~

ПИСЬМО НКОЛХОЗНИНКОВ, КОЛХОЗНИЦ, РАБОТНИКОВ СЕЛЬСКОГО

т

КРАСНЫЙ ФЛОТ

ХОЗЯЙСТВА АЗЕРБАИДЖАНСНКОЙ ССР
товарищу СТАЛИНУ

‚ Окончание, Начало см. на 1-й стр.

своими успехами. Победу можно упу-
пть, если в наших рядах появится само-
покоение». Впереди предстоят еще оже-
оченные битвы с врагом. чующим свою
бель, но с тем большей силой  пытзю-
iMca отсрочить ее. В этих гигантских
ажениях Красной Армия ` понадобятся
только оружие, самолеты и танки, не
лько бакинское горючее, но и хлеб,
 ощи, плоды и вся продукция нашего
льекого хозяйства.
Верные своему патриотическому долгу
лхозники, колхозницы и вся сельскохо-
йственная интеллигенция Азербайджана
` всут свою щедрую долю в общенародную
мощь фронту. Мы обязуемея перед ли-
м всей советской страны и даем слово
iM, наш любимый вождь. работать еще
пряженнее, еще плодотворнее.
Мы приложим все силы к тому. чтобы
срок и на высоком качественном уровне
`овести в 1944 году все сельскохозяй-
 венные работы и первосортной продук-
 1ей полностью выполнить перед государ-
вом все залания по сельскохозяйетвен-
ту заготовкам.
Для образцового проведения весеннего
ва хлопка и других культур мы сделаем
’ в необходимое, чтобы во-время отремон-
‘`ровать тракторы _и сельекохозяйствен-
1в машины, хорошо подготовить почву

й рабочее тягло, как можно больше внести
в землю органических и минеральных
удобрений, привести в порядок водокачки,
оросительную сеть, заложить для посевов
доброкачественные семена.

Применяя передовую агротехняку, мы
увеличим в 1944 году урожай хлопчатни-
ка на 15—20 процентов против фактиче-
ского урожая нынешнего года. Мы будем
заботиться о наших озимых посевах, что-
бы будущей весной на полях заколосилея
обильный урожай. превынтающий урожай
выненнего года на 10—15 процентов, на
45 тысяч гектаров больше поднимем паров.

До конца нынешнего года мы доведем
поголовье крупного рогатого скота до 105
процентов плана, овец и коз — до 120
процентов. а количество молодняка за счет
осенне-зимнего окота овец  увеличим
еше на 180 тысяч ягнят,

Чтобы обеспечить колхозному скоту
вытую зимовку и повысить его продуктив-
ность, мы обязуемся вдоволь запаети кор-
ма и обеспечить скоту образцовый уход.

Для оказания дальнейшей помощи рай-
онам, обвобожденным от немецко-фашист-
ских мерзавцев, мы поставим на откорм 10
тысяч голов крупного рогатого скота, 30
тысяч овец и коз и 12 тысяч свиней. За-
веряем Вас, любимый Иосиф Виссарионо-
вич, что все задания, которые возложат

-  дали высокую

на нас партия и правительство, будут во-
время и полностью выполнены.

Дорогой товарищ Сталин!

В своем докладе 6 ноября 1943 года Вы
оценку советскому кре-
стьянству. Вы говорили о силе и жизнен-
ности колхозного строя, о патриотизме
колхозного крестьянства.  Колхозники,
колхозницы и специалиеты сельского хо-
зяйства Азербайджана, каки весь азер-
байджанский народ, дорожат нашим м0-
гучим советским строем и готовы беззавет-
но защищать его. На фронте оружием, в
тылу =— трудом мы будем бить презрен-
ных гитлеровцев, будем бить до тех пор,
покуда не огинет фашизм, пока вновь не
взовьется над всей нашей священной зем-
лей, освобожденной от немецких захват-
чиков, алое знамя свободы, знамя Ленина—
Сталина. Мы знаем и верим, что Вы при-
ведете советский народ к этому счастли-
вому дню, что сталинский тений спасет
весь мир от фашистской чумы.

Да здраветвует наша Родина!

Да здравствует братская дружба совет-
ских народов!

Да здравствует доблестная Красная
Армия — армия освободятельница!

„Слава Верховному Главнокомандующему
Маршалу Советского Союза нашему
родному и любимому Сталину!

(Пасьмо обсуждалось на общих собраниях в колхозах, совхозах и МТС
Азербайджанской ССР и псдписало 403823 человек).

Иосифу Ви

ссарионовичу СТАЛИНУ —

От. собрания академиков, членов-корреспондентов и научных

сотрудников Академии наук СССР

Дорогой Иосиф Виссарионович!

’ Академики, члены-корреспонденты и
зучные сотрудники Академии наук СССР
чувством огромного удовлетворения и ра-
‚сти вотретили высокую оценку, данную

‘ами в ясторическом докладе 6 ноября
943 года работе интеллигенции нашей
раны. ;
Замечательные по результатам и во-
ackoMy мастерству успехи Врасной Ар-
пи в истекшем году, достигнутые под
ашим гениальным руководством, обес-
эчили коренной перелом в ходе войны
гитлеровскими захватчиками.

Решения Конференции трех союзных
ержав в Тегеране намного ускорят побе-
эноеное окончание войны, уменьшат
градания советских людей и народов

‘ вропы, временно подпавших под фаши-
ское ярмо и изнывающих под немец-

ИМ ИГОМ.

Мы вспоминаем Ваши мудрые слова,
казанные еще 6 ноября 1941 года:
Козлиция Соединенных Штатов Аме-

ики, Великобритании и СССР есть pe-
льное дело, которое растет и будет рас-
й во благо нашему общему  освободи-
вльному делу».

Достигнутые успехи воодушевляют с0-

втских ученых Ha самоотверженный
руд во имя возвышенной цели — окон-
ательного очищения родной земли от
ровавых орд фашизма и быстрейшего,

‘  олного залечивания ран, нанесенных

’ ми нашей дорогой Родине.

’ Несмотря на трудности военных у6-
овий, научная деятельность Академии

аук СССР получила дальнейшее и мно-

остороннее развитие.

` Большой коллектив наших геологов,

орняков, химиков, техников, географов и

’ кономистов разрабатывал вопросы мо-
° илизации ресурсов восточных районов

‚ траны на нужды обороны. Наши физики,
`‘имики, техники помогали совершенство-

аль вооружение Красной Армии.  Науч-

’ SIM коллективом Института физических
‘роблем решен вопрос о получении жид-
“ого кислорода в массовом масштабе. На-
ти биологи работали над повышением
 рожайноети полей и продуктивности
‹ивотноводетва, медики разрабатывали

‚ ффективные методы восстановления
доровья бойцов. Историками и филосо-

фами подготовлены работы, раскрывающие
героические моменты истории народов
нашей страны и их борьбы за свею неза-
BHCHMOCTB.

Отечественная война педнялз и выдви-
нула новые научные силы среди всех
национальностей Советского Союза. За
время войны созданы Узбекская я Ар-
‘мянская Академии наук, открыт филиал
Академии наук в Киргизской ССР, при-
ступлено к созданию филиала Академии в
Западной Сибири.

Большое внимание Академия уделяет
воспитанию молодых научных кадров. В
внотитутах под руководством виднейших
ученых готовятся для получения доктор-
ской степени, для защиты кандидатских
циссертаций несколько сот человек. Мо-
лодые ученые вместе со своими старши-
ми собратьями с радостью примут участие
в восстановлении науки и культуры, раз-
рушенной немецкими захватчиками во
временно оккупированных ими районах
страны. :

Продолжая и развивая традиции луз-
ших русских и иностранных _ ученых,
Академия наук много внимания уделяет
истории науки и научной пропаганде.
Академия наук провела большие научные
собрания. посвященные памяти таких ко-
рифеев науки, как Тимирязев, Ньютон,
Вонерник. Памяти великого русского ма-
тематика Лобачевского — основателя не-
эвклидовой геометрии — были посвящены
научные доклалы яч специальная научная
сессия, проведенная Академией в г. Ва-
зани. Академиками, членами-корреепон-
дентами. профессорами и докторами было
прочитано свыше 2000 докладов и лекций
среди широких кругов тоудящихея. в
том числе более половины в частях Врас-
ной Армии. :

Расцвет советской науки и культуры
условиях войны оказался возможным бла-
годаря повседневной заботе партий и пра-
вительства и лично Вашей, Иосиф
Виссарионович, о нуждах науки и науч-
вых работников.

В 1943 году, несмотря на условия во-
енного времени, Академия наук СССР из-
брала 36 новых действительных членов и
58 новых членов-корреспондентов по
разным разделам науки.  Знаменальным

фактом является избрание значительной
группы представителей советской военной
науки и техники.

_ В ноябре месяце Академия наук, py-
ководствуясь Вашими указаниями в док-
ладе 6 ноября. работала нал составле-
нием плана научных работ Академии на
1944 год. :

Всемерно развивая научные  иселедо-
вания, связанные с укреплением военной
мощи нашей Родины и мобилизацией ре-
сурсов страны на нужды обороны, Акаде-
мия наук приступила к разработке науч-
ных проблем восстановления народного
хозяйства областей, освобожденных от
номецкой оккупации. Академяя наук на-
чала разработку научных проблем даль-
нейшего развития народного хозяйства
страны в целом. Академил считает необ-
ходимым  сосрелоточить свои усилия на
разработке основных проблем отдельных
аук с целью нового быстрого и значи-
тельного их развития и обеспечения тем
самым советской науке руководящего ме-
ета в международной науке по всем об-
ластям знания.

Мы, ученые Академии наук СССР, даем
Вам, дорогой Иосиф Виссарионович, обя-
зательство приложить все наши усилия на
дело ускорения разгрома ненавистного
врага, восстановления областей, paspy-
-шенных немецкими захватчиками, разви-
тия советской науки и культуры, расши-
рения подготовки высококвалифицирован-
ных молодых научных кадров.

Мы призываем всю советскую интел-
лигенцию, всех наших ученых работаль со
всей напряженностью, чтобы героическая
Ераеная Армия с еще большей силой об-
рушила возрастающее могущество `вовет-
ской техники на врага; чтобы скорее мно-
гонациональный народ Советского Союза
мог вновь направить все свои силы и твоэ-
ческий труд на строительство нового об-
щества и расцвет советской культуры,
науки, искусства.

Да здравствует передовая наука!

Да здравствует наша героическая Крас-
ная Армил!

Да здравствует Всесоюзная Жоммуни-
етическая Партия (большевиков)!

Да здравствует наш друг и учитель
великий полководец Сталин!

ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО

Оперативная сводка за \ декабря
В течение 11 декабря на НИРОВОГРАДСНОМ направлении наши войска, прео-

олевая сопротивление противника, продолжали наступление и овладели районным
области. НОВГОРОДКА,

центром Кировоградской

а танще занали населенные

‘лункты ЦВЕТНА, СОСНОВНА, ОМЕЛЬГОРОД, ЯСИНОВЫЙ, ФЕДВАРЬ, СПАС-
 МАЖАРОВНА, ГЛУБОКАЯ БАЛКА, НОВО-МИХАЙЛОВКА, СОТНИНСКИЙ, ВЕР-
 ЗЛЮЖНА и железнодорожную станцию САХАРНАЯ. -

В районе южнее и юго-западнее МАЛИ
` лехотой и танками противника.

НА наши войска вели’успешные бои с

На других участках фронта — раззедка и артиллерийско-минометная  пере-

зтрелка.
В течение 10 декабря наши войска на
136 неменних танков, из них 103 в районе

всех фронтах подбили и уничтожили
южнее МАЛИНА, В воздушных боях и

огнем зенитной артиллерии сбито 14 самолетов противника.

&
Ha Кировоградеком направлении на-
ши войска продолжали наступление.

Продвигаясь вперед и не давая против-
нику закрепиться на промежуточных
рубежах, бойцы Н-екого соединения вы-
шли на подступы к районному центру
Кировоградской области Новгородка. Пы-
таясь остановить наступающие  совет-
ские части, немцы предпринали несколь-
ко ожесточенных контратак. Bee контр-
’атави гитлеровцев закончились неудачей.
‚ Наши войска нанесли противнику стре-
’ мительные удары с флангов и в исходу
ama выбили немцев из Новгородки. На
  улицах села подечитано свыше 600 тру-
`’пов гитлеровцев. Советские бойцы захва-
тили трофеи, в числе которых 8 исправ-
  вых орудий и много боеприпасов. Ha
другом участке наши соединения,
‹ двигаясь вперед, овладели несколькими
‘ населенными пунктами, в боях за кото-
рые уничтожено до батальона немецкой
пехоты, 22 танка, 12 полевых орудий
‘несколько десятков автомашин против-
НИКа. tke
Южнее и юго-западнее города Малин
’ наи войска вели успешные бои е про-
’ ливником. Утром три пехотных полка и

большая группа немецких танков атако-

S х = os
=

*

про-.

*

вали позиции Н-ского соединения. Ценою
огромных потерь немцам вначале уда-
лось овладеть одной высотой. В исходу
дня советские войска, действуя при под-
держке танков и самоходных орудий,
отбросили противника и полностью вос-
становили положение. На поле боя оста-
лось до 1.500 вражеских трупов. Comme-
но и подбито 43 немецких танка, 9 ca-
`моходных орудий, свыше 30 бронетранс-
портеров и автомашин, Захвачены плен-
ные. На других участках наши зртилле-
ристы, танкисты, пехотинцы и броне-
‘бойщики успешно отбили ве атаки про-
тивника. Уничтожено не менее 60 spar
жеских танков и 40 автомашин с немец-
кими автомалчиками.

xz ku

Корабли и артиллерия береговой ofo-
роны Черноморского флота потопили тря
самоходных баржи противника.

жи =

Несколько партизанских отрядов, дей-
ствующих в одном из районов Ченин-
градской области, с 24 ноября по 1 де-

инских эшелонов. В результате круше-
ний разбито x0 100 вагонов и платформ.
Под обломками вагонов погибло более

кабря пустили под откое 5 немецких во-

200 гитлеровцев. это же время со-
ветевие патриоты взорвали 2 железно-
дорожных и 9 шоссейных мостов, унич-

тожили 8 автомашин и вырезали 5 кило-

метров
связи. :

Пленный немецкий ефрейтор Карл
Шмидт рассказал: «Я служил в 1 6а-
тальоне 739 полка 709 пехотной диви-
зии, расположенной во Франции. Части
зивизии несли охрану в Сен Мало и дру-
гих прибрежных населенных пунктах.
4 ноябра 1943 года наш батальон в пол-
ном составе был отправлен на Восточный
фронт. Накануне от’езда к нам обратился
в речью командир дивизии. Он сказал;
«Никогда еще Германия не переживала
такого кризиса, как сейчас. Наши перво-
начальные планы и расчеты не оправда-
лись. Вопреки всем ожиданиям, дела на
Восточном фронте приняли очень небла-
гоприятный для Германии оборот. Рус-
скив оказались намного сильнее, чем мы
предполагали». В заключение генерал с
гневом обрушился против нытиков и па-
нинеров. Выступление генерала произве-
ло на солдат гнетущее впечатление. Из
его слов мы поняли только одно; немец-
кая армия терпит в России поражения и
стоит перед катастрофой. С первого дня

телеграфно-телефонной линии
ek ke

пребывания на Восточном фронте наше-
wy батальону не повезло. Русская артил-
лерия и минометы нанесли нам страшные
боев в пер-
BO BTO-
рой — 12, a B rpersell pote m TOTO MeHB-

потери, После двухдневных
вой роте осталось 20 человек,

ше». яж

Получено сообщение о кровавых звер-
ствах немецко-фашиестских мерзавцев в
городе Пекове и его окрестностях. Гит-
леровцы согнали в деревню Медведево
большую группу жителей, работавших на
строительстве дорог и укреплений. Про-
держав их несколько дней без пищи и
воды. фашистские палачи взорвали ба-
рак вместе © паходивиимися в нем 00-

ветекими гражданами.

сти, Вротевич великие идеи большевиз-

забрасывает глубинными бомбами под-

Черноморский флот. Экипаж катера
Фото Б. Шейвина,

водвую лодку противника.

октябре

на Синявино, в сентябре,

штурмовке фашистеких  железнодорож

ных эшелонов, кораблей.
Олнажды  позцним летом Бротевич

Он был, как все. Он даже был свром-
нее своих учеников, только ` узнавших
радость первых побед.

Вячеслав Вротевич, штурмовик Baa-
тики, смелый из смелых.

Когда в разговоре с0 старшим  лей-
тенантом Кротевичем упоминали © 38-
вимаемом им в соединении месте, дава-
ли беспристрастную оценку его боевому
умению, летчик смущалоя, стараясь за-
мять разговор.

.В жизни Вячеслава` Кротевича все
стремления были настолько посвящены
выполнению долга перед родиной, что.
для него проявление героизма было обы-
денным, само собой разумеющимся.

Разве можно было поступить иначе?

Коммуниет, заместитель парторга ча-

был на волоске от смерти. Его
подбили.

После спасения он не хотел

рез несколько дней снова воевал.
..Утром 19 ноября

море фашистские корабли.

уроним».
`Разведкой в море
тральшиков и сторожевых кораблей.
Вот они — фашистские «коробки».
Путь летчикам пытаются преградить

уа претворял в жизнь. Иротевич  уча-
ствовал во всех штурмовках  подразде-
ления капитана’ Агеенко. Вместе с ним
бессменно летал штурман звена Иван
Рыков. До войны Быков преподавал
историю, он рассказывал своим  учени-
кам о подвигах Александра Невского,
Минина и Пожарского, Суворова.

В Великую отечественную войну он,
подобно миллионам бойцов, стал  лето-
писцем новых, овелнных славой страниц
истории нашего народа.

Сколько раз из леска с грозным гулом
вылетали штурмовики части капитана
Агеенхо, чтобы через короткий срок
ударить по кораблям с фашистской
свастикой,  пытающимея  проскользнуть
в Балтийском море, по эшелонам © во-
оружением, с награбленным добром, по
обстреливаощим Тенинград батареям.

...Об’явлена повышенная готовность.
Звонок оперативного!

Агеенко, Кротевич, штурманы  Бой-
чевский, Быков прокладывают на кар-
тах курс.

Надеты комбинезоны, «капки». ;

И вот уже загудели моторы. Вот
уже. со старта вырывается в небо
грозная штурмовая машина Кротевича
с цифрой 42.

А через час крылатые ‘мотители воз-
вралцаются © победой.

На аэродроме техники, оружейники.

‘ штурмовеков-балтийцев.

Бомбы обрушены точно, бомбы Кро-
тевича, Максюты, Новохалекого.

На сторожевом корабле взрыв, сторо-
жевик тонет. :

В этот миг зенитный снаряд поразил
малтину ^ Еротевича, Повидимому,  взор-
вался бензобак, так как по плоскости
сразу побежало пламя.

Что думали коммунисты Кротевич и
Быков в этот миг, каким коротким сло-
вом обменялись они, об этом мы не
знаем. mai

Но они передали нам свое завещание,
евою последнюю волю.

В пути пылающей машины не было
беспорядочной случайности.

Кротевич в кабине, обдуваемой пла-
менем, с полусожженным лицом, бросил
свой любимый, сослуживший ему  вер-
ную службу «Ил» на чернеющий внизу
фаптистский корабль.

Истребители сопровождения капитана
Паромонова и штурмовики Петряев и
Опарин, шедшие сзади, видели, как пы-
талея гитлеровский корабль отвернуть.
Было поздно. Пламя самолета Еротеви-
ча подожгло левый борт сторожевика.

Так, умирая, Вячеслав

п Вротевич и
а они не летают, но преданные Иван Быков вошли в бессмертие.
рдца их участвуют в штурмовках. Я держу на ладони маленький золотой

Чюди, волнуясь, ждут на земле   BO3-
вращения оснащенных и подготовлен-
ных ими к полёту «Илов».

Идут. Вот одна как-то неуверенно
держитея. Неужели подбили? Нет, вы-
правилась, илет на посадку.

И снова выбегает третий член экипа-
жа Кротевича — техник Романов на-
встречу любимой машине, еще издалека
угадывая, что сегодня довелось летчику
испытать.

Так было Bee лето: в июле, августе,
когда Бротевич и его товарищи летали

орден. Красная эмаль Знамени, номер
86829. Кротевичу вручили награду де-
вятого ноября. В эти дни он жил одним:
скорее в боевой полет. Так воспринял
‘OH приказ Сталина.

Четыре фашистских корабля потопи-
ла за эти дни группа капитана Агеенко,
й в каждом ударе участвовал Кротевич

А на пятый корабль он обрушил не
бомбы, он взорвал его своим сердцем.

Всеволод АЗАРОВ.
Н-ский аэродром. Ноябрь 1943 г.

Связисты подвижного артиллерийского
подразделения

Условия деятельности подвижных ap-
тиллерийских частей намного усложняют
работу связистов. Нередко вражеские 06-
стрелы или бомбардировки выводят из
строя чуветвительную к сотрясениям
радиоапнаратуру. В такой  оботанов-
ке обеспечить часть бесперебойной свя-

вой обстановке, не прибегая к помощи
мастерских.

Благодаря хорошей связи, своевремен-
ной передаче всех корректур стрельбы
артиллеристы майора Солуянова помогли

атаки противника и овладеть хутором.

зью могут только те радисты, которые в Векоре после этого развернулись бои
совершенстве овладели своею специаль-  на Керченском полуострове. ‘При под-
ностью. Такими радистами и славится   держке батарей был высажен десант. За-
артиллерийское подразделение майора С0-   крепившись на берегу, десантники  тре-
зулнова. Е бовали огня. Артиллеристы всякий раз

Во время боев за хутор В. радистам ба-
тареи старшего лейтенанта Гарматы при-
шлось напряженно поработать. Однажды
в разгар боя батарея лишилась связи. От
олизкого разрыва снаряда радиостанция
вышла из строя. —

Взяв запасную радиостанцию, на ба-
тарею немедленно выехал командар 0т-
деления главный старшина Бочинский.
Он быстро заменил поврежденную алпа-
ратуру и снова установил связь © коман-
дованием подразделения. Орудия продол-
али точный огонь по противнику.

ков и помогли налим частям

своевременный

приказаний и распоряжений.
Пока радисты Воронцов и Круглик ра- :

отали на только что установленной стан-
ции, Бочинский осмотрел поврежденную.
Он установил, что произошел обрыв Mo-
луляционного дросселя и сожжено сопро-
тивление цепи анода.

нические нормы по дальности.
тт, Бочинский и Кудий несколько

\_С такими повреждениями аппаратура
зычно сдается в мастерекие. Но сейчас,
вогда бои идут и днем и ночью, сдаваль
зтанцию в ремонт невозможно. В любой
момент может выйти из строя аварийная
радиостанция. И главный старшина Bo-
чинский тут же принялся за устранение
повреждений теми средетвами, которые
оказались под руками. Через два часа
работа была закончена, и радисты бата-
‘реи снова получили свою станцию. Глав-
ному старшине Бочинскому и его помощ-
пику краснофлотцу Кудию часто прихо-
дитея выполнять подобный ремонт в боз-

ломощных радиостанций
Т-образная антенна.

отвовать своё мастеретво.
Н. КУКУЕВ,

Черноморский флот,

при

самолет

Два часа сорок минут проплавал он в
открытом море. Он рассказывал после:
«Я ни на минуту не терял надежды»,
воспользо-
ваться предоставленным отпуском и че-

подразделению
капитана Агеенко была поставлена зада“
ча найти и уничтожить в Балтийском

Еротевич сказал товарищам: «Думаю,
что и на этот раз мы своей марки не

замечен был отряд

зенитки. Но ничто не может остановить

~

частям морской пехоты отбить все контр-

своевременно приходили на помощь. Про-
тивник подтянул резервы и бросил на
одном участке в контратаку 17 танков и
несколько рот автоматчиков. Подразделе-
ние майора Солуянова обрушило на врага
точные залпы. Только за один день артил-
леристы уничтожили семь немецких тан-
отразить
более пятнадцати вражеских контратак.

Успешной стрельбе немало способетво-
вали связисты. Радиосвязь подразделения
стылом и с передним краем обеспечивала,
прием и передачу веех
Отдельные
установки в 3—4 раза перекрывали тех-

Чтобы достигнуть таких результатов,
раз
изменяли положение антенн, приспосаб-
ливая их к поверхности земли. Оказалось,
что лучше всего обеспечивала работу ма-

вертикальная

Война многому научила радистов этого
артиллерайского подразделения. Возглав-
ляемые старшим лейтенантом Елисеевым
ови глубоко освоили свою специальность,
На) чили^ь выжимать из техники все. чло
она может дать. Участвуя в боях, связи-
сты подразделения продолжают совершен“

12 декабря 1943 г. № 293 (1551)

Знатный акустик
флота

СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 11 декабря. (По
телеграфу). Приказом командующего Ce-
верным флотом за образцовое выполне-
ние боевых заданий на фронте борьбы в
немецкими захватчиками и проявленные.
при этом доблесть и мужество награж-
ден орденом Краеного Знамени старшина
5-й статьи Николай Кучеренко. Это —
третья боевая награда отважного моря-
ка. До этого он был награжден орденом
Ленина и Отечественной войны 2-й сто-
пени.

Н-ская подводная лодка выходила в
боевой поход, На пути ‘морякам  пред-
стояло пройти несколько линий враже-
ских дозоров и форсировать противоло-
дочные препятствия. Итти можно было
‘только в подводном положении. Чутким
ухом акустик Кучеренко улавливал все
звуки и докаалывал командиру 000 Boéw
замеченном. Первые сутки похода за-
канчивались. Командир принял решение
веплыть. Но только подводная лодка по-
явилась из-под воды, как на нее обру-
тилея бомбовый груз © ‹ «Юнкерса»,
преследовавиего подводников. Подводная
roma скрылась под водой. Двое суток
фашистские катера и сторожевые ко-
‘рабли безуспешно преследовали ве, Cor-
ни бомб были сброшены немцами, но
все бомбовые налеты прошли безрезуль-
татно. В течение похода подводная лох-
ка потопила пять фангистевих кораблей,
В этом немалая заслуга акустика Куче-
ренко, отстоявшего бесеменно 48-часо-
вую вахту.

Николай Кучеренко — участник леся-
ти успешных алак вражеских кораблей.
-Восемь фашистских кораблей уничтоже-
но по его сигналам. Награжденный тре-
мя орденами старшина так же успешно
песет службу на Северном флоте, как и
ранее на Балтике. ,

Бой наших самоходных

орудий
с „Фердинандами“

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 11 декаб-
ря. (Спец. корр. ТАСС). Гвардейцы вы“
били немцев из двух траншей и большо-
го противотанкового рва. Бой шел те-
перь на подетупах к сильно укрепленно-
му населенному пункту. Немцы упорно
сопротивлялись, предпринимали частые
контратаки. Как показали впоследетвии
пленные, перед боем им зачитали приказ
генерал-лейтенанта  Глессера,  гласив-
ший: <«Дратьея до последнего патрона.
`Бегущих расстреливать. Удержание ны-
нешнёго рубежа обороны имеет большое
значение для будущего Германии»...

В месту сражения подоттла танковая
рота старшего лейтенанта Восина и три
самоходные пушки старшего лейтенанта
Владимира Муминова.

Сражение происходило на  топкой,
болотистой местности, и 5 наших  тан-
вов, увязнув в трясине,: стали мишенью
для немцев.

Командир самоходных орудий Муми-
нов приказал экипажам зорко следить
за противником. Вскоре на гребне высо-
ты показалась медленно растущая точ-
ка. Это был «Фердинанд». Он направ-
лялея к заросшему мелким кустарником
холму, откуда, как на ладони, были вид-
ны наши танки, Муминов подал коман-
ду:

— По <Фердинанду»  бронебойные
ми — огонь!
Прозвучал залп. «Фердинанд» дал

задний ход и скрылся, но ненадолго.
Вскоре он вновь показался. Новый залп
самоходных пушек — и вражеское car
моходное орудие опять попятилось 3a
высоту. Так повторялось несколько раз.

Муминов не сводил с высоты бинокля.
Вот на ней появились одновременно три
«Фердинанда»: немцы увидели, что
наши танки выбираются из трясины и
слешили разделаться с ними. Командир
приказал лейтенанту Соболеву открыть
огонь по правофланговому  «Фердинан-
Ay>, младшему лейтенанту Семикину —
по среднему, а сам взял на прицел тре-
тий. Огневые дуги трассирующих CHa
рядов прорезали воздух. Пять раз поды-
мались «Фердинанды» на гребень высо-
ты и каждый раз уходили обратно, В
шестой раз на гребне появились только
два, а третий стоял в стороне среди бе-
резок. Немцы рассчитывали, что наши
артиллеристы в пылу боя пе заметят,
как в момент появления на обычном ме-
сте двух «Фердинандов» третий сторо
ной проскочит во фланг. Минутная оста-
новка под березками оказалась роковой
для врага: наводчик сержант Виктор

Григорьев всадил в него один за другии
три бронебойных снаряда.

Самоходные пушки старшего  лейте-
нанта Муминова в течение 40 wunyt
охотились за «Фердинандами», не дав
им возможности произвести ни одного
выстрела по танкам, которые с n0-
мощью сапер выбрались, наконец, из

болота.

Здесь же на поле боя артиллеристам

Ags вручены правительственные награ-

Гвардии лейтенант В. СИДОРОВ.

Meets eee mete

БДИТЕЛЬНОСТЬ ЗЕНИТЧИКОВ

Ca АЯ АРМИЯ, 11 декабря;
ee Корр, Tesch. День был облачным
aoe мурным. Орудая зенитной батареи
орои командует капитан Батраков, стоя-
и Но артиллеристы были. на-
и и врага, они и в неёнаст-
Ete et y ослабляли наблюдения за
Бдительность и на этот раз помогла зе-
нитчикам во-время обнаружить противника
пытавшегося скрытно ‚подкрасться к oxpa-
re артиллеристама об’екту. Опытный
aun ar ae Уловив в возлухе едва слыш.
ОЕ ей oe «Вражеский
та ы быстро заняли места
ты ао плывущих облаков уже явст-
А в нарастающий гул мотора
- И сторону поворачаваются
а ерла орудий. Наконец, из
a выскочил враг, В тот же миг раз-
con залй. Было вадно, как один
peaches рвался возле самолета, и пов-
ая немецкая машина началя тезать
высоту. После третьего залпа неприятель

ский бомбардировщи
к окутался
свалился на землк», и