Смерть немецким оккупантам! ЦЕНА 20 КОП.
Укрепление боевого сотрудничества между нашими народами и всеми свободолюбивыми народами мира залог успеха в деле уничтожения немецного фашизма и всех его соучастников по кровавым преступлениям (М. КАЛИНИН).
КРАСНЫЙ № 294 (1552)
ФЛОT в Европе
ОРГАН НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА 14 декабря 1943 г., вторник
Эффективность морского дозора Пормальная деятельность наших военно-морских баз и обеспечение морских перевозок требуют отлично организованной дозорной службы. Противник не оставляет попыток нарушать наши коммуникации, нападать на наши базы, используя для этого авиацию, торпедные катера, подводные лодки, Успешное отражение этих атак во многом зависит от того, насколько эффективно выполняет свою задачу дальний и ближний морской дозор. Дозор решает две основные задачи. Первая - предупредить о намерениях противника и этим помочь нашему командованию парировать вражеский удар. Вторая задача - не пропустить врага за линию дозора. Если дозор не имеет возможности уничтожить противника, он должен хотя бы надежно сковать его до подхода своих сил поддержки. Решение этой задачи требует от личного состава дозорных кораблей не только высокой боевой выучки, но и непреклонной стойкости, постоянной готовности к бою с превосходящими силами неприятеля. Отличное выполнение указанных двух задач и определяет эффективность морского дозора, которая зависит прежде всего от правильной организации дела. Там, где штабы рассматривают организацию дозора как ответственную боевую операцию, подступы к базам надежно закрыты для врага и нормально проходит конвоирование. Если же дозорная слуя ба несётся шаблонно, без строгого учета обстановки на театре, без глубокого вникания в замыслы противника и изменения в его тактике, противнику облегчается проникновение к нашим базам и коммуникациям. Организуя дозор, надо всегда считать, что враг пытается проникнуть на наши коммуникации и к базам, хотя бы даже никаких признаков противника в данном районе не замечалось длительное время. Это спокойствис--кажущееся, и оно не дает штабу оснований хотя бы малейшим образом ослаблять силу дозора. Дозорная служба должна быть непрерывной, особенно там, где появление противника считается наиболее вероятным. сожалению, не всюду об этом помнят, и вот характерный тому пример. Катер-охотник, уже имевший на своем счету потопленную подводную лодку противника, находился в противолодочном дозоре. Опытный экипаж обнаружил врага и в этот раз. Катер произвел несколько атак глубинными бомбами, но лодке удалось уклониться от удара. На донесение командира катера из штаба ответили приказанием продолжать поиск и пообе, щали с рассветом выслать самолеты. Однако выслать их так и не удосужились. Больше того дозорный катер получил приказание возвратиться в базу, и никто его на позиции не сменил. Между тем следовало использовать все средства, чтобы довести дело до конца уничтожить подводную лодку противника. В этом и заключалась бы эффективность дозора. Оперирующие вблизи наших коммуникаций и баз подводные лодки противника все чаще взаимодействуют с самолетами. Последние не только наводят лодки на обект атаки, но и помогают им вести разведку на себя, предупреждают о появлении дозорных кораблей, а иногда пытаются увести наши корабли в сторопу, чтобы дать возможность лодке проникнуть за линию дозора. Такие приемы
ПОДПИСАНИЕ ДОГОВОРА о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве между Советским Союзом и Чехословацкой Республикой словацкой Республики происходили переговоры о заключении договора о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве. B последнее время между Правительством СССР и Правительством ЧехоЭти переговоры протекали в атмосфере сердечности и дружественного взаимопонимания и привели к подписанию 12 декабря сего года в Москве «Договора о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве между Союзом СоветРеспубликой» и Протокола к нему, Договор подписан в Кремле по уполномочию Президиума Верховного Совета СССР Народным Комиссаром Иностранных Дел В. М. Молотовым и по уполномочию Президента Чехословацкой Республики Чрезвычайным и Полнэмочным Нослом Чехословацкой Республики в Москве г-ном 3д. Фирлингером. При подписании Договора присутствовали со стороны СССР: тов. И. В. Сталин, тов. М. И. Калинин, тов, К. Е. Ворошилов, Заместитель Народного Комиссара Иностранных Делтов. А. Е. Корнейчук, Чрезвычайный и Полномочный Посол СССР при Правительстве Чехословацкой Республики тов. В. З. Лебедев, член коллегии НКИД тов, А. П. Павлов, Заведующий IV-м Европейским Отделом НКИД тов. В. А. Зорин, Заведующий Отделом Печати НЕИД тов, Н. Г. Пальгунов. Со стороны Чехословацкой Республики при подписании Договора присутствовали: Президент Чехословацкой Республики д-р Эд. Бенеш, Начальник Кабинета Президента г-н Я. Смутный, Начальник Информационной Службы Чехословацкого Миiистерства Иностранных Дел г-н Я. Краус, генерал-лейтенант Чехословацкой армии А. Нижборский, секретарь Президента 9. Таборский, Член Чехословацкого Государственного Совета г-нВ. Врбенский, Командующий Чехословацкими Частями в СССР генёрал Я. Кратохвил, Начальник Чехословацкой Военной Миссии в СССР полковник Г. Пика, дипломатические сотрудники Чехословацкого Посольства г-н Д. Оутрата, г-н Л. Клучка и г-н 9. Мартинэк. речами, После подписания Договора тов. М. И. Калинин и г-н Эд. Бенеш обменялись e. Ниже приводятся тексты Договора и Протокола к нему.
требуют от офицеров и экипажей дозорных кораблей большой выдержки и умения разгадывать уловки врага. Для дозорной службы весьма активно используются наши катера, и прежде всего -- морские охотники. Эти корабли способны успешно противодействовать торпедным катерам, подводным лодкам и самолетам противника, т. е, именно тем силам, которыми враг чаще всего действует против наших коммуникаций и баз. Известно немало случаев, когда немецкие торпедные катера, даже обладал значительным численным преимуществом, терпели поражение в коротких схватках с нашими дозорными катерами-охотниками, которые отправили на дно также не одну вражескую подводную лодку и но один десяток самолетов. Но эффективность дозора, особенно противолодочного, резко повышается, если катера охотники взаимодействуют с авиацией, Самолет способен обнаружить подводную лодку на гораздо большем расстоянии, нежели катер, а в яспую погоду может найти ее и на глубине. Он быстрее, чем катер, настигнет противника и, сбросив свои бомбы, может, продолжая наблюдать за лодкой, указывать ее место катеру. Организация такого взаимодействия, естественно, требует от штаба определенных усилий, но они вполне окупаются ревультатами. Катер-охотник старшего лейтенанта Ванина много часов преследовал подводную лодку, несколько раз атаковывал ее глубинными бомбами, но безрезультатно, Противник умело уклонялся от ударов и не покидал района нашего дозора. Тогда командир катера попросил выслать ему в помощь «МБР-2». Через полчаса после того, как самолет прилетел, подводная лодка вновь была обнаружена. Летчик Калинин, сбросив две бомбы, повредил ее, а затем наводимый самолетом морской охотник точно положил глубинные бомбы, и подводная лодка была уничтожена. Эффективность морского дозора в значительной мере зависит от активности дозорных кораблей на позиции. Иногда случается, что дозорный корабль, отбыв на позиции положенный срок, возвращается в базу, ничего не обнаружив, а в то же время противник ухитряется проникнуть через линию дозора в зону наших коммуникаций. Происходит это потому, что дозорный корабль выполнял свою задачу пассивно и тем самым позволил неприятелю провести себя. Нельзя забывать, что враг меньше всего стремится встретиться с нашим дозором, что подводной лодке или торпедным катерам противника куда выгоднее атаковать конвой, чем ввязываться в бой с дозорными кораблями. Значит, надо самому активно искать врага, постоянно изучать район действий и тактику противника, детально ознакомляться с обстановкой перед выходом в море и всегда стараться предвидеть, что может обстановке враг. предпринять в данной Командирам и экипажам дозорных кораблей доверено ответственное и почетное дело. От их действий в большой степени зависит безопасность проводки конвоев, работа наших баз. Надо постоянно заботиться о том, чтобы еще лучше организовать дозорную службу и непрерывно повышать ее эффективность, превращая наши дозоры в непреодолимый барьер для врага.
ДО ГО ВОР
о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве между Союзом Советских Социалистических Республик и Чехословацкой Республикой Президиум Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик и Президент Чехословацкой Республики, желая изменить и дополнить Договор о взаямной помощи, существующий между Союзом ССР и Чехословацкой Республикой и подписанный в Праге 16 мая 1935 года, и подтвердить условия Соглашения между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Прависловацкой тельством Чехесловацкой Республики о совместных действиях в войне против Германии, войны Герсотрудничество своих уполномоченных: Президент СТАТЬЯ 1. Высокие политике же, помощь государств, СТАТЬЯ 2. Высокие ней либо агрессивных согласия либо СТАТЬЯ 3. Подтверждая ную вающиеся ченной повила бы свою политику «Дранг нах Остен», или с каким-либо из государств, СТАТЬЯ 4. которое объединилось бы с Германией непосредственно или в какой-либо иной форме в такой войне, то другая Высокая Договаривающаяся Сторона немедленно окажет Договаривающейся Стороне, вовлеченной таким образом в военные действия, всяческую военную и другую поддержку и помощь, находящиеся в ее распоряжении. Высокие Договаривающиеся Стороны, учитывая интересы безопасности каждой из них, соглашаются на тесное и дружественное сотрудничество в период после восстановления мира и действовать в соответствии с принципами: взаимного уважения к их независимости и суверенитету, равно как и невмешательства во внутренние дела другого государства. Они соглашаются развивать в возможно более широких масштабах свои экономические отношения и оказывать друг другу всяческую возможную экономическую помощь после войны. СТАТЬЯ 5.
Каждая из Высоких Договаривающихся сторон обязуется не заключать какого-либо союза и не принимать участия в какой-либо коалиции, награвленных другой Высокой Договаривающейся Стороны. против СТАТЬЯ 6.
Настоящий Договор вступает в силу немедленно после его подписания и подлежит ратификации в возможно короткий срок; обмен ратификационными грамотами будет произведен в Москве как можно скорее. Настоящий Договор остается в силе в течение двадцати лет с момента подписания, причем, если одна из Высоких Договаривающихся Сторон в конце указанного периода в двадцать лет не сделает, за 12 месяцев до срока, заявления о своем желании отказаться от Договора, он будет продолжать оставаться в силе на следующие пять лет, и так каждый раз, до тех пор, пока одна из Высоких Договаривающихся Сторон не сделает за 12 месяцев до окончания текущего пятилетия письменного предупреждения о своем намерении прекратить его действие. В удостоверение чего Уполномоченные подписали настоящий Договор и приложили к нему свои печати.
Составлен в двух экземплярах каждый на русском и чехословацком языках. Оба текста имеют одинаковую силу. уполномочию Президента Чехословацкой Республики 3. ФИРЛИНГЕР. Москва, 12 декабря 1943 года. По уполномочию Президиума Верховного Совета СССР B. МОЛОТОВ. По
МЕЖДУ СССР И ЧЕХОСЛОВАЦКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ. На снимках: 1. Тов. И. В. Сталин и т-н Эд, Бенеш при Стоят (справа налево): тов, И. В. Сталин, г-н Эд. Бенеш, тов. М. И. Калинин, Маршал К. Е. Ворошилов, г-н З. Фирлингер, Рядом с тов. В. М. Молотовым тов. Фото М. Калашникова.
ДРУЖБЕ,
К ПОДПИСАНИЮ 2. Тов. В. подписании Договора; A. П. Павлов.
М. Молотов подписывает Договор,