am 2

C+
их
0,
oa
0°
e-§
о

HO

ле-
ot
pa
ps

H0-
На
20;

Bo!

po

_ 15 декабря 1943 г., № 295 (1553).

ый о

Залерия

Традиции

“IH@nOBa

К пятилетию со-дня гибели Героя Советского Союза В. П. Чкалова

Вогдь мы вепоминаем сейчас о Bean-
Kom лётчике Валерии Павловиче Чкалове,
перед нами возникает мужественный об-
раз воина, сочетающего в себе бесстра-
шие и высокое мастерство, огненный
порыв и выдержку—те благородные yep-
ты, которые присущи ныне’ героям отече-
ственной войны. В Чкалове ма видим во-
площение лучших качеств бойцов сталин-
ской авиации.

Самому Валерию Павловичу не приш-
лось принять участия в воздушных
схватках. Но Bee его выдающиеся пере-
ябты были замечательной школой лётного
искусства, подготовкой к битвам с вра-
том. «Я должен быть всегда готов в бу-
дущим боям м в тому, чтобы только са-
MOMY сбивать неприятеля, а не быть сби-
тым, — писал он, будучи лётчиком-ис-
требителем. — Для этого нужно себя на-
тренировать и завалить в себе уверен-
ность, что я буду победителем. Победи-
телем будет только тот, который с уверен-
ностью идёт в бой».

Это неукротимое стремление победить,
30 что бы то ни стало достигнуть цели
было свойственно Чкалову с первых его
полётов. Характерный эпизох произошёл
в 1928 г. во время тренировки лётного
состава истребительной эскадрильи в
стрельбе по воздушным целям. К концу
дня, когда в воздух были выпущены о-
следние шары-мишени, у Чкалова, тог-
да ещё молодого лётчика нехватило пат-
ронов, чтобы сбить оставшийся map,
«Противник» уходил безнаказанно. Тог-
да Чкалов стремительно бросился в по-
гоню за шаром, догнал его и, ловко ма-
неврируя, протаранил винтом самолёта.

Решительность и постоянная . тотов-
ность к риску сочетались у Чкалова с
хладнокровием и спокойным расчётом.
`Эти качества позволили ему в совершен-
стве овладеть техникой управления само-
лётом, стать первоклассным мастером
высшего пилотажа. А выеший пилотаж,
как указывал Чкалов, является непре-
менным условием современного воздуш-
ного боя. Нобеждает тот, кто лучше вла-
деет самолётом, смелее и внезапнее ата-
кует, наиболее полно использует ско-
рость, маневренность — все особенности
самолёта.

Чкаловское наследство в области тех-
ники пилотирования оказало и оказывает
неоценимую услугу нашим лётчикам в
нынешних воздушных схватках с немец-
ко-фашистскими захватчиками, ( первых
шагов своей лётной делтельности Чкалов
неустанно стремилея выйти за рамки
обычных заученных приёмов и веегда
умел находить новые ‘возможности ис-
пользования техники. Говоря о новых
фигурах высшего пилотажа, которыми
Чкалов обогатил нашу авиацию, Герой
Советекого Союза Серов указывал: «В
будущих боях, уходя от вражеского уда-
рав <пятерной бочке» или в восходящем
птопоре, советский пилот вепомнит Чка-

лова, его крепкие руки, «его сердце, пол-

нов гизвной ненависти к врагам». Эти
слова со всей силой подтвердились в ходе
отечественной войны. Советские лётчики
широко используют чкаловекие приёмы
высшего пилотажа для нанесения мощных
и точных ударов по Bpary.

Валерий Чкалов остался в памяти со=
ветского народа не только как бесстраш-

`’ ный и умелый истребитель, но и как за-

мечательный лётчик-испытатель, вложив-
ший весь свой огромный опыт, энергию
и мастеротво в дело развития советской
авиации.

Сложен и труден путь рождения нового
самолёта. Ни самые точные  теозетиче-
ские расчёты конструкторов, ни веесто-
ронние опыты с моделями не могут даль
исчерпывающего представления 0 том,
как будет вести себя в воздухе вновь
построенная машина. Только  умелая
рука лётчика-испытателя, впервые
рывающая новый самолёт от земли, 0-
собнь по-настоящему почувствовать все

его особенности, вокрыть по-настоящему

ЕЕ ТИ ЕЕ ИИ ЕО Е ae

Эффективность политической работы
высока тогда, когда она по существу и
по своим формам отвечает конкретным
условиям и особенностям, данного кораб-
я. А вто, как не командир, лучше всех
предетавляет себе эти условия и особен-
ности? Кому, как не командиру, виднее,
что именно в политработе булет особенно
способствовать боевому уснеху? Следо-
вательно, от командира прежде всего за-
висят верное направление и удачный вы-
бор форм и средств этой работы в походе.

Дело не. исчерпывается определенным
количеством бесед и информаций. Ваче-
ство политической работы в походе оп-
ределяется совокупностью мер, прове-
денных в жизнь командиром подводной
ТОДБИ, его помошником, командирами
боевых частей, партийной и комсомоль-
ской организациями, агиталорами. С этой
точки зрения я и подхожу к политработе
в походе,

Наша подводная лодка первой вышла
в море после награждения бригады орде-
ном Красного Знамени. Принимая высо-
кую награду, подводники-североморцы
дали торжественную клятву товарищу
Сталину — и наш поход проходил под
знаком верности этой клятве. Боевая
задача была сложной и ответотвенной.
Выполнение ее требовало 0т подводников
отромного напряжения слл и высокого
мастерства. Между тем, на подводной
лодко находилось много молодых краено-
флотцев, впервые выходивших в море на
выполнение боевого задания. Это опреде-
тлао характер работы с личным составом
и при подготовке похода и после выхода
в море.

Вызвав командиров боевых частей, я
0б’яснил им задачу похода и дал ряд ука-
заний, гасавшихея организации подго-
товки личного составы и материальной

от-

его «характер». Недаром остающиеся на
земле с таким нетерпением ждут первого
полёта, ждут веского слова лётчика-испы-
тателя, В опытных полётах самолёт под-
вергаетол всесторонним испытаниям, —
выявляются его лбтные свойства, ско-
рость, маневренность, огневая мощь и
т. п. Обнаруженные дефокты устраняются,
неудачные места переделываются, недо-
статочно прочные детали усиливаются.
Так опытный самолёт превращается -в
обычную боевую машину.

Благодаря своим высоким личным ка-
чествам, опыту и мужеству Чкалов быет-
ро сделалея одним из лучиих  лётчиков-
испытателей Советского Corsa. Многие
самолёты, построенные по замыелу еовет-
ских конструкторов из отечественных ма-
териалов, прошли через руки Валерия
Павловича. Испытывая новые самолёты
он всё больше развивал своё личное мас-
теретво пилота, свой могучий природный
талант. 3

Имя Чкалова неразрывно связано с
самыми блестящими страницами в ието-
рии советской авиации. Совершенные
им вместе е Белявовым и Райдуковым
замечательные перелеты из Москвы на
остров Удл, ныне названный ero именем,
и из Москвы в Америку через Северный
полюс обогатили всю мировую авиацию
выдающимися достижениями. В этих пе-
релетах с исключительной яркостью про-
Явитись лучшие качества великого совет-
Кого летчика — мужество и отвага, вы-
держка им хладнокровие, настойчивость в
достижении цели м виртуозное мастерет-
BE.

Bea жизнь Чкалова была проникнута
горячей любовью к. родине, к народу, к
товарищу Сталину. Он был пламенным
патриотом, настоящим русским челове-
ком, до хонца верным своей великой
стране. Говоря с огромной любовью о
русском народе — отважном и трудолю-
бивом, героическом и талантливом, не-
‘утомимом и храбром, он заявлял: «Эти
великие черты характера русского наро-
да испытают на своей шкуре фашисты
в будущих битвах, которым суждено
ыть последними для них». Твердая уве-
ренность в окончательной победе совет-
ского народа над фашизмом, непоколеби-
мая вера в силы своей страны звучали

во всех речах и отальях Чкалова.
Традиции Валерия Чкалова — это
лучшие традиции советской авиации.

Они живут в боевых делах наших лет-
чиков, в их стремительных и внезапных
атавах, в метких и точных ударах но
врагу. Чкаловские традиции приумноже-
НЫ летчиками морской авиации в воз-
душных боях над Балтикой, Черным и
Варенцовым морями.

Стиль и боевой дух Чкалова ярко про-
явились в легендарных подвигах дважды
Героя Советского Союза североморца
Бориса Сафонова’ Навсегда войдет в
историю побед воветекой авиации знаме-
нитый бой семерки истребителей под
командой Сафонова против 52 фашиет-
ских самолетов.

=” Но-нкаловски действовали Герои Co-

ветокого Союза летчики-торпехоносцы—
североморец Вибелев и черноморец Be-
тиков, когда на своих горящих самоле-
тах они таранили фалтистекие корабли,
Но-чкаловеки наносят

стера торнедных атак

и североморец Балашов.

Всему флоту известны славные имена
потчиков-истребителей морской авиации
Костылева. Ефимова. Гриба, Рыжова,
Авдеева, Сгибнова, Курзенкова и многих
других мастеров воздушного боя. Это
летчики чкаловской толь, отлично ов-
ладевитие техникой, умеющие бить врага
наверняка.

«Я буду держать штурвал самолета до
тех пор, пока в моих руках имеется сила,
& глаза. видят землю», — сказал од-
нажды Валерий Чкалов товарищу
Сталину. Эту чкаловскую клятву вождю
повторяли и повторяют выне все говет-
ские летчики, идущие на бой с врагом,
готовые отдать жизнь во имя победы.

аатиец  Балебин

Майор С. РЕЙДЕЛЬ.

ЕВЕ

Герой Советского Союза
капитан 2-го ранга
Н. ЛУНИН

>

части, Затем в беседе се парторгом мич-
маном т. Гребенниковым вскрыл овобен-
ности предстоящей операции. При этом я
предложил ему обратить особое внимание
н& молодых краснофлотцев, подчеркнув,
что коммунисты обязаны тесно общаться с
ними и быть примерными в несении служ-
бы. То же самое я подчеркнул и в раз-
говоре ес комсоргом и посоветовал ему в

‘первую очередь, офганизовать беседу с мо-

лодыми краснофлотцами о боевых тради-
циях нашей Нраенознаменной подводной
лодки, Таким образом и парторг и комеорг
могли планировать свои мероприятия, ис-
ходя из конкретных условий операции,

Ещё до выхода в море несколько ком-
мунистов, по поручению парторга, прове-
ли беседы с краснофлотцами о том, как
обеспечить бесперебойное действие вверен-
ных им механизмов, Коммунист Власов 0б-
стбятельно рассказал мотористам, как до-
биться надежной работы главных двига-
телей в любых условиях. Воммунист
Устенко в беседе с коммунистами трюм-
ной группы выявил отдельные недочеты,
0 которых немедленно доложил команди-
ру боевой части. В коммунистам с боль-
шим боевым опытом были прикреплены
молодые краснофлотцы, которых они
должны были подготовить Е самостоя-
тельному несению вахты,

Уже из этих примеров видна, что пар-
торг правильно понял свою задачу, — он
направил усилия  парторганизации на

конкретную помощь командованию. Ког-

дары врагу Mar.

\

Te О ae eae ee

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Краснознаменный Балтийский флот. Помошник комардира Н-ского корабля орде-

ноносец старшай лейтенант В, Чуксанов

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 14 декабря,
(Спецкорр. ТАСС). Совинформбюро с00б-
щало 0 подвиге  летчика-истребителя
твардии лейтенанта Кальсина, спасттего
товарища, который совершил вынужден-
ную посадку на территории врага. Пере-
лаем подробности этого полета.

Твардни лейтенант Григорий Роевский
и гвардии лейтенант Метр Вальсин вы-
ли в свободный полет. Истребители ¢
ревом неслиеь над территорией против-
вика на высоте 100—150 метров. Вы-
ше подняться не позволяла густая низ-
кая облачность.

«Охотники» ‘зорко следили и за оку-
танной туманом землей и за воздухом.
В одном месте они обнаружили на доро-
ге 0003 и обетреляля его, в другом 0б-
рушили огонь на автоколонну. В это
время виереди, в белесой пелене тумана,

‚мелькнуя силуэт двухфюзеляжного  ие-
мецкого самолета. Боевский первым за-

метил врага и сообщил товарищу по ра- 1

ДИО:

— Впереди «рама», иду в атаку.

Летчик, находясь позади вражеского
самолета, решил нанести удар снизу и
дал полный газ. Почуяв опасность, не
мец  попыталея развернуться, но не
успел — снаряды пропили брюхо «Фок-
ке-Вульфа», он накренилея вправо од-
нако продолжал лететь,  отстреливаясь
от истребителя. Боевский атаковал вто-
рой раз, ударив из пушки но кабине
самолета. «Фокке-Вульф» пошел вниз и
врезался в землю.

В эту самую минуту Боевский почувет-
вовал, что его самолет резко теряет ско-
роеть. Летчик понял, в чем дело. —

— Кальсин, — передал он товарищу. —У
меня подбит мотор, но попытаюсь дотя-
вуть до своих,

Однако Бальсину, внимательно следив-

Подвиг летчика Кальсина

на вахте. Фото В. Федотова,

шему за всеми эволюциями машины Bo-

€BCKOTO, стало ясно, что из этой понытки

ничего не выйдет. Он продолжал барра-
жироваль над снижавшимеся самолетом,
чтобы предупредить возможную опасность
с воздуха. Подбитая и воспламенив-
шаяся машина приземлилась на террито-
рии противника, Кальсин ренил во что
бы то ни-стало спасти товарища. В`лю-
бую минуту здесь могли появиться при-
влеченные падением самолета немецкие
солдаты. Врузжась, летчик выискивал ме-
сто для посадки. Пыль, поднятая  само-
летом Боевского во время посадки, помо-
гла определить направление ветра.
Кальсин пошел на посадку, но пло-
maika была слишком мала для скорост-
ного истребителя и, кроме того, покрыта
кочками и буграми. Гвардеец зашел на
второй круг. Подпрыгивая на неровно-
стях, истребитель остановился вблизи

от машины Боевского. Не выключая Mo-

тора, Вальсин выскочил из кабины, добе-
жал до самолета Боевекого и вместе с
ним взорвал горящую машину. Влвоем
летчики залезли в кабину самолета Валь-
вина. -
—= Устраивайся в фюзеляже, — сказал
Кальсин товаришу в помог ему сесть! по-
удобнее. +

Начиналось самое трудное: взлет с
чрезвычайно маленькой неровной пло-
щадки. Несколько раз, ревя мотором ий
поднимая тучи пыли,
оторваться от земли. Петр Кальсин ено-
ва и снова выводил малину Ha старт.
Наконец ему удалось поднять самолет в
воздух. Через несколько минут  летчи-
ки были из. своем аэродроме. Вся часть
горячо приветствовала двух отважных
друзей, благородный подвиг одного из
которых был достоин мужества другого.

И, ЛАПОНОГОВ.

а

Расправа немцев над военнопленными

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 14 декабря.
(Слец. корр. ТАСС). Новое чудовищное
злодеяние совершили гитлеровекие пала-
чи в районе села Многоверш. Василевич-
ского района, на Полееье. Бойцы Kpac-
ной.Армии, заняв это село, обнаружили
12 трупов красноармейцев, погибших от
рук фатистов. Десять бойцов, взятых
ранеными в плен, были сожжены — 0?
них остались лишь обуглившиеея кости,
Два трупа нослт следы зверских истяза-
ний: руки и ноги вывернуты, тела иско-
лоты нтывами.

В том же селе Многоверш гвардии ка-
питан Хареик, гвардии лейтенант Патов,

гвардии лейтенант медицинской службы
Подоляко, гвардии сержант Иванов й
гвардии рядовой Завалишин составили
акт о зверстве гитлеровцев, збмучивших
насмерть гвардии старшего лейтенанта
Федора Гавриловича Мочалова. Во время
боя офицер-гвардеец был тяжело, ранен
в бедро и в бессознательном состоянии
захвачен немцами в плен. Войдя в село,
гвардейцы полка, в котором служил Мо-
чалов, нашли его обезображенный труп.
На шее видны следы ор, которой он
был задушен. Все`липо Мочалова в синя-
ках и кровоподтеках, челюсть разбита и
вывернута.

лы

ВЫПУСК БОЕПРИПАСОВ УДВОИЛСЯ

Рабочие, инженерно-техничеекие pa-
ботники и служащие завода, гле дирек-
тором тов. Пригульекий, досрочно завер-
щили годовой план. В течение восьми ме-

HOM

да мне было доложено, что личный co-
став находится на боевых постах, я 0бо-

шёл подводную лодку и проверил готов-

ность боевых частей. Затем собрал весь
экипаж и раз’яснил ему в общих чертах
важность и ответственность боевого за-
дания. Такая короткая ветреча в окипа-
жем перед выходом в море имеет большое
значение. Энал, как люди подготовилиеь
походу, 6 какими трудностями они
столкнутся в ходе операция, командор
всегда найдёт нужные слова, чтобы вее-
лить в личный состав уверенность в 6во-
их силах, твёрдую решимость добиться
победы.

Отошли от пирса. Командиры других
подводных лодок и надводных кораблей,
следуя нашей славной морской традиции,
послали по семафору: «Желаю боевого
успеха и счастаивого плавания!», Я о1-
ветил; «Благодарю, возвращуеь с побе-
дой». Пожелания командиров кораблей и
свой ответ голосом в рубку я приказал
сообщить по всем отсекам.

У нас зведен неписанный порядок:
после отхода от’ пирса мы дружески по-
жимаем друг другу руки п желаем 1062
рого успеха, Я это и сделал, обойля все
отсеки, Так с первой же минуты похода
создалась атмосфера сердечной  боввой
дружбы людей, спаянных одним етремае-
нием — отлично выполнить боевое зала-
ние.

Надо, чтобы боевое настроение под-
держивалось на протяжении веего похо-
да. В этом отношении многое зависит от
тесного контакта можду командиром и
парторгом. Следует умело выбрать время
И место лля осуществления кбжлого из
намеченных мероприятий, учитывая ход
операции, изменения обстановки, поведе-
ние людей и качество их боевой леятель-

ности. Стараясь приблизить тематику бе-

сяцев предприятие держит переходянтее
Красное Знамя ЦЕ ВКП(б). В ноябре
выпуск боеприпаеов по сравнению с ян-
варем нынешнего года почти удвоилея.

ТЕ

вед к содержанию боевых задач, мы не ог-
раничилиеь общими темами, а затронули и
корабельную жизнь

По всем“отсекам была проведена, в ча-
отности, беседа о блительном  несении
верхней вахты. Эта тема была для нас
очень актуальной, так как в походе имел
место случай, когда два вахтенных сиг-
нальщика, уваёюшись наблюдением в
райене носовых секторов, поздно замети-
ли вражеский самолёт. Из этого факта,
послужившего уроком для личного 60-
става, были сделаны все необходимые
выводы о ‘бдительности. неуклонном вы-
полнении наставлений Партийная орга-
низация со своей стороны приняла ряд
мер воспитательного воздействия на лю-
дей, лопустивших такую серьёзную
ошибку. Беседа о повреждениях на пол-
водной лодке за время войны была 090-
бенно полезна для тех. кто вышел в море.
впервые, — она ознакомила их с опытом
борьбы с повреждениями, что, естествен-
но, способствовало предупреждению Bos-
Koro рода ошибок.

Во время похода я старалея больше
общатьея © экипажем. Оеобенно важно

краснофлотцев. Один из них, например,
укачалея и, ссылаясь на недомогание,
просился лежать. У нас же заведено так:
укачался. но вахту стой! Я вызвал крас-
нофлотпа и строго с ним пэговорил. Это
помогло. Краснофлотец пересилил недо-
хогание, & к концу похода уже не под-
давался укачиванию. Строгость была

было проследить за поведением молодых

вполне уместной: привычка к морю даёт-
CH лишь большим напряжением сил и
воли,

В походе нельзя ни в чем ослаблять
требовательность, нельзя мириться ни с
малейшим проявлением недиециплиниро-
ванноети, Сразу же реагируя на каждый
отрицательный фахжт, сколь бы мелочным
он на первый взгляд ни казался, парторг
информирует 0б этом меня и командиров
боевых частей. Точно Tak же информи-
рует и о положительных фактах в работе

и говедении людей, Таким образом a

ПО СТРАНИЦАМ

=——

ФЛОТСКИХ ГАЗЕТ

БОЕВОЙ ПОХОД ОДНОГО
ТРАЛЫЦИКА

Эти небольшие корабли справедливо на-
зывают ‹пахарями моря». Они неустанно
бороздят морские просторы, очищая от
вражеских мин фарватеры для прохода на_
щих кораблей и транепортных судов. В
тяжёлом и опасном труде, в боях с немец-
вими подводными лодками и авиацией, в
суровых походах закаляютея матросы и
офицеры тральщиков, развивая в себе
качества профессиональных военных мо-
ряков.

Ераснофлотекая газета Беломорской
военной флотилии «Северная вахта» по-

святила один из номеров описанию боево-

го похода тральщика, которым командует
старший лейтенант В. Михайлин. Долгое
время не возвращалея корабль в главную
базу. Он тралил фарватеры, проводя за

‚  тралом наши корабли и транспорты.

«Экипаж корабля с честью решил все
задачи, — пишет, подводя итоги похода,
газета. —Воронков, Сергеев. Шаблеев, Те-
рентьев, Гранже и многие другие красно-
флотцы и старшины, награжленные вы-

не орленами и медалями СССР, стали
подлинными хозяевами сложных меха-
низмов, мастерами своего дела. Свое

боевое мастерство они подтвердили де-
лом»,

Длительный поход в суровых условиях
Дальнего Севера требовал от всего экипа-
жа и прежде всего от командира корабля
старшего лейтенанта Михайлина, помош-
ника командира старшего лейтенанта Го-
лота и командира пятой боевой части
старшего инженер-лейтенанта Шишелова
отличных морских качеств. Все эти офи-
церы проявили себя подлинными профес-
сионалами военно-морокого дела. Газета
рассказывает о чётких и умелых дейетви-
ях старшего лейтенанта Г. Голота. Благо-
ларя безупречной точности его измерений
при штурманской прокладке тральщику
удалось провести за тралом десятки воен-
ных кораблей и транепортов без потерь и
аварий. Опытный моряк, он правильно ор-
ганизовал службу всех боевых частей,
приучая личный соетав к автоматизму в

действиях, Умело руководил мотористами-

корабля старший  инженер-лейтенант
А, Шишелов, обеспечивший  бесперебой-
ную работу механизмов, несмотря на дли-
тельное отсутотвие _ планово-предулреди-
тельного ремонта.

В походе было немало событий, арко

показавших сплоченность и мастерство
экипажа, самоотверженность и отвагу
краснофлотцев и старшин. Газета описы-
вает следующий эпизод: ;
«Тральшик попал в 9-балльный шторм.
Ударама волн сбило. шпирон трала, б0е-
вому походу грозил срыв. Старшина ми-
неров Н. Шаблеев в ледяной воде, еже-
минутно рискуя жазнью. срашивал обор-
ванный трос, Воронков и Паутов выби-
рали оборванный трал. Повреждение
было быстро ляквидировано»,

=

С такой же решимостью, инициативой
и энергией действовали мотористы, когда
от взрывов вражеских мин вблизи кораб-
  ля в ряде мест появилась течь. Вода уже
проникала в кубрики и машинное отделе-
ние. Командир отделения мотористов стар-
шина 1-й статья Сергеев немедленно ор-
ганизовал откачку воды. Мотористы Crpe-
милов, Тюков, Евтушенко и другие не ухо-
дили с вахты до тех пор, пока опасность
не миновала,

Чтобы обеспечить бесперебойную связь,
радист старший краснофлотец В. Гри-
горьев не раз рисковал жизнью. Богда в
сильный шторм порыв ветра оборвал ан-
тенну, он без раздумий взобралея на вэн-
ты и исправил повреждение. Командир
отделения электриков старшина 1-й статьи
Терентьев и его подчинённые самоотвер-
женно несли вахту по нескольку CyTOR
подряд без сна и отдыха. С большим
упорством и мастерством работали ми-
неры. ee
Суровые будни похода полны тревог и
опасностей. Не только штормы и мины
угрожают тральщиху. Газета описывает
боевые столкновения корабля с подвод-
ной лодкой и авиацией противника. Триж”
ды на тральщик налетали вражесвие са-
молёты, но всякий раз зенитчики корабля
умело отбивали атаки ¢ воздуха. В нача-
ле октября произошла встреча с немец-
кой подводной лодкой. Заметив её рубЕ9,
тральщик устремился в атаку и открыл
огонь из автоматической пушки. Глубин-
ные бомбы обрушились на голову врага.
Оставаяя за собой масляный след, лодка
стала поспелтно уходить. Только густой
снежный заряд помешал тральшику пре-
‘следовать подводного пирата...

Рассказ о боевых делах и подвигах луч-

ших людей тральщика в походе иллюбтри-
рован многочисленными снимками.

аква

ПО СТРАНИЦАМ ЖУРНАЛОВ

„Нраснофлотец“ № 21

самолет пытался

Вышел в свет литературно-художествен-
ный журнал «Краснофлотен» № 21. В нем
помещены: повесть Юрия Германа «Студенсе
море», зарисовки Юряя Слонимского «Ор:
ловские были», рассказ Аркадия Первенце-
ва «Командар «Черной смерти» и рассказ
Анны Караваевой «Голубой фарфор», ста-
тья командира соединения белорусских пар-
тизан четырежды орденоноспа Василия
Комарова «В пущах Полесья», статья Ем.
Ярославского «Н. Г. Чернышевский»: отры-
вок из пьесы Жан-Ришар Блока «Тулон»,
статья академика И. Орбеля «Эрматаж в

дни войны». Пол рубрикой «Немеркнущая
слава» помещена заметка И. Жигалова о
действиях русских минных катеров на Ду-
нае и Черном море в войну 1877—1878 гг,

Поэзия представлена в журнале стихамя
В. Лебедева-Кумача «Здравяца», С. Ми-
халкова «Ты победишь», А. Ойслендера
«Чайка», ^

В заключение даны разделы «Юмор» и
«Команде — отдыхать!»

Обложка журнала — работы худ. А. Ка:
‘тухиной (Палех).

Молодежь восстанавливает знергетичееное хозяйство

ВОРОШИЛОВГРАД, 14 декабря. (ТАСС).
Работающие
станций области молодежные отряды пока-
зывают образцы самоотверженного труда.
На одном энергетическом об’екте потре-
бовалось очистить подстанцию от облом-
ков и камня, разобрать железо-бетонные
конструкции, снять из-под обвалов элект-
рооборудование и восстановить электроли-

нию высокого напряжения протяжением в

на восстановлении электро-   40 километров, Отряд учащихся ремеслен-

ных училиш Ростовской ‘области дружно
взялся за эту работу. Был составлен еже-
‹ дневный график, подготовлены _необходя-
мые инструменты и материалы, Учащиеся
разбились на бригады. Порученное задание
выполнено за 19 рабочих дней вместо 45

по плаву.

ДОБЫЧА НЕФТИ ВОЗРАСТАЕТ =

‘BAKY, 14 mexa6pa. (TACC), Us mecaua
в месян повышает добычу нефти коллек-
тив 4-го. промысла треста «Орлжоникидзе-
нефть». Болышой производственный эффект
достигнут здесь путем перевода скважин
на экоплоатацию вышележащих горизон”
тов. Благодаря этому буровая № 811 вме-

ПЕОМ НЕЕ EE

имею возможность решить в данном слу-
чае, что целесообразнее: вмешательство
командира подлодки или командира
боевой части, либо партийное или комсо-
мольское воздействие, либо раз’яснитель-
ная работа.

Не реже раза в сутки личный состав
информировалея 0 TOM, где находится
подводная лодка. Это чаще всего делали,
обходя отсеки, мой помощник  капитан-
лейтенант  Арванов и командир БЧ-1
напитан-лейтенант Леошко,

В походе «Боевой `лиеток» помогает
экипажу политически® остро осмыслить
посвую задачу, облегчает её выполнение.
Первый «Боевой листок» вышел под
лозунгом: «Ёлятву североморцев велико-
му Сталину выполним с честью». В нем
были раз’яенены важность и существо
‚боевой задачи. вскрыты недостатки, Oco-
бенно акцентировалось качество несения
краснофлотпами верхней вахты. Недочё-
ты, отмеченные в первом номере «Бое-
вого листка», уже не повторялись в по-
ходе,

После выполнения первой боевой ва-
дачи один из номеров «Боевого листка»
был выпущен под (лозунгом: «Иекать
врага в море и топить ero — наша глав-
ная задача». Й, как правило, не только
интересуюсь содержанием каждого лист-
ва, но я даю каждый раз лозунг, мобили-
зующий экипаж. —

При отрыве ‘от базы подводники лише-
ны свежих газет. Не в ущерб, конечно,
основной радиовахте мы принимали опе-
ративную сводку Совинформбюро и дру-
гие важнейшие сообщения. Материал
размножалея для всех отсеков, & один
экземпляр вывешивалея в центральном
посту. Агитаторы, парторг и комсорг. а
также командиры боевых частей, свобод-
ные 07 вахт, в беседах с личным  соста-
вом комментировали радиосообщения.

Никто в походах так много не читает,
как подводники. На этот поход мы полу-
чили 50 различных книг. В отсеках не
раз обсуждалось прочитанное, особенно
активно — повесть Чеонида Соловьева

сто 5 тонн стала выдавать 50. В 40 раз
повысился дебит другой скважины. Пере-

вод компрессорных скважин на глубоко-
насосную эксплоатацию высвободил сжа-
тый воздух для пуска 6 простаивавшах

буровых.

«Иван Никулин, русский матрос». Она
вызвала оживаённые разговоры о храбро-
сти, ненависти к врагу, боевой дружбе.

Поход был закончен успешно и полу-_

зил отличную оценку командования. С00-
Тав личный состав, я поздравил его с
боевым успехом, о5’явил экипажу благо-
дарность и сообщил о представлении Е
награде отличившихся,

Какие выводы сложились у меня пос-
ле этого похода? Успешные результаты
операции благотворно сказалиеь на по-
литико-моральном состояния экипажа,
ещё больше укрепили любовь  краено-
флотцев к своему кораблю, гордость 3a
него. Но в настроениях экипажа я уло-
вил и элементы вредной самоуверенности,
Краснофлотцы стали поговаривать, что
наша лодка — счастливая, что мы сде-
лали очень много. На эти разговоры я.в
первую очередь обратил внимание пар-
торга, когда вызвал его, чтобы даль ука-
зания о дальнейшей работе. Мы разоб-
рали е ним недостатки, с которыми при-
шлось столкнуться во время операции,
наметили, с кем из людей надо заняться
особенно тикательно. Тут же я об’яснил
тов. Гребенникову, чем парторганизация
обязана помочь мне в подготовке к халь-
Helm походам.

Нужный контакт с парторгом у меня
достигнут. Коммуниеты во главе с пар-
торгом активно помогают мне в ноддер-
жании боевой готовности подводной лод-
КИ И 66 экипажа, в обучении личного со-
става всему, что требуется для боя. На-
до, однако, добиваться, чтобы эта помошь
была ещё более действенной и поетоян-
ной.

Оглядываюсь на прошедшие боевые
походы. Они приносили тяжёлые испыга-
ния и радость побед и всегха требовали
от экипажа беззаветной преданности ро-
дине и воинскому долгу, презрения к
смерти и. непримиримой ненависти в вра-
гу. Й сейчас мне особенно яено огромное
значение политической работы для 10-
стижения боевого мастерства и успешно-
го выполнения боевых заданий.

не Нео tie teat