>

LS

“ можности уничтожить

Смерть немецким оккупантам!

: ОРГАН НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА BOEHHO: -MOPCKOrO ФЛОТА

№ 294 (1562)

14 4 декабря   НЗ г., вторник

Ca

2 в Европе“.
ЦЕНА 20 КОП.

„Унрепление боевого сотрудничества между нашими
народами и всеми свободолюбивыми народами мира—
залог успеха в деле уничтожения немецного фашизма
и всех его соучастников по нровавым преступлениям

(М. КАЛИНИН),

Эффек
морского

Нормальная деятельность наших во-
энно-морских баз и обеспечение морских
перевозок требуют отлично организован-
ной дозорной службы. Противник не 0с-
тавляет попыток нарушать наши комму-
викации, нападать на напги базы, исполь-
зуя для этого авиацию, торпедные кате-
ра, подводные лодки, Успешное отраже-
ние этих атак во многом зависит от то-

го, насколько эффективно выполняет
свою задачу дальний и ближний морской
дозор.

Дозор решает две основные задачи.
Первая — предутредить 0 намерениях
противника и этим помочь налнему коман-
дованию парировать вражеский удар.

„Вторая задача — не пропустить врага за.

линию дозора. Если д030р не имеет воз-
противника, он
должен хотя бы надежно сковать его до
подхода своих сил поддержки. Решение

этой задачи требует от личного состава’

дозорных кораблей не только высокой
боевой выучки, но и непреклонной етой:

кости, постоянной готовности в бою ©

превосходящими силами неприятеля.

Отличное выполнение указанных двух
задач и определяет эффективность  мор-
ского дозора, которая зависит прежде
всего от правильной организации дела.
Там, где штабы рассматривают организа-
цию дозора как ответственную боевую
операцию, подступы к базам надежно за-
крыты для врага и нормально проходит
конвоирование. Если же дозорная елуж-
ба несётся шаблонно, без строгого учета
обстановки на театре, без глубокого вни-
кания в замыслы противника и измене-

ция в его тактике, противнику облегчает- _

ся проникновение к нашим базам и ком-
муникациям.

Организуя дозор, надо всегда считать,
что враг пытается проникнуть на наши
коммуникации и к базам, хотя бы даже
никаких празнаков противника в данном
районе не замечалось длительное время.
Это спокойствие-—кажущееся, м оно не
дает штабу оснований хотя бы малейшим
образом ослаблять силу дозора. Дозор-
ная служба должна быть непрерывной,
особенно там, где полвление противника

‚ считается наиболее вероятным.

Е сожалению, не воюду об этом пом-
нят, и вот характерный тому пример.
Катер- охотник, уже имевший на своем
счету потопленную подводную ходку про-
тивника. находился в противолодочном
дозоре. Опытный экипаж обнаружил вра-
rau B этот раз. Калер произвел несколь-
ко атак глубинными бомбами, но лодке
удалось уклониться от удара. На донесе-
ние командира кахера из штаба ответили
приказанием продолжать поиск и п00бе,
щали с рассветом выслать самолеты,
Однако выслать их так и не удосужились.
Больше того, дозорный катер получил
приказание возвратиться в базу, и никто
его на позиции не сменил. Между тем
следовало использовать ве средства,
чтобы довести дело до конца — уничто-
жать подводную лодку противника. В.
этом и заключалась бы эффективность
дозора.

Оперирующие вблизи наших коммуни-

каций и баз подводные лодви противни-

ка все чаше взаимодействуют с самоле-
тами. Последние не только наводят лодки
Ha об’ект атаки, но и помогают им вести
разведку на себя, предупреждают о по-
явлении дозорных . кораблей, а иногда
пытаются увести ваши корабли в сторо-
пу, чтобы дать возможность лодке нро-
никнуть за линию дозора. Такие приемы

ДОГОВОРА ©

К ПОДПИСАНИЮ
9. Тов.

подписании - Договора;
А. П: Павлов,

тивность

в; М.

доз

требуют от офицеров и экипажей дозор-
ных кораблей большой выдержки и уме-
ния разгадывать уловки врага:

Для дозорной службы весьма активно
используются наши катера, и прежде
всего — морские охотники. Эти корабли
способны успешно ‘противодействоваль
торпедным катерам, подводным  лодкам
й самолетам противника, т. е, именно тем
силам, которыми враг чаше всего дей-
ствует против наших коммуникаций и
баз. Известно немало случаев, когда не-
мецкие торпедные катера, даже обладая
значительным численным преимуществом,

терпели поражение в коротких ехватках-

$ налмими дозорными катерами-охотника-
ми, которые отправили на дно также
не одну вражескую подводную лодку и
но один десяток самолетов,

Но эффективность дозора, особенно

‘противолодочного, резко повышается, ее-.

ли катера-охотники взаимодействуют с
авиацией. Самолет способен обнаружить
подводную лодку на гораздо большем

расстоянии, нежели катер, а в ясную по--

году может найти ее и на глубине. Он
быстрее, чем катер, настигнет противни-
ва и, ебросив своп бомбы, может, про-
должая наблюдать за лодкой, указывать
ве место катеру,

Организация такого
естественно, требует от штаба определен-
ных усилий, но они вполне окупалотея ре-
зультатами.  Катер-охотник старшего
сйтенанта Ванина много часов пресле-
девал подводную лодку, несколько pas
атаковывал ее глубинными бомбами, но
безрезультатно. Противник умело. «укло-
нялея от ударов и не покидал района на-
шего дозора. Тогда командир катера по-
просил выслать ему в помощь «МБР-2».
Через полчаса после того, как самолет
прилетел, подводная лодка вновь была
обнаружена. Летчик Калинин, сбросив
две бомбы, повредил ее, а затем наво-
димый самолетом морской охотник точно
положил глубинные бомбы, и подводная
лодка была уничтожена.

Эффективность - морского дозора в зна-
чительной мере зависит от активности
дозорных кораблей на позиции. Иногда
случается, что дозорный корабль, отбыв
`на позиции положенный срок, возвра-
щается в базу, ничего не обнаружив, а
в то же время противник ухитряетея про-
никнуть через линию дозора в зону на-
ших коммуникаций. Происходит это по-
тому, что дозорный корабль выполнял
свою задачу пассивно и тем самым позво-
лил неприятелю провести себя. Нельзя
забывать, что враг меньше всего  стре-
мится встретитьея с нашим дозором, что
подводной лодке или торпедным катерам
противника куда выгоднее атаковать кон-.
вой, чем ввязываться в бой с дозорными.
кораблями. Значит, надо самому активно
искать врага, постоянно изучать район
действий и тактику противника, детально
ознакомляться © обетановкой перед вы-
ходом в море и всегда стараться предви-
деть, что может предпринять в данной.
обстановке враг. .

Вомандирам и экипажам дозорных K0-
раблей доверено ответетвенное и почет-
ное дело. От их действий в большой oTe-
пени зависит безопасность проводви кон-
воев, работа наптих баз. Надо постоянно
заботиться 0 TOM, чтобы еще лучше ор-
ганизовать дозорную службу и непрерыв-
но повышать ес эффективность, превра-
щая наши лозоры в непреодолимый
барьер для врага. г

ДРУЖБЕ,

Молотов подписывает Договор, ,

взаимодействия, -

ВЗАИМНОЙ ПОМОЩИ И ПОСЛЕВОЕННОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ МЕЖДУ СССР И ЧЕХОСЛОВАЦ
Стоят (справа налево): тов. И. В. Сталин, г-н Эд, Бенеш, тоз.. М. И, Калинин, Маршал К. Е. Ворошилов, г-н 3. _Фирлингер, Рядом с тов. В. М, Молотовым — тов.

В последнее время между Правительством СССР и Правительством Чехо-
словацкой Республики происходили переговоры о заключении договора о дружбе,
взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве.

Эти переговоры протекали в атмосфере сердечности и дружественного взаи-
‘мопонимания и привели в подписанию 12 декабря сего года в Москве «Договора о
дружбе, взаимной помощи и поеслевоенном сотрудничестве между Союзом Совет-
ских Социалистических Республик и Чехословацкой Республикой» и Протокола
в нему, ‹ i?

Договор подписан в Кремле по уполномочию Президиума Верховного Совета
СССР Народным Комиссаром Иностранных Дел В. М. Молотовым и по уполномочию
Президента Чехословацкой Республики Чрезвычайным я Полномочным Hocaow
Чехословацкой Республики в Москве г-ном Зд. Фирлингером.

При подписании Договора присутствовали со етороны СССР: тов. И. В. Сталин,
тов. М. И. Балинив, тов. К. В, Ворошизов, Заместитель Народного Комиссара Ино-
странных Дел тов. А. Е. Корнейчук, Чрезвычайный и Полномочный Посол СССР

Президиум Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик
п Президент Чехословацкой Республики, желая изменить и дополнить Договор о
взаимной помощи, существующий между Союзом ССР и Чехословацкой Респубаи-
  Бой и подписанный в Праге 16 мая 1935 года, и подтвердить условия Соглашения
  между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Прави-
lomo pi Чехословацкой Республики о совместных действиях в войне против
Германии, подписанного 18 июля 1941 года в Лондоне; желая содействовать поеле
войны поддержанию мира и предотвращению- дальнейшей агрессии-со стороны Гер-
мании и обеспечить постоянную дружбу и послевоенное мирное сотрудничество
между с0б0й, тептили заключить с этой целью Договор и назначили в качестве
своих уполномоченных:

Президиум Верховного Совета Союза Советских Социалистических Респуб-
aux — Вячеслава Михайловича Молотова, Народного Комиссара Иностранных Дел,

Президент Чехословацкой” Республики — Зденека Фирлингера, Посла Чехо-_

словацкой Республики в Советском Союзе,
которые, обменявшиеь своими полномочиями, найденными в полном порядке
[и составденными в аа форме, вотласилиеь о =e

СТАТЬЯ 1.

Высокие Договаривающиеся Стороны, согласивитись взаимно об’единиться в
политике постоянной дружбы и дружественного послевоенного сотрудничества, так
же, как и взаимной помощи, “обязываются оказывать друг другу военную и другую
помощь и поддержку всякого рода в нынешней войне против as и всех тех
государств, которые связаны с ней в актах агрессии в Европе.

СТАТЬЯ 2.

Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются не ветупать в перяод нынеш-

ней войны в какие-либо переговоры © гитлеровским правительством или в ваким-
либо иным правительством в Германии, которое не отказывается лено от веяких
агрессивных намерений, и не вести переговоров и не заключать bes взаммного
согласия какого-либо перемирия или мирного договора с Германией или © какям-
либо иным государством, связанным с ней в актах агрессии в Европе,

* CTATbA 8.

Подтверждая свою довоенную политику мира и взаимной помощи, выражен-.

ную в их Договоре, подписанном в Праге 16 мая 1935 года, Высокие Договари-

вающиеся Стороны обязуются, что в случае, если одна из них оказалась бы вовале-.

ченной в послевоенный период в военные действия с Германией, которая возоб-
новила бы свою политику «Яранг нах Остен», или с каким-либо из государетв,

ея

КОЙ РЕСПУБЛИКОЙ. На снимках: 1.

т-н Д. Оутрата, г-н 1. Елучка и г-н 9. Мартинэк. Е

ПОДПИСАНИЕ ДОГОВОРА

о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве между Советским Союзом
и Чехословацкой Республикой

при Правительстве Чехословацкой Республики тов. В. 3. Лебедев, член коллегии
НБИД тов. А. П, Павлов, Заведующий ГУ-м Европейским Отделом НЕИД тов. В. А.
Зорин, Заведующий Отделом Печати НКИД тов. Н. Г, Пальгунов, Pad

Со стороны Чехословацкой Республики при подписании Договора upucyrerso-
вали: Президент Чехословацкой Республики д-р 99 Венеш, Начальник Кабинета
Президента г-н Я. Смутный, Начальник Информационной Службы Чехословацкого
Мтииетеретва Иностранных Дел г-н Я. Краус, генерал-лейтенант Чехословацкой
армии А. Нижборекий, секретарь Президента 9. Таборский, Член Чехословацкого
Государственного Совета г-н Р, Врбенский, Командующий Чехословацкими Ya
стями в СССР тгенёрал Я. Ератохвил, Начальник Чехословацкой Военной Миссии в
СССР полковник Г. Пика, дипломатические сотрудники Чехословацкого Посольства

После подписания Договора тов. М. И. Калинин я Г-н On. Benen Oiirntanes
речами, : =

Ниже приводятся тексты Договора и Протокола к нему,

ДОГОВОР _

- , . SS 2
с- дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве между Союзом. Советских
Социалистических Республик и’ Чехословацкой Республикой

которое об’единилоеь бы в Германией непосредетвенно или в cantina иной
форме в такой войне, то другая Высокая Договаривающаяея Сторона немедленно
окажет Договаривающейся Стороне, вовлеченной таким образом в военные дейст
вия, вояческую военную и другую поддержеу и kom, нахолящивел в ее pacid=
ряжении, т 6
СТАТЬЯ 4,

Высокие Договаривающиеся Стороны, учитывая интересы а Ean
дой из них, соглашаются на тесное и дружественное сотрудничество в период поб-
ле восстановления мира и действовать в соответетвии с принципами: взаимного
уважения х их независимости и суверенитету, равно как и невмешалельства во
внутренние дела другого государетва. Они соглашаются развивать в возможно
более широких масштабах свои экономические отношения и оказывать друг другу
всяческую возможную экономическую помощь после войны,

СТАТЬЯ 5.

Каждая из Высоких Договаривающихея сторон обязуется не заключать вако-
го-либо союза и не принимать участия в какой-либо коалиции, направленных
ee. другой Высокой Договаривающейся Стороны.

СТАТЬЯ 6. © :

Настоящий Договор вступает в силу немедленно после его подписания и
подлежит ратификации в возможно короткий срок; обмен АОН
грамотами будет произведен в Москве как можно скорее.

Настоящий Договор остается в силе в течение двадцати лет в момента под-
писания, причем, если одна из Высоких Договаривающихся Сторон в конце ука-
занного периода в двадцать лет не сделает, за 12 месяцев до срока, заявления 90
своем желании отказаться’ от Договора, он будет продолжать оставаться в силе
на следующие пать лет, и так каждый раз, до тех пор, пока однь из Высоких
Договаривающихея Сторон не сделает за 12 месяцев до окончания текущего
пятилетия письменного предупреждения о своем намерении прекратить его дей-
ствие, ;

В удостоверение чего Уполномоченные подписали настоящий Договор и

_ приложили к нему свои печали. §

Составлен в двух окземплярах, каждый на русском и чехословацеом языках.
` 0ба текста имеют одинаковую силу.

Москва, 12 декабря 1943 года.
По уполномочию Президента

Чехословацкой Республики
3. ФИРЛИНГЕР.

По уполномочию Президиума
Верховного Совета СССР
в. молотов. \

Hie

Тов, И. В. Сталин И ‘Г-н Эд, Бевеш при

Фото М. Калашникова,