с

a he ee he

AS at. AER

He (1 8
А = —

Пролетарии всех стран, соедпняйтесь!

Всесоюзная Номм нистическая Партия (больш).

ПР

Орган Центрального Комитета и МН. ВНГ(б).
SLA a er Nb SS О malin gale Una matcabjasab iad

№ 21 (6213)

ЕЕ ee

ТРАУРНАЯ

$

В. В. Куйбышева несут тт.

Траурный митинг на Красной площади.

ЧУБАРЬ.— Товарищи, траурный митинг, посвященный памяти Валериана
Владимировича Куйбышева, об’являю открытым:
От Центрального Комитета ВКП(б) и Совета Народных Комиссаров
Союза слово имеет председатель Совнаркома СССР тов. Молотов.

Речь тов. Молотова.

— Из наших рядов смерть вырвала Валериана Владимировича Куй-

бышиева. и   и

‘Советский Союз, рабочий класс ‘и партия лишились одного из своих
лучших деятелей, соединявшего в себе глубокое понимание сложных госу-
дарственных и партийных дел с беззаветной преданностью пролётарской
революции. ;

Мы, ближайшие его соратники по борьбе за коммунизм, лишились чут-
кого друга, боевого товарища кристальной душевной чистоты. `

Товарищ Куйбышев начал свою революционную жизнь юношей, трид-
цать лет тому назад. Встав еще тогда в ряды большевиков, Валериан Влади-
мирович был всегда верен партии, и до конца, до. момента смерти на славном

боевом посту, сохранял беззаветную ‘преданность партии Ленина—Сталина. .

Мы знаем тов. Куйбышева в дореволюционные годы, как профессионала-
революционера ленинской школы, как строителя большевистского подполья,
как организатора рабочих против капитала. Не раз и не два в эти трудные
годы борьбы царские власти бросали Валериана Владимировича в тюрьмы и
ссылки, стремясь сломить его волю к борьбе. Валериан Куйбышев неизменно,
несмотря на все препятствия и опасности, несмотря на малодушие многих,
шел избранной им дорогой, дорогой непреклонного большевика. Он был.и
навсегда останется для нас примером революционной честности, последова-
тельности, стойкости. 4

В годы пролетарской революции Валериан Куйбышев — там, где партия
решает самые трудные задачи. Он — на партийной и советской работе п

провинции, на боевых фронтах против Колчака и в Средней Азии, руково-

дитель Центральной Контрольной Комиссии партии в период борьбы против
поднявшего голову контрреволюционного троцкизма .и его охвостья — зи-
новьевщины, он — неутомимый строитель нашей крупной промышленности
и руководитель работы по составлению второго пятилетнего плана, нако-
нец — первый заместитель председателя Совета Народных Комиссаров Со-
ветского Союза, где его выдающаяся роль у Всех на глазах,

Мы, работавшие с ним бок о бок до последнего дня, будем. особенно
больно и долго чувствовать потерю Валериана Владимировича, которого все
хоропю его знавшие горячо любили.   к

Он нес на себе громадную работу с большой скромностью и всегда,
в малых и в больших делах, проявлял понимание коренных интересов социа-
лизма и уменье войти в их конкретные особенности и в положение отдель-

ных. работников. Его отношение к партийным и государственным обязанно-
стям всегда будет для нас образцом революционной самоотверженности и

_ большевистской верности делу. ;

Тяжелым ударом для нас, для партии и трудящихся, была потеря Сергея
Мироновича Кирова от руки злодея в Ленинграде. С глубокой скорбью мы
прощаемся сегодня с родным Валерианом Владимировичем Куйбышевым. На
смену таких борцов за дело коммунизма, как они, должны подняться“ новые
и новые силы, над. большевистской выковкой которых они так самоотвер-
женно и плодотворно работали многие годы.

Мы живем в такое время, когда яркие примеры жизни и борьбы настоя-
щих пролетарских революционеров являются могучими двигателями вперед
для миллионных масс, строящих новую жизнь, завоеванию которой отдали
все, что имели Куйбышев и Киров.

Мы прощаемся сегодня с дорогим, незабываемым товарищем Куйбыше-
вым полные той веры в наше дело, в дело коммунизма, с которой жил и
боролся-в наших рядах Валериан Владимирович.

сударственного деятеля Валернана Влади-

Валериан

1] работе стиль товарища Сталина. И этим 0б`-

чудесный доклад о деятельности советского
правительства.

Речь тов. Филатова.

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ.

KR сожалению, этот доклад явилея лебе-
длиной песней Валериана Владимировича. В
этой песне он воспевал успехи, достигну-
тые нашей огромной. страной, он говорил о
победах, завоеванных ‘рабочим классом и

Товарищи! Мы стоим у свежей могилы
одного ‘из преданнейпих сынов нашей паю-
THU, у могилы крупного руководителя co-
ветского народного хозяйства, крутого го-

мировича Куйбышева. .   крестьянством под руководством великой

Валериан Владимирович умер на ‘боевом   коммунистической партии; он говорил 9
  славном посту, за государственной рабо-  торжестве ее генеральной линии, © той
той у ``   борьбе, которую нартия провела о внутри

своих рядов CO всеми колеблющимиея эле-
ментами. Этим и были обеспечены те гран-
диозные победы, е которыми страна поло-
шла к УП б’езду Советов.

Делегаты Московского областного с’езла
советов слушали из уст тов. Куйбышева
пламенные слова 0б итогах и трудностях
первой пятилетки, о результатах двухго-
дичной. работы» по осуществлению  вторий
пятилетки. Он уверил областной с’ездов
том,’ что план второй пятилетки, пятилет-
ки построения бесклассового сопиалистиче-
ского общества, будет: выполнен.

Но он предупреждал нас, говоря: «Hamm
победы добыты в результате систематиче-
ской жестокой борьбы с сопротивлением
классового врага и его атентов-—празых и
«левых» оптюртунистов. Это не значит 0л-
нако, что мы хотя бы на одну минуту мо-
mem ослабить нашу классовую  бдитель-
ность. Наоборот, нашим руководящим прин-
ципом и дальше должно быть усиление
классовой бдительности, еще большее спло-
чение вокруг партии, вокруг. товарища
`Оталина». И это предупреждение о клах-
совой бдительности, о принципиальной не-

Его жизнь и деятельность хоропю’ из-
вестны рабочему классу и  крестьянетву
Hamel великой страны. и
Путь, пройденный тов. Вуйбышевым,
является прекрасным путем борца ленин-
ца-сталинца за дело рабочего класса и тру-
лящихея, его путь явится образцом для
многих поколений.
Для трудящихся  Московокой области
особенно тяжела эта утрата потому, что
Владимирович был повеблневно
связан с ними. Наряду в ответственной го-
сударственнюй работой он принимал дёя-
тельное участие в делах Москвы и Москов-
ской области, подробно интересовался хо-
зяйственным строительством в Москве и со
всей внимательностью и серьезностью ре-
тал вопросы любой величины.
Валериан Владимирович — ближайший
соратник товарища Сталина, он сталин-
ский воспитанник, он унаследовал в своей

ясняется т0, что в его указаниям с боль-
шим уважением относились все органы co-
ветской власти.

Недавно, еще совсем недавно, 20 лней
назад, лучшие представители пролетариев
и колхозников Московской области на; своем

П областном С’езде советов. слушали его
Окончание речи тов. Филатова —

CM. Ha 2-H стр.
>>?

_ О ПЕРЕШМЕНОВАНИИ гор. ВАМАРЫ в гор, KYMSINIED
И (РЕДНЕВОЛЖСКОГО КРАЯ В КУБЫШЕВОКИЯ КРАЙ,

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГ
КОМИТЕТА СОЮЗА ССР. :

Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР постановляет:
Удовлетворить просьбу Срелне-Волжеких партийных и советеких организаций
о переименовании Средне-Волжекого края и гор. Самары, гле В. В. Куйбышев возглавлял
в 1916 roxy подпольную большевистскую организацию, был организатором и руко-
водителем октябрьского переворота и возглавлял в первые годы после Октября боль-
шевистсвую организацию и советскую власть, и переименовать: \
а) гор. Самару в гор. Куйбышев;
6) Средне-Волжекий край в Куйбышевский край.
Председатель Центрального. Исполнительного Комитета Союза ССР
М. КАЛИНИН.
Секретарь Центрального Исполнительного Номитета Союза ССР.
`- А. ЕНУКИДЗЕ.

Москва, Кремль. 27 января 1935 г.

Бчера состоялись похороны
Балериана Владимировича Куйбышева.

-] лерианом... Три курсанта с приспущенными

es

OSIH.

. ted

ЧИ ПУТЬ.

рошилова, Калинина, Орджоникидзе, Ми-
кояна, Чубаря, Рудзутака, друзей и сорат-
ников подымают урну с прахом Куйбышева.
Раскатами «Интернационала» прощается
Колонный зал с большевиком.

Медленно лвижется шествие через пло-
щадь Революции. Соратниюи и друзья Ва-
лериана Владимировича передают из рук в
руки урну с его прахом.

Серый облачный день. Ветер шевелит
креп на знаменах и ленты венков. Воль-
‚Юй рекой шествие вливается в  проезт
Исторического музея. В 3 часа 25 мин.
‚траурная процессия вступает на Красную
площадь. Урна—в руках Сталина, Молото-
ва, Нагановича, Ворошилова, Капинина,
Орджоникидзе, Чубаря, Рудзутава. Обыч-
но . оживленная,  клокочущая ` весельем
и песнями, площаль на этот раз кажется
погруженной в тишину. Потом она сразу
‚заполняется звуками похоренного марша.

_ПОСЛЕДН

В молчании двигалиеь рабочие делега-
ции мимо урны с прахом замечательного
большевика, окруженной зеленью, пвета-
ми. При входе в зал люди как-то невольно
замедляли шаги и, склонив головы, отда-
вали последний долг Валериану Влалимиро-
вичу, чей большой портрет. сразу же бро-
сается в глаза.

Едва лишь открыли двери Колонно-
PO зала, и тотчас двумя потоками
двинулись рабочие; военные, научные ра-
ботшики, дети, и казалось, что  людекой
поток никогда не иссякнет. Школьники
шли с широко раскрытыми глазами, точно
они хотёли навсегда запомнить лень проща-
ния страны с В. В. Куйбышевым и унести
в своей памяти и тихую грустную мело-
диюЮ, и склоненные в трауре знамена, и ли-
ца большевиков, несущих почетный кара-
ул у праха Валериана Владимировича.

Пятидетний малыш в шинели, сын лет-
чика, Эдуарл Мельников, илет с цветком в
руках. Он бережно кладет свой живой цве-
ток’ с голубыми лепестками к. подножию
постамента и прикладывает записку, Ha-

делегаты. Всесоюзного С’езда Советов, ле-
легации заводов и фабрик, краеноармей-
ских частей и учебных заведений.

писанную большими неровными буквами: Урну ‘© прахом ставят на  постамеат
aoe Товарищ Куйбышев. Эдуард против мавзолея’ Ленина. На левое крыло
ельников».

мавзолея поднимается Сталин. За ним идут
лотов, Каганович, Ворошилев, Калинин,
Орджоникидзе, Косиор, Микоян, Чубарь,
Постьшшев, Петровский, Рудзутан, Литви-
нов, Крестинский, Филатов, Хрущев, Бул-
ганин, Червякоз, Мусабеков, Инрамов, Ата-
Gaes, Рахимбаев.

В 3 часа 30 мин. тов; Чубарь открывает
траурный митинг и предоставляет первое
слово председателю Совнаркома Союза CUP
тов. Молотову.

От имени. большевиков и трудящихся Мо-
сквы и области говорит тов. Филатов, За-
тем к микрофону подходят представителя
всех `Союзных республик— Украины, Вело-
руссии, Закавказья, Узбекистана, Туркме-
нии, Таджикиетана.

Весь. путь большевика от юноши, в
16 лет связавшего свою жизнь с делом ра-
бочего класса, ло государственного деяте-
ля; — образ Куйбышева встает в речах
прелставителей братских республик. 0 Куй-
бышеве: о ‘товарнще Валернане веегда бу-
дут помнить от Омска, где он впервые про-
шел школу революции, до республик Сред-
ней Азии, гле он в 1934 г. помогал орга-
низовать 6бор хлопка.

В серых сумерках нал площадью с гу-

Как бы отмеривая время, кажлые пять
минут сменяется почетный караул.

Делегаты Всесоюзного С’езла Советов...
Группа членов Общества старых большеви-
ков во главе с тт. Ярославским, Шелгуно-
вым, Ленгником, Самойловым.., Ролные и
близкие, вып, дочь, сестра... ` Партийные,
советские и профсоюзные  деятели-——Люб-
ченио, Варейкис, `Шзерник, Пахомоа, Ко-
сарев, Яковлев, Крининкий, Николаева, По-
лоенсний, Гриньнмо, Розенгольц, Лозовений,
Лобов, Уханов, Чудов... Известные вселу
миру полярники- Шмидт, Ушаков... Челю-
скинец-писатель Сергей Семенов... Воен-
ные работники-——Буденный, Эйдеман, Корк,
Кутяков...

В 2 часа лня обрывается человеческая
нить, тянувшаяея со всех концов Москвы
к Колонному залу.

Виднейшие люди страны, члены ЦЕ л
правительства окружают останки Валерна-
на Владимировича.

В 2 часа 55 минут в притихший зал
входят вожди партии. Десять минут стоят
в почетном карауле товарищи Сталин, Мз-
лотоа, Каганович, Ворошилов, Калинин,
Орджоникидзе, Косиор, Постышез, Микоян,
Рудзутак,  Чубарь. Они молча  про-
щаются 00. своим соратником и дру:
TOM, который вместе с нами, с этой же-
лезной когортой‘ большевиков, боролся пол
одним лениноким знаменем за лучшее, бу-
дущее человечества. /

Оркестр играет пятую симфонию Yai
ковского. Звуки взлымаютеся ввысь, они как
бы. раздвигают стены Колонного зала, что-
бы вдруг е новой силой ринуться на лю-
дей, молча прошающихея с товарищем Ва-

лезному большевику.

В 4 часа 20 мин, тов. Чубарь об’являет
траурный митинг закрытым.

Товарищ Сталин, члены Политбюро п
правительства песут урну в Кремлевекой
стене. В 4 часа 25 минут раздаются залпы
орудий. Урну с прахом Валериана Влади-
мировича замуровывают в Кремлевскую
стену. В‘орудийные залпы вплетаются зву-
ки «Интернационала». С ружьями на пере-
вес через площаль проходят бойцы Проле-
тарской дивизии, красная кавалерия и
многочисленные, рабочие делегации.

знаменами открывают траурное шествие.
Руки Сталина, Молотова, Кагановича, Во-

Процесепю встречают на Врасной площади.

лом проносятся самолеты, салютующие же-

a