Завод штурманских приборов.
перевыполняет план

В горах Южного Урала находилея Be-,

совой завод. В военных условиях на его
базе предстояло организовать производ-
ство сложных, высокой точности штур-
манских приборов для кораблей Военно-
Морского Флота. -

Первые рабочие и специалиеты прибы-
ли сюда из Ленинграда. Они столкнулись
с большими трудностями. Не было паро-
силового хозяйства и водопровода; нехва-
тало электроэнергии, отсутотвовали до-

роги. ы

Настойчивость коллектива, унаследо-
‘завшего традиции города Ленина, помощь
местного населения дали возможность на-
чаль с 1942 года выпуск сначала прос-
тых, а затем и сложных приборов.

С апреля прошлого года производетвен-
ная работа значительно улучшилась: Вы-
пуск приборов увеличивалея из месяца
в месяц, :

Завод сразу начал работать по-военно-
му. Начальник литейного цеха т. Семья-
зинов быстро освоил литье цветных ме-
таллов, причем качество литья зачастую
было даже выше, чем на Ленинградском
заводе.

Механик т. Сорокин — бригадир coop
хи приборов — внес ряд ценных пред-
ложений и сам их реализовал. Он сэконо-
мил десятки тысяч рублей и значительно
ускорил выпуск апнаратуры. В декабре
1942 года заводу было присуждено пере-
ходящее красное знамя райкома BRI(6)
и райисполкома. Годовой план был вы-
полнен на 106,1 проц. Межцеховое пере-
ходящее знамя получил сборочный цех,
HOTOPHM руководит т. Сандальнев. :

`В концу прошлого года коллектив смог
не только выпускать приборы прежней
номенклатуры, но и разрабатывать новые.
Так, был выпущен очень компактный
илюпочный эхолот, пригодный для воору-
жения малых кораблей. При испытаниях

`он показал высокие качества. Проехтиро-
вание, разработка и изготовление его за-
няли всего лишь два с половиной месяца.

В нынешнем году завод добилоя еще
больших успехов, значительно увеличив

выпуск продукции,

Вручение м

`Вчера в Колонном зале Дома союзов
строителям Московекого метрополитена
было вручено знамя Государственного
Комитета Обороны, завоеванное Ими В.
дни предоктябрьского социалистического.
соревнования. A

Заместитель наркома  вице-генерал-
директор путей сообщения П ранга тов.
Багаев поздравил метростроевцев и ска-
зал, что почетная награда должна вдох-
новить их на новые победы.

Выступивший от имени
Метростроя  генерал-директор пути 4H
строительства ШП ранга тов. Сазодуров
выразил благодарность партии и прави-
тельству за высокую оценку раоеты
метростроевцев и заявил, что задачи, по-
ставленные перед строителями Москов-
ского метро, будут выполнены.

областиое совещание по вопросам государственного”
обеспечения семей вовнновлужащих

Вчера закончилось Московское област-
ное совешание заместителей председате-
лей исполкомов районных и городских
советов, посвященное вопросам государ-
ственного обеспеченая и бытового ‘устрой-
ства семей военнослужащих. Е

Заместатель председателя Облисполко-
ма тов. Скачков сообщил в своем докладе,
что в нынешнем году устроено на работу

зв промышленность и сельское хозяйство
около 50 тысяч членов семей военнослу-
жаших. Они усвоили новые профессии,

повышают свою квалафикацию, 5
Значательно расширена в области сеть
яелей, детских садов, молочных кухонь,
столовых усиленного питания. В Ухтом-
ском Мытищинском, Ногинском, о Кун»
цевском и другях районах по инициативе
колхозников организовано 35 детских до-
мов, находящихся целиком на содержа-
нии сельхозартелей. Колхозы создают для
нуждающихся. семей военнослужащих

` переходящее

тростроевцам переходящего Красного Знамени
Государственного ‘Комитета Обороны

С большим интересом выслушали. с0б-

коллектива —

Штамповщица цеха № 2 т. Конторина

в ознаменование освобождения Брянска.

в ночь с 97 на 18 сентября выполнила,
ворму на 750 проц. —

- Когда создалось угрожающее положе-
ние с подачей деталей на сборку ‘из-за
позднего поступления материалов,
т, Поляков с давильщиком т. Антиновым
несколько. дней работали в цехе и obec-
печили подачу” деталей на сборку за ‘два
дня до срока. -

Токарь цеха № 2 т. Лебедев, освоив-

ший несколько специальностей, обязался.

во внеурочное время руководить работами

по укладке кирпичных сооружений Ha

скоростном строительстве. _
Благодаря напряженной работе всех

цехов завод, включившиеь в. предоктябрь-_

ское `сойиалистическое соревнование, вы-
полнил план девяти месяцев. на 105,9
проц. Он занял первое место среди пред-
приятий своего района и снова получит
с красное знамя райкома.
ВАП(5) и райисполкома.
Переходящее межцеховое знамя при-
суждено опытовому цеху. Этот цех осво-
ил серийное производетво наиболее со-
вершенных ‘лагов типа «Гаусс».
В специальном приказе Народный Ко-
‘миссар Военно-Морского Флота адмирал

тов. Кузнецов отметил успехи в восета-_

вовлении производства  штурманских
приборов на новом месте. Этим же при-
казом удовлетворено ходатайство коман-
дования, партийной и профеоюзной ор-
ганизаций завода об изготовлении штур-
манского вооружения сверх плана 1943
года. -

В телеграмме на имя начальника за-
вода инженер-капитана 1-го ранга, Сля-
рякова заместитель Народного Комиссара
Военно-Морского Флота адмирал тов. Гал-
лер поздравил личный состав. и. пожелал
успешного выполнения всего годового за8-
дания. :

Коллектив с честью справляется ©

производством штурманекого вооружения

в дни отечественной войны.
Инженер-капитан 1-го- ранга.
Н. СИГАЧЕВ.

равшиеся речь знатного. каменщика
страны депутата Верховного Совета
РСФСР тов. Орлова. Призывая  мётро-

строевцев к самоотверженному труду, он
рассказал о- своем опытё овладения . но-
вой для него профессией  мраморщика.
Его бригада за короткий срок стала вы-
полнять на мраморных работах свыше
двух норм ежесуточно, & сам он выпол-
няет задание на 580 процентов.

На собрании были приняты социали-
стические обязательства строителей Мо-
сковского метрополитена. а:

°С большим под’емом участники собра-
ния приняли приветствие Маршаху Co-
ветекого Союза товарищу Сталину.

(TAC)...

фонды продовольственной помощи: Тыся-
чз тонн картофеля и овощей поступили в
эти фонды в Орехово-Зуевском, Ленин-
ском, Ухтомском, Воскресенском, Рамен-
ском и других районах, По’. неполным.
данным, семьи фронтовиков получили свы-
ше 2.000 телят, 1,5 тысячи поросят и др.

Отделы государственного обеспечения
и бытового устройства семей военнослу-
жащих установиля систематический KOH-
троль над выдачей пособий и пенсий. За
цевять месяцев выплачено около’ 300 мил-
лионов рублей:

На совещании была подвергнута крита-
ке деятельность отделов в Ново-Петров-
ском, Звенигородском, Лотошинском, Ки-
мовском районах.

Перед ‘закрытием совещания
семинар по практическим вопросам госу-
дарственного обеспечения семей - военно-

служащих.
ТАСЕ). =

состоялся -

—

Военные действия.

в Италии

ЛОНДОН, 2 декабря: (ТАСС). Штаб
войск союзников в Северной Афраке сооб-
щает, что 30 ноября торпедные катера аме-
1ных катеров противника близ
режден, а другие, вероятно, также повреж-
дены. т 5 a

Части английской 8-й армии после‘одного
дня ожесточенных боев полностью овладе*
aTaka

Романьоли, ‘Сильные противника,

] предпринятые с участием свежих войск, бы-

+ ли’отбиты с тяжелыми для него потерями в
людях и технике, Взято свыше тысяча плен-

сжесточенными. Авиация союзников оказа-
ла эффективную ‘поддержку действиям на-
земных сил. Продвяжение 8-й армии про-
дслжается. i ;
Части американской 5-й.армаи отбили две
 вражеских контратаки, По всему фронту
отмечается активность патрулей союзников,
ЛОНДОН, 2 декабря. (ТАСС). Коррес-
пондент агентства Рейтер при штабе войск
союзников в Северной Африке пишет, что
занятие частями английской 3-й армии. гор-
ного кряжа между ‘деревнями Фоссачезияи
Романьоли важно не только потому, -

Сангро в прибрежном районе, но и потому,
что он являлся основной частью главной
оборонительной линия противника. По. сло-
вам. корреспондента,. занятие этого кряжа
может оказать большое влиянле на весь) ход
дальнейших сражений, так как, по имею-

в тылу достаточно подготовленными для
обороны позицяями. _ =
ЛОНДОН, 2 декабря. (ТАСС). Специ-
альный корреспондент агентства Рейтер,
находящийся при штабе войск союзников в
Северной Африке, . р
ская 8-я армия заняла пункт Рокка Сан,
Джованни в четырех малях к северу от

Сангро,

`ДЕЙСТВИЯ АВИАЦИИ
_ СОЮЗНИКОВ
ЛОНДОН, 2 декабря. (ТАСС). Как co-

циально об’явлено о том, что крупные сое-

ли 1 декабря налёт на Золинген в Рейн-
ской области и на другие об’екты. 27 тя-
желых бомбардировщиков, 1 легкий. бом-
 бардировщик ‘и 14 нстребителей не верну-
лись Из этих” операций. - =
Уничтожено 28 самолетов протавника. -
  ЛОНДОН, 2 декабря. (ТАСС). Как со-
общает агентство: Рейтер, в Лондоне офя-

ские самолеты. «Митчелл»- при участии
голландских самолетов подвергли бом-
бардяровке ‘германские заводы в Альбере

попадание в здание завода и прилегающие
железнодорожные пути: i Е:
Американские: самолеты. «Мэродер» со-

германских авиационных базы’ в- Северной
Франции. Истребители «Тайфун» и «Спит-
файр», прикрывавиие действия американских
бомбардировщиков, были атакованы герман:
скими истребителями, Уничтожено два
истребателя противника и несколько. по-

вреждено. Английская авиация потеряла
один самолет типа «Тайфун». Пракрывая

действия самолетов «Москито», атаковав-
ших суда у Брестского полуострова, само
леты «Тайфун» уничтожили один  тран-
спортный самолет «Юнкерс-52» и один
«Юнкерс-88». Один. самолет «Москито» и
цва самолета «Тайфун» не вернулись на
базы. Вовремя налета американских само:
летов -на авиационные базы в ‹ Северной
Францяи самолеты «Спитфайр» сбили два
самолета «Фокке-Вульф-190». =
ЛОНДОН, 2 декабря: (ТАСС). Штаб войск
союзников в Севернсй - Африке сообщает,
что бомбардировщики «етающая крепость»
совершили вчера налет. на завод шарякопод-
цгапников в Турине’ (Северная Италия).

НАЛЕТ АВИАЦИИ СОЮЗНИКОВ _
НА БАЗУ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

В МАРСЕЛЕ

ЛОНДОН, 2. декабря. (ТАСС). Штаб
войск союзников в Северной Африке coo6-
дает, что сегодня тяжелые бомбардиров-
‘шики’ северо-африканских о воздушных сил
атаковали германскую базу подводных поз
лок в Марселе. Сообщается также, что во
время налета авиации союзников на Тулон
24 ноября противнику был нанесен большой
ущерб, В результате атаки были потоплены
5 вражеских военных кораблей, 2 воору-
женных торговых судна и повреждены дру-

хие доки в Тулоне.

Крах германской оборонительной стратегии

В своем докладе 6 ноября 1943 года
товарищ Сталин подчеркнул  полвый
провал германской оборонительной стра-
тегии. «Немцы, —сказал товарищ Сталин —
рассчитывали взять курс на затяжную вой-
ну. стали строить оборонительные рубежи и
«валы», об’явив во всеуслышание о непри-
ступвости их новых позиций. Но Красная
Армаяи здесь опрокинула расчеты немцев,
прорвала их рубежи и «валы», продолжает
успешно наступать в не дает им сроков для
затяжки войны»

- Наступление Красной Армии свидетель“
ствует о том, что немцы не в состоянии с03-
дать неприступных позиционных фронтов.
Сфабрикованный гитлеровской пропагандой
очередной «миф ХХ века»—о несокрушимо-
сти германской фортификационной техники
рухнул под уларами Красной Армия так же.
хак в свое время рухнул под ее могучими
ударами’ немецкий миф о «молниеносной»

войне, ;

Возводя нужду в добродетель, фашист-
ская пропаганда затратила не мало эквила-
бристических усилий для того, чтобы в03з-
можно быстрее предать забвению обанкро-
тившайся «блицкриг» и заменить его новыми
стратегическими  откровениями  «зитикри-
га»— рекламой преимуществ оборонительной
стратегии, Для этой пели были даже потре-
вожены тени Клаузевина в Гнейзенау.

\  Геббельсовский радиогенерал Дитмар еще
за месяц до «решающего» наступления Гэт-
лера в районе Курска выступил с обзором,
в котором всячески воспевал «стратегию зы-
Жидания» и, ссылаясь на авторитет Клаузе-
BRIA, провозглашал принципи «защиты того,
что уже праобретено», Уверяя, что размеры
этих приобретений вполне избавляют Герма-
нию от риска наступательных операций, ге:
нерал Дитмар преследовал двоякую целв.

Издатель: НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ 1 АДРЕО Peaakuge И ИЗДАТЕЛЬСТВА:
БОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА  СССР.1 доб, 8; as

ГМ40543

С одной стороны, он стремился по зада-
нию своих хозяев дезинформировать, ввести
в заблуждение противников Германин, а ©
другой — успокоить немцев, не без основа-
ния опасавшихся новых военно-стратегаче-
ских авантюр Гитлера.   Г.

Провал германского наступления в райове
Курска, переход з наступление. Красной Ар-
мии и захват советскими войсками Орловско
го и Харьковского плацдармов немцев заста”
вили гитлеровскую пропаганду вновь вер-
нуться к восхвалению оборонительной стра-
тегии и прелестей «эластачной обороны».
С каждым новым ударом Красной Армии
ч новым прорывом Линия германской обо-
роны эти дифирамбы по. поводу преиму-

ществ оборонительной доктрины принама-”

‘ли_все более настойчивый н-неумеренный
характер, =
«Лучшие мастера стратегии, — писала 10
октября «Дейче альгемейне цейтунг», —
фактически нередко были обязаны своими
классическими успёхами своевременному ле-
реходу от наступления к обороне.` Замеча-
тельный мастер военного искусства Гчейзе-
‘нау дважды продемонстрировал своим ши
рокими стратегическимв планами, что’ от*
рыв от врага может превратиться в предно-
сылку для окончательной победы. Все чело
в том. возврашается лв армия разбитой ‘или
отход предпринят по собственному усмотре-
‘нию. В последнем случае армия всегда ос-
тается хозяином положения». :
` Вопреки общеизвестным фактам и здраво-
му смыслу гитлеровская газетка пыталась
представить отступление германских войск,
прогнувших под сокрушительным напором
Красной Армии, как добровольный отход «по
собственному усмотрению», из которого в
нужный момент выкристаллизуется «первый
этап на пути. к решающей победе». о.
Этот жульнический трюк был по сущест-

релакции — Д замы. отв; секретаря
‹‘ивостравный отдел—лоб, 1-15, 1-35

РУ новым «этапом» фашистской пропаганды,
ва котором она, впрочем, недолго удержа-
лась. Дела ‘на советско-германском фронте
принимали с каждым днем все более небла-
соприятный для гитлеровцев характер, и уже
в конце октября, под непосредственным воз-
действием событий на фроате, другая немец:
ко-фашистская газета «Поммерше цейтунг»
заговорила о задачах оборонительной стра-
тегии более внятным п мрачным языком.
«Изменившиеся условия заставляют нас пе-
рестройться,-—писала эта газета, —обыва-
тельская стратегия вчерашнего дня сегодня

выми идеями и понятиями. Конёчно, это не
‘легко, ибо мы годами считали залогом -Ha-

территорий Но сейчас наша задача сводит-
ся к обороне... Конечно, об этом можно по-
жалеть. Но на таких чувствах далеко не
уедешь. Скорее всего они приносят лишь
вред делу». ‘ :

Воздвигнутые немцами «восточные Ba-
лы» — оборонительные рубежи,  представ-
ляющие собой самые образцовые‘ сооруже-
Han германского фортификационного -ис-
кусства, рушились один за другим. «Не ве-
ря в прочноеть своих прошлых узнехов на

советско-германском _ фронте, — заявил
товарищ Сталан,—немцы заранее, на про-
тяженаи длительного времени строили

мощные оборонительные полосы, особенно
вдоль крупных рек. Но в боях этого гола
немцев-не спасли ни реки, ни мощные ук-
репления. Наши войска разрушили оборо-
ну немцев и только за три летних месяца
1943 года мастерски форсировали четыре
очень сёрьезных водных преграды—Север-
ный‘ ‘Донец, ° Десну, ож ‘и’ Днепр.
A yxe не товорю о таких прегралах,
как оборона ‘немцев в районе  рекя
Минус — западнее Ростова и оборона

сектор визен—лоб.

риканского’ флота атаковали Группу Topnen-
Бастии
(Корсика). Одан вражеский’ катер был пов-_

ли горным кряжем между Фоссачезией и’

]

т

ных: Бои ‘за Фоссачезию были’ особенно

у КРАСНЫЙ ФЛОТ

‘Совещание Рузвельта, Чан Най-ши й Черчилля

в (оверной Африке

ЛОНДОН, 2 декабря. (ТАСС). Как пе-
‘редает агентство ‘Рейтер из Каира, 1 де-
кабря там было, опубликовано. следующее
коммюнике: `-

«Президент. Рузвельт, ° генералиссимус
Чан Кайши и премьер-министр Черчилль
зместе со своими соответствующими воен”
ними и Дйиломатическими советниками
‘закончили Конференцию в Северной Афря-
ке. Опуб; иковано. следующее общее заяв-
ление: 5.

«Несколько военных миссий ‘договори-
лись о будущих военных операциях против
Японви. Три великих союзника выразили
свою фешимость. оказывать неослабеваю-
шее давление на своих жестоких врагов на
‘море, на суше и в воздухе. Это давление
уже усиливается. Три великих союзника
ведут эту войну, чтобы остановить и по-
‘карать агрессию Японии. Они не стремят-
ся ни к каким завоеваниям для самих себя
и не имеют никаких помыслов о террито-

риалыьной экспансии.
в том, чтобы ЛИШИТЬ Яп
вов на Тихом океане,
ла или оккупировала с
ровой войны 1914 года,
территории, которые

китайцев, как, например,
моза и_Пескадюрские острова,
‚вращены Китайской

щи силы и в
Вышеуказанные
помня о пора

шили, чтобы в должное время

три великие
менном народе’ Кореи,

печить безоговорочную капитуляцию Япо-
HBB».

этот кряж господствует чад. доляной реки

‘щамся сведениям, противник не распойагает  .

передает, что англий-

обшает агентство Рейтер, в ‘Лондоне офл-

динения «Летающих крепостей» совершя-.

циально об’явлено 1 ‘декабря, что англий-.

(Северо-Восточная Франция). Действия
бомбардировшиков  прикрывались истре-.
бателями «Тайфун». Летчики отметали

вершили ‘утром 1! декабря налет на тря -

гие суда. От налета сильно пострадали су:

непригодна. Мы должны свыкнуться с н9>

зах успехов в первую очередь завоевание”

Москва, Сущевская ул.. 21. Коммутатор редакции Д 3-20-90 z
Ji 1-12-42 ин коммучатор, лоб. 20; отлез боевых действий ae ее Телефоны:
23: отдел оформления—л0б. 1-18; библиотека лоб. 13:

Типография «Красное Знамя», Сущевская, 21.

ские «Индустрисиндиката»

ли германского. унтер-офицера. На:

ВОЗВРАЩЕНИЕ ЧАН,

ЛОНДОН, 2 декабря, (ТАСС), Как со-
обшает агентство Рейтер, в Чунцине офи-
циально. об’явлено о том, что генералис-

№ :

Каторнный ‘режим для угн

СТОКГОЛЬМ, 2 декабря: (ТАСС).
Гитлеровская газета «Поммерше Цейтунг»
поместала статью о .режаме, установлен-
ком в Германии для. «восточных рабочих»
(так гитлеровцы Именуют насильственно
угнанных имя в Германию советских лю-
дей 2

«Восточные рабочие — советские граж-
дане, — пишет газета, — носят на одежде,
на правой стороне груди, сине-белый опоз-
навательный знак». Зачем  гитлеровцам
понадобилось клеймить советских людей?
] Газета не скрывает, что это вызвано нена-
вястью советских граждан, попавших Ha
гитлеровскую каторгу, к своим поработи-
телям. «Большинство восточных  рабо-

СТОКГОЛЬМ, 2 декабря.
Шведская газета «Дагенс нюхетер» сооб-
щает, что `28 ноября были взорваны мастер-
в Хеллерупе.
Это крупнейшие оружейные мастерские
в Даниа. Вечером 27 ноября в Копенгагене
был подожжен пакгауз, в котором. храни-
лись ‘различные ‘материалы.  принадлежа-
щие германскому военно-морскому флоту.
Газета «Свенска дагбладет» сообщает, что
в последнее время в Копенгагене произо-
шел ряд столкновений датчан. с немецки-
ми солдатама. Несколько дней тому назад
два вооруженных датчанина тяжело: рани-
одной

НЬЮ-ЙОРК, 2. декабря. (ТАСС). Как пе-
редает корреспондент агентства Ассошиэй-
тед Пресс из Боготы (Колумбяя), министр
иностранных дел. Колумбии Лосано заявил в
сенате, что об’явление войны Германии ‚вы-
звано тем, что она начала никем не спровоци-
рованные военные действия против Колум-
бии: Лосано сообщил, что германская под-
водная лодка, потопяла колумбийское судно
«Руби». Эта подводная лодка зтаковала
шлюдку, в которой находились спасшиеся
‚команды «Руби»,

‚ ЖЕНЕВА, 2. декабря. (ТАСС). Гатле-
`ровская газета «Мюнхенер нейесте нахрих-
тен» бъет Тревогу по поводу катастрофи-
‘ческого. роста детской беспризорности В
Германии. В то же время, газета. признает,

ЛОНДОН. 2` декабря. (ТАСС). Агент-
ство Рейтер передает, что, по сведеняям,
полученным во французских кругах Лон-
‚дона, гитлеровцы вывезли в сентябре из
Франции в Германию 56.000 тонн чугуна и

АНКАРА, 2 декабря. (ТАСС). 29 ноября
на заседании меджлиса с сообщением о по-
следнем землетрясении выступил манястр
‚внутренних дел. Он указал, что, по полу-
ченным до сего времени сведениям. число
погябщих составляет 2.919 и тяжело ранен-
ных —- 1.084. Манистр добавил, что это еше

в районе реки Молочная — около
Мелитополя. Теперь Красная Армия успеш-
но громит врага по ту сторону Днепра».
На днепровскую преграду гитлеровцы
возлагали особые надежды, На западном бе-
регу Днепра ими заблаговременно были со0-
ружены мощные полосы ‘укреплений. Гитле-
ровские военные обозреватели еще < конца
сентября называли Днепр «генеральной ли-
нней» германской обороны. Военный ком-
ментатор газеты «Берлинер. берзенцейтунг»
капитан Шраб писал: «Германское отступле-
ние на южных участках Восточного’ фрон*
та можно считать успешно завершенным.
Немцы закрепились на новых рубежах на
западном берегу Днепра» Военный .0бо-
зреватель фашистского агентства «Транс-

é
{

оцеан» Людвиг Сергориус в одном из
своих обзоров утверждал: «Германское
командование вполне очевидно избрало

Лнепр в качестве генеральной линии, на
которой отрыв германских войск от про-
тивника завершается». По словам Cepto-
рауса, «битва за линию Днепра приобрела
нозиционный харакгер». И не кто иной,
как Гитлер, поторопился  зозвестить: «От-
ныне линия Днепра будет границей между
двумя армиями. Я остановилея на этом
рубеже в на. нем останусь».

Гитлер‘ рассчитывал укрыть за. водной
преградой: Днепра и укреплениями, соору-
женными. на его западном берегу, свои по-
трепанные и измотанные дивизии. Эти рас-
четы были опрокинуты стремительным на-
Таском Красной Армии. Переход Красной
Армии через Днепр явился для гитлеровцев
полной неожиданностью. Обер-лейтенан”
Хорст Дорман, взятый в плен в боях за
Днепропетровск, ‘показывает: «Каждый из
нас считал, что за Днепром спасение, Ко-
мандованле ‘уверило ‘нас, что в большой из-
лучине. Днепра организована крепкая 0бо-
рена, которая наконец-то остановит русские
армии». По словам ефрейтора 57-й немец-
кой пехотной дивизин Рудольфа Келлера,
захваченного на правом берегу Днепра,

28, 88; отлел

держку.

- Рост преступности среди ‘молодежи в Германии

‚ Ограбление Франции гитлеровцами :

as oa

‚ ПОСЛЕДСТВИЯ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ В ТУРЦИИ

ana справок-—-л06. 1-18; вам.
пропаганды — Д 1-11-15;
вздательство— начальник Д 1-12-60; бухгалтерия и отде

2 т \
КАЙ-ШИ В ЧУНЦИН
симус: Чан Кай-ши и его супруга вернулись
в Чунцин < конференции, происходившей в
Северной Африке.. .

анных в Германию советеких людей

Циничные признания немецко-фашистской газеты

чих, — пишет газета,—питает в душе глубо-
кое недоверие к нам... Поэтому ношение
опознавательного знака оказалось с само-
го начала необходимым. Это дает  воз-
можность ограничать ‘общение между во-
сточными рабочими и немцами».

Газета признает ‘далее, что насильствен-
но уведенные в Германию советские граж-
дане содержатся в концентрационных ла-
герях. «Вполне ‘целесообразным, — пишет
она, — оказалось и такое мероприятие,
как размещение восточных рабочих в ла-
терях. Таким путем удалось добиться чх
полной изоляции».

э

ПОЛОЖЕНИЕ В ДАНИИ

(ТАСС). из ‘улиц города был ранен немецкий под-

полковник,

ЛОНДОН, 2 декабря. (ТАСС). Агентство
Рейтер передает сообщение шведского ра-
дно о новых диверсионных актах в восточ-
ной части Южной Ютландии. Нарушено же-
лезнодорожное сообщение в этой части
страны. На пятя‘`станцяях взорваны склад-
ские помещения.

Шведское радио сообщило о тбм, что
гитлеровская полиция лроизводила 30 нояб-
ря. обыскя прохожих в центре Копенгапена.
Обыскивались: также пассажиры в трамваях.
Многие из них были арестованы:

_^ К ОБЯВЛЕНИЮ КОЛУМБИЕЙ ВОЙНЫ ГЕРМАНИИ

ЛОНДОН, 2 декабря. (ТАСС). Как пере-
дает корреспондент агентства Рейтер аз Бо-
готы, колумбийская конфедерация рабочих
опубликовала маняфест в связи с об’явле-
нием Колумбией войны Терманни. В этом
манафесте конфедерация призывает рабочих
усилить борьбу против агентов фашистской
«пятой колонны», требует конфискации все-
го имущества, призадлежащего. странам сси»
и обещает правительству свою полную под-

что среди детей и молодежи наблюдается
внушающий опасеняя рост преступности.
Газета   об’ясняет это тём, что во время
войны. на`плечи молодежи пришлось взва-
лить работу, которая ей явно не нод силу.

¢

стали, 500.000 ToHH железной руды, 6.000
тонн злюминия, 69.000 тонн боксатов,.
30.000 тонн Лесоматериалов, 40.000 тонн
ишенацы и 46.800. голов рогатого скота.

не окончательные цифры. Район землетря-
сения, сказал он, очень обширен и схваты-
вает множество дерзьевь, из которых сведе-
вия только начали поступать. Кроме того,
на извлечение убитых и раненых чз-под
развалин потребуется ‘немало времени:

«никто не ожидал, что русские смогут так.
быстро форсировать такую широкую реку».
Своеобразным «певцом» банкротства гер-
манской оборонительной стратегии явился
сам бесноватый «фюрер». Крах этой стра-
тегии достаточно красноречиво иллюстри-
рует сопоставление. двух заявлений Гитле-
ра, хронологически отделенных друг от
друга менее чем одним” месяцем.
«Никогда, — хьастливо говорил этот го-
ре-полководец, — не удастся сломить тот,
выкованный германским тылом и скреп-
ленный геройством ‘и кровью наших сол-
лат, стальной обруч, который  ограждает
империю».
Это было сказано 10 октября 1943 года,
А 8 ноября в речи, произнесенной в Мюн-
хене, Гитлер, говоря о «тягчайших испы-
таниях», которые он собирается обрушить
на германский народ, вынужден был от-
крыто признать возможность перенесения
войны Ha о германскую территорию.
«Пусть, — заявил он, — каждый немец
помнит о. том, что мы < самого начала
предполагали, что нам придется вести вой-
ну. на германской территории».
Пресловутый гитлеровский «стальной об*
руч» не явился тем волшебным «кольшом
Нибелунгов», которое. сулило своему обла-
дателю чудодейственную мощь. С ‘каж:
дым днем этот «обруч» дает все более уг-
режающие трещины. Героическая Красная

Армия сметает преграды, ‘возведенные
германской оборонительной ° техникой и
немецкими войсками, Генерал Дитмар с

анекдотическим упорством продолжает на-
зывать зв своих обзорах Восточный фронт:
«прикрывающим щитом», но теперь уже
даже самые тупоголовые верноподданные
Гитлера видят, что этот «шит» _ глубоко
изборожден ударами меча Красной Армии
и что гитлеровскую оборонительную стра-
тегию постигла не менее плачевная участь,
чем его авантюристическую  наступатель-
ную стратегию.

В. КРАМЕР. °

релактора-—лоб, 1-72;

отдел парт oun

ийно-комеомольской
л подписки-—лоб. 25

Их цель заключается
онию Bcex остро-
которые: она захвати-
начала первой ми-
ив том, чтобы все
Япония отторгла У
Манчжурия, Фор-
ыли 303“
республике. Япония
будет также изгнана со всех других Tep-
риторий, которые она захватила при помо-
езультате своей алчности,
державы,
ре-
Корея стала
свободной и независимой. Имея в виду эти
цели, три союзника, в согласии с теми из
Об’единенных наций, которые’ находятся в,
состоянии войны < Японией, будут продол-
жать вести серьезные. и длительные опе-
рации, необходимые для TOTO, чтобы обес-

3 декабря 1943 г., № 285 (1543)
ae а

Н

овый материал

для судовых
подшипнинов

На собрании Филадельфийской секции
Общества корабельных и ‘морских инжене
ров США был сделан доклад об использо-
вании в качестве’ антифрикционного мате.
риала для корабелиных дейдвудных под.
шипников особой пластической массы «М
карта» вместо обычно применяемого для
этой цели тропического дерева бакаут, Для
советского фабта этот доклад также пред.
ставляет интерес. Как известно, ба.
каут прекрасно работает в воде,
например, в подшипняках гребных валов; в
насосах_и т. д›‘без применения каких-либо
смазочных материалов. Поэтому бакаут ие.
заменим в тех случаях, когда по условиям
эксплоатации к трущимся поверхностях
нельзя подводить смазки, а приходится
лишь ограничиваться охлаждением их во
non.

В докладе, сделанном представителем
крупной американской фирмы Вестингауз,
‘было указано, что опыты по применению
«мткарты» были начаты ‘еще в 1936 году
на судне грузопод’емностью в 22.000 тонн,
совершавшем рейсы между Балтиморой в
Вальпарайзо (Чили). ,

Подшипники из «микарты» были постав
лены параллелыно с бакаутовыми подшит-
виками.. По истечении трехлетней экспло-
атации обоих материалов было установлено,
что микартовый подшипник износулся на
1,125 мм, а бакаутовый—на 9 мм; кроме то.
го, вал, проходящий через. бакаутовый под.
шипник, изкосился на 8—5 мм.

Проведенные опыты облегчили  внедре.
ние «микарты» в судостроеняи в качестве
антифрикционного материала. В настоящее
время более 500’ торговых и,300 военных
кораблей флота США имеет дейдвудные
подшицникя из «микарты». В число ука’
занных военных кораблей входят следую:
щие: охотники за подводными лодками,
минные заградители, эскортные корабл,
буксиры, спасательные суда и различные
вспомогательные корабли, В докладе ие
расшифровывается точный состав чмикар
ты», Указывается лишь, что она представ
ляет собою отдельные ‘слои бумаги иля
ткани, пропитанные искусственной смолой,
положенные друг на друга и прессованные
под горячим прессом. Очевидно, в качест,
ве искусственной смолы применяется фе
нольная смола, известпая под названнем
бакелит.

В докладе о «микарте» было отмечено,
что коэфициент трения этой пластмассы
‚для малых окружных скоростей несколько
выше, чем у бакелита. Однако коэфициен
ты трения ‘этих материалов становятся
равными при скорости в 609 фут.!мин, ина
больших скоростях пластмасса дает более
низкий коэфициент трения. Разбухание
«микарты» вводе меньше, чему бакаута, в
практически прекращается через 48 часов
после погружения в воду. у

В США подшипники из «микарты» упот.
ребляются для палубных лебедок, якорных
шиилей и насосов,

Кроме использования «микарты» для
этих целей, она применяется для изготов
леняя насосных клапанов и поршневых ко-
лец в насосах всех типов, где устойчивость
этой пластмассы к истиранию и химическая
стойкость особенно важны,

Кроме ‘того, из «микарты» изготовляют
подкладки под моторные рамы в целях
уменьшения вибрации. и шума,

Из «микарты» изготовляют. бесшумвые
шестерни, детали телеграфа, электрические
распределительные щиты и тому подобны
детали.

СБ. АРХАНГЕЛЬСКИЙ,

БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ

ЮГОСЛАВСКИХ ПАРТИЗАН

ЖЕНЕВА, 2 декабря. (ТАСС). Как с
общают из Югославия, в Санджаке про’
должаются упорные бои между партизан:
скими частями и гатлеровскими оккупан’
тамя. Особенно упорные бои происходят
У Приеполье‘и Бродарева. В Восточной
Боснаи глтлеровским войскам удалось про’
рваться в город Вареш, но партизанские
части в короткой стычке разгромили про
тивника и снова заняли город. В Цен
тральной Боснии войска оккупантов на
ходящиеся в Травнике, пытаются пробить
ся на освобожденную от оккупантов тер:
риторию:

Партизанские части разрушали 20 ки
лометров железнодорожного полотна Ha
лании Вировитица — Джурлжевац. В Car
вонии партизаны уничтожили 2 танка, ис:
требили больше 30 вражеских солдат в
захватили 2’ручных пулемета, около 20
винтовок и взяли несколько солдат в
плен. Протявник занял маленький остров
Улян у побережья Северной Далмации;

eae

ВОИНА HA ТИХОМ ОКЕАНЕ

ЛОНДОН, 2 декабря. (ТАСС). Штаб об
диненного командования вооруженными си:
лами союзников в юго-западной части Тихо-
го океана сообщает, что 2’декабря военные
корабли союзников обстреляли Маданг (Но-
вая Гвинея) и японскую авиабазу в Гасмата
(Новая Британия). Авяация союзников ата-
ковала и вероятно повредила японский эс
манец. Во время налета на гавань
Алексяса (Новая Гвинея) и па pation
бухты Императрицы Августы (остров Бугейе
виль) самолеты ‘союзняков сбросили 146 тони
бомб. Соединения тяжелых разведыватель“
ных самолетов союзников подвергли бомбар-
дировке японские сооружения на островах
Адмиралтейства (севернее Новой Гвинея) и

японские позиции на полуос