\
s

/

_ пу сопротивления, оборудованному upo-

14 декабря 1943 г., №294 (1552) .

СВЯЗИСТЫ МАЛЫХ КОРАБЛЕЙ
НА ПЕРЕХОЛЕ

Корабзям Н-ского еоединения прихо-
дитея выполнять самые разнообразные
боевые задачи. Нередко успех зависел от
хорошей организации — взаимодействия
кораблей в море как между собой. так и
‹ другими силами флота — береговой
артиллерией, авиацией и т’ д. Осуще-
ствлять это взаимодействие почти невоз-
можно, если на кораблях плохо несут
службу наблюдения и связи, И вполне
естественно, что этим вопросам в соеди-
нении уделяют повседневное и серьез-
ное внимание все строевые офицеры.
Веледствие этого боевая учеба связиетов
и наблюдателей стала более целеустрем-
ленной и сейчас направлена на то, чтобы
обеспечить кораблям выполнение нан-
более сложных задач,

Катерам соединения пряходитея ‘пла-
вать почти под постоянным воздействием
противника как с воздуха, так и с берега.
Поэтому крайне важно первому заметить
врага, чтобы умело уклониться от ero
удара и самому обрушить на него огонь.
9то придает 060606 значение  визуаль-
ному наблюдению. Многочисленные фак-
ты показывают, что сигнальщики катеров
отлично натренированы и умеют cBoe-
временно обнаружить противника.

Олин из катеров выполнял боевое за-
дание, Погода позволяла вражеским само-
лётам скрытно ходить в этом районе и
внезапно появляться в фазрывах между.
облаками. Это учитывала команда катера
и ни на секунду не снижала блительнос-
ти, Внезапно из-за облаков появились с
приглушенными моторами два «Фокке-

`Вульф-190». С катера ударили по само-

‘лёта раньше, чем Te успели открыть
огонь. Один «Фокке-Вульф-190» сразу
же был сбит, а второй быстро скрылся

снова за облаками. - Е

- Практика показывает, что сигнальщик`
должен обладать не только хорошо натре-
нированных глазом, но и слухом, ‘с1о-
собностью выделить на фоне общего шу-
ма посторонние, звуки. Насколько это
важно, показывает следующий факт.

Два морских охотника под командова-
нием офицера Чернышова несли дозор.
Район предетавлял собой рях островков,
разделенных между собой узкими проли-
вами. Это учитывал противник и решил,
Mackupyach нод фон берега и идя по про-
ливам, внезапно напасть на наши дозор-
ные корабли. Вахтенный  сигнальцик
старший краснофлотец  Порольков не
только зорко следил за водным плёеом,
но и напряжённо велушивалея во все
посторонние звуки, пробивающиеся сквозь
рокот своих моторов. Он и доложил о
приближении катеров противника. Боевая
тревога была сыграна ещё до того, как
враг был обнаружен зрительно. Это дало
нашему  дозеру возможность: первому
атаковать численно превосходящие силы
и выиграть бой, у

В ходе его сигнальщики также зорко
наблюдали за всеми маневрами противни-
ва, быстро и чётко докладывая 0б этом
командирам катера, что также помогало
парировать удары врага,

Радио является основным видом связи
малого ворабля в море. От опыта радистов
зависит своевременное хонесение коман-
дованию о боевом стблкновении, вызов
сид поддержки, связь с береговыми бата-
реями, авиацией и другими кораблями.
Отличная работа на ключе, приём и пере-
дача без чскажений радиограмм, знание
матуриальноя части являютел залогом не-
прзрывноети связи. Rok

Наши катера, руководимые  канитан-
лейтенантом Воробьевым, встретились ©
численно превосходящими силами про-
тивниЕа, Вотупав в бой, советские моря:
ви обратили врага в бегство. Затем капи-

тан-лойтенант приказал вызвать штур-‘ Действующай флот.

MGT b

‘береговой a}

Боевая деятельность ‘береговой
тиллерии характерна итироким
действием с частями Красной Армии.
Опыт требует использовать этот вид ору-
жия для решения лишь тех огневых за-
дал, которые не в состоянии выполнить
артиллерия сухопутных частей. Требо-
вание это вполне обоеновано. Отетупле-
ние от него ведет в неправильному, He-
достаточно эффективному применению
столь мощных боевых средств. He-
пользование мор?ких орудий среднего и
крупного калибра как полевых явно не-.
рационально. И, наоборот, при подавле-
нии огня дальнобойных батарей про-
ливника, разрушении прочных ‚› оборони-
тельных сооружений и производетве ог”.
невых налетов береговая артиллерия в
руках общевойскового начальника ста-
новится грозным м эффективным видом
оружия.

Е сожалению, в рядо случаев это тре-
бование в полной мере не выполняется.
Иногда ставятся задачи, которые под еи-
лу решать не только полевой артиллерии,
HO и миномотной батарее. Повин-
вы в таком нёрационадьном использова-
нчи боевых срелетв. как правило, не ко-
уандиры батарей вак’ нвиэсредетвенчые
исполнители а артиллерийское командо-
вание и штабы, которые готовят  опера-
ции и не учитывают особенностей мор-
ской артиллерии и ee  тактико-техниче-
ских данных.

Олнажды нало было нанести удар по уз-

ap-

THBUMROM в бетонных сооружениях зах”
ваченной им  гидроолектростанции.
Огонь сухопутной артиллерий по тих
сооружениям оказалея  недействитель-
ным. Задача на разрушение была, по-
ставлена морской артиллерии, которая
достигла успеха в полной мере. После
тавих случаев вера в морскую артилле“
рию у общевойсковых начальников воз-
растает. Я

Одним из важнейших условий высокой

взаимо-

тщательное обучение
Делать всё это придется в ходе боя и в.

мовики «Ильюшин-2» для преследования
неприятеля и разгрома его на отходе.
Радист быстро связался с зэродромом, и
уже через несколько минут сюха приле-
тели два наших штурмовика. Наводимые
по радио с флагманского катера, они на-
несли вражеским катерам ряд. послелова-
тельных штурмовых ударов, потопили
один корабль противника, а второй по-
вредили.

Приведём еще один случай связи кате-
ра с самолётом, Группа наших петурмо-
виков возвращалась после выполнения
сложного задания. Один из них, имея
серьёзные повреждения, HA смог дотянуть
до аэродрома и упало в воду. На спасение
лётчика был выслан катер-охотник. Ра-
дист его связался с находившимся в в03-
духе штурмовиком, и тот стал наводить
катер. Лётчик был спасен, Подобные фак-
ты хорошо налаженной связи можно про-
Должить.

Радисты указанного соёдинения глубо-
RO освоили материальную часть, и это
дает им возможноеть устранять весьма
сложные повреждения непосредственно
в бою, исход которого порою зависит от
быстреты восстановления нарушенной

связи. Вот показательный пример отлич-.

ной выучки радиста,

Бой был в разгаре. Вдруг вахтенный
радист старшина 2-й статьи боколов
обнаружил, что антенный амперметр пе-
редалчика не показывает излучения энер-
гии в эфир. Осмотрев передатчик и не 0б-
наружив никаких повреждений, Соколов
выбежал на мостик и увидел, что антен-
на сбита, видимо. осколком снаряда. Был
повреждён и ввод; Подключить Е нему
аварийную антенну было нельал. Тогда
радист пропустил конец её через палюмя-

натор и присоединил его непосредетвен-.

но в передатчику.

Только Соколов снова сел к аппарату,
как следующий снаряд вывел из строя
проводку, идущую от агрегатов питания.

хорошего радиста в кармане всегда ле-
жат обрезки провода, Достав их Соколов
в течение нескольких минут устранил
повреждение и обеспечил кораблю свазь.

Тёмные осенние ночи повьниают зна-
чение и гидроакустичееких приборов на
катере. Гидроакустики могут предунре-
дить о появлении врага ещё задолго до
того, как он будет обнаружен сигнальни-
ками на елух, а Tem более зрительно.
Использование гидроакуетической аппа-
ратуря весьма разнообразно, но здесь
мы расскажем лишь 06 одном весьма по-
казательном примере. р и

Караван наших кораблей в тёмную
ночь совершал переход. Вомандир конвоя
приказал одному из илущих в охранении
морских охотников обеледовать район про-
хожления. Это заставило оторваться от.
каравана. После выполнения задания по-
требовалось занять свое прежнее место в

составе конвоя. Но визуально обнаружить

транспорты было невозможно. Нельзя бы-

19 воспользоваться и радио, так как это.

могло открыть врагу место каравана.
Тогда решили использовать гидрозкуети-
ческую аппаратуру: Стариина 2-й статьи
Ольховик прослущал. шумы водного рай-
она и среди других определил характер-
ный
Запеленговав звук, гидроакустик лоло-
жил командиру катера, и тот точно вы-
вел свой корабль в нужную точку.
Связисты соединения достигли непло-
хих результатов в работе Однако мето-
ды ведения борьбы на море всё время ус-
ложнаются,, и задача заключается в том,
чтобы и в дальнейшем совершенствовать
своё мастерство. обеспечивая корабли не-
прерывной и надёжной связью в бою.

Капитан 3-го ранга В, РОМАНОВ.

<

Генерал-лейтенант
И. МУШНОВ
>

стей и подразделений является разведка.
При постановке задач общевойсвовой на-
чальник в лучшем елучае укажет район
целей и сформулирует общую задачу.
Все остальное, это необходимо для 96°
пешного выполнения поставленной  зада-
чи, артиллезиет обязан добывать сам. —

С 06е0б0й тиалельностью должна быть
организована разведка в его ответствен-
ном секторе. Он обязан повседневно изу-

чать местность расположения противиг-

Ra, характер боевой деятельнеети м, су-
дя по обстановне, часто решать огневые
задачи самостоятельно.

На любом участке фронта об’екты,
подлежащие огневому воздействию бере-
товой артиллерии, как правило, находят-
ся в глубане расположения противника,
скрыты от наземного наблюдения. В этих
условиях 060006 значение отводится

техническим средствам разведки.  Боль-
шая роль В велении разведки a даже. ROp-
ректировкй отводится артиллерийской
авиации.

Следует, однако, предупредить, что
наличие средств разведки — эт0 ещ8

только предпосылки для получения дап-
ных о противнике. Чтобы все’ эти сред-
ства пустить в ход и полуанть OT них
ожилаемый практический результат, нуж-

работа и
состава.

ны большая организационная
личного

кратчайшие сроки.

Но недостаточно знать расположение
я действия противника, нужно на основе
этого уметь организовать артизлерий-
скую оборону или наступление. Огромное
значение в повышении эффектавности
огня имеет тактически грамотный выбор
позиций, командных пунктов, наблюда-

BBYR работы винтов транспорта.

огонь орудия

енность стрельбы
этиллерим У

торой нв могут ускользнуть

Северный флот. На снимке: в носовой турели торпедного катера. У пулемета
командир отделения пулеметчиков старшина 2-й статьи В, Иванов, награжден-
ный орденом Красной Звезды. Фото В. Ковригина (ТАСО).

x

Антифашистский митинг _
представителей латвийского народа

12 декабря в Москве состоялся радио-
митинг представителей латвийского наро-.
да. Открывая его, Предеехатель  Прези-
днума Верховного Совет» Шатвяйской
ССР профессор А. Еирхенштейн сказал:

‘— Сегодня в столице Советекого Сою-
за, в Москве, мы, `предетавители латвий-
ского народа, собрались для того, чтобы
засвидетельствовать латыиам, изнываю-
щим на родине пол игом фашизма, свою
непреклонную волю и решимость к борь-
бе. Мы собрались в дни великих событий,
когда мощные удары Красной Армин со-
врушают немецкую военную машину. Не-
далеко то время. когда Красная Армия
освободит от врага нашу прекрасную Лал-
BH.

Секретарь ЦЕ NW(6) Латвии тов.
Я. Валнберзин, расоказав 06 успехах.
Красной Армии в борьбе с немецкими.
захватчиками, обратился к населению
еккупированной немцами Советской Лат-
вии с призывом: :

— Bpares a cectpu! Caexyiite призы-
ву козпиуниотической партии и советеко-

>

свой дивизии.

Славным делам партизан, действующих
на территории, Латвии, посвятил cBoe
‚выступление
отметивший огромную поддержку, оказы-
ваемую латышекам населением многочис-
ленным и успешно действующим отрядам
народных метителей,

рит, что немецкие фашисты разграбили
фабрики dover, a свободных рабочих
превратили в рабов, В гитлеровских кон-
центрапионных лагерях погибают десят-
ки лучших сыновей и дочерей латьииско-
го народа. Он призызает рабочих нв из-
готовлять и ве чинить оружие немецким
разбойникам, подрывать работу транс-
порта. .

На митинге выступил латышекий 05-
шеетвенный лелтель депутат Верховного
Совета СССР тов, Латковекий, студент
Ф. Румниек, артист Рудольф Верзиньш,
мастер спорта Нетерис Строда, Народный
Комиссар земледелия Латвийской CCP

го правительства, следуйте примеру aga- 70B. Bauar.
тышеких партизан! Сопротивляйтесь не- С огромным воодушевлением  участ-
мецким захватчикам,  уничтожайте их!   ники митинга приняли  привететвие
Пусть горит латвийская земля в отне   товарящу Сталину. ,

партизанской  войны, пусть дрожат в
смертельном страхе немецкие захватчики
и‘ предатели латытекого народа!

Гвардии майор тов. Антон Таесказыва-

На митинге было принято обращение Е
латвийскому народу. Митинг транелиро-
вался по радио. о

(ТАСС).

= = ss $5
Дуэль с „Ферлинандами

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 13 декабря:
{Спед, корр ТАСС). Советские самоход-
Able орудия вышли поддерживать атаку
танков Командир одного орудия младший
лейтенант Арсентий Тимофеев обнаружил,
что с левого фланга по танкам стреляют
два «Ферлинанла». Орудие развернулось
‘и открыло огонь по врагу. Завязалась
ожесточенная дуэль одного нашего камо-
ходного орудия < двумя «Ферлинандами».
Вражеский снарял приближался с Hapa-
стающим гулом и ударил по башне комав-
лира пушки Осколок рассек голову Тимо-
фееву, и лейтенант мгновенво умер. Другой
осколок влребезги разнес оптический при-
бор для ваблюдевия. Команду принял aa
себя заряжающий Дмитрий Ильин. Он 0т-
крыл верхний люк и стал корректировать
Несколько удачно  выпу-
шенвых сварядов угодили по одному из
«Ферлинандов». он Задымил и замолчал
Но второй усйлал оговь. и один из его

самоходного орудия, пробив ее ‘ниже люка
механика-водителя. Осколки попали в гиль-
зы с порохом. Экипаж привялея тушить
огонь. Артиллерясты срывали с себя тело-

удалось быстро ликвидировать;
А

Крылов и наводчик Михаил Алясев извле-
кали осколки, заклинившие механизмы
пушки. Заряжающий Ильин в это время
вел наблюдепие за противником через верх-
ний люх и обнаружил вражеское противо-
танковое орудие, которое било из укрытия
по нашим танкам Алясев, ваконец, крик-
нул: «Все в порядке!» Самохолное орудие
повернулось в сторону вражеской проти-
зотанковой пушки и со второго выстрела
уничтожило ее вместе с расчетом.

К, ПУХОВ.

става и боевой подготовкой. Тренировка
КП должна быть систематической и не-
прерывной, За малейшее отетупление от
этих требований командир батареи по-
платится при лервой же стрельбе.

Если КИ допускает хотя бы незначи-
тельные ошибки в работе, батарея He мо-
жет быть хонушена в стрельбе и её’ го-
товность не может быть признана удов-
летворительной. В данном случае речь
Идёт не только о ВИ непосредственно, а
о всей системе управления артиллерий-
ским огнём батареи, до наблюдательных
постов включительно,

Развёрнутая сеть различных  средетв
наблюдения, обеспечивающая работу ЕП,
зуждается в надёжной и бесперебойной
работе связи, особенно радио. Но это с0-

особенности передвижной артиллерии,
которая, обладая маневренными с10соб-
ностями, повышает этим свои боевые ка-
чества и усиливает тактические свойства.
Занимая фланговое положение по отно-
Wenn к противнику, батарея может зна-
чительно увеличить эффективность дейет-
вий особенно в борьбе с батареями л9о-
ТивНика..

Практика показывает, что преобладаю-
mee большинетво стрельб по’ развелан-
ным цваям проводится при помощи на-
земного наблюдения. От того, насколько
удачно расположены посты этого наблю-
дения, будот зависеть и’ результат их
работы.

Имея в ответственном секторе артил:
лерийского дивизиона установленное ко-
личество штатных постов, развернутую
сеть технических средотв разведки, уме-
ло используя их. можно создать доста-
точно плотную и надёжную сеть, от ко-
незамечен-

речь линейными средствами связи, На-
оборот, дублирование и борьба за жлву-
честь обязательны. В бою нет ничего

управляющий огнём, который держит в
своих руках батарею.

В решении огневых задач батарей вы-
сокие требования  прел’являются к ее
хомандиру. Офицерский состав артил-
лерийских частей береговой обороны в
преойладающем большинстве теоретиче-
ски подготовлен неплохо, но на команд-
нам пункте некоторые офицеры иногда
теряются, ветретившись с трудностями.
Командир батареи должен быть в любых
условиях уверен”в себе, в своих дей-
твиях. :

Чтобы добиться четкой работы управ-
лающих OTUBM на командных  пунетах,
введена система артиллерийского трена-
жа. Однако и эта система не даст ожида-
емых результатов, сели тренировеи будут
‘проводиться ве систематически и в упро-
щенных условиях. Артиллеристы должаы
учитьея тому, что и ках нужно делать
na войне. Каждая стрельба требует от
них весьма сложной и разпообразной б0е-
вой доятельноети, Здесь нет шаблона; ни
олна стрельба никогда не бывает и Be
мож  быть копией другой, а оклады-
вается по-новому. Только искусный
управляющий огнём не растеряется во
тремя стрельбы и найдёт правильное
решение при любой обстановке. и комои-

ными дейетвия противника,
Гаавное в решении огневой задачи —
это видеть цель. Артиллеристы обязана
йметь Бак можно’ меньше стрельб без
наблюдения и корректировки. A
В числе всех прочих мероприятий. на-
правленных на повышение точности ог
ня, важнейшее место занимают органи-
зация и подготовка вомандного пункта
батареи, .
Четкость организации КП и его подго-
товка решают успех тела, Для  воякого
артиллериета являетея очевидным, что
малейшая неточность в исчислении ис-
ходных данных лля прицела и целика при
оценке падоний снарядов сделает не
возможной пристрелку, & bes пристрелки
вет поражения,  Отаёты о проведенных
практических стрельбах показывают, что
низкие результаты являются, как правя-
10, следствием пзохой работы командного
OVHRTA. ;
Воуандир батареи сам лично должея
заниматься своим  комапдным пунктом,

вт 0, боевых делах латышской  гвардей-

латышекий партизан ВБ.,.

Рижский рабочий Эрнест Миезие гово-

грейхи и накрывали ими пламя, Пожар

«Фердинанд» все продолжал стрелять.
Под его огвем механик-водитель Алексей

вершенно не значит, что можно пренеб-

хуже лишиться связи. Офицер без связи.
перестает быть командиром, а тем более

X0 BURY цель» и начинает делаль нело-

‘перь, в условиях боевой действительности,

Чем дальше продвигается Красная
Армия на запад, тем больше обнаружи-
вается страшных следов кровавых злоде-
Aun немецких оккупантов. Там, где
были лагери военнопленных, наши вой-
ска находят массовые могилы,  много-
численные трупы погибших от голода,
замученных и расстрелянных красноар-
мейцев.

В Градижеком районе, Украинской
ССР, на скотном дворе одного из колхо-
зов в период немецкой оккупации на-
ходилея аагерь военнопленных. На
тесной и грязной площадке, окружён-
ной колючей проволокой, пед открытым
небом стояли толпы изможденных. обес-
вилевигих от потери крови людей. Неко-

] торые пленные вырывали руками ямы,

где пытались укрыться от холода и но-
погоды,

Кормили пленных один раз в день. На
человека выдавалось по ложке гнилото
проса; воды заключенные не получали,
_ Из лагеря постоянно неслись стоны и
врики умирающих. Люди десятками и
сотнями гибли от голода, ран и болезней.
Только вблизи территории лагеря было п
хоронено более трех тысяч человек. В трех
могилах, векрытых представителями со-
ветокой общественности, было обнаруже-
но большое количество черепов, “челове-
ческих костей, остатков  красноармей-
ского и офицерского обмундирования.

Лагерь являлея пересыльным  пунк-
том. Ежедневно из него на запал отправ-
лялись большие группы пленных. Осла-
бевитих от истощения и не могущих итти
немцы расстреливали на месте, Когда
женщины окрестных сёл пытались пере-
дать изголодавшимся пленным хлеб, нем-
цы открывали по ним стрельбу.

Такие лагери смерти были

устроены
в ряде районов Украины.

В скотных сараях колхоза имепи
Чапаева того же Градижекого райова
‘азмещалея при немцах лазарет  воен-

нопленных. Обелуживавшие его хирург
Спицин и врач ВБорьдюх рассказали, что
B этом лазарете погибло от голода более

Вскоре после своего прихода в село
Вово-Покровка,  Чугуевского района,
Харьковской области, немцы ввели, каки
ви многих других оккупированных горо-

дах и сёлах, рабовладельческие порядки.

Важдому гражданину была выдана бирка
в номером. Мирный житель, получивлтий
такой номер, был обязан носить его на
груди, на видном месте, Постоянным жи-
телям села Ново-Покровка выдавались

бирки белого цвета, а всем эвакучрован-

НЫМ. В STO

село гражданам — желтого
цвета, :

Гильдербраг предупреждали население,
что тот, вто откажется брать и носить

_   номер, будет немедленно разетрелян, Bes’
снарядов ударил в лобовую броню нашего.

номера на груди нельзя было находиться
даже в своем доме. В случае появления
на улице или`в другом каком-либо месте
без бирки взималея штраф.

_ Взамен утерянной новую выдавали не
6разу. Потерявший бирку посылалея на
самые трудные работы; До получения
нового номера надо было носить оттичи-
тельный знак. сделанный из жвети. Hace-
лению было об’явлено, что такой знак
явзяетея позором, а человек, носивший
его, об’являлся преступником.

54-летний житель села Ново-Повровк
Петр Прокофьевич Черников числился пр
немцах под номером 510. СтариЕ раес
зывает; «При советской власти я с
зазиточным  колхозником. Дети мои
Алексей м Татьяна стали культурными
людьми. Как только в наше село пришли

немцы, мне, жене Меланье Лукьяновне и

цели, Это искусство достигается большой
тренировкой и анализом каждого прове-
деённого. упражнения по стрельбе.
Успешность стрельбы батареи He B
меньшей степени, чем от управляющего
огнём, зависит от отработки учебных за-
дач на батарее, от общей
личного состава и его натренированности
в работе на механизмах. Ё сожалению,
уетановившуюся в мирное время систему
тренировки некоторые командиры Sara

рей начинают забывать. Занятия с лич-

вым соетавом проводятея не системали-
чески ‘и при заниженных  требова-
ниях. Обеспечение их стоит на низ-
вом уровне. Иногда, например, группы
‚ подачи боезапаса и группы заряжания
производят тренировку без учебного бое-
запаса, ограничиваются «маханием рук».
Такая тренировка кроме вреда ничего
дать не может.

Дальномерные_ посты нередко трени-.
руютея в простейших условиях, и, конеч-
но, при малейшем понижении видимоетя
в б0ю дальномерщик докладывает; «Пло-

пустимые олибки при измерениях  рае-
стояния. Вакое значение имеет на весь
ход стрельбы ошибка в определении рас-
стояния до цели, пояснять нет надобно-
сти. Кое-где снизилось качество подго”
товви центральных постов. Ряд стрельб
получил  неудовлетворительную оценку
по вине этих постов, допустивших ошиб-
ки в установках на приборах. Это совер-
менно недопустимое явление.

В условиях мирного времени батарея
© недостаточной подготовкой центрально-
го поста не допускалась к проведению
правтических стрельб, а тем более мы
не можем тернеть такое положение те-

Групна наводки при отсутетвии система-
тической тренировки также может сни-
зить результаты своей работы, не иметь
той сноровки и точности в наводке, ко-
торые нужны в бою.

Неотложная задача офицерского и сет-
жантекого состава береговой артилле-
рии — улучшить одиночную подготовку,
восстаповить в полной мере тренвровни
на механизмах, изо дяя в день повытать
слажённость действий орудийных раече-
тов, доводясети действия до автоматизма,

] числился при немцах
Немецкие коменданты Штюрман и

слаженности.

:

НЕМЦЫ УБИВАЮТ РАНЕНЫХ
СОВЕТСКИХ БОЙНОВ

тысячи человек, заведующего лазаретом
доктора Сивоплясова и хирурга Гольд-
федер немцы при отступлении расстре-
тяли.

0 чудовищных расправах над ране-
ными и больными советскими бойцами,
находивиимиея на излечении и захва-
ченными немцами в больнинах, сообща-
ют два поступивших к нам акта.

В акте, подписанном  сотрудникама
Харьковской хирургической больницы
врачом J. Я. Каретниковым, медсестрой
А. И. Салата и другими, говоритея:

«13 марта 1948 гола немецкими вой-
сками быля расстреляны 23 красноар-
мейца, которых не успели эвакуировать
из вашей больницы. Раестрел был про-
изведен при следующих обстоятельетвах:
ворвавшиеся в больницу немецкие сол-
латы и офицеры е криком и ругательст-
, вами потребовали от нас выдачи укры-
тых. в подвале красноармейцев, угрожая
раестрелом. Одновременно другие убий-
цы рыекали по всей больнице, вытаеки-
вали раненых во’ двор и тут же расстре-
ливали».

В другом акте описывается ^ мас-
совое сожжение раненых бойцов в
госпитале. 11 марта 1943 - года нем-
цы подожгли большой госпиталь, pac-
положенный в районе  Влинического
городка в Харькове. Раненых, пытав-
тихся спастись из горящего здания,
немцы расстреливали из автоматов. Bee-
те таким образом было сожжено и рас-
стреляно ло 900- красноармейцев и
командиров. Кроме того, немецкие из-
верги замучили. и расстреляли  некото-
рых работников  гостлиталя, фамилан
воторых установить не удалось.

Каждый акт, каждый новый документ
о зверствах гитлеровцев над ранеными
бойцами и офицерами наполняет сердца
советских воинов новым приливом нена-
  висти к врагу. Вровь боевых товаришей,
погибщих от рук фаптистеких палачей.
взывает к беспощадному возмездию!

Полковник А. попов. i

= 5
eeseeerass)

PABOB

дочке выдали скотские значки. Мы обя-
заны были носить их на груди и нигде
без них неё полваяяться. Нарушители под-
вергались наказаниям — избиениям и
штрафам. Мне, пожилому человеку,
пришлось терпеть такое унижение! Нем-
цы не считали Hac за людей. Прасная
Армия освободила нас от неволи и сняла
с меня позорный для человека значок».

Иван Яковлевич Маковецкий, 1927
года рождения, сын рабочего (отец его
погиб на фронте), рассказывает: <Я
за номером 170.
Один раз выгнали нас-на работу, а бир-
ка была у меня в кармане: за это поли-
цейский избил меня палкой. Немцы би-
ли за всякий пустяк. Там, где мы работа-
ли, была проведена черта, за которую
никто не имел права выходить. Однажды
я по ошибке залиел за эту черту, немец
поймал меня, избил и посадил в тюрьму.
Я там просидел двое суток без воды и
хлеба. Я сейчас вотупил в истребитель-
ный отряд, буду беспощадно метить
немцам за все Издевательства и за моего
отца».

Гитлеровские  мерзавцы превратили
мирных советских людей на временно ок-
купированной территории в рабов. Они
лишили жителей права носить соботвен-
нов имя. Силой оружия они заставили
женщин, стариков и детей носить унизи-
тельные бирки,

Освобождая советских людей от немец-
ЕОГО рабства, Красная Армил беспощадно
метит гитлеровеким варварам 82 Bee их
издевательства и преступления,

П. АЛЕКСАНДРОВ.

личного состава в безотказноети дей-
ствий материальной части нашей артил-
лерии и боезапаса. Но значит ли это, что
на подготовву артиллерийской техники
в стрельбе можно не обращать внимания?
Конечно. нет; Бак бы ни было техниче-
ски совершенно вверенное нам боевое
оружие, оно требует внимательного ухода
И сбережения, тщательной проверки и
подготовки его к действию. Чем совер-
шеннее это оружие конструктивно, тем
выше должна быть техническая грамот-
ность лачного состава. Надо сказать, что
наши. артиллеристы неплохо освоили ма-
териальную часть, но в уходе за ней и в
сбережений гб допускают ряд отетупае-
ний от технических требований.

Нередко можно встретить, что самые
  ележные механизмы не действуют, и их
отсутетвие восполняется мускульной си-
лой. Невнимательно производитея регу-
лировка стреляющих  приспозоблений, &
это приводит к их поломкам и повреж-
дениям. На одной батарее при стрельбе
согревающим по неопытности исполните-
лей были вложены в канал. орудия
два заряда, 910 привело к разрушению
всей системы. На другой батарее анало-
гичный случай был предотвращен” вме-
шательством присутствовавших вышесто-
ящих начальников,

Чаще всего нарушаются технические
правила при подготовке в стрельбе бое-
запаеа. Все основные калибры  мореких
орудий имеют картузное заряжание, гер-
метичность зарядов достигается наллежа-
щей укупоркой. Нарушение же этой гер-
метичности меняет ‘баллистические каче-
ства зарядов и енижает меткость орудий.
Bee как будто знают и понимают это по-
ложение, однако какой-то процент заря
дов © нарушенной герметичностью имеет-
ся на многих батареях.

Недостаточно внимания уделяют артил-
периеты корпусу снаряда. Забоина на ве-
дущем пояске, наранины и потертости в
окраске — нередков явление. Это He
может не сказаться отрицательно и на
меткости и на эффективности стрельбы.

Артиллеристы береговой обороны долж-
вы принять вое меры к тому, чтобы вве-
ренная им техника была использована по
всем правилам военного искусства, и ма-

лейшие погрелтности в этом надо уотра-  ”