i

e

Ночные бои морского дозора

Опыт морских боёв показал, 9т0 для
нанаденил на Нани дозоры и скрытного

прорыва коммуникацаи противняв в по-
давляющем большинстве случаев исполь-.

зует ночь. Однако репеительные и умелые
действия наших офицеров,  искусное
сочетание огня с манёвром срывают за-
мыслы врага. Дозорные корабли не до-
пускают немецкие катера к нашим мор-
CREM коммуникациям. Характерен в этом
отношении бой группы наших кораблей
CO сторожевымия катерами.

Немцы в одном пз фёйонов произво-
дили неоднократные попытки  мивиро-
вать фарватеры, поэтому дозорные  ко-
рабли особенно внимательно прослуши-
вали море, наблюдали за берегом. Ночью
парный дозор, имея головным катер
старшего лейтенанта Мациевевого, 06-
наружил насколько катеров противника,
идущих по направлению к нашему фар-
ватеру.

Дозорные калера немедленно пошли на
сближение. Приведя противника Ha 1е-
вый борт, они открыли меткий огонь. Не
выдержав его, немцы легли на обратный
курс. Это позволило нашим катерам до-
биться ряда прямых попаданий, Против-
ник, понеся потери, вынужден был отой-
ти под зашиту своих береговых  бата-
рей,

Успех боя об’ясняется тем. что cTap-
ший лейтенант Мапиевокий правильно
оценил сложившуюся обетановку, быст-
ро и безошибочно принял решение. Вне-
запно сблизившиеь © противником, 0H
повел е ним бой на малой дястанции, что
обеспечило победу. :

Ночные бои весьма сложны мо своему
характеру. До подхода поддержки дозор-

ный корабль должен задержать  против-
ника, не допустить в коммуникациям,
действуя инициаливно и ‘феншительно,

хак командиры катеров офацеры Авил-
хин и Дежкин.

Ночью они. заметили наш караван,
идущий курсом веет. Через несколько
минут авустик головного катера доложил,
что слышит шум вражееких катеров на
норд-весте. Для командиров стало ясно,
что’ немецкие катера пытаются выйти на
коммуникацию для нападенил на кара-
ван. Позорные катера немедленно легли
на куре сближения с врагом. Через не-
сколько минут сигнальщики обнаружили
силуэты вражеских калеров. Сблизив-
пиеь. лозорные корабли открыли огонь.
Е месту боя подошли катера поддержки.
Потеряв один катер, немцы легли на 0б-
ратный куре.

Успех этого боя об’ясняется тем, что
командир дозора правильно использовал
промежуток времени между докладами
‘акустика и сигнальщиков для организа-
ции внезапной атаки.

Ночные операции противник нередко
предпринимает значительными  силалги,
частью которых он пытаетея ‘ разведать
и сковаль действия наших Дозоров, a
частью прорваться на коммуникации.
Поэтому скрытность приобретает очень
важное значение Бомандир корабля дол-
жен уметь своевременно разгадать 38-
мыслы врага, отличить его демонетратив-

_ вые, отвлекающие действия от настоя-
щих намерений. Манёвр дозорного ко-
рабля должен сводиться прежде всего к
TOMY, чтобы поставить противника В
невыгодное положение, обрушить на Hero
внезанный и точный артиллерийский и
гулеметный огонь.

; у

КАРЕЛЬСКИЙ ФРОНТ, 10 декабря.
(Спец. корр. ТАСС). На передний край
обороны в гости к пехотинцам и артилле-
Ристам приехали лётчики — штурмовиви,

истребители, бомбардировщики. Встреча,
состоявшаяся в офицерском клубе, воси-
ла деловой характер. Речь maa 06 yxpen-
лении боевого взаимодействия авиации и
наземных войск.

® моменту проводки каравана состоя-
ние погоды было: сплошная низкая облач-

ность, высота 800—1.000 метров, вре-
менами дождь, ветер свежий я To
титормового нордовой четверти. Видимость
средняя , часто дымка и временами ела-
бый туман. Состояние моря 2—5 баллов.

Два миноносца, снялись с яко-
ря и, выйдя из залива, легли на вре
ветречи с конвоем для усиления эскорта.
В поллень следующего дня после непро-
полжительного времени были обнаруже-
ны корабли. конвоя, & затем и весь кон-
вой. Миноносцы начали конвоирование.
Транспорты шзи строем кильватерных
колонн. Один маноносед занял место и
сохранял его в дневном ордере до конца
пути на левом фланге конвоя, а второй--
на правом,

Несмотря на неблагоприятные условия
погоды и значительную удаленность от
своих аэродромов, немецкий разведчик
«Ю-88> непрерывно сопровождал конвой,
начиная е рассвета и до наступления тем-
ноты, держась вне досягаемости зенитно-
го огня, :

К очередному утру в состав конвоя
ветупили еще два миноносца: Один из нах
занял место в хвосте конвоя, другой —
на правом флавте. -

В 10.00 конвой шел курсом зю—
зюйд-вест. С утра над морем была облач-
ность. Нижний слой облаков на высоте
600-800 метров с разрывами, выше —
сплошные облака. Состояние морл 2—3
балла. ветер слабый. Бортовая качка на
миноносцах достигала 2—5 градусов.

С наступлением рассвета опять появия-
ся в районе конвоя немецеий разведчик.
К 10.00 прилетел второй самолет, Меж-
ду 10.00 и 10.30 на кораблях быша об’яв-
лена готовность № 1 — ожидалось напа-
дение- противника,

В 10.30 с миноносца «Т» оправа по
корме, на горизонте была обнаружена
первая группа торнедоносцев «Хе-111> и
«0-88». Группа шла на бреющем полете,
выхоля на конвой © кормы. С других ко-

‚еки стараясь избежать прорыва против-.

‘старший лейтенант П. лишилея возмож-

В этоЯ связи очень поучителен другой
ночной бой лозорного катера с немецки-
wa кораблями. Он интересен прежде все-
го потому, что наглядно показывает, ка-
кое значение приобретает правильная
оценка обстановки.

В ночном дозоре, когда видимость мак-
симально сокращена, многое Зависит от
акуетиков и сигнальщиков и правильной
опенки событий. Ошибки в этих случаях
нетерлимы.

Старший лейтенант М. велед за аку-
етиком, лоложившим о корзблях врага,
Jal команду открыть огонь, Разберём,
что из этого произошло?

Ночью несколько наших дозорных ка-
теров несли службу в районе коммуника-
ций. Экипаж напрягал внимание, вояче-

ника, Акустик катера, где командиром
старигий лейтенант П. одним из первых
обнаружил шумы винтов вражеских KO0-
раблей и определил. их движение. Больше
никаких данных командир не имел. Нем-
цы, вероятно, полагая, что идут в райо-
пе, наиболее возможном для прорыва,
сразу же после первых залпов катера по-
вернули обратно.

Формально задача выполнена —— кате-
ра не допущены в охраняемому району.
В сущности ке дело выглядит несколь-
ко иначе. Не виля вражеских катеров,
командир поставил перед собой задачу
атаковать их артиллерийским огнём и по-
топить. Но этого он не достиг лишь 10-
тому, что слишком опрометчиво принял
решение. В самом деле, достаточными ли
данными располагал командир перед от-
вритием огня?

Наблюдать стрельбу и корректировать
её командир не мог, так как катера врага
ещё не пришли на соответствующую ди-
станцию. Открывая огонь, старший лей-
тенант Il. не учёл то обстоятельство, что
стрельба «наобум» не могла не сказаться
нз успешности соседних катеров. Пое-
ледние решили не обнаруживать себя,
сблизиться на выгодную дистанцию и
внезапно обрушить на противника в60
силу своето огня, но, озаренные залнами
катера, были лишены возможноети 06у-
ществить свой замысел.

Бой не имел успеха. Демасвировав 0е-
бя, в следовательно, и’ линию дозора,

ности внезамного и более осмысленного
нападения на врага. =

Всякий обнаруженный неприятельевий
корабль надо стремиться уничтожить,
тем более тогда, когда к этому есть Bee
условия и возможности, Быстрое реаги-
рование на донесение акустика — ‘3есъ-
ма важное условие в борьбе с врагом, но
оно не должно быть опрометчивым, необ-
думанным, В современной войне, когда
маневренность боевых кораблей столь
выросла и`время на открытие огня че-
числлется секундами нельзя упускать
инициативу и Слагоприятные условия из
своих руБ.

Преждевременным открытием OTH

старший лейтенант поставил себя в невы-   :
стали разворачиваться на обратный курс.

голное положение.

Если командир правильно оценит 06-
становку, соотношение сил и условия в
предстоящем бою и воспользуется тем, что
вам. не замечен, он сумеет нанести. серь-
ёзное поражение. врагу.

Напитан-лейтенант В. ПАНИН.

Удар с воздуха
по переправе

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 10 декабря.
{Слен. корр. ТАОС). Груша <Илью-
шин-2» под командованием капитана
Запруднова получила  прихаз рэврушить
мост через озеро в глубин вражеской
обороны. Штурмовка таких узких целей,
как мост, к тому же Ha зназительном
удалении от переднего края, сопряжена
‹ исключительными трудностями и тре-
бует от лётчиков большого искусства.
На выполнение этого задания вышло 13
штурмовиков в сопровождении шестёрки
истребителей, м.

Случилось так, что при перелёте ли-
вии фронта многочисленная группа
«Фокке-Вульф-190» связала боем  на-
ших истребителей сопровождения. Штур-
мовики пошли к цели одни, пробиваясь
к об’екту сквозь интенсивный зенитный
огонь, но твёрдая дисцинлина строя и
настойчивое желание достичь цели уеи-
лили боевые качества наших лётчиков-
штурмовиков. Грунна <Ильющин-2» точ-
но вышла Ha цель,

Мост. который предетояло разрупгить,
был прикрыт сильными зенитными еред-
ствами врага, и едва экипажи  нояви-
лись в районе об’екта, как начали бить

десятки тяжёлых венитных орудий и
мелкокалиберные установки. Применяя
противозенитный манёвр, штурмовики
Balam Ha edb.

Первый заход не дал желаемых pe-
вультатов. Мост не был повреждён.

«Ильющин-2» развернулись для второго
захода. Emé ожесточеннее заработали
‘вражеские зенитки, но её внимательнее
стали лётчики, Сквозь огонь они про-
рвалиеь прамо к мосту, и почти все
экипажи точно уложили бомбы. Мост
рухнул. fe

В это время появились «Фокке-Вуль-
фы». Советские — летчики-нтурмовики,
приняв боевой порядок, ответили на
атаву вражеских самолетов хорошо op-
ганизованным огнём. Воздушный  отре-
лок ведущей машины старшина Сенцов
ебил вражеского истребителя. Вторую
немецкую мапшну зажёг старший лей-
Tenant Румянцев. Так, ведя воздушный
бой на обратном маршруте, все 13
«Ильюшин-2» благополучно вернулись
Ha свой аэродром.

Капитан А, ГРИШИН

Hag врожеским
аэродромом —

(Спец. корр. ТАСС). Группа советских
самолётов, пользуясь низкой  облачно-
стью, скрытно подошла к вражескому
аэродрому. С бреющего полета птгурмо-
вики открыли огонь, Факелами вопых-
нули несколько фашистских машин. Один
из «Месеершыиттов». пыталея взлететь,
но на высоте 25 метров попал под огонь
«Ильюшина-2» и, пронизанный свинцом,

>

упал.

Выполнив боевое задание, штурмовики

В это время над аэродромом появилась
большая группа «Мессершмиттов-109»,_
поднявшихея с соседней базы. завязал-
ся озжесточённый бой. Два вражеских
лётчика пытались атаковать подбитый
зениткой штурмовик гвардии старшего

лейтенанта Андреевекого. Но лётчики-ист-

Лейтенант Б. НИКОЛАЕВ.

Действующий флот.

Артиллериеты я пехотинцы говорили о
роли лётчиков в боях против засевшего в
обороне противника, o требованиях,
пред’являемых ими к авиации. Гости не
остались в долгу. Шетчики Колков, Игна-
тов, Телков, штурман Листопадов и дру-
гие предложили простые и эффективные
снособы лучшего обозначения переднего
Брая нашей обороны и важнейших целей
противника. eee

eee

Капитан 2-го ранга
A, BAPHHOB

<

раблей было замечено, что торпедоноецы
вынли из облаков и, теряя высоту, пере-
шли на бреющий полет, — or 5 go 1d
метров над поверхностью моря. Затем
торнедоносцы разделились: группа из 12
«Хе-111> п «Ю-88»> продолжала выхо-
дить в точку сбрасывания ¢ кормы, &
вторая, из 8 самолетов, заходила справа
по курсу. Вонцевые корабли конвоя от-
крыши огонь первыми, постепенно уси-
ливая его на подходе торпедоносцев. В
дальнейшем самолеты,  прорываясь к
транспортам, проходили весьма близко
от этих кораблей.

Олин миноносец открыл огонь по тор-
педоносцам, На подходе группы из 12 ca-
молетов концевые корабли также откры-
ли огонь из кормовых орудий, а затем и
из автоматов. Большинетво торпедоноес-
Hes группы,  атаковавшей ¢ кормы,
прорвалось к конвою. Самолеты сброеили
но две торпеды с дистанции 2—5 кабель-
товых.

Носле самолеты, не изменяя курса и
высоты, прошли между колоннами в го-
лову конвоя и затем отворачивали влево
под огнем эскорта и траненортов.

Наличие над конвоем воздушного  ог-
раждения стесняло маневр торпедоносцев
после сбрасывания торнед и заставляло
держаться на малой высоте. С другой ето-
роны, пролетая между транспортами, са-
молеты подвергались менее интенсизно-
му обстрелу, так кав ведение огня в этот
период могло привести в попаданию в
соседние корабли, а огонь с кораблей эс-
корта вообще прекращалея по той же
причине.

Не имея возможности делать крутые
виражи из-за малой высоты и не рискуя
набирать ее, противник, выйдя в голову

Е ЕТ ЕО

ребители Герои Советокого Союза гвар-
дии капитан Хаобыетов и гвардии млад-
ший лейтенант Разумов пошли на выруз-
ку боевого товарища. Комсомолец Разу-
мов смело вступил в бой с двумя «Мес-
серимиттами». Ему удалось двумя оче-
редями сбить одного из немцев, В это
время гвардии капитан Фариков навя-
зал двум вражеским самолётам схватку
на впражах и бреющем полёте. Одна не-
мецкая машина упала на сопку и загоре-
лась, второй «Мессершмитт» поспешил
уйти.

В этот день на аэродроме ив воздуш-
ных боях враг потерял 12 самолётов.

Epa: sees

конвоя, уходил между кораблями эскорта.
Не долетая, самолеты или отворачи-
вали, или, попадая под огонь, падали в
море, Примерно в половине таких случаев
падение сопровождалось пожаром.

Почти одновременно с выходом в атаку
торпедоносцев корабли эвкорта и транс-
порты были атакованы бомбардировщи-
вами, что значительно усложнило обета-
чэвку. Натало их атак почти совпало ¢

моментом обрасывания торпед. Очевидно, .

целью бомбардировщиков было отвлечь
огонь зенитной артиллерии и тем облег-
чить выход торпедоносцев из атаки. На
миноносец  выходили одновременно

по 1—2 «Ю-88». По выходе из облаков.

они пытались перейти в пикирование, но
интенсивный огонь автоматов, орудий, &
иногда и пулеметов заставлял их отка-
зывалься от этих попыток и уходить в
облака. _

Огонь открывался и во тем самолетам,
которые показывались в разрывах нижне-
го ‘слоя облаков. На них переносили огонь
впециально выделенные орудия.

Бомбардировщики обетреливали кораб-
ли пушечным огнем из-за облаков. Так,
например, справа и слева по корме мино-
нееца <Г» на расстоянии примерно од-
ного кабельтова были замечены  воплее-
ки снарядов пушечных очередей. Опаса-
ясь сбрасывания бомб из+за. облаков, ко-
рабли меняли скорость хода, иногда курс.
Попытки бомбардировщиков атаковать
транспорты отбивались огнем автомалов
и орудий транспортов, а также огнем зе-
нитной артиллерии конвоя. На rpanenop-
ты было сброшено несколько бомб, но
безуспешно,

После отражения алак торпедоносцев
и бомбардировщиков наступила пауза.
Она длилась около 40 минут.

Первая комбинированная атака дли-
лась примерно 15 минут. Выход торпе-
доносцев, считая с момента их обнару-
жения до сбрасывания торпед, занял при-
мерно три минуты. В результате было
сбито несколько торпедоносцев и бомбар-

943 г., № 292 (1550)

11 декабря 1

Товаришу Никите Сергеевичу

Хрущеву

От молодежи города Киева

Дорогой наш Никита Сергеевич!

Молодежь Киева горячо приветствует
Вас в эти исторические дни, когда на
наших глазах происходит освобождение
и возрождение истоптанной  гитлеров-
ским сапогом Советекой Украины.

Собравшись на общегородской ми-
тинг Молодежи, чтобы поделиться  чув-
ством радости по поводу освобождения
столицы Украины, мы в первую очередь
выражаем благодарность лучшему другу
советской молодежи родному Сталину и
Вам, руководителю большевиков Укра-
WHEL.

Больше двух лет Киев обволакивала
черная туча гитлеровского режима, Это
были времена неволи, беспросветного
страха и мук, особенно для молодежи,
которую немецкие захватчики истреоля-
ли всяческими способами. В условиях
нослыханного преследования молодые
советекие патриоты сохранили ¢Bow
честь и независимость, преданность сво-
ей Родине, Они боролись в подполье, в
рядах партизан, метили  угнетателям.
Немцы хотели навсегда отнять у моло-
дежи Киева все то прекрасное и радост-

что дала нам советекая власть. Пе-
широко раскрыты были
университетов, иссле-
Перед нею

ное,
ред молодежью
двери институтов,
довательских учреждений.
проетиралея ясный путь всестороннего
развития, Страна гордилась молодыми
учеными, писателями, художниками, из0-
бретателями. Немецкие палачи хотели
отнять у украинской молодежи право на
счастливую жизнь, на активное участио
в строительстве могучей совотекой дер-
жавы. Немцы пытались уничтожить ук
раинскую советокую культуру, Они с0-
жгли в Киеве храм науви— университет,
разрушили десятки прекрасных MIRO,
дворцов культуры, вырубили  столетние
деревья киевских парков, испортили те-
атры и стадионы. Они сеяли вместо этого
растление и одичанме. Ненавиоть, _свя-
щенная ненависть пылает в сердцах мо-
лодых киевлян.

«Кары катам, кары» — призывает нас
гневный Шевченко, как-будто обращаясь
в современникам. Его слова повторяют
свидетели трагедии Рабьего Яра, очевид-
цы пожара университета.

Смерть убийцам детей, насильникам И
работорговцам!

Клянемся Вам, Никита Сергеевич, uN
молодежь Киева никогда HO забудет ин
простит немециим, фашистам  надруз
тельства над нашей национальной т9р-
стью, над нашей древней столицей,

Теперь мы все, как один, взялись и
творческий т [
ного города. Мы заверяем Вас, что №
свои молодые силы, энергию и пыл от
дим на помощь Красной Армии, чт

руд mo восстановлению  ,

скорее разгромить врага и освободить вю р

советскую землю.

Желаем Вам, родной Никита, Сергеоии,
плодотворных успехов в Вашей работе в
благо любимой Украины,

Смерть немецким захватчикам!

Да здравотвуют наша Родина 1
передовой отряд нашего народа — Ве
‘союзная Коммунистическая Партия (603
шевиков) !

Да здравотвует Советская Украина!

Слава Красной Армии — освободитель-
нице нашей!

Слава великому полководцу и вожжи
советского народа, великому Сталину!

(Принято на митинге  молодени
г, Киева, 5 декабря 1943 г.),

Бойцам и командирам Киевских дивизий

От молодежи города Киева

Дорогие освободители наши — рядо-
вые, сержанты, офицеры и генералы
Киевских дивизий!

От имени молодежи столицы Советской
Украины — Киева шлем рядовым, сер-
жантам. офицерам и генералам Киевских
дивизий пламенный привет и глубокую
сердечную благодарноеть за освобожде-
ние наб от немецкого рабетва.

Дорогие наши герои! Молодежь Киева
все время ждала вас — освободителей
наших. Мы верили в то, что немцу не
господствовать в столице Украмны. Мы
прислупивались к каждой вееточке, про-
никавшей с фронтов, мы торжествовали
в душе. когда немцы об’явили трехднев-
ный траур по поводу их поражения под
Сталинградом. Молодые виевляне всеми

способами саботировали немецкие поряд-
ки, окружали немцев ненавистью, Уни-
чтожали презренных палачей, Мы верили
в то, что придет день и на киевских
улицах будет праздник. Этот праздник,
эта радость заполнила теперь наши серд-
ца. наши улицы м площади.

Вы, герои наши, выбросили немца из
Киева и теперь гоните его дальше, освэ-
бодив уже много сел и районных центров
Киевщины.

Мы с радостью узнали, что Верховный
Главнокомандующий, Маршал Советского
Союза товарищ Стазин присвоил диви-
зиям, освободившим Киев, наименование
«Киевевих». Будьте горды этим наиме-
нованием, ибо Киев — гордость Украи-
ны, Виев — сердце украинекого народа.

Митинг молодежи гор.

ЕИЕВ, 10 декабря. (ТАСС). В зале
Виевского академического театра оперы
й балета имени Шевченко состоялся 0б-
шегородекой митинг молодежи столицы
Советской Украины.

Открывая митинг, секретарь Киев-
ского обкома и горкома ЛЕСМУ тов.
Тронько напомнил о пережитых киевла-
нами черных днях немецкой оккупации.

Один за другим поднимаются на три-
буну представители киевской молодежи.
Слово предоставляется  слесарю завода
«Большевик» Никона Рошенко.

— В начале войны, — говорит он —
оборудование нашего завода было от-
правлено в глубокий тыл, и там вырос
новый завод, работающий для фронта.
Сейчас. когда мы дождались прихода на-
ших войск, клянемся Врасной Армии, на-
шей Родине, великому Сталину, что при-
ложим все силы, чтобы скорее восстано-
вить наши завод в родном Киеве.

Бурными аплодисментами участники

митинга встретили партизана Ивана Г.,
рассказавшего о том, что народные мети-
тели за этот год истребили на территории
Киевской области 5.700 гитлеровских
солдат и офицеров, пустили под откос 70
вражеских эшелонов, уничтожили 92 же-
левнодорожных и шоесейных моста, сор-
вали в 10 районах Пиевщины угон с0-
ветских людей на каторгу в Германию.

Вдохновенную фечь- произнес  поэт-
фронтовик Андрей Малышко.

Секретарь ЦК  ЛИСМУ тов. Костенко
передал от имени молодежи Украины
пламенный привет участникам митинга и
рассказал о героической борьбе совет-
ской молодежи в тылу врага.

Тепло ветретила молодежь векретаря

‚отями.

молодежи показать
тероизма
Киева.

Желаем вам новых побед, новых уепе-
хов на фронте. Бейте проклятого номщь
еще крепче! Приближайте день оконче-
тельной победы над захвалчиками! Мы
вам во всем поможем, мы будем укр: .
лять тыл, возрождать` Киев, и вы, возврь-
тившись после разгрома врага, будете
лучшими и почетнейшими нашими 1-
a

Слава Киевским дивизиям, освоболив-
пгим столицу Советской Украины из не
мецкой неволи!

Слава великому полковохцу, Маршал
Советского Союза Иосифу Виссарионови-
чу Сталину!

e

(Принято на митинге  молодени
г. Ниева 5 декабря 1943 года),

`Киева

платы. Сыновья русского, украмиеот,
узбекского, казахокого и других народ
Советского Союза героически боролись 11
Днепр, за наш родной
союз народов
победы. очищения всей
немецких захватчиков!

Виев. Бралевий
залогом наш
налтей земли и

служит

Тов. Сердюк обратилол с призывом +

образцы трудов
я доблести в восстановлени

На митинге выступили также команНХи

Н-ской авизчасти, участник боев 8a oe
вобождение Киева Герой Советекого (5. ^
юза Дмитрий Назаренко и студентка Ви
евекого
Валентина Софоненко,

тосударетвенного  университм

& большим воодушевлением участник

Киевского обкома ВП (5)У тов. Серлюка.

—= Немецкие изверги залили кровью
наш древний Киев, — говорит тов. Cep-
Дюк. — Они расетреляли, повесили, за-
мучили десятки тысяч людей. За все их
злодеяния мы потребуем суровой рас-

митинга приняли  приветотвенное пиб-
мо Верховному  Главнокомандующеу
товарищу Сталину. Приняты также при
ветствия руководителю украинских бо-
шевиков тов. Хрущеву и воинам ле
ских дивизий.

ТРУДОВАЯ ДОБЛЕСТЬ КОМСОМОЛЬЦЕВ ДОНБАССА

ГОРЛОВКА (Сталинская область), 10
декабря. (ТАСС). Боевыми производствен-
ными делами прославила себя комсомоль-
ны и несоюзная молодежь рудоуправления,
где директором тов, Ревенко.

С первых дней пряхода Красной Армии
молодежь под руководством Марии Рад-
ченко, Наколая Фастова и Нины Кузьмен-

дировщиков и несколько самолетов по-
вреждено.

Вторая атака торпедоносцев была про-
изведена © того же направления, что и
  первая. Самолеты шли двумя эшелона»
ми, один за другим, вильватерным стро-
ем или уступами. Нервый  эшелон—12
самолетов, второй — 6, с интервалом
около одной минуты. Одновременно бом-
бардировщики пытались выходить в ата-
ку на корабли конвоя, как и во время
первого нападения.

Эта атака 18 торпедоносцев, поддер-
жанных бомбардировщиками, ветретила
более интенсивный огонь и более стойкое
противодействие, Огонь был значительно
организованнее и дружнее. Личный co-
став освоился с обстановкой боя и рабо-
тал более уверенно,

Часть торпедоносцев была сбита на
подходе концевыми кораблями. Однако
основная группа, около 10 самолетов,
в0е же прорвалась и сбросила торпеды.
Выход из атаки был выполнен тут Tak
же, как и при первом случае, но отво-
рачивали они в основном вправо, а не
влево.

Несмотря на бойьшое количество сбро-
шенных торпед, при второй атаке не бы-
10 попаданий в транепорты или корабли
эскорта,

Во время атаки противника над кон-
воем появился наш истребитель. Он вы-
шел на боевой курс торпедоносцев к мо-
менту прорыва последней группы из ше-
сти машин. Появление истребителя на-
рушило строй торпедоносцев, один из
самолетов был сразу же сбит  несколь-
‘Кими очередями. Нахождение в воздухе
истребителя несколько стеснило и веде-
ние огня.

После отхода торпедоносцев бомбарди-
ровщики также ушли из района боя. Ca-
молет-разведчик оставалея на видимости
конвоя до наступления темноты. Однако
больше противник не предиринимал
атак,

За время боя было сбито 11 самоле-
тов, из них примерно */3—торпедоноецы.

В полудню предпоследнего дня плава-
ния над конвоем начали патрулирование
наши самолеты.

ко организовала расчистку и уборку шахт
и вывозку угля к железнодорожной стан-
ции, Брягаде слесарей Немцова нужно бы-
„ло извлечь чз забоя три насоса, затоплен-
ных на глубане полтора метра. Комсомоль-
цы Изан Фаспутько я Владимир Гаташ
работали целый день в ледяной воде, но
задание выполнили,

В вечеру погода значительно
шилась. С наступлением темноты  под-
нялся сильный шторм. На следующий
день все транспорты были доставлены в
порт назначения, и к полудню корабли
эскорта бросили якори на рейде.

Уместно рассмотреть некоторые так-
тические особенности, влиявшие на ха-
раклер использования артиллерии в этом
бою. Атаки неприятельской авиации
производились в условиях пониженной
видимости, при наличии сплошной 05-
лачноети, облегчившей скрытность под-
хода самолетов к цели. Атаки были ком-
бинированными: торпедоносцы наносили
главный удар, бомбардировщики прикры-
вали их, отвлекая на себя часть огня з6-
нитной артиллерии кораблей конвоя. j

Следует отметить, что наша авиация
не принимала участия в бою, если не
считать эпизода с истребителем. Поэто-
му бой по своему характеру является б0-
ем между кораблями, с одной стороны, и
авизцией — с другой.

Самолеты противника атаковали
рабли, стесненные в маневрировании,
эскорт выполнял только’ роль ПВО.

Эскорт был наиболее сильным на
флангах конвоя, на более опасных в точ-
ви зрения нападения торпедоносцев. То
обстоятельство, что атаки проводились
с кормы, не дало результата, несмотря
на то, что на близком расотоянии было
сброшено около 30—40 торпед, Очевид-
во, немцы не рискнули производить ата-
ки с курсовых углов, близких к 90°
опасаясь больших потерь. Группа из 8
торпедоносцев, заходившая параллельно

ухуд-

RO-
И

курсу следования справа, во время первой

атаки, допущена к кораблю не была.

Большое количество самолетов против-
ника, одновременно атаковавиих конвой
(временами до 40), при сравнительно
незначительных силах эскорта, обуслов-
ливало для конвоя большую  напряжен-
ность боя. Эта напряженность вызвала
необходимость усиливать огонь по само-
летам до предела и разделять ero по не-
свольким целям,

Сравнительно устойчивый характер
движения торпедоносцев при подходе к
точке сорасывания торпед и относитель-

В свободное от работы время молодежь
за две недели перебросила на вагонетках
600 тонн угля за 4 километра от железно
дорожной станции. Силами молодежа сб
раны инструмент, обушки, лампы, лопаты,
аккумуляторы.

В рудоуправлении созданы и работают
25 комсомольско-молодежных бригад,

но малая их скорость облегчили ведение
огня, но при наличии в хвосте конвоя 10-
раблей с более сильной зенитной apr
лерией потери немцев были бы значе
тельнее. —
На более благоприятном отрезке пут,
когда торпедоносцы проходили мимо ко 7
цевых кораблей эскорта, миноносцы пре
кращали ведение огня из-за опасно
попадания в свои корабли, По этой #6

огонь и по самолетам,  выходившим 13.
‘атаки. Условия требовали большой зип:
малельности от артиллеристов и орудие
ных расчетов.

Огонь открывался командирами орудий
самостоятельно и велся очередями. [
реное и выбор целей осуществаялоя
командирами орудий так же. Сабдует St
метить, что здесь же находился среди
командир, который мог правильно решить
задачу о выборе цели, порядке и тем
огня.

Наблюдение за прохождением трасо ( -
носительно цели затруднялось из-38 110
хои их видимости при низкой облачноети,

При интенсивной стрельбе необходим
учесть и еще одну особенность. Так №
огонь из автоматов велся длинными 0
редями в течение длительного време,
была реальная опасность выхода из ИИ
стволов. Они охлажлались во время 1“
рерывов мокрыми тряпками. Пожары

ны не были, что, несомненно, си
признать упущением. Охлаждение om
лов мокрыми тряпками все же недойе.
точно и занимает много времени,

Ни в коем случае нельзя допускать
рушения дисциплины огня. Тав, наи
мер, иногда его вели по целям, дистанции
до которых превышала достигаем
Это приводило к неправильном рабхи
ванию боеприпаса.

Анализируя операцию, следует в №
ренностью сказать, что воли противо”
душная оборона конвоя хоропо органи
вана, можно в сохранности провод
транспорты даже при наличии небу
ших сил эскорта, нанося  противни
значительный ущерб как в ториедо”
цах, так и бомбардировщиках,

причине иногда приходилось прекращать › к

‘

шланги для охлаждения орулий 800%

ay