‚ Едва ли необходимо раз’яснять место
Узведки в системе обеспечения любого.
ИТевого действия, Значение ее указано
`рховным Главнокомандующим Марша-
Хм Советского Сотоза’ товарищем Стали»
’ ым: <Изучать противника, улучшать
оззведку — глаза и уши армии, помнить,
‘то 063 этого нельзя бить врага наверна
ть.
‘ап Тактическая разведка в текущей вой-
‘тр далеко шагнула вперед В связи с рез-
ом повышением боевого использования
эвиации на Море. Увеличение подвияно-
` си боевых единиц, совершенствование
 в здлосвязи и технических средств наблю-
‚ ения, в частности радиотехнических и
А хетических, также оказали свое влия-
“ue, Возросли глубина, надежность И
точность тактической разведки,  сокра-
“Nacsa «мертвый промежуток» — время ©
_зуомента постановки задачи до получения
‘роервого донесения.
7 Рост подвижности боевых единиц
br соединений сократит. промежуток
ваежду моментом. обнаружения против-
“(aka тактической разведкой, и вы.
 Бодом на дистанцию огневого соприкос-
” евения. Таким образом лля обеснечения
`Хбвоевременного развертывания” больших
ТЫаневренных соединений потребовалось
Яевеличить глубину разведки. Для сторо-
Тны, располагающей только базовой авиа-
{мией, она, как правило, должна быть
польшей. чем TIS стороны, имеющей
’вианосцы, так как самолетам в боль-
‚ нинстве случаев придется перекрывать
‘реначительные расстояния от передовых
евэродромов до об’ектов. удара.
®‹ Недостаточная глубяна при действиях
чиа неприятельских коммуникациях неред-
160 ведет к тому, что тактическое развер-
‘рывание ударных групи авиации запазды-
‘озает и в конечном результате противнику
удается избежать удара.
‘н Вот ряд примеров, характеризующих
 оглубину тактической разведки в 1о-
3puon оближения сторон в открытом
море. В бою у Пунто-Стило в момент
‘подхвата данных оперативной разведки
тальянсхой тактической разведкой
” (воздунной) глубина ее составляла око-
но 200—250 миль. В том же 6030, B ile-
`фиол, непосредственно  предшествовав“
‘ий столкновению передовых отрядов,
‚она равнялась 100—150 милям. Пример-
Глно такой же была она в 600 27 ноября
50940 г. у берегов Сардинии. И
;, Особенно увеличилась глубина данного
“‘вида разведки на просторных театрах.
Т Например, в начале второй фазы бол в
Коралловом море 8 мая 1942 г. она до-
стигла. 200 миль, а в начале боя у
То. Мидуой 3 июня 1942 г. — 350—400
миль. a
01 Японская воздушная разведка, 00е2-
2 печивавшая противэдесантную оборону
Ho Гвадалканар, повидимому  распро-
- странялась в глубину на 100—150 миль.
ХИ все же она оказалась недостаточной
® для своевременного развертывания сил
 Нобороны с целью нанесения удара аме-
’риканскому десанту на воде. Свой пер-
‘вый контрудар японцы смогли оргаяизо-
nats лишь через 4 часа после обнару-
В жения противника.
`@ Тактическая разведка в настоящее
гавремя должна захватывать и большую
м площадь. Это необходимо в связи © под-
7 вижностью противника и расширением
` походных и боевых порядков соедине-
ний.
Увеличение ширины походного и. бе-
` вого порядка, вызываемое стремлением
‚ рассредоточить воздействие неприятель-
ской авиации, особенно замегно у япон-
(дев во время боя у о. Мидуэй. В этом бою
1 походный порядок янонцев, переросший
Е затем в боевой, состоял из пяти отрядов,
}) раздельно маневрировавших в пределах
’ большого района.
Недостаточная по площади разведка
— на подходе к месту боя может повлечь
> за собой неправильное представление 0
о боевом порядке противника, как 970
‘имело место в сражении в Чванском море.
0B этом случае воздушная разведка с003-
› ников нроизводилаеь одиночным самоле-
_ том. Летающая лодка типа <«Ваталина»
донесла 0б одной японской группировке
в составе двух крейсеров, нескольких
эеминцев и многих транспортов. Между
тем поблизости, к северу, находился
_ другой, более мощный отряд — восемь
а крейсеров и тринадцать эсминцев.
)  Контр-адмирал Доорман принял. реше-
у ние атаковать ялонекие транспорты, не
)} подозревая о присутствии вблизи силь-
3. ного прикрытия. Нримерно через три ча-
р са корабли союзников  вотретились со
д вторым японеким отрядом, не. замечен-
a
т
E

„ным разведкой, и, как известно, подав-
AMUN CHIR противника нанесли эекад-
: ре серъезный урон.

Недостаточная илошадь,  охваченная
данным видом разведки американцами во
время боя у 0. Мидуэй, привела к тому,
чте между 8 ч. 50 м. иЭч. 30 м. 4‘ ию-
ня наблюдение за неприятелем было пре-
` рвано. Одна из ударных групи воздун-
’ ных сил США, ориентированная па 06-

новании уже устаревших, сведений о
` противнике, израсходовала горючее, так
и не найдя об’ектов. Часть самолетов
принуждена была, совершить посадку на
 Body.

При ведении тактической разведки в
тесных и пересеченных районах паощадь
должна определяться их характерными
особенностями, однако и тут наблюдение
10 «узкой стрелке» может быть чревато
ъредными последетвиями, в особенности
если противник появится с флангов.

Величина площади, конечно. в первую
очередь зависит от конкретной задачи
соединения, на которую устремлена раз-
велка. Но кроме того, естественно, она
должна быть связана с исходными дан-
1 ными оперативной разведки, © особен-
- мостями разведываемых об’евтов. и в03-
можноетями их перегруппировки с момен-
та предыдущего наблюдения,

’ Подвижность разведывательных единиц
_, п быстрота связи в значительной мере
способетвуют сокращению «мертвого про-
межутка». 9т0 прежде всего относится к
авиации. Правильное ее ориентирование,
  даже при больной глубине разведывания,
обеспечивает быстрое получение сведений.

Во время погони за германским линко-

’ ром «Бисмарк» фазведчик с английского

с

у

i

Lot

We.

a

bok

Некоторые вопросы тактической разведки на мере’

Капитан 1-го ранга Н, ПАВЛОВИЧ. es

авианосца «Арк Ройял», поднятый в в03-
дух, повидимому, около 9 ч. 30 м. 26 мая,
уже в 11 Ч. 15 м. лоне 0 противнике,
находившемся на расстоянии больше 300
миль. Таким образом «мертвый промежу-
ток» был равен 1 ч. 45 м. `

Векоре после этого командующий 3a-
падных отрядом Срехивемноморекого фло-
та вице-адмирал Сомервиля приказал
крейсеру «Шеффилд» войти в соприкосно-
Benue с «Бисмарком». Крейсер обнару-
жил аинкор в 17 ч. 30 м. 26 мая, Есаи
предположить, что на передачу донесения
ушло 10—15 минут, то можно считать
длительность «мертвого промежутка» око-
10 4—5 часов.

Сравнение сроков в первом И во втором
случае весьма убедительно говорит о пре-
пмуществах воздушной разведки. Сокра-
шение «мертвого. промежутка» позволяет
командующему в бою не. только быстрее
реагировать на изменение обстановки, но
и уменьшить время между моментом раз-
ведки и атакой. Значение последнего
обетоятельства ‘особенно велико в тех
случаях, когда скрытность разведки  He-
возможна, а внезалность необходима, Это
можно видеть на примере нападения ан-
злийеких воздушных сил на итальянскую
эскадру в. Таранто, Нромежуток между мо-
ментами разведки и нападения повидимо-
uy составил не более 10—12 часов. _

Уменьшение «мертвого промежутка»
райне важно при действиях на коммуни-
кациях противника так как затрудилет
обнаруженным об’ектам выход из-под
удара. Близкое расположение итальянских

аэродромов от основной трассы англай-.
1 ских коммуникаций в центральной части.

Средиземного моря создавало очень слож-
ные условия для обеспечения безопасностя
конвоев. Самолеты итало-германской б0е-
вой авиации с аэродромов Сардинии име-
ли возможность наносить удары через

30—40 минут после обнаружения конвоев

тактической разведкой.

Точность разведви возросла благодаря
тирокому ° применению технических
средств наблюдения и в частности радио-
локации и фоторазведки. Она облегчает
об’ективную оценку обстановки и 6106е00-

ствует правильному выбору направления
и об’ектов удара. Радиотехническая раз-

ведка, в особенности радиолокация, может
дать настолько точные данные о местона-
хождении об’екта, что становится в0змож-

ным атаковать его без дополнительной
«доразведки».
Использование этих средств, видимо,

и позволило англичанам в бгю у мыса Ма-
тапан 28 марта 1941 года, несмотря на
наступившую темноту, точно выйти на
крейсера итальянского передового отря-
да. Цели были сразу освещены прожекто-
рами специально выделенных для этого
эсминцев.

Изучая опыт нападения на итальянскую.

эскадру в Таранто в ночь на 12 ноября
1940 г., нетрудно притти в заключению,
что одна из существенных причин успеха
британской авиации заключалась в Пра-

Вильно организованной и точной предва-.

рительной разведке. Она позволила ан-
тлийскому командованию установить ви-
стеугу охранения противника, его ПВО я
диспозицию кораблей на рейде и в гавани.

Точность наблюдения была достигнута.
аэрофотое емкой, которая, кстати сказать,
обеспечила и документальность контрояв-
ной разведки Соцелью установления ре-

зультатов. Аэрофотосемка была произве-
дена с большой высоты длиннофокусными
аппаратами. :

‚ «Узким местом» аэрофоторазведки, при-
меняемой © тактическими целями, до сих
пор обтается ‘больший, чем у других
срелетв, «мертвый промежуток». :

Увеличение точности и дальности дей-
ствия акустических средств наблюдения
расширило возможность подводных лодок
для ведения разведки «на с6бя» ив то же
время значительно повлияло на развитие,
специальных видов разведки.

Разнообразие и достаточная точность
средетв наблюдения ‘тактической развед-
ки дают командиру. организующему и под-
готавливающему бей, большие возможно-
сти. Крайне важно при Этом правильно
выбрать те демаюкирующие признаки,
которые противник не сможет скрыть.

С увеличением глубины и точности раз-
ведки усилилось внимание к тактической
маскировке. Она, однако, не нашла еще
ответа на ряд весьма важных вопро6ов.
Современные технические средства маски-
ровки, за исключением декоративной и ©5-
рашивания, букрально ничтожны в срав-
нении с мощью технических средств;

Средотва наблюдения значительно усо-
вершенетвованы и обеспечивают в03м97-
‘ность обнаружить противника даже в ус-
ловиях малой видимости. Нало сказать,
зто теоретически тактическая разведка 06-
ладает арсеналом средотв, обеспечиваю-

щим непрерывность наблюдения. А вот
практически эта проблема решена далеко
He полностью. = me АЕ

Многократный опыт показывает, что с
наступлением малой видимости воздушная
разведка быстро теряет противника. Вот
примеры. Английская. воздушная разведка
на некоторое время потеряла из виду
«Бисмарк» в 3 ч. 00 м. 25 мая 1941 г.
То же произошаю с ‘американской ий янон-
ской воздушными разведками с. настунле-
‘нием темноты в боях уо. Мидуэй ив №о-
‘ралловом море. Аналогичные елучан имели

‘место в действиях наших морских Cia Ha

Северном и Черноморском тватрах.

„Дело в том, что непрерывность: может
‘быть обеспечена лишь при определенном
для каждого случая сочетании средетв на-
‘блюденияси их носителей, выполняющих
разведывательную задану. В большинетве
‘случаев обеспечение непрерывности раз
велки в течение более или менее пролол-
ззительного времени, как правило, требует
‘комбинированного использования самоле-
‘тов и надводных кораблей, Усиех зависит
от организации взаимодействия. Так; ви-
це-адмирал Сомервилл, сразу. же после
‘обнаружения «Бисмарка». самолетом-раз-

«Шеффилд» для наблюдения за противяи-
‘ком в темное время суб.

Нужно заметить, что комбинация из .са-
молета и надводного корабля не единст-
‚венная, обеспечивающая непрерывность.
При относительной тихоходности разведа-
ваожых об’ектов может быть организовано,
‘взаимодействие  самолета-разведчика и
подводной лодки. Такое сочетание неодно-
кратно применялось противником для не-
‘прерывного наблюдения за конвоями. На-
‘конец, в отдельных случаях может быть
использована комбинация срёдетв радио-
‘Локации с самолетами, снабженными све-
‚тяшщимися авиабомбами.

Самолеты на крейсерах, казалось бы,
обеспечивают возможность органязащии
‘непрерывной чактической разведки в тем-
‘Hoe и светлое время суток. Практически
‘такая комбинация не всегда применялась.
Причины, видимо, заключались в малой
боевой устойчивости корабельных самоле-

‘Тов-разведчиков и некоторой сложности

под’ема на борт после возвращения из раз-
ведни, в тех случаях, когла нельзя 00=
вершить посадку на ближайшем морском
аэродроме,
‚Пока известен только один случай, ког-
да корабельной авиацией была достиену-
та непрерывность наблюдения. Во время
боя в Яванском море самолеты-разведчи-
RM © японских крейсеров, использовав
благоприятные условия. ясной лунной но-
чи, непрерывно вели наблюдение. Они в
большой степени содействовали своим ко-
раблям, наводя их посредетвом пиротех-
нических сигналов на крейсера и эбкад-
‘ренные миноносцы союзников.»

Что нового дала война в отношении
основных методов разведки? Прежде всего
можно считать, что. при возможности ис-
пользовать дая тактической разведки
‘авиацию в светлое время суток, при удов-
летворительных метеорологичееких усло-
виях. успешность поиска в море налвод-
ных кораблей. даже на большем простран-
`отве, целиком обеспечена. Это положение
неоднократно подтверждалось как на на-
пЕих, так И на других мореких театрах, в
особенности при действиях на коммунн-
кациях.

‚Сокращение продозжительности пос
ва в светлос время суток возможно при
помощи. скоростных самолетов и: путем
правильной его организации. Нужно за-
метить, что дневной поиск на коммуни-
кациях в отдельных случанх оставался
безуспешным ‘или затягивалея и иприво-
дил к запаздыванию удара. Это происхо-
дито только веледетвие неумелого манев-
рирования и бессиетемных зигзатов.

- Поиск в условиях малой видимоети
сопряжен се значительными трудностями.
Опыт показывает, что он’ возможен: либо
в лунные ночи, либо
площади, ©
‚авиабомб.

Развитие средотв радиолокации  10з-
воляет считать, что в их номощью вад-
водные корабли значительно облегчат
вебе ноиск в условиях малой видимости
и смогут производить его даже на боль-
той площади. Радиолокация облегчит
также и воздушным силам поиск в тем-
ное время.

‘Опыт войны показывает, что в У6ло-
риях хорошей видимости лучшим еред-
ством для ведения тактической разведки
является авиация. Известное много при-
меров, когда самолеты, обнаружив об’ект,
успешно наблюдали за ним вне дальности
зенитного огня, донося по радио элементы
его движения.

То же мы видим и на других театрах.
ГАк, в бою в Яванском море японские
самолеты-разведчики с 10 ч. 00 м. до на-

применением светящихся

Красного Знамени, Отечественной войны

педных катеров Герой Советского Союза капитан 3-го ранга

Краснознаменный Балтийский флот. Подразлеленяе торгедных катеров,
этом году ряд кораблей противника. На снимках (слева направо): 1. Боцман торпедного
«За аборону Ленинграда»,
С, А. Осипов; 3. Торпедный

1-й степени и медёлью

КРАСНЫЙ

‘ведчиком с «Арк Ройял», выслал крейсер

на ограниченной.

которым командует Ге

ФЛ

чаша боевого соприкосновения главных
ent p 16-4. 38 M. продолжали наблюдения
за союзным отрядом, сообщая, пбвидимо-
му, аргумейты его движения своему
командующему: _ io OIC

В условнях малой видимости набию-.
дение с самолетов, как уже было сказа-
но, значительно затрудняется. Несмотря
нь трудности, все же были случаи, когда
бно осуществлялось. В начале войны не-

медёнм. самолетам: разнедчикам ‘в `Ирбен-

ском. проливе удалось ночью в течение
около четырех чаеов вести наолюдение
за нашими дозорными миноносцами и в
конце концов навести на них свой тор-
педные. катера: атака, одиако, оказалась
ТАНЯ, о сдана
“Polina ‘неоднократно  подтверждата
зозможиость  успелитото ‘использования
подводных лодок для слежки за обнару-
женных: противником, Для выполнения
такой задачи, применяется прием «ви-
сенья на хвосте» у разведываемого 0б”-
екта._ Такой прием неоднократно практи-
ковали немецкие ‘подводники: при дейот-
‘buax против понвоев. Они наводили и
свои подводные лодки и авиацию.

„ Разведка. методом ‚наблюдения. над=
водными кораблями по буществу не из-
менилась. Война лишь еще раз подчерки-
вабт°фаиворсальноеть этих кораблей как
средотьа Тазведей в самых разнообраз-
НЫХ _ условия кина Regakt 4
‚ Наибольшее развитие в текущей вонне.
получил метод разведки боем. 910, по на-
шеёму  Миению, об’ясняетен убложнением
зкрытности. набаюдения”в глубине боево-
10 порядка ипротивийка, усилением охра-
нения и мёр борьбы с неприятельсвой

разведкой (мер; ностроенных на принци-
пе силы), а также усилением масвиро-

вочных - мероприятий. 2
При внимательном рассмотрении, в

современных условиях имеют место три  .

разновидности тахих приемов. Первая—
это взламывание системы охранения  си-

теми, выполняющими разведывательную

задачу, с последующим проникновением
в глубину неприятельского порядка. Вто-
рал — нанесение удара с пелью выяв-
ления боевого порядка противника, ре-
агирующего на этот удар. Третья —
привлечение  разведчиками внимания
‚противника на себя, чтобы принудить
вго к действиям, дающим возможность
выявить боевой порядок.

Примером первой разновидности мо-
гут служить попытки германской авна-
‘ции в сентябре 1941 г. проникнуть. в
глубину системы ПВО Кронштадта дая
выявления мест зенитных батарей и
‘якорных стоянок кораблей, наличия ист-

ребительной авиации и т. д. К этой же

‘разновидности могут быть отнесены вы-

‘валки разведывательных групп на 10бе-

режье противника с целью выявить 060-
ронительную систему отдельных участ-
ков. Такие высадки неоднократно пройз-
водились на различных театрах.
Нримеры второй разновидности— аван-
тардный бой английских крейсеров, под-
держанных торпедоносной авиацией; у

мыеа Теулада (о. Сардиния) в ноябре.

1940 г. или оботрел одного из пунктов
Крымского побережья нашими  надвод-

ными кораблями летом 1942. г., произ-

веденный для установления мест берего-
вых батарей противника,

Наконен,
разведки боем могут быть отнесены не-
которые» случаи попыток германской
эвиации определить огневую систему
ИВО одной из наших баз. Неприятель-
ские нотребители при подходе к об’ёкту
располагались ярусами. Самолеты ниж-
него яруса вызывали на себя огонь зе-
нитной артиллерии, & самолеты верхнего
яруса в этот момент производили фото-
‘в емку. Другим примером может служить
‘равведка огневых т0чек противника,
произведенная в 1941 г. одним из сторо-
жевых катеров Северного флота. Для
‘уточнения мост нейриятельских огневых
‚точек, которые должны были быть п9-
давлены артиллерией одного из наших
эскадренных миноносцев, сторожевой
катер приблизилея к занятому противни..
вом берегу с целью вызвать  отонь на
себя.

Как. показывает опыт, осуществаение
первой и второй разновидностей развед-
ки боем требует выделения 60166 или
менее солидных разведывательных групи
й обеспочения их своевременной под-
держией. ^

Пра организации такой разведки’ ио-
зезно учитывать, что. система «малых
пакетов» облегчает противнику борьбу.
«Скупость»’ при выделении сил для по-
добных предприятий часто приводит Е
‘уничтожению разведывательных единиц
или к нбоправдываемым результатами
потерям.

_ Вопросы, изложенные в’ этой статье,
не исчерпывают всего нового. что дала’
вона в области тактической разведки в.
целом и, в частности, в области ее

средсте и приемов. Это должно служить.
предметом отдельного, более подробного:
рассмотрения.

рой Советского Союза кАпатан
катера старшина 1-Й статьи

катер на ходу.

CRUX Знаний

& третьей разновидности   ^

В,
ведет пулеметный огонь по противнику; 2. Командир подразделения

Частные. случаи

Контрбатарейная борьба, требует oT
морских артиллеристов глубоких тактиче-
`й инациативы. Этот вид
стрельбы, имеющий ряд важных отличл-
тельных свойств, в условиях плохого нал
блюдения цели юсобенно сложен. _

Стрельба в такой оботановне затрудняет
все переносы и пристрелки. Обычно
здесь применяют * только обстрел площади,
в связи с чём расходуется большое воти-
чество снарядов, необходимо много вре-
‘мени и участие нескольких батарел. Одна-

все возможности и при плохой видимости
пелей решит задачу: с наименьшей затра-

числом действующих батарей.
Повеедневная й хорошо налаженная ар
типлерийская разведка дает возможность
свобврёменно обнаруживать батарей и
быстро подавлять их. Она позволяет вы
явилть месть расположения и боевые по-
рядви артилаерий противника, а Это очень
важно.
Нолучив задачу, командир батарей
‘должен по своим записям быстро восота-

‘новить в памяти расположение на ‘местно*

‘сти и боевой порядок батареи, которую
ему предстоит подавить. Затем по Ue
численным установкам следует дать вы-
стрел или батарейный зали дистанцион-

‘ной гранатой или шрапнелью, что всегда,
при любой видимости. в любом состоянии.

поголы будет видно. Надо стараться точ-
‘но засечь не дым от разрывов снаряда, &
огонь, — это будет точнее, так Rak дым
очень быстро сносится ветром.

‚ осле наблюдения разрыва надо скор-

———

плоатации надежно работают  длитель-

‚ный срок. Однако на некоторых кораблях

нарушают правила ухода за аккумулято-
рами. 7
После возвращёния в базу тробуется
без промедления перезарядить батарею,
заменить ` отстающие элементы, повысить
сопротивление изоляции и пропаять уку-
порки. Сделать это особенно необходимо
в тех случаях, если на походе обстановка
вызывала недозарядки или перерывы в
зарядках. i
Подводная лодка, где инженер-механи-
KOM стариьйй техник-лейтенант Зуйков,:
возвратилась с нелозаряженной батареей,
а привели -её в норму только на девятые
сутки: В одном из Подразделений инже-
нер-капитан-лейтенянт Ланкин допустил,
что батарее около 8 месяцев не давалась
уравнительная ‘зарядка. Там же «aeued-
ный цика> проводили с нарушениех т6х-
нических правил, и он терял свой смысл.
Как известно, частые глубокие разряд=
KM приводят к преждевременному износу
пластин п лействующей массы. И вой же
на одной из подводных лодок допустили

` ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 30 ноября.
(Спец. корр. ТАСС). Большой и славный
путь прошло за два года отечественной
войны Н-сков саперное подразделение.
Много раз саперы троникали в тыл врага
й взрывали там склады © боеприпасами,
разрушали немецкие дзоты и блиндажи.
Особенно отаичился взвох саперов-раз-
ввдчиков, которым командует лейтенант
Смоняев, Все бойцы этого взвода 34 00-
разцовое выполнение заданий команлова-
ния награждены орденами, У большинет-
ва на гимнастерках — по 2—3 боевых

лояучив нужное направление.

хо умелый управаяющий огнем использует

voi снарядов и времени, с минимальным.

Отечественные аккумуляторы, установ-
ленные на подводных лодках, отличаются эксплоатации выходил из установленных
‘ высовим качеством и при грамотной экс-

{ декабря 1943 г., № 283 (1541)

контрбатарейной

стрельбы

ero по направаению и дать
или saan. Добившись таким
целью, т, 6,
которое 60=

ответствует наблюденному ранее, Nano
понизить траекторию снаряда, учитывая
дальность стрельбы и высоту разрыва,
Затем можно начать поражение другим
родом боезапаса, избранного в вавиеи-
мости от харавтера цели,

В этом случае управляющему огнем
придется соответственно одвинуть траев-
торию своих снарядфв только по дально-
сти. зная, что в боковом отношении она
проходит через центр цели, 5

Практика показала, что ланный 610606
стрельбы довольно точен и прост, Ноль-
зование им в условиях плохой возможно-
сли наблюдения цели дало хорошие 7е-
зультаты. т

Другой способ ведения контрбатарейной
борьбы в условиях плохой видимости це.
ли — 910 пристрелка с помощью секундо-
мера, Он менос точен и может применять-
ея, если нет. пристрелочных снарядов,
Этот ©1060б непригоден при стрельбе на
большие дальности, но на малых и сред-
них дает неплохие результаты. Такой 61о-
соб затрудняет пристрелку цели в 6-
чаях большого смещения в боковом отно
шений Олнако воли учесть этот недоста»
ток. тщательно организовать стрельбу, то
потребуется гораздо меньше снарядов и
времени, нежели при кавом-либо другом
106006.

ректировать
ещё очередь
образом разрыва снарядов над

Старший лейтенант
Н, НОВИЦКИЙ,

Краснознаменный Балтийский флот,

Нарушают правила энсплоатации
аккумуляторов

глубокие разрядки, когда  коэфициеит

норм, ‘

Во многих случаях личный состав,
тщательно ухаживая за аккумуляторами,
в боевых условиях добивалея превыше-
ная срока службы батареи, В пятой
боевой части, где командиром инженер“
капитан-лейтенант Прозуменщиков, этот
сров (по числу условных полных ` цик-
лов) превысил норму на 12 процентов,
Но даже и тут имели место факты. негра
мотного использования батареи. Напряз
мер, на корабле завысили переходное на=
пражение.

Наконец, нужно указать на недостаточ»
ное наблюдение за газовыделением бата»
рей. В боевой части, которой. командует
инжеёнер-капитан-лейтенант ^ Гнездилов,
при зарядие аккумуляторов в условиях
базы нё были сделаны записи процентно-
го содержания водорода.

Инженер-механики подводных  WOTOR,
накопивитие пенвый ошыг боевого 16-
пользования батарей, обязаны по BCeM
правилам экенлоатировать аккумуляторы,

Инженер-капитан 3-го ранга

А. ЕЛИСЕЕВ.
Действующий флот. \
’

ee re ee

Взвод орденоносцев

ордена. Сам командир взвода войну начал
-младшим сержантом. За мужество и отва-
гу, проявленные в болх © немецко-фаши
стекими захватчиками. он награжден op-
леном Отечественной войны 1-Й степени.

Командование присвойло ему звание лей
тенанта.

Дважды награжден сержант Полянский,
Он сделал’ 37 проходов в проволочных
заграждениях неприятеля и лично захва-
тил трех «языков». Рядовой Лонов лесят
ки раз ходил во вражеский тыл, он Ha-
гражден орденом Красного Знамени.

БОГАТЫРИ

‚ ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 30 ноября.
(Спец. корр. ТАСС). Жолонны немецких
танков, вызванные Гитлером из Франции,
Бельгии, Норвегии и даже Италии, десят-
ки пехотных дивизий непрерывно атако-
вали наити части.

Советские войска, прошедшие сквозь
огонь оборонительных боев на Курокой
дуге, прошедшие © боями через всю лево-
бсрежную Украину и под огнем фореиро-
‘Babine Днепр, и на этот раз показывают
богатырекую. стойкость, о которую, как
о стальной панцырь, разбиваются гитле-
ровские дивизии...

..Этот рубеж проходит по железно-
‘дорожному полотну. Бойцы Н-ской части
защищали подстуны к шоесе. На стыках
стрелковых взводов были расположены
расчеты противотанковых ружей Ераено-
ва, Хорькова, Симина и других. Когда
вражеские танки пошли в атаку ив

3-го ранга С. А. Осипов,

потопало. в
Кузнецов, награжленный

орденами
тор-
Фото С. Шиманского

воздухе появились немецкие самолеты, из
строя выбыл командир бронебойщиков

старший лейтенант Щекин. Командование
взводом принял на
жант Тимонин,

До этого, — рассказывает Тимо-
нин, — нам приходилось вотречаться ©
небольшими группами танков в 3—4 ма-
шины, а на этот раз на нае ползла целая
колонна — свыше двух десятков “машин,
Ребята нервничали сначала...

За насыпью начали рваться снаряды.
Немецкие танки вели огонь из пушек. По-
дойдя ближе к насыпи, они остановилиеь.
Бронебойщики не открывали огня —
команды не было. Тем временем с автома-
шин, скрывавитихоя за танками, соскочи-
ли немецкие пехотинцы. Поднявшись во
весь рост, они пошли к насыпи,
прошли немцы и ста метров, как были
встречены ураганным огнем  станковых
пулеметов. Подразделение капитана (та-
сюла косило немцев, как траву, Часть
гитлеровцев повернула назад, часть 3a-
легла. Вражеские танки снова двинулись
к полотну. Тут-то ‘старший сержант Ти-
монин ‘и подал команду своим бронебой-
щикам.

Метко стрелял сержант Хорьков. 0т-
лично знал уязвимые места танка, 0H ¢
250 метров всадил в мотор несколько
бронебойных пуль. Хладнокровно стрелял
Краснов. Улучив удобный момент, он
я по башне и гусенице.
i Бой разгоралея Bee сильнее. Немцы
оомоили расположенные позади наши
позиции. В дыму и пыли трудно было
ориентироваться, но бронебойщики знали,
что. бомбить их не будут — поблизости
находились неприятельские танки. Прямо
нА Хорькова двигалея тяжелый танк. Ка-
залось, «Тигр» вот-вот задавит броне-
зоищика, но не, дрогнул сержант. Он бы-
стро передвинулся в сторону и несколь-
вими выстрелами остановил машину за-
тем, поджеёг еб. е

Бронебойщики Писарев и Овчаров
подоили в этом бою 2 танка, Целувв —
один танк. а весь взвол Тимонина вывел
из строя 13 немецких танков!

себя старший cep-

Но не