о ВЫ

ВЕДУЩИЙ ГРУППЫ
ШТУРМОВИКОВ

Ведущий группы штурмовиков — цен-
тральная фигура при бомбо штурмовых
уларах по любым ‚делям. От его умения и
мужества зависит. какой урон будет на-
несен противнику. @н обязан, вепользуя
складки местности и ‘метеоусловия,  OT-
лично маневривуя, вывести групиу на
цель‘ незамеченной. Отыскивание  пелей
представляет собой одну из сложнейших
задач. которую должен решать только Be-
дущий. Сложная и часто меняющаяся об-
становва на переднем врае требует от не-
TO хорошего знания тактики родов войск,
умения быстро разобраться в обстановке.
Не менее ответственны его задачи пра
штурмовко морских целей. Вместе в тем
зедущий должен обладать большой силой
воли, смело и решительно итти в атаку,
ибо его личному примеру будут следовать
ведомые.

Ведущий лолжен быть позготовленным,
проницательным и дисциплинированным
разведчиком. Эти его черты помогают
командованию выявлять положение на
морских коммуникациях, на переднем
крае, отыскивать новые цели и векры-
валь тактические ‘замыслы врага. Само
собой разумеется, что  ведущрй должен
быть хорошим стрелком и мастером BO3-
душного боя, чтобы в случае нападения
истребителей противника умело отбить
их атаки и сохранить сомолегы группы.

Конечно. такие всесторонне  подготов-
ленные ведущие ‘могут появляться только
в результате большой работы с ними. Вос-
питание ведушего начинается с первого
дня прихода лётчика в часть Командир,
присмотревиеись к молодым штурмовикам,
показавшим в боях хладнокровие и Ha-
ходчивость, может ставить их замести-
телями ведущего группы. В незвольких
боевых полётах лётчик следит за дейст-
виями ведущего и учитея у него управ-
лению группой. Этот метод личного по-
каза воспринимается наиболее легко. Мо-
лодому ведущему следует указывать пе-
ред полётом, чтобы он тщательно выяв-
лял огневые точки, расположения войск
я техники противника, бдительно наблю-

‚Дал за воздухом. Поеле полёта надо опро-

сить полчиненного и выявить степень его
наблюдательности и осмотрительности.

На земле командир лично сам должен
© этими летчиками проводить теоретиче-
ские занятия по тактике бомбо-штурмо-
вых ударов. по способам воздушного боя
в истребитвлями и т. д. Наконец, молодые
ведущие обязаны постоянно и детально

изучать район, в котором им предетоит

` действовать.

Первый самостоятельный полет в ка-
честве ведущего лётчику необходимо вы-
полнить с грунной не более 4—6 самоле-

тов. Притом надо дать ему определенный’

Бомплекс задач — полёт по маршруту,
противовоздушный маневр, ведение воз-.
душного боя, бреющий полёт, стрельба

и бомбометание по полигону. Же
лательно, чтобы цели на полигоне
были преимущественно те, по кото-

рым действует часть. Для трениро-
вочного воздушного боя надо выделить

пару истребителей, имитирующих ‘атаки!

по груние «Илов». Подобные полёты еле-
дует делать ноказательными, указывая на
разборах на положительные и отрица-
тельные стороны выполнения задания,
анализируя вее ошибки, допущенные В
управлении труппой.

Основное средетво управления груп
пой — это радиосвязь. Поэтому ещё в
самом начале надо внушить лётчикам, что

управление при помощи эволюций само-

аёта допускается, как релкое исключение,
й то дал лублирования. Мо радизовязи в
управлению
циальные занятия.

Воспитывая ведущих, нельзя забывать

о носледовательности в учебе. При первых.

боевых полётах в качестве везущего лёт-
чику необходимо давать наиболее простые
задачи (удары ло хорошо вилимым аи-
нейным или влощадным целям и г, п.), а
потом уже посылать на выпоанение сл0ж-
вых заданий, :

‚ Зею воспитательную работу с летчика-
ми-штурмовиками мы проводим на осно-
ве высокой  требовательности воинокой
дисциплины И организозанноети. помня,
что жесткая дисциплина и порядок — 05-
нова боевого успеха..

Такими методами в нашей части были
воспитаны многие ведушие. В частности,
гвардии младший лейтенант Тюрин.
первого же полета ведущим Тюрин по-
казал высокую организованность и. уме-
ние управлять группой. Более двух де-
сятков вылетов он совершил велущим без
ИНОЙ потеря в группе, в те же время на-
нес большой ущерб врагу. Его штурмов-
БИ отличаются высокой эффективностью:
Лётчики гвардии младшие лейтенанты
Воронин и Пахомов в вождении групи
тоже показывают хорошие результаты,
оправлав трулы командиров, воспитывав-
ших и Учиритих их,

Гваодии майор В, КУНЯХ.

Черноморский флот.

Под прикрытием «Ильюшин-—2»

Утром «Ильюшия-2» вылетели на по-,
становку дымовых. завес для прикрытия.
наших плавередетв в районе высадки,

Одновременно штурмовики под коман-

дованием гвардии майора Прокофьева,
вылетели на уничтожение огневых точек.
и живой силы противника. Пикируя до,
минимальной высоты, летчики обрушили,

бомбы и снаряды на немецкие окопы и
траншеи. Два «Мессершмитта» пытались
атаковать штурмовиков. но наши истре-
бители быстро отогнали их,

Вскоре после Прокофьева вылетел ©
группой тгвардий младший лейтенант
Тюрин. Ему нужно было подавить трех-
орудийную батарею. Сделав четыре 3a-
хода. групна Тюрина быстро привела ee &
молчанию и подавила другие огневые
точки. Воспользовавшись эгим. наша пе-
хота пошла в настуиление и потеснила
немцев. :

` Лейтенант С. ГРИГОРЬЕВ.

Действующий флот.

=

Против батарей и танков

В воздух поднимается шестерка
«ИЙзов» во главе с гвардии майором Чел-
ноковым. Еще одна вражеская батарея
замолчала. Теперь на боевое задание от-
правляется новая группа самолетов. Она
уничтожила еще одну батарею и вз0р-
Baga склад боеприпасов.

Тогда немпы бросилив бой танки. Мо-
сле полулня штурмовики начали вместе
с пехотой отражать их атаки.

Немцы заметили катер старшего лей-
тенанта Жильцова, когда тот еще не лет
на боевой куре. Фильцов только успел
заметить силуэты вражеских кораблей и
наметить *себе цель для атаки — вонце-
вой тральщик. : ;

Решение пришло мгновенно.  Жиль-
HOBY нужна была лишь секунда, чтобы
прикинуть расстояние до  неприятель-
ского корабля, выбрать найвыгодней
ний курсовой угол и дать катеру пол-
ный ход. Oa  расочитывал, что
вемцы, как и в прошлый раз, запросят
опознательные, и пока ракета прочер-
тит параболу, он успеет еделаль Bee,
что требуется. Но на этот раз вместо
ракеты с немецкого Фральщика  блес-
вуло пламя орудийного выстрела и над
катером повис осветительный снаряд.
Сейчас же удариз второй немецкий
тральщик, потом баржи, катера. И,
словно прикрепленные незримыми ни’
тями, повисли над морем «люстры»,
зцедро обливавшие холодным светом
три советских торпедных катера,

(тало так светло, что Жильцов  не-
вольно закрыл глаза. На мгновение он
перестал видеть немецкие корабли, хо-
тя катер неуклонно оближалея с ними.
Он слышал свист снарядов, шипение
осколков и по тому, как с кажлой ce
вундой вое более отчетливыми станови-
лись веплееки, понял, что противнику
хорошо виден его катер и он бъет
прицельным огнем.

Но «люстры» ярко севещали не толь-
хо катер Жильцова, а и немецкие ко-
рабли. Не обращая внимания на раз”
PHBH снарядов, катер Жильцова шел на
сближение с тральщиком.

Торпедный залп был выполнен 6е3у-
коризненно. Командир немецкого траль-
пика, то ли © перепугу, то ли от Us

лишнего мудретвования,  застопорил

Первой

ударила группа во главе с гвардии млад-
шЕМ лейтенантом Казаковым. Летчики
обнаружили в одной из лощин шесть
вражеских машин. Две из них были сра-
зй выведены из строя. За Казаковым
полетел со своей группой другой летчик.
Он сделал три захода. От прямых попа-
даний два танка загорелись, два были

повреждены.
Калитан Г. СОЛОДНОВ.

А

хол. И Мильцов, спокойно

прицелив-

`миеь по полубаку, се предельно баизкой-

дистанции выпустил торпеды. ,

Катер так стремительно  еближался,
что уже видны. были фигуры немецких
матросов и дула орудий. Вот-вот он
врежется в тральщик! В каких нибудь
80 метрах Жильцов резко развернулся
и проскочил ‘у борта вражеского кораб-
ля. Катер занесло на волне. В ту же
секунду раздалея взрыв — это дошли
торпеды. Обернувииеь, старший лей-
тенант увидел огромный столб воды на
том месте, где несколько секунд назад
стоял тральщик,

Фильцов расечитывал, что его маневр
лишит противника возможности вести
прицельный  сосредоточенный = огонь.
«Дымовая завеса прикроет етход». Оя
поставил дымовую завесу и вздохнул ©
облегчением, даже позволил себе от-
нять правую руку от штурвала и оте-
реть потный лоб. И надо же было слу-

читься такой нелепости; немцы, He
сумевшие ни разу попасть в  ватер,
когда он был отчетливо виден, теперь

накрыли его тремя снарядами.

Bee они попали в правый борт. Го-
рячий осколок ударил Шильцова в
голову, сн упал лицом вперед на штур-
вал и почти тотчас же заотавия себя
выпрямитьея. Шочувотвовал теплоту
пробивавшейся из-под шлема крови и
странное‘ жужжание в ушах, Выло ли
это последнее ощущение после беепамят-
ства или что-нибудь случиловь © мото-
ром? ee

Он взглянул на компас, За две-три
секунды катер успел отклониться в ст-
рону. Старший лейтенант привычным
движением руки выравнял его но кур:
cy. Bee дальше и дальше удалялея он
от вражеских кораблей, от их орудий
и снарядов, ШМозади осталось освещен-

следует организовать спе-

Краснознаменный Балтийский флот. Летчик-штурмовик гвардии младший лейте-

нант В. Ефимов, потопившей несколько военных кораблей и. уй
сколько дальнобойных батарей противниха.

В тесном взаимодействии ¢ торпедо-
поснами и бомбардировщиками громят
караваны противника штурмовики Север-
тного флота. а

Три вражеских транспорта шали в ох-
ранении двух миноносцев, четырех траль-
щиков, шести сторожевых кораблей и
двух катеров-охотников. Какой тактиче-
ский метод нападения избрать при таком
сильном конвое? Командование решило
нанести комбинированный удар силами
штурмовиков и торпедоносцев,

Самолёты обеих групп или к цели
вместе. Не долетая до конвоя, ведущий
  всех машин гварлий капитан Островекий
подал команду «атака». Шуурмовики вы-
рвались впереди обрушили шевал пуль и
снарядов на крупные военные корабли.
Мгновенно возникший зенитный. огонь
немцев под ударом «Йлов» сразу ослабел.
В эту минуту к цели подошли торпедо-
ноецы, Всё это было для немцев вовер-
шенно неожиданно. Торпедоносцы строго
] выдерживали куре и метко направляли в
цель торпеды. В результате два транепор-
та были потоплены и третий серьёзно
поврежден. -

Два крупных танкера ий три транспорта
следовали в охранении 22 военных ко-
аблей, Над караваном вружилось около
двух десятков истребителей.

_ Первой обрушилась на вражеские ко-
рабли группа штурмовиков, ведомая
старшим лейтенантом Шишовым. Наки в
первом случае. «Ильющины» этой rpyi-
пы главным образом били по зенатным
средетвам врага. Через ровные  преме-
жутЕи времени на цель пикировали вамо-
лёты двух остальных групп, умело упраз-
лявмые капитаном ‘Павловым. Прежде
всего подвергся удару головной танкер.
Вомбы попали точне в цель; На судне
вспыхнул пожар и начались взрывы, и
‘наши самолёты с методической точно-
стью перенесли удар на второй танкер.
Его судьбу решила группа штурмовиков,
ведомая старшим лейтенантом Евлокамо-
вым. Ироме танкеров были потоплены
два корабля охранения.

Атаки на> этот раз сопровождались
сильным противодействием во стороны
истребителей противника, «Меесериигит-
THD ий «Фокке-Вульфы» стремилиеь пре-
пятотвовать штурмовикам выходить на
боевой курс. ловили их на вывоте из пи-
ке. Истребители старшего лейтенанта
Рассалкина и лейтенанта  Стрельникова
самоотверженно охраняли боевых друзей.

ры

° ное немецкими «люстрами» волное про-
странство, катер снова вышел в ночь. С
каждой пройденной милей вее сильнее
росло беспокойство. Вомандир еще не
знал, что именно, но что-то случилось
с его катером. =

Боцман Кузнецов спустился в
торный отсек. По хриплому, неровному,
залухающему ‹ уму мотора старший
лейтенант догадывался, в чем дело:
осколки снарядов, видимо, попали в
мотор. Кузнецов подтвердил ero onate-
НИЯ. =

Тяжело дыша, боцман” сказал: «Мо-
тор капризничает, глохнет». Он нем-
ного подождал и потом добавил: <Дым-
баллон снарядом разбило. Кислота в
моторный отеек проникла, трюмным
тяжело, задыхаются. А радист ранен».

Жильцов слушал, не отрывалеь от
штурвала,

— Надеть противогазы, работать, a
повреждения устранить, — приказал он.

“Катер для Шильцова был частью его
тела, жизнью, смыслом существования.
Воцман знал, что еели бы понадобилось
тащить катер на буксире, а букопра не
было бы, то его командир согласилея бы
сам прыгнуть в воду и своей рукой Ta-
щить К берегу канат, привязанный в
восу катера.

Это знал не только боцман, это зва-.
ли все. Экипаж помнил до мелочей тра-
гическую историю с первым катером
Жильнова. Позапрошлой осенью в ту-.
манный и дождливый день катер сел на
камни. Все попытки сняться самостоя-
тельно ни к чему не привели, Экружев-
вый хлопьями плотного тумана. малень-
кий корабль медленно наполнялея водой.

По радио запросили помошь. Через
несколько часов подоспели наши кораб-

ли. Катер был уже наполовину в вода,
и его притлось оставить, тем более,
что дело происходило в глубоком тылу

врага. С неописуемой ‘горечью Жиль-
цов — немолодой уже. человек, © Cy-

На. северных морских.
‘коммуникациях

ли. Вольшинетво. из них было связано б0-

MO-

ичтоживший ‘не-
Фото в. Федотова. —

Да и сами штурмовики не были пассив-
ны. Всего в этой операции было сбито
13 вражеских самолетов.

Третья операция против каравана по-
казалельна еще более сложным взаимо-
действием различных родов авиации —
штурмовиков, пикирующих  бомбарди-
ровщиков и торпедоносцев. Четыре транс-
порта противника шли также прийсиль-
вом охранении и прикрывалиеь с возду-
ха многочисленным эскортом истребите-
тей.   : ;

Прежде воего самолёты были умело
этелонированы по высоте, предусмотре-
на строгая последовательность ударов,
Первую атаку снова производила шестер-4
ха «Ильющиных», управляемая старшям
лейтенантом Синицыным. ыы

Атака протекала при сильном противо-_
действии противника. Десятка два
‚— Начали иемцы хоронить евоих, и
некому было выступать на похоронах.
Ко Дню Военно-Морского Флота Пар-
шенков ‘завоевал первенство  военно-
воздушных сил Краснознаменного Baa-
тийского флота по бегу.
..Так шло это лето. Комеомольцы-
друзья всюду были вместе — на ВИ
эскадрильи, у машин, 3 короткие часы
отдыха.

В июле Родионова по боевой харак-

теристике принязи в кандидаты партии.
Паршенков и Максюта также думали 0
TOM, чтобы ветупить в большевистекую
партию,

Но они были помоложе, репшли
вак следует повоевать.

Август был особенно горячим  меся-
цем. Тетради учета боевой работы Пар-
т > Е Z 3

SRS

ene

вода. И ему теперь
если бы не было
и професеии военного
людей была бы неполной и неин-
тересной. Он с
вспоминал, как много‘ лет назад,
впервые на флот, тревожно

казалось,
на свете
моряка, жизнь

попав
приелуши-

вался к реву волн, как тоековал по пыль-.

ному, горькому воздуху шахтереких по-
селков и твердой земле под но-
гами. Теперь ему хотелось верить, что
всего этого в жизни не было. что он так
прямо и родилея где-то возле моря и что
про прежние свои сомнения и тоску он
просто вычитал в интересной, но мало
правдивой книжке.

Кузнецов доложил о ходе работ -—
мол, стараются ребята, все будет нор:
мально, и Мильцов удовлетворенно
кивнул головой.

Катер, подпрыгивая на легкой волне,

‚ шел внеред, и хрипотца в голосе мото-

ра начала пропадать. Жильцова это
очень обрадовало. Выздоровление мото-
ра словно придало сил — стало xerue
дышать и в ушах больше не звенело.

Командир вглядывался в ночь  пы-
таясь разглядеть силуэты двух других
катеров, по вичего не увидел — они
вероятно, шли на некотором удалении,
ЖИЛЬЦОВ ‘постарался представить лица,
товарищей: немного наклонившиеь вие-
‚ред и прикусив но привычке нижнюю
губу, стоит командир отряда  Гуманен-
ко. Он перекидывается шутками е ко-
мандиром головного катера. Оба, навер-
но, знают © том, что у Жильцова не
все благополучно © мотором, и оба бес-
покоятся и думают о нем.

альцов совсем не сожалел _ © том
что прошел трудный путь и что то’
что другие охватывали налету, он по-

стигал медленно и упорно. Перебирая в
цамяти разные случаи из своей жизни
он снова видел себя то юным красно’
флотцем, неуклюжим и застенчивым, то

заградительный
штурмовали врагов,
тоценную молодую жизнь.

подавление оботреливавшей
батареи.

громит

SETS >
Е ИИ ЕЕ ОИ Г

что,, боцманом — немногословным,
моря: мым и медлительным человеком, у кото

290 (1548)

9 декабря 1943 г. №

(И. СТАЛИН).

РУКИ ДЕРЖАТ
1ИТУРВАЛ

шенкова. Родионова,
ли записями отличных результатов, у
Паршенкова: 1 августа в 21.05 — пря:
мое . попадание в тральщик, 10-0 п
11-го — повреждены 2
23-го -— вызван пожар на
корабле. У Родионова:

прямое попалание в тральщик,
поврежден, 19-го — взрыв
дальнобойной батарее, 20-го — прямо
попалание бомб в 2 сторожевых корабь
ля, 25-го — ворвана канонерская лоу
Ба. и

Подобные же записи и у Макеюты,

Подошел конец августа’ — 31-6 une
зо. Две недели назад полку вручин
гвардейское знамя, и,’ молодые летчивт,
волнуясь, повторяли:

«Родина! Пока наши руки держа
штурвал самолета, пока глаза видят зем.
лю, пока в жилах течет кровь, мы будем
истреблять фашистов, не зная страха,
на ведая жалости, презирая смерть».

Вылетели на корабли четверкой. Be-
дущим шел Родионов, за ним Паршен
ков, следом Максюта и Репкин. Четыре
друга, четыре комсомольца, Родионов
‚ вспоминает:

— Разведка донесла: в море 2 or:
рожевых корабля, 2 тральщика, 5 пате-
ров. Цель хорошая, но и огонь израд-
ный. Илем отлично. Облачность па вы:
соте 300—400 метров. По радио перь-
дают: «Вели вто увидит корабли — пока-
жите место». Километров за двадцать до
К. видим — чернеют. Паршенков запра-
птивает: «Корабли видишь?» — «Вляу,
Петя, вижу, дорогой». — «Атаковать by-
дем парой!>. Младшим лейтенантам Мах-
сюте и Репкину приказал ударить по ка.
терам. Мы посмотрели е Петей друг на
друга и ношли в атаку!

Вторая пара видела, как  рапулея
вслед за Родионовым Петр  Паршенков,

сторожевох
10 августь—
второй

Одна его бомба полала в сторожевик. Ho
  в этот миг пламя брызнуло по плоскости

самолета. Зенитным снарядом  тробило
бак, Загорелся мотор.
Немцы стали маневрировать, но бымю
поздно. Умирал, молодой летчик пор”
зил цель.
Друзья видели подвиг Пети Паршен

кова и пошли на второй заход, Один *о-
рабль затонул,
больно сжималось
был гнев, что гвардейцы енизиливь до

Tar
cured

второй дымилсл,
сердце, так

ста метров и, не обращая внимания №

огонь, < обстреливали,
оборвавших . дра’

Четали и на саедующий день — в
Ленинград

Максюта пикировал. Наперерез выско

y Чили <«Фокке-Вульфы», захлестали зе:
нитки, но батарея была обречена. Мак

сюта рванул `аварийный предохранитель,
«За Родину!». Все бомбы ударили 1
батарее.

А агютант эскадрильи в летной тег
ради Паршенхова подводил его боевой
счет, © 22 июня по 31 августа уничто-
жене им в группе: арторудий-- 1, м
нометов — 13, живой — силы — 560,
складов боеприпасов: —— 4. автомашин —
19, тральщиков — 1, сторозжевиков —
1, подавлен огонь 10 артиллерийских
батарей, 4 минометных, 6 зенитных,

Когда штурмует Родионов, xorg
вражеские батареи  Макоюта,
Богда летят другие гвардейцы, они 1’
вторяют клятву мести, их ведет подвиг

‚ Хуга, с ними незримо в каждую атаку
летит балтийский комеомолец Петр Пар
‚ шенков.

В. АЗАРОВ,

Краснознаменный ‘Балтийский флот,

угря

рого никогда не было много друзей и ко-
TODOMY на службе не сопутетвоваль

легким недоумением. удача.

Он вспоминал, как часами проси
вал у мотора, волушиваясь в мерно
его жужжание, как, преодолев смуще
вие и самолюбивый характер» пытелея
узнать что-то новое у более опытных
и старших товарищей. Он глядел Ha
свои руки, смутно белевшие в темноте,
и думал, что вот отим «золотым рукам»,
как называли их товарищи, обязан OH
и нынешним своим положением кома
`дира катера, и офицерекими погонами,
и славой искусного катерника, пустив-
шего на дно не один вражеский корабль,

то, что на изучение военных премух
ростей ему приходилось тратить вв,
и втрое больше времени, пота и нервов,
чем тратили другие, сейчас уже пе Ke
залось, как прежде, зазорным и не.
зидным. Именно поэтому глаз его ст
таким наметанным и обтрым, а peak
ция мгновенной и безошибочной,

И он думал о том, что его нынешите
победы на море—это не только побыы

нал врагом, но и победы над самих CO’ 4

бой, над всеми теми сомнениями, ROTO
рые владели им, когла он получал оф
церские знаки различия,

т

Горпедный катёр шел полным х010%
ровно стучал мотор, и старший 2
Tenant? Василий Маркович  Жильцов
уже угадывал во мраке очертания por
ной базы. Bor она, родная земля,
на которой. он родился, вырос, трудит
ся, растил хлеб, рубал уголь и научи
ся любить и понимать море H BCE 1,
что так или иначе напоминает о ном и
связано 6 ним,

Е, ДОБИН

И. БАРУ

К раснознаменный Балтийский флот,

Максюты  пеотре-

и пожар м.

,

тральщика

\

Е