hs за их торжество — вот чте всегда состав-

ОРГ

Год побед!

# Закончился 1945 год.

* Он останется в памяти нарохов, как ожна
из величайних дат истории человечества.
Тод побед над германским и японским ar-
рессором, год разгрома вооруженных сял
фашизма. 1945 год — год решающих ‘успе-
хов мудрой сталинской стратегия. 1945 гох
был голом дальнейшего укренления с5-
циалистического государства и торжества
благородных идей Ленина: а.

В 1945 голу увенчались торжеством ве-
ликие усилия советского народа. С окон-
чанием второй мировей войны открылись
огромные исторические перспективы перех
человечеством. Советский нарох спокойно и
твердо смотрит в будущее — он готов Е
невым трудам и победам.

В голы Великой Отечественной войны
советского нарола, когда на много веков
вперед решалась сульба всего мира, исто-
тия вошла в жизнь каждого человека. Co-
ветский воин, прошедший от Ст ata
до Берлина, знает, что он совершил подвиг
огромного всемирно-исторического значе-
ния. Советские рабочие, колхозники и ‘ин-
теллигенция знают, что их самоотвержен-
ный труд обеспечил тазгром . фантизма..

Налеи люли, борцы и строители новой
жизни, вправе ожидать произведений лите-
ратуры, лостойных их подвига. Алексей
Максимович Горький не раз говорил о том,
что наше искусство должно показать совет-
скому человеку, как он вепик, какими мо-
тучими возможностями он обладает, какие
неисчислимые силы находятся в ето вла-
сти. За время Отечественной войны эти воз-
MORHOCTH колоссально фасперилиеь, этн
вилы нензмериме увеличились. В тяжких
иснытаниях люди выросли,  закзлились,
окрепли. Новыми глазами они взглянули на
себя, своих товарищей, свою страну. Вее
мы исмним прекрасные слов» тозарища
Сталина о проетых, скромных советских
люлях. <...которые держат в состоянии ак-
тивности наш великий государственный ме-
ханизм во всех отраслях науки, &озяиства
и военного дела. Их очень много, имя им
легион; потому что это десятки миллионов
людей. Это — скромные люли. Никто © них
ничего не пишет, звания у них нёт, чинов

АН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА ,
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР

Вторник, 1 января 1946 г.

малоно это — люди, которые держат нас,
как основание держит вершину». Это —
лучшая оценка народных усилий и могу-

SSS

+

АЙЕ

чий стимул для нового пвижения вперед,

нового стремительного роста.
Дух борьбы и созидания должен господ-

ствовать в искусстве. Нрочная, нерупиимая   президиума Союза
тлубокое и органическое Украины обсуждались тематинеские планы

связь < народом,
выражение передовых илей современности,
люслеловательная и непримиримая борьба
5яло существо русской литературы. Наша
-тература опирается на сзленыею тради-
пии великой классической литературы
прошлого века — литоратуры Шушкина и
Толетоге, Чехова и Тургенева, Лермонтова
и Некрасова, Белинского и Черныптевского.
Их книги учили нарол бороться за победу
хобра и справедливости, истины и красоты.
Ужев наше, советское время А. М. Горький
и В. В. Маяковекий неустанно работали
нал созданием художника нового тииз, ху-
дожника; способного «в просвещеньи быть
с веком наравне», способного реализовать в
своем творчестве блатородные илеи сопиа-
лизма. Искусетво в нашей стране стало
деянием, оно воспитывает, утверждает.

В полы Великой О’уечественной войны

наша литература созидала воюя и восБала“

‘созилая. И сейчас, когха замолкли пушки,
советские хуюжники отлично понимают,
что морально-политический разгром фашиз-
ма и ео покровителей и пособников еще
-не завершен. И они должны делать все, что
в их силах, для того, чтобы окончательно

’ПЛАНЫ ИЗДАТЕЛЬСТВ

КИЕВ. (От наш. корр.). На
советских

Заседании
писателей

на 1946 ‘год украинских излательств: «Со-
  ветский писатель», Украинское

ственное издательство и Государственное
издательство детской литературы.

- Издательство «Советский _ писатель»
предполагает выпустить в свет 40 книжек
прозы, 40 книжек поэзии, пять . тематиче-
ских альманахов, два альманаха молодых
авторов, пять книжек по литературоведе-

государ-.

УКРАИНЫ НА 1946 ГОД

нию и критике. Классическая литература
будет представлена в шести книгах «Биб-
лиотеки поэта» и девяти книгах «Библио-
теки новеллиста». Всего намечено к изда-
нию 107 книг (680 печатных листов).

В планах Украинского государственного
издательства и Государственного  изда-
тельства’ детекой` литературы классика й
современная художественная литература
занимают значительно больше’ места, не-
жели в 1945 году.

ВОЗВРАЩЕНИЕ КНИЖНЫХ ФОНДОВ

КИЕВ. (От наш. корр.). На-днях в биб-
лиотеку Академии наук УССР ‘доставлена
.из Бухареста 10416 книг, вывезенных окку-
нантами из Киева. Возвращено много ред-
ких изданий на русском, ‹ украинском и
иностранных языках, 168 древних печатных
географических карт, 159 рукописных карт

СИМФЕРОПОЛЬ. (От наш: корр.). Вы-
шел первый номер историко-краеведческого
и литературно-художественного сборника
«Советский Крым». Сборник открывается
письмом трудящихся Крыма товарищу
Сталину в годовщину освобождения обла-
сти от фашистских оккупантов. Обстоя-
тельная статья героя боев за Крым гвар-

‘закретить побеху демократии над имнериа-
листической агрессией.

Самодовольство и успокоенность всегда
были чужды советскому искусству. В нем
тесподствует дух неуловлетворенности, дух
исканий я открытий. Наши литераторы я6-
но сознают, как мното им еще нужно сле
лать ля того, чтобы выразить и запечат-
‘леть грандиозную эпоху, в которую мы жи-
вем.

Именно этбт дух поисков, дух неукроти-
мого новаторства, и принес налшей титера-
туре в прошелшем году интересные книги,
которые стали заметным событием в вуль-
турной жизни стразы. Эти книги принад-

лежат перу писателей разных поколений.
Среди них и роман Алексанхра Фадеева,
«Молодая гвардия», и начало трилогии,
Константина Федина «Первые тадости», и

повесть молодого литератора В. Овечкина
-«С фронтовым приветом», и ряд других
произведений. Предреволюционное прош-
лое, Отечественная война, которая еще
вчера была настоящим, мечты ® о созида-
зельном будущем — все это занимает умы
советских писателей. °

В литературу входят новые имена, но-
вые дарования.

1945 год был годом знакомства наттих
читателей с молодыми способными поэта-
ми, которые, как правило, выступают co)
стихами лирическими, стремясь выразить
чувства и мысли поколения, созревшего
В Годы ВОЙНЫ.

Рядом © произведениями профессиеналь-
ных литераторов появляются все новые
книги «бывалых людей» -—— жанр, который
так высоко ценил А. М. Горький. Аниги эти
ценны не только теми фактами, о которых
они рассказывают, но и благородным ду-
хом патриотизма, моральной чистоты и
празды, их „роникающей.

Вулущее принадлежит писателям, рабо-
тающим серьезно и добросовестно, писате-
лях, понимающим, как велики права и 0бя-
занности советского художника. писателям,
которые соединяют острую  наблюдатель-
ность и мастерское владение словом с вы-
сокой ‚ илейностью и политической птиро-

дии генерал-лейтенанта Мельник, помещен-
ная в историческом отделе, рассказывает о
подготовке и проведении Крымской камна-
нии. Автор рассказывает о. высадке десач-
та на Керченский полуостров, штурме Ту-
ренкого вала и боях за Севастополь;
Краеведческая часть сборника, ‘представ-
ленная статьями профессоров П. Болгаре-
ва, В. Колесникова и`В. Чаянова, знакомит
читателя с хозяйством Крыма — виногра-
дарством, садоводством и почвами полу-

«СОВЕТСКИЙ КРЫМ»

Южной Украины, Бессарабии, Крыма;
г. Киева, собрание рукописных  Материа-
лов, включающее рукописные книги, дип-
ломатические документы, личные архивы,
переписку, альбом путешественника Гри-
горовича-Барского, «Житие св. Варлаама и!
Иобифа» (1021 г.) и др:

острова. В этом же отделе напечатана статья.
М. Олинского и Д. Холендро—«По местам,
Крымской конференции».

В сборнике впервые опубликована третья
глава из, романа С. Сергеева-Ценского «Пу-
шки заговорили» (из эпопеи «Преображе-
ние»). Название главы—«Художник и вой-
на». В сборнике напечатан также рассказ
П. Павленко «Рассвет» 06 украинских
колхозниках, поселившихся на Крымском
полуострове. Кроме этого, помещен публи-
цистический очерк писателя — «Крым бу-
дущий».

Отдел поэзии невелик. Он представлен
лишь несколькими стихотворениями В. Ку-
  лемина н Б. Сермана.

Второй номер сборника «Советский
‚ Крым» выйдет в начале 1946 года.

ПАМЯТИ К.-Д. УШИНСКОГО

КУИБЫШТЕВ. (От наш. корр.). Общест-
венность г. Куйбышева готовится широко
отметить 75-летие со дня смерти выдающе-
гося русского педагога К. Д. Ушинского.

В юбилейные дни в высших учебных 3a-
ведениях состоятся научные конференции
на тему «Педагогическое наследство Ушин-

НОВЫЕ ТУРКМЕНСКИЕ ПЬЕСЫ.

АШХАБАД. {От наш. корр.). На четырех
заседаниях правления ССП Туркменистана
обсуждались новинки драматургии. Свои

пьесы прочитали Тоушан  Эсенова, Г. Мухта-

ров, Бекге Пурлиез и Базар Аманов. Эти
авторы не впервые выступают в драматур-

гическом жанре. Эсенова и Аманов хорошо”

были известны туркменскому зрителю еще
до войны, первая — своей комедией «Шем-
шат», второй — ‘инсценировкой классиче-
ского романа «Зохре и Тахир» и комедией
о Кемине. Молодые драматурги Мухтаров и
Пурлиев написали в соавторстве четыре пье-
сы для областных колхозных театров, имев-
шие успех.в колхозной аудитории. Теперь
эти драматурги выступают порознь.

В обсуждении новых пьес приняли уча-
‹стие писатели, театральный актив
хабада, руководящие работники ‹ Управле-
ния по делам искусств. ``

Герои драмы Т. Эсеновой «Побежденный
дракон» — туркменская интеллигенция, ху-
дожники, музыканты. Действие происходит
армии. По мнению всех участников обсужле-

слабее, чем сцены в ауле, они наивны и 0б-

наруживают незнание автором среды, в ко-

торую она вводит своих ‘героев. Сцены «ты-
ловые», напротив, написаны Эсеновой по-
настоящему драматично, в них действуют

живые люди, в существование которых зри-
$

Алн-

частью в Туркмении, частью в Действующей

ния, фронтовые сцены в пьесе значительно.

ского, его жизнь и деятельность». Во всех
  школах и техникумах будут проведены соб.
рания, посвященные памяти Ушинского.
В день смерти Ушинского состонтся го-
родское собрание в драмтеатре им. М. Горь-
кого. Е

тель и читатель верят. Эсеновой предстоит
еше серьезная работа над пьесой:
Интересно задумана комедия в стихах
м («Свихнуышийся») Г. Мухтарова.
 Сегодняшний день туркменского аула, борь-
  ба с лережитками феодально-байского от-
  ношения к женщине, злоупотребления в
‚ практике руководства некоторыми колхова-

MH — все это нашло отражение в комедии

Г. Мухтарова. Однако художественные ка-
‚ чества сцен и ‘образов весьма неравноцен-
ны. Пьеса также нуждается в серьезной до-
работке.

Очень слабой и недоработанной прин
на стихотворная пьеса, вынесенная на обсу-
` ждение Бекге Пурлиевым. В ней интересна
ТОЛЬКО тема — быт сегодняшнего ауда.

Наиболее положительную оценку ‘получи-
ла историческая драма Базар Аманова —
«Султан Санджар». Главное действующее
лицо Санджар.
  Писатели Ата Каушутов, Б. Кербабаев,
Кара Сеитлиев, Беки Сейтаков и другие
отметили верное раскрытие образа Санджа-
ра, занимательную ннтригу пьесы, хороший
язык.

ПЯТАЯ КНИГА «ОМСКОГО АЛЬМАНАХА»

той.

Мы вступаем в новый гот с твердой уве-
ренностью в том, что он будет плодотвор-
ным и претвопит в делю те пожелания, е

соторыми справедливо обращаелея в лите-.

ратуре многомиллионный читатель.

ОМСК. (От наш. корр). Вышла из печатн В.

пятая книга «Омского альманаха». В ней «Картины старого Омска»; статьи И. Коров-

опубликованы рассказы. С. Залыгина И кина «Народные песни Западной Сибири» и
у

Й. Радищева, главы из повести В. Уткова—   . # i
«Последний рубеж»; стихи М. Максимова:   В: Бурмина «Тобольский гражданин Петр

Н. Москалева, М. Юдалевина, Вл. Бухар-   Ершов»; исследование `Б. Бухштаба «Козь-

Энгельгардта; очерк Ин. Шухова —

Когда Красная Армия, ломая последние
преграды, добивала фашистского зверя в
его логовище, среди развалин Берлина, в
пороховом дыму, в огне пожарищ, — свиде-
телями всего происходящего были много-
численные писатели и очеркисты. Очерк в
эти дни заполонил газеты и несколько поз-
же журналы. - р

„Все было интересно читателю. Он жаж-
дал узвать как можно болыне `подробно-
стей, как можно ярче представить себе ис-
торическую картину победы, разгрома гит-
леровского государства. Последние вы-
стрелы мировой войны, капитуляция врага,
описания рейхстага, имперской канцелярни,
виды разрушенного Берлина, наш праздник
Победы в поверженной фашистской столи-
це — все это неоднократно проходило в
очерках многочисленных авторов.

Это были ‘первые впечатления, очерки
поспешные, горячие, талантливые, очерки
средние ни. слабые. Как показала недавняя
жаркая дискуссия в Союзе писателей, ко-
гда обсуждались очерки, напечатанные в
журнале «Знамя», все признавали, что в
очень многих случаях тема разрабатывает-
ся легкомысленно, поверхностно, примитив-
но. Уже можно начертить некий  схемати-
ческий план, по которому пишется очерк.

Путешествуя со скоростью ста километ-
ров В час, когда даже деревья, растущие по
сторонам шюссе или автострады, сливаются
в тусклое пятно и нельзя иметь никакого
представления даже о местности, по кото-
рой едешь, автор прибывает в город — ме-
сто своего назначения. Здесь он идет но-
чевать в дом, рекомендованный ему комен-
дантом. От этой случайности идут другие
случайности. Поспешность справочных све-
дений о том или ином городе приводит к
тому, что Дрезден становится  заповедни-
ком готики, когда в нем всегда преобладал
стиль барокко, случайный хозяин или хо-
зяйка превращаются в «тиничных»  пред-
ставителей населения, вид ‘из окна превра-
шается в «характерный» пейзаж, а после
экстренного занесения всего этого в запис-
ную’ книжку автор отправляется с такой
же бкоростью дальше. Вот почему в очер-
ках все чаше мелькают фразы: «я мимохо-
дом заметил...», «мне запомнилось только
эТ9.2», «мне бросилось в глаза...»

В этой путанице чувств и наблюдений, ли-
шенных темы, нет ничего, кроме анекдотов,
случайных разговоров и отрывочных о:
графических и экономических сведении,
зачестую неверных и неточных,

У матооов нет отношения к материалу,
ими наблюдаемому. Растерянность перед
сложностью явлений, отсутствие широкого
взгляда — нашего взгляда на время и На
человека, делает очерки бессодержательны:
ми, даже при наличии хорошо поданных
мелочей или хоропю описанных пейзажей.
Мировоззрение должно выражаться в очер-
ке с наибольшей силой, потому что он опе-
рирует художественными деталями, позво-
ляющими зктателю глубже понять происхо-
дящее. Писатель советский, путешествую-
щий в послевоенной Европе, не может быть

праздным туристом, регистрирующим эсте

тические ошущения той или иной местности.
А между тем чрезвычайно важно именно
сейчас рассказывать об этой Европе, об’яс-
нять ее в своих очерках как нашим за гра-
ницей, так и советским людям на родиве.

Советский читатель хочет Знать о Том,
что делается в оккупированной Германии,
как живут немцы, что они думают, какиз
процессы происходят во всех слоях герман-
ского населения, что такое быт больших
городов, быт деревни, что делается, чтобы
морально-политический разгром фашизма
был доведен до конца, как борются с вер-
вульфами и как сопротивляются недобитые
фашистские прихвостни.

Жизнь в освобожденных братских <ла-
вянских странах очень мало освешлется в
очерках. Сведения о Чехословакии, Польше,
Югославии, Болгарии отрывочны и не часты.
В газетах поязляется довольно много кор-
респонденций, но нужны большие очерки,
большие рассказы о жизни и борьбе за сво-
боду этих стран. Сегодняшний день Евро-
пы сложен и противоречив. Задача писате-
ля-очеркиста — проникнуть в эту  слож-
ность и рассказать красочно и точно, что
происходит на пространстве Европы после
разгрома фашизма, разоблачить глупые H
неверные представления о европейской
жчзни, вызванные незнанием или неосве-
домленностью.

Надо поговорить и об изображении совет-
ского человека на фоне этой послевоенной
Европы. Многие советские люди живут сей-
час в городах Запада, исполняя свою исто-
рическую миссию. Они представляют совет-
ские, новые характеры, неведомые Европе.
Они являются представителями той силы,
которая создала социалистическое обще-
ство, создала первое в мире могучее совет-
ское государство.

Нельзя забывать об этом, говоря о совре-
менной Европе и о том положении, в каком
она’ очутилась, разграбленная и униженная
фашизмом. Освобожденная Красной Армией,
эта Европа начинает жить по-новому, и опи-
сания ее по старым меркам нейтральногс
очеркз никуда не годятся.

2.

Огромная тема, ждушая писателя, че-
ловеке. вернувшемся с Великой Отечествен-
ной войны. Человек-победитель, участвозав-
ший в самой грандиозной битве за счастье
человечества, возвращается « мирному тру-
ду, к нОБОЙ созилательной работе. Его встре-
чает семья, его встречают родные и знако-
мые, сослуживцы, его приветствуют, обнн-
мают, целуют, ласкают, говорят речи. Он
видит родные места, он возврашяется Ha
родной завод или в оставленный им для
ратных трудов колхоз. Или он начинает
учиться или скромно занимает какое-нибудь
не очень заметное служебное место в боль-
шом городе.

Он полон боевых воспоминаний, еще пе-
ред его глазами чужие земли, вражеские,
неприютные, поля недавних сражений. Он
вернулся не таким, каким ушел. Война как
бы слелала его плечи шире, поступь еще
увереннее, зякалила характер, воспитала
волю, показала ему мир-самых трагических
переживаний, наградила его верными дру-

ws ga цева и др.;. переводы Л. Мартынова и- ма Прутков, П. П. Ершов и,Н, А. Чижов». зьями, незабываемыми товарищами,

=

ИСАТЕЛЯ

ТЕМЫ, ЖДУЩИЕ П

Николай THXOHOB

Е °
Он по-другому воспринимает многое. Его
политическое сознание расширилось. Он не
простой человек, он герой. Он сын велико-
го государства, он сын великой партии. Он
был участником бессмертных дел. И в то
же время его ждет отныне обыкновенная
жизнь, не похожая на походную и боевую.

Такого человека изобразить совсем не так
легко. Один возвращается в Москву, дру-
гой—в национальную республику, третий—
на далекий север, четвертый — на далекий
юг. Разные судьбы и разные работы ждут
их.

Я не говорю о людях особенных подвигов,
о знатных, о доблестных героях, украшен-
ных орденами. Жизнь этих людей так бога-
та красками, что писатель в таком случае
может быть даже хорошим копиистом их
жизни, чтобы перелать их портрет поколе-
ниям. Ho простые, обыкновенные люди на-
шего ‹социалистического общества не по-
хожи. на простых, обыкновенных людей
прошлой России. Как ни сравнивай людей

: сходных профессий, не может быть простого

сходства. Чеховские герои были их отцами

и дедами; Горьковские герои были их отца-
ми и дедами,

Но дети не похожи на своих отцов и де-
дов. Это новая, советская порода. И в при-
роде этого нового простого человека зало-
жены те силы, которые надо открыть писа-
телю, как их открыла жизнь, открыла Вели-
кая Отечественная война всему миру. Поче-
му мы победили? Потому что фашизм был
разгромлен миллионами этих советских лю-
Дей, еще никем как следует не описанных,
художественно не раскрытых.

Мы читали в дни войны о том. какие бое-

ss
вые подвиги они творили. Но зя точностью

боевого подвига мы не могли уделить вре-
мени тщательному, подробному, мельчайше-
му анализу их душевных черт, их новой
нравственной природе, их моральному об-
лику.

Прежде всего они очень богатые люли.
Их богатство — в их неисчерпаемой талант-
ливости, в жажде жизни и в уменьи жить
по-новому. Этому их научила советская
жизнь, социалистическая действительность.
Они большевики, переделывавшие свой
быт и свое сознание. Но ‘сказать про них
ТОЛЬКО, ЧТО Все они очеНЬ хорошие люди —
значит ничего не сказать.

Они сложные люли, они разные люди.
Если Шекспир изображал < такой силой
человеческие страсти и трагедии, избрав

лей, дворян, цариц, королев, купцов, мини-
стров, то теперь надо с шекспировской си-
лой изобразить этих подлинных героев на-
шего века. превосходящих героев древно-
сти и своими делами и своими характерами.

‚ных качеств не сделают их утвержденными
в литературе характерами. Их надо брать во
всей сложности жизни, во всей трагической
сущности пережитого, во всем многообразии
их характера.

Тогда они встанут, как исполины духа,
нравственные богатыри, простые люди ве-
ликой сталинской эпохи, творивиие ‘новую

‚ историю свободного человечества.

3.

Множество советских людей испытало на
себе весь ужас и мрак фашистского разбой-
ничьего ига. Многие были в плену, многие
  были угнаны на каторгу в черную немецкую
неволю. Они годами страдали там, болели
и умирали. Мы знаем народных мстителей-
партизан, но Мы знаем и предателей, тех
негодяевь и врагов народа, существа пре-
зренные и ничтожные, страшные в своем
разложении, змеиные отродья, которые по-
шли на службу к палачам и убийцам. Они
уже были элклеймены писателями. И в ро-
мане «Молодая гвардия» А. Фадеева, ро-
мане, где так правдиво и глубоко даны пре-

красные образы героической молодежи
Краснодона, есть эти отвратительные вы-
родки, и в «Радуге» Ванды Василевской,
где выведена ничтожная человеческая моль,
и в «Нашествии» Л. Деонова, и в очерках
и пьесах К. Симонова, и в других произве-
дениях советских писателей.

Но я хочу говорить не о них, а о тех,
кто страдал в неволе. Речь идет о том мо-
ральном вывихе, о той трагической внутрен-
ней травме, которую нанесли советским лю-
дям фашисты, всячески старавшиеся превра-
тить их в безвольные, покорные существа,
Фашисты старались убить в них все то за-
мечательное, что дала этим людям совет-

ская страна.

Таких людей, растерявшихся, запуганных,
забитых, перенесших величайшие моральные
и физические пытки, людей усталых, боль-
ных, перенесших годы рабства, не может
забыть советская литература.

Об этих людях надо писать и говорить.
Надо писать и говорить, чтобы снова и сно-
ва напоминать миру’о невероятном заговоре
негодяев фашистской Германии против сво-
бодного человека, о нечеловеческой жесто-
кости этих людоедов. Надо рассказать
правду об этих жертвах и указать им пути
к-полноценной новой жизни.

Среди этих людей во тьме немецких ла-
герей смерти были и другие люди — креп-

‚ кие духом, сильные, уверенные, умевшие. со-
  хранить себя перед угрозой смерти, сохра-
нить свое внутреннее «я», люди, организа-
торы сопротивления, смелые и непоколеби-
мые в опасности. Об этих людях, погибших
и уцелевших, не надо забывать, когда бу-
дут писаться книги о муках наших пленни-
ков в фашистской Германии.

4. a
Советский воин пришел на Шичку, уви-

дел в дымных облаках памятники славы
своих предков, сражавшихся за свободу

Советский человек, прошедший от Ста-
линграда дю Балкан, с высоты которых он
увидел старые дороги братской земли, с
высоты Карпат, откуда лежит путь в запад-
ные земли славянские, оглядел старую зем:
лю своих братьев.

Такое не бывало еше в истории славян-

ских народов. Советский Союз встал как

освободитель, как старший брат’ во главе
возрожденных славянских народов. Он на-
шел братьев, которые вместе с ним, отде-
ленные вражескими легионами, сражались
на-смерть. Вся Черногория восстала против
поработителей в день 22 июня 1941 го-
да при известий о том, что Гитлер напал на
Советский Союз. Черногорцы приняли не-
  равный бой, они встали, чтобы ударить в

своих героев из среды императоров, коро-

HX положинтель-^

тыл фашистам. Вся Югославия запылала
кострами партизан. В горах Болгарии поя-
вились партизанские отряды.

Славянская тема никогда не представала
такой величественной и прекрасной. Сим-
фония борьбы гремела над долинами полу-
  oompona, плыла легендой по древней Праге,
 вдохновляла защитников орлиных гнезд
  Боснии н Македонии.

Русский воин пришел в эти страны не-
похожим на своих далеких предков. Это
  пришел человек нового века, и его ветрети-
  ли, как брата, брата по крови и по оружию.
И как брата по судьбе, по тому историче-
скому пути, который стал ясен славянским
народам, — пути к свободе. Новый 1946 год
‚ приходит в славянские страны, твердо дер-
 жащие в руках знамя демократии, знамя
‚ победы.

Но если мы хотим писать об этих наро-
  дах и их борьбе, не будем; искать ее героев
‹ только среди. высокой интеллигенции этих
стран. Простой народ, крестьяне, рабочие,
рыбаки, пастухи, молодежь этих стран да-
: дут писателю огромный материал. Они рас-
` скажут тысячами уст свой трагический рас-
‚ сказ испытаний, горя, жертв, перенесенных
‚бедствий, рассказ, как они своими делами
превратили скромные дни борьбы св народ-
  ный эпос, который никогда не померкнет.

Их вожди вышли из рядов” народа. Со*
ветский воин стал любимым братом этих на-
родов. В нем увидели они новую славу, но-
вые достоинства человека, непобедимую си-
лу, созданную великим Сталиным.

О роли советского человека в среде. брат-
  ских народов еще почти ничего не сказано.
Но устные рассказы о нем уже живут в на-
родной душе. Но песни, сложенные о нем,
уже сльшнатся от Ядрана до Черного моря.

Славянская тема встает не как призрак
древних лет. Она насыщена высокой идей-
ностью новых времен. Она дышит правдой
страны социализма.
` Песни красноармейцев” и ‘пар
славин встречаются, как руки в хоровоя
когда танцуют праздничное хоро. р

Надо, чтобы встретились и книги брат-
ских писателей и стихи братских поэтов.
  Слишком долго было раз‘’единение слиш-
‹ ком долго мы были разлучены. Теперь нам
ничто не помешает. Мы вместе.

5.

..Кончился 1915 год, год неповторимый,
грозный, огнезарный. В туманной пелене
нового, грядущего года видятся другие —
мирные победы, другие — трудовые подви-
ги. Во всех областях жизни увидим мы мно-
го нового, может быть необычайного.

Появятся новые, неизвестные ‘досель поэ-
ты и писатели, рожденные войной. Может
быть уже где-нибудь в оккупированном не-
  мецком городке какой-нибудь лейтенант-
‚ Танкист кончает новую повесть и мы скоро
удивимся его уверенному голосу. Может
быть где-нибудь на Волге вернувшийся с
фронта канитан проводит бессонные ночи
над первой книгой стихов, которые заста-
вят нас вспомнить собственную молодость,
проведенную в бурных морях’ Октября, пе-
рестраивавшего мир.

Не может быть, что они не придут, эти
молодые, играющие силы нашей земли. Они
уже есть, они где-то рядом, их надо только
разыскать, они идут, эти молодые, подста-
вив пылающий лоб нашему свежему север-
ному ветру на бескрайних дорогах нашей
родины.

Для своих молодых лет они видели слиш-
ком много. Они знают, что такое кровь и
упорстэо, любовь и дружба, верность и сме-
лость. Они знают, что они дети такой <тра-
ны, которой удивился мир. Они должны
дерзать, для них настало время продолжить
наши поиски совершенствования родной
российской словесности, поставить мастер-
ству новые законы, открыть неоткрытое,
увидеть мир так, как мы еще не видели.

Это будут цельные люди,
передовыми гражданами,
передовыми бойцами. Они вндели. трупы
[и развалины, но отчаяние не завладе-
ло ими. Они прошли сквозь  концентриро-
ванную ненависть и они отомстили. Их гла-
за видят снова блеск великой жизни. Они
не состарились в испытаниях, они получи-
ли закал и мудрость и может быть седую
прядь, которая украшает их юную голову.

они будут
как они были

Но не только оттула, с полей недавних
битв, придут молодые. В тиши нантих про-
сторов, в грохоте наших новых и старых
городов, всюду, где мы видим труды, на-
правляемые энергией неистощимого высо-
кого разума, есть молодые таланты, еще
неизвефтные, но уже окрыленные мечтой.

Ведь й наши классики, которых мы так
высоко чтим, ведь и они, было время, толь-
ко начинали свой путь, только писали свои
первые страницы,

Когда-то русский поэт сказал:

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовется,

И нам признание дается,

Как нам дается благодать.

Признание этим молодым голосам обеспе-

Болгарии. Воды Дуная видели его перехо-   чено. Слишком напряженно ждут современ-
дящим через Старинную реку. Белград был   ники нового огненного слова. Слишком мно-
освобожден его героическим ударом. Со-  го было совершено великих дел, чтобы не
ветский воин молниеносным маршем пром-  родилось слово о них,

чался, сметая вражьи укрепления и полки

Эти молодые будут достойны величия

в одну ночь, как сказочный витязь, и выр-   своей родины. «Любить Bolo родину, —зна-
вал Золотую Прагу из рук фашистов. Чеш-   чит пламенно желать видеть в ней осуще:
ский народ встречал его со слезами радо-  ствление идеала человечества и по мере сил
сти. В горах Словакии вместе со словацки- своих  споспешествовать
ми партизанами сражались красноармейцы.   Белинский.
Многострадальная Польша, окровавленная, Наш идеал челозечества начертан залоты-
разрушенная Варшава над мутными, седы-  ми лозунгами сталинского века, осуще’
ми от горя волнами Вислы, благословляла   ствляющего то, чего не было анкогда в
го приход. мире!

этому», — писал  .