независимость, — прославляющей
победы родины над врагом:

«Час ударил жданный, радостный!
Заблеетело солнце красное!..
„.Словно мутны воды вешние
Вражьи полчища поганые

Or родной Москвы отхлынули,.>

Проникновенный лиризм задушевного

<арибзо воина» прекрасно оттеняет ге-

реические эпизоды кантаты, Образ глин-
кинского отрока Вани (из «Сусанина»)
напоминает певучие строки этого арио-
30 Чайковского: ies

«За родимый край я на все готов,
„ Я готов в огонь и во всяву скорбь,
_ Ибо дорог мне не земной почет, _
‚Не земной почет, а отчизны честь...»

‘Чайковский горячо п преданно любил
‘родину. И как художник on, подобно
`Глинке, видел в народной Meche  источ-
ник творческого вдохновения и вечной
красоты. «Я е детства, с -самого- ран-
него, — писал Чайковский; — проникся
неиз’яснимой красотой  характеристи-
‘ческих черт русской народной музыки...
я до страсти люблю русский элемент во
всех его проявлениях, я — русский в
полнейшем смысле этого слова».
Благородную традицию Глинки  Чай-
ковский обогатил своим могучим песен-
ным даром, своим блистательным сим:
Фоническим мастерством. Яркая, разно-
сторонне одаренная творческая индиви-
дуальность Чайковского проявилась во
всех жанрах музыкального искусства.
--Тений Чайковского бессмертен и в
‘операх, и в симфонических произвеле-
ниях, и в волнующей своей сердеч-
ностью. вокальной и инструментальной
аирике.

Многообразны и многоразличны темы
H сюжеты, запечатленные в произведе-
ниях Чайковского. Выразительная сила
мастерства—в  музыкально-драматиче-
ском воплощении этих тем и сюжетов —
беспримерна, как беспримерна и сила
эмоционального воздействия музыки

(neem enna ese Rte ens nie et in

икий русский композитор

_ К 50-летию со дня смерти П. И. Чайковского

‚ Чайковского на слушателей. Ибо Чай-

ховский всегда  человечен

лярность произведений Чайковского,
еще при жизни ставшего любимейшим, в

тором.

богатый мир человеческой души,
высоких страстей и благородных помыс-
лов. Беспокойная устремленность в пре-
красному, напряженный драматизм борь-
бы человека за счастье — вот что вол-
новало ум и сердце композитора. вот
что было движущей силой и  лейтмоти-
вом той большой «повести жизни», ко*
торую он правдиво, горячо и страстно
новедал в своих произведениях. He

Вепомните музыкально-драматиче-
ские образы его лучших опер — Тать>
яну и Ленского в «Онегине», Лизу и Гер-
мана в «Пиковой даме», Марию в <Ма-
зепе», Вакулу в «Черевичках», куму в
«Чародейке»... ,‚ Вспомните

но четвертой,
тической») и симфонических фантазий
«Ромео и Джульетта», «Франческа
да Римини», «Буря» и др.)... Вспомните,
ваконец, лирические” страницы его Kar.
мерной музыки — трио («Памяти вели-
вого артиста»), квартетов, романов и
песен... :

Во всем многоразличии ‘этих ярких
образов, тем и сюжетов, с гениальной
силой воплощенных в музыке, есть одна
целеустремленная и всеоб’емлющая си:
ла жизненной правды и красоты.

Чайковский был убежденный реалист.
Йон был строг в выборе сюжетов, в ко
торых искал прежде всего поэтичность,
человечность и простоту. Вот почему он
так горячо любил и ценил великого Нуш-
кина, на поэтические сюжеты которого
он написал три лучшие свой оперы
(«Онегин», «Мазепа», «Пиковая дама»).
Мир образов любимого поэта живет и В
трех последних драматических симфо-
ниях Чайковского, составляющих  гор-
дость и славу русской классической
музыки.

«Если моя музыка к «Евгению Онеги-
ну», — писал Чайковский, — имеет до-
стоинства теплоты и поэтичности, то это
нотому, что мое чувство было согрето
прелестью сюжета... если я горел огнем
вдохновенья, когда писал сцену письма,
то зажег этот огонь Пушкин». В полной
мере эти слова можно отнести и в дру
TUM произведениям композитора,  вдох-
новленным поэзией Пушкина.

Философская глубина жизненного. 9-
держания, реализм и народность его му-
зыкально-драматического выражения оп-

ределяют весь стиль творчества ЧаЯ-
KOBCKOrO как великого национального-
композитора.

Драгоценный мелодический дар на-
полнил -его произведения живым дыха-
нием. Блистательное мастерство симфо-
нического развития простых и вырази-

тельных  тем-мелодий раскрыло B ABH-

жении целый мир правдивых,
человечных в своей красоте
«Мне кажется, — признавался сам ком-
позитор, — что я действительно одарен
свойством правдиво, искренне и просто
выражать музыкой те чувства, настрое-
ния и образы, на которые наводит текст.
В этом смысле я
русский человек».

Чайковский не ошибся в

глубоко

торому и обращена была взволнованная
и страетная речь композитора. Упорным

трудом и покоряющей силой художест--

венного гения, одухотворенного высо“

кой идеей любви к родине и горячей Be-~
рой в её светлое будущее, завоевал Чай-_
И кры--
латые образы его певучей музыки на’ `

Бовсвий всенародную любовь.

всегда. останутся жить. в народе.
Георгий ХУБОВ.

Чудовищное преступление гитлеровцев

‚ ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 15 ноября
(Спец. корр ТАСС). Более двух лет звер-
ствовали немецкие захватчики в Киеве —
убивали, расстреливали советских. людей,
угоняли их на каторгу. Много трупов
киевлян было зарыто в так называемом
Бабьем яру под Киевом. Пытаясь замести
слелы своих чудовишных преступлений,
немпы B августе этого года начали
здесь откапывать и сжигать трупы своих
жертв, Нам удалось переговорить с груп-
пой бывших заключенных Сырецкого кони-
лагеря, которых’ немпы под угрозой рас:
стрела заставили вырывать трупы. Один

«Здесь просто ужасно. Волна за волной   ИЗ них. Владимир Давыдов, рассказал:

“— Нас, заключенных

Eee концлагеря, в
количестве 300 человек

пригнали в Ба-

`бий яр. Вокруг были выставлены пулеме-

ты. Почти возле каждого из нас стоял
эсэсовец с автоматом. Хождение вблизи

‚было запрещено. Тех, кто случайно про-

ходил, ‘убивали. Нас заставили в заранее
подготовленных печах раскладывать кост-
ры. Потом начали откапывать: ямы с тру-
пами замученных. Перед сжиганием нем-
цы заставляли обыскивать трупы, надеясь
найти драгоценности. После этого трупы
бросали в. печи. = eae

В одной из ям были зарыты трупы плен-.
ных красноармейцев. У многих были свя: ^
руки и ноги, -
размозжены головы, отрезаны конечности, _
aes

заны колючей проволокой
выколоты глаза. В другой яме
были свалены в 8—10 слоев.

В сентябре гестаповпы ежедневно при-
возили в душегубках 50—60 заключен:
ных. Эти полуживые люди бросались в

костры. -Для нас также была подготов-.

лена яма-печь. Но мне и труппе лругих

заключенных в количестве 10—12 человек ©

удалось бежать. Остальных заключенных
эсэсовцы расстреляли и сожгли.

ГОРОД Н., 15 ноября. (ТАСС); В си.

бирской степи на огромной площади воз-
вышаются величественные корпуса завода
тяжелых станков и крупных  гидропрес-
сов. — предприятия, призванного сыграть
решающую роль в восстановлении черной
металлургяи юга, тяжелого машинострое-

‚ния и турбостроения.

Уже вступила в строй первая очередь
завода. Сдано в эксплоатацию 23.500

‘квадратных метров промышленной  площа-

ди. Работают цехи литейный, модельный,
кузнечно-термический, инструменталь:
ный, гидропрессов и первая очередь цеха
станкостроения. Некоторые из этих цехов
по своему об’ему равны целому заводу:
литейный Занимает 6,5 тысячи  квадрат-

В корпусах нового завода

ных метров. цех  станкостроёния — 13.300
квадратных метров. Но о масштабах заво-
да, его продукции лучше всего говорит
строящийся сейчас корпус тяжелых стан--
ков и крупных гидропрессов. Длина этого-
корпуса — 180 метров, об’ем — 200 тысяч
кубических
будет всего-навсего 13 станков,

из них

некоторые длиной в 42 метра. Это обору--

дование даст возможность строить станки
весом до 420 тонн. :

На стройке нет невыполняющих норм:
Средняя дневная выработка на одного ра-
бочего в октябре составила 147 процентов.
За счет перевыполнения норм  стахановцы

сэкономили государству за год свыше мил- -

лиона рублей.

ae es ===

НОВОРОССИЙСК ВОЗРОЖДАЕТСЯ

НОВОРОССИЙСК, 15 ноября. (ТАСС).
С необлабевающей энергией трудятся жи-
тели Новороссийска над возрождением
‘истерзанного немецкими захватчиками TO-
рода. Они уже восстановили 702 дома.
Работают: хлебозавод, 7 столовых, 10. ма-
4 парикмахерских, водопровод,

ваны Школы. Началось восстановление
цементного завода, заканчиваются монтаж-
ные работы на мельнице. apne

Напряженно идут работы в порту. Га-
вань и пристани уже очищены от мусора
и хлама, возрожден железнодорожный.
узел. Транспортники восстановили несколь-
ко паровозов и 16 километров пути

и прост.
И этим об’ясняетея широчайшая  попу-_
точном смысле слова народным компози-.
- Серхцевину содержания всего творче-.

ства Чайковского составляет сложный и.
мир .

волнующие _
и певучие образы его симфоний (особен
пятой и шестой «нате: .

образов. _

реалист и коренной
этом своем —

определении. То, что выразил он в своем.
творчестве, было понято народом, к ко: ^

метров, а установлено здесь.