Лев СЛАВИН
рутылка
; Анна Дмитриевна Орлова-Семашко,

старая актрисз не у дел, получила талон на
молоко. Она взволнованно сунула его в
сумку я крупными шагама пошла no Hes-
скому, высоко подняв свое доброе  воин-
ственное лицо. :
Тогда в Jlenwurpame ye было не
голодно. Но все же ни Анна Дматраевна,
ни внучка ее Ниночка не вадели молока
целый год, с самого вачала осады.
Кренко пряжимая к себе сумку с тало-
ном, Авна Дмитриевна шагала по Невскому,
машинально придерживаясь правой стороны,
по ее мнению, более безопасной, мимо Ка-
занского собора. мамо обгорелого Гостиного
двора, мямо Александринского теагра, где
некогла она потрясала сердца ‘зрителей в

«Фелре» Расяна и в «Страхе» Афиногено-
ва.

— Завтра с утра пойлем получать, —
заявила Анна Дмитрчевна, праля домой.

Она бегала по комнате и совала талон
то в ящик комода, то обратно в сумку. то
за поргрет покойного нинсчкиного папы,
висевший над диваном, — счастливое юное
ляно под черным шлемом танкиста.

Ниночка молча следила за бабумкой
серьезными глазами. Это была маленькая,
аккуратная девочка с тугой косичкой, пря-
мо торчавшей над затылком Ей было пять
с половиной лет: Но она пережала ленин-
градскую зиму, и это сделало Ниночку
практичной, как мать семейства.

Овна. конечно, слышала, что на свете
есть молоко, но ве помнала, какой оно
имеет вкус. Она целыми днями играла _в
скакалку и в классы на широком безлюд-
ном асфальте Лаговки и умела почти бе-
зсшибочно определять по звуку калибры
пролетающах снарядов.

Утром они быстро напилясь черного ко-
фе и побежали в молочный магазин. Он
помешался на Сенной площади, и от Ли-
говка им пришлось итти довольно долго.

Нс приятно было ати по  утреннему
сентябрьскому Ленинграду. Улицы были
такие свежие и чистые — ве то что зимой
Весело звенеля трамзаи. В вышине успо-
коительно мурлыкали самолеты, охраняв-
шие Ленинград. А на углу Невского и
улицы Марата пожилая любезная женщи-
на продавала клюквенный морс.

В Саду Пнонеров они немного отдохну-
ла на скамье под деревом. Сад был пус-
тынен. Только вдали на другой скамье
сидела девушка в форме бойца войск свя-
за и читала газету «Смена». Старенький
саловник поливал Из лейки газоны На них
росли вперемежку георгины и капуста. До-
рожки, посыпанные желтым песком, были
опрягны, чуть влажны. За  леревянным
летним театром был ваден большой холм,
поросший травой, `Ниночка знала, что в
глубине холма спрятан от воздушных
бомб чугунный конь с Аничкина моста.
Ниночка с любопытством смотрела Ha
холм. Ей казалось занятным, что конь ска-
чет под землей. Из летнего театра доно-
силась разрозненные звуки оркестра. Там
репетироваля оперетту «Цыганский ба-
pon». Какая-то певица упорно повторяла

несколько нот, валторна басисто прочищала  :

свое густое медное горло,
среди листвы, росы я солнечных пятен
повисали несколько нзобыкновенно  чис-
THX звуков, которые флейта  вылувала
своим нежным костяным голоском И было
так покойно в Ленинтрале в этот ясный
оссннай день. И даже маленькае облачка
зенитных разрывов на восточном склоне не-
ба выглядели мирно и почти красиво.

Девушка-боец сложила газету ‘я пошла
к воротам, поглядывая на небо Ояа про-
шла мимо бабушки и Ниночкя, обдав ах
на секунлу запахом кожи, меди и духов.

— Когда я вырасту, — сказала Ниноч-
ка, —я буду бойцом. :

— Что ты говоришь такое! — сказала
бабушка. встрененувшись.—Когла ты вы-
растешь, война давно уже кончится. Ты
булешь артисткой как твоя бабуля и как
твоя покойная мамочка.

ий временами

— Артисткой тоже хорошо быть, —
солидно согласилась Наночка.
Все же ona посмотрела с завистью

вслед левушке-бойпу.

ОтдохнувТи снн пошли дальше По ло-
роге бабушка то и лело раскрывала сумку
и нашупывала драгоценный талон. :

У молочного магазина была порядочная
счередь. Позали бабушки а Ниночки сто-
ял пленистый crapHx в мягкой шляпе a
осеннем, когдато хорошем пальто, до-
вольно приличный в общем на вид, но ка-
кой-то ворчливый Он все жаловался на
TecHOTY и всякий раз при этом толкал
Анну Дмитриевну. Она попросила его
отодвинуться,

— Накто вас не толкает!—немелленно
закричал старик, вндимо, обралованный
тем, что вачанаегся ссора и ему не булет
так скучно стоять в очерели. — Нет ху-
же, чем попасть рядом бог знает с кем. -

— Гражданин, я актриса. :

— Aatpucal — насмешливо сказал ста-
рик. — Трагическая!

Женшина в пенене и в платке, стояв-
шая позади старика, тоже засмеялась.

— Ла, я была трагаческой актрисой, —
повторила старуха грустно. ;

Она порылась в своей обширной a sce
еще крепкой актерской памяти и торжест-
венно произнесла в старинной благозвуч-
ной манере:

— «Что пользы нам желать и все же-
лать? Где ж тот покой, венеш желаний
жарких?.» Вот вы смеетесь, а бойцы в
госпитале аплоларовали, когда я чатала
им монолог леди Макбет. Помнишь, Ни-
ночка?

Нивочка выдвинулась из-за бабушкиной
спаны и обстоятельно об’яснала старику,
что нечего смеяться нал бабушкой. но-
тому что бабушкин сын, а ее папа, погиб
ва войне, а мама, если хотите звать, умер-
ла зимой от голода, а браташка Коля убит
снарядом на улине Союза Связи,

— Бабушка послала его на почтамт от-
правать письмо папсчке. A там попал
снаряд, прямо, в мостовую. И Колечку
подбросало вверх. Знаете, там арка, вер-
но видели, ляля? Так Колечку ударило в
арку: И ов упал с разбитой головой, с со-
вершенно разбитой головой, Мы его звае-
те, дядя, как узнали? Только’ во руке, по-
тому что в вей было нисьмо к папочке.
Ужас, правда?

Ворчливый старик молча смотрел на де-

вочку которая говорила ему все это своим.

звонким, толковым голоском, Потом он по-
рылся в кармане, вынул шоколадную кон-
фету и дал ce Нинозке. Конфета оказа-

лась из картофельной муки, но ничего,
довольно сладкая:

‚ Немцы начали свой ежедневный  ар-
тиллерийский обстрел города. Анна

Издатель: НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ
ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА СССР.

TM40544 ©

Дмитриевна пражалась к стене
стиснула ниночкину руку.

— Не бойся, бабушка, — сказала Ни-

и крепко

ночка, — раз мы слышим жужжание, зна--

чит снаряд уже пролетел,
— Вспомните, что вы Ленинградка,
сказал старак ободряюще, — и плюньте
ва нах. как я плюю.
И он действительно плюнул на тротуар:
Обстрел продолжался часа три, и только
к вечеру бабушка а Ниночка получили, на-

‚конец, свое молоко. д

Усталые, но довольные они пошли до-
мой,

Уже темнело. Был самый нежный час
сумерек. Стали видней обочины тротуаров,
вымазанные белилама. В переулки запол-
зала чернота Но в небе и на верхнях эта-
жах еще мерцало золото невидного солн-
па. Улаца Третьего Июля была совсем
безлюдной. Только на перекрестках мо-
ряки в грубых парусиновых робах выкла-
дывали в Окнах кирпичные бойницы.

У Банковского мостика старуха и де-
вочка прасели отдохнуть.

— Бабушка, давай посмотрим на мо-
локо. Бабушка заворчала, но вынула бу-
тылку, Ей и самой хотелось посмотреть:
Она полняла бутылку вверх. Они молча
смотрели на волшебную жидкость, TAXO
и тяжело качавшуюся в толстом стекле.
 И огромные вадменные грифоны с брон-
зовыми крыльями и’с пелями в зубах,
садевшие по краям ‚мостика, тоже смотре-
ла ка молоко, и, казалось, в их чугунном
взгляде была зависть.

Потом они поднялись и пошли по мос-
тику. Их опрокинутые тела проплыли в
канале. Черная с золотом вода была
неподвижна, и в ней отразилась даже тор-
чашая косичка Ниночки.

Она шли медленно’ и осторожно. Ближе

к Невскому стало больше народу. На пе-
рекрестках  девушки-малиционеры уже
зажгли свои разноцветные огоньки, похо-
жие на фонарики гномов. Грохнули три
орулийных выстрела один за другим. Анна
Дмитриевза вздрогнула.

— Нет, это наши, это с
сказала Няночка небрежно.

На Невском они долго стояли; пропуская
пятнистые фронтовые машаны, потому что
бабушка боялась попасть под машину и
разбить бутылку,

В этот час на Невсксм было много
народу. больше, чем всегда. Люди бежала
куда-то, слышны были крик: «Вон они,
видишь?», «Ой как  много!>, «Где-где?»,
«Да вон, не видашь, их ведут сюда!»

Бабушка крепко прижала бутылку.

кораблей —

— Что это? — сказала она недовольно.
— Пленных ведут! — крикнул кто-то,
пробегая

— Ой, бабушка, посмотрим пленных,—
сказала Ниночка-

— Нет, нет, нам надо домой...

— Но мне хочется.

— Наяночка, пожалуйста, без капризов
Я и так устала. И ничего интересного в
этих пленных нет. Люди, как люди.

Бабушка покрепче стиснула нивочкиву
ручку. готовясь перебежать через мссто-
вую. Но было поздно. Колонна пленных
поровнялась с ними. Теперь надо было
ждать, пока она вся пройдет.

Пленных было много. Большаянство ax
были старые солдаты, завоеватели Hopse-
гии, Франции, Крита. Они шли по четыре
в ряд и по правычке старослужащах ша-
тали в ногу и держали равнение Несколь-
ко красноармейцев с автоматами в руках
конвоировали их.

Поначалу бабушка не смотрела на плен-
вых, а нетерпеливо ждала, пока они прой-
дуг. А она все шли и шли, и от нечего
делать бабушка стала смотреть на них.

Немны были в серых, грязноватых на
вид пилотках. Одеты они быля в недлин-
ные мышино-серые куртки. Некоторые бы-
ли подпоясаны, другие нет. На правой сто-
роне груди над кармашком у них был нашит
белый одноглавый орел. Орел держал в
когтях свастаку.

Увилев свастику, бабушка  взволнова-
лась, Только сейчас она как слелует поня-
ла, что, перед ней немпы, те самые немцы--
враги, фашисты. С тревожным любопытсг-
BOM оча стала вглядываться в них, стара-
лась заглянуть им в глаза, увидеть их
выражение, цвет.

Рядом с ней на обочинах тротуара стоя-
ля ленинградские люди и тоже молча
смотрели на проходящих немцев.

Ниночка начего ве вилела, потому что
взрослые своими сгромвыми спанами за-
слонялз мостовую. Там были еше пети, и
взрослые выдванули их вперед.

— Бабушка, я чичего не вижу! — кри-
чала Ниночка,
Но топог немецких сапог заглушал

звонкий ее голосок. И бабушка не слыша-
ла ее ‘и даже словно забыла о ней, хотя
продолжала держать в руке своей начоч-
кину руку, а в другой. бутылку с молоком.

Рялом с Анной Дмитряевной стоял мо-
ряк. Он казался Ниночке горой. Внезап-
во гора шевельнулась, и девочка увидела
над собой болышое румяное лицо, подчерк-
вутое штрихами тельняшки.

— Где твой папа, дятя? — сказала гора.
— Погиб на фронте, — быстро сказала
Нанозка.

Через секунду она оказалась высоко над
телпой. Моряк, взявший ее на руки, крик-
нул:

— Эй, впереди, посторонись, Дай пос-
мотреть ребенку. Пусть ребенок увидит
убийц своего балькз: -

Оказавшись ва плече у моряка. Наночка
довольно засмеялась: ага, она вилит нем-
цев лучше всех! Бабушка попрежнему
стояла рядом и держала ниночкану! ру-
ку. А немцы все шли и шла. Вначале все
они казались Анне ДЛмигриевне одинако-
выми Потом она стала находить в них
различие.

Олдчи шагали, опустив голову и ва на
что не гляля. Но бабушка подметила, зто
иногда на короткую секунду они BAY
полымали голову, быстрым взглядом ‘обе-
гали -дома, людей и снова потупляля
глаза.

Другие шли с неопушенной головой, Но
и ‘эти избегали встречаться взглядом 3
людьми, а смотрели прямо перед собой в
небо или в затылок впереди здущего, и
бабушка не могла понять, что выражали их
неподвижные, словно заволокнутые лица.

А люди. стоя шпалерами по тротуарам.
продолжали молча смотреть на’ немцев, и
под грузом этих ленанградских взглядов
немцы сгибались все больше. Некоторые
из них с непонятной  старательностью
громко отбивали шаг и широко махала ру-
кама. как на параде.

В толпе послышались возглазы
за все время:

— Попали, наконец, в Ленинград...

впервые

АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВА:
релакции — Д 1-08-08; Bam. OTB.

т ===
Е

Тона отогревала Ниночку и Колю

секретаря —
доб. 8; вностравный отдел-доб. 1-15, 1-35; сектор писем--лоб.

РАССКАЗ

олока

— Фриц, посмотри на меня! Не бойся,
не трону...

— Ну и рожа.,

— Хотела прогуляться
Bor — гуляйте.

Но большинство молчали. И эти были,
наверное, самые страшные для немцев.
Молчалая женщины. Молчала Анна Дмит-
‚ риевна. Она все старалась и не могла уви-
‘деть глаза немцев. Ей казалось, что, пой:
май она взгляд хоть одного чз них, она
поймет что-то главное, сокровенное. «Еели
‚бы я увидела в глазах хоть одного из

BEX раскаяние, — думала ова, -- али хотя

по Невскому?

бы просго стыд, кажется. я готова была ‚ ЮЗНИКОВ обстреляли

бы простить их всех...» И она’ заранее.
умилялась себе самой и жадно водала
глазами по немцам.

Колонна пленных в этот момент остано-
вилась. Видимо, что-то преградило ей
путь: Пленные неловко топтались с ноги
на ногу, испытывая тягостное ошущение
от того, что они стоят и их можно свобод-

; рассматривать.

Это были немцы, заурялные немцы, бе-
лобрысые и черные, брюхастые и тошие,
всякие там галантерейные приказчики из
Дюссельдорфа и Берлина, фрейбургскяе
пивные официанты, строительные подряд-
чики из Глогау и прочий немецкай люд из
Гессена, Брауншвейга, Силезии, Ганновера
й со всей остальной Германии.

Одно было в нах обшим — какая-то де-
ревянность, шарнирность, словно все под-
вижное и вольное, что ‘есть в человеке,
управлялось изнутри каждого немца ка-
KHM-TO блестяшам,  быстробегушим и

и механязмом. Попрежнему все они
тщательно прятали свои глаза, как неряха,
попавший в общество опрятных людей,
стесняясь, прячег свои грязные руки.

В это время немецкие батареи начали
сбстрел Ленинграда. Снарялы  завазжали
над Невским и ударили гдетто  нелалеко.
По колонне немцев пробежало движение-
Некоторые прасели. Другие испуганно ша-
рахнулясь. Кое-кто лег’ наземь. Конвойные
прикрикнули на них.

Ленинградцы, стоявшие на панелях Нев-
ского, не шевельнулясь: Они продолжали
молча созерцать немцев. Смотрела на нах
и Анна Дмитриевна. Она влруг вспомнила
другой немецкий снаряд, тот, что прошлой-
осенью влетел в детский дом на Вазалеев-
ском острове. И еще один, вломившяйся в.
трамвай возле плошади Труда. И о том,
что площадь Труда в Ленинграде называют
площадью смерти, — так сильно изрыта
она снарядами и бомбами. Воспомянания
внезапно нахлынули на нее при виде плен-
ного немецкого войска, что топало перед
ней по Невскому в этот светлый сумереч-
вый час. 3

Ниночка с удивлением посмотрела на ба-
бушку. Анна Дмитриевна, сама того не за-
мечая, больно сгискивала ей руку.

Она вспомнила госпиталь, где она недав-
но давала концерт. Там лежала раненые без
носов, губ и ушей. И другой госпиталь,
переполненный несчастными, которых эти
немцы искалечили на всю жизнь. Она
вспомнила ямы в Кингисеппе, заваленные
еврейскими трупами, и длинную, по-немецки
ровную аллею виселац в Детском Селе.
‘Она вспомнила пронлогодний суп из ду-
ренлы, от которого вылезали зубы, и как

теплом
своего старого тела. Она застонала, вспом-
нив раздробленную колину голову. Ona
вспомнила немецкую листовку: <... Пятого
й шестого будем бомбить, седьмого будете
хоронить.» И она хоронила. Всю зиму.
Весь год. Всю семью. Она только и пела-
ла, что хоронила Родных. Друзей. Знако-
мых. Соседей. Немцы только и делали
что убивали, а она только и делала, что
хоронила. М вот эти немны сейчас идут
перед ней

Да. Анна Дматриевна все знала про нем-
цев. Она только никогда не видела их. И
вот сейчас она вилат их, наконец.

И вдруг Анна Дмитряевна встрегилась
глазами с одним из них. Столкновение
взглядов было до того неожиданным, что
‘старуха пошатнулась Поначалу она аспы-
‘тала счастливое ошушение рыболова, кото-
рому после долгой бесплодной ловли, нако-
Hell, удалось извлечь добычу. На нее в упор
смотрел немец... Ни в лице его, ни в теле
не было начего чевормального. Но взгляд.

Он выхолил из двух шелей, поросших бе-
лесоватым мхом и окруженных вялой кожей
распутника Линяло-зеленая радужная 0бо-
лочка не достигала век. Выше и наже ее
полоски белка шмыгали с шулерской жи-
востью_ Все было застлано стеклянным не
живым блеском, который происходит обыз-
но ог бессоннии или наркоза М всматриваясь
в Эти глаза с груствым изумлевием, Анна
Дмитриевна постепевно увидела в НИХ
столькс жестокости и бесстыдства, что она
задрожала и отвернулась. Немец ухмыль-
нулся, Видимо, волнение старухи ему поль-
стило.

Бывают минуты такого сердечного и УМ-
ственного просветления, когда вся жизнь
с ослепительной ясностью вмешается в од-
но мгновение. Анна Дмитриевна обвела
взглядюм ленянградцев, стоявших рядом с
ней. Среда них было много нестарых. Среди
нестарых было много седых.

Ona рванула воротгик своей старенькой
мантильй Ей трудно было дышать.

Она еше раз взглянула на немца. И он
смотрел на нее, ухмыляясь, и в мохнатевь-
ких глазах его стоял все тот же зеленый,
не стыдящийся себя срам.

Анна Дмитриевна вырвала свою руку 13
руки Ниночки и ворвалась в колонну нем-
цев. Прежле чем смогли удержать ее, она
замахнула рукой. В руке у нее была бутыл-
ка с молоком. Сразмаху она опустила ее,
как дубинку. на немца с бесстыдными гла-
зами. Он выругался и присел Молоко и
кровь смешались. Автоматчики
к старой актрисе и оттащиали ее.

жж

Было уже совсем темно. Две фигуры двя-
гались по улице. На тротуарах звенели ша-
ги патрулей В небе над недалеким фронтом
взлетали ракеты то грозльями, то поодиноч-
ке, зеленые, красные, белые,

Вышла луна. Она осветила тихие лома и
сонную девочку на руках матроса, и его мо-
гучие ‘плечи, и высокую согнувшуюся фигу-
ру старухи. и окутала их своим нежным
золотым дымом,

Бабушка попрежнему в одной руке дер-

‚ гитлеровцы вновь увеличали

Первое заседание Консультативного Совета
_ по вопросам Италии

АЛЖИР, 1 декабря. (ТАСС). (Задержано
доставкой). Вчера состоялось первое засе-
дание Консультативного Совета по вопросам
Италии, посвященное в основном организа-
ционным вопросам Совет заслушал, <006-
шения начальника штаба генерала Эйзенха-
уэра — генерал-майора Смита и генерала
Noumea о положении в Италяи,

На первом заседании Совета председа-

тельствовал Рене Массигли, представля-

Комитета

ющий Французский Комитет Национального
Освобождения. В

дальнейшем на заседаниях

Консультативного Совета по вопросам и _
nun будут поочередно пе
вать представитель А. Я. a ae
ский, представитель Великобритания Aa
рольд Макмиллан, представитель о
берт Мэрфи и представитель Французско

Национального Освобождения

Рене Массикли.

Военные действия в Италии

ЛОНДОН, 3 декабря. (ТАСС). Штаб
войск союзников в Северной Африке сооб-
шает, что в ночь на 1 декабря эсминцы со-
Дурацно (албанское
побережье). В результате обстрела возник

большой пожар. Береговые батареи про-
тивника отвечали неточным огнем,
На адраатическом побережье Италии

войска союзников осуществили дальнейшее
продзижение по направлению к Сан Вито
Клетино. Несмотря на отчаянное сопротив-
ление противника с подготовленных пози-
ний и предпринятые им контратаки, занят
пункт Кастель-Френтано. Части американ-
ской 5-й армии осуществали продвижение
в одном из районов.

Как установлено, в результате вчерашне-
ro налета самолетов союзников Ha базу
подводных лодок и суда противника в Мар-
сельской гавана намеченные об’екты пора-
жены бомбами. Авиация союзников совер-
знила также налет на сортировочную стан-
цию в Больцано (Италия). Средние бомбар-
дировщикя атаковали железнодорожный
мост в Кьети Самолеты союзников продол-
жали оказывать подлержку наземным вой-
скам, бомбардируя позиции. коммуникации

й скопления мототранспорта
районах военных действий. Легкяе бомбар-

германских

-проявляют партизаны в районах

противника B

дировшики атаковали’ неприятельские суда
у югославского’ побережья. Прошлой ночью
ночные бомбардировшики сбросиля бомбы
на железнодорожный узел Ареццо (Ита-
лия). Во время этих операций уничтожено
17 вражеских самолетов. Авиация союзнА-
ков потеряла 8 машин.

БОИ МЕЖДУ ИТАЛЬЯНСКИМИ
ПАРТИЗАНАМИ” И ГИТЛЕРОВСКИМИ
ЧАСТЯМИ

ЛОНДОН, 3 декабря. (ТАСС).
пондент агентства Рейтер передает
Стокгольма, что, по сведениям, полученным
с итальянской границы, итальянскае парти-
заны ведут бои с двухтысячным отрядом
войск в районе озера Лаго-
Маджоре. Действия гитлеровцев поддержи-
ваются пикирующимя бомбардировщикамя.
Оккупационные власти об’явили, что будут
расстреливать каждого партизана, который
будет взят в плея. Большую активность

Коррес-

ции, Турина и Милана.

ОБОСТРЕНИЕ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКОГО КРИЗИСА В РУМЫНИИ

Рост антигерманских и антивоенных настроений

СТАМБУЛ, 3 декабря. (ТАСС). Румын-
ские газеты бьют тревогу по поводу ширэ-
кого распросгранения в стране антивоенных
и антигерманских настроений. Газета «10-
рунка времий» всяческа убеждает население
относиться лойяльно к немцам и «поекло-
вяться перед каждым германским солдатом,
погибающим ка Восточном фронте». Однако
эти призывы не оказывают никакого воз-
действия на настроения населеная. Об этом
свидетельствует недавнее выступление в
Бухаресте бывшего румынского министра
пропаганды Крайника с докладом, в кото-
ром эн жаловался на саботаж правитель-
ственных мероприятий и враждебное отно-
шеняе населения к германским солдатам.
Многие румыны, — сказал он, — «прокла-
вают войну и произносят по адресу немец-
ких солдат непристойные слова».

Газета «Курентул» с тревогой отмечает
широкое распространение в стране «вредных
слухов» и заявляет, что опасность состоит
не только в том, что развелось слишком
много «распространателей слухов», но м в
том, что имеется еше большее число людей,
веряших этим слухам. «Отсутствие чувства
национальной солидарности, — сокрушает-
ся автор статьи, — усугубляет тяжелые

‚ испытаняя, которым подвергается страна».

_ Как уже сообщалось. румынские власти
уже приняли ряд полицейских мер с целью

пресечь «нежелательные разговоры на улн-

цах, в кафе, ресторанах и учреждениях».

Было опубликовано специальное распоря-
жение, согласно которому полиция ежед-

‚ невно производит облавы на улицах и в до-

мах и арестовывает «подозрительных лиц».

Недавно полиция опубляковала новый
приказ, которым фактически устанавливает-
ся полицейский надзор за каждым город-
ским жителем. Согласно этому приказу, в
каждый дом назначается швейцар, проян-
структированный полицией и являющийся
ее агентом. В обязанности этих швейцаров
вменено «наблюдение за поведением жиль-
исв дома и установленче контроля за по-
сещением дома посторонними лацамн». Все
швёйпары получили право в нужных слу-

‚ чаях действовать от имени полицчи.

В последнее время полицейскае власти
Бухареста особенно усерлетвуют в розыс-
ках распространителей нелегальной лите-
ратуры. Румынские газеты отмечают ряд
фактов, когда распространением этой лите-
ратуры занимаются люди, выдающие себя
за продавцов газет. В связи с этим власта
излали приказ, согласно которому продав-

цы газет обязаны носить специальную фор-

му. В приказе говорится, что нарушителя
этого правила будут приговариваться к
принудительным работам.

~

УЖАСЫ ГИТЛЕРОВСКОГО КОНЦЕНТРАЦИОННОГО ЛАГЕРЯ

В БЕЛЬГИИ

ЛОНДОН, 3 декабря. (ТАСС). Лондон-
ское радио сообщает, что гитлеровцы уст“
роили в старой бельгайской крепости Вран-
дан, между Брюсселем и Антверпеном,
концентрационный лагерь. снискавший себе
еще более мрачную азвестность, чем из-
вестный ковцентрапионный лагерь Дахау в
Германии. - Е: :

Одан бельгийский профессор. которому
удалось бежать из заключения и добраться
до Лонддна, ссылаясь на заявления лиц,
побывавшах в заключении в Бранланском
лагере, заявил, что заключенные там HOA-
вергаются неслыханным издевательствам.
Заключенные разметены в сыпых казематах
по 40 человек в каждом. В лагере имеются

застенкия, куда сажают за малейшую про-

винность. Многие проводят в этих застен-
ках по нескольку месяцев подряд, причем
их выпускают из этих застенков лашь раз
в день на 10 минут, предварительно завя-
зывая им глаза. Эсэсовцы заставляют зак-

1 люченных заниматься тяжелой, но совер-

шенно. бесполезной работой, например пере-
таскиванием земли с одного. мбста Ha дру-
гое. Гатлеровские палачи подвергают свои
жертвы ужасающим пыткам, Часто заклю-
ченных сажают в Колодец и заставляют
работать там насосом по многу часов’ без
перерыва. Если у заключенного иссякают
силы и он недостаточно энергично работает,
уровень воды в колодне повышается, и за-
ключенный гибнет. .

НЕУРОКАЙ. В. ФИНЛЯНДИИ

\ СТОКГОЛЬМ, 3 декабря. (ТАСС). Фин- головой отчет сельскохозяйственного де-

ские газеты отмечают, что, несмотря на ряд
экстренных мер. проведенных в свое время
властями с целью увеличения в текушем
голу урожая. было собрано в нынешнем го-
ду зерновых, картофеля и других. культур

меньше, чем в прошлом голу. Газета «Суо-

мен сосиалалемокраатти» пишет, что слиш-
ком обальные и затяжные дожди замедлили
созревание хлебов, сделали урожай веров-
ным что в свою очередь сильно затруднило
уборочные работы. Газета отмечает также,

что качествс зерна в этом году значитель-

но ниже, чем в прошлом голу. Ссылаясь на

трав и картофеля

партамента, газета пишет, что проведенной
властями провёркой установлено прораста-
ние зерна как на поле, так и при сушке.

; Можно считать несомненным. пишет газета,

что вследствие ухудшения качества зерна
качество хлеба и припек в нынешнем году
будут значательно ниже нормы. Газета от-
мечает также снижение урожая кормовых
й признает в заключе-
нае, что нынешний неурожай тяжело отра-
зится на продовольственном положении
страны.

АНТИГЕРМАНСКИЕ ДИВЕРСИИ ВО ФРАНПИИ

PABAT, 3 декабря. (ТАСС). Рабатское

радио сообщает, чго в Монбельяре (лепар-

тамент Ду), где французские патряоты вы-

вели на-днях из строя завод, работавший
на Германию, в результате поджога вспых-
вул пожар на складах. с продовольствием,
конфискованным оккупантами. На  пред-
приятиях в промышленном городе Бельфоре
(близ швейцарской гравацы) происходит
вепрерывное снижение ‘пролукции, хотя
продолжи-
тельность рабочего дня. Снижение продук-
сии является результатом тсго, что рабо-
чие всячески саботируют не желая рабо-
тать на немцев. Гестапо о ваправило на
прелприятая своих шпиков аз числа фран-
цузских прислужников оккупантов. Однако

полбежаля 05 этом. стало известно рабочим. и вскоре

гестаповские агенты получали предупреж-

—==

бонский

шиэйгед Пресс сообщает, что, по сведениям
лавалевской

дение о том что она поплатятся жизнью за
доносы на рабочих. :

В Гренобле после целого ряда крушений
поездов на железнодорожной линии, веду-
шей в эгот город, оккупационные власти
проазвели новые массовые аресты. В
тюрьмы брошены тысячи жателей горо

6 1 те: да.

НЬЮ. ЙОРК, 3 декабря. (ТАСС). Лисса-

корреспондент, агентства Acco-

печати, на прошлой неделе
французские партизаны совершили нападе-
ная на помещения лавалевских властей в
22 городах департамента Соммы. Во время
этих налетов 26 ноября было убито 9 ла-
валевских чиновников. Близ города Аннеси
(Верхняя Савойя) произошла стычка между
партизанами и ‘поляцейскими. `10 полицей-
ских были убиты.

Боевые действия югославских партизан

ЖЕНЕВА, 3 декабря (ТАСС). Как сооб-
мают аз Югославии, партязанские части
продолжают вести упорные оборонитель-
ные бои в Санджаке. В Словевий партизан-
ские части в результаге боев, проасходив-
ших с 7 по 21 ноября. заняли 12 вражеских
укрепленных пунктов и ведут успешные
оборонительные бои близ Чатежа и Стач-
вы. В этих боях гитлеровские оккупанты
потеряла 1.200 солдат и офицеров убятыми

и более 2.000 раненымя. Партизаны захва-`

жала ручку Ниночки, а в другой обломок  тили 4 тяжелых миномета, 13 станковых и

боржомной бутылки. На дне его плескалось

немножко молока, перемешанного с битым томатов,
стеклом. Старуха бережно несла его. ста-   Уничтожены три вражеских

12 ручных пулеметов, 950 винтовок, 27 ав-
тысячи бомб и пругие трофея.
танка, две

раясь не разлить И было так спокойно в бронемашины, 36 грузовиков. Партизанские

эту ночь в Ленинграде.

Москва. Сущевская ул., 21. Коммутатор редакоив Д 3-20-00 ло Д 8-20-08 Телефоны:

отдез боевых действий флота — 5
23; отдел оформленая—до0б. 1-18: библиотевы. —лоб. i а

Типография’ «Красное Звамя», Сущевская, 21,

Д 11282 в коммутатор, поб. 20;

части атаковала немецкий гарнизон в Мок-

для еправок-—доб.
сропагаады — Jl 1-11-45;
издательство-- начальник Д 1-12-60; бухг:

роноге и после короткой схватки заняли

этот пункт,

В Герцеговине один партизанский отряд
провел ряд успешных операций на железно-

Мостар. Раз
$ ру-
шена одна железнодорожная станция и т

протяжении

дорожной линяи Сараево—

лезнодорожное полотно
нескольких ‘сот метров. Кроме того, уничто-

жено 2 паровоза и 1? вагонов.

по’ линии Сараево — Мост
HO. eRe:

Ha

Партизаны заня
ный пункт Вит
Партизанские
Турополья, -
HOH и железной дороге

части, оперирующае

1-13; вам,

отдел партийно-ком
fe сомоль
алтерия и отдел п вов

из

Флорен-

Движенае
остановле-

заняли вражеский укреплен-
чца, взяли пленных и трофеи.

близ
взорвали все мосты на шоссей-

Загреб—Белград,

редактора—доб. 1-72; отв,

одписки—лоб. 25 и Д 1-62-21.

(1544)

4 лекабря 1943 г., №

Занрытие сессии
совета ЮНРРА

АТЛАНТИК-СИТИ. 1 декабря, (Спецг
корр. ТАСС), Председатель сессии сове»
та ЮНРРА. (администрация помощи и
восстановления Об’единенных _ лаций)

Ачесон представал 97 ноября отчет ко-
митета по вопросам финансов и снабже-
ния В отчете сообщается © назначении
представителей „СССР, США, Англий и
Китая членами вновь созданного комите-
та по вопросам снабжения и членами ко.
митета по контролю над финансами, Чле»
нами комитета по вопросам снабжения

назначены также представителя Канады,
Австралаи, Бельгии, Бразилии, Француз.
ского’ Комитета Национального Освобож:
дения, Голландли и Новой Зеландии.

26 ноября комитет по организационным
я административным ‹ вопросам одобрил
отчет подкомитета о создания при совете
ЮНРРА европейского и дальневосточно-
го региональных комитетов. Решено, что
европейский комитет будет состоять из
членов совета — представителей Англии,
СССР. США, Бельгяи, Чехословакии,
Французского Комитета Национального
Освобождения, Греции, Норвегия, Гол.
ландии, Исландии, Люксембурга, Юго:
славяи, Польши, Бразилии и Канады,

Комитет по выработке методов оказз-
ния помощи и восстановления 26 ноября
одобрил доклад. подкомитета,  занимаю-
шегося вопросами о переселенцах.

29 ноября после почти  трехнедельной
работы сессия совета ЮНРРА закончила
организацию ЮНРРА и _сформуларовала
основные принципы деятельности по ока“
заняю помощи и восстановлению Об’еди-
ненных наций. Сессия совета закончила
также разработку организационных во.
просов, одобрила доклады всех комите-
тов и окончательные документы,  содер-
жЖащие различные резолюции, кратко из-
лагающие политику ЮНРРА.

На заключительной пресс-конференции
Ачесон заявил, что ЮНРРА приступат к
своей деятельности через 2—3 месяца.

30 ноября постоянные комитеты
ЮНРРА—европейский региональный ко.
митет,  дальневосточный региональный
комитет, комитет по вопросам снабжения
и комитет финансового контроля избрали
своих председателей и  вице-председате“
лей.

1 декабря сессия совета ЮНРРА
кончила свою работу. Перед
сессии состоялось пленарное
совета, на котором выступили
ный даректор ЮНРРА Лимэн, делегат
CCEP Ceprees, Англии — Льевеллан,
СПТА — Ачесон и ряд других, Они пол-
черкнули, что взаимное понимание и ‘со
трудничество, которымя отличалась pa
бота сессии совета. свидетельствуют 0
стремлении Об’единенных наций  сотруд-
ничать друг с другом в деле осуществле»
ния задач, связанных с оказанием помо:
щи и восстановлением.

НАЛЕТ АНГЛИЙСКИХ
САМОЛЕТОВ НА БЕРЛИН

ЛОНДОН. 3 декабря. (ТАСС). Как со-
общает английское министерство авиации,
в ночь на 3 декабря крупные соеданения
английских бомбардировщиков совершили
налет на Берлин. Возникли большие пожа-
ры, столбы дыма поднимались на большую
высоту. Самолеты «Москито» атаковали
об’екты в Западной Германии.

Из этих операций не вернулся 41
лет.

за-
закрытием
заседание

гёнераль-

само-

ВОЙНА НА ТИХОМ ОКЕАНЕ

об’ единенного командования вооруженными
силами союзников в юго-западной части
Тихого океана сообщает, что соединения
ночных разведывательных самолетов союз-
ников в районе Кавиенга (Новая Ирландая)
атаковали‘ два японских эсминца и боль:
шой танкер, который загорелся; кроме того
было сброшено 10 тоня бомб на грузовэй
транспорт, который вскоре затовул.

Соединения тяжелых бомбардировщаков
в сопровожденил истребигелей атаковали
яповские главные склады в Уэйгейке (Но-
вая Гвинея). сбросив на об’екты !1!1 тонн
бомб. Из 40 японских самолегов, пыгаз-
шихся помешать действиям сямолетов CO-
юзников <бито 10 и один самолег, вероят-
но, поврежден. В районе Торокана (остров
Бугенвиль) части наземных войск союзни*
ков ночью проникли в расположение япон-
цев и уничтожили большое количество ар
тияллерийских орудий и другого вооруже-
ния. ‘

Торпедоносцы и пикирующее бомбарди:
ровшики атаковали японские позицаи в бух
те Тонолей и Баллале (остров Вугенвиль),

ЛОНДОН, 3 декабря. (ТАСС). Как со-
общает корреспондент агентства Рейтер из
Вашингтона, морское министерство США
сб’явало сегодня о том. что, по предварн-
тельным данным, во время десачтных опе-
раций на островах Гилберта СИА потеря:
ли: на островах Тарава — убитыми 1,025
человек, о ранеными —- 2.557; на островах
Макин — убитыми 65 человек, оанеными —
121; на острове Апамама — убитыми   п
ранеными — 2 человека,

Присоелинение Боливии

к лекларации 0б‘единенных наций

НЬЮ-ЙОРК, 3 декабря. (ТАСС), По со:
общению корреспондента агентства Ассо-
шиэйтед Пресс из Ла-Паса (Боливия), б0-
ливииская палата депутатов одобрила ре-
шеняе о присоединенаи Боливии к декла*
рании Об’единенных наций. Президент Бо-
ливии Пеньяранда подписал эту деклара-
цию несколько месяцев тому назад во врс-
мя своей поездки в. Вашингтон,

nate ee,

ПОСЛЕДСТВИЯ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ
В ТУРЦИИ

АНКАРА, 3 декабря. (ТАСС). Офицааль-
но сообщается, что число убитых и ране“
ных в результате землетрясения состав“
ляет, по данным на   декабря, 7000 человек,

— Ы=—=—«З—-—-—— et
300 ТЫСЯЧ МЕХАНИЗАТОРОВ
СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

В средних числах декабря во всех обла
стях, краях и республиках начинают рабо
тать школы механизации сельского хозяй”
ства. В течение зимы в пих будет подго-
товлено свыше 300 тысяч  трактористов,
комбайнеров, механиков, бригадиров трак
торных бригад, шоферов и других специй“
листов. Трактористов для МТС и совхозов
будет выпушено около. 180 тысяч, комбай-
неров — 42,5 тысячи, помощников комбай“
неров — более 46 тысяч. Помимо этого, ка
двухмесячных курсах при МТС будет про

зедена переподготовка 100 тысяч трактори
стов и 20 тысяч комбайнеров.

(ТАСС).

Ответственный редактор
Й, МУСЬЯКОВ.

секретарь
работы —

==

>=