Два года назад на советско-германском
фронте произошло решающее военное с0-
бытие, изменившее ход войны в нашу
пользу. Это военное событие иностранные
обозреватели окрестили «чудом нод Моек-
вой», а мы его называем «разгромом He-

мецких войск под Москвой». Победе
Брасной Армии над гитлеровцами в этой
великой битве предшествовала длительная
и упорная борьба.

_ 16 ноября 1941 г. началось второе ге-
неральное наступление немцев на Москву.
Огромные силы в составе 51 дивизии, из
них 13 танковых и 5 моторизованных,
были двинуты на советскую столицу. Враг
намеревался обойти Москву с севера и
эта двумя сильными танковыми группи-
ровками, ведя с фронта наступле пе-
хотными соединениями, разбить противо-
стоящие войска Красной Армии и овла-
деть столицей концентрическими ударами.
Таким образом, немцы хотели устроить
нам под Москвой грандиозные мото-меха-
низированные «Канны». Это был план
опытного и искусного хищника, отре-
мившегося к быстрым успехам и мечтав-
шего захватить своей грабъармией огром-
ный город_ с большими  богатетвами. С
захвалом Москвы гитлеровцы связывали
вопрос о быстром окончании войны на
Востоке.

Преодолевая мужественное сопротив-
ление наших войск Западного фронта, не-
мецкие полчища постепенно  продвига-
лись вперед. Соотношение сил было не в
нашу пользу; в количестве танков немцы.
превосходили нас в два с половиной ра-
за. В ожесточенных боях с немецко-фа-
шиетскими захватчиками части Красной
Армии сдерживали их натиск, наносили
им тяжелые потери, выигрывали время,
необходимое для организации отпора.

В непосредственном тылу сражающих-
ся войск Западного фронта была Москва.
Советская столица активно участвовала,
в борьбе с немецкими захватчиками, да-
вая на фронт людей, технику, помогая
всей своей мощной организацией. В холод
и слякоть женщины, старики, подростки
рыли окопы, противотанковые рвы, устра-
ивали заграждения, опоясывали родной
город линиями мощных укрепаений. Про-
тивовоздушная оборона города и сами
москвичи успешно боролись с налетами
фашистской авиации и быстро ликвиди-
ровали их последствия.

@ северо-запада двигалась на Москву
паиболее сильная танковая группировка,
поддержанная пехотными дивизиями. От-
теснив наши части за Волгу севернее
Московского моря и прикрывшись этими
водными рубежами на своем левом флан-
те, немцы повели наступление на Елин,
Солнечногорск, Истру, Звенигород. Про-
тивостоящие им войска Красной Армии
под командованием генералов Рокос60в-
ского и Говорова оказывали упорное 60-
противление, переходили в контратаки,
но под натиском превосходящих но чис-
ленности и технике сил врага вынуждены
были отходить от рубежа к рубежу, из-
малывая противника и нанося ему тяже-
лые потери. Особенно напряженные бои
происходили в районе Елина 20—24 но-
ября, а также у г. Истра и Истринского
водохранилища 21—27 ноября.

На южном крыле Западного фропта од-
новременно протекала упорная борьба в
Тульском районе. Вторая немецкая танко-
вая армия под командованием генерала
Гудериана, подкрепленная двумя пехот-
ными корпусами, безуспешно пыталась
овладеть Тулой. Фронтальные атаки на
город и попытки взять его обходом 6 се-
веро-залада из района Алекеина были от-
ражены. Вооруженные рабочие Тулы и
войска, оборонявшие подступы в городу,
проявили высокое мужество и военное
искусство. Потеряв время в бесплодных
атаках и понеся серьезный урон, немец-
кое командование решило обойти Тулу ©
востока. Немецкой танковой армии уда-
ихея OoeB

Все ближе Москва. В глубоком онегу
деревни, перелески, позяны. Шютая сту:
жа. Скрипят колеса вагонов. Безостано-
вочно мчатся эшелоны — туда, где ре”
шаетея судьба столицы, где гремит wer
стокий многонедельный Ooi.

Наступал час великого контрудара.
Созданные в глубине страны стратегиче-
ские резервы выходили на боевые рубежи.
Вместе с нимр двигались на фронт брига-
IB морской пехоты.

Прорыв противника создал угрозу важ-
нейшему железнодорожному уззу—Ряж-
ску. На пути к Москве одна из морских
бригад под командованием полковника
Молева получает боевое крещение. Ей
приказано повернуть на Ряжск и выбить
немцев из Скопина.

Быстро выгружаются моряки из ваго-
нов. Отоюда по заснеженным, труднопро-
ходимым дорогам начался страдный 60е-
вой путь бригады.

Весь день моряки ведут бой за Скопин.
В безудержном порыве прямо © хода
бригада опрокидывает немцев и прочно
закрепляется в освобожденном городе.
Немцы пытаются снова захватить Ско-
пин, но тщетно, моряков им отсюда He
выбить; моряки не сдают завоеванных
позиций, они стоят насмерть.

Вот наконец и Подмосковье. В дыму
пожаров деревни. Везде обугленные осто-
вы домов. Враг — в Солнечногорске, в
Яхроме. Одна за другой выгружаются из
этелонов бригады морекой пехоты и
вотупают в бой. Большое доверие оказало
командование морякам, бросив их на ре-
шающие участки северо-западных подету-
пов Е столице.

Трудную задачу получает бригада пол-
совника Молева: взаимодействуя со
стрелковой дивизией — прорвать оборону
немцев в районе деревни и совхоза, Op-
ловка. Отеюда ведет дорога на Клин —
зажнейший узел немецкой обороны,

Издатель:
ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА

1 M40545

НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ
СССР.

: >
Генерал-лейтенант Е. ШИЛОВСКИЙ
=

овладеть Сталиногорском, выйти в район
Венев — Михайлов и направить крупную
танковую группировку в тыл Туле © севе-
ро-востока, отрезая и окружая ев. Мото-
механизированные немецкие части двига-
лись также на Каширу и в сторону Ряза-
ни. Создалось очень трудное и острое по-
ложение.

Но защитники советской столицы в ва-
мые тревожные дни не дротнули, но по-
теряли веры в свои силы. Ови знали,
что товарищ Сталин в Моськве, слышали

с Красной площади сто слова, полные

уверенности в нашей окончательной 100e-

де.
К началу декабря великая битва под
Москвой развернулась во всем своем гран-
хиозном масштабе на фронте в 350 кило-
метров и достигла наивысшего напряже-
 вия. Северная ударная группировка нем-
цев, тесня правое крыло Запалного фрон-
та, продвинулась вперед на 90 километ-
ров, вышла к каналу Мбспва-— Волга се-
вернее столицы и далее на линию Красная
Поляна Крюково и севернее Эвенигоро-
да. До Москвы оставалось по кратчайно-
му направлению всего 25 километров. Но
врагу не удалось разбить здесь наши ча-
сти п образовать оперативный прорыв.
Ничто не могло сломить сурового муже-
ства Красной Армии. Попрежнему дорогу
т Москву преграждал фронт наших
доблестных войск, понесших потери, но
тотовых до конца отстаивать советскую
землю.

В центре на Наро-Фоминском и Можай-

ском направлениях немепкие пехотные.

дивизни при поддержке танков атаковали
ваши позиции на реке Наре. Фашистским
танкам и пехоте удалось прорваться через
оборону и проникнуть в наше расголо-
жение на глубину 25 километров. Но по-
дошедшими резервами прорвавшиеся ча-
сти были уничтожены и положение здесь
восстановлено.

Пока развертывались эти упорные бои
в Подмосковье, Верховное Главнокоман-
лование Красной Армин осуществляло
свой замечательный контрманевр. Ста-
линский план разгрома немцев  пред-
усматривал сосредоточение крупных т.
зервов к Москве и расположение их 38
обоими нашими флангами, вне танкового
кольца, которым враг хотел охватить
столицу. В удобный момент эти резервы,
вместе с войсками, сражавшимися на
фронте, должны были внезапно перейти в
наступление и концентрическими ударами
разгромить зарвавшегося врага. Это был
смелый и мудрый план нашего Верховного
Тлавнокомандующего. Замысел и план
товарища Сталина нашли талантливое осу-
ществление на Западном фронте под
командованием тенерала армии (ныне
Маршала Советского Союза) тов. ihy-
ROB.   -

В начале декабря Западный фронт,
усиленный резервами Верховного Главно-
командования, располагая уже  превос-
ходством в силах над ослабленными дли-
тельной борьбой немецкими войсками.
Гитлеровское командование, вытянув свои
дивизии в линию, упрямо гнало их вие-
ред, не имея уже резервов и делая пос-
ледние усилия для захвата Москвы. 066
фланговые ударные группировки немцев
глубоко вдавилиеь в наше расположение
и оказались  охваченными советскими
войсками.

6 декабря войска Красной Армии по
приказу товарища Сталина перешли в ре-
птительное контрнаступление против не-
мецких фланговых группировок. События
развертывались очень быстро. На правом
крыле наши войска под командованием
генералов Лелюшенко, Кузнецова, Рокос-
совского и Говорова наступали на немцев,
оказавшихся в оперативном «мешке», ©

Е ee ee

3. ФАЗИН..
<

В кровопролитном бою при штурме

сильно укрепленной высоты 220 близ де-
ревни геройски гибнет полковник Молев,
сам поведший бойцов в атаку. Немцы
контратакуют, дерутся с бешенством от-
чаяния. \^

Ночью отряд  автоматчиков-моряков,
поддержанный стрелковыми ротами, вры-

вается на высоту 220. Сраженный вра-

жеской пулей, падает на окровавленный
снег военком Панкратов. Огонь против-
ника все сильнее хлещет по рядам Ha-
ступающих моряков. Вместо погибшего
военкома командование отрядом тут же в
бою принимает старшина 1-й статьи Бра-
THE. Ho вот и Брагин, подрезанный вра-
жеской пулей, зашаталея, тяжело рухнул
на скат высоты. В эту трудную минуту
наступающие слышат зычную команду
краснофлотца Свиридова:

o Tpynnoi комавдую я! Вперед, брат-
Bal., :

Стремительный бросок... Высота взята.
Путь на Блин открыт!..

eee

Недалеко от Москвы, в деревне Белый
Раст укрепились немцы. Это важный ру-
беж, выбить врага отсюда нужно во что
бы то ни стало. Наметив прорвать здесь
линию обороны немцев, командова-
ние фронта бросает сюда моряков брига-
ды полковника Чистякова.

Всего несколько дней назад высади-
лась эта бригада из железнодорожного
эшелона. После долгого пути как-то cpa-
зу надвинулся Загорск. Отсюда моряки
походным порядком двинулись на боевые
рубежи. В’ лесу, недалеко от Белого Ра-
ста — первая вотреча в разведкой прэ-
ТИВНИКА.

АДРЕО РЕДАКПИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВА:
релакции -- Д 1-08-13; вам.

’ севера, востока и юго-востока. В упорных
боях севернее Клина, на канале Москва—
Bosra, в районе Красной Поляны, у
Крюкова и в других местах сопротивление
врага было сломлено, и фашисты стали
в беспорядке отступать. Bexope наши ча-
ети уже окружали Влин и заходили в тыл
немцам. Дорога от Клина в сторону Во-
локоламска была забита  ототупавшими
колоннами немецких войск, автомобилей
и обозов. На них обрушила свои удары
наша авиация и нанесла врагу тяжелые
потери. Немцы пытались задержаться па
‚ рубеже Истринского водохранилища, по-
` дорвали лед, минировали подступы, орга-
низовали сильную огневую оборону.
Несмотря на трудные условия, части
Красной Армии форсировали эту водную
преграду и обошли ее с севера и юга. Враг
стал поспешно отступать в западном на-
правлении, пытаясь найти удобный 0б9-
ронительный рубеж.
На южном крыле немецкий  брониро-
‚ ВАННЫЙ «клин» также попал в подготов-
  зенные для него русские советские «кле-
щи», откуда смог вырваться лишь с не-
малым трудом и © большими потерями.
Хотя немцы вышли своей танковой груп-
пировкой в тыл Туле, перехватили желез-
ную дорогу и шоссе на Москву, город
стойко держался. От Ваширы появился
и нанее удар на юг 1-Й гвардейский кава-
херийский корпус генерала Белова. Or
Рязани  развертывалиеь и двинулись
вперед, выходя во фланг и тыл врагу,
свежие войска генерала Голикова. Тула
также активизируется, и защищавитие ее
чаети генерала Болдина начинают yrpo-
жать флангу и тылу фашистских войск,
проникших в район севернее города. Вто-
‚рая немецкая танковая армия оказалась
B полуокружении и вынуждена была сиа-
саться путем поспешного  ототупления,
бросая автомашины, орудия, танки и
другое военное имущество. Сам Гудериан
со штабом едва избежал пленения,

Преследование разбитых и ототупав-
ших немецких войск непрерывно продол-
жалось на всем фронте. Наше правое
крыло выходило к линии рек Ламы и Ру-
зы. На юге наши части в конце декабря
уже форсировали реку Оку между Калу-
той и Велевом и развивали наступление
на большую глубину: -

За период нашего контрнаступления ©
6 по 25 декабря 1941 года войсками

ну» были похоронены.

местах наглядно показывают,

Бападного фронта было захвачено: танков

1098, орудий 1434, пулеметов 1615, ав-
томашин 12.233 и много другого военного
имущества.
и обмороженных немцев
операции огромно;

отступление из-под Москвы и последовав-
ue затем зимние операции 1941—42 го-

а!
7 Политические и стратегические послед-
ствия победы под Москвой очень веливи.
Произошел перелом ‘кампании 1941 года
в благоприятную для нас сторону. lipac-
кая Армия перешла от стратегическом
обороны к стратегическому наступлению.
Надежды немцев на «молниеносную вой-
Миф о. «непобеди-
мости» немецкой армии был окончатель-
но рассеян, и в последующем гитлеровцы
неоднократно и жестоко были биты нами.
Москва была освобождена от непосредот-
венной угрозы о стороны врага. B cypo-
вую зиму 1941—42 г. Красная Армия,
развивая наступление, отбросила немец-
тие войска на запад местами бодее чем
на 400 километров.

Операдии в стиле нашей Московской
битвы 1941 года, связанные © переходом
в решительное контрнаступление 10620
отхода, являются наиболее трудными и
сложными. Нужно все время чувствовать
пульс боя и уловить благоприятный м0-
мент для перехода от обороны в контр-
наступление. Военная‘ история  показы-
вает, что только мужественные, стонвие
войска и большие полководцы снособны
осуществить такие крутые повороты, до-
биться коренного перелома обстановки в
свою пользу и разгромить зарвавиегося
врага. Величие духа, искусство и страте-
тическая мудрость нашего Верховного
Тлавнокомандующего, непреклонная во-
я к победе всего советокого народа,
упорство и беззаветное мужество наших
воинов обусловили налгу победу в этом
важнейшем сражении первого года Ве-
ликой отечественной войны.

И сегодня мы с чувством законной гор-
гости вопоминаем великую битву под
Москвой и оглядываемея Ha славный
путь, пройденный Красной Армией и всем
советским народом под руководством
великого Сталина за два года, истекшие
после Московской операции. Победы под
Сталинградом, у Курского выступа, под
Киевом, Смоленском и во многих других
что день
натей окончательной победы над немец-
ко-фашистокими захватчиками  прибаи-
жается. sil

Количество убитых, раненых
в Московевой

оно составляет сотни
пысяч человек. Памятны будут фрицам

таймс» из

В деревне Белый Раст, Краснополянского района, Московской области, военные мо-
ряки воздвигли памятник своим товарищам павшим в боях за Москву. На снимке:

группа краснофлотцев у памятника героям боев за столицу. Фото А. Левицкого.

отв. секретаря —
лоб. 8 ввостравный отлел—лоб. 1-15, 1.35; сектор писем

Медленно проходит декабрьская ночь.
Еше затемно бригада начинает атаку Бе-
того Раста. Взять эту деревню — значит
создать для немцев серьезную угрозу на
Рогачевском шоссе, по которому идет все
питание боеприпасами частей противни-
ка, обороняющих Красную Поляну —
важный узел его обороны. Немцы пони-
мают это и стремятся любой ценой удер-
жать за собой Белый Раст. Небольшая де-
ревня становится ареной жестоких CXBa-
ток. Они длятся нееколько дней, В один
из этих дней немцам удается окружить
небольшую горетку моряков во главе ©
комиссаром Дуклером.

Небольшой деревянный домик. На гор-
сточку моряков, укрывшуюся в этом до-
мике, для начала выпускаются два
танка. За танками делает быстрые пере-
бежки вемецкая пехота...

В домике вместе е т. Дуклером 28 че-
ловека. Все — моряки. В утреннем бою
коммунисты и комсомольцы бригады шли
в первых рядах. На войне быстро распо-
знаешь человека. В молодом  комиссаре
моряки чувствуют надежного друга, уме-
лого и храброго командира. По его при-
казанию лейтенант Амоналадзе и еще
два краснофлотца уходят в деревню Ky-
зяево доложить командованию бригады ©
положении и разведанных силах немцев
в Белом Расте. Затем комиссар органи-
зует круговую оборону — бойцы зани-
мают позиции у всех щелей и окон. При-
близившиеся немецкие танки неожиданно
встречают губительный огонь. Гитлеров-
цы торопливо поворачивают обратно. На

истоптанном снегу остаются лежать де:
сятки ‘немцев. Советские морякй выдер-
жали единоборство с немецкими танками.

На рассвете 6 декабря — в историче-
евий день перехода в наступление намих
войск по всему фронту — в Белый Рает
ворвались советские танки.

Москва. Сушевская ул., 21. Коммутатор редакпии Д 3-2
Tl 1-12-62 и коммутатор. поб. 20; отпел боевых Гоа ны:
—n06. 23: отдел оформления—1поб. 1-18; Oidgnorena.— moa:

_ ROBa,

Первый успех. Первые трофеи. По Бе-
лому Расту ходят бойцы бригады Чистя-
деловито подочитывают трофеи.
Уцелевшие жители деревни Белый Раст
помогают бойцам. Бережно несут к
братской могиле тела павших на боевом
посту...

Бригада, не задерживаясь, устремляет=
ся дальше — гналь ненавиетного немца,
гнать безостановочно на запад... Вомис-
сар Дуклер дает себе слово при первой
возможности вернуться в Белый, Раст и
поставить памятник на могилу товари-
шей, павших в бою за Белый Раст...

жих

- Вместе с частями Красной Армии, уме-

10 взаимодействуя с ними, без передыш-
Ей движется на запад и ‘морская брига-
да. полковника  Безверхова.
_ Пройдена Яхрома. Взяты в жестоких
боях сильно укрепленные немцами насе-
ленные пункты Языково, Гончарово, Бо-
рисов, Сокольниково. В foax за эти
пункты отборная немецкая часть, стре-
мившаяся окружить Москву © севера, по-
лучила от бригады полковника Безверхо-
ва сокрушительные удары.

Впереди своего батальона капитан Го-
як первым врывается в деревню Тимо-
ново. Без умолку строчат немецкие пу-
‘леметы. Головная рота залегла, это задер-
щит действия других рот. Капитан Голяк
‘подбирается к окну подвала и двумя гра-
 натами затыкает глотку немецким пуле-
‘метам. Тотчас же роты поднялись с лихим
матросским «ура» в атаку. В дыму раз-

‘рывов они проносятся мимо упавшего у
‘окна подвала капитана. Но он еще жив и
‘бегущие мимо бойцы слышат ero

прел-
смертные слова:

— Двигаться вперед!.. Вперед!..

И бригада шла вперед. С 10 по 15 де-
кабря велед за Тимоново были освобож-

`дены деревни Субботино, Возино, Голов-
ково. Мартыново, Шапкино. Bee

Это —
памятные вехи в неудержимом движении

бригады на Волоколамек. Только за пер-

вую половину декабря моряки отбили у

поб. 39, 88; отдел

для еправок—доб. 1-78; вам.
¢ сропаганды — Il 1-11-45;
13; издательство— начальник Д 1-15-60; бух

Типография «Красное Звамя», Сущевская, 21

=—=——

Б декабря 1948. a

Военные дей

ЛОНДОН, 4 декабря. (ТАСС). В сводке
штаба войск союзников В Северной. Афри-
ке сообщается, ‘что на. фронте 5-й армии
начато наступление против подготовленных
позиний врага в горах Центральной Ита
nen, Наступление началось после ожесто-
ченного концентрированного артиллерий-
ского огня, блестяше поддержанного с воз-
духа. Заняты важные высоты; В некоторых
местах линия фронта продвинулась
на две мили. Наступление продолжается.
На фронте 8-й армии войсками союзников
заняты города Трельо, Ланчаво и Орсонья.

] Продвижение продолжается при упорном

сопротивлении врага. Несмотря на много“
численные вражеские мины, войска союзни-
ков продвигаются вдоль прибрежной доро-
ги к Сан-Вито.

Налет англи

ЛОНДОН, 4 декабря. (ТАСС). Как пере-
дает агентство Рейтер, в Лондоне офици-
ально об’явлено, что. в Ночь Ha 4 декабря
английские бомбардировщики совершили
крупный
влечения истреби
ка одновременно
Берлин.

На

тельной авиации противни-
был предпринят налет на

Лейпциг, являющийся одним из
крупнейших промышленных городов тайма
нии, было сброшено 1500 тонн крупны
фугасных и зажигательных бомб. Предва-
рительные сообщения показывают, что на-
‘лет был весьма коннцентрированным и YC
пешным.

Одновременно продолжалась установка
мин во вражеских водах.

РЕЗУЛЬТАТЫ
подводных ло
ЛОНДОН, 4 декабря. (ТАСС).  Спе-

циальный корреспондент агентства Рейтер
при 1итабе союзников в Северной Афраке
сообщает, что американские бомбардиров-
шики «Летающая крепость», совершив-
шие 9 декабря налет на базу германских
подводных лодок в Марселе, нанесли тя-
желый ушерб строящимся германским
полводным лодкам и одержали одну ИЗ
самых крупных воздушных побед на Сре-

вперед

налет на Лейпциг. С целью 9т-

Бомбардировке.

БОМБАРДИРОВКИ ГЕРМАНСКОЙ БАЗЫ

ствия в Италии

Тяжелые бомбардировщики  военно-воз:
душных сил Северо-Западной Африки ата.
ковали 3 декабря аэродром в Казале, Срет.
ние бомбардировщики и более легкие са:
молеты проявили большую активность пад
районом боев; их взаимодействие с войска:
ми было чрезвычайно эффективным, Пр-
изошло несколько воздушных боев.

В ночь на 3 декабря легкие бомбардиров.
щики атаковали порты в Далмации и коу.
муникации в Италии, В этих и других ода.
рациях было уничтожено 1! вражеских
самолетов. Союзники потеряли один само.

лет. Вечером 2 декабря вражеские CaMone.

ты атаковали район Бари. Был причине =

некоторый ущерб и были‘ жертвы,

йпциг И Берлин

подверглись также вражеские аэродромы

в большом районе. Из всех этях операцай
не возвратились на свои базы 24 бомбарди.
ровщика и один истребитель.

ЛОНДОН, 4 декабря. (ТАСС), Как пе.
редает агентство Рейтер, в Лондоне офици.
ально об’явлено о том, что, несмотря на со-
противлевие ночных истребителей протав-
ника, охранявшах Берлин, английские тя.
желые бомбардировщики сбросили на город
в ночь на 3 декабря свыше 1.500 тонн бомб,
Подробные сообщения еще He получены,
но известно, что бомбардировщики уначто-
жили 3 германских истребителя, Бомбарди:

ровке подверглись новые об’екты в Берля.

———

некой авиации на Ле

не.

ДОК В МАРСЕЛЕ

диземном море за многие месяцы. Bows
бардировщики и сопровождавшие их ист.
ребители «Лайтнинг» сбили 1!  герма
ских истребителей и, возможно, уничтожи
ли еще 6. Ни немецкие истребители, в
интенсивный огонь зенитной артиллеран
не смогли помешать успеху налета, Фот.
графии показывают, что большинство
бомб попало в самый центр недавно по
строенной стоянка подводных лодок.

ПОТЕРИ АРМИЙ И ФЛОТА США, ВОЙНА НА ТИХОМ ОКЕАНЕ

(ТАСС). Как
корреспондент
военны

_ НЬЮ-ЙОРК, 4 декабря.
передает вашингтонский
агентства Ассошиэйтед Пресс,

министр США Стимсон сообщил, что аме-
риканская ‘армия потеряла до 15 ноября
этого года. 14.321 человек убитыми,

32 690 — ранеными, 23.417 — пленными и
24.490—пропавшими без вести. В эти циф-
ры включено 1.811 убитых в Италии сол-
дат американской 5-й армии. Потери в
личном составе флота, по данным морско-
то манистерства США, составляют, вклю-
чая потери морской пехоты и частей бере-
говой обороны и исключая ‘потери в боях
у островов Гилберта, 1.160 чел. убитыми,
740 — ранеными, 8.926 — пропавшими
без вести и 4.225 — пленными.

ВСТУПЛЕНИЕ В СТРОЙ БРАЗИЛЬСНОГО
ФЛОТА НОВЫХ КОРАБЛЕЙ

НЬЮ-ЙОРК, 4 декабря. (ТАСС). Как пе-
редает корреспондент газеты «Нью-Йорк
Рио-де-Жанейро 29 ноября в
строй бразильского военно-морского флота
вступили три новых эсминца водоязмещени-
ем в 1.500 тонн каждый. Кроме того, спу-
шены на воду два миноносца и сдич. истре-
битель подводных лодок. Все эти ксрабли

построены в Бразилии при участии морских

специалистов США.

Корреспондент агентства Ассошиэйтед

Пресс сообщает из Майами, что Соединен-

ные Штаты передали военно-морскому фло-
ту Бразилии истребитель подводных лодок,
Это—четырнадцатое судно, переданное Со-
единеннымя Штатами Бразилии на основе
закона о передаче взаймы ила в аренду
вооружения,

КОСТАРИКА ПРИЗНАЛА
ФРАНЦУЗСКИЙ КОМИТЕТ

НАЦИОНАЛЬНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ

НЬЮ-ЙОРК, 4 декабря. (ТАСС). Как
сообщает корреспондент агентства Юнай-
тед Пресс из Сан-Хосе (Костарика), Ко-
старика заявила о своем признании Фран-
цузского Комитета Нацаонального Осво-
бождения.

противника 25 населенных пунктов и за-
хватили при этом большие трофеи.

Рубеж реки Ламы запомнится морякам
не только жестокими боями за село Ива-
новское, но и тем, что здесь они стали
твардейцами. 27 декабря моряки узнали,
что их бригада переименована в гвар-
дейскую. В огне отечественной войны po-
дилась гвардейская морская бригада...
Моряки взломали оборону немцев на
Чаме на своем участке и погнали их
освобождая все новые и новые селения.

Неудержимо в том же направлении —
на Запад шли бригады полковника Моле-
ва и полковника Чистякова,

Большой путь прошла бригада полков-
ника Чистякова. От деревни Белый Раст
до Волоколамска в течение 13 суток мо-
ряки с боями одолели 132 километра
продвигаясь в среднем 10 километров в
сутки по глубокому снегу и бездорожью
На этом славном пути бригада освободила
от противника 54 населенных пункта и
уничтожила не менее 2.000 солдат и офи-
церов противника.

Ераснофлотец т. Шуман из бригады
которой командовал полковник Чистя-
ков, вепоминает:

— Мороз был градусов два
тридцать. Мы ae р 7 hye
снегу. Заняли огневую позицию для
стрельбы прямой наводкой и били фри-
цев так — только давай снаряды, Почти
сутки были без пищи. Но настроение
людей исключительно бодрое!.. .

Вступив в бой 1 декабря, бригада вела
непрерывные бои до января 19423 года
После боев в районе Волоколамска брига-
да прошла еще 100 километров на запа
освободила 24 населенных пункта a
чтожила до 1.500 немецких солдат и on
церов и захватила много трофеев J

В боевому счету этих
прибавить а а ‘ane Guat =
под командованием полковника Рогова ra

марша занимает она деревни Мат-
малы, Званово, Деребетово и выходит i
рубеж ррки Лама. Здесь на пути Sian
ды — серьезное препятствие: сильно

релактора—лоб. 1-72

. 1-72; отв,

Ва партайно-комсомольской
ерия и отдел подписки—ло

силами союзников

б. 25 и Д 1-62-21.

ЛОНДОН, 4 декабря. (ТАСС). Штаб об-
1 единенного . командованяя вооруженными
в юго-западной части
Тихого океана сообщает, что вчера средние
бомбардировщики авиацяя союзников про
извели ночной налет па японские об’екты Ha
островах Кай; возникли пожары и взрывы,
Ночью соединенля средних бомбардировщи.
хов атаковали японские склады в Гасмат
{Новая Британия). Последовали взрывы и
пожары. Соединения средних бомбардиров:
щяков сбросили 63 тонны бомб на японские
сооружения, На побережье залива Бори
(Новая Британия) возникли пожары,

На полуострове Хуон (Новая Гвинея)
войска союзников овладели укрепленных
пунктом японцев, расположенным между
Варео и Бонга,

В бухте Императрицы
Бугенвиль) пикирующие

Августы (остро
бомбардировщики

и торпедоносцы в сопровождении Чстребя.
телей атаковали японские артиллерийские
позиций,

ПОТОПЛЕНИЕ АМЕРИКАНСКОГО
АВИАНОСЦА

ВАШИНГТОН, 4 декабря, (ТАСС). Мор.

ское министерство США  об’явило,

японская подводная лодка торпедировала
и потопила американскай авианосец «Лис

ком Дей», участвовавший в операциях у
островов Гилберта. Это — едииственный
американский корабль,  потопленный в

сражении у островов Гилберта,

НОВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ В ЯПОНСКОМ
ВОЕННО-МОРСКОМ ФЛОТЕ

ТОКИО, 4 декабря. (ТАСС). Как пем-
даег агентство Домей Цусин, японское
морское министерство об явило 1 декаби
© назначения члена верховного военном
совета адмирала Нобутаке Кондо на пот
главнокомандующего японским флотом 1
китайских водах вместо адмирала Иссид
назначенного членом верховного военного
совета.

КСЕРКСА

укрепленный оборонительный узел 1}
тивника, Чем яростнее  сопротивляюте
немцы, тем настойчивее атаку м
бригада полковника Рогова.

На исходе  двенадцатые сутки 601,
Немцы еще держатся. Наконец, ночных
набегом автоматчиков бригады удаото
прорвать оборону немцев. 13 января №7
та деревня Малеево, 19 января — де
ня Марково, где немцы  оборонялись @
исключительным упорство»

Геройски сражался с гитлеровцами 1%
Москвой отряд моряков майора Кочети
ва. От метких залпов гвардейцев
нометчиков Кочеткова многие сотни фи
шистов нашли себе могилу в подмоски
ных снегах,

Рожденные гениальным замыслу
Сталина, как часть тех сил, которы
предотояло участвовать в разгроме Hes
Hes под Москвой морские бригады 6 wt

стью оправдали надежды своего вождя 1
полководца,
яжх

‚Белый Раст уже не та деревня, ками
ее оставили немцы в декабре 1941 rox
Зарубцевались раны, восстановлены пк
ла и фабрика, изготовлающая дал бой
варежки, снова звучат. в деревне сов»
евие песни, and

В прошлом году осенью здесь сн
ie моряки. С ними был Дувлер

держал свое слозо.
скоре в деревню моряки привел
строительный материал и начали вору’
seen памятник, А 1 ноября 1942 года?
р Pace был многолюдный митинг 3)
© открытием памятника, На м

морной доске золот:
TalMu f TOnaH
надпись: a буквами дела

«Героическим
смертью храбрых
И teeta tay при защите ри

осквы. Декабрь 1941 года».
ий забудет их подвига. №
ро oe пролилась на заснежег
amok одмосковья. Отвага рождии

у, и мы видим ее в новых подвигу

моряков на все i
ь хо wma. - i
войны, фронтах отечествений

морякам, Павии
в болях 6 но

секретарь

ет Ответственный редактор

П. МУСЬЯКОВ:

г. № 287 (1545)

чт \

a

`

и