ЗАМЕТКИ ПИСАТЕЛЯ.

ОТКРЫТОЕ ПИСЫМО А, (7, ГОРЬКОМУ,

В своих «Литературных забавах» вы пн-
mere: «Критика должна учить писать, са-
ми критики тоже лолжны писать просто,
ясно, убедительно... Если критикуемый
писатель не изобличаетея, как явный или
скрытый враг пролетариата, а пишет толь-
хо плохо, неверно, искажает действитель-
HOCTb, не умея отличить важное от не-
важного,— слелует спокойно и серьезно 0б`-
яенить ему...» Эту замечательную мысль
никто опровергать не будет. Никто также
не будет отрицать и того, что «дискуссия
о языке» принесла большую пользу наше-
му литературному движению: борьба за ка-
чество наших художественных произведе-
ний все больше начинает выдвигаться на
первое место; большинство советских писа-
телей прекрасно понимает все значение
классического наследства и упорно изучает
ето; нет ни одного серьезного советского
писателя, который Tak или иначе не был
бы связан с нашей действительностью.

Однако мне не совсем понятна основная
пелеустремленность ваших «Литературных
забав». Какая-то двойственность чувствует-
ся в них. i

Beis вы хоропю понимаете, Алексей
Максимович, что всякая ваша статья не
является только вашим личным делом. Бу-
лучи напечатана, она превращается в факт
большого общественного порядка. А вы по-
чти в каждой своей статье на литератур-
ную тему тах или иначе вращаетесь вокруг
моих работ. Это не может не «оздавать и
уже создало определенную атмоеферу, явно
изврашалощую истинное положение вещей.
Поэтому я и начинаю свое письмо 6 вашей
критики меня как писателя.

Вы открыли свою’ резкую критику, осно-
вываясь на заметке «Слова, каких нет у
Даля», напечатанной в «Вечерней Москве».
Заметка эта мною не писана. Она являет-
ся собственным творчеством корреспондента
«Вечерней Москвы». Вель не такой уж я
чулак, чтобы утверждать, как это изобра-
жено корреспондентом: «Если из ста слов
останется пять хороших, & девяносто пять
будут плохими-—и то хоропю». Я тогда Ha
диспуте высказал мысль, что, кроме язы-
ка классических произведений, нам, лиге-
раторам, надо обязательно изучать язык
народа — язык образный, красочный. И
если из ста хоропих народных слюв В
литературу войдут пять новых слов-—— это
булет очень хорошо. Я говорил о Новых,
хоропеих словах, которые по ряду причин
(в частности и в особенности, по причине
классовой чуждости народу большинства
дореволюционных писателей) ne вошли B
литературу, как ee золотой фонт. Что в
этих высказываниях плохого? Вы же в
своей статье «Ло поводу одной дискуссии»
перевернули ве вверх дном и обрушились
на меня, опираясь на столь авторитетный
ислочник, как репортер «Вечерней Мо-
сквы». Мало Tore, BE откуда-то взя-
ли, було бы я где-то утверждал,
что пишу ‘языком  миллиюнов («Газе
феров утверждает: я пишу языком мил
лионов»). Я никогда и нигде ничего подоб-
ного не утверждал. И дальше в той же за-
метке говорите, что` Ианферов «пишет ело-
ва так, как они произносятся. например:
«поедим» вместо «поедем», «трежильный»
вместо «ДвУЖИЛЬНЫЙ», «пыжжай». Вы тут
выражаетесь неточно. Когда вы утверждае-
те: «пишет Панферов», читатель может №-
нять, что слова эти взяты вами из автор-
ского текста. На деле же вы вырвали эти
слова из разговорной речи действующих в
романе лиц. Это как будто не олно и то же.

Вы правильно ополчились против зл0-
употреблений  областническими словами,
как-то: «окукожилея» и т. д. Астати, сло-
BO «окукожилея» употреблено до меня Не-
веровым, Маяковским. Это слово я никогда
He защищал и при первых же указаниях
критики выкинул его и ему подобные слова
из «Брусков». Но ведь иногда писатель
для характеристики своего героя вынужден
прибегать и к местному наречию.. Никто не
осмеивал, например, 1. Толстого, когда он
употреблял в. разговорной речи «двистви-
тельно» вместо «действительно». Или Че-
хова, когда тот писал «леригия» вместо
«религия», «зебры» вместо «жабры». Ёри-
тикуя же «Бруски», вы часто вырываете
такие слова, как «пыжжай», «трежиль-
ный» из разговорной речи крестьян, чем
и вводите в некое замешательство моло-
дые литерзтурные кадры. Наконец, вы са-
ми в рассказе «Пожар и шорник», опубли-
тованном совсем нелавно в № 1 журнала
«Колхозник», пишете: «гляй» вместо «гля-
хн», «лобипед» вместо «велосипед», «ко-
нешно» вместо «конечно», «вчерас» вме-
сто «вчера», «отсюдова» вместо «отсюда»,
«ликарев» вместо «дикарей», «айда» вме-
сто «идем» и т. д. Там же вы употребляе-
те такие выражения: «Эх, дьяволы, мать
вашу...» Многоточие не прикрывает матер-
щины, к которой вы прибегаете в этом
рассказе раз пять. Или такие слова: «080-
лочи», «ни хрена», «курва». И все это в рас-
сказе размером в 5—6 страниц. Есть там
и такое выражение: «церковь тошнило
людьми». Как это перковь тошнило?

В той же заметке «По поводу одной ди-
скуссии» вы пишете, будто бы в третьей
книге «Брусков» есть такое выражение:
«притопывая ногой, точно она была костя-
ная». А у меня эта фраза (см. первую
страницу третьей книги «Брусков») изло-
жена так; «притопывая празой нотой, он
скакал на левой, не сгибая ее, точно она
была костяная». Ведь это же совсем дру-
roe. Не понятно, кто и с кажой целью под-
сунул вам, Алексей Максимович, искажея-
ную цитату.

Я до сих пор, скрепя сердце, молчал об
этих делах, чтобы не отвлекать внимание
от общего большого вопроса, поднятого
партией,—® качестве нашей художествен-
ной литературы. Но спепифический харак-
тер. «проработки» меня, проработки в худ-
шем смысле этого слова, начинает надое-
дать, тем более, подобная проработка вно-
сит большое недоумение в ряды литератур-
ного молодняка. Я полагал, что подобная
проработка прекратится после вашего пись-
ма к П. Васильеву, опубликованного в
«Известиях», гле вы пишете, что «немед-
ленно после моего мнения о небрежностя
его работы, на Панферова зарычали, 3a-
лаяли лаже те люди, которые еще накану-
н6 хвалили его». Но в «Правде» от 24
января я прочитал вашу третью длинней-
щую «Литературную забаву». И в этон
«Литературной забаве» вы снова слипеком
увлекательно забавляетесь. забывая 0 Том.
чо имеете дело ¢ живыми людьми, а не
с манекенами. На этот раз вы критикуете
мою речь «0 мудрой простоте». произне-
сенную на всесоюзном с’езде писателей н
опубликованную в свое время в нашей пе

ше общее дело, и критика ее недостатков
никому в концессию не сдана.

статье: «У нас развелись матерые литера-
торы солидного возраста...
коммунистами, пребывая по уши в тине
мещанского индивидуализма». Это большое
и серьезное обвинение вы бросаете комму-
нистам.
солидные»? Вот они: Шолохов, Фадеев,
Безыменский, Киршон, Афиногенов,
Иллеш, Гидаш, Бруно Ясенский, Гладков,
Бахметьев,
церковский, Ставекий, ну пусть и Панфе-
ров и ряд подобных имен. Если вы 0б этих
коммунистах-писателях говорите, что они
пребывают «по уши в тине
индивидуализма», не хотят учиться, ничем
не интересуются, кроме собственнога, пупа,
то ведь этому никто не поверит. Hama 06-
щественность знает, что писатели-комму-
нисты никогда не пренебрегали политикой.
Они — общественники, и в любое время  .
готовы сменить перо на винтовку, стать в
ряды граждан нашего Союза, защищающих
свою социалистическую родину от врагов.
У вас тут, очевидно, обмолвка. Ее надо но-
скорее снять или назвать имена «матерых,

рых вы имеете в виду. Таких «коммуни-
стов», о которых вы пишете, — будь они
сто раз талантливы, — партия в своих
рядах держать не будет.

ливаете книгу Зазубрина «Горы». Извест-
на и нам сия книга. Изоы не удивляйтесь,

тели. Разве секрет, что Зазубрин клевет-

и показывают

Tarn. В этой речи я утверждал, что в на-

шей стране, — на основе новых, социали-
стических производственных отношений, в
связи с тем, что у нае ликвидируется раз-
Hula между городом и деревней, умегвен-
ным и физическим трудом, — формируется
новый язык языв революции. Это—про-
цессе очень длительный. Но уже и сейчае
крестьяне нашей, в основном колхозной,
деревни говорят не тем языком, каким го-
ворили крестьяне времен Глеба Успенекото.
Поэтому нам необходимо, наряду © изуче-
нием языка классических произведений,

обязательно изучать язык народа-победите-

ля, строящего новую жизнь, взять из этэ-
TO языка все лучитее, чтобы обогатить наш
красочный русский литературный язык.

‚ Кажется, ясно, о чем я говорил? А зы
H тут почему-то приходите в некое заме-
шательство, заявляя; «Трудно понять, что
он (Панферов) хочет». Но, если вам труд-
0 понять, что я хочу, зачем же вы с пе}-
вых же строк начинаете рутаться, утвер-
жаая, что Панферов «обнаружил, что пюд-
линное значение дискуссии о языке не по-
нято им, и увеличил количество неграмот-
ной болтовни»? Абсолютно бездоказательно
вы пишете, что я занимаюсь «болтовней»,
называя мою речь на с’езде писателей:
«беспомощная статейка», «малограмотная
статейка». Что это за методы спора? Это
заушательство, которое вы в своей третьей
«Йитературной забаве» осуждаете, заявляя:
«орать на него (писателя), издеваться яах
НИМ —- это значит пользоваться приемамя
преподавателей неоспоримых истин в ста-
рых царсоких школах». Правильно! Нель-
зя сводить серьезный спор на мелочи, не
следует упрощать позиции «противника»,
намеренно их оглуплять.

Давайте, Алексей Максимович, спорить
серьезно, ибо советская литература — на-

Вот вы пишете в своей послелней

Они числятея

Кто же это такие — «матерые,
Бела

Серафимович, — Билль-Бело-

мещанского

солидных» коммунистов-писателей, кото-

В своей статье вы настойчиво расхва-

почему ее так мало почитают наши чита-

нически писал о войне, якобы об’явленной
партией крестьянству? У Зазубрина в кНИ-
ге, помимо прочих небылиц, коммунисты
отрубленную голову врага таскают
всем. Tak  коммуни-
сты не поступали с врагами. Так дей-
ствовали только колчаковцы, деникинцы и
прочие белогвардейцы. Другой коммунист

Зазубрина купил бывшую барыньку за два

пуда муки иеключительно для того, чтобы
овладеть ею. Так клевещет Зазубрин на, кол=-
мунистов. И не случайно коммунистиче-
ская группа воесоюзного с’езда писателей
единодушно ‘отвела кандидатуру Зазубрина
в правление союза. Немало в расхвали-
ваемой вами книге Зазубрина языкового
хлама, например: «нонче зверь отшатил-
ся», «вода горы колыбает», «чует мое
серсе», «кумыной ни одно восударство не
живет», «чо де вы зорить нас, хрестьян,
хотите», «зашебарчал», «испредрил», «по-
нужнула», «шеперься».
Не правда ли; хороший
литературных забав № 4?
В тех же, в третьих по счету, «забавах»
вы поднимаете до небес Мирского и обру-
шиваетесь на Фадеева. Тут же вы утвер-
ждаете, что Мирекого начали критиковать
за то, что он родился не от той мамаши.
Неверно это. Нельзя так упрощать вопрос.
Мирский безответственно заявил, что «со-
ветская литература достигла своего нынеш-
него высокого уровня без участия Фадеева»,
что творчество Фадеева развивается в «на-
правлении ложном и, можно сказать, про-

материал для

тивоположном общему направлению роста.

советской литературы». Это— клевета. и на
советскую литературу, и на тов. Фадеева,
которого ни один честный советский писа-
тель не позволит выбросить из литературы.
Легкость, с которой Мирский хотел разде-
латься с Фадеевым, именно это справедли-
во’ вызвало настороженное . отношение к
Мирекому, не завоевавшему @ще доверия
нашей общественности.

Нас, коммунистов-литераторов, He раз
критиковали наша партия и товарищ
Сталин. али сурово, как и пола-
гается большевикам. Но после такой кри-
тики всегда чувствуешь себя бодрым, жиз-
нерадостным. Хочется работать, творить,
отдать все свои силы и знания делу пар-
тии. Чувствуешь, как от такой критики
с тебя сваливаютея наросты, дрянь и ты
умнеетть... Вот в такой критике, Алексей
Максимович, мы очень нуждаемся,

Да. нас надо критиковать, в частности
Halo  критиковаль и ми  «Бруски»,
ибо без критики нам вперед не двинуться.
Но критиковать надо, отбросив всякие груп-
повые соображения, от кого бы они ни
исходили. Критиковать надо так, как вы
советовали критикам, т. е «спокойно и
серьезно 0б’яенять» писателю. не «орать
на него», не «издеваться Hal ним».
Тогда  мыюль товарища Сталина 0 том,
что кадры надо выращивать © такой же
любовью. © какой садовник выращивает
плоловое ‘дерево, будет осуществлена и в
отношении писателей. Тогда, Алексей Ма-
ксимювич, большая работа, которую вы
ведете на литературном фронте, даст еще
более значительные положительные резуль-

таты.
Ф. ПАНФЕРОВ.

ВЗЯЛИСЬ
HOM,
вления строительством, в комнате с нал-
писью: «Начальник строительства», помимо
обычных и необходимых предметов была

тий с тремя студентами.
кубометров.
эксплоатацию, нет ни одной, внутренняя от-

делка которой повторялась бы. Художники

нат разнообразными рисунками,

тах и в службах разделаны под орех, ясёнь,

Песня
сталелитейного.

‘талелитейщики,

Всем делам затейщики, —
Оварщики, формовщики  —
Всей стране помощники,

Эй, стой! Пробивай!
Потихоньку запевай!

На завалочной машине
Вее старье мы протащили.
Никого не спрбеили -—
Прямо в пламя бросили.
Эй, дай! Пробивай!

Чуть погромче запевай!

Пьянки, лень и рвачество
Переплавим начисто.
Окунули бы их в сталь —
Только стали портить жаль.

Эй, бей! Пробивай!
Еще резче запевай!

Стой на-страже, сталевар,
Чтобы враг не сдолевал.
Пусть он цуцкой куцою
Лает на продукцию!

Эй, стой! Пробивай.
Еще гуше залевай!

Чтобы жизнь не. схолодела
В ход, работа потная,
Доведет страну до дела
Сталь выюокосортная.

Эй, дай! Пробивай!
Выше, выше запевай!

Вей на каждом на мартене
По ударному флажку,
Разлетайтесь, белые тени.
Берегись, враги, ожгу!

Эй, бей! Пробивай!
Разом-разом запевай!

Оталелитейщики,

Всем делам затейщики, i
Сварщики, формовщики —

Всей стране помощники.

А ну, дай! Пробивай!
Еще громче запевай!
НИК. АСЕЕВ.

Крамманшзавод имени Сталина,

—<

ОБРАЗЦОВЫЙ ДОМ.

Трем слушателям  Военно-транотюртной

академии РАКА имени Кагановича — това-

рищам Андрейчику, Дуарскому и Вишнев-

скому — год назад было предложено руко-

водить строительством огромного жилищ-

ного комбината академии.

Не оставляя учебы, три товарища
за строительство. В деревян-

наскоро возведенном домике упра-

установлена учебная лоска. В 06060 назна-
ченные часы сюда приезжают из акаде-
мии профессора и преподаватели для заня-

По истечении года из 110 тысяч кубо-
метров жилой площади готовы 35 тысяч

Среди 120 комнат, сдающихея ныне в

Гринберг, Блинов, Минский, Эльдвил, Ян-
сон и Ларионов украсили стены всех ком-

Входные двери в квартиры с площадок—
всюду дубовые. Внутренние хвери в комна-

карельскую березу. Пол паркетный. Квар-
тиры снабжаются горячей волой из обшир-
ной котельной. Ванные комнаты облицова-
ны метлахской плиткой. Звуконепроницае-
мость — характерная особенность нового
дома.

Все 120 новых комнат в доме Военно-
транепортной академии сдаются в эксплеа-
тацию ко дню открытия Всесоюзного С’езда
Советов.

А. Д.

Пеизданное шисьшо А. М. Горького к А. П. Чехову.

[Нижний-Новгород, январь 1900].
С новым годом!

a

Живу я — нелепо, как всегда, чувствую
себя отчаянно взвинченным, в Ялту поеду
в конце марта, в апреле, если неё захво-
раю раньше. Ужасно хочется жить как-ни-
будь иначе— ярче, скорее, — главное, —скэ-
рее, Недавно видел на сцене «Дядю Ba-
ню»— изумительно хоропю сыграно было!
(Я, впрочем, не знаток игры и всегда,
котла мне нравится пьеса, ее играют див-
во хорошо). Однако этот «Дядя» имеет в
самом себе силу заставлять и дурных акте-
ров хороню играть. Это — факт. Ибо есть
пьесы, которые никак нельзя испортить
игрой, и есть пьесы, которые от хорошей
игры портятся. Недавно я видел «Власть
тьмы» в Малом театре.

Раньше я смеялея, слушая эту вещь, и
она мне даже нравилась немножко, а т6-
перь’я нахожу ее противной, карикатур-
ной и уж никогда не пойду смотреть ее.
Сему обязан-——игре хороших артистов, бес-
пощадно оттенивших в ней все грубое, не-
лепое. То же и в музыке: элегию Эрнста и
плохой скрипач хорошю сыграет, & у вио-
туоза какая-нибудь дрянненькая  пьеска
станет прямо-таки гадкой. :

Читал «Даму» вашу. Знаете, что вы де-
лаете? Убиваете реализм. И убьете вы его
скоро — насмерть, надолго. Эта форма
отжила свое время — факт! Дальше вас
никто не может идти по сей стезе, никто
не может писать так просто о таких про-
стых вещах, как вы это умеете. После ca-
мого незначительного вашего рассказа
все кажется грубым, написанным не пером,
& точно поленом. И, главное, все кажет-
ся не простым, т. е. не правдивым. ITe—
верно... Да, так вот, — реализм вы укоко-
шите, Я этому чрезвычайно рад.

Будет уж! Ну его к чорту!

Право же, настало время нужды в ге-
реическом: все’ хотят возбуждающего. яр-
кого, такого, знаете, что бы не было похо-
же на жизнь, а было выше ее, лучше,

Пан Гук-чун, сын крестьянина,
кандидат ВКП(б), студент Академии

8 часов вечера. Из Воптельского пере-
улка вынырнула на Волхозную площадь ма-
шина молочного цвета и понеслась по ули-
цам Москвы. Перед ее пронзительной си-
реной открываются светофоры: ее прону-
скают автомобили и трамваи. Это мчится
машина «Скорой помощи» туда, где произо-
шло несчастье с человеком. Дорога каждая
минута и секунда.

В машине, кроме шофера, — врач и с3-
нитар. У них — необходимые принадлеж-
ности для оказания первой помощи:

Две минуты назад все они сидели на
станции «Скорой помощи». На телефонных
коммутаторах в комнате дежурного врача
вепыхивали и гасли сигналы. Врач взял

трубку: «Слушаю, «Скорая помощь». Врачу

сообщают: «У Лосиноостровской (под Мо-
сквой) автомобилем сшиблен человек. ABTO-
мобиль исчез. Человек остался на снегу».
Записывая точный адрес, врач другой ру-
кой нажал кнопку. Сигнал услышали одно-
временно-шюофер, врач, сторож у ворот. Лю-
ди заняли свои места в машине, не зная
еще, куда они едут. Нутевку принес сани-

тар. Когда машина вышла за ворота, сторож

просигнализировал дежурнему врачу: ма-
шина ушла.

Место уехавших заняли Apyrue—cann-
тар, врач и тпофер.

В это время зажглись новые лампочкя
на коммутаторах: красные, желтые, синие.
Они означают: несчастье  шюизошло Ha
улице, у трамвая, на заводе, в доме. Вавол-
кованный Голос передает, что на улице
Горького в магазине грузовым автомоби-
лем тяжело ранена кассирша. Необычай-
ноеть этого случая не выводит из спокой-
ного состояния врача. Ему некогда эдавать-
ся в подробности. Важно только знать, что
случилось и где. Адрес залтисывается co
всей тщательностью. *

На месте выясняется, что автомобиль,
перевозивший бочки с грузом, столкнулся
с другим автомобилем. Железная бочка сле-
тела с автомобиля, разбила окно магазина
и тяжело рзнила кассиршу. Ее перевозят
в инстетут имени Оклифасовекого. Здесь в
хирургическом отделении проф, Юлин и ето
помощники производят, свои смелые опера-
ции. Если раненый потерял много крови,
ему переливают кровь.

Кассиршу спахают. ,

Мы сидим в этой маленькой комнате,
где сосредоточен нерв скорой помощи, до
поздней ночи. Мы следим за вспышками
лампочек на коммутаторах, мы прислупви-
заемея. к телефонным переговорам, к ‘вол-
пующим сообщениям.

На станцию скорой помощи звенит 10-
стовой милиционер с Абельманозской за-
ставы, где человек попал под трамвай. Зво-
нят из Лялина переулка, где дворник ра-
HHA себя во время колки дров; звонят из
квартиры, где десятилетний мальчик, по-
ссорившись с сестрой, пытался покончить
жизнь самоубийством.

Огромный город, его улицы и площади
вычерчивают здесь кривую неосторожности
одних, халатности и небрежности ‘других.

красивее. Обязательно нужно, чтобы тепе-
решняя литература немножко начала при-
крашивать жизнь, и как только она это
начнет, жизнь прикрасится, т. е. люди за-
живут быстрее, ярче. А теперь вы поемо-
трите-ка, какие у них дрянные глаза —
скучные, мутные, замороженные.

Огромное вы делаете дело вашими ма-
ленькими рассказиками, возбуждая в лю-
дях отвращение к этой сонной, полумертвой
жизни, чорт бы ее побрал! На меня эта
валпа «Дама» подействовала так, что мне
сейчас же захотелось изменить жене, стра-
дать, ругаться и прочее в этом духе. Но
жене я не изменил — не с кем, только
вдребезги разруталея с нею и с мужем ее
сестры, моим закадычным приятелем. Вы,
чай, такого эффекта не ожидали? А я не
шучу,—так это ‘и было. И не с одним мною
бывает так, не смейтесь. Рассказы ва-
ши— изящно ограненные флаконы со всеми
запахами жизни в них и уж поверьте! —
чуткий нос всегда поймает среди них тот
тонкий, едкий и здоровый запах «нзетоя-
щего», действительно ценного и нужно-
го, который всегда есть во всяком вашем
флаконе. Ну, будет, однако, a то вы поду-
маете, что я это комплименты говорю.

Насчет отдельной книжки моих хороших
рассказов-—это вы великолепно удумали,
Я устрою это, хотя решительна не согла-
сен с тем, что «Спутник» — хороший рас-
сказ. Так ли нужно было написать на эту
тему! А все-таки вы мне, пожалуйста, пе-
речислите те рассказы, которые один дру-
гого стоят: ну — «B степи», «Изергиль»,
«На плотах», «Спутвик», а потом? «Чел-
каш»? Хорошо. «Мальва»? у

Вы относитесь ко мне очень курьезно,
т. е. не курБезно, а как-то удивительно
нелепо. Т. е. это не вы. должно быть, а я
к вам. Престранное впечатление пронзво-
дят на меня ваши письма — не теперь,
когда я ужасно развинтился, а вообще.
Очень я их люблю и прочее, в том же ду-
хе. Вы простите за всю эту канитель, по

кореец,

войны,
художеств (Ленинград), получил первую
премию в 300 руб. по скульптурному факультету.

weEeEs ий :

участник гражданской

CHOPAA MOMOLLIb.

Больше всего несчаетных случаев бывает
при попытках сесть или спрыгнуть ©
трамвая на-холу, при попытках пробежать
дорогу перед мчащимея автомобилем, при
столкновении машин в результате лихаче-
ства, несоблюдения правил езды.

Исчезли самоубийства на почве  мате-
риальной нужды. Лето лает рост несчаст-
ных елучаев е детьми, ценляющимися за
трамвай. Гололедица увеличивает количе-
ство пострадавших от падений. В вечер-
ние часы чаще всего зажигаются лампоч-
ки трамвайных происшествий. В выходные
дни заметно растет число жертв хулиган-
ства. Каждое время года, месяпа и дня
имеет свои особенноети, которые, однако,
не трудно отменить, во всяком случае
ослабить:

До 1923 г. «Скорая помощь» в Москве
располагала одной машиной и 2 врачами.
Сейчас имеетея 11 машин и 75 врачей,
а весь коллектив достигает 375 человек.
В день делается в среднем до 125 выез-
дов. «Скорая помощь» — единственная
отрасль, где простой машины является
положительным фактором.

Дежурный врач всех выслушивает, но
не во веех случаях высылаются машины.
Роженице с 13-го километра Ленинградско-
го шоссе указывают адрес и телефон бли-
жайшего родильного дома. Рокственникам
больного воспалением легких предлагают
обратиться в пункт неотложной помонти.

В Моекве 10 пунктов неотложной помо-
щи, по одному в каждом районе. Их зада-
ча, в отличие от «Скорой помощи», оказы-
вать помощь больным, главным образом, на
дому, в случаях острых заболеваний или
необходимости немедленного вмешательства
врача. На пунктах—пю одной машине и 10
два врача. Один обычно дежурит, другой
выезжает. Но что может сделать один
врач в огромном районе! И вот Ёраено-
пресненский пункт неотложной помощи за
ноябрь — декабрь отказал в выезде в 146
случаях, за 17 дней января—в 49 случаях.
29 декабря прошлого года вызывали врача
к рабочему Орлову, у которого темпера-
тура была 40,2 градуса. Пункт врача не
выслал и ограничился советом на том
только основании, что лнем больного уже
посетил районный врач. Но ведь за день
положение могло измениться!

Пункты работают только с 7 часов ве-
чера. Городской отдел здравоохраненйя, по-
вилимому, считает, что острые заболевания
случаются только ночью. Й когда «Скорая
помощь» в чае AHA предлагает больному
с острым припадком аппендицита обратить-
ся в пункт неотложной помощи, который
начнет работать только вечером, то это не
помощь, & издевательство.

Население плохо осведомлено о сущест-
вовании пунктов неотложной помощи и 06
их обязанностях. Ни в аптеках, ни в те-
лефонных книжках нет плакатов, которые
сразу указывали бы телефон и местона-
хождение пунктов. Пункты неотложной по-
мощи ждут машин и квалифицированных

врачей.
Д. КОССОВ, 0. ЭСТЕРКИН.

28 ЯНВАРЯ 1935 Г., № 27 (6273

На темы
дня.

{Из статей и. писем, поступивших

в редакцию).
: Повышение — идей-
о парт- 9000 п теоретического
уровня kOMMYHHCTOR,
кабинетах. партийного актива в
первую очередь,

пред’являет высокие требования к работе
районных и заводских нартийных кабине-

тов. К сожалению, пишет тов.  Уман-
сний, эти кабинеты — наиболее слабый
участок пропагандистской работы. Для

укрепления партийных кабинетов; по мие-
нию автора, необходимо:

«Узаконить существование партийных
кабинетов в системе заводских организа»
ций. Всесоюзный центральный совет про.
фессиональных союзов должен дать за-
водским комитетам твурдые указания о
выделении необходимых средств на 5о-
держание партийных кабинетов. Нужно
улучшить материальное положение ра-
ботнинов партийных набинетов.

Высшие коммунистические учебные за-
` ведения должны ввести несколько спе-
циальных дисциплин для подготовки ква-
‘лифицированных работников партийных
кабинетов. Наличные кадры должны сис.
тематически переподготовляться в системе
областных и районных семинаров. Кан-
дидатуры работников парткабннетов дол-
жны рассматриваться ‘и утверждаться
районными комитетами партии.

Велика нужда парткабинетов в партий.
ной справочной литературе. Редко в ка-
ком кабинете найдешь предметный ука-
затель по Ленину. Нужны картотеки ре-
шений ЦН. С нетерпением ждут кабине-
ты издания дешевых плакатов, нагляд-
ных пособий по программе шкоп тену-
щей политики».

Стеяография, т, в.
610600 быстрого запи-
стеногра- сывания устной речи

фию. особыми знахами, поз-

воляет залтисывать
речь в 4—5 раз быстрее, чем обыкновев-
ным письмом. Этим об’ясняется ee Mmupo-
кое распространение в настоящее ‘время во
всем мире. .

«Наша общественность, —пншет П, БУР.
ЛАКОВ, —к сожалению, не уделяет доста-
точного внимания этому полезному зна-
нию. ‘Правда, многое уже сделано. Вво-
дится единая государственная система
стенографии для русского язына. Десять =
пет назад не существовало никакой сте-
нографии на языках народностей СССР,
Сейчас стенография применяется на язы:
ках 19’ национальностей. Но этого мало.

Стенография еще недостаточно попу-
лярна в стране. Нет ни одного учебного
заведения, которое подготовляло бы кад-
ры стенографов-педагогов. Не существует
научно-исследовательская организация в
этой области. Имеющиеся курсы, в том
числе и высшие, преследуют узкую
цель — подготовку стенографов».

Отенография, по мнению автора, заслу-
живает большего внимания.

Изучайте

Hama страна pac-
Лекарствен- полагает огромных
зарослями дикорасту-
ные растения. щих растений, обла-
дающих — лечебными
свойствами или качествами технического
сырья. Но из многих сотен трав, корней,
семян собираются и используются немногие.
Часто в аптеках нельзя достать таких про-
стых лекарств, как настойка ланжыша;
шалфей или валерьянка. Между тем расте-
ния, из которых делаются эти лекарства,
растут почти повсеместно. а

«Немногс лет назад, — пишет тов. Я. ЛАП-
КИН, —ебор лекарственных растений был
хорошо организован в бывшей Иванов-
сной губернии. Сбором занимались He-
сколько артелей. Сейчас это депо заглох-
по. Настало время организовать при кол:
хозах сборные пункты лекарственных и
других’ полезных дикорастущих расте-
ний, Депо это нетрудное. НК сбору могут
быть привлечены подростки, старики.

Инициативу в этом деле должны про-
явить народные комиссариаты  здраво-
охранения».

Накануне 75-летия со дня рождения А. П. Чехова.

дело, видите ли, в том, что всякий раз,
когда я пишу вам, мне хочетея наговорить
вам чего-нибудь такого, от чего вам было
бы и весело, и приятно, и вообще легче
жилось на этой, довольно-таки дрянной,
земле. _

За сбобщение о Средине-спасибо. Он
тоже чертовски хорошая душа. Только я
никак не могу понять, за что он любит
Тимковокого. Вот задача! Поклонитесь ему,
Средину.

[Да, говорят, вы женитесь на какой-то
женщине-артистке с иностранной фамн-
лией. Не верю. Но если правда—то я рад.
Это хорошо—быть женатым, если женщина
не деревянная и не радикалка. Но самое
лучшее — дети. Ух, какой у меня сын

*

Публикуемог письмо взято из переписки
Чехова и Горького, охватывающей 1898—
1903 гг. Эта переписка иззестна читателям
тольно с одной стороны, а именно по пись-
мам Чехова н Горькому, опубликованным
в Уи У! томах «Писем» А. П. Чехова.

Письмо Горького относится к январю
4900 г. В нем, как в фокусе, отражены
основные линии переписки Горького с Че-
ховым, Это письмо  перенликается He
только с0 статьей Горького («Литера-
турные забавы», «Правда», 17 января), в
которой он пишет, что «подлинное искус-
ство обладает правом преузеличения», оно
перекликается и с аналогичными высказь-
ваниями Горького в его ранних нритиче-
ских статьях, напечатанных в «Нижегород-
ском пистке» за 1899—4904 гг, Эти же
мысли повторяются и на страницах худо-
жественных произведений Горького: в pac-
сказе «Читатель», 1898 г., Горький пишет:
«Цель литературы — помогать человеку по-
нимать себя самого, поднять его веру в се-
бя и развить в нем. стремление н истине,
бороться с пошлостью в людях, уметь най-
ти хорошее в них, возбуждать в их душах
стыд, гнев, мужество, делать все для того,
чтобы люди стали благородно-сильными»,

Исключительный интерес представляют
непосредственные высказывания Горького
о Чехове в этом письме,

озорник. И очень умный — вот увидите,
весной привезу его. Только научился у ме-
ня ругаться и всех ругает, а отучить я его
не могу. Очень смешне, но неприятно,
когда маленький, двухлетний  шарлатан
кричит матери во все горло:
Сию минуту пошла прочь, анафема!

Да еще чисто так вьыыоваривает ан-на-
фем-ма!]

Олнако — до свидания!

№ му руку. «Фома» мой. что-то все не
выходит. Читали вы, как вас немцы хва-
лят? А недавно кто-то в Питере написал,
что «Дядя» лучше «Чайки» 0. м.? Это дело
мудреное.

Пишите, пожалуйста.

А. ПЕШКОВ.

+ =

Горький внимательно следит за критиче-
ской питературой о Чехове. Его ме удовле-
творают статьи о Чехове Михайповсногс,
Соловьева-Андреевича, Волынского и дру-
гих, и он неоднократно говорит о своем
желании написать статью о Чехове «не
потому, что я «настоящую критику» создать
способен, а потому, что могу глубже взять».
Основные линии оценки Горьким Чехова
нашли свое отражение в пубпинуемом
письме. Чехов — реалист, овладевший этой
формой так, «что дальше его никто не мо-
жет итти по этой стезё», непревзойденный
мастер маленького рассказа и художник
большой правды, больших обобщений, —вот
каким рисует Горький Чехова,

Немногие из присяжных критиков Чехо-
ва сумепи понять спожный облин писате-
пя, его огромное значение в истории пите-
ратуры, его роль в создании руссного
языка тан глубоко и тонно, как эта понял
Горький. НЕСОМНЕННО, ВЫСКАЗЫВА-
НИЯ ГОРЬКОГО 09 ЧЕХОВЕ ПРЕДСТА-
ВЛЯЮТ САМУЮ ЗНАЧИТЕЛЬНУЮ, СА-
МУЮ ПРАВДИВУЮ И ЦЕННУЮ СТРА.
НИЦУ В КРИТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
О ЧЕХОВЕ.