АНГЛИЙСКАЯ ПЕЧАТЬ O КОНФЕРЕНЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

ТРЕХ СОЮЗНЫХ ДЕ

ЛОНДОН, 7 декабря. (ТАСС). Англий-
ская печать и радио широко комментаруют
декларации трех держав. Газеты подчерка-
вают, что переговоры в Тегеране пвотекали
в самой сердечной обстановке. На первых
страницах газет помешаются фотографии
руководителей трех союзных держав.

«Таймс» пишет: «Декларация, начинаю-
шаяся перечисленяем ее авторов, — прези-
дента Соединенных Штатов,  премьер-
министра Великобритании и премьера Со-
ветского Союза является настолько авто-

ратетной, насколько это возможно при’
нынешнем положенаи. дел. Ее масштабы
прелельно широки. Три лилера paceta-

лись «действительвыми друзьяма по духу
и по цели», Мир, который избавится OT,
ненависти и жестокостей нашего тяжелого
века, оглянется когла-нибуль на эту встре-!
чу. которую он будет считать этапом на

долгом пути. к умаротворенню  человече-
ства».

По мнению газеты  «Дейля мейл»,
«встреча является событием, — которого,

немпы больще всего опасались. Это видно!
по их лихорадочным попыткам  преумень-
шить ее значение. Встреча является ore
ремным шагом вперел в деле достижения
международного взаимопонамания и OCY-
шествления надежд человечества. История!
не содержат ничего похожего, и это.
тем более замечательно, если мы’
вспомним, что предшествовало этой встре-
че. На протяжении более чем 20 лет меж-
ду Россией а лвумя англо-саксонскима де-
мократиями существовала агмосфера остро-
го подозрения, а временами — почти откры- !
той враждебности. Даже товаращество по
оружию не могло в течение некоторого
временя полностью рассеять подозрение.
Но союзника нашли не только общие анте-
ресы, но и много причин для взаимного вос-
хишения, Тут была проявлена высшая
‚ степень государственной мудрости, в TO,
время как народы проявили изумительное
мужество».

«Эта война становится аной после Те-
геранской — декларации, подчеркивает
«Дейли экспресс», — не более легкой вэй-

РНАВ В ТЕГЕРАНЕ

Германии. Германия знает теперь, что у нее
нет накакой належды избежать поражения,
вызвав раскол среда союзников...».
Касаясь дёкларации трех держав, дип-
ломатический обозреватель агентства Рей-
тер Рендэл Нил указывает, что главным в
Тегеранской декларации является непоко-
лебимая уверенность в победе. В несколь-
KAX сжатых фразах Германии вынесен
смертный военный приговор, подписанный
Сталиным, „Рузвельтом и  Черчиллем.
Подпись Сталина, означающая полное одоб-
рение им английских д американсках ала-
нов сотрудничества в военных операциях с
запада и юга, вбивает последний гвоздь в
гроб похороненных надежд немцев на в0з-
можвость посеять разногласия между тре-
мя великами державами в вопросах веде-
ния войны. : т j ;

=

Политический обозреватель лондонского
радио заявляет, что «первым неизбежным
выводом, который можно сделать 43
декларации, подписанной Рузвельтом,
Сталиным и Черчиллем, является то, что
Германия и те из ее вассалов, которые
останутся ей верны, будут подвергнуты
концентрированному наступлению с трех
сторон. В этом наступленни все силы США,
Советского Союза д Великобритании будут
применены с небывалой еще мощью. Те-
геранская декларацая разбила все усилия
немецкой пропаганды поддержать иллю-
зию, что удары союзнаков уже прошли
стадию наивысшего под’ема. Теперь стало
ясно, что настоящий шторм для’ Германии
еще только. начнется. Германия ^ придется
расплачиваться за стремление сражаться
до двенадцатого часа.

Вторым выводом из декларацяи конфе-
ренция является следующий: за четыре
дня личных переговоров между руководи-
телями трех держав достигнута такая сте-
пень взаимопонимания, которая доказыва-
ет, что все усалия немецкой пропаганды
посеять рознь между союзникамя оказа-
лись напрасными. Значительные шаги впе-
ред в деле установления сотрудничества
были сделаны на предыдущих конферен-
циях, но окончательное завершеняе друж-
бы досталось на долю совещания. руково-
дителей трех держав в Тегеране. В декла-
рации говорится, что. прибыв на конферен-
цию с надеждой и решимостью, участникя
ее уехали аз Тегерана действительными
друзьями... ` -

Совешание в Тегеране заложило осно-

ву для победы и для создания нового
мара. В декларации говорится, что в обе-
спечении мяра могут участвовать все на-
нии, ненавидяшие тиранию. Союзники бу-
дут праветствовать вступление в мировую
семью народов всех таках наций. Под эти-
ми нациями декларация подразумевает да-
же бывших
страны. которые язбавятся от тирания. В
то же время в мировую семью народов не
сможет войти ни олна бывшая вражлебная
страна, а также нейтральная и даже со-
юзная, если она будет придерживаться си-
стемы правленая, отрицающей демократию
а свободу.

Тегеранская конференция рассеяла все
сомнения по поволу того, каким будет мир
в булущем, после разгрома Германии и
окончания войны. Теперь совершенно оче-
видно, что в этом мире не смогут сущест-
вовать или вновь вознакнуть империализм
или фашизм».

ной, но более пелеустремленной. которая,
не булет длиться бесконечно, до полного
истощения человечества. Язык декларации
соответствует ее историческому характеру.
В ней достаточно часто встречаются ориги-
нальные выражения Черчилля. Однако не-
которые фразы, даже в англайском вариан-.
те лекларации, свидетельствуют о русской
конструкция. Они являются отзвуком того
голоса, которым Сталин полнял народ
России на его величайшие подваги. В ней
отражается также язык и ясный ум Руз-
вельта».

Касаясь декларации об Иране, газета
пашет: «Его военные заслуги будут воз-
награжлены, а его права, как права малой,
нанаи, будут гарантированы. Гарантия яв-
ляется в нынешних условиях предельно
точной. Эта декларация есть деклараная
надежлы для малых наций и одновременно
декларация гибели для крупных агрессо-
ров»,

Газета «Ньюс кроникл», комментируя
коммюнике о конференции в Тегеране,
заявляет: «Если бы мы были немпамя, этот
локумент произвел бы на нас устрашаюшее
впечатленае. Поразительная уверенность,
звучащая в его словах, наложит, глубокий
отпечаток на моральное состояние всей

Кордялл Хэлл о совещан

ВАШИНГТОН, 7 декабря. (ТАСС). Ком-
ментируя совещание в Тегеране, госупар-`
ственный секретарь Хэлл в беседе с прек-
ставителями печати заявал: «Совешавия
руководителей правительств в Каире и Те-
геране, вполне естественно. привлекли все-
общее пристальное внимание в связи ©.
большой важностью и значением обсуждав-
шихся вопросов и принятых решений. На
обоих этих совешаниях разрабатывались
совместные военные планы уничтожения
сил держав оси на всех фровтах. Все Об’е-
диненные нации должны будут приветство-

unk в Кане и Тегеране

вать сообщения о том, что в отношении
европейского театрз достигнуто полное
соглашение как о масштабах, так в о вре-
мени операпий, которые булут предприня-
ты < востока, < запада и < юга. Эти совме-
стные планы, без сомнения, приведут к эф-
‘фективному а наиболее полному использо-
ванию боевой моши всех Об’единенных на-
ций. Совешания руководителей государств
в Каире в Тегеране еше более укрепили
дружбу и сотрудничество между нашими
соответствующими странами и обеспечива-
ют наиболее полное их сотрудничество».

реак ркостктекенеко

Бернс о тегеранской конференции.

ВАШИНГТОН, 7 декабря, (ТАСС). Ру-
коволитель управления по мобилизавий во-
енных ресурсов Барнс заявил, что конфе-
ренция в Тегеране «свидетельствует о пол-

ном единстве между союзными державами
в отношений целей ‘и планов. Она вызовет
ужас среди врагов и вселит новую надеж-

ду в сердца всех свободолюбивых народов».

‘тым руководителями трех великих держав

противников и нейтральные .

КРАСНЬ

If ФЛОТ

ОТКЛИКИ ММЕРИКАНСКОЙ ПЕЧАТИ НА КОНФЕРЕНЦИЮ

РУКОВОДИТЕЛЕЙ ТРЕХ 0003

НЬЮ-ЙОРК, 7 декабря. (ТАСС). Опуб-
ликование тегеранских деклараций вызва-
ло огромный интерес, среди американцев.

Вашингтонский корреспондент агентства
Ассошиэйтед Пресс заявляет, что ; гогла-
шение по вопросу о стратегии дает воз-
можность нанести Германии согласовангый
я окончательный удар — может быть, этой
зимой.

Некоторые официальные лица в Вашианг-
тоне, но словам корреспондента, особенно
подчеркивают, что конференция укрепила
дружественные огношення и единство меж-
ду рукогодящими союзными странами.

Вышедшие 6 декабря вечером газеты
спубликовали тегеранские декларации под
огромными. заголовками, в которых полчер-
киваются решения конференции по воен-
ным вопросам. Нью-Йоркская газета «Сэн»
поместила их под следующим заголовком:
«Тегеранская конференния  наметила. на-‘
ступление на Германию с трех сторон. Со-
юзники ударят по врагу с запала, востока
и юга». Заголовок газеты «Нью-Йорк
пост» — «Гегеранская конференция решила

НЫХ ДЕРЖАВ В ТЕГЕРАНЕ

атаковать Германию < трех фронтов». Заго:
ловок «Нью-Морк джорнэл энд амери-
кен» — «Конференция приняла  обязатель-
ство об атаке с трех фронтов. Обязалась
выиграть как войну, так измар».

Все американские радиостанции прервали
свои обычные передачи, чтобы огласить
декларации тегеранской конференция,

Вице-президент ‚США Уоллес заявил,
что тегеранское коммюнике «глубоко обра-
дует простых людей во всем мире. Оно
означает, что полная победа наступит бы-
стрее. Оно означает также, что три вели-
ких лидера полны решимости работать вме-
сте и с участием всех свободолюбивых на-
родов сделать грядущий мир действатель-
ным и прочным», —

ЛОНДОН, 7 декабря. (ТАСС). По <00б-
шению агентства Рейтер из Вашингтона,
представитель авторитетных американских
кругов заявил По поводу тегеранского
коммюнике: «В Тегеране установлены <ро-
ка для наступательных действий союзни-
ков, и теперь остается осуществить их».

Политические круги США о встрече в Тегеране

НЬЮ-ИОРК, 7 декабря. (ТАСС). Как
передает вашингтонский корреспондент
агентства Ассошиэйтед Пресс, председа-
тель палаты представителей Рейбэрн вы-
разил удозлетворение согласием, достигну-

относительно широкого плана ведения вой-
ны против Германия, а также «тем,
конференция прохолила в столь сердечной
атмосфере. Я предвижу создание лучшего
мира для всех народов».

Председатель комиссии по иностранным
делам палаты представителей Блум заявил,
что близится день, когда три страны мира
разгромят своего врага и установят мир
ва основе доброй воли. «Это—важная дек-
ларация пред^тавителей своболы, которые
находятся в олном согласии по вопросам
войны и мира Она предвещает разгром
германской военной мощи».

Лидер республиканцев в палате пред-
‘ставителей Мартин выразил удовлетворе-
ние тем, что Рузвельт, Черчилль и Сталин
«смогли встретиться и достигнуть corna-
шения о ведении коорлинированной и pe-
шительной кампании протав Гитлера. Эта
встреча ускорит день решающей победы
<оюзников». 2

Член палаты представителей
(республиканец, штат ‚ Иллинойс)
что, по его мнению, американский народ
одобрат тегеранское коммюнике. Член
конгресса демократ Рэмспек (штат Геор-
rus) заявал: «Встреча свидетельствуег :о
полном ‘единолушии трех правительств в
области ведения войны до полной победы.
Она также означает, что полное взаймопо-
нимание будет существовать в будушем и
дает возможность надеяться на ликвида-
цию войн и достижение длительного мира»:
Член комиссии по иностранным делам па-
латы представителей Итон заявил, что со-
глашение «гарантирует полное уничтоже-
ние германской военной машины, что при-
ведет к созданию нового мирового `поряд-
ка, в котоббм все люди будут свободны и.
не будут угнетаться тиранами. Рузвельт,
Черчилль и Сталин. торжественно обещали
сотрудничать лля реализации _ свободных
демократических принципов в качестве ос-_
новы нового мирового порядка». = - Е

Арендс
заявил,

ЛОНДОН, 7 декабря. (ТАСС). Штаб
об’единенного ‘командования вооруженны-
ми силами союзников в юго-западной часта
Тихого океана сообщает, что соединения
срелнах бомбардировщиков союзников ата-
коваля Каймана (голландская часть. Новой
Гвинеи), японские базы на острове: Теним-
бер; а также совершили налет на Pa-
6ayn Hes
`Бомбарлировочная и истребительная
аваация пстопила 5 японских барж с-гру-
зом и одно прибрежное судно, а также’
сильно повредила 2 другах баржи у мыса
Хоскинса (Новая Британия). Тяжелые
бомбардировшики сбросали 150 тонн бомб
на японские базы снабжения и артиллерий-
ские позиция на мысе- Глоустер. (Новая
Братания), вызвав большие взрывы и мно-

что

` Черчилль установили

` держав — «правильная декларация,

Корреспондент радиовещательной компа-
nau «Нэйшечл» сообщает из Каира, что

коммюнике конференции трех держав в

Тегеране подчеркнуло достижение соглаше-

ния об открытии второго фронта_в Европе.

Вашингтонский обозреватель этой же ком-
пании отметил, что коммюнике делает осо-
бый упор на единстве, существующем меж-
ду тремя державама, и заявил, что, как
указывают в военных кругах, хотя COl03-
вики и используют свою авиацию в макси-
мальных масштабах, тем не менее для ре-
шающего разгрома держав оси необходимы
«широкие. и многочисленные вторые фрон-

ты».

Как передает каирский корреспондент
‚агентства Ассошиэйтед Пресс, по словам
официального наблюдателя,  тегеранская
конферениия проходила в исключительно
сердечной атмосфере, Рузвельт, Сталин a
в высшей степени
дружественный контакт.

` НЬЮ-ЙОРК, 7 декабря. (ТАСС). Как
сообщает  вашингтонский корреспондент
агентства Ассошиэйтед Пресс, члены
конгресса, как республиканцы, так и демо-
краты, приветствуют декларацию трех
держав. Исполняющий обязанности лидера
республиканцев в сенате Уайт (от штата
Мэн) заявил: «Совешавие руководителей
госуларств еше более скрепяло дружбу
и сотрудничество между нашими соответ-
ствующими правительствами и обеспечива-
‚ет максамально полное сотрудничество».
Сенатор-республиканец Остин (бт штата
`Вермонт) заявил, что совещание обеспечит
‚согласованные военные удары союзников
`но Германии. Севатор Болл заявил, что

декларация трех лержав. принятая в Те-

геране. усяливает сотрудничество между
‘Советским Союзом. США и Англией, о ко-
тором уже свидетельствовали московские
соглашения. :

Сенатор-демократ Чэндлер (от Штата
Кентукки) заявал, что декларация трех
она в
весьма значительной степени будет содей-
ствовать установлевию прочного мира, ес-
‚ли все участники будут честно осуществ-

PATE ee,

Война на Тихом океане _

жество‘ пожаров, Средние бомбардировщи-
ки я истребители атаковали японские ком-
муникацяи в долине Раму (Новая Гвинея).
` На полуострове Хуон (Новая Гвинея)
наземные войска союзников, действующие
на побережье, при поддержке танков и
арталлерии продвинулись вперед.

Соединения тяжелых бомбардировщиков
сбросили 37 тонн бомб на ‘аэродром Бониса
(остров  Бугенвиль), а’ также атаковали
Каета (остров Бугенвиль). ——

Соедчнения тяжелых бомбардировщиков
союзнаков совершили налет на остров
Шортлевд. Военно-морские силы союзни-
ков успешно обстреляли прибрежные со-
оружения в бухте Шуазель (о. Шуазель).
Возникли пожары. i

8 декабря.1943 9-я en @89.1(1547)

Военные действия в Италии

ЛОНДОН, 7 декабря. (ТАСС). Шта
войск ЕТ в Северной Нея

щает, что на фронте американско р.
мии войска союзников осуществили в

‘большое продвижение в некоторых секто-
рах, заняв несколько важных nope es
некоторых секторах противник предпри ы
контратаки, добившись местного успеха, ©
был отброшен в других секторах.

На фронте английской 8-й армии силь-
ные дожди в горах мешали продвижению,
жается давление

Во всех секторах продол 1
на противника, который удерживает линию

Ортона—Орсонья—Г уардиагреле.

Вчера тяжелые бомбардировицики воет,

но-воздушных сил Северо-Западной Афр,
в Элевзие и Ка

ки атаковали аэродромы
ламакион около Афин. По предваритель,
ным  сообщелиям, бомбардировка был

очень успешной. Сбито 10 вражеских вот,
ребителей. Продолжалось  взаимодейсть
авиации с наземными войскамиг-цо в мень
шем масштабе вследствие плохой погоду,
В ночь на 6 декабря истребители-бомба,
дировщики действовали над Северно}

Италией, Не вернулись два самолета сок ;

ников.

роса SR

БОРЬБА ПАТРИОТОВ В СЕВЕРНОЙ ИТАЛИИ

ЛОНДОН, 7 декабря. (ТАСС)./ Агент-
ство Рейтер сообщает из Берна, что в
гороле Комо (Северная Италия): немцы
ввели военное положение. Жителям 3а-
прещено с наступлением темноты выходять
яз ломов. Военное положение введено
после того, как ночью 2 ‘декабря на. од-

Вт

ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ В БАС

ной из улиц города было произведено на,
падение на группу немецких офицеров,

Ha-muax немецкие военные власти аре.
стовала в Милане несколько десятков м.
лодых итальянцев за срыв <о стен фашаст.
ских плакатов и об’явлений,

ence Sr ES

СЕЙНЕ СРЕДИЗЕМНОГО МОРЯ

Операции английских подводных лодок

ское министерство информации сообщает,
что в ноябре в бассейне Средиземного мо-
ря крупных морских боев не происходило.
Военные действия на море ограничивались
нападениями на каботажное судоходство
противника, 10 ноября было потоплено
одно торговое судно противника средних
размеров. В Эгейском ‘море подводная лод-
ка союзников потопила 2 корабля среднего
тоннажа, 9 небольших торговых судна И
паром. Одно ‘крупное торговое судно. про-
тивника было торпедировано блаз Рапалло..
20 ноября истребительные самолеты союз-
ников атаковали Караван судов противника
и уничтожили большое моторное судно и
корабль охранения.

УСПЕХИ СУДОСТРОЕНИЯ

ЛОНДОН, 7 декабря. (ТАСС), Анти.
ское морское министерство сообщает, что
английские подводные лодки, действую-
шие в бассейне Средиземного моря, про,
должают операции против вражеских су.
дов. У острова Самос и близ южного по.
бережья Греции торпедарованы два гу},
зовых судна среднего тоннажа, В различ.
ных частях Эгейского моря уничтожено 14
мелких. грузовых судов, часть которых
имела на борту боеприпасы. Одна англий.
ская подводная лодка. обстреляла склады
противника на побережье острова Наксо
я потопала стоявший в бухте неприятель.
ский гидросамолет. В том же районе был ;
уничтожен шедший на буксире  пловучий
ROK,

В США

Сообщение морского министра США Hoxca

ВАШИНГТОН, 6 декабря. (ТАСС). Мор-
ской министр США Нокс сообщал  пред-
ставителям печати, что в ноябре был по-
ставлен новый рекорд судостроения. По-
строены -<уда, в большинстве военные, -06-
шим водоизмещением свыше 250 тысяч
тонн. Выпущено 12 авианосцев, Флот по-
лучил в ноябре более 2 тысяч самолетов.
Нокс ’отметал, что выпуск ‘истребителей
продолжает оставаться на высоком уров-
не, несмотря Ha TO, ITO приступлено к
строительству новых тапов истребителей,
требующих изменений в производстве.

В ноябре уделялось большое внимание
строительству авианосцев и эсминцев со-
провождения. Нокс напомнил, что в октяб-
ре прошлого года Рузвельт заявил, что
морское министерство США должно выпу-
стить в 1943 году не менее 260 эсминцев

сопровождения, Теперь эта цель дости»
нута, К концу года будет построено около
300 таких кораблей,

ВАШИНГТОН, 7. декабря. — (ТАСС,
Вице-председатель правительственной м}.
ской комиссии США контр-адмирал Ваке-
ря сообщил представителям печати, что ka
американских верфях в ноябре было по
строено 164 грузовых судна общим тонна.
жем в 1.693.000 тонн,

По словам Викери, за последние 23 we-
сяца американские верфя построяли тор
говые суда общим водоизмещениен
25.284:000 тонн, что значительно превы-
шает намеченную Рузвельтом програму),
согласно которой за два года, оканчиваю-
щиеся   января 1944 года, должны быт
построены суда общим водоизмещением
24 маллиона тонн,

_ Паничесние настроения в Румынии

СТАМБУЛ, 7 декабря. (ТАСС). Сведе-
ния, поступающие из Румынали, свадетель-
ствуют о панических настроениях, господ-
ствующих в Румынии в связи с поражения-
мя германских армий на советско-герман-
ском фронте. Тысячи промышленников,
торговцев, высших чиновников бегут 43
Румынии. Они используют все средства
для того, чтобы получить визы для выезда
в нейтральные страны. Крупные держатели
акций румынских компаний распродают
их по любой цене и приобретают ценности,
которые пытаются переправить за границу.
В последнее время в Румынаи усилилась
также распродажа Недважимого имуще-
ства, По сообщениям румынских газет, не-
давно в Стамбул бежал румынский мил-
лионер Сушеану. В настоящее время в
Стамбуле находится значительное часло
румынских крупных собственников, эма-
грировавиих из Румынии,

СТАМБУЛ, 7 декабря. (ТАСС). Румын-
ская газета «Мониторул офичиал» опуб-

ликовала приказ румынского военного ми
внистерства о мобялизации на военные ри.
боты всех ремесленников в возрасте от 15
до 60 лег. Как указывается в приказе,
месленные мастерские реквазируются дм
нужд армии сроком на 4 месяца в течение
года. Мобилизации подлежат все плот.
ники, кузнецы, сапожника, портные и д}
гие категория. ремесленников.

ЖЕНЕВА, 7 декабря. (ТАСС). Бух
пештский корресйондент швейцарской №.
зеты «Ла Сюисс» сообщает, что отноше
ния между Венгрией и Румынией  стам
крайне напряженными.
соединения к Венгрии трансильвански
провявнций в Румыния имели место ант
венгерские ‘демонстрации, Как сообщает
корреспондент, демонстранты прошли к
венгерскому посольству в Бухаресте, ив.
сколько румынских официальных лацв
своих выступлениях перед венгерским по
сольством потребовали возвращения
Трансильвании,

БОЛИВИЯ ОБ’ЯВИЛА ВОЙНУ ДЕРЖАВАМ OCH

НЬЮ-ЙОРК, 7 декабря. (ТАСС). Как
сообщает агентство Ассошяэйтед Пресс,
Боливия об’явила войну державам оси. Это
‘решенае было принято после того, как

боливайский национальный конгресс одо
брил подписание презадентом Пеньяранда
декларация Об’единенных наций в Bawa
тоне

Аркалий ПЕРВЕНЦЕВ

bic

Человека на костылях логоняли врага,
Его хотела убить бомбаргировшики,  ист-
ребители, автоматчики, прорвавшиеся на
мотоциклах к кубанской переправе,  чер-
ные танки, к счастью, подожженные гвар-
дейнами на холмах у аула. Человек на
костылях двигался к морю, домой. Он
жил до войны на мысу, у небольшого ку-
рортного тородка, и обрабатывал землю.
Городок и мыс были усыпаны санатория:
ма и ломами отлыха. Так было в мирное
время. Большое фермерское хозяйство ле-
жало на его плечах. Всех прибывающих
сюда кормал [axon Иванович. Когда
танковая армия немцев прорвалась к До-
ну, он, ве посмотрев на свои пятьдесят
лёт, ушел добровольнс в стрелковую ди“
визию. сражался у ворот Кавказа — Ро-
стова-на-Дону. Там был ранен в ноги,
вывезен в Краснолар, но здесь его тоже
настагла враги, и он решил пробираться
домой, к своему мысу, который он вазы-
вал пересохшими и экровавленными губа-
ми мысом «Доброй Надежды».

Его спзсали лрузья Но иногла его
сса:кивали с тазчанки орудийного лафета
или бронированного корпуса танка. Нуж-
но было сражаться, залерживать апротив-
вика, я не время было лумать об. одном
человеке с костылями. Он не обижался,
он знал непреклонные законы войны, ког-
дла излашнее состралание может грозить
поражением Ол вилел пылающий примор-
ский город я сражение у Волзьих Ворот.
Мимо него текли люля повозки, машины,
ползли рапевые оставляя на пюссе  кро-
вавые слелы Затем на оляом аз крутых®
‘поворотов оп увилел матросов, Гремела
орудия на высотах, которым позже булет
присвоено наимавование гварлейских.
Сталз насмерть моряки батарейпы На
сушу схоляли матросы с отважными серл-
ama и стальными руками. «Братва! Смерть
‘или `побела!» Оня шли на смерть во AMA
побелы. ий ветры Черноморья ° разносили
далеко по земле их сказочную славу.

Мыс «Лоброй Напежлы» был близок.
Горело село. которое  вахолилось почти
что ралом. Из зэнявшегося сарая вылетел.
петух, размахивая огвенными крыльями.
опустился в буркяпы, я. вытанув шею, за-
орал свое «кукареку». Человек с косты-

Излатель: НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ
ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТ СССР.

7М40547

$

оброй

лями бросился к петуху, накинул на него
пиджак, чтобы погасить горевшие перья,
а потом, подвязав к груди, продолжал
путь. К человеку с костыляма присоеди-
вилась девушка с маленькими ступнями
басых ног, е волнистыми волосами. смуг-
лым румяннем на щеках. Они познакоми-
лись, шагая рядом. Его, оказывается, зва-
ли Тахоном Ивановичем, девушку — Га-
лей. И впервые за всю дорогу его называ-
ли уже не человеком с костылями, а про-
сто Тахоном Ивановичем, и это случилось
вблизи ролных мест Он почувствовал. их
приближение. Отец Гали воевал на траль-
щике, она бежала с Корабельной стороны
из Севастополя, где в тзком же огне по-
гиб их дом. Галя оказалась веселой де-
“е2ушксй вель ей только-только  асполни-

лось восемналпать. Она пела песни, слов-

HO пропитанные соленой пеной волны,
смеялась охотно и ралостно. В озорвых
глазах ее прыгали блаки пожариш, отсве-
ты орулийных залпов, блеск солнечного
моря. Веселее смотрелось на мир, наблю-
лая ее. Она взяла на руки петуха и, на-
зывая его ласковымя именами и прика-
саясь Губами к его обгорелому гребешку,
донесла ло развалка дорог, откуда были
видны и город с факелами домов и мыс,
остро врезавшийся в море.

— Куда? — спросил-ее Тихон Иванович.

— К перевалу, — ответала она, протя-
гивая петуха, .

— Пойлем со мной, Галя,—предложил
он, Г -
— А сюда может притти папино судно?
— Злесь хорошая бухта, Галя,—сказал
Тихон Иванович,—сюда будут приходить
ксрабли

— А что я здесь буду пелать,
Ивановач? — спросила девушка:

— Ты булеть оаботать на моих вино-
гралниках. Мы полготовим грялы к весне
и. снова разЕ®” ем огороды. .

Галя засмеялась, покачиваясь всем те-
лом и закрывая липо руками.

— Сюда прилут немцы, — сказала ona.
_— Сюда никогла ле прялут. немпы, —
ответил он убехьенно и снял шапку, —
Ты влдела. как пошли в бой моряки? Та-
кие парни никогд: не допустят сюда нем-
es. )

Тихон

релакциа — Д 1-04 03: вям.

сдежды

отв. секретаря —.,

РАССКАЗ

— А лля кого мы будем сажать овощи
и соблрать виноград?

— Для них... Если им придется туго ч
они все же решат покинуть такую бухту,
такой мыс и город, мы уйдем с ними. .

— Может быть, я в самом деле остать-
ся злесь? — произнесла серьезно Галя в
протянула руки.

Тихов Иванович перелал в ее протяну-.
тые руки пегуха. не отрывая локтей от бо-
ксв, так как приходилось поддерживать
костыли.

Они пошли по дороге, пробитой между
кустами и скрюченными деревьями. На
путников и деревья садилась каменная
пыль, принесенная с большого тракта.
Тихон Ивановяч стучал своями костыля-
ми, останавливался, вытирал пот, встряхи-
вался и двигался вперед» Они вышли к
морю. Дым повис над бухтой, как туман,
на воде прыгала сажа, выплескавалась на
берег. На белой гальке берега
лись черные полосы Справа росли столет-
ние дубы и не шелестели листьями. За
ними виднелась пожелтевшие ряды вино-
гралной лозы, отяжеленной плолами. По
вивограйнику. ломая лозу, бежало напу-
ганное коровье стадо, мотая рогатыми го-
ловами и хвостами. Тяхон Иванович оста-
новился и замахал костылем.

— Куда, куда!

Но стало. пронеслось к лубраве, и. на
земле валялись раздавленные гроздья бар-
хатистого муската:

_ — Земля гибнет — тихо сказал Тахон
Иванович, и скорбные линии еще больше
прочертились у его рта.

— Может быть, пойлемте к
лу? — еше раз сиросила девушка.

— Нэт, — строго ответил Тихон Ивано-
BEG

Им встренались машины с красноармей-
пами ий боеприпасами, повозки с люльми
и скарбом. Пощелкавая бичами, верхом на
низкорослых горных лошалках подростки
прогнали табун молодняка Потом в пыли
закачались. длинные рога быков и коров
С ревом прохслил гурт скота.

— Кула? — спросял Тихон Иванович.

— К перевалу: — отвечалг ему ий OTBn-
рачивались.

перева-

АДРЕО РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, Сутевская ул. 91. Коммутатор релакпив Д 3.209
3 комму гагор, лоб. 20; отдел боевых neficin
лоб. 8; вностравяый отдел-лоб, 1-15, 1-85; сектор Гасем—лоб. 23; отлел оформлевия—лоб. 1-18;
ЕВ ВНЕ поете ое пож оо ИНЙ

1-12-62 в

Типография «Красное Зи

протяну- Г

: НОРО,

Вот острый шпиль’ часовни, что -столла
на мысу и обычно служила ориентарэм
для ‹фелюг и барказов. против часовни
была небольшая пристань. Тихон Ивано-
вич шагал по своей земле, Здесь были его
«влаленая», те, которые он бросил, уйля
под Ростов. Здесь, на земле, отвоеванной
большими трудами у путаного южного
разнодеревья у скал, он разводил огоро-
ды, засздил виноградники. Отсюда он
снабжал овощами и фруктама курортный
город. санатории, отсюда лайбы увозили
огурцы, почти зачерпывая бортами.

По дороге, мимо заборов, сложенных из
серого камня, ехала полволы,  завряжен-
ные лошадьми, сытыми и гривастыми. У
повозок шагалн люди в соломенных шля-
пах, опустив головы:

— Это наши;—узнал Тихон Ивановач,—
неужто тоже уходятР

Задержавшись, пока обоз поравняется ©
ними Tuxon Иванович вышел на середину
пороги, встал, расставив костыли, и
<просил голосом, полным укора: «Куда?»

Обоз остановился, задние закричали:
«Давай, давай ». К человеку с костылями
шел старик в стареньком коричневом пад-
жаке, новых башмаках и < палкой в руках.
Казалось, он хотел отучить бездельника
мешать на дорогах, но, подойдя ближё,
сстановился в недоумении; поднял . руки,
‚раскрывая об`ятая:

— Тихон Иванович!

Старики стояли на дороге, положив го-
ловы на плечи друг пругу, и спины их
подрагавали Галя вытерла слезу, пробе-
жавшую по ее запыленной щеке, и прижа-
ла петуха’так, что он стал царапаться ко-
готками. =

Старвки, наконец, розняли об’ятия, их
окружили люли, соскочившие с повозок,
прибежавшие и с хвоста обоза. Они напе-
ребой жали руки Тихону Ивановичу. Жен-
щаны запричитали, увидев его искалечен-
они вспомнили своих фронтовиков,

они вспомнили счастливые дни на этом
благодатном мысу.

— Б@л  праказ
Тихон Иванович.
— Последнего приказа не было — от-
ветил старик в коричневом пиджаке, ко-
торый был просто хорошим винограла-
рем. — Подготовилясь к эвакуации по
приказу»

— А как подготовились,
ВИЗР

`— 4ro можно зарыть — зарыли Скот
погнали к перевалам, спустили `имуще-

О: какое можно, в колодцы чм завалили
их чеснем

уходить? — спросил

Петр  Петро-

nee

0 ao WL 8-20-98. Tenedornar:
вй флота — доб. 29, 86;
библиотека — лоб.

амя», Сущевская, 21,

для еправок—доб.
в; отдел пропагавлы — Л 1-11-45;
13; езлательство— начальник Л 1-12-60:

Ревели орудия. Только что улетели
  resins Дым горевшего города еще более
сгустялся над бухтой. С криком носились
чайки и буревестники- За деревьями дви-
гались острия мачт, какие-то корабли
а. `в бухту. Люди смотрели на Ta-
хона Ивановича глазами отчаяния и од-
новременно належды.

— Надо остаться хотя бы до. завтра, —
сказал Тихон Иванович.

— А, может быть, завтра будет  позд-
но? — спросил Петр. Петровач.

— Завтра ве будет еше поздно:

Тихон Иванович смотрел на ‘дважение
мачт, и громкие команды боцманов доле-
тали до его острого слуха.

Почему завтра не будет поздно? —
спросила женщина в комбинезоне с чер-
ными от нефти руками:

— Потому, что его решали ‘задержать.
Ольга. Это видно/по всему.

— Я Уйду тогла одна, — сказала жен-
щина в комбинезоне,

— Ты не уйдешь сама. —Тихон Ивано-
вич расправил плечи и пристукнул косты-
лем. — Мы должны помочь морякам и
красноармейцам. Мы должны кормить их.
Подвоз сюда будет труден... Если будет
нужно, мы уйдем вместе < ними...

Люди повиновались ему. К вим возвра-
тился вожак. С гиканьем повернуля дыш-
ла повозок, и кони охотно зашагали обрат-

но. Они чувствовали дом, привычные
стойла и пишу:

— Я так долго добирался сюда, — го-
ворил Тихон Иванович. — Я верю, ; сюда
не придут немцы, если они придут сюда
они придут тогда и в > уапсе, и в Поти, и в
Ратуми. Разве могут допустать такое мо-
ряки? Они сойдут на сушу, остановят нем-
ца. и погонят его обратно.

— Кто эта девушка? — спросил Петр
Петрович

— Ее имя — Галя; Ее отец — моряк:
Она из Севастополя. Она тоже верит, что
сюда не могут притти немвы.

Во дворе фермы, о заросшем ковровой
травой, нтарышем я затененном мимоза“
ми, Галя присела на лавочку и выпустила
на траву петуха. Он выпрыгнул из ее рук
потряс крыльями так. что посыпались
сбгоревшие перья, вытянул шею и повел
по сторонам головой Петух был, очевил-
но, хорошим забяякой, голепастые ноги со
шпорами, постав красивой головы и злые
желтые глаза говорил об этом. Но теперь
он был жалок как рынарь в сгоревших
поспехах Галя смотрела на него, притк-
Нув щеки кулачкамая и сгорбавшись:

1-73; зам, редактора—лоб. 1-12;

отв. ©

отдел  партийно-комсомольской
аботы —
бухгалтерия и отдел подпиеки—лоОб. 25 wil 1-62-21 1

ы

— Галя, пойдем в дом. Мы отведем 16
бе хорошую комнату, — сказал Петр Пет.
рович, прчкоснувшись к ее плечу.

Левушка словно сбросила свои думы,
быстро встала, потянулась и, блеснув 3

бами, сказала: «Пойдемте, Петр Петрович
я очень устала...»

Враг был задержан. Мыс «Доброй Надеж:
лы» оказался рубежом, который не мог
переступить немцы, Люди привялись за ра
боту на земле. Зима пришла внезапно, про
рвавшись из ущелий снеговыми буранами,
Море хрипело и билось о камни, Шхуны
приходили с обледенелыми мачтами и бе:
лыми бортами. Они скрипели у причалов и
хрустели швартовами. Сгружали орудия
снаряды, мины и скудное продовольствие,
Перевалы, занесенные снегом, задерживали
доставку хлеба; да и получать его стало`10-
чти неоткуда. Кубань была захвачена,

Тихон Иванович готовился к весне, к Ce
By On восстановил кузнипу и ремонтировал
инвентарь — и свой и ближних колхоз,
Рядом < фронтом земледельцы снова заня
лись своим трудом, На мысу постеленно
седали запасы хлеба. Весной, с началом 1по-
левых работ, перешли на горсть сырого яч
меня в сутки, Никто не роптал, Девяносто
двей жили на ячмене, зерно растирали Ha
камнях и толкли в металлических ступках.
Люди приводили в порядок виноградники и
огороды. \Семена овошей были высажены в
парники, принялись за обрезку лозы, Fa
нодрагивающую от ‘орудийной стрельбы
землю выкатили тракторы.

Немпы снова принялись бомбить городок
и мыс. Тихон Иванович приказал вырыть #4
участках шебень, ходы сообщения. Планта*
ции стали походить на поля сражений. Лю*
ди воевали за землю Они были похожи 11
солдат. Шумы волны сопровождали их труд,
В начале февраля нал мысом появилось He
сколько «Юнкерсов», Спикировав вслед 38
ведущим на виноградники, «Юнкерсы» с6ро-
сили четырнадиать крупных бомб, Виногр!*
дарь, тихий старик, почти ученый, был убит,
Ero тело повисло на кустах особого сори
лечебного винограла кабернэ, „который 0#
сам вывел; Серные запахи взрывчатки 16“
сосались в воздухе Обходя валы свежи
воронок {на цих еше дымилась земля и 0
колки), люди отнесли виноградаря к домику

фермы. Сюда поиве
ривели еще раненых брига
дира и женшиин. x ah

tle В
(Окончание следует).

екретарь у

Ответственный

редактор
П. МУСЬЯКОВ:

в

В годовщину пр.

)

$