yo

10 декабря 1943 г., № 291 (1549)

ВОЗМ

Ченинград. Солнечный день. Первый
exer. Ha улицах много народа, Ребятиш-
ви играют в снежеи. Карапузы из детеко-
го сада пытаются на насыпях траншей
вобрудить горку. Их весёлые голоса зве-
Еят в чистом воздухе. Шумной ватагой
проходят «ремесленники», Они спешат в
кино. По Невскому, звеня, пробегает
трамвай с забитыми фанерой окнами.
Неожиданно воздух разрезает резкий
свист. С воем пролетает снаряд над Не-
BOd H надает недалеко or Дворца пионо-

^ ров. Шипат на енегу раскалённые оскол-

ки. Летят камни, известковая пыль заво-
лакивает улицу. Остановились трамваи,
свернула в переулок автомашина с хле-
бом. Высокий седоусый рабочий быстро
переходит на другую сторону улицы п
скрывается в под’езде. Радио разносит
несколько взволнованный голос диктора:

— Район подвергаетея  артиллерий-
скому обстрелу. Движение прекратить.
Населению укрыться,

На ослепительно белом снегу расплы-
ваются алые пятна крови. Молодая жен-
ина, раскинув руки, лежит на панели.
Рядом -— её сумочка, с которой она шла
в магазин. бенщину убил немец, убил
хладнокровно, спокойно, как убил он в
этот день и старика, и одиннадцатилет-
него мальчугана Толю Смирнова на улице
3-го Июля.

Выпустив несколько снарядов по го-
роду, немец побежал от своей пушки в
землянку. Он укрывается, убийца.

Петроградевая сторона. — Кировский
проспект. Врасивые, изящные дома но:
крыты ранами. Осколки тяжёлых снаря-
дов вырвали из их етен кубки кирпича,

` оконные рамы, двери. Небольшой лом на

углу улицы Мира и проспекта Кирова.
Здесь детский сал. Уходя на работу в уч-
реждение, на фабрики, заводы, женщины
приводили сюда своих ребятишек. Каждая
из них была уверена, что вечером она за-
берет малыша и поведет его домой, В
этот день 35 матерей узнали странное
ре: их детей убил немец. Фашистевие
мерзавцы выпустили по этому району,
где нет ни одного завода, ни одного кораб-
ля или воинской чабти, сотни снарядов.
Десятки килограммов взрывчатки упали
на здание детского сада.

Сын работницы совхоза, восъьмилетний
Адик Петров, днем пришел из школы. Он
радовался солнцу, первым книжкам, кото-
рые научилея читать. Он готовилея завт-
ра снова пойти в класс. И сейчас, усев-
пись за отол, АдиЕ учил уроки. В это вре-
мя тишину улицы разорвал грохот ена-
ряда. Первый снаряд упал за соседним
двором, второй попал в квартиру, Tle mur
Адик Петров. Осколок снаряда, пробив
переборку, раздробил ногу мальчика. Этот
наряд выпубтил немец.

Другой снаряд, выпущенный фашист-
CKUM подлецом, попал в здание фабрики,
изготовляющей самые мирные предметы
хомалинего обихода. Осколок повредил го-
лову ленинградской работнице Никаноро-
вой. Сейчас у нее мучительные боли.

Подлый финский фаптист Карл Гадолин,
захлебываясь от злобы, писал: «Финлян-
дия хотела бы, чтобы Ленинград был нол-
ностью разрушен». Желание финекого
холопа совпадает с желанием его немец-
кого хозяина. Два года немецкие и фин-
ские варвары обстреливают Ленинград.
Это они убили Риту Задворневу, ранили
Алика Щеткина, Зою Манько — крошеч-
ных ленингралевих граждан, вышедних
йз детского очага погулять на улицах
родного города. Это они выпустили целую
серию снарядов, разрушивших четыре
флигеля на улице Желябова, оставив без
квартир десятки семей работниц  тек-
стильной фабрики.

we ve ot

Увольняясь из частей, лётчики, артил-
леристы, танкисты, ‘моряки Враснозна-
менной Балтики проходят по улицам
Ленинграда. Гневом наполняются сердца
воинов, в груди закипает  неутолимая
жажда мщения. Страшно м больно смот-

satay pies megs nent np ice ig ee niente eet ene tannery

П. СТАРОСТИН
sare

реть на зилющие раны любимого города.
Снаряды пробили стены известного всему
миру здания Мариинского театра, 0бкол-
ки исковеркали прекрасную решётку, ок-
ружающую Дворец труда, разрушили но-
вые прекрасные дома на Международном
проспекте, на канале Грибоедова, поца-
рапали гранит и мрамор Дворца Советов.

Ho we слёзы в глазах ленинградцев.
Ненависть, жажда мести, нетерпеливое
ожидание часа, когла наступит полная
расплата с проклятым Bparou,

Эта расплата уже приближается. Неда-
16к день полного возмездия. На окраине,
за заставой раздаётся гул. Артиллеристы
части Смирнова дали залп. Наблюдатель-
ные посты засекли фашистскую батарею,
обстреливавшую город. И хотя немцы
спрятали свои пушки в лесу, оградили
их брустверами; вкопали в землю, им не
спрятаться от расплаты. Балтийские раз-
ведчики сообщили комендорам точные
координаты. Тщетны надежды врага, что
обстрел Ленинграда пройдёт для них без-
наказанно.

Артиллеристы частей Тудера, Гранина,
Барбакадзе уже нащупали немецкую ба-
тарею. Снаряды обрушились на её пози-
цию. Прямым попаданием моряки разне-
сли в щепки дворик, повредили орудия.
Пробив перекрытия блиндажа, снаряд раз
зорвал в клочья весь расчёт пушки. Воз-
мездие пришло к немцам в лес, в землян-
ку, вуда они пытались укрыться.

ётчик пикирующего бомбардировщи-
ка Васянин видел больницу, разрушен-
ную артиллерийским снарядом: Вместе с
товарищами балтиец ехал в трамвае на
аэродром. Лётчик не произнёс ни одного
слова. Друзья поняли его: за это надо
метить!

Поднимаясь в воздух, Васянин сказал
командиру:

— Немецкая батарея будет уничто-
жена.

Немцы ветретили морских лётчиков
сплошной завесой зенитного огня. Баш-
тийцы увернулись от разрывов зениток,
Васянин повёл машину в пике. Внизу
под собой он увидел маленькое пятныш-
ко: немецкую тяжёлую пушку. Когла до
неё остались лишь сотни метров, Вася-
нин нажал кнопку бомба отделилась от
самолёта. Фотоаппарат зафиксировал ре-
зультаты: там, где стояла немецкая пуш-
ка, была видна лишь глубокая воронка.

За кровь ленинградцев, за раны города
отвечают не только те немцы и финны,
что стоят у пушек. Ответственность не-
сут также матросы фапистоких кораблей
и транспортов, Они возят снаряды для
‘орудий. За варварские разрушения го-
рода. отвечают и пехотинцы и автомал-
чики. Они охраняют свои пушки, они по-
могают артиллеристам разрушать горох,
убивать его жителей. Возмездие  насти-
гает варваров и в море, и в воздухе, и на
земле, и под землёй.

хх

Встретив в Финеном заливе шесть не-
мецких кораблей, моряки торпедных ка-
теров старшего лейтенанта Глушкова и
младшего лейтенанта Газина не считали
врагов. Балтийцы прорвались через ог-
невой заслон и атаковали фантистекие Ko-
рабли. Точно выпущенные торпеды по-
пали в цель, Взорванные немецкие ко-
рабли ушли на дно. -

Тысячи снарядов везли матросы не-
мецкого транспорта ноябрьским утром
1943 г. Эти снаряды предназначались
для обстрела Ленинграда. Экипаж транс-
порта хотел помочь убийцам, стоящим у
пушек. Гвардии капитан Фетуновевий
видел транспорт, вядел приготовившиеся
в стрельбе корабли охранения.
была рискованной, опаснод для жизни.

Атака

Летуновский идёт на явный риск: @н ду-
мает лишь о том, чтобы спасти: жизнь 60-
тен ленинградских женщин и детей. Фо-
гография мальчика Толи Смирнова с
оторванной немецким снарядом ногой
встала перед глазами лётчика. Капи-
на дно. Стрелок-радист  Вузьмин ва-
фикслровал результаты атаки: горящий
транспорт погружается в холодные воды
Валтики... Это возмездие за кровь Толи
гвардии капитана Конотантюка сильным
огнём зениток. Капитаны фашистских
транспортов вызвали на помошь два 96-
требителя. «Месоершуиитты» попытались
й отправились на передний край. Даже в
евободные от работы на батареях часы
моряки подразделений капатан-лейтенан-.

отогнать балтийского летчика, яростным
огнём своих пушек и пулемётов.

Увернувшись от преследования «Мес-
сершмиттов», лётчик потиёл в атаку. Его
штурман гвардии капитан Кошелёв сбро-
вил торнеду. Десятитысячетонный ко-
рабль с бобприпасами и военной чехни-
ROH пошёл на дно. Много сотен снарядов
не получили немецкие артиллеристы для.
етрельбы по городу. Десятки врагов 3а-
платили своей жизнью за кровь совет-
еких людей. Вонстантюк отомотил за род-
ной Киев, за любимый Ленинград.

wee +

ган Тетуновекий прорвал зенитную за-
весу и с малой дистанции выпустил
ториеду. Взорванный транспорт пошёл
Смирнова.

В тот же день, в этом же районе He-
мецкие транспорты встретили самолёт

В день 26-й годовщины Октября нез-
цы открыли по городу обобенно ожесто-
чённую стрельбу. Они хотели сорвать
ленинградцам праздник. На каждый сна-
ряд врага артиллеристы Ленинградекого
фронта и моряки ответили десятками
снарядов. Подавив десятки немецких
орудий, взорвав несколько складов
боепринасами, балтийцы взяли винтовии
тов Вовка и Антошенко, канлодок коман-
дира Кулишева не отдыхают. Они быют
врага. Возвратившись с переднего края,

щам акты, подтверждающие смерть” нем-:
Hes, 8a десять дней, прошедших поле
доклада товарища Сталина, балтийские
артиллеристы только: одной части истре-
били из винтовок 300 фашистских вар:
варов. Их товарищи за это время огнём
своих орудий уничтожили ‘много сотен
фашистов вместе с техникой, повозками
п машинами, на которых в огневым по-
зициям подвозились снаряды,

хх

Гейнрих ‘мечтал о дворце в Ленинграде:
Он готовил свои части в предстоящему

наступление не состоялось. Город на Не-
ве был попрежнему недосягаем. Как и
раньше, словно бастионы,  бтояли 60

ражением на Юге, огромными потерями
под Ленинградом, немцы и финны уси
лили обетрел неповорного города. Разру-
шив жилой дом на набережной, они кри:
чали, что потопили крейсер «Киров». Онл
выдают желаемое за действительное..
Фашистекие мерзавпы. хотели бы срав-
tats Ленинград с землей, уничтожить
го жителей. Они забыли, что «Советский

остаточными силами запиттить Ленинграх,_
гарантировать и на будущее безопасность
Ленинграда, развеять в прах подлые Е03-
ни немецких и финских захватчиков и
заставить их нести полную ответствен-
ность за совершённые злодеяния». (Сов-.
информбюро). :

отит ни одной капли крови, пролитой 16-
Ma, музея, детокого сада. За все заплатят

своей кровью немцы и финны. Ленин-
градская земля станет для них могилой.

Ленинград.

Среди великих военных вождей, рож-
денных русским народом, адмирал Павел
Степанович Нахимов занимает 060б0е me-
cto, Великий русский флотоводец и за-
щитник Севастополя никогда не занимал
первого места в командовании  сухопут-
ными или морскими военными силами
России. Всегда он должен был считаться
тв с надменным, малосмыслящим в воен-
HO-MOPCKOM деле  главнокомандующим
Черноморским флотом и Врымекой ар-
мией князем Меншиковым, то с бездар-
ным, преждевременно одряхлевшим пре-
эмником Меншикова = князем Горчако-
вым, то непосредственно с раздражитель-
ным, потерявшимея от несчастий  импе-
ратором Николаем Г. И только силою сво-
их могучих и разнообразных даровании,
своей несокрушимой волей, своим вее-
гдашним, изумляющим и потрясающим
Boex очевидцев геройским  самоотверже-
нием Нахимов как-то без особых усилий
CO своей стороны, без всяких  домога-
тельств. без всяких происков, к которым
он, между прочим, был совершенно не-
впособен по своей натуре, всегда и всюду
становился фактически на первое меето.
“Так это было еще задолго до Синенекого
боя. когда впервые имя Нахимова про-
гремело по всему миру и покрылось
неувядаемой славой,

Нахимов велик не только как флото-
водец и военачальник: он показал ис-
калючительное умение воспитывать И
готовить нужный для защиты родины и
Даля её славы человеческий материал. В
те времена палочной дисциплины Нахи-
мов словом и делом резко протестовал не
только против грубого, но даже против
слишком высокомерного, барского отно-
шения командного состава к матросу. Он
решительно требовал от подчиненных ему

>
Академик
Е. ТАРЛЕ,

=

флотеких офицеров, чтобы они не смот-

рели на матросов вак на безличную мас-

су, а внимательно изучали индивидуаль-
ные качества каждого матроса, служив-
шего под их начальством. Он утверждал,
что только тогда можно извлечь наиболь-
шие результаты из всего корабельного
коллектива.

«Мало того, что служба предотавител
нам в другом виде, говорил Нахимов, —
да сами-то мы совсем другое значение
получим на службе, когда будем знать,
как на кого нужно действовать. Неаьзя
принять поголовно одинаковую манеру 0
всеми. Подобное однообразие в действиях
начальника показывает, что у него нет

‘ничего общего ео своими подчиненными

п 910 он совершенно не понимает своих
соотечественников, & это очень важно».
Так учил он своих офицеров: Матрос
сейчас же поймет, утверждал Нахимов,
какой офицер относится к нему с чело-
вечееким участием: «Вы думаете, что
матрос не заметит этого, заметит лучше,
чем наш брат. Мы умеем лучше говорить,
цем замечать, & матросы, напротив, луч
зие умеют замечать, чем говорить»,

Больше всего запомнили морские
офицеры, проведшие под его началь-
ством первые годы службы,  следую-
wine ero слова: «А каково пойдет

служба, когда вое подчиненные будут нз-
верное знать, что начальник их не любит
и презирает их? Вот настоящая причина,
что на многих судах ничего не выходит

БОЕВЫЕ ТРАДИЦИИ РУССКИХ ФЛОТОВОДЦЕВ

п что невоторые молодые начальники
только одним страхом хотят действовать.

Страх подчас хорошее дело, да согласи-!

_тесь, что ненатуральная вещь — не-
сколько лет работать напропалую ради
страха. Необходимо поощрение сочувет-
вием; нужна любовь в 6в0ему Jeay-c,
тогда с нашим лихим народом можно та-
кие дела делать, что просто чудо... Пора

нам перестать считать себя помещиками, .

а матросов крепостными людьми! Матрос
есть главный двигатель ва военном ко-
рабле, а мы только пружины, которые на
него действуют. Матрос управляет пару-
вами, он же наводит орудия на неприяте-
ля, матрос бросится на абордаж, если по-
‘надобитея. Вее сделает матрос, если мы,
начальники, не будем эгоистичны, ежели
не булем смотреть на службу. как на,
средство для удовлетворения своего че-
столюбия, & на подчиненных как на сту-
пени для собственного возвышения».
Нахимов всегда говорил, что матро-
вы — основная военная сила флота:
«Вот кого нам нужно возвышаль, учить,
возбуждать в. них смелость, теройство,
ежели мы не себялюбивы, а действитель-
ные слуги отечества». Нахимов утверж-
дал, что вое воспитание матросов должно
быть основано на развитии в них настоя-
щего патриотизма, горячей и искренней
любви к родине и готовности в минуту
боя 663 колебаний пожертвовать собой:
«Вот это-то воспитание и собтаваяет о6-
новную задачу; вот чему я посвятил себя,
для чего тружусь онеусыпно и, видимо,
достигаю своей цели: матросы любят и
понимают меня. Я этою привязанностью
дорожу больше, чем отзывом чванных
дворянчиков-с!  У многих командиров
служба не клеится на судах оттого. что
они неверно понимают значение дворя-

КРАСНЫЙ ФЛОТ

вр
противника

_Пасами, продовольствием

моряки с гордостью показывают товари- \

‘ном пубкте Г. Народные мстители истре-

1и разгромили штаб гарнизона противни-

В белые летние ночи финский генерал.

летнему наступлению на Ленинград. Ho} < отряд
‘тов; А., устроили засаду на mocce и
уничтожили

гордые красивые лома. Озлобленные но-

`на из групп подрывников взорвала 4 мо-

народ и Врасная Армия располагают хо-\ 1OBI !
‚ учреждений на Смоленщине

Советский народ не забудет и не про-   „ь Ев

нинградцами, ни одного разрушенного до-.

Черноморский флот. Лважды ордено-
носец командир подводной лодки ка:
питан-лейтенант Б. Гремяко. Экипаж

его корабля отлично выполняет бое-
вые задания командования,

Фото Б. Шейнина,

ЛЕНИНГРАДСКИЕ ПАРТИЗАНЫ
ГРОМЯТ ВРАЖЕСКИЕ ГАРНИЗОНЫ
И КОММУНИНАЦИИ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 9 декабря;
(Спец. корр. ТАСС). За последние‘ дни
партизаны Ленинградской области 06-
ществили ряд операций в тылу немец-
ких войск.

Темной
вершил

ночью один из отрядов 00-
внезапный налет на гарнизон
OTH в населенном пункте В.
Партизаны уничтожили склад ¢ боепри-
и снаряже-
нием. В бою убито и ранено до 80 сол-.
дат и офицеров противника. Захвачены
три пулемета и другое оружие.

В ту 26 ночь партизаны другого oT-
рада предприняли крупную операцию.
против гарнизона противниЕа в населен-

били 143. титлеровца, уничтожили 2 не-
мецких пушки, 2 батальонных  миноме-
та, 2 продовольственных и 2 вещевых
склада, склад с боеприпасами, 3 гаража,
82 мотоцикла, 60 велосинелов, 2 поход-
ные кухни, 1.700 метров линий связи, 8.
дзотов, взорвали лва деревянных моста

ка. Успешную ночную вылазку
Лиил еще‘один партизанский
пезультате боя убито я ранено
„жеских солдат и офицеров.
Партизаны отряда, которым командует

coBep-
отряд. В
‚107 вра-

‘три ‘автомашины. Среди
‘убитых — командир немецкого баталь-
она, в
„С большим успехом продолжают дей-
оотвовать  партизаны-подрывьики. 0д-

ста через реки, другая — заминировала
полотно железной дороги. Взрывом раз-
‘рушен луть`и уничтожено 23 немецких
охранника. _ о г

-Гвардии майор Г. САФОНОВ.

` Восстановление медицинских

СМОЛЕНСК, 9 декабря. (ТАСС). В
‘районах области открыты 109 больниц,
129 амбулаторий. 248 фельдшерских пунк-
тов. В Смоленске, Козельске и Кондрово
работают женские. и детские консульта-
‘ции, молочные кухни. Свыше 1700 врачей
й средних медицаянских работников обслу-

Трудящиеся области активно участвуют
‚в: восстановлении медицянских учрежде-
ний. Колхозники Павлиновского  сельсо-
вета. Спас-Деменского района, построяли
больницу без затраты государственных
средств. (Силама населения построены
больницы в Знаменкове и Издешкове.

нина и презирают матросов. забывая, что

-у мужиков. есть ум, душа и сердце тав же,

как у всякого другого». Он требовал от
офицеров. чтобы они даже в свободное
0т службы время думали о матросах:.
«Воть свободное время, — пуеть 3a-

‘ пимаются с матросами обучениезг грамоте.
маи пишут за них письма на родину...

`Веё ваше время и все ваши средетва дол-
жны принадлежать службе». =

С пятнадцатилетнего возраста, когда.
Нахимов поступил на морскую службу, и
до 52 лет. когда французскал пуля 0бор-
вала его жизнь. Нахимов не знал других
интересов. кроме интересов службы, не
знал другой страсти, кроме любви к Роб-
сии, не знал других друзея, кроме матро-
сов и тех представителей командного со-
става, которых он сам же воспитал.

Й вот наступил великий экзамен —
Россий пришлось воевать одповременно
& Турцией, Францией, Англией, Сарди-
нией. Тогдатний царский режим в зна-
чительной степени подрывал живые силы
страны. Почти вовсе не было знающего,
подготовленного, спбеобного  генералите-
та. В интендантовом ведомстве царило
ужасающее вороветво. Оружие было ху-
же, чем у неприятеля. И, несмотря на Boe
эти условия, такие люди, как Нахимов и
воспитанные им флотекие офицеры и
матросы,. могущественно способствовали
‘тому, что Россия вышла из тяжелой не-
удачной войны, еще приумножив свою
стародавнюю вековую военную славу.

Поздней осенью 1853 года Нахимов
решил напасть на турецкую  черномор-
скую эскадру, под прикрытием которой
перевозились оружие и ‘боеприпасы
на Кавказ в помощь о воевавишим ©
Россией горным  паеменам. 80 ноября
1853 года Нахимов co своей эскадрой,
состоявшей из шеети больших кораблей и
двух фрегатов, вошел в Синопекую бух-
ту на Анатолийском берегу Турции и не-
медленно напал на стоявшую там под
прикрытием береговых батарей турецкую
эекадру Осман-паши, состоявшую из Ce-\

венных

противник

Т нашем театре вобвала гвардейская авиа-

‚ противление

Воспитание боевой дружбы

Боевая дружба — один из могущеет-
H. факторов успешноети боевых
действий в авиации. Только комплекс

глубоко укоренившихся высоких боевых

й моральных качеств может обеспечить

в воздушном бою дружную слетанность,

взаимную. выручку. Вот почему к партий-
но-политической работе в авиации cupa-
ведливо  пред’является ‹ требование —

искать и находить тавие пути воспитания

летчиков и технического персонала, ко-
торые вернее и быстрее вели бы к цели.
С этой точки зрения опыт воепитатель-

ной работы в нашей - авиачасти в неко-

торых отношениях поучителен. Прибыв
после формирования на фронтовой аэро-
дром, часть сразу же включилась в боевую
жизнь. Лётный состав в основном был мо-
зодым, только что выпущенным из стен
звиашкол. Большинству механиков также
впервые пришлось в боевых условиях
самостоятельно обслуживать малериаль-
пую часть. i

В первые же дни начались неудачи. He
ладилось дело и у технического состава.
Театр военных действий был сложным,
проявлял большую  актив-
ность. Наши молодые лётчики подчас
нервничали, теряли уверенность в своих
силах,
- Неудачи порождали заблуждение. Ибо,
вонечно, виноваты были не самолёты,
& сами абтчики, ещё He познавиие их
достоинств, неуверенно владевигие техни-
вой пилотирования и не научивииеся вы-
жималь: из садголёта вею его боевую мощь,

отремительность и гибкость.

” Дружная  бслетанность пары — залог
успеха в воздушном бою. Молодежь на
первых порах не сознавала этого. Неред-
ко при встрече с противником пара рас-
Бальвалась и’ летчики действовали в
‘разнобой один с другим — очевидный
показатель того, что в эскадрильях ещё
нет должной слетанности, нет настоящей
боевой дружбы. .

Руководители  партийно-политической
работы в авиачасти сразу же устремили
внимание м усилия в тому, чтобы создать
в подразделениях дружный боевой коллек-
тив. Было подготовлено и проведено
собрание партийного актива. С до-
‘калом выступил командир части. Он
выявил подлинную природу недостатков
й разаснил, 916 и как должны  де-
лать коммунисты, ‘чтобы в кратчайший
срок преодолеть недостаточные  опыт-
ность и слетаннссть молодых лётчиков.

Коммунисты: энергично взялись за вос-
питательную работу. В одном подразделе--
нии, по поручению: парторганйзации, Ге-
рой Советского Союза капитан Хряев на-
етойчиво пропагандировал в беседах с
молодежью значение и существо боевой
дружбы и’ взаимной выручки, Капитан
Хряев делилея бвоим богатым опытем,
приводил. ees из боевой практики
истребителей, убедительно  доказывав-
шие огромную роль слетанности пары.

Ло того, как вновь сформированная
часть заняла свое место на фронте, на
часть; отвеленная затем на отдых. В cpe-
16 наших летчиков гвардейцы заслужен-
но пользовались славой отважных и уме-

рых воздушных воинов. 06 их боевых

традициях и замечательной спайке было
много разговоров. По инициативе. коман-
дования и парторганизации был пригла-
‘щен ® нам представитель гвардейцев —
Герой Советского Союза твардии майор
Алексеев. Он охотно согласился побесе-
‚довать с молодежью о боевой дружбе лет-
‘ного состава, 0 качествах и особенноетях
`вамолета «Як-1» и его использовании.
Гвардии майор Алексеев оказалел ма-
стером простого и доходчивого слова. Он
говорил о неудачах. которые и его пре-
следовали на первых порах боевой. рабо-
ты, о своих переживаниях и поясках
причин. Иллюстрируя беседу эпизодами
йз личной боевой практики, т. Алексеев

правдиво поведал о тех действительных
причинах, которые ослабляют боевой
эффект. Он поделился опытом своих в0з-

душных побед, достигнутых в результате
большой и упорной работы над собой.

ми фрегатов, трех корветов, двух парохо-
лов, двух транспортов и одного ‘шлюпа.
Нахимов шел во главе кильватерной ко-
лонны на корабле «Императрица Ma:
рия» и вотал ближе к турецкому флоту и
& береговым батареям. Русская артйлле-
pHa загремела в половине первого часа
дня. И уже через два часа в небольшим
определилась русокая победа. Вея турен-
кая эскадра была потоплена, кроме одно-
`го парохода, успевшего спастись  по-
спешным бегством. Погибла также вся
команда эскадры — больше 3.000 чело-
век. =

Матросы и офицеры любовалиеь своим
‘командиром во время боя, его спокойной
храбростью и распорядительностью. Уже
после сражения в Нахимову подошла
опоздавшая He по своей вине эскадра
Ворнилова. И вот что говорит очевидец—
офицер корниловской эскадры Барятин-
ский: «Подойдя к кораблю <Мария»
(флагманскому Нахимова), мы садимся
‚на катер нашего парохода и отправляем-
ся на корабль, чтобы его поздравить. Ёо-
рабль. весь пробит ядрами, ванты почти
все перебиты... Мы поднимаемся на ко-
рабль и поздравляем Нахимова. Он был
великоленен: фуражка на затылке, лицо
обагрено кровью, новые эполеты, нос —
вое красно от крови. матросы и офицеры
были черны от пороха. Пальто Нахимова,
которое он перед ‘боем снял и повесил
тут же на твоздь, было изорвано турец-
ким ядром».

; wk *

Блистательная синопская победа бы-
ла лишь первым подвигом Нахимова в
начавшейся страшной борьбе. В’ сентяб-
ре 1854 года еоюзники перевезли на

ипогочисленных транспортных судах и

военных кораблях свою армию в Врым и
осадили Севастополь. Часть русского фло-
та пришлось затопить веледствие полной
невозможности надеяться на успептное 0-
й с целью затруднить
неприятельскому флоту вход в” бухту.
Нахимов снял своих матросов с кораб-

командира части, вылетел

Эта беседа резко подняла настроение MO-
лодых летчиков, укрепила их веру В вы-.
вокие качества советекого самолета,

Однажды капитан Плешков, помощник.
HR самолете

«Яковлев-1» для опробования мотора в *

воздухе. В это время на высоте ходили.
две машины другой системы == из с0-

седней части. Тетчики считали эти еамо-_
леты отличными. Завязалея чренировоч-

ный бой между ними, с одной стороны, и.
«Яком», с другой, В двадцатиминутной.
схватке «Яковлев-1» начисто  «оревал
противника», не проиграв ни одного мо-
мента <«00я». Все это происходило на
глазах большинства наних моледых лет-
чиков, происходило столь убедительно, _
что никаких комментариев не
лось. a
В партийно-политической работе было.
широко использовано это практическое’
доказательство высоких достоннетв Ca-_
молета «Яковлев-1». Молодые летчики _
твердо осознали необходимость
шенствоваль летное  мастеретво, убреп::
лять боевую дружбу и слетанность. ^
виаэскадрилья, как правило,

хорошо подобрана и отработана каждая
пара в ее взаимодействии. С воспитатель-
ной точки зрения это добтижимо лишь.
при индивидуальном подходе к каждому
летчику. Само собой разумеется, надо

‘безукоризненно знать людей — их куль-— _
боевые и —

турно-политический уровень,
моральный качества. :
Четчик: С. отлично овладел: искусством
воздушного боя. В паре он был ведущим.
Грубоватый и резкий с товаращами, 01
относился с пренебрежительной  снисхо-
длительностью к ведомым. Последних это,

естественно, не располагал в нему. Шо -

совету парторга эскадрильи, к ведущему _
тов. С. назначили ведомым младшего лей-
тенанта В. — члена партийного бюро.
Вначале летчие С. проявлял к молодому
товарищу
резко изменил свое отношение,
что чбт невозмутимо и уверенно
вует в качестве ведомого, действует и0-
слушно и мастерски. Они сдружились, ие
раз ходили в атаку, & недавно, возвра-.

щаяеь. из разведки, сбили «Мессер-
имитт», Теперь это образцовая боевая.
пара. —

Слетанности боевой пары
кие, политработники и парторганизация
уделяют много внимания. Лучшие  при-
меры широко популяризируются. He-
устанно.  пропагандируетея практика
дружной боевой работы и взаимной вы-
ручки. По инициативе парторга эокад-
рильи т. Волкова состоялась конферен-
ция ведущих и ведомых. Летчики дели-
лись своим опытом, обсуждали отдельные.

эпизоды воздушных сражений, выявляли ^

их положительные и отрицательные ето-
роны.   i : 5

`Партийно-политическая работа в 95-
кадрильях, устремленная к укреплению
боевой дружбы, в созланию

когда одиннадцать наших истребителей, -
сопровождавших штурмовиков, вступили

в ожесточенный бой с
&«Ме-109» и «@В-190» ч сбили семь вра-
жбских самолетов. В этом групповом cpa-

жении в полной мере проявились боевая

дружба и слетанность налтих воздушных a
бойцов. а

„На собрании личного состава эскад-

рильи обсуждались детали этого воздуш- ^_

ного боя я его итоги. Вполне справедли-_
вв было отмечено, что молодые летчики —
старательно постигают боевое  мастер-
ство, становятся грозой для фанистских
стервятников. Растет также и мастерство _
валтего технического состава: -
Еще недавно наша часть остро пё
живала неулачи первых боевых вылетов.

А сейчас, пройдя суровую школу фрон- —

товой жизни и получив крепкую идейно-
политическую закалку, она стала мощ-_
ным, уверенным в своем мэбтеретве 60е-

‚вым коллективом — опытным 2 друж-

BEIM. Майор П. СИНЕВ.

лей и поставил их на бастионы. Началась.
долгая одиннадцатимесячная осада Ce-_
вастополя. И недаром Нахимова

Нилов погиб геройской смертью в самом _

начале осады, во время первой большой —

бомбардировки города — 17 октября ^
1854 года. Другой герой Севастополя, ад-_

мирал Истомин, был убит ядром в марте _
Истомина _

1855 года. Но и ло омерти
главная тяжесть фактического начальст-
ва над обороной Севастополя лежала Ha
Нахимове. Матросы,

ла Степановича, но обожали его.

очевь —
окоро стали называть хозяином Севаето- _
поля. Товарищ Нахимова адмирал В0р- -

как выражаются _.-
очевидцы, не просто любили своего Пав-...

может eS
стать дружным боевым коллективом, если

У

ioe: