2 декабря 1943 г. № 284 (1542)

ПОЛИТОТЛЕЛ И ГАЗЕТА

оставленная Центральных  Комите-
nox ВЕП (5) задача — всемерно повы-
сить роль фронтовой печати в политиче-
ком, военном и культурном воспитании
ичного состава, сделать газету важней-
им центром политической работы —
презявляет к политработникам  серь-
вые требования. Речь идёт о том, что-
бы политработники усплиди своё участие
з печатн, а потиторгавы улучшили руко-
зодетво газетами.

=> Драктика свидетельствует: там, тде
политотделы действительно руководят га-
звтой, последняя подьзуется заслужен-
ных авторитетом у читателей. Наоборот,
газета, которой политотдел не руководит,
зола оказывается скучной, серой, неин-
тересной, не имеющей ваияния на крас-
нофлотцев и офицеров и не пользующей-
(я их поддержкой.

Бывший начальник политотдела гвар-
лейской авиадивизии (КБФ) полковник
(ербин сбрьёзно и основательно руково-
дих евовй газетой, активно помогал еб
росту. Редактор газеты этого соединения
постоянно в курсе дел и задач coe-
динения и отдельных его’ частей, — 06
этом позаботился начальние политот-
дела, Возвращаяеь из - поездки в какую-
ибо часть своего соединения. полковник
(ербин, как правило, указывал редазто-
ру, что ему следует учесть при освеше-
нии боевой делтельности и жизни абтчи-
коп части,

Зачальник политотдела неустанно 3a-
тиля и 6 денотвенности, газеты. На
страницах газеты была напечатана
статья «В стороне от главного», в кото-
0й товорилось о слабой постановке
‚ уьтработы в одном из подразделений.

© Полковник Сербин в день опуоливовеняя
этой статьи приказал заместителю коман-
дира указанного подразделения принять
пеобходимые меры. Статья обсуждалась
на комбсомольском и партийном собрани-
ах, п заместитель командирь добился ис-
правления отмеченных газетой недостат-
ROB.

Этому примеру следуют и другие
руководящие работники дивизии. На-
чальник штаба дивизий и начельниь
оперативного “отдела штаба информиру-
WT редактора о воздушных боях и
0 выводах, каторыв нужно из этих боев
сделать. Нередко онд критически разби-
paw? опубликованные материалы.

Ве случайно поэтому данная газета—
одна из лучших среди флотских. В ней не-
мало интересных материалов © боевых
подвигах балтийских соколов, их боевом
опыте. Тазета выдвигает октузльные
вопросы, интересующие  летно-техниче-
склИ состав дивизии, неплохо освещает и
парийно-политическуо работу, в частно-
ип опыт изучения книги товарища
(талина «0 Великой отечественной войне
Советского Сотоза»,

Можно привести немало других приме-
в серьёзного отношения политорганов’
B CBOUM газетам, делового  рувоводотва
олжетью и помоши ей, Но имеют место,
Г; соталению, и явления отрицательные,
Некоторые начальники политотделов He
уделяют серьёзного внимания своим
тазетам, систематически He руководят
ит, че держат редакторов в курсе задач
соединения, оценки командованием про-
зедённых кораблями и частями операций.

Газета «За оталинекие кадры» авиа-
училища — одна из наиболее отсталых.
Половину 66 площади занимают офи-
цизльные материалы и перепечатки из
центральной прессы. Страницы газеты за-
полняются случайными материалами, He
отражающими учебы курсантов. По суще-
отву газета превращена в информацион-
ный листок, повествующий об отдельных
фантах жизни авиамастерских и других
подразделений, обслуживающих  курсан-
тов, За при месяца тазета не поместила
ви одной статьи, пропагандирующей бое-
вой опыт, не опубликовала ни одного ма-
тернада о ненависти к врагу. Боельшмин-
ство статей и заметок написано тремя—
четырьмя авторами:

Анна КАРАВАЕВА

=

открытие нового цеха сборки и выпуск
с ео мощного конвейера первой мапги-
ны — среднего талка —— назначены
были на утро. Завтра сойдет © конвейера

первый танк Лесогорского завода, Время,

люди и все узлы болыних и малых опе-
раций — Bee было рассчитано, mpoxpo-
нометрировано, «засечено точно», как го-
зорля Юрий Михайлович, до последней
векунды: танк сойдет с конвейера ровно
в восемь утра. Все бригады первего коя-
вейера даже поклялись, что никакая «32.
хоринка» не испортит торжества.

Вогда Юрий Михайлович вернулся из
цеха, было уже довольно поздно. В ком-
нате тепло и. тихо: бабушка и внучек
отправились на вечер в детекий вомди-
ат, да и загостились там,

`Юрий Михайловия поужинал, налил
отазан крепкого чаю и только сейчас по-
чувствовал, ках он сегодня устал. Следо-
Вю бы лечь пораньше, но спать не хо-

№6: тревожио-радостное возбуждение,
которое он принес из цеха, все еще пипе-
20 в мыслях и в крови, как крепкое ду-
“Я втое вино. Он сидел за своим рабочим
‘ллом, словно завороженный этим внут-

` репним кинением и той особенной прон-
Зительной ясностью всего сознания,
воторая владеет человеком только в мину-
ты самых важных свершений его жизни.
Да, он свершил то, над чем напряженно
работал, о чем мечтал все эти тяжелые
Уввяци, — средний танк, сконотруйро-
вапный им, завтра станет в строй и н2ч-
вет собой выпуск новых и новых тысяч
соротеких боевых мамин.

Юрий Михайлович испытывал чувство,
очень родотвеннее чувству под’ома на
ввршину, когда человек делает широкил
вздох и озирает все вокруг, как бы виер-

Случайно ли такое положение? Нет. В
значительной мере это результат невни-
мания к газете, плохого руководства вю
со стороны начатьника политотдела нод-
полковника, Сторублякова,

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Начались занятия в суворовских
военных училищах

КАЛИНИН, 1 лекабря. (ТАСС). В 8 ча.
сов утра проиграл горнист, в в просторный

ограничи шего зал клуба вошли, четко отбивая шаг, юные

руководство газетой вызовами редактора, суворовцы, сопровождаемые офицерами #
и «накачиванием» его. Инструкторы по-  воспитателями. ae

литотдела в газету He пишут, видимо, HE

считая сотрудничество в ней своим кроз-, жилин

ным делом. Ири таком отношенуи газета,
естественно, хиреет и не пользуется авто-
ритетом у курсантов училища.

Плохо руководит своей газетой и Ha-j
чальник политотдела другого авиаучили-
ща — подполковник Лазарев, В основном
его руководство сводится к утверждению.
планов работы редакции. Инструкторы“
политотдела игнорируют свою газету.

Начальчик училища генерал-майор Bas:
пранимает рапорт от дежурного,
здоровается и поздравляет собравшихся с
началом учебы Сказав о задачах училища
я его питомцев, генерал провозглашает
здравицу товарищу Сталину. Зал огла-
шается трехкратным громовым «ура».
Нарад окончен Об’является распорядок
дня. Под звуки оркестра дети организовая-
но покидают клуб, чтобы через несколько
мивут по сигналу горниста занять места в
классах. Во всех классах —лвух. пригото*

т 0-  вительных и четырех основных — проходи“
литотдел училища даже не озаботился 03-1 ли заяятия по русскому языку, математике,
накомить военкоров с директивой началь-   английскому ‘языку.

Сегодня же, после

ника Главного политического управления обеда и небольшой прогулки, начались за-

Военно-Морского Флота

I 9 краснофлот-
ской печати,

Печатнал газета — орган политотдела,
И он несёт за неё полную ответственность.
Начальник политотдела обязан не адми-
нистрировать, не опекать, не прадирать-
ся к мелочам, а руководить газетой
существу, оказывать редактору  комие-
тентную помощь и поддержку,

Просмотр и утверждение плана газе-
ты — дело важное и необходимое. Ho
этого мало. Начальник  политоргана
или заместитель командира по похитчас-
ти должен выдвигать перед редактором
очередные задачи и мероприятия. подока-
зываль ему новые вопросы и темы, тре-
бовать от редактора творческой инициа-
THBE, UCKAHHA новых форм и Me-
тодов работы, проверять выпоанение сз0-
их указаний, бываль в редакционном кол-
лективе. беседовать с редакционными ра-
ботниками. прислушиваться к их голосу.
Особенно необходимо держать редактора
в курсе событвй, инфоруировать его об
очередных задачах соетинения. добивать-
ся, чтобы редакция газеты дмела по-
стоянную связь со штабом, с командира-
ми-специалистами.

На какие вопросы следует политорга-
нам направить внимание своих ` газет?
Газета — действенное орудие политиче-
ского, военного и культурного  воспита-
HUG дачного состава. Она должна воспи-
тывать читателей в духе большевистской
партийности, пламенного советского пат-
риотизма. безупречной преданности делу
Ленина Сталина пи ненавиети в врагу.
Газета должна освенать боевые подвиги,
прославлять героизм и мужество красно-
флотцев и офицеров, оперативно освещать
боввые события в частлх и подразделе-
ниях, мобилизовать всех бойцов и офице-
ров на образцовое выполнение приказа
№ 309 Верховного Главнокомандующего
Маршаза Советского Союза товарища
Сталина. Газета вводит партийных п не-
партийных большевиков в курс решений,
директив и указаний руководящих полит:
органов, осведомляет их о том, что дела-
OT партийные организации данного с0е-
динения, как они помогают командова-
нию в выполнении боевых задач, как ови
мобилизуют коммунистов и комсомольцев
на боевые дела и подвиги.

Краснофлотским газетам следует зна-
чительно шире освещать партийную и
‘Комбомольскую жизнь, поднимать вопросы
пдейно-политичеекого воспитания, боль-
шевистской закалки молодых коммунистов
и комсомольцев, освещать опыт проведе-

ния партийных собраний, роста партии. _

Отличитольная особенность большеви-
стской печати — глубочайшая  партий-
ность,  идейность,
правдивость, связь с массами, предельная
хоходчивость, популярность изложения.
Поэтому политорганы и партийные оргз-
низации обязаны всячески стремиться к
тому, чтобы краснофлотокие газеты о0ла-
Jal этими качествами всегда и в полной

мере.

Майор А. МИШУРИС,

>
Отрывок из романа
«Огни»
se cial

вые видя все, пройденное им: вот как все
это выглядит! Однако в его вздохе не
было того оттенка остановки, воторая
зав бы венчает собой восхождение.

Остановка? Точка?.. 0, нет, точки не
будет: созданная им машина не просто
металл Jan 608, не просто высокая воен-
ная техника. Нет, наш  лесогорекий
танк — часть нашего человеческого бы-
тия. Как человек в разное время жизни,
танк не может остаться неизменным. Все,
что потребуешь ты, фронт, будет выпол-
нено в кратчайший срок. Мы даем тебе
новую машину, Красная Армия, но мы не
спускаем глаз с немца: все, что они при-
думают, мы засечем, мы пойдем им на-
перерез, ударим им » 10б, и с флангов, и
‹ тыла. Вам еще не снилось, пемецкие
варвары, как вейстребимо, как упорно
сопротивление разума, Hamero ясного,
гордого разума свободных зюдей!..

Вдруг, как широкое солнечное. поле,
где видна каждая травинка, — вдруг яр-
ко и зримо прошла перед ним работа
ето разума, строгое, напряжение техниче-
ских расчетов, неустанно взвешивающая
каждый шаг точность, требовательность
проверки, еще и еще раз’ проверки... И
неповторимо преобразуемое вдохновением
разума, особенное видение мира как бы
вновь родилось в нем, развернулось и 38-
звучало всеми красками и голосами. On
работал под знаком своего. обещания
Сталину в тот памятный день беседы в
Еремле. Ой всегда думал о нем и слышал
его слова, требующие «шагать в ногу с
жизнью». Взгляд темных глаз Сталина,

принципиальность,

вый та

нятия по верховой езле. :
Среди 500 воспитанников училища—-два
внука легенларного героя гражданской вой-
ны Василия Ивановича Чапаева, племянник
Серго Орлжонакилзе, сын Героя Советского
Союза капитана Гастелло, сын Героя Совет:
ского Союза Водопьянова г многие. другие,
В числе воспитаннаков — участники боев ©

10  немецкими захватчиками. улостоенные вы-

соких правительственных наград. Это —

бывшие юные партизаны Николай Мищен-
ко, Лазарь Бурштейн и другве.
ww &

ВОРОНЕЖ, 1 декабря. (ТАСС). Ровно в
7 часов утра горвист заиграл зорю. Восли-
тавники выстроилась в ровные шеренги на
поверку, затем строем вошли в просторныех
светлые классы, Начались занятия в .воро-
нежском суворовском училище. Среди вос-
питанников — сын Героя Советского Союза
полковника Петрова, сын Героя Советского
Союза капитана Козьмина, сын партизана
и сам партизан Василий Аксенов, воспитан-
ник воинской части, участник обороны Во-
ронежа Шесенко и другие.

Воспитатели воронежского училища в
большинстве своем заслуженные войны
Красной Армии, бывшие фровтовики. имею-
щие офицерское и высшее педагогическое

образование. з

eae

НОВОЧЕРКАССК (Ростовская область),
  лекабря. (ТАСС). Сегодня в 8 часов утра
начались занятия в новочеркасском  суво-
ровском училище Для булуших офинеров
Красной Армии отведено прекрасное здание
со светлыми оборулюванными классами Для
учащихся приготовлено уютное общежитие.
Училище имеет свой клуб библиотеку, чи-
тальный зал, духовой оркестр,

° Германский самолет „Ю-88 C-6”

Отсутствие в германских военно-воздуш-
вых силах спениального самолета-штур-
мовика заставляет немцев приспосабливать
для этой цели другие типы машин, как, ва-
пример истребитель «Фокке-Вульф-190». К
числу таких «штурмовиков» относится и са-
молет типа «Ю-38 С-6». Эта машина являет-
ся моделью одной из послелних серий. обще-
известного неменкого пикирующего бомбар-
дировшика «Юнкерс-88» От других серий
по внешнему виду «С-б» отличается гем, что
носовая часть фюзеляжа у него не застек-
лена, а закрыта металлическим коком. Кро-
ме того на этом самолете не предусмотре-
но бомбометание с пикирования, вследствве
чего тормозные решетки на плоскостях й
наружные бомболержатели отсутствуют.

Основное отличие «Ю 88 С-6» — в более
мощном стрелковом вооружении, направлен-
ном впереп. В люльке нижнего стрелка и
носовой части фюзеляжа неподвижно уста-
новлены три 20-мм пушки «Эрликон» и три
пулемета «МГ-17» калибра 7.92 мм. Запас
снарядов на кажлую пушку — 120 штук, на
пулеметы — по 1000 патронов. Из этого во-
юружения огонь ведет летчик.‘

Для стрельбы назад вверх установлены
2 пулемета «МГ-81» калибра 7,92 мм. Наж-
няя задняя полусфера прикрывается спарен-
ныма пулеметами «МГ 81». Олнако из-за те:
сноты в люльке стрелка (в ней установлено
вооружение летчика) озужие зачастую He
спаривается,

Второе существениое отличие этого са-
Moneta закпючается в усиленном брониро-
вании спереди. Перед приборной доской
находится 8-10-мм бронеплита. Козырек
летчика сделан из пулестойкого стекла
толщиной 70—80 мм. Бронесидение имеет
` стальной наголовник,

На самолете устанавливаются 2 мотора
`<ЮМО-2» по 1175 л. с. яли «БМВ: 801

Действующий _ флот. Батарея командира

с

глубокий и открытый, всегда звал кон-
структора видеть мир открыто, беспожад-
по-четЕо, без иллюзий и самообольщений.
В этом жестоком мире войны будут еще
долгие месяцы боев, крови, лишений, тру-
да, постоянно подаваяемых страданий.
0, сколько еще придется поколесить его
малтине по просторам советекой земли,
чтобы истребить веех до последнего нем
ца, которые еще поганят ее, святую, род-
ную его землю, оскорбляют видом своих
зеленых жабьих шинелей его родную

русскую природу.

И русская природа расстилалаеь/ перед
ним бескрайными полями, мягкими холма-
ми равнинной страны, оврагами, лесами и
перелесками,  березовыми  шепчущими
Тощицами, Величавая птирь испокон ве-
ку проезжих и бранных дорог дышала в
лицо ему дерзкими ветрами древней рус-
свой воли, а тайные тропы” в неведомых
врагу лесных мохнатых чащобах, по-над
бережком ручьев и речек, посылали ему
павстречу приветный ломкий шумок сво-
их спутанных вствей, запахи мхов и 60-
лот, перекликающиеся голоса птиц, Виде-
лись ему одетые в’ алмазно-голубой пан-
цырь зимние русские ‚дороги, виделась
медлительная русекая весна о перезвона-
ми капелей и заморозков, виделась распу-
тица, метелица с буйной ее силой на рос-
сийском приволье... Эх, ты, танк, огне
зая моя машина, грозная наша месть!
Властвуй над временем, над дорогами п
просторами. Быть тебе, боевал машина,
быстроходной, маневренной — веюду и
всегда, в лЮб0е время года и в любой
местности, и потому там, где не од-
на вражеская машина застрянет, спотк-
нется, там, как  оскорблонный хозяин
земли. гневно вздыбясь, пройдешь ты,
соретский танк ..

Враг виделея всегда. Оя стоял перед

Д-2». Максимальная скороств-- 470 км в
час — достигается на высоте 5.000 м,
Дальность полета — до 2200 км, Бомбо-
вые отсеки, расположенные в фюзеляже,
рассчитаны на 10 бомб весом по 50 к
каждая.

Противник впервые применил в 600
«Ю-88 С-6» весной нынешнего года на южном
участке советско-германского фронта. Нем-
цы предполагали, что самолет, имея ycu-
ленное вооружение для стрельбы вперед а
повышенную бронезашиту. сможег действо-
вать как штурмовик на поле боя и против
малых кораблей. Кроме того, он предна-
значалея для дальних разведок, бомбарди-
ровок и выполнения функций ночного ист
ребителя.

Одвако первые же бои показали. что
«Ю-88 C-6> не может итги на в какое
сравнение с нашим замечательным штур-
мовиком «Ильюшин-2», Camoner легко
уязвим при обстреле с земли He только
сзади, но и снизу и спереди Моторы с
расположенными впереди радиаторамеа 2

топливными насосами внизу легко выво-
дятся из строя или поджигаются. Кроме
того, и бронирование летчика — не на-

дежное прикрытие для него,

Уязвимость и недостаточная скорость
самолетов «Ю-88 С:6» позволяют истреби-
лелям довольно легко нагонять и сбивать
их. Огонь наших ночных бомбардировши-
ков против «С-6» также оказался эффек-
тивным Отмечены случаи когда наши
бортстрелки, своевременно открывая
стрельбу по «Ю-88 С-6», сбивали их.

Большие потери этих. «эрзац-штурмови-
ков» в течение лета и осени свидетельст-
BYIOT © просчете немцев, стремившихся
создать неуязвимый многоцелевой  само-
лет,

Майор Ч, ЮРЬЕВ.

ИЕ

старшего лейтенанта Г. Фещенко.
Фото В. Федотова.

глазами во всем мерзостно-опасном своем
обличье. Ожившие псы-рыцари всегда
напоминали о себе могильным смрадом
своих злолеяний. Оя создавал свой танк
#6 только для того, чтобы истреблять их
сейчас, но и для того, чтобы уже никог-
да, — слышишь ты, Родина, и вы, чеет-
ные люди во всем мире! — чтобы уже
никогла не могли подняться из своих
могил упьтри истории, чтобы уже никог-
да не могли топтать чью-либо землю, будь
то великий народ, или маленькая страна.
В каждом техническом расчете он, Юрий
Костромин, видел действие, направленное
на их гибель, но видел и их противодей-
‘ствие; мертвецы, принявшие вид живых,
особенно остервенелы, белено-жестоки,
чума не так жадна и прожорлива, как
они. 0, они бешено будут противодей-
ствовать, хвалалься B82 жизнь своими
мертвыми, ледяными руками. Враг пред-
ставлялея ему коварным, по-волчьи уверт-
ливым, по-волчьи умным, © хишным
острым чутьем зверя, с железными зубами,
которые тем сильнее четутся, чем боль-
ше ему мешают рвать на части теплую
человечину. Представляя, как они будут
противолействовать, конструктор вычис-
лял кажлый шаг своей машины.

0, блаженство неутолимой ненависти,
когда представляешь себе, ках твой тане
нападает, давит, погребает под собой не-
мецкие лзоты, батареи, пулеметные гнёз-
да, немецких автоматчиков, немецкую пе-
хоту, офицерье и солдатию, как смешива-
ются с землей их поганые кровь и кости!..
Так, так, вы получили то, что вы хоте-
ли: поднявший меч погибнет от меча!..
Рази, мой танк, истребляй гитлеряков,
как самое смерть, — и да здравствуют
жизнь, мир и свобода! Bor почему, доро-
той ты мой товарищ-танкист, я старался,
чтобы управление танка было наивозмож-
но проще, чтобы действовать тебе легче
и быстрее. Красная Армия, родная, лю-
бовь народа! Вот мы создали для тебя но.
вую боевую машину, чтобы все крепче
становилась мощь твоего подвига. Иро-
верь наш труд, обетреляй своими практи
ческими замечаниями из-под самого огня,
мы ждем их!..

„немец оскор

По этой земле прошел немец. Страшный
след тянется на Запад — след убийцы,
насильника, вора. Немцы жгли родильные
дома и заводы. Тонны аммонала поднима-
ли в небо домны и клубы, Труд сотен ты-
сят людей за многие годы уничтожалея ор-
дой варваров за чае. Немец отравил даже
самый . воздух: всюду пахло  гарью,
тлением..,

Битва уже ушла or Mayca в Дне
пру. На места недавнах боев  вы-
‘цал первый снег. В городах Приазовья
‘кипит напряженный труд восстановления.
Аюди строят, создают и, как о кошмаре,
вспоминают жизнь под немщеи, ==

В разрушенном. сожженном Мариуполе,
среди закопченных руин, мы  вотретили
пожилую женщиву-—худенькую, сгорблен-
ную, со следами горя и слез на исхудав-
шем лице. Это была мать балтийского мо-
ряка Александра Фесенко — Анастасия
Борисовна.

— Товарищи офицеры, вы не с Балти-
Ru? — спросила она.

Дрожащими руками она достала фото-
карточку, хранившуюся на ее груди. Это
бый портрет ее сына с надписью: «Помни,
мамочка, сына — балтийца-моряка! Твой
Шура. Кронштадт, 5.1.41 г.».

У разрушенного домика на Пушкинской,
51. гле двадцать лет жила семья Фесенко,
тде пролетело детотво Александра и где
‚ проходила его морская юность, Ана-
  стасия Борисовна рассказала нам скорб-
ную повесть двух последних лет своей
жизни. Семья Фесенко имела свой домик
  на Пушкинской улице. А сейчас здесь
‚руины, осыпавшаяся штукатурка, груда
ре кирпичей, осколки стекла — и
  ничего больше. Вряд ли балтийский мо-
  ряк Александр Фесенко узнал бы с перво-
  го взгляда и свою мать Анастасию Бори-
совну и отца — Павла Васильевича: два
  Год немецкой оккупации состарили их
на двадцать лет,

Павел Васильевич Фесенко, пзровозный
‚машинист, был стахановцем, пользовался
. в городе почтением и уважением, его порт-

` реты появлялись на страницах газет. Чу-
  довищной. невозможной: в те годы показа-
‘лась бы даже мысль о том, что кто-нибудь
Г оожежитоя не только действием, но даже

словом оскорбить, обидеть семью рабоче-
т)

Но вот в город ворвались немцы. Павел
  Васильевич был избит розгами в немец-
кой комендатуре. Старого, седого русско-
го рабочего хлестали розгами сопливые
‘немецкие щенки!

Немецкий жандарм бил по лицу мать
моряка Анастасию Борисовну. Ту самую,
которую в своих письмах ев сын называл
с нежной любовью «дорогая мамочка».
Даже в эти страшные годы она ни на ми-
нуту не расотавалась с портретом сына-
балтийца и хранила его на своей груди.

проходной заводекой будке. Анастасию
Борисовну они заставили работать убор-
щицей в управлении воинских зданий. Их
квартиру разруттили. Старики пересели-
  лись в какую-то жалкую дырявую халу-
пу. Зима стояла суровая. Ледяной ветер
продувал халупу насквозь. У стариков не
было даже щепки дров, чтобы сварить хо-
тя бы кукурузную вашу.

Однажды после дежурства старик выб-
‘рал на железнодорожных путях из шла-
ка куски угля и, уложив их в кошелку,
помел домой. Надвиратель задержал его.

Фесенко. «Рус,

очень жарко!»,

` советского человека. он топтал его

бил нашу совесть“

Старика обвинили в «краже имущества,
являющегося соботвенностью немецкого
государства», В комендатуре фалиистские

охранники издевались и глумились над
твой любит тепло?
спрашивали они. — Твой будет сейчас

=

Розги были у немцев всегда наготове.
Они раздели и жестоко избили отца моря-
ка, затем пинками выбросили его за во-

рота.

Павел Васильевич— человек крепкий, и
слезу выжать из него нелегко. Но по до-
роге домой, на заснеженных улицах, Ha
ледяном ветру он плакал тяжелыми, ску-

‘пыми слезами от невыносимой обиды.

Продав все. что удалось сохранить от
немцев, Анастасия Борисовна понесла од-
нажлы на базар два последних куска туа-
летного мыла. Вакой-то немец спросил о
цене, потом сказал, что денег у него при
себе нет. Анастасия Борисовна поверила и
пошла за немцем. Бандит расплалилоя с
ней пощечинами. Он хлестал старуху по
щекам и приговаривал: т

— Фюнф маркен!.. Еще фюнф маркен...

Мыло он отобрал, заявив, что оно по-
ступает в «фонд немецкого командова-
НИЯ»...

Слишком долго было бы писать о всех
оскорблениях, всех унижениях, которым
подвергали немцы семью балтийца. Немцы
не знали о том. что сын стариков Алех-
сандр Фесенко служит во флоте. Иначе
они не уцелели бы. Семьям советских мо-
ряков пошады не было. Анастасия Бори-
совна рассказала нам, как немецейе йз-
верги хватали советеких людей и расстре-
ливали, В Мариуполе немцы убили тысячи.
взроелых и детей.

Каждый день при немцах был пыткой.
Голодные, оборванные, босые бродили ота-
рики Фесенко по городу в поисках карто-
фельной мелухи или кукурузных почал-
ков, в которых после обмолотаь застряло
несколько зерен. Квалифицированный ма-
шинист вынужден был побиральея. —

В Мариуполе русскому человеку ничего
не полагалось. Все было для немцев. Рус-
свие граждане Мариуполя встречали ко-
роткую надпись: «Только для немцев, рус-
вхим вход воспрещен!».

Когда худенькая, сгорбленная женщи-
на — мать балтийского моряка Анастасия
Борисовна Фесенко говорит: «Немец 06-
корбил напгу совесть», чувствуешь всю
силу этих грозных елов. Немец не тольео
расстреливал — он хотел покорить душу
до-
стоинство. он поганил самые его CBATEIC
чувства. Но, что бы ни делал немец,
каким бы подлостям он ни прибегал, ему
не удалось поставить на колени COBETCRO-
го человека, познавшего, что такое еча-
стье. свобода. совееть.

Есть обиды, есть оскорбления, которые
не забываются и не прощаются. Шогда,
моряк, ты вотретишь в бою немца, помни:

немец избивал розгами отца военного мо-_

ряка, немец хлестал по щекам его мать,
немец сжег и разрушил его дом, его род-
ной город.

Плати же немцу за все полной мерой!
Кровью, только кровью должен немец от-
ветить за то безмерное горе, которое он
принес нашему народу, за те страшные
злодеяния, которые он свершил на нашей
земле.

Капитан Л. СОЛОВЬЕВ.
Капитан Е. КАМЕНЕЦКИЙ,

г. Мариуполь.

‚ УФРУНЗЕ, 1 декабря. (ТАСС). Исполни-
лось 50 лет со пня смерти выдающегося
‚исследователя Центральной Азии Николая
Михайловича Пржевальского. °

В школах Пржевальска сейчас  прово-
дятся беседы о жизни исследователя. Уст-
раиваются выставки: карт его путешествий
и открытий. 90-летний рыбак Джаркимбай.
Султанбеков, состоявший одно время пере-
водчиком Николая Михайловича и приви-

_ Немцы‘ прогнали Павла Васильевича ¢
паровоза и поставили его сторожем в

В уральский морозный вечер вдруг
будто ворвались гулы и громы отдален-
ного боя, и небо словно всклубилось ды-
MOM и кроваво-золотым заревом пожаров.
И гром и дым, окружив конструктора
«воим плотным, горячим дыханием, будто
товорили ему: «Ты--нан, мы все вместе,
мы—одно целое, мы—сила непсчисли-
мая!»..

Сердце его вдруг стиснуло радостью,
гневной, жестокой, блаженной, она рва-
лась из него на простор, у него не ста-
ло слов, чтобы выразить ее даже для се-
бя самого. Он не заметил, как взял скрин:
ку, эту. старую служанку его мыслей, ко-
торой он распоряжалея так властно и
небрежно. Нет, сейчас он взял ее тре-
петными, жаркими пазьцами, — и музы-
ка, словно лождавшиев наконец своего
часа, завладела им. Он не помнил, с чего
он начал играть — с Мендальсона, Коей-
слера или Паганини. Он жаждал только
отдаваться стремительной и сладкой си-
ле звуков, которым только сейчас он уз-
нал настоящую цену и радость.

Вдруг привычная боль уколола его;
вот этому вальсу Крейслера любила, подие-
вать она, милая его жена. Сначала она под-
певала тихонько, своим небольшим, но
таким верным голосом, потом все ©ме-
лее — инаконец, не выдерживая боль-
ше, вокакивала с места и кружилаоь,
ритмично, мягко, будто плыла в тихой,
прозрачной воде. А он посматривал на
Hee украдкой, чтобы не помешать востор-
гу этого движения под музыку. Она под-
певала, и верхняя ее губка с нежным си-
неватым пушком  смешливо и капризно
поднималась, а темные, как. украинские
вишни, глаза сияли и улыбались музыке
и ему. 0, милая, умница моя, как бы ты
радовалась сейчас нашей общей победе!.,
Завтра утром мы вместе с тобой пошли
бы в цех, на торжество. Сколько pas,
тайком, посменваяь © почти детской
хитростью, ты пожала бы мне руку там,
нод высокими сводами нашего нового цо-
ха. Никто, никто не заметил бы,
сжал бы твою маленькую, пропитанную
сухим, энергическим теплом, родную мине

‚ше, неукротимая, как само

как я.

50 лет со дня смерти Н. М. Пржевальского

мавший участие в его путешествиях, рас-
сказывает ‘о деятельности <ученого-

На берегу озера Иссык-Куль возвышает-
ся памятник, на мраморе которого начер-
тано: «Первый исслелователь Центральной
Азии» Отсюда лежал путь последнето,
прерванного болезнью и <мертью путешест-
вия Пржевальского в Тибет. К памятнику
устраиваются экскурсии школьников 4
трудящихся.

руку. Когда ты была жива, когда я ви-
дел, чувствовал тебя каждый день, тогда
я еше не понимал, как сильно я тебя
любил. 0, моя бедная, бесценная, зачем
ты так рано ушла и оставила нас с маль-
чиком без тепла твоего и красоты?..
Только тебе л могу сказать: нет прекрас
нев’ счастья — любить в женщине чи-
стую и полную жизни краеоту ев ума,
ве лица, ее характера и желания сделать
тебя счастливым! Я трудный, требова-
тельный человек, но я любил Tels, U A
тоскую без тебя особенно тогда, когда че-
го нового достигаю. Никому не скажу, как
мне сейчас тоскливо без тебя, друг мой!..

Но мелодия уже летела и летела, впе-
рел, унося тоску куда-то в высоту и рас-
сеивая ее искристой метелью. Мелодия ле-
тета все дальше и, будто пронзая изузо-
ренное морозом стекло, неслась все вы-
упорство и
вера. Мелодия летела, как жаркий весен-
ний ветер, который словно рассеял дым в
небе, и звезды, вимние родные звезды,
казалось. глянули прямо в глаза. Роди-
на, родина, в тебе наша сила, смысл и
честь нашей жизни, ты могуча, и мы пол-
ны мощью твоей, и воля неистощимая и
свет бескрайный горят в нашем взоре!
Ты жива, и мы живы!

«Что в0 мной?», — спрашивал себя.

Юрий Михайлович, чуветвуя, как в гру-
ди его, сливаясь с мечтой и печалью, ра-
стет и ширится торжество, выше которо-
го он еще He знавал в жизни своей.

«Что 970 CO мн0й?» — думал он,
опьяненный легкостью и точностью зву-
ков, летящих, льющихся из-под его
смычка...

Мать с Сережей, оба пушистые и про-
хладные, оба, в осыпи снежинок, вошли в
комнату. Сережа, румяный, полусонный.

довольный, валилея с ног, скорей быв
постель.

— Мне послышалось, что ты играл,
Юра? — спросила мать.

a а enh eneten

Окончание см. на 4-й стр.

в.

;

i

}

з

i

i

CME ies ees ee