a

9 декабря 1943 г., № 290 (1548)

(оветский народ и его вооруженные силы единодушно одобряют

‚ КРАСНЫЙ ФЛОТ

‚ решения Конференции руководителей трех союзных Держав

№7

*

‚ Говорят

ВРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛТИЙСКИИ
ФЛОТ, 8 декабря. (По телеграфу от на-
шего корр.). Личный состав флота е
большим под’емом встретил сообщение
о Конференции руководителей трех co-
юзных Держав. Офицеры и ‚краснофлот-
цы горячо одобряют ен. Конферен-
ции в Тегеране. На кораблях, в частях и
подразделениях состоялись политинфор-
мации и читки Декларации трех Держав
и других материалов Конференции.

Офицеры и краснофлотцы’” подчерки-
вают твердость, уверенность”и силу, ко-
торыми дышит каждое слово  Деклара-
ции. В боях © гитлеровцами балтийцы
обязуются нанести еще больше ударов
ло врагу. Они готовы активно участво-
вать в беспощадном и нарастающем на-
ступлении, которое будет предпринято с
востока, запада и юга. Это мощное на-

*
балтийцы
ступление трех союзных Держав, —

подчеркивают моряки Краснознаменной
Балтики, — навсегда покончит с гитле-
роевской армией и освободит человечество
от фашистской тирании.

Офицеры и краснофлотцы считают
необходимым для окончательного раз-
грома наглого врага приложить еще боль-
ше сил в овладении боевой техникой,
достичь еще большего успеха в боевой
учебе, еще лучше выполнять приказ
Верховного Главнокомандующего Мар-
mara Советского Союза товарища
Сталина. :

Приветствуя решения Конференции
военные моряки Краснознаменного Бал-
тийского флота обязались усилить свои
удары по врагу и, тесно взаимодействуя
© частями доблестной Красной Армии,
добиться окончательной победы.

Наш удар будет могуч и беспощаден

ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 8 декабря.
(Спец. корр. ТАСС). С огромным вооду-
шевлением встречены в войсках Запад-
ного фронта решения Конференции py-
‚ководителей трех великих союзных Дер-
жав. Всюду проводятся митинги, беседы,
коллективные читки. Рядовые, сержанты
и офицеры выражают свою готовность
до конца выполнить долг перед родиной,
6 каждым днем усиливать удары по не-
мецко-фашистеким захватчикам,

Рядовой Александр Захаров, награж-
денный орденом Отечественной войны
первой степени, ознакомившиеь с Декла-
рацией трех Держав, сказал:

— Вместе с нашими союзниками мы
нанесем гитлеровской армии такой удар,
от которого она никогда больше не под-
нимется.

В Н-ской части состоялось офицер-
екое собрание, на котором был заслушан
доклад на тему «Историческое значение
Конференции руководителей трех Дер-
жав».

В частях, где позволяла обстановка,

прошли массовые красноармейские ми-
тинги. На одном из таких митингов ря-
довой Зайцев заявил: >

Я — участник боев no разгрому
немцев под Москвой в 1941 году. Я
знаю, на что способен наш советский
народ, наша Красная Армия, когда речь
идет о спасении своей родины от смер-
тельной опасности. Мы никогда не сом-
невались в победе над гитлеровцами. В
Декларации трех великих Держав гово-
рител о том, что намечены сроки окон-
чательного разгрома фапгиетевой воен-
ной машины, и мы не сомневаемся, что
недалек день, когда Гитлер и его союз-
ники получат последний — сокрушитель-
ный удар. Мы ждем этого момента, го-
товые B gp ga B Ooi,

В Н-ской части сообщение о Конфе-
ренции трех Держав было получено в
TOT час, когда бойцы вели бой. Радоет-
ная весть с быстротой молнии облетела,
боевые порядки и явилась призывом в
еще более решительным и смелым дей-
ствиям,

\

и

Слово фронтовиков

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 8 декабря:  свободолюбивых народов — удара

(Спец. корр. ТАСС). Белые хлолья снега
заперошили траншеи, окопы. Тянет мо-
розный ветерок. То тут, то там строчат
пулометы. Визжат и шлепаются снаряды,
вздымая землю, изрыгая огонь и металл.

Рядовые, сержанты и офицеры идут
в лесную чашу на митинг, посвященный
решениям Конференции руководителей
трех Держав. Майор Неклюдов зачитыва-
ет документы. Конференции. На импрови-
зированную трибуну поднимаются бойцы,
офицеры.

Снайпер Дмитрий Серебряков — быв-
ший нарымский охотник, за время войны
истребивший 37 немецких солдат и офи-
церов, произносит:

— Решения Конференции радуют
каждого советского воина, вливают в нае
новые силы. Пусть знают враги нами.
что скоро они испытают на собственной

в.

Давать еще больше продукции стране, фронту.

БАЛИНИН, 8 декабря. (ТАСС). С

с во-
стока, запада и юга. Se
Твардии рядовой Войнов родом из Бе-

лоруссии. Его семья еще томится под.

ярмом гитлеровских оккупантов. Много
пузей и дорог исходил боец, пока при-
шел на родную белоруесвую землю.

Зыступая на митинге, гвардеец гово-
рит:

_— Встреча нашего родного товарища
Сталина с руководителями Великобрита-
нии и Соединенных Штатов Америки —
историческое событие в жизни всех сво-
бодолюбивых народов мира. Удары по
гитлеровской военной машине с востока,
запада и юга будут тавими, что она раз-
валится окончательно. Я © нетерпением
жду этого дня. Лва pasa. был ранен,
много крови потерял, но чувствую в се-
бе новые силы и буду бить подлого вра-
га до тех пор, пока не настунит желан-

шкуре могучую силу решающего удара   ный час победы.-

лучше, ответим на решение конференции

чувством удовлетворения вотретили тру-   новым повышением производительности

дащиеся Валинина сообщение о Конфе-
ренции руководителей трех Держав.

На митинге ткачей фабрики <«Проле-
тарка» выступила стахановка Жукова.

— Конференция в Тегеране, —заяви-
18 она, — вынесла смертный приговор
тодоеду Гитлеру. ° Скоро фашистекая
Германия будет зажата в тиски е трех,
сторон — востока, запада и юга. Все мы
6 нетерпением ждем этого. дня и горим
желанием всеми силами помочь прибли-
зить день желанной пббеды над ненави-
етнымх врагом. Будем же работать еще

ЕЯ

Аркадий ПЕРВЕНЦЕВ

Тихон Иванович, сняв шапку, сказал вад
телом погибшего короткую речь. Убитого
похоронили невхалеке от часовни. На похо-
роны пришли моряки из ливизвона торпед-
ных катеров. Нападение на участок не было
случайным. Немцы хотели помешать рабо-
там, Появившись на следующий день и об-
стреляв виноградники из пушек и пулеме-
тов, они почти достигли своей цели, Люди
побежала с плантации, бросились к конюш-
ням, стали набрасывать на лошадей хому-
ты, запрягать, вытаскивать и грузить скарб.

Галя на верховом коне разыскала Тихона
Ивановича, уехавшего в колхоз за семенами,
Он прискакал на взмыленной упряжке во-
время. Обоз беглецов трогался в путь. Ти-
хон Иванович снова встал на дороге и не
пустил никого, Ему подчинились. Люди рас-
прягли лошадей, внесли в жилиша свой
скарб и продолжали работать. Двое суток
они засыпали воронки, уравнивали поле, вы-
рванные лозы под наблюдением Петра Пет-
ровича снова закапывали в землю.

Через три дня черные бомбардировщики
низко пронеслись над мысом, как бы раз-
глядывая цель, и засыпали участки мелки-
ми осколочными бомбами. Люди прижались
друг к другу в шелях и поднялись окроваз-
ленные, обсыпанные землей и размельчен-
ными ветвями кустарников. Теперь уже она
обозлились, и все почувствовали себя насто-
ящими солдатами; а от этого пришла и сол-
датская гордость и дисциплина, Никто не
просился за перевал, никто ве бросался к
кокюшням, Началось неравное единоборство
между русскими людьмв — крестьянами в
вемецкими пришельцами.

Бушевал норд-ост, по морю катились вы-
сокие волны. Они зло бросались на берег,

*) Окончание. Начало «Красный

Олот» 8 декабря 1943 ‘г,

cM,

ee ee es ais

труда, увеличением выпуска продукции.
Мой ответ будет такой: сейчас я рабо-
таю М® 16 станках. С 10. декабря прошу
перевести на обслуживание 24 станков.
Обязуюсь не снижаль темпов, дать 70
конца года не менее 20.000 метров тка-
ней сверх плана.

Ее примеру последовали работницы
Абрамова, Сапунова, Малинина и другие,
В единодушно. принятой резолюции

ткачи решили дать в декабре 100 тысяч
метров тканей сверх плана.

ЕСН

Bt ee is Se НЫ eau

рокотали и снова убегали в море. Мыс, ка-
залось, дрожал от бури и канонады. Немцы
пытались прорваться к бухте. Ночами люди
 Гахона Ивановича выходили на берега и вы-
лавливали из ледяной воды обломки разби-
THX шлюпок, кораблей, чтобы залатать ды*
ры в стевах и крышах своих жилиш,

В одну из таких ночей в бухту прешел
тральщик, который сразу узнала Галя, По-
скольку тральшик ошвартовался у южных
причалов бухты, Галя попросила у Тихона
Ивановича лошадей, чтобы скорее попасть
к кораблю. Через два часа девушка праеха-
ла < седым и усатым моряком, похожим на
героев морских приключенческих романов.
Он курил трубку, сплевывал в сторону и го-
ворил громким и храплым ‘басом. В комвате
Гали устроили встречу под свист норд-оста.
Собрались виноградари, женщины из трак-
торной бригады во главе с Ольгой и девуш-
ки обрезчины лоз, Пили ввно и ели ячмен-
ные лепешки, где попадались крупные не
размятые зерна.

— Мы любим море, вы = землю... — ба-
сил отец Гали. -— Мы никогда не погибнем,
Слышали, как его тонят по всем фронтам?

— Я назвал наш мыс мысом «Доброй На-
дежды», — несколько смущаясь сказал Та-
хон Ивановач. — Я так и звал, что здесь
его должны задержать. i

‘_ 9 orn6an мыс Доброй Надежды. —
прохрипел моряк, окуная усы в вино, — там
нас здорово потрепал штормяга... Это было,

пожалуй, еше в тривадцатом году...

Бывают дни, которые запоминаются на-
долго. 25 марта на ферме запомнили все,
Немцы устроили так называемый звездный
Яз:алет. Семьдесят шесть бомбарлировииков
вспахали землю. Город опять горел, дым
поднимался на сотни метров. Матросы. сол-
даты и жители хоронили в щелях убитых и
ставили-временные памятники — плиты из-

ig fe

*

*

‚Голос защитников Ленинграда
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ, 8 декабря.   ах подводные лодки на море и разрушаль

(Спец. корр, ТАСС). Весть об историче-
ской Вонференции руководителей трех
союзных Держав в Тегеране быстро 05-
летела подразделения и части Ленинград
ского фронта. Бойцы и офицеры горячо
обсуждают опубликованные в газетах ма-
териалы конференции.

На огневых нозицинх батарей офице-
ров Федотова, Чабанова и Орлова ©0-
стоялись митинги. Гвардеец Вишнев, вы-
ражая мнение воех артиллеристов, в сво-_
ем выступлении заявит:  _

— Суровый, карающий приговор вра--
гу вынезен. Руководители трех великих
Держав: предельно ясно заявили: «Ника-
кая сила в мире не сможет помешать нам
уничтожать германские армин на буше,

Митинги московских

В, паровозных и вагонных депо и Ha
станциях Московского железнодорожного
узла состоялись многолюдные митинги.
ЧКелезнодорожники горячо привететвуют
решения Конференции руководителей
трех союзных Держав в Тегеране.

„ — Гитлер и его сообщники по разбою
в Европе, — сказал на митинге в элект-
pogeno Ярославекой дороги инженер
Смирнов, — хотели поставить нас на
колени. Не вышао! Советский народ. ру-
ководимый партией Ленина — Сталина,
нашел в себе силы и мужество дать ре-
шительный отпор бандитам. Читая Дек-
зарацию руководителей трех могущеет-
венных Держав, весь мир видит теперь,
что нет той силы, которая могла бы по-
мешать Об’единенным нациям сокрушить
венавистный всем евободолюбивым наро-
дам гитлеризм. Поможем же нашей доб-
лестной Красной Армии нанести гитле-
POBCRUM ордам новые смертельные удары.

Работники депо дали слово выпустить
сверх плана из ремонта одну электросех-
цию и увеличить на 20 процентов про-
изводительность труда,

_ Котельщик паровозного депо Москва-
Пассажирская Московеко-Рязанской же-
лезной дороги Галанин заявил:

— Транспорт — родной брат Красной

ОРЕЛ, 8 декабря. (ТАСС). Водхозни-
ви Орловской области с огромным инте-
ресом обсуждают ^Декларации, принятые
на Вонференции ‚руководителей трех со-
юзных Держав. В сельхозартели «Иенин-
ская искра», Урицкого района, после 03-
накомления с опубликованными  Декла-
рациями, слово взяла жена Ффронтовика
холхозница Восачева.

— С каждым днем крепнет боевое co-

Великобританией, — говорит она. -
Перед такими сильнейшими державами
гитлеровская армия никогда не устоит,
близок ее конец. Мы сделаем все для бко-
рейшего разгрома ненавистного врага,
1 Сегодня я передаю в особый фонд Глав-

ЕРЕВАН, 8 декабря. (ТАСС). Ha
предприятиях Армении состоялись мно-
голюдные митинги, посвященные обсуж-
дению Декдарации трех держав. На ма-
шиностроительном заводе имени Дзер-
жинского выступил заместитель началь-
ника цеха № 7 тов. Рубен Шахманян.

— Каждое слово Декларации, — ска-
зал он, — дышит твердой уверенностью

никогда не сомневались в победе, но те-
нерь знаем, что мощные удары в`востока,

` РАССКАЗ +)

т fol

вестнякового камня, на них кинжалами вы:
царапывали имена сраженвых.

Люди мыса вышли ва поле и снова вы-
равняли все. Вывороченные, не родящие
слои земли Сбросили обратно в (воронки,
Привезли удобрения, отправились в горные
леса, в мешках носили оттуда каштановую
почву.

Парвики поблескивали стеклами. Они
привлекли внимание врага. «Мессершмиттых
обстреляли их из авиапушек, Тихон Ивано-
вич приказал рассредоточить парники По.
всему мысу и замаскировать их. Во время
одного налета они уничтожили склад с сеё-
менным картофелем. Пришлось собирать в
зрмейских и флотских частях кожуру и вы-
 саживать картофель под артиллерийским
огнем — тяжелые батареи противника, до-
ставленные из Германии, обстреливали мыс.
Воздушные разведчики летали над участка.
  ми и выжидали, когда картофель, закустит-
  ся. «Юнкерсы» пикировали на картофельное
поле и вымели его фугасными бомбами, Кар-
тофель восстановить не удалось...

Весной немцы минировали с воздуха бух-
ту. Над бухтой вспыхивали зонты парашю-
тов, в тяжелые мины опускались в воду. Но
рветер иногда’ относил парашюты на ‚мыс, в

мины опускались ва землю. Некоторые из

них взрывались, мяогие разряжаля моряки.
 Жевшины мыса могли нашить себе одежды
‘из парашютного шелка. Галя сделала в сво-
  ей комнате занавески

— Мы все же побеждаем их, — убеждей-
но сказал однажды Тихон Иванович Гале.—
Пока они остановились, но вскоре побегут.

— Я в это тоже верю, Тихон Иванович, —
без улыбки сказала Галя, возмужавшая во!
время этой напряженной борьбы за землю,—
я не жалею. что осталась с вами...

Но вот пришло тяжелое испытание, К до-
мику Тихона Ивановича подкатила машина с

1 переднего наблюдательного

дружество Советского Союза ‹ США и

в победе. Армянский народ приветствует ‘ков.
решения руководителей трех Держав. Мы

их военные заводы с воздуха».

Не’ успел закончилься митинг, как на,
огневой позиций прозвучали орудийные
залпы. Снаряды полетели туда, откуда
вили немецкие пушки по мирным квар-
талам Ленинграда. Четко и слаженно дей-
ствовал расчет гвардии младшего сержан-
та Мухоеда. Прошло короткое время, и с.
пункта на-
блюдалтель Горбов передал, что снаряды
ложатся в цель. В глубине обороны фа-

нистов. раздался оглушительный взрыв,
за ним другой, третий...
Немецкая батарея, стрелявшая по

Ленингралу, была уничтожена.

Таков был боевой ответ гвардейцев,
давших слове усилить мощь своих уда-
ров по врагу. :

железнодорожников

Армии. Мы будем работать так, чтобы
фронт ни в чем не знал отказа, чтобы он
своввременно получал боеприпасы и сна-
ряжение. Наш цех досрочно выполнил
годовую программу и обязался выпустить
#3 ремонта сверх плана 8 паровозов.
Призываю коллектив цеха напрячь в?
силы и сдать эти паровозы в 25 декабря.

С большим под’емом прошед митинг в
вагонном депо станции Николаевка, до
срочно выполнившем годовой план. Ра-
бочие и служащие взяли обязательство
выпустить в декабре из, ремонта раньше
срока 80 вагонов, оказать техническую
помощь  Мелитопольскому  вагонному
пункту,

Железнодорожники успешно  выпол-
няют свои новые обязательства. Токарь
депо Николаевка Ударов вместе двух
норм в смену выполняет 3,5 ‘нормы, ма-
ляр Тилаев вместо 270 процентов выра-
батывает 307 процентов задания, Уча-
сток цеха депо Москва-Горьковекая. где
мастером Егоров, выпустил. на 1 чае 40
минут раньше срока паровоз из под’емоч-
ного ремонта, Старший  малтияист Аха-
бадзе привел на 25 минут раньше срока
поезд и сэкономил много топлива,

(ТАСС).

Больше хлеба государству

ного Командования 48 пудов хлеба-—это
мой вклад в дело обороны родины.

В соседнем колхозе с сообщением 0
работе ‘конференции выступил член
правления артели тов. Шамардин. Когда
началось собрание, тов. Шамардин нолу-
чил извещение, ‘что его сын за боевые
заслуги награжден медалью. Разделяя
общую радость, он заявил:

— Мы должны изо дня в день помо-
гать Красной Армии, . чтобы ее усилия
против неменко-фашистских захватчиков
были нарастающими и беспощадными.

Жолхозники в этот же лень продали
тосударству из личных запасов 800 пу-
дов хлеба.

АРМЯНСКИЙ НАРОД ПРИВЕТСТВУЕТ ДЕКЛАРАЦИЮ
ТРЕХ ДЕРЖАВ

запада и юга проложат в ней кратчай-
ший путь. Мы, етахановцы, должны по-
мочь приближению этого торжественного
часа. ‘

Тов. Шахманян заявий, что коллектив
цеха обязуется план второго, полугодия
по всем повазателям выполнить досроч-
во. Лично он взял обязательство закон-
чить до нового года обучение 13 нович-

По окончании дневной смены митинги
состоялись во всех цехах комбината име-
ни Кирова. ‘

Е Е ПЕЙ Оби ee ee ЗДАЫ

военными, одетыми в морскую авиационную
форму. Галя увидела из-за зававесок под-
тянутых и стройвых офицеров, поднамав-
шихся по ступенькам Это были новые лю-

° ди. Что говорилось в коме? По лицу вы

шедшего вслед за офицерами Тихона Ива-
новича она поняла: что-то случилось. Воен-
ные уехали, Тахон Иванович остался во
дворе один.

— Зачем они приезжали? — спросила
Галя, незаметно появляясь подле него.

— Они — летчики, Галя.

— Я угадала это, Тихон Иванович, Но
зачем к нам летчики? :

— Им нужны ДНЕ

— Аэродромы! — Таля покрутила паль-
цем у лба. — Причем здесь вы, Твхон Ива-
НОВИЧР Bee

— Мы должны. отдать под аэродромы
часть свойх виноградников.

— Разве больше негде посадить самоле-

ты? :
Тихон Иванович обвел рукой горы, поле
нявшие вокруг мохнатые свов вершины, мо-
ре, ущелья.
— Негде..,
граднаках...
Не сразу мог смириться хозяин прифрон-
товой земли. Никому ничего не говоря, он
три дня не решался начинать работу. Он
замотал своих раз’ездных лошадей, осмат-
ривая но окрестностям плошадки, которые,
как думалось ему, могли быть использова“
ны под аэродромы. Нет! В этой долине,
прикрытой горами, единственным таким ме-
стом были его ниноградияки.
Тихон Иванович собрал всех своих людей
й сдержанно раз’яснил смысл новой жертвы.
Хмуро направились на плантация люди в
помогли морякам вырвать лозу и утрамбо-
вать катками землю. Половина всей пло-
щади виноградников была уничтожена, Лю-!
ди в проходимых местах обтянули аэродром
колючей проволокой, на шлагбаумы поста-
вили часовых. Три ночи подрял на свет про-
жекторных лучей» точно зажигавших про-,
жащим огнем серую землю. снижались
истребители, штурмовики и бомбардиров-

Видишь... Только на вино-

‘са «Доброй Надежды»

`ЧЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ, `8 декаб-
ря. (Спец. корр. ТАСС). В одном из
районов Ленинградской области, оккупи-
рованном гитлеровскими захватчиками,
отряд партизан захватил сумку © пись-
мами немецких солдат и офицеров, адре-

сованными в Германию. Эти письма весь-

ма красноречиво говорят о страхе гитле-
ровцев перед растущим  партизанскям
движением в их тылу.

В вумке оказалось три письма обер-
ефрейтора Курта Лангер, и-8о вбех трех
говорится o партизанах. Так, своему
другу обер-ефрейтору Рудольфу Шлеф-
фель радист Курт Лангер пишет; «Дол-
жен тебе сообщить. что у нас на рациях
страшно много работы, так как почти вся
телеграфная связь порвана партизанами,
которые здесь насчитываются тысячами.
Они ежедневно  перерезают провода,
Поэтому все передается но радио. Пар-
тизаны ежедневно нападают на нас, и
немногив часы, остающиеся для отдыха,
приходится проводить, как на позициях,
вооруженными гранатами и карабинами.
Часто завязываются такие сильные бои,
что не надеешься выбраться живым».
Другому своему приятелю обер-ефрей-
тору Руди Габедел Курт Лангер с00б-
щает: «Не проходит. ночи, чюбы pyc-
ские партизаны не натали на нас. Уже
дошло до того, что мы целую неделю
были совершенно ‘отрезаны от внешнего
мира. Кто знает, выберемея ли мы когда-
нибудь отеюда». Характерно — письмо
Курта Лангер своей жене. «Я не сумел
тебе ответить сразу, — пишет он, — так
Hak русские партизаны совсем не дают
нам покол. Вчера они опять напали на
поезд, шедший в Германию.
Фыл сильный бой и,

конечно, не обош-
лось без жертв».

При этом

Немцы о партизанах

Подобные He высказывания содержат
другие письма. «Партизаны усиливают
CBO деятельность, — пишет солдат
Опиц. — Они обстреливают и взрывают
наши поезда: Дорога слишком. длинна, и
невозможно взять ее под контроль. Мы
бы были рады уйти из этой местности».

Старший ефрейтор Роберт Код пишет
своей невесте: «Вчера партизаны coBep-
  шили нападение недалеко от нае. Они
взорвали поезд, направлявшийся в Гер-
манию. А потом завязался бой. Эти
страшные партизаны орудуют совсем
близко от нас. Их силы исчисляются TEI
сячами. Можешь себе представить, что
получится, если они ворвутся в наш ла-
герб»:

Вот еще одно письмо — обер-ефрей-
тора Еленка своей жене Гертруле. «Пар-
тизаны опять взорвали путь и, вероятно,
несколько дней нельзя будет по нему
ехать, — пишет Кленк, — Бой с парти-
занами с каждым днем становятея
тяжелее. Вагоны с нашими солдатами
летят под откое, движение на железной
дороге нарушается, Надо скорее выбн-
ральея из этой области. Приближается
время, когда следует кончать войну.
Убитых и раненых у нае даже слишком
достаточно»,

В одном из писем ефрейтор Эрнст
Грайнер рассказывает своей жене Гиль-
де: «Сейчас у нас много забот ¢ этими
партизанами, Постоянно сльипатся взры-
вы и стрельба. Вею прошлую ночь мы
провели на ногах. Почту ты, наверное,

р ани

получаешь нерегулярно, так как парти--

заны во многих меетах взорвали фельсы.
Иногда по два-три дня не бывает желез-
нодорожного сообщения»,

Укупорка аккумуляторных батарей
‚ подводных лодок

В эксплоатания батарей на подводных
Лодках, как показывает опыт. немалое
значение имеют укупорка и уплотнение на
водонепроницаемость крышки аккумуля-
тора. урока может нарушаться час-
тично Или полностью при сотрясензях
корпуса корабля от, в°рывной волны или
в штормовую погоду, В резузьтате элек-
тролит просачивается. сильно снижается
сспротавленяе изоляции. Устранение по-
следствяй сопряжено с потерей некоторо-
го времени. кораблем и с. трудоемкой рабо-
гой личного состава, обслуживающего бд.
гарею.

Для укупорки крышки применяются
мастика и резановый шнур, а для уплот-
неная проходных отверстий — резиновые
кольна. :

Качество укупорки зависит от качества
‘и конфигурация уплотнительной резины,
эт физических свойств мастики и кон-
структивного оформления краев крышка.
Резина, малостойкая в отношении темпе-
ратуры в серной кислоты, усыхает, теряет
эластичность и He обеспечивает герме-
тячность. Лучшее уплотнение обеспечи-
вает шнур клинообразного сечения, а не
квадратного или прямоугольного. Он дол-
жен быть не из кусков, как это иногда бы-
вает, а целым. 7

Стойкость мастики зависит и от способа
ее разогревания при устранении в ней тре-
щин ила при разукупорке аккумуляторэв.

Известны два способа разогревания ма-
стаки: с помошью открытого пламени и
электричества, :

В первом случае мастика nepemuraetea.
В процессе нескольках таких разогреваний
ве горючие составные части выгорают (обуг-
ливаются). Мастика теряет нужные фази-
ческие качества и не удовлетворяет уже
пред’являемым требованиям.

Второй способ — разогревание с помо-
щью сзянцового проводника, прелусматри-
ваемого в укупорке при изготовлении акку-
мулятора. Конны проводника присоединя-
ются к зажимам элемента и за счет выле-
ляемого проводником тепла мастяка размяг-
зается. При таком нагреве она ne пережи-
тается а не теряет необходимых физических
качеств. Края крышки и бака не обжагают-
ся, как это бывает при пользовании откры-
тым пламенем.

Существует мнение,
способ кропотлав. неулобен и мало эффек-
тавен, Такой взгляд ошибочен. На одном
из соединений подводных лодок автор
данной заметки доказал это практически.
Концы свинцового проводника была присо-
едянены сперва к одному элементу, а потом
к двум, соединенным последовательно, Ма-
стика размягчалась относительно быстро
и при использования одного элемента, Та-
ким образом были подтверждены удобство
я эффективность электрического способа.

На прочвоств укупорки влияют также
количество мастики на аккумулятор и кон-
фигурация ее сечения. Существуют два кон-
структивных оформления краев крышки: на
скос и под некоторым углом, Канал, обра
зуемый краями крышки и стенками бака, во
втором случае получается шире, а попереч-
ное сечение укупорки — больше.

‚При сотрясенчях верхние стенки бака
деформируются и появляющиеся силы сжа-
тия воздействуют на укупорку. Вполне
очевидно, что мастика с клинообразным по-
перечным сечением будет слабее протяво-
стоять силам сжатия и легче выдавливать-
ся из канала, чем если бы сечение было
квадратным или прямоугольным. Я

Инженер-капитан 1-го ранга’
А, ВФИМЕНКО.

что электрический

` ВОИНСКАЯ ДОБЛЕСТЬ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 8 пекабря.
(Спец, корр. ТАСС). На опушке роши
стояла батарея 105-миллиметровых орудий
противника, Фна открыла беглый огонь по
нашим наступаюшим подразделениям @
прижала пехотинцев к земле. Командир.
артиллерийского дивизиона получил при-
казание полавить батарею и открыть доро-
гу пехоте, :
`Капитан Розенберг тотчас выдвинулся
вперед в боевые порядки пехоты и стал
корректировать огонь своего дивизиона.
Метким огнем была уничтожена прислуга
немецких орудий. Пехота атаковала spa-

щики. Вскоре господство в воздухе было
решительно отвоезано, ]

Однажды при взлете зацепился за вер-
хушки дубов штурмовик; упав ва пляж, са-
молет сгорел вместе с экипажем. Дубы
давно метала, но их шадили. Но нельзя—
жестоки законы войны. Командование при-
казало немедленно спилить деревья. К ду-
бам пришли саперы, и деревья упали. Тихон
Иванович, скрепя сердще, смотрел на гибель.
деревьев, K которым он привык не меньше

„  чем к виногралнякам. Снова земля принесла

жертвы для победы. Такие дубы вырастут
не скоро. Если и вновь посадить здесь де-
ревья, то при жизни его он может увидеть
только тонкие побеги. А эта коричневые
срезы пней, провитые кругами прожитых
деревом лет, напомнят ему о сегодняшних
ДНЯХ.

— Налеты-то совсем прекратились, —ска-
зал Петр Петрович, весело посматривая из-
под ладошки “на небо, закурчавленное Oe-
лымй облачками,

— Не смеют теперь, — заметил Тихон
Иванович .— Много стало наших. Нозами
прямо спать не дают, гудят в гудят чад
крышей, ] 3

— А если бы мы в двеналнатом голу не
раскорчевали вон тот участок, а в пвадпать
девятом вон тот, — Петр Петрович провел
ребром моршинистой руки по воздуху, —
может, негде было бы сесть аэропланам.

— Нашли бы где сесть, — скромно ска-
зал Тихон Иванович —Ишь какие ребята!
Как они дубы срезали. Сто, лет росля, а
они их за полчаса повалили.

— Нет, — не соглашался старик. — Мы
все-таки помогли... Виногралников жалко.
Какой был семиньол, Тихон Иванович! Хотя
бы дозрел...

Хорэивы овошей обычно привозились к

- кораблям утром. На базах дивизионов тор-

педных катеров, сторожеваков и морских
охотников появились огурны; редис, рель-
ка, лук и Морковь. Окропленные росой,
сверкавшей под золотом солнца, овоши мы-
стали привычвым
блюдом моряков. Потом поспели ранние
сорта винограда. Первые корзины винограда
были отданы летчикам как бы за то, что

жеские позиции и захватила орудия <
всем запасом снарядов.

Противник, оправившись от первого уда-
ра, предпринял контратаку. Капитан Розен-
берг, попрежнему нахддившийся в боевых
порядках пехоты, приказал немедленво
развернуть трофейные пушки в сторону
хонтратакующих. ‘

Пулеметы противвика причиняли урон
нашим пехотинцам. Артиллеристы капита-
на Розенберга уничтожили четыре ручных
и три станковых пулемета противника.
Контратака была отбита. -

они пощадили хотя бы ноловину плантация.

Опять остановились автомашины у дома
Тихона Ивановача Чтобы не вилеть скорби
его, командир дивизии попросил договорить-
ся своего старшего генерала, прибывшего
йз штаба ВВС флота. Высокай в хмурый
генерал-лейтевант в морском кителе и по-
гонах, окантованных голубым, попросил еше
потесниться. Удар переносился блажеа к
Крыму, он усиливал ближние аэродромы.
Генерал сидел на’ табурете прямой в стро-
гай, по его озабочевному лицу иногда про-
бегала натянутая ‘улыбка, он посматривал
на часы. Генерал сказал, что ему известен
героизм земледельпев мыса «Доброй Надеж-
ды», достойных воинской награды. Поэтому
он и прибыл сам для переговоров, Конечно,
он мог отдать праказ, и бойцы моментально
приступят к работе. Но так поступать он
считает неверным. Так не обращаются ©
друзьями.

— Когда мы отгоним отсюда немпев а
сумеем перевести‘аэродромы уже в степную
часть края, Тихон Иванович, — сказал re-
нерал, — тогда я прикажу помочь вам CHO-
ва развести виноградники. А сейчас мне
нужно еще примерно восемь гектаров для
дальних бомбардировттиков.

— Но хотя бы вали собрать урожай, то-
варишщ генерал, На этих восьми гектарах
скороспелые сорта...

— Хорошо, — подумав, произнес гене-
рал. — А мы пока раскорчуем тамариски в
долине реки. Две ведели вам хватит?

— Да, ; :

— Спасибо, — генерал пожал руку Ти-
хону. Ивановичу и быстро вышел такой же
строгий, неулыбчивый и озабоченный.

„.Вчера на вершивы гор выползали боро-.
датые клочья облаков, и над лесами свистел
ветер. Пыль, сметенная с дорог, стучала по
жестким листьям дубков и грабов, Сегод-
няшней ночью бора — ветер, рожденный
здесь, притих. На рассвете гидробомбарли-
ровщики, ходившие к Крыму, садились на
рябоватый плес бухты, в сторожевики-кате.
ра, скользили по малой штилевой волне.
Боевая тревожная ночь сменилась дневвым
кратковременным отдыхом.

Окончание см. на 4-й стр,

BCe-