Смерть немое

ый

ОРГАН НАРОДНОГО КОМИССАР

Специалист дивизибио _

И
1 декабря 1943 г., среда

катеров

Боевая деятельность катеров характер-
на разнообразием выполняемых ими за-
дач. Нални сторожевые, торпедные и бро-
некатера несут дозор, производят высад-
ку десантов, используются для поиска и
уничтожения вражеских подводных ло-

док, сопровождают транспорты, действу-

ют на коммуникациях противника, нано-
сят удары по его побережью и морским
базам. Война открыла замечательные воз-
можности этих кораблей. Для них оказа-

лись носильными самые ответственные и’

сложные задания.
Специфика службы на катерах и не-
многочисленность их экипажей пред’яв-
‚ лают особые требования в личному с9-
ставу этих кораблей и прежде всего Е
офицерам. Они должны обладать весьма
разносторонними и глубокими  тактиче-
скими познаниями, уметь мгновенно на-
ходить правильное решение в сложной
обстановке, проявлять всегда и везде
инициативу, военную хитрость, знать
малейшие изменения в приёмах борьбы
противника. Еели комантир катера не от-
личается такими качествами, трудно на-
делться на успешное выполнение им бое-
вых заданий. Точно так же старшине,
да и любому краснофлотцу из экипажа
катера) не справиться во своими обязан-
ностями в бою. если он не приучен обелу-
живать технику в самых трудных усло-
виях, устранять без посторонней помощи
типичные боевые повреждения, заменять
выбывших из строя товарищей.

Помочь офицерам, старшинам и крас-
нофлотцам катеров научиться всему
этому призваны дивизионные  специали-
сты, назначаемые из наиболее опытных
й подготовленных офицеров. Они долж-
вы неустанно работать над. повышением
‘эффективности боевого использования
катерного оружия. Им первым  предо-
ставляетея возможность обобщить и 06-
мыслить ‘опыт всего подразделения. И,
когда, например, после десантной  оне-
рации выясняется, что один из катеров
сумел нанести своим огнём особенно зна-
чительный урон противнику, долг диви-
зионного артиллериста — тотчас  вник-
нуть в суть найденных командиром но-
вых приёмов и передать их на другие ка-`
тера. Так же должен поступить и диви-
зионный механик, нашедший новые эле-
менты борьбы за живучесть или крупицы
нового опыта ухода за механизмами.

Но дивизионный специалиет, будь он
штурман, артиллерист, минбёр, связиет,
механик, лишь тогда сможет сталь  дей-
ствительным  распространителем боевого
опыта, если он не засиживается в штабе,
з непосредственно участвует в повседнев-
ной деятельности своего подразделения,
систематически выходит на катерах в
море, в Gon.

Штурман дивизиона сторожевых кате-
ров старший лейтенант Музыченко в Но-
вороссийской операции находилея на
борту катера, который при прорыве в
бухту намотал на винты боновый трое и,
превративигиеь в неподвижную цель, по-
пал под бешеный огонь противника.
Вплавь добравшись до берега после ги-
бели катера, штурман задумалея, почему
другие катера благополучно проходили
опасное место, а этот постигла жестокая
неудача, «Все ли я сделал, — спрашивал

OH себя, —- чтобы научить командира
катера услешно водить корабль не толь-
ко в открытом море, но и в таких узко-
стях?». В следующей операции Музычен-
ко был назначен штурманом отряда. Имея
большие расхождения в показаниях ком-
пасов и изменивлгуюся вследствие буБ-
сировки мотоботов скорость, он тем не
менее с отменной точностью привёл от-
яд к берегу Таманекого полуострова.
Участие в этих двух операциях дало
штурману больше, чем год «обобщения
опыта» по отчётным данным. :

Однако действительная ценность при-
обретенных дивизионным специалистом
познаний определяется тем, насколько ус-
Лешно и быстро они будут переданы
командирам и экипажам катеров. Этому
Часто мешает то обстоятельство, что не
во всех дивизионах специалисты, и преж-

Вручение орденов

Заместитель Председателя Президиума
Верховного Совета СССР и Председатель
Презадиума Верховного Совета Таджик-
ской ССР тов. М. Шагадаев вручил вчера
ордена и медали награжденным. Г

Орден Ленина и медаль «Золотая Звез-
да» вместе с грамотой о присвоенаи звания
Героя Советского Союза вручаются пол-
ковнику Ф. П. Харчевину, награжденному
за успешное форсирование реки Днепр,
прочное закрепление плацдарма на запад-
ном берегу реки Днепр и проявленные при
этом отвагу и  геройство,

За образцовое выполнение боевых зада-
ний командования на фронте борьбы с не-
мецкими захватчикамя и проявленные при
этом доблесть и мужество ордена и медали
получили генерал-майор П. В. Перерва,
генерал-лейтенант инженерных войск.
Н. П Баранов, генерал-майор М; И. Бел-
кин, полковник Г. С. Ванокуров, гвардии
старший сержант А. И. Антюфеев и многие
другие.

Далее награды получает группа работ-
ников заводов, производящих прозрачную
броню для самолетов. В числе получивших
награды народный комиссар промышлен-
зости строительных материалов CCCP
Л. А Соснин, его ‘заместители И. А. Ши-
лов ч Н. И. Дикерман, мастер завода им,
Горького М И. Левитский и другие:

От имени награжденных выстулили Стар-
ний лейтенант Е. И. Бурцев, народный
комиссар промышленности строительных
материалов СССР Л: А, Соснин и профес-
сор Белорусского медицинского инстатута
С. М. Мелких.

Народный комиссар промышленности
строительных материалов СССР Л. А. Сос-

Se

де веего штурманы, занимаются своими
‚прямыми обязанностями. У некоторых
‚командиров дивизионов штурман превра-
‚ Щается в начальника штаба или замеща-
  ет ушедшего в море комлива. Вряд ли на-
  10 доказывать порочноеть такой системы,

ста к береговой \бззе и заставляющей
его заниматься общими вопросами орга-
низации службы, отчётностью и Beem,
  Чем угодно, но меньше веего штурман-
ским делом. Между тем, очевидно, что го-
  раздо целесообразнее возложить заме-
 стительство командира дивизиона на `ох-
ного из командиров звеньев, чем. остав-
лять дивизион фактически без штурмана.

Специалист дивизиона катеров гораздо
больше, чем его коллега на больших во-
раблях, соприкасается со старшинами и
  рядовыми. Артиллериет дивизиона кате-
‚ров, например, непосредственно зани-
‚ мается боевой подготовкой орулияных
расчётов. Может ли он ограничитьея
лишь такими способами внедрения 6пе-
циальных знаний, как лекции, изучение
оружия по чертежам, общее наблюдение
за тренировками и т. д.? Конечно, нет!

артиллерист является прежде всего ор-
ганизатором боевой подготовки по своей
специальности, то на катерах ему в. боль-
той степени надо быть и воспитателем.
Его усилия в этом направлении  дозены,
конечно, не подменять, а дополнять вос-
питательную работу командира катера. -

На Черноморском флоте известен под-
виг командира катерного орухия Федчука,
который был трижды ранен, временно
лишился слуха и епособности говорить,
но не покинул поста, исправил ряд по-
вреждений материальной части и хо кон-
ца боя вёл огонь. Этого стойкого и уме-
того комендора помог воспитать дивизи-
онный артиллериет старший  зейтеналт
Мизин. Знакомя Федчука с новой чехни-
кой, он попутно изучал его характер,
1 склонности, волевые качества, интереео-
валея даже тем, регулярно ли получает
етаршина письма or жены. Не только
плановой учёбой, но и задущевнымя 0е-
седами на артиллерийские и другив темы,
добрым советом, строгим упрёком, в6р-
дечной похвалой воспитывал старший
лейтенант Мизин в Фелчуке и других
командирах ибистребимую веру в 0808
оружие. И труды его сторицей окупились
в bon. о

Хороший дивизионный  специалиет
всегда найдёт время побывать на катерах
и во внеучебные часы, завязать неофици-
альную беседу о возможностях боевой
техники. А ведь такие беседы в сочета-
ний с обычными завкятиями помогают
людям не только укладываться в Норма-
тивы, но и глубоко полюбить своё ору-
жие, свою военную профессию.

Успех работы дивизионного  епециа-
листа во многом зависит от руководства
им со стороны флагманского специалиета
штаба соединения или базы. Не везде это
руководство поставлено правильно. He-
воторые штабы соединений вопоминают

о дивизионных специалистах. лишь когда

в дивизионе допущена какая-нибудь
ошибка по их части или когда прашаз по-
ра представлять очередной отчёт. В дру-
гих соединениях, наоборот, чрезмерно
отекают хдивизионных специалистов, ч4-
сто подменяют их, не давая возможности
самостоятельно решать даже мелкие во-
просы. И то и другое одинаково вредно.
Флагманокий специалист должен видеть
в дивизионных своих первейших помощ-
ников, постоянно заботиться 06 их ро-
сте и совершенствовании, веячески ук-
реплять их авторитет. о.
Наши катера активно действуют на
всех морских театрах, и им предетоит
ретнать ещё много сложных боевых 34-
дач. Немалую роль в этом призваны сыг-
рать дивизионные специалисты, которых
необходимо разгрузить от несвойетвен-
ных им функций, обратив все их усилия
на изучение и распространение боевого
‚опыта, на неустанное повышение мастер-
ства командиров и экипажей катеров.

в медалей CCCP

HUH поблагодарил партаю я правительство
за высокую оценку их работы. .

— Мы выполнили, — сказал тов.
нин, — поставленное перед нами задание
— дать прозрачную броню для самолетсв,
по прочности равную стала. Работнаки
промышленности строительных материалов
обещают работать ве. больше над улуч-
шением продукции: i

Ордена и медали были вручены также
другам группам’ работнаков военных и
гражданских организаций. i

После вручения орденов и медалей тов.
М. Шагадаев обратился к  прасутствую-
шим с краткой приветствевной речью.

— В рядах нашей родной Красной Ар-
мли, — сказал тов. Шагадаев, — рука об
руку со своими русскими братьями борют-
ся доблестные сыны украннского, таджик-
ского. белорусского, узбекского, латвяй-
ского и других советских’ народов. Тад-
жакский народ, выполняя свой священный
долг перед Красной Армией, перед Роли-
ной, досрочно выполнил свои обязательства
перед государством по поставкам“ сельско-
хозяйственных продуктов. : i

Передавая подарки талжикского народа
нашям доблестным ` воннам на передовой
линии фронта, я лично был свидетелем ге-
роизма и мужества воинов Красной Армии,
несущей нам освобождение от неменко-
фашистских захватчиков.

В заключенае тов. Шагадаев выразил
уверенность, что полученные награды по
служат источником новых ратных подвигов
на поле брани и на трудовом фронте, и.
пожелал награжденным дальнейших успе-
хов в их боевых и трудовых делах. :

(ТАСС).

цким оккупантам!

О

ИАТА. ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА

приковывающей дивизионного специали-

Если на крупных кораблях дивизионный

Coe:

Всеволод Вишневский.

— Великий
Родины (3 стр.).

Книга о политической

ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРИБЮРО

Оперативная сводка за 30 ноября

В течение 30 ноября между реками СОЖ и ДНЕПР, северо-западнее ГОМЕЛЯ,
наши войска, преодолевая сопротивление и контратаки противника, заняли не-
сколько населенных пунктов и среди них РЕУТ, ДОРКИ, РОЗОВ, ПОЧКИ, МИ-
ХАЛЕВКА; ТАЛЫ. A

Между реками ДНЕПР и БЕРЕЗИНА, южнее ЖЛОБИНА, наш
заняли несколько’ населенных пунктов,   as a

В районе нижнего течения реки ПРИПЯТЬ наши войска с боями продвига-
лись вперед и заняли населенные пункты ЗАМОСТЬЕ, ЛОЗКИ, КРЫШИЧИ, ЮРЕ-
ВИЧИ, ГРЯДА, ГУТА, ЗАРАКИТНОЕ, КНУРОВКА.

По приказу Верховного Главнокомандования наши войска оставили город KO-
РОСТЕНЬ и заняли более выгодные для обороны рубежи.

В районе ЧЕРКАССЬ! наши войска вели бои по расширению плацдарма на
правом берегу ДНЕПРА и улучшили свои позиции,

Юго-западнее КРЕМЕНЧУГА наши войска в результате упорных боев овладе-
ли сильно укрепленными опорными пунктами противника ТАБУРИЩЕ, ЗАХАРЬЕВ-
КА, РАЗОРОПОЛЬ, ЯНОВ, БОЛЬШАЯ МАНКАРИХА, : :

‚ В. излучине ДНЕПРА, юго-западнее ДНЕПРОПЕТРОВСКА, наши войска, ‘от-
бивая конттлтаки противника, улучшили свои позиции,

На других участках фронта — разведка и артиллерийско-минометная  пере-
стрелка.

В течение 29 ноября наши войсна на всех фронтах подбили и уничтожили
воздушных боях и огнем зенитной артиллерии сбит 61

и войска с боями

99 немецних танков. В
самолет противника.

и * ook
Cesepo-sanaiyuee Tovexs наши войска
‘заняли несколько населенных пунвтов. В
одном районе противник, опираясь на за-
‚ранее подготовленный промежуточный
‚рубеж, сильным огнем и контратаками
‚стремилея не допустить продвижения на-
ших войск. В течение хня немцы пред-
‘приняли на этом участке хо пятнадцати
‘контратак. Измотав гитлеровцев, части
`Н-екого соединения сломили x comps-
хивление и вновь продвинулись вперех.
‘B боях уничтожено до 1.500 немецких
солдат и офицеров. В одном населенном
‚пункте наши бойцы захватили крупные
склады в обмундированиех и инженер-
`вым имуществом, 3 самоходных оружия,
‚две минометных батареи, 42 пулемета и
другие трофеи,

*

воинских эшелонов на железнодорожных
узлах Знаменка и Апостолово. В резуль-
тате бомбархировки разбито большое чи-
сло вагонов. Возникли пожары, сопро-
вождавшиеся сильными взрывами.

В воздушных боях наши летчики сбили
26 самолетов противника.

wk &

Партизанский отряд, действующий в.
одном из районов Калининской области,
пустил под откос немецкий воинский эше-
лон, следовавший к линии фронта. В ре-
зультате крушения разбиты паровоз, 6
платформ с автомашинами, $ классных
вагона с немецкими солдатами и 6 ваго-
нов с военными грузами. Другой отряд
калининских партизан подорвал нз минах
4 немецких автомашины © боеприпасами.
Группа партизан в течение двух недель из
засад уничтожила более 100 гитлеровцев.

wee о :

Членный обер-ефрейтор 4 роты 478
полка 258 немецкой пехотной дивизии
Бруно Миколайчак рассказал: «Свыше
двух лет я прослужил в 710 пехотной ди-
визии, которая стояла в Северной Норве-
гии, в районе гор. Вадсе. В начале сен-
тября меня направили в маршевый баталь-
он «ТЛапаланд», командиром которого был
назначен майор Гофмейстер. Восьмого
сентября мы на автомашинах выехали в
Рованиеми (Финляндия), & оттуда - но
железной дороге в гор. Турку. Здесь нас
погрузили на корабль «Найденфельде» и
морем отправили в Данциг. Из Давцига
мы поездом были доставлены в Никополь.
Через несколько дней батальон распреде-
лили по разным частям и послали на пе-
редовую. Рота, в которую я попал, в пер-
вом же бою была разгромлена русскими.
Командир роты — обер-лейтенант Флерен
убежал, а я с группой солдат  сдалея в
плен».

eke

Между реками Днепр и Березина, юж-
Hee Жлобина, ваши войска, взламывая
оборону противника, продвинулись вие-
ред и заняли несколько населенных пунк:
‚тов. В боях за эти пункты уничтожено
более батальона гитлеровцев, подбито 8
‚немецких танков, несколько самоходных
й полевых орулий. Взято значительное
Зиело пленных.

жжх

_В районе Черкассы наши войска про-
`должали вести бои по расширению плац-
дарма на нравом берегу Днепра. Бойцы
Н-ской части-в результате ожесточенной
схватки выбили немцев из сильно укреп-
Тавиных позиций, уничтожив При этом
300 гитлеровцев. Противник, поспешно
отетуная, оставил 7 противотанковых
орудий, 11 врытых в землю тзнюв и
много боеприпасов. На другом учаетке
советские бойцы отбили неоднократные
вонтратаки немцев. пытавшихся вернуть
утраченный ими выгодный рубеж, Огнем
наших пулеметчиков и снайперов про-
тивнику нанесены большие потери.
ew et

Юго-западнее Кременчуга части
H-ckoro соединения, преодолевая упор-
нов сопротивление противника, овладели
несколькими нзбеленными пунктами. В
боях 38 эти пункты уничтожено 600
вражеских солдат и офицеров и 32 не-
мецких танка. Ма другом учаетке наши
танкисты ворвалиеь в населенный пункт
и разгромили большую группу пехоты и
колонну автомашин противника, Захва-
чены трофеи и пленные. al

Copererue летчики в воздушных face
за лень ебили 22 немецких езмолета.
жжя

kk *

ко-фапистские мерзавцы нал советскими
детьми в станице Гостогаевской, Красно-
дарского края. Незадолго перех отетупле-
нием немецкий комендант станицы Гоф-
ман, его помошник обер-фельдфебель
Фитлер, унтер-офицеры Штурм, Лаубе,
  Шульц и полицейский Багмет с группой
  солдат врывались в лома и силой забирали
детей в возрасте до 13 лет. В утру 20 сен-
тября фашистские изверги собрали в ко-
мендатуру 40 детей. У комендатуры про-
исходили obey omy сцены. Дети
плакали, кричали. Матери рвали на себе
волосы. Слезы детей не смягчили фаши-
стских палачей Полицейский  Багмет
  увез детей в станицу Старотитаровскую
Ти сдал их начальнику немецкого военного
госпиталя.
Вскоре партизаны поймали и передали
в руки советеких властей полицейского
Barmera. Этот бандит на следствии пока-
зал: «20 сентября я привез детей в стани-
цу Старотитаровекую. Начальник немец-
кого военного госпиталя приказал ввести
ребят в специальную комнату. „Там из
них выкачали кровь. Вогда детей вынес-
  ли ‘из комнаты, они были мертвенно блед-
ны и не шевелились. Bexope их трупы
были вывезены за околицу станицых.
Еровь невинных детей зовет в беспо-

шадноя мести. — Фашистекие  изверги
своей головой должны ответить за 9то
чуловищное злодеяние.

В излучине Днепра, юго-западнее
Днепропетровска, части Н-ского соедине-
ния отражали контратаки противника. К.
исходу дня наши бойцы стремятельным
ударом отбросили немцев и улучшили
свой позиции. Противник потерял уби-.
тыми и ранеными хо 800 солдат и офя-
церов. Подбито 17 немецких танков и
4 бронемашины. 4 )

Советские летчики продолжали  нано-
вать удары по войскам противника п
уничтожили де 20 немецких танков, бо-
лев 150 автомашин, 2 штабных автобуса
и взорвали 2 склада с горючим.

Наша авиация в ночь на 30 ноября
бомбархировала скопления немецких

Разведчик Семен Денисов награжден

двумя орденами „Слава“.

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ, 30 нолб-, Фундамент полуразрущенного  камен-
ря. (Сиец. корр. ТАСС). Всё новые при-  ного дома, который выбрали разведчики
меры мужества и отваги показывает бы-   для своей засады, находился около самой
залый разведчик — старший сержани  хороги, в 500 метрах от немецеих эко-
Семен Денисов. Только недавно он за] пов. Ждать пришлось недолго, Вскоре на
боевые дела был награждён орденом «Сла-  дороге показались гитлеровцы.
ва» 3 стенени, Прошло несколько дней   -— На ловца и зверь бежит, — шеп-
и Денисов совершил новый подвиг, за  нул Денисов своим друзьям. — Огня не
который удостоен ордена «Слава» 2 сте-  открывать. Возьмём «втихую>.
пени, Распределив немцев «по одному Ha

Отважный разведчик получил задание  брата», старший сержант первым бро-
достать «языка». Во главе группы смель-  сился нз’гитлеровца, шедшего внереди, и
ч?еов он двинулся в ночной поиск Раз-  сшиб его с ног.
резав в трёх местах проволочные заграж-  Напрасно пытались немцы сопротив-
дения и успешно преодолев завал, он вме-  ляться. В пятиминутной схватке двое
cts ¢ сержантом Быковеким и рядовым   гитлеровцев были убиты, & третьего раз:
Лукьяновым пробрался далеко за перед-  ведчики доставили в штаб части. На до-
Вий край немецкой обороны. просе он дал ценные показания.

©

А. Привольный. — Посланец Кирова (3 стр.).
работе в десантной операции

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ:

Капитан 1-го ранга Н. Павлович. — Некоторые вопро-
сы тактической разведки на море (2 стр.).

Старший лейтенант Н. Новицкий. — Частные слу-
чаи контрбатарейной стрельбы (2 стр.).

Франпузские

(4 стр.).
патриот нашей

3 erp). :
j on ( on) Павеличевские лакеи Гитлера встревожены ростом
ERA 20 КОП, _ . Полянов: — Заря над Европой (4 стр.). народного сопротивления (4 стр.).

О НАГРАЖДЕНИИ СУМСКОГО

Москва, Кремль. 30 ноября 1943 года.

Трудового Красного Знамени.

Москва, Кремль. 30 ноября 1943 года,

ИМЕНИ М,

В ознаменование 25 годовщины Сумского

успехи в подготовке кадров офицеров ар-
тиллерии и боевые заслуги перед Родиной
Указом Президиума Верховного Совета
СССР награждены:

Орденом Отечественной войны 1! степе-

щиков;

Памяти С.

ЛЕНИНГРАД, 30 ноября. (ТАСС). Зав-
тра исполняется девятая годовщина со
дня злодейского убийства фамистскии
наймитом великого сына нашей родины
С. М. Кирова.

Ченинградцы свято чтут память незаб-
венного Сергея Мироновича. На прел-
приятиях, в учреждениях, в воинских ча-
стях проводятся доклады о жизни и
борьбе пламенного трибуна революции.

Сегодня начались беседы, посвящен-
ные Кирову, на предприятиях района, но-

ступали рабочие, знавшие Сергея Мироно-
вича, ветречавшиеся с ним за Нарвской
заставой. где он часто бывал. —

В’ лектории горкома ВЕН (6) состоя-
‘лась лекция на тему: «Киров — непри-
миримый борец против фаптизма». Музей
‘имени Кирова организовал передвижную
выставку фотодокументов о жизни и дел-
тельности Сергея Мироновича, Во всех
иколах города организуются доклалы на
тему 0 том, что сделал С. М. Киров для
‚ ленинградеких детей,

(Спец. корр. ТАСС). Снайпер Фёдор Дя-
ченко получил на-днях ‘письмо от своей
матери Натальи Ильиничны. Мать с00б-
щает сыну-герою о том, что натворили в
его родном селе фашистские изверги, <У
нас большое горе, — пишет она, — от

Кровавое злодеяние совершили немец-   отца нет писем с первых дней войны, а

твоего брата Сашу немцы забрали в Гер-
манию.
‘спалили лотла. Остались пепел и слезы,
горе и страдания». “

° Далее мать пишет: «Радостно мне
знать, что ты жив и здоров и храбро вою-
ешь с фашистскими иродами. Тебе от с0-

‚ ПАРТИЗАНЬ СУМЩИНЫ —
ОРГАНИЗАТОРЫ
ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
СУМЫ, 30 ноября. (ТАСС). ‹ Партизаны
Сумщины, влисавшие много славных стра-
ниц в историю отечественной войны, сей-
час стали организаторами  восстановитель-
ной работы на предприятиях и в учрежде-

ниях. :

Прославившийся своими подвигами быв-
ший партизан тов. Нелень возглавляет
Кролевецкий районный совет депутатов
трудящихся. Все колхозы этого района во-
время завершили озиамый сев и дали сосед-
нему, еше более пострадавшему от окку-
пантов, Середино-Булскому району 6 тысяч
пудов зерна и 24 тысячи пудов картофеля.

В районе восстановлены текстильная фаб-.

рика, завод но производству крахмала,
пенекозавод. Открыты школы, медицинские
и культурно: бытовые учреждения.

Тов. Румянцев, бывший в партизанском
отряде пулеметчиком и ‘редактировавший
газету отряда, работает секретарем Глу-
ховского райкома партии. Возвратившийся
из партизанского отряда 56-летний тов. Ко-
ренев исполняет обязанности прелседателя
Путивльского райсовета депутатов трудя-
щихся. Дважды орденоносец Гончаров —
сейчас заместитель председателя Сумского
областного совета депутатов трудяшихся.

За последнее время на руководящую ра-
боту в области выдвинуты 125 бывших пар-
тизан.

В ХАРЬКОВЕ ПУЩЕН
ТРАМВАЙ

ХАРЬКОВ, 30 ноября. (ТАСС). Трамвай-
ное хозяйство Харькова’ было полностью
разрушено немцами. Фашистские грабители
сняли и увезля в Германию даже провода
воздушно-контактной сети.

Самоотверженно работал коллектив
трамвайщиков над восстановлением вагон-
ного парка и путей.

28 ноября сданы в эксплоатацию 25
трамвайных поездов. Трамвай пошел по ос-
новным маршрутам общей протяженностью
в 32 километра.

Действия авиации союзников (4 стр.).
Военные действия в Италии (4 стр.).

Организация общества культурной и экономической

связи между СССР и Чехословакией (4 стр.)
Интерес в США к советской культуре (4 стр.).
Война на Тихом океане (4 стр.).  -

Указ Президиума Верховного Совета СССР

ИМЕНИ М. В. ФРУНЗЕ ОРДЕНОМ КРАСНОГО ЗНАМЕНИ

‚ В ознаменование 25 годовшины Сумского артиллерийского училиша
М. В. Фрунзе, за выдающиеся успехи в подготовке офицерских капров для артилле-
райских частей и боевые заслуги перел Родиной наградать Сумское артиллерийское’

„ училище имени Фрунзе орденом Красного Знамени.

Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН.
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. ГОРВИН.

артиллерийского училища, за выдающиеся   Н. А. Байда. полковник Ф. Д. Гриднев, ка

ни—генерал-майор артиллерии Л. И Дуль-   ловек

сящего его имя. С воспоминаниями BBI-

Переписка снайпера со своей матерью
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ, 30 ноября.   чтобы ты скорее победил врагов и вернул-

ело наше проклятые гитлеровцы

седей и знакомых привет. Bee желают,

Восстанавливается хозяйство в освобозиденных областях.

‘семена на 100 гектаров посева, 8 лошадей

патриоты истребляют предателей

АРТИЛЛЕРИЙСКОГО УЧИЛИЩА

имени  .

я

О НАГРАЖДЕНИИ УЧЕНОГО-САДОВОДА КУРНАКОВА Н. И.
ОРДЕНОМ ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ

За многолетнюю нлодотворную работу в области ботаники, в связи с 60-летием <о.
ця рождения, наградить ученого-садовода ленинградского ботанического института
имени В. Л. Комарова Академии наук СССР Курнакова Николая Ивановича орденом

Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. ГОРКВИН.

ки eee

НАГРАЖДЕНИЕ ГЕНЕРАЛОВ, СФИЦЕРСКОГО, СЕРЖАНТСКОГО
Й ВОЛЬНОНАЕМНОГО СОСТАВА СУМСКОГО АРТИЛЛЕРИИСКОГО УЧИЛИЩА

В, ФРУНЗЕ

Орденом Красной Звезды — подполковник.

пятан
человек;

А. А. Селецкий и доугие—всего

Орденом «Знак Почета» —7 человек;
Медалью «За трудовое отличие» — 6 ч

- (ТАСС).
М. Кирова
ах
КИРОВСКИЙ ЗАВОД, 30 ноября.

(ТАСС). Танкостроители-кировцы свято’
хранят память 0 Сергее Мироновиче)
Кирове, имя которого с честью носит)
трижды орденоносный завод. Девятую го-
довщину со дня смерти Кирова коллектив.
отмечает новым напряжением сил для по-
мощи фронту. Передовые цехи, возглав-
ляемые тт. №оф, Булгаковым. Хохловым,
досрочно выполнили месячный план.

В цехах, в рабочих общежитиях прово
дятел беседы и доклады о жизни и дея=
‚тельности С. М. Кирова. Заводская би
блиотека организовала выставку. показы-
вающую жизненный путь и славную борь-
бу выдающегося деятеля нашей партии,
одного из крупнейших строителей сове
ского государства. Комитет комсомола
проводит теоретическую конференцию на’
тему «Киров — пламенный борец против!
фантизма».

С воспоминаниями о Кирове выступают
старые рабочие-путиловцы.

)
:

q

ся домой».

Отважный снайпер ответил матери: «Я
рад был получить от вас первое письмо.
Ho когда я узнал, что Александр угнан в.
Германию на каторгу, меня охватила та-
кая ненавиеть к врагу, что я не смог
дальше читать письмо. Вудь спокойна,
мама, брата мы освоболим. За вее его стра-
дания, за сожженное село я жестоко ото-
мщу прокаятым гитлеровским бандитам.
Под Ленинградом я уже вогнал в землю
416 фашистских захватчиков. Не успоко-
юсь до тёх пор, пока не перебьём всех.
немецких злодеев на нашей земле. И ‘ror-
да, дорогая мама, жди меня домой с побе-
до»,

РАДИОФИКАЦИЯ РАЙОНОВ
ДОНА
РОСТОВ-на-ДОНУ, 30 ноября. (ТАСС).
Немецко-фашистские оккупанты во время
своего хозяйничания разрушили всю радяо-.
транслянионную сеть области. После осво-
бождения здесь в короткий срок радиофи-
пировано 64 района, восстановлено 250 кд.
лометров ливии, установлено свыше 19 ты-
сяч. радиоточек, В Таганроге сейчас насчи-
тывается 4.000 работающих репродукторов.

\РЫБАКИ КУБАНИ И ДОНА
СТРОЯТ СУДА

ИЗ СОБСТВЕННЫХ ]
МАТЕРИАЛОВ
КРАСНОДАР. 30 ноября. (ТАСС). Кол-.
хознаки Черноморского рыбаксогоза решили
своими силами, из своих материалов но-.
строить к весенней путине 100 рыбацках
байд. Передовые колхозы «Октябрь»,
«Шторм», имена Буденного и имени Чапае
ва уже собрали леса на 40 байд и прясту-.
пили к строительству. {
Иницчатива рыбацких колхозов Кубани
нашла широкзй отклик на Дону. Колхозы, .
обслуживаемые Елизавегинской, Таганрог-
ской и Кагальницкой моторо-рыболовецки-
ми станцаями, обязались к концу года по.
строчть не менее 150 судов. i

“fet

РЕМОНТНЫЕ ПОЕЗДА

ДЛЯ ОСВОБОЖДЕННЫХ ДОРОГ

КРАСНОЯРСК, 30 ноября. (ТАСС). Па:
ровозники Красноярской железной дороги.
отправили в освобожденные области 3 ре-.
MOHTHBIX поезда, несколько тысяч штук.
слесарного, кузнечного, сварочного и лру-
гого инструмента, изготовленного во вне-
урочное время. Во всех службах идет на-.
пряженная работа. Движенниы Иланского
отделения готовят оборудование для 4.
станций, несколько стрелочных постов
ОРСы и совхозы дороги выделили для.
подсобных хозяйств освобожденных дДюрог

18 коров, десятки овец, свиней в много
сельскохозяйственного инвентаря.