——

1 декабря 1943 Г.

№ 283 (1541)

я

г Боевое крощение в борьбе за, новую Рос-
(лю Киров принял в январе 1905 года в
Томске. По всей стране прокатилобь тогда
Oxo петербургених расстрелов 9 января.
Тюди стали подниматься на борьбу,

В Томске 18 января на улины вышла
большая колонна рабочих и студентов,
Впереди был молодой Киров. С

Кожонна шла. По ней с близкой дистане

ции дали залт. Виров вер первый бой.
Рядом пал знаменоеец. Бой был неравный,
чяжелый. « :

Ночью Киров нашел тело знаменосца,
бтяд скомканное на груди, пропитанное
вроввю и смерзшееся знамя, Он поцеловал
убитого друга, и это было клятвой битьея,

„Не щадя сил... И в своей комнатушке но-
450 Виров пашет листовку «В венок уби-
у0му товарищу», пишет, что «жертвы еще

будут, 063 жерив не обойтись», и повторяет
гордые слова патриотов новой России:

«Не плачьт6 над трупами павших

борцов,

Погибших € оружьем в руках,

Не пойте над ними надгробных стихов,

Саезой не скверните их` прах;

Не нужно ни песен, ни слез мертвецам,

Отдайте им лучший почет,

Шагайте без страха по мертвым телам,

Носите их знамя вибред».

: i
И Виров—юноша; еще не достигший 20

ет, становится во главе боевой дружины.
й начинает борьбу с царскими сатранами

‘на Сибирской железной дороге. Киров 0бу-
Чат смелых дружинников элементарной
тактике и стрельбе, вмёсте с дружинни-
_ ами учится и сам владеть оружием.

Арест в Томске 19 июля 1906 г., до-
просы, два года тюремного заключёния
только обострили волю к борьбе. Много
прочитано книг Кировым. Их и поныне
же хранит Ленинград, —и среди них
«Петория России», гранатовское издание.
Глубокие мыбали dyanaa эта книга у мо-
лодого бойца, который скитался по стра-
1, преследуемый и после отбытия срока
заключения, Киров очень любил чтение,
й 6го библиотека насчитывала в 1934 10-
ДУ 40 тысяч томов, Это был Человек уни-
вврсальной культуры и громадного опыта.

Вся работа Кирова была пронизана од-
HUM
Россию свободной, новой, светлой.
ke

Февраль 1917 года. Киров — во главе
большевиков Ваадикавказа. Изо дня в
день он раз’асняет массам политику боль-
шевиков и те задачи, которые они ставят
перед с000ю в р И
результаты этой раз’ ябнителья
ты были исключительны. Появление Ки-
рова оказывало огромное влияние, Спро-
воцированные врагами люди гор прекра-
щали бой. «Кира!» Со свовй чудесной
‚_ Уыбкой Виров шел к ним и об’яснял
подлинные их интересы и задачи, рисовал
перед ними картину будущей об’единен-
ной великой страны, страны, которую
любил он чистой и высокой любовью,

Тюбовью масс, их доверием и был вы-

SS. линуг Киров в 1917 году Ha второй
Всероссийский б’езл Советов, на котором
была утверждена победа Советов, победа
народной революции.
_ За родину надо было драться, ибо мя-
лжи, заговоры, опасности возникали на
каждом шагу. Й Пиров — один из пер-
вых военных работников и организаторов
партии — со всей страстью патриота 0т-
latest делу укренления советской власти
18 Кавказе и его обороны от внутренних
зрагов и интервентов. При непосредотвен-
ном участии С. М. Кирова в 1918 году
была создана мололая Терская республи-
ka, обединившая в себе народы Осетии,
Чечни, Ингушетии, Кабардино-Балкарии
й других национальностей.

„Против Советекой республики выступили
об’единенные силы контрреволюции, на-

Посланец

Осажденную крепость напоминала 090-
ветская Астрахань в начале девятьсот
девятнадцатого года, Фронт приближался
в стенам города.

В эти тяжелые дни оборону Астраха-
ни возглавлял Сергей Миронович Киров.
Он твердо рассчитывал прорвать блокаду,
дать Астрахани продовольетвие, дать
стране топливо, организовать регулярную
доставку бензина и нефти из Баку.

Прекрасный организатор и дальновид-

() ‘ный политический деятель, Киров прила-

тает всю евою огромную энергию для до-
стижения цели. Он укрепляет револю-
ционные связи с Дагестаном и Азербайд-

°жаном, помогает повсеместно раздувать
огни партизанской борьбы, шлет директи-
вы «довести до максимума боевую работу
в тылу деникинцев»,

В это время в Ваку стояли войска ин-
тервентов, поддерживающие муссаватекое
правительство; на Мугани, в Ленкорани
властвовала так называемая «Краевая
управа», руководимая белогвардейскими
офицерами. Штаб деникинской армии
намеревается создать на Мугани свою

прочную базу. Но этому помешали парти-
заны, которые подняли восстание и уста-
новили советскую власть в центре Муган-
ского края — Ленкорани, об’явив Мугань
составной частью Советской России. Ногда
весть о восстании партизан в далеком де-
никинском тылу дошла до Реввоенсовета
‚ ХГ армии, тов. Киров снесся по этому по-
7 ›воду с Тениным и Сталиным. С их одобре-
° ния он организовал отправку на Мугань
< Политических работников, оружия и др.
„ Позднее тов. Киров писал в Москву: «0
значении для нас Советской Мугани я го-
ворить не буду... Достаточно сказать. что
Мутань являлась нашей политической ба-
зой, через которую мы работали на Кав-
hase»,

Первая экспедиция из Астрахани в
Тенкорань направляется в начале мая на
парусной шхуне. На Мугань для полити-
ческой работы Сергей Миронович Киров
посрлает ближайшего своего помощника
ло ХГ армии и Волжеко-Наспийской фало-
THING, председателя Астраханского воен-

но-подезого трибунала, бывшего машини-

стй“балтийского коейсера «Россия» Ти-
хофея Ивановича Ульянцева (Отраднева).

еликий nat

стремлением == отремлением видеть

ой рабо-

чиная от буржуазных националистов и
кончая ‹ троцкистами, В концу 1918 г.
Bech Северный Кавказ был во власти
контрреволюции. Кирову поручавт партия
отстаивать от белогвардейцев. и интервен-
тов юг Советской России, и Киров на-

правляется ‘в Астрахань. Здесь должна
была держать оборону ХГ армия, за-
вершившая мучительный поход по при-
каспийским пескам, Надо было помогать
Царицыну, надо было удержать юг Рос-
СИИ.

Киров работал с таким горением, о та-
кой энергией, что память о делах его с0-
хранится навеки. Оборона Астрахани бы-
ха необычно трудной. Город был зажал в
кольцо. Сообщение по Волге было прерва-
но, выход в Каспий заблокжерован.

В трудных условиях принял Киров
Астрахань. Но это был человек такой 0ез-
заветной смелости и идейности, которые
доводят волевые усилия до безгранично-
то. Киров преодолеваи все опасности и
препятетвия. Когда  осажденную. Ает-
рахань зраги народа — троцкисты — х0-
тели подломить изнутри, когда они вы-
двинуяи предложение эвакуировать и
сдать Астрахань, Киров в ответ заявил;
«..Пока в Астраханском крае есть хоть
один коммунист, устье реки Волги было,
воть и будет советеким»:

Из остатков отетупавшей ХТ армии он
сполачивает новые воинские части. По
призыву Кирова ХГ армия нополнилаеь
свежими силами. Киров ввел  регуляр-
ные занятия, открыл политические шко-
‘лы, он лично проверял знания моде.
Он посещает корабли Волжеко-ЕКаепий-
ской флотилии, работает на субботние
ках, заражает всех своей энергией и
веселостью. Он внушал аюдям уверен-
ность в победе, не скрывая от них
трудностей.

`ирова

wR

Экспедиция Ульянцева на Мугань тро-
нулась в путь задолго до расевета. Ветер
кренчал. Небольшая шхуна`с тремя раз-
вернутыми парусами то пряталась между
гребнями волн, то взлетала на поверх:
ность, моря. В

Как только расевело, моряки увидели
вдали корабли денлкинской флотилии.
Ульянцев решает пойти на хитрость. Он
приказывает рулевому взять куре прямо
на вражеские корабли. Шхуна, подгоняе-
‘мая попутным ветром, стрелой пронеслась
между кораблями белогвардейской фаоти-
ий. i Е г

Девять суток даился переход. Наконец
показались огни Баку. Здесь произошла
первая стычка о вражеским
Эсминцу противника, проходившему Y

острова Нарген, шхуна показалась подо-”
зрительной. Когда она двинулась обрат-.

но, чтобы укрыться у следующего остро-
ва, корабль открыл  пулеметный огонь.
Лишь на следующий вечер парусник бла-
тополучно пристал к бакинской приста-
НИ.

Несколько Heli спустя Ульянцев
двинулся дальше. чтобы выполнить 19-
ручения Сергея Мироновича Кирова.

С первого xe qua пребывания в Лен-
корани посланец Кирова, испытанный

моряк, становится.” главою  муганских
партизан, их вожаком и политическим
комиссаром.

Тяжелая залача легла на плечи моло-
дого большевика.
чива была обстановка, создавшаяся Ha
Мугами. е .

Революционный моряк, ° облеченный
полномочиями Сергея Мироновича, опла-
чивает ленкоранских большевиков, ук-
ренляет военные отряды, По его пред-
ложению
Военно-полевой штаб, по его инициати-
ве начинает издаваться _ газета, «Из-
вестия Муганского Враевого Истолни-
тельного Комитета».

Между тем «партизанские пожары на
Мугани» всерьез вотревожили муссават-
ское правительство. С помощью  тлава“
рей местных беко-ханских шаек мусса-
затисты готовят против. революционной

Ченкорани крупные карательные эвспе-

диции. Первый муссаватекий отряд вы-

MOT

“Ht интервентами нефтяную  промышаен-

кораблем.,

Сложна и противоре-  . ]
тревожный

организуется Реввоенсовет и

_ Трудна была борьба. Но всё одолели...
28 апреля 1920 года бронепоезд УТ ар-
мии вошел в Баку. неся освобождение.
Еиров, вотреченный зикующим народом,
вместе е Серзо Орджоникилзе вновь в
городе «черного золота». После разтро-
ма белогвардейцев и интервентов нА
Северном Вавказе и в Закавказье Киров
е головой вошел в работу по. организа-
ции и упреплению советской власти на
Кавказе. Советская республика остро
нуждалаев в горючем. Фенин требовал
от Кирова нефти. И Киров © присущей
ему большевистской страстью организо-
вал отправку нефти из Гурьева, Грозно-
то и Баку.

Осенью 1920 года Киров посылаетея
партией для работы на Северном Кавка-
зе. Вместе со своим ближайшим другом
Cepro Орджоникидзе Киров проводит на
многонациональном Северном — Кавказе
огромную, чрезвычайно сложную работу
по укрепаению партийных рядов и 19
созданию и укреплению советской
власти.
‚ Июаь 1921 г. Виров — секретарь ЦК
ВН (6) Азербайджана. Он выполняет 0т-
ветственнейшие задания партии: восста-
наваивает разрушенную врагами родины

ность, обесненивает четкое проведение

троцкистами,
  руководимые верным сыном большевист-

новели троцкисты. (Киров ua ALY парте

КРАСНЫЙ ФЛОТ \

ви нашу промвынтявнность, fam
порт.
В 1923-1924 тодах Киров везёт ожез

транс-

сточенную борьбу с врагами народа —
Бакинские коммунисты,
ской нартии Кировым, дали решитель-.
ный отпор злейшим врагам народа.

_ Конец 1925 года. Партия Ленина —
Сталина взяла курс на социалистиче-
кую индустриазизацию. Против  гёне-
ральной линии партии бешеную борьбу

сезде с большевистской беспощадноетью.
заклеймил врагов партии и народа.
И вот Киров в Ленинграде — во главе.
ленинградевих большевиков. Он спаачи-
ве? их вокруг Ленинско-Сталинского
Центрального Комитета. Враги партии й
народа были раздаваены. Киров вёл non-
стине титаническую работу. Изо дня
день. он руководил работой крупнейших.
заводов, которые давали стране необхо-
димые машины лля реконогруйции стра-
ны и грозное оружие для обороны аюби-
мой Родины.

Величайшие достижения страны воциа-
ливмв приводили в бешенство презренных

кабря 1934 года оборвал жизнь нламен-
вого. Кирова.
же

Ленинград... Кабинет Сергея Миронови-
ча. Тишина. Только изредка сквозь ту
ман зимнего утра доносятся тяжёлые вы-
стрелы. :
Всё тот жё стол, календарь, открытый

сентября 1943 г., онявание Новоросеий-

в

“Поэтому задача партийных организаторов,

врагов народа. Заодейский выстрёл 1 дё:

НОСТЬ предстоящей операции, командува-

на дате — 1 денабря 1934 года. Куски
рудных пород. ленингралекий металл на
столе, записи Сергея Мироновича, на 6то-
лике — телефонные аппараты... Команде.
ный: пункт, откуда рубоводило Сергей
Миронович великими работами трехмил-

лионного Тенинграла и всего Севера. Их

было много — новостроек. В0т сийсок,
за которым Киров следил ежедневно в
1931—1933 тг. 50 новостроек. 000 веём
надо подумать, успеть, позаботиться... И
у Вирова на всё хватало времени. Строй-
ви росли... Вот первые рапорта: построен
первый баюминг, построена новая мощ-
ная турбина построен на Балтийском
заводе первый аесозавод, пущен новый
стан на Путиловском... Первенцы совете
ской индустрии. *

Киров вникал Bo всё стороны быта и
труда аенинградцев. Он посещает наши ко-
раб ма Балтике и в майскид ясный
день в Нронштадте даёт наказ балиий-
ским морякам: «Главные ворота к вели-
кому городу Ленина должны быть хорошо.
защищены, должны иметь крепкие замки,
должны охранять спокойствие в стране,
чтобы ни одна сила не могла их распах-
нуть». .

_И мы говорим сегодня родному Сергею
Мироновичу: «Есть, выполнено. Гитаер не
мог распахнуть ‘наши ворота».

Мы видим Вирова — неустанного тру-

где стоит занесенный снегом маленький
полустанок. «Здесь будет город». Здесь
вы00с город == центр Заполярья. `° Ма
помним отточенное, Умное, зажигающее
душу слово Кирова. Оно‘звучит, оно жи-
ser. Beromunte :
«Успехи действительно у нас громад-
ны. Форт его знает, если по-человечески

аенинско-сталинской национальной  но-
литиви в Азербайлжане, борется за 6о-
хранение единства крупнейшей партий-
ной организации в Закавказье.

Киров › по указаниям товарища

сказать, так хочется жить п жить. На
самом деле, посмотрите, что делается. Это
же факт!»

Звучат великоленные кировские слова,
‘звучат годами, будут звучать десятиле-

Сталина с кипучей энергией взялея 3a
восстановление и техническую  рекон-
струкцию нефтяного хозяйства Азербай-
джана. Жизнь на промыслах была вос-
становлена. В середине 1922 пода Баку

‘начинает давать нефть, которая, pacte-
`каясь по всей стране, возвращала к жиз-

саживается в Астаре в конце июня:
Вместе с предводителем  разбойничьих
банд Усейном Рамазаном десантный or-
ряд  муссаватских войск направляется
к Тенкорани. :
Политический комиссар Мугани тов.
Ульянцев организует контрнаступление
партизанских отрядов, Иротив муссавал-
ских банд он бросает всех бойцов, на-
ходившихея в городе. Красные партизаа
ны, вдохновляемые своим комиссаром,
яростно бьются с наседающими wMycca-
ватистами. Несколько дней подряд они
ведут кровопролитные бои, очищая от
MYCCaBaTCKHX войск многие села и 16-
ревни на пути в Астаре.
В то же время поднимают голову и
муганские кулаки. Об’единивитиеь в 0т-
ряды, контрреволюционное  кулачеетво
решает итти на Ленкорань. Зная, ro
основная часть партизан находитея па
астаринском фронте, они внезапно по-
яваяются близ Денкорани и. занимают
часть города.
Ленкорани создалобь крайне напря-

‚женное положение. Немедленно было
`созвано заседание Реввоенсовета. Тов.
Ульянцев предложил отозвать часть
войсЕ с астаринского фронта и дать

сражение кулацким отрядам.

Ленкорань готовилась к бою. За ору-
жие взялись многие рыбаки, ремеслен-
ники. крестьянская беднота окрестных
сел. По указанию тов.. Ульянцева в го-
роде была организована  патрульная
служба, увеличена охрана штаба войек,
находившегося в бывшем  ханском
дворце. :

Ульянцев вооружает всех советбких и.
партийных работников, служащих раз-
личных учреждений. Зепомнив в этот
момент про бойцов, Haxo-
дящихея на излечении, он направляется
в госпиталь. Его краткое горячее вы-
ступление в палатах, живой. рассказ о
грозной опасности, нависшей над горо-
дом, над всей Советекой Муганью, за-
хватываег всёх. Около 50 раненых п
больных бойцов, увлеченных свойм лю-
бимым комиссаром, вместе © ним выш-
ли из госпиталя, чтобы принять yua-
етие в предстоящем Gor.

Ночью к городу подходили отдельные
группы красных партизан. Чуть свет,
они были около села Сутамурдоб; дви-
гаясь берегом к реке.

Рано утром  вражеская кавалерия
устремилась K зланию Реввоенсовета.
Неожаданно для себя она была вотречева

ия, будут звучать в двалцать первом Be-
ke и в последующих. Могучая страна
идёт вперёд, сминая врагов, одолевая лю-
быв препятствия. _

Всеволод ВИШНЕВСКИЙ.

г. Ленинград.‘

там уничтожающим огнем броневика. По
всему городу начался бой. :

Ядро вражеского отряда было cocpe-
лоточено у маяка. Частый пулеметный
огонь, начатый отсюда, не давал воз-
можности красным бойцам опрокинуть
противника. Уже несколько часов про-
должалея упорный бой с вражеским от-
рядом, но на маяке все еще слышался
несмолкаемый пулеметный огонь.

Тов. Ульянцев решает взять маяк
мтгурмом. С небольшой группой парти-
зан он приблизилея к маяку. С криками
«Ура!» бойцы, увлеваемые своим  6ec-
страшным комиссаром, устремились вие-
ред, уничтожая лулеметное гнездо врага.

Охновременно с энергичной атакой
против вражеских отрядов в пределах
торода началась артиллерийская  кано-
зада со. Сары по тылу неприятеля и
  со штабу в с. Николаевке. ‘

‚ Вражеский отряд, оставляя много
убитых и раненых, в панике ушел из
города.

Первый крупный бой  красноармей-
цев и партизан с обнагаевшим врагом
закончился полной нашей победой.
В этом бою был серьезно ранен муже-
ственный комиссар Советской Мугани
тов. Ульянцев-Отраднев. К концу
через ‘несколько часов после ранения,
тов. Ульянцев умер в военном  госпи-
Tare.

Смерть политического комиссара My-
тани, моряка-героя гражданской войны,
(лавного посланца товарища Кирова,
глубоко потрясла всех бойцов, всех тру-
дящихся Мугани. =

На другой день Ленкорань хоронила
евоето любимого комиссара. Сотни  лю-
дей. обнажив головы, провожали гроб.
с телом тов. Ульянцева в небольшому
садику в цейтре торода близ Ленкоран-
ского маяка. Здесь, у места самой оже-
‹лоченной схватки с врагом, где во гаа-
в8 со своим бесстрашным комиссаром

отряд красных партизан шел в атаку. у ``

свежей могилы тов. Ульянцева бойцы
клялись отстоять Советскую Myranp.
Память о балтийском моряке; послан-
ue Кирова, сохранилась в сердцах
азербайджанского народа. Когда. Красная
Армия  освобождала столицу Азетбайд-
‘mana — Ваку. в ее рядах шали бойцы с
бронепосзла, названного именем  героя-

моряка «Тимофей Ульянцев».
А. ПРИВОЛЬНЫЙ.

женика — в снегах Хибинской тундры.

ДНЯ,

г. Баку.

Книга о политической работе
в десантной операции

Гаавное политическое управление ВМФ
издало сборник ‘материалов о партийно-
политической [660% в Новороссийской
десантной опёрации (10—16 сенжября
1943 г.). В еборнике напечатаны: приваз
Верховного Главнокомандующего Маритала,
Советского Союза товарища Сталина от 16

ской десантной операции и документы, пз-
даваемые политорганами в дни боев 3a
Новороссийск.

Издание этого 6борника — большая по-
мощь командирам, политработникам, парт-
оргам, комеоргам. агитаторам и протаган-
ametam флота. В нем, помямо довольно
полробного описания содержания, методов
й форм партийно-политической работы в
операции, даны ярчайшие факты мужества
и героизма военных моряков. Многие из
иримеров, описанных в книге, еще неё из-
вестны дая широкого круга читателей.

агитаторов и пропагандистов — всемерно
использовать эти примеры в своей нпрак-
тической работе, воспитывая у военных
моряков. стойкость; мужество, наступа-
тельный порыв и умение воевать.

В кратком введения & сборнику дана
оценка обетановки, в которой проходила
операция, а также краткая характеристика
частей и кораблей, готовившихея к Ново-
российскому пгурму.

«Несмотря на исключительную с10ж-

ние флотом и армией было уверено, что
она будет проведена успешно. Эта уверен-
ность подкренлялась тём; что зичный е0-
став плавсредетв и десантных частей в по-
‘Заваяющем большинстве уже имел боевой
опыт, был проникнут высоким боевым ду-
хом, горел ненавистью к врагу и рвался
в бой с немецкими захватчикаяи», — пи-
ется во введении. И этой большевистской

‘уверенностью в убиёхе пронизаны все до-

кументы, приводимые в книге.

В главе «Партийно-политическая работа
в период подготовки операции» фассказа-
но. как командиры, политработники, нар-
тияные и комсомольские организация. го-.
товияи каждого военного моряка к вы-
познению такой сложной операции, как

десант, высаживаемый прямо на приста-

ни и набережные сильно укрепленного го-
рода. —

Политорганы флота совместно с полит-
органами армейских соединений, участво-
вавших в десанте, провели большую ор-
ганизационную работу по инотууктирова-
нию всех звеньев политсостава, Путем ин=
структивных совещаний задача операции
была доведена TO вобх командиров и по-
литработников. Были учтены условия опе-
раций, трудности, могущие возникнуть в
процесев ве выполнения. В’ частности,
при расстановке сил и определении содер-
жания агитационно-пропагандистокой ра-
боты было учтено, что некоторые части
впервые участвуют в дёсантной операции.
И это требовало о60бого внимания к-0р-
танизаций Партийно-политической рабо-
ты среди бойцов и командиров этих ча-
ей. — =.

В результате организационной nepe-
стройки и укрепления единоначалия ко-
мандиры всех категорий стали лучше py-
Ководить политической работой. 06 этом

свидетельствует и опыт Новороссийской.

операций. В сборнике отмечается:
«Волев активно, чем это было в прошлых
операциях, руководили политическоя ра-
ботой и лично проводили ее командиры

‚кораблей и частей. Многие из них помо-

тали своим заместителям и парторгам
в составлении планов работы, выступали
© докладами на партийных, комсомоль-
ских собраниях перед дичным составом,
руководили работой свойх заместителей
по политчаети, давая практические ука-
зания, как лучше подготовить бойцов к
выполнению боевого приказа».

В смециальном разделе «Рукеводотво
политработой со стороны командиров»
приводятся интерееные примеры руко-
вотетва  политработой со стороны коман-
диров. Так, например, контр-адмирал Хо-
лостяков «на, протяжении всей операции
направлял работу ‘своего заместителя и
политотдела в целом на решение задач,
вытекающих из различных этапов борь-
бы за Новороссийск. Контр-адмирал тов.
Холостяков живо откаикался на все но-
вые предложения и принимал реши-

‚Нбстью напечатан

тельные мёры к устранению  недостат-
ков»,

060606 внимание уделено показу опыта
работы командиров неболыних кораблей,
Кде нет штатных политработников. Пол-
«План политической
работы в период подготовки и проведе-
ния десантной операции», составленный
командиром СВА старшим ‘лейтенантом
Заженовым, и рассказано, как т. Важенов
практически реализовал этот план. Такая
документальноеть в изложении опыта по-
дитической работы помогает лучше из-
учить его, показывая на деле подлинную
практику политической работы команди-
ров. Документальность многих материа-
лов-——0особенно сильная сторона сборника.

С исключительной силой звучат каят-
вы старшин 2-й статьи Иаяабухова и
Даникевича. медсестры Шени Хохловой и
многих других, документально вобпроиз-
веденные На снимках. Тут же даны и они-
вания того, как выполнялись эти КлЯТвЫ

разделе «Авангардная роль комму-
нистов в бою» приведены замечательные
примеры теройзма, стойкости и воинеко-
го умения, проявленные коммунистами
в дни боёв за город.

Парторг сторожевого катера старшина
1-й статьи т. Соколовский написал влят-.
‘BY товарищу Сталину, в которой заявил:
«...Идя на выполнение боевого задания.
по освобождению нашего города от фа-
_пиистеких зверей, клянусь тебе, любимый
учитель товарищ Сталин, что задание вы-
пояню с честью, не жалея ни своих сил, ни
крови, & если потребуется, то и самой жиз-
ни». И Соколовский сдержал свою плят-
ву. Он дралея мужественно и умело. по-
‘ражая врагов из свобго пулемета. Даже
тяжело раненный, он продолжал стрелять,
a на предложение товарищей сделать пе-
ревязку, ответил:  «Бейте беспощадно
‘немцев, & с перевязкой я потерпаю».

Волнующие строки посвящены подви-
там краснофлотца-комендора  Алек-
сандра Фелчука, боцманов Мельниченко,
Вранникова и многих других.

Специальных разделом освещены слав-
ные боевые дель воинов 393-го отдель-
ного батальона морской пехоты, действо-
вавшего под рувоводетвом капатан-лей-
тенанта Ботылева на самых  ответотвен-
ных участках борьбы за Новоросеийек.
Героические дела ботылевцев красочной
страницей войдут в историю нашей po-
ДИНЫ.

Большой интерес представляют листов-
ки, памятки, обращения, издававшиеся
политорганами Черноморского флота в
дни подготовки в дбсанту и в периох
штурма Новороссийска. Таких довумен-
тов напечатано в книжке 24. Не вое они
одинаковы по качеству содержания, HERO-
торые из них можно было бы стилисти-
чески выправить. Но все они — нодлин-
‘ные документы свидетели суровых
боевых дней, отразившие в вебе всю силу
й мощь нантих воинов, всю грандиоз-
ность задач, решенных в боях.

В сборнике помещено большое количе-
ство фотографий. Значительная часть из
них еще He известна широкому кругу чи-
тателей. так как еще не публиковалась в
печати. Наряду © фотографиями, язобра-
жающими отдельные формы политиче-
ской работы (митияги, беседы,  собра-
ния). даны индивидуальные портреты ге-
роев Новороссийской операции. Тут, на-
ряду в известными всей стране героями
Зотылевым, Райкуновым, Африкановым,
бипягиным, даны фотографии неизвеет-
вых еще воинов -— Бусова, Сератекого,
Баранова, комсорга батальона М. Сердюк,
старшины 1-й статьи Шавилиашвили у
полбитого им танка, снайпера Рубахо,
истребившего только в бою за Новорос-
сийск 47 немцев, парторга фоты Po-
манова, старшины 2-й статьи Скар-
жевского, первым водрузившего красный
флаг нал зданием вокзала, и многих дру-
ТИХ. Е :

Командиры, политработники, парторги,
комсорги, агитаторы и пропагандисты
получили интереснейшие материалы для
своей работы. Глубокое изучение опыта
политической работы в Новороссийской
операции — задача всех командиров и
политработняков флота. А эта книга зна-
чительно облегчает успешное решение
такой задачи.

2 oe 5

Открытие памятников героям курских боев

КУРСОВ, 30 ноября. (ТАСС). В Поны-
ровеком районе на местах июльских боев
состоялось открытие двух памятников по-
гибшим героям—артиллеристам 3-Й ордена

‚Ленина Гварлейской истребительной брига-

ды и минерам 1-й Гвардейской бригады,
уничтожившим за 4 дня боев около 300
вражеских танков.

На открытии памятника артилаеристам
близ села Теплое собралось 5 тысяч че-
ловек. Многие пришаи пешком за 20—25
вилометров.

Намятник представляет собой величе-
ственный монумент. На е0 постаменте
находится пушка № 2.242, расчет кото-

—

Дер. ЕЛОВЕА, Смоленской области,
30 ноября. (Спец. корр. ТАСС). В дерев-

‚не Еловка, Смоленской области, до войны

была начальная школа. В ней училось
139 ребят. Когда в 1941 году район заня-
ли немцы, они устроили в иколе ‘конюш-
ню. Такой же участи подвергся и клуб.
Там, где веселилась молодежь, где кол-
хозники смотрели кинокартины, фашис-
ты, выломав пол, сделали стойла для ло-
шадей.

‘Красная Армил выбила из Еловки гит-
леровских мерзавцев. Нескольким десят-
кам семей удалось спастись
немецкое рабство. Деревня ожила. Но

прежние здания школы и клуба восстано-

вить уже нельзя. Фашисты, уходя, разру-
шили оба помещения.

Векоре после освобождения Еловки в
ней расположилась одна воинская часть.
В конце октября на вкомсомольском собра-
нии чабти принимали письмо товарищу
Сталину, написанное к 20-летию ВАЕСМ.

OT урона в

рой, во главе с Героем Советского Союза
‘капитаном Иргишевым, не пропустял ни
одного фашистекого танка на линию на-
шей обороны. °Артиллеристы, стоявшие
насмерть, подбили свыше 20 тяжелых
танков, в том числе несколько «Тигров».
На постаменте памятника выгравированы
слова из приказа товарища Сталина:
«Вечная слава героям, павшим в. борьбе
-3& свободу и независимость нашей Ро-
AHH !>. é

На митинге. WOCBAINeHHOM OTRPLITHIO Na
мятника, выступил замковый пушки
№ 2.242 ефрейтор Пузиков. Он рассказал
собравшимся о подвиге товарищей и дал
клятву метить ненавистному врэгу.

t

_ В освобожденной деревне

На собрания было решено своими силами
пборудовать школу и &лу0,

Вместе со старшиной Сорокиным вомс-
орг части гвардии лейтенант Зиньков=
СЕИЙ отправились ‘в лес, где проходила
немецкая линия обороны. Там нашли мно-
TO досок, дверей, оконных рам, стекол,
столбов. Все это было привезено и пуще-
Но в дело.

В свободное время комсомольцы Соро-
кин, Марусин, Матюхин, Прокопчик, Не-
нахов с помощью местной молодежи ре-
монтировали дома. 1 ноября в школе на-
чалиеь занятия. В октябрьские праздники
открыли клуб.

Сейчас в школе (под нее отведено две
избы) учится 66 мальчиков и девочек из
деревень Еаловка и Починок — все дети,
которым удалось спастись от угона B He-
мецкую неволю. В клубе регулярно. про-
водятся вечера, демонстриру

ются  вино-
картины,