у

_ чена подвигами экипажей,

минуты не может оставаться без команди-

ного устава о том, что не только каждое.

_ телей, назначенных боевым расписанием
_и соответственно подготовленных.

: корабля в бою после старшего помоника

` ный устав 1943

сме р

Ke 203 5

eo ess Е

Заместительство

Одна из самых незыблемых традяций
нашего флота требует, чтобы корабль, ка-
ков бы повреждение он ни получил и ка-
кой бы ни понес урон в личном составе,
продолжал выполнять боевую задачу, по-
ка для этого остается хоть малейшая в03-
MOKHOCTE. 5

Эта традиция освящена кровью поколе-
ний русских военных моряков, возвели-
обесбмертив-
ших имена своих кораблей. Вечно будег
служить примером родному ‘флоту мино-
носец «Стерегущий», который, потеряв
командира, старлего офицера и инженер-
механика, продолжал бой под командова-
нием мичмана, исполнявшего одновремен-
но обязанности павшего рулевого. erga
Ke сражен был и мичман. ответственность
3a судьбу корабля приняля на себя два
последних оставпгихся в строю Marpoca—
те самые, которым поставлен памятник в
Тенинграде. Чтобы лишившийся хода ми-
ноносец не досталея врагу, они открыли
кингстоны и ушли со своим кораблем на
дно, приняв и выполнив за своего погиб-
шего командира единственное решение, к
которому пришел бы он в таких обстоя-
тельствах.

Так и в сражениях Великой отечествен-
ной войны последний оставшийся в жи-
вых офицер, а если нет офицера — crap-
шина илл рядовой краснофлотец выпол-
няет после гибели командира корабля от-
данный ему приказ или начатый им ма-
невр. При прорыве‘ в Цемесскую бухту
смертью храбрых пали командиры мор-
ских охотников старшие лейтенанты Be-
рещак, Кошелев, Глазунов, но это не по-
мешало их кораблям высадить десант. В
бою двух балтийских дозорных катеров 6
тринадцатью финскими старшина Цимба-
ленко занял место убитого командира &2-
тера Канлунова, а другие старшины и
краснофлотцы заменили выбывших из
строя пулеметчиков и комендоров, и калер
вышел из неравной схватки победятелем.

Пока корабль держится на плаву, он ни

ра. Точно так же не должен в 60
оставаться без хозяина ни один жиз-
ненно важный механизм, хотя бы
этого кому-нибудь пришлось совместить
обелуживание двух боевых постов, 910
старое требование боевой практики вопло-
meHo в известном положении Борабель-

липо офицерского‘ состава, но и каждый
рядовой, несущий в бою ответственные
обязанности, требующие  смецизльной
подготовки, должны иметь двух замести-

Налг устав указывает, что надо руво-
водетвоваться при подборе заместителей в
первую очередь соображениями боевой
целесообразности, Главное тут в том, что-
бы заместитель был в курее дел выбыв-
шего из строя и достаточно подготовлен,
чтобы без промедления вотупить в ис-
полнение его боевых обязанностей. Этот
принцип нашел дальнейшее развитие в
статьях  Корабельного устава 1943 года,
посвященных заместительству командира
корабля.

Статья 59 устава (чаеть 1) говорит:
«ВБлижайшими заместителями командира

воманхира корабля (помощника команди-
ра корабля на малых кораблях) являтют-
ся последовательно строевые офицеры в
порядке стартинотва офицерского соста-
ва корабля, об’являемого приказом. ко-

мандира кораблях. Это значит, .
ч10 теперь ве должность того
Или иного морского офицера

определяет его ‘место в списке заме-
стителей гомандира корабля, пав было
раньше, когда, например, на миноноснах

после помощников командира в командо-

вание кораблем последовательно вступали
Бомандиры штурманской, минной, артил-
дерийской боевых частей. Корабель-
года предоставанет
командиру корабля самому назначать
своих ближайших, после старшего. номощ-

Прибытие в Москву Президента Чехословацкой

исполнения  госуда ретвенног о

для.

сина:

3a

сто каждому строевому офицеру в coor-
ветотвии с его стажем. званием, морской
опытностью и личными качествами. Ilo
этим признакам в боевом расписании от-
водится место среди заместителей коман-
дира корабля и его помощнику (за ис-
включением малых кораблей, где помощник
командира является его первым замести-
теле в силу своего служебного положе-
НИЯ). _

замещение командира, корабля в 10-
рядке старшинотва офицерского состава
обеспечивает, что пои всех обстоятельст-
вах выполнение боевой задачи и судьба
корабля будут вверены самому достойно-
му из находящихся на его борту офице-
pos. С друой стороны; занятие
того или иного места в списке за-
местителей командира ° определяет и
положение офицера в кругу его To-
варищей, давая ему право на 06000е
уважение со стороны младших и застав-
тяя в свою очерель больше пристущивать-
ся к мнению старших, более опытных.
Об’явление старшинства приказом по ко-
раблю поможет каждому офицеру понять”
степень своей ответственности. будет емо-
соботвовать его росту. : у

Разумеетел, командир корабля должен
И сам постоянно заботиться, чтобы его
заместители по боевому расписанию со-
веттенствовалиеь не только в своей спе-
циальноети, но и в общих вопросах мор-
ской тактики, в практическом  управле-
нии кораблем и всеми его боевыми сред-

ствами. Много полезного в этом отноше-

нии могут даль такие формы офицерской

других кораблей, групповые тактические
гупражнения, а особенно — практическое
обучение вахтенных офицеров на ходовом
мостике. В, повседневном общении с офи-
церами, особенно молодыми, командир
корабля не должен забывать и о воспита-
нии моральных качеств, которые, помимо
специальных знаний и навыков», потребу-
ютея всякому, кому в тяжелую минуту
придется принять на себя командование и
вею полноту ответственности за выполне-
Hue боевого приказа.

Если воспитание заместителей и под-
держание их знаний на уровне требова-

=

постоянным делом командира корабля, то
не в меньшей степени эта задача должна
`занималь внимание любого другого офи-
пера, старшины, атакже всех чех красно-
флотцев, которым по боевому расписанию
положены заместители. Пражтической от-
работве предусмотренной расписанием
взаимозаменяемости на боевых постах нз-
до обеспечить прочное место в системе
боевой подготовки, А к результатам этой.
отработки должен. внимательно приема-
триваться старший помощник командира
корабля, обеспечивающий, чтобы боевое
расписание соответствовало  современно-
сти. Бонечно, не стоит без особой надоб-
‚ности переставлять людей с поста на пост,
но. если в процессе тренировок или 60е-
вых действий выяснится, ‘что тот или
иной старшина или краснофлотец не мо-
жет сталь полноценным заместителем та-
кого-то боевого номера, следует немедлен-
но исправить расписание. Для дела, для
боя необходимо, чтобы заместителем на
любом мосту числился лишь тот, кто фак-
тически способен исполнять  соответет-
вующие обязанности.

Обучение боевых заместителей тесно
связано с овладенмем смежными специ-
альностями. Значение этого дела, особен-
но на малых кораблях, показал опыт мно-
тих боев. В каждом военном моряке, ма-
стереки овладевшем своей смециально-
стью; надо пробухить стремление изучить
‘основные обязанности ближайшего, соседа
10 боевому посту или отсеку и тем стать
еше полезнее своему кораблю. Воспиты-
вать у своих подчиненных это благород-
нов желание нужно каждому офицеру.
Политработники корабля и парторганиза-
ция обязаны активно помогаль команди-
рам всех стененей в подготовке боевых за-
местителей.

eae cs

ряду тов, С. А, Лозовский и Маршал К, Е; Вовошилов,

ника, заместителей, отводя среди них ме

учебы, kak разбор операция своего и.

ний боевой действительности является

БЕ Е ВОИ СВЕ ОВНА ce С ВОВ ИН

Республики г-на Эдуарда Бенеша. На снимке: встреча на вокзале, Момент
(Слева направо) На передием плане тов. В, М; Молотов и г-н Э. Бенеш, во втором

ть пемецким оккупантам!

Ч

письмо кол

о Жоварищу СТАЛИ!

Родной наш отец и учитель!

С сердечным торячим приветом, с
чувством глубочайшего уважения и 663-
граничной любви обращаются к Bam
колхозники, колхозницы и все работни-
ки сельского хозяйства. Е

Страна и мы закладываем Ha полях
основы будущего урожая. Наша родная
большевиетекая партия, советское прави-
тельство и Вы, мудрый вождь, полково-
ден советского народа. своей высокой
оценкой нашего труда вселили в нас HO-
вые силы для плодотворной работы на
помощь фронту. на пользу матери-роди-
не. 485 передовиков сельского хозяй-
ства нашей республики отмечены прави-
тельственными наградами — орденами и
медалями, Лучшие из лучших получили
всенародное признание. Но He только
они, а все колхозное крестьянотво Азер-
байджана, каждый — кто личным тру-
дом вносит свою долю в общий колхоз-
ный успех, как великую, ко многому обя-
зывающую честь, воспринимает эту на-
граду. Партии большевиков, советскому
правительству, Вам, дорогой товарищ
Сталин, весь азербайджанский народ
приносит за нее свою искреннюю бла-
годарность.

В дни войны, когда нам  прилелось
преодолевать серьезные трудности, ког-
да женщины, старики м подростки при-
званы были заменить ушедших в армию
мужчин, мы не только не отстали по
сравнению с прошлыми годами, но лаже
во многом их превзошли. Да чначе и
быть не могло. Юще в первые дни оте-
чественной войны мы слышали Bam
призыв отдать все силы на помошь
фронту, и весь наш народ, как один че-
ловек, дал влятву делом ответить на
Bat 308. : ; ;

Тот от года богалела наша Родина,
как колос наливается соком BCKOPMUB-
шей его земли, так и наши колхозы

`расцветали и крепли, питаемые `‘благо-

датной советекой почвой.
И вот злой и коварный враг захотел

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ:

Капитан Г. Россинский. — О партийных пор

Письмо колхозников,

колхозниц, работников сель-

ского хозяйства Азербайджанской ССР товарищу   ниях (3 стр.)

Сталину (1—2 стр.).

Республики г-на Эд. Бенеша (1 стр.). 2

От Советского Информбюро (2 стр.).
Всеволод Азаров. — Бессмертный подвиг (2 стр.).
Е. Каменецкий. — Ленинград и ленинградцы (3 стр.).

ХОЗЯЙСТВА АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ССР

смять и уничтожить нашу счастливую
жизнь, & всех нас превратить в своих
рабов. Каждый из нас понимал, какая
серьезная опасность нависла над налим
любимым отечеством. Наша жизнь под
солнцем Сталинской Конституции. Halla
свобода и независимость. плоды нашего
многолетнего труда — вое было постав-
лено под угрозу. С того часа все наши

мысли, все наши желания, все наши Cu

лы были направлены к одному — по-
мочь Родине разгромить фашистских
разбойников, изгнать их с родной земли.

Чучших своих сынов мы послали на
фронт. Весь народ, отцы и матери, да-
ли им твердый наказ — жизни своей не
пожалеть, разбить врага, отетоять род-
ную землю, политую потом и кровью
советских людей. Верные наказу своих
отцов и матерей, воины-ззербайджанцы
на всех участках фронта — от Баренцо-
ва моря и go Перекопа вместе со своими
братьями русскими, украинцами, 0ело-
руссами, грузинами, армянами, прояв-
ляя бесстрашие и отвагу, гнали и гонят
немцев на запад, освобождая от них со-

ветские города и села. Тысячи бойцов

ий офицеров славных сынов Азербайджа-
на награждены орденами и медалями,

Однь из славных советоких дивизий,
416 стрелковая дивизия, состоящая из

азербайджанцев. дважды отличилась в
боях и была удостоена Вашей  благо-
дарности. За участие в освобождении

русского города Таганрога она получила
почетное наименование Таганрогской, a
за умелые боевые действия при взятии
украинского города Мелитополя удоетои-
лась ордена Красного Знамени.

Похвиги напих сынов на фронте 30-

BYE K самоотверженному труду в тылу.

Успехи на трудовом фронте вдохновляют
бойцов, сознающих, что мы вместе с ни-
ми участвуем в общей борьбе с закля-
тым врагом. Нефтяники Баку — города,
историческая слава которого связана ©
Вашим именем, колхозное крестьянство
и интеллигенция, весь азербайджанский

_ ПРИБЫТИЕ В МОСКВУ ПРЕЗИДЕНТА —
ЧЕХОСЛОВАЦКОЙ РЕСПУБЛИКИ г-на ЭД. БЕНЕША

11 декабря в Москву прибыл Прези-

дент Чехословацкой Республики доктор.
Эдуард Бенеш в”еопровождении Посла
Чехословацкой Республики в СССР г-на
3. Фираингера, Начальника Пабинета
Президента г-на Я. Смутного, Начальни-
ха информационной службы Чехословац-
Бого Министерства Иностранных Дел
г-на Я. Крауса, генерал-лейтенанта чехо-
словацкой армии А. Нижборокого, члена
Чехословацкого Государственного Совета
г-на Б. Врбенского, а также Заместителя
Народного Комиссара Иностранных Дел
тов. А. Е. Корнейчука ип. 0. Заведую-

щего Протокольным Отделом НЕИД тов.
  та тов. В. С. Осьминин.

Г. И. Фомина.

На вокзале г-на Эд. Бенеша встречали
Заместитель Председателя Президиума
Верховного Совета СССР. тов. Н. Я. На-
талевич, Народный Комиссар Иностран-
ных Шел тов. В. М. Молотов, Маршал
В. Е. Воропгилов; Заместитель Народного
Комиссара Иностранных Дел тов. С. А.
Лозовский, Посол CCCP при Правитель-
стве Чехословацкой Республики тов.
В. 3. Лебедев, Секретарь Президиума
Верховного Совета СССР тов. А. Ф. Гор-
кин, Заместитель Председателя Исполко-
има Московского Городского Совета тов.
М. А. Яенов, Комендант г. Москвы гене-

рал-майор Е. Р. Синилов, Унолномочен-
вый СНВ СССР по формированию чехо-
словацких воинских частей тов. Г. ©.
dyROB,
Отделом НЕИД тов. В. А. Зорин, Заве-
дующий Отделом Печати НЕИД тов.
Н. Т. Поальгунов, Начальник Отдела.
Внешних Сношений НЕО генерал-майор
В. Н. Евстигнеев, капитан 1-го panra
Герой Советского Союза’ Н. П. Егинко,
Предеедатель Всеславянекого Комитета
тенерал-лейтенант А. С. Гундоров, 3а-
меститель Председателя Воеславянского
Комитета проф. 3. Неедлы, Ответотвен-
ный Секретарь Всеславянекого Комите-

На вокзале присутствовали
Югославии г-н С. Симич, Полномочный
Представитель  Французекого Комитета
Национального Освобождения г-н Р. Гар-
ро, Начальник Чехословацеой Военной
Maccun в CCCP полковник Г. Пика,
Командующий чехословацкими частями
в СССР генерал Я. Кратохвил и члены
Чехословацкого Посольства.

При вотрече был выстроен почётный
караул и были исполнены государствен-
ные гимны Чехословакии п Советского
Союза. Вокзал был украшен чехослован-
ими и советскими флагами.

Заявление Президента Чехословацкой Республики г-на Э. Бенеша

В лень приезда в Москву на вокза-
ле перел микрофоном Кинохроники Пре-
зидент Чехословацкой = Республави
г-н 9. Бенеш сделал следующее заявление:

«Хочу заверить Вас, что мое ›путее-
ствие в Вашу героическую страну доста-
вило мне величайшее удовольствие.

а, ‚ Фото Г, Пезрусова

Я глубоко уверен, что моя поездка и
‘наши переговоры Пойдут на пользу на-
шему общему делу, делу ввех наших со-
юзников. Для нашего народа на родине
это будет большим новым источником во-
одушевления в борьбе против нашего об-
щего врага». (ТАСС).

Прием тов,
м, И. Калинин,

заведующий 4-м Еврошейским

Ly

народ еще раз показал свою беззаветную
преданность советской Родине и Вам,
Ham любимый вождь и учитель.

Вогата наша азербайджанская земля,
в трудные военные годы славно послу-
жила она Родине. За три последних го-
да под зерновыми культурами посевная
площадь увеличилась на 140 тысяч гек-
таров, разрослись чайные и табачные
плантации, освоены новые  сельскохо-
зайственные культуры. В нынешнем
тоду мы убрали урожай на 25 дней
раньше, чем в прошлом году. Успешно
заканчивается сев озимых зерновых. Мы
тордимся нашими передовыми  района-
ми — Агдамским. Лжебраильским, Та\з-
ским, Норашенским, Кубатлинским, В-
еум-Измайловским, Шемахинеким, Лен-

коранбким, Маштагинеким,  Исманллин-
ским, Вардинским, Сафаралиевеким и мно-
тими другими, перевыполняющими план
по всем показателям. Сотни председателей
колхозов бригадиры, звеньевые, все ста-
хановцы полей трудились, не зная устали,
Ти счастливы результатами своей работы. -
_В достижении всех успехов большую
‚ роль сыграли наши специалисты (сель-
‹кого хозяйства — агрономы, механиза-
торы, мелиораторы, зоотехники, ветвра-
чи, научные работники научно-иселедо-
вательских институтов и опытных стан-
ций.

Перевыполнив планы по хлебозаготов-
пам. по мясу. маслу, яйцам,  брынзе,
шерсти,  чайному листу и клещевине,
наши колхозы внесли авансом в счет
будущего года сотни тысяч пудов хле-

ба, мяса и сыра.

1 Миллионные стала пасутся на наших

равнинах и лутах. Наши колхозы на-
много раньше срока выполнили годовой
план развития животноводства. Только
‘ва 10 месяцев нынешнего года пого-
товье крупного рогатого скота выросло
на 44 тысячи толов, а овец и 508 —
  на 275.000 голов. Значительно увеличи-
лось поголовье свиней, верблюдов и
ПТИЦЫ.

Прием тов. М. И. Калининым
Чехословацкой Республики
г-на Эд. Бенеша

_ Президента

11 декабря Председатель Президиума
Верховного Совета СССР тов. М. И. Ва-
зинин принял Президента’ Чехословацкой
Республики доктора Эдуарда Бенеша..

На беседе присутствовали Заместитель
Председателя Президиума Верховного

Обед у Председателя Президиума Верховног
Совета СССР тов. М. И. Калинина

ПШез В честь Президента Чехословацкой Республик
г-на Эд. Бенеша i

11 декабря Предеедатель Президиума
Верховного Совета СССР тов.`М. И. Ra-
линин дал обед в Кремле в честь Прези-
дента Чехословацкой Республики дбкто-
ра Эдуарда Бенеша. eS

Ha обеде присутотвовали, г-н Эх. Be-
gem, Посол Чехословацкой Республики
в СССРр-н 3. Фирлингер, НачальниЕ Ка-
бинета Президента г-н Я. Смутный, на-
чальник Информационной Службы Чехо-
словацкого. Министерства Иностранных
Дел г-н Я. Ераус, тенерал-лейтенант
А. Нижборский, Член Чехословацкого
Государственного Совета г-н Б. Врбенский,
Томанлующий чехословацейми частями
в СССР тенерал Я. Кратохвил, Началь-

+

из

НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТЕМЫ (4 с1р.);
«Таймс» о событиях в Югославии (4 стр.);
Рост американских вооруженных сил (4 стр.).
Военные действия в Италия (4 стр.).
Война на Тихом океане (4 стр.);

ХОЗНИКОВ, КОЛХОЗНИЦ, РАБОТНИКОВ СЕЛЬСКОГО

oe

М И. Калининым Президента Чехословацкой Республики г-на Эд, Бенеша, На снимке
Посол Чехословацкой Республики в СССР гн 3. Фирлингер,

о г-н Эд, Бенеш и
Комиссара Иностранных Дел тов, А, Е, Корнейчук, а О :

Занятые трудом на своих полях,
оказывали и оказываем посильную
мощь всем нам близкому и родному.
тендарному Сталингралу — городу, нп’
щему имя любимого Сталина. Мы п
гаем восстанавливать Ставрополье
край. отправив колхозам,  совхозам
предприятиям  Ставропольщины 5
сотни вагонов различного оборудовал
материалов и инвентаря. iW

Всеми нашими успехами, дор.
Иосиф Виссарионавич, мы прежде в
обязаны своей родной большевиете
парти, Вам, наш великий вождь и род.
отец. Мы всегда и во всем чувствуем 1
седневную помощь партии и правител
ва, Вашу отеческую заботу м внимы
которые вы всегла проявляете оба’.
байджанском народе. a

Если нам бывало трудно; если кто-л
из нас отущах‘уеталость, если нае од!
вали думы о родных и близких, сраж.
щихея на фронте, — достаточно 0)
вепомнить, какая огромная ноша ле’
на\Ваших плечах, какого невероятЕ
напряжения стоит Вам изо дня в день
часа в час руководить Красной Армие
всей страной, — как преодолевалась у
лость и заглушалась печаль, Ваш лич
пример. пример великого человека, сот
стившего в себе качветва гениальт
вождя м душевного друга, победоноее.
полководца и заботливого. отца совете
народа, всегда вхохновлял и будет вдохе
лять каждого советского патриота,

Мы сознаем, дорогой товарищ Ста:
что никакие успехи не дают нам права’
самообольщение. Мы не вабудем В.
предупреждение в историческом докла
26-й годовщине Великой Октябрьской ,
пиалистической Революции, в котором)

Совета CCCP тов. Н. Я. Наталев!
Заместитель Народного Kounee
Иностранных Дел тов. А. Е. Корнейчу!
Посол Чехословацкой Республики

СССР г-н 3. Фирлингер.

ник Чехословацкой Военной Mucenm
СССР полковник Г. Пика и другие @
провождающие г-на Эл. Бенеша лиг
a также члены Посольства Чехослов,
кии в СССР. т.

С советской стороны присутетвова

тт; маршал И. В. Сталин, В. М. Молоте
маршал К. Е. Ворошилов, А. И. Микоя

Г. М. Маленков, 1. М Баганович, А.

баков, маршал А. М. Василевский, Н.
Наталевия, адмирал Н, Г. Вузнецов, А.
Ворнейчук, С. А. Лозовский, М. М. dy
винов, И. М. Майский, В. 3. Лебеде
А. Ф. Горкин, генерал-полковния ави
ции С. А. Худяков и др.

АНН

(слева направо): тов,
Заместитель Народного
Фото М, Калашникова,

eS Se ee ail ee et Od OSs SS а: