цисатели =—=

%

Регистрация кандидатов‘ в депутаты
Верховного Совета СССР

По сообщениям окружны

В Совет Союза
РСФСР

Игнатов Петр Карпович, бывиший коман-

дир партизанского отряда, писатель — по

Армавирскому избирательному округу.
Симонов Кирилл Михайлович,
— по Ярцевскому избирательному округу.
УЗБЕКСКАЯ ССР
Ташмухамедов Муса, председатель прав-
ления Союза советских писателей Узбек-
ской ССР — по Чимбайскому избиратель-
ному округу.
УКРАИНСКАЯ ССР

Василевская Ванда Львовна, писательни-
па — по Нежинскому избирательному ок-

ругу-
В Совет Национальностей
АРМЯНСКАЯ ССР Ч
Сарян-Багдасарян Гегам Багдасарович,

писатель

х избирательных комиссий

писатель — по Октемберянскому избира-
тельному округу.

БУРЯТ-МОНГОЛЬСКАЯ АССР

Намсараев Хоца Намсараевич, писатель
— по Кяхтинскому избирательному окру-
гу.

ЛИТОВСКАЯ ССР

Веннлова Антанас Томович, доцент Ка-
унасского государственного университета,
писатель — по Алитусскому избирательно-
му округу.

ЛАТВИЙСКАЯ ССР

Лацис Вилис Тенисович,

по Кировскому избирательному округу.

МОЛДАВСКАЯ ССР

Буков Емельян Нестерович,
тель правления Союза советских писателей
Молдавской ССР — по Комратскому изби-
  рательному округу.

председа-

Встреча Hl. Тихонова с избирателями

ЛЕНИНГРАД. (От наш. корр.). В поме-
шении Малого оперного театра состоялось
совещание представителей трудящихся
Дзержинского района. ‚Здесь собрались
лучшие люди района — стахановцы, уче-
ные, артисты, учителя, генералы и бойцы.
Они пришли, чтобы встретиться со своим

кандидатом в депутаты Совета Союза пи-

сателем Н. С. Тихоновым.

Собрание открыл доверенный 11-го из-

`‘бирательного участка тов. Ершов. Затем
выступили: доверсиная 26-го участка тов.
Шувалова, проф. Коган, поэт Лихарев,
мать-героиня т. Огородникова, Герой Со-
ветского Союза т. Ткаченко, директор Ма-

лого оперного театра т. Горяинов и др. Все
они говорили о своем депутате Николае

Тихонове;, который воспевал героизм Ле-
нинграда и ленинградцев, звал их. к CTOH-
кости, к борьбе.

Аплодисментами встретили присутство-
-вавшие взошедшего на трибуну Н. Тихо-
нова.

— Я был очень’ взволнован, — сказал
Н. С. Тихонов, — когда до маня дошло из-
вестие. что ленинградцы выдвинули MOIO
кандидатуру для баллотировки в депутаты
Совета Союза. Для меня это особая честь:
вся моя жизнь связана с Петербургом —
Петроградом — Ленинградом. С детских
‚лет я был свидетелем то№®, как на улицах
нашего города развивалась история. Я пом-
ню лужи крови на снегу 9 января 1905 го-
да. Я помню дни, когда заканчивал свое
существование ненавистный нарский строй,
— И я видел в революционном Петрогра-

де первые шаги Октября. Я видел энту-
зиазм товарищей-петроградцев, защищав-
ших свой город от банд Юденича. Много
лет спустя мне довелось быть на «Линии
  Маннергейма», на фортах и бастионах,
  разбитых в прах Красной Армией. Я жил в
Ленинграде в годы Отечественной войны и
участвовал в его героической борьбе. И я
понял, что великое счастье выпало мне —
видеть в жизни то, о чем другие узнают
из книг. Я видел Человека с большой бук-
вы, о котором мечтал Горький. Это совет-
ский человек, выдержавший исторический
экзамен, совершивший подвиг мирового
значения. :

Часть своей речи Н. Тихонов посвятил
работе писателя в военные годы и задачам
советской литературы после войны.

— Растущая культура народа, — TOBO-
рил Н. Тихонов, — пред’являет нам’ высо-
кие требования. Советскую литературу на-
зывают совестью мира. Задача писателя—
шире и глубже показать советского чело-
века. .

Заканчивая свое выступление, Н. Тихонов
напоминает слова В. М. Молотова о том,
что никогда перед нами не открывались
такие перспективы развития и расцвета,
как сейчас.

Совещание послало приветствие товари-
шу Сталину и приняло обращение к изби-
рателям Дзержинского избирательного ок-
руга с призывом единодушно голосовать за
Н. С. Тихонова.

Л, Леонов на предвыборн

16`и 17 января в гор. Загорске состоя-
лись городское и районное предвыборные
совещания, посвященные встрече с канди-
датом в депутаты Верховного Совета ССЕР
писателем Л. М. Леоновым.

Тов. Николаев, выступавший от комму-
нистической организации города, сказал:

— Известный русский писатель Леонид
Максимович Леонов в своих многочислен-
ных произведениях правдиво ‘и убедитель-
HO показал представителей старой и новой
интеллигенции, сильных духом советских
людей, перестраивающих жизнь на социа-
листический лад. В период Отечественной
войны толос писателя-патриота, всем серд-

‚_ нем ненавидящего фашистскую чуму, вос-

певающего стойкость, мужество, героизм
народа своей отчизны, звучит в таких про-
изведениях, как «Взятие Великошумска»,
пьеса «Нашествие», в его публицистических
статьях.

Представительница интеллигенции Загор-
ского района тов. Нетрусова заявила:

— Леонов принадлежит к тому поколе-
нию советских писателей, чья юность опа-
лена`огнем гражданской войны. Л. М. Лео-
нов — верный сын своей родины, и все
его творчество отдано родине. Он писал:
«Я люблю мать мою Россию за то, что
Ум И сердце не раз’единены с ее волей и
силой, за то, что, гордая своей правотой,
она идет впереди всех народов на штурм
пристанища зла. Вот почему сегодня роди-
на моя становится духовной родиной всех,
кто верит в торжество правды на земле».
В пьесе «Нашествие» Леонов показал, что
главной силой, которая сокрушит нацист-

скую нечисть, будут те простые советские!

люди, личная судьба которых неотделима
от-судьбы родины. Любовь Леонова к сво-
ей Стране, ненависть к ее врагам нанолня-

чий патриотизм Л. М. Леонова завоевал

ют все его статьи военного времени. Горя-

ых совещаниях в Загопске

— Я отец трех сыновей. Один из моих
сыновей, полковник, героически погиб, за-
щищая родину, второй — старший лейте-
HaHT, a третий сын имеет звание генерал-
лейтенанта. Он девять раз награжден орде-
нами и медалями. Только в Советском Со-
юзе, в самом демократическом в мире го-
сударстве, для детей крестьян открыта ши-
рокая дорога в жизнь. Это дает мне чувст-

вовать, что я живу и работаю под солн-
  цем Сталинской Конституции победивше-
го социализма. Я с гордостью отдаю свой
голос славному писателю-патриоту.

Тов. Садовничий, доверенный 4-го изби-
рательного участка, говорит:

— Своими произведениями Л. М. Леонов
вдохновлял, мобилизовал народ на борь-

бу против врага. Леонов — патриот,
беззаветно преданный партии Ленина —
Сталина, ‘будет достойным депутатом

Верховного- Совета.

От молодежи города выступила тов.

Балябина, секретарь городского комитета
ВЛКСМ: Е

— Леонид Максимович, мы не забудем
огненных слов ваших: «Оглянись, русский
человек, на древние гордые коемли твоих
городов, на деток наших, взирающих на
тебя с надеждой, на молчаливые тени
предков твоих, на каждый полевой цветок,
еще не оскверненный мертвым дыханием

родится в твоем богатырском сердце. Бей
его, проклятого зверя, ставшего над Евро-
пой и замахнувшегося на твое будушее,
бей, пока не перестанет шевелиться. 110-
  дымись во весь рост, гордый русский мело-
‚ век, и пусть содрогнутся в мире все, кому
ненавистна русская речь и нетленная сла-
ва России». В нашем воспитании есть
ваша доля, Леонид Максимович. Мы, моло-
дежь, благодарим вас за это. Вот за что

ему глубочайшее уважение в народе. Мы,   нашего кандидата в депутаты любит и ува-

интеллигенция Загорского района, с радо-
стью отдадим свои голоса Л. М. Леонову,

кандидату блока коммунистов и беспартий-
ных.

зал:

Тов. Белов, председатель колхоза, ска-

or и полностью доверяет ему народ.

Отвечая на приветствия своих избирате-
лей, Л. М. Леонов выступил с большой про-
никновенной речью.

18 января Л. М. Леонов выступал перед
  своими избирателями в городе Пушкино.

И. КРУТИ

Александр

Страстная идейность, непримиримость,
правдивость и глубочайший советский пат-
риотизм отличают творчество Александра!
Корнейчука. В лучших его произведениях!
поставлены острые проблемы современной
народной жизни, которая находит не рав-
нодушное «отображение», а яркую худо-
жественную характеристику в своих веду-
щих прогрессивных тенденциях. Гневвой
ли сатирой, романтическим ли взлетом
патетики, мягким ли юмором, но пьесы’
Ал. Корнейчука всегда зовут зрителя впе-

Корнейчук

тург, его творчество пронизано ‘одной
общей идеей и единым мироощущением.
Украинский народ, его исторические судь-
бы, его нерушимое братское едннство с
русским народом, его социалистические
победы, его великое будущее неизменно!
определяют сюжеты и темы пьес Корней-
чука. Сама художественная их природа —
повышенная тональность, броские краски,
пристрастие драматурга к певучему моно-!
логу и пышной метафоре — глубоко найно-
нальна и народна. я

председатель
Совнаркома Латвийской ССР, писатель —

вражеских машин, и пусть львиный гнев,

и.

Е. ДОЛМАТОВСКИЙ

Микола Бажан

Мы давно знали Бажана, как одного из
лучших украинских поэтов. И его ранний
сонет «Любисток», и «Смерть Гамлета», и
отличный перевод «Витязя в® барсовой
  шкуре», и ‚ наконец, три повести о Сергее
  Мироновиче Кирове — все это закрепило
за ним прочное и достойное место в совет-
ской литературе.

Однако, в судьбе и творчестве поэта
‚бывает такой миг, когда одно, пусть не-
большое по размеру произведение но-
вым светом озаряет все его творчество,
поднимает его на иную высоту.

Таким произведением, таким рубежом в
творчестве Бажана явилось короткое сти-
хотворение, которое вышло далеко за рам-
‚ки своих восьми четверостиший, которое
повторяли миллионы людей, черпая в нем
душевную силу.

В первые дни войны всю Украину обле-

\тели крылатые слова бажановской «Клят-
вы»: 7

В нас клятва едина 1 воля едина,
Рдиний в нас клич 1 порив:
коли, нжоли не буде Вкра!на
Рабою н!мецьких кат!в.

Простые и жгучие стихи, прямые и не-
  обходимые слова стали клятвой народа.
  Совершенно естественной Стала ‘лля этого
поэта, считавшегося когда-то книжным, во-
‘енная форма, никто не удивился, увидев
 Бажана в рядах первых политработников
Юго-Западного фронта. Старенькая «эм-
ка», недавно возившая по Киеву секрета-
ря Союза писателей, появилась в частях,
стоявших в украинских долинах, в горо-
‘дах, разбитых немецкими бомбами, Время
было трудное, тысячи людей искали отве-
 та на вопрос — что будет? и им отвечал
  высокий офицер в очках, с наивными, но
твердыми чертами лица:

Н коли, нколи не буде Вкрайна
Рабою нмецьких катв.

Слово Бажана, его горячая
отданы целиком делу освобождения ро-
дины от захватчиков. Он редактирует га-
зету, которую и в частях и в немецком
тылу по праву называли партизанской. На-
ши летчики забрасывали ее в украинские
села, в глубокий тыл немцев. Я видел,
с какой жадностью читали эту газету —
она называлась «За радянську Украну»,
— в далеких тогда заднепровских селах.

Газета, где Бажан печатал свои стихи и
статьи, которую он редактировал и под-
писывал, выходила по нашу сторону фрон-
та, но она помогала тем, кто боролся там,
на оккупированной’ тогда Украине. Враги
чувствовали присутствие страстного боль-
шевистского слова у себя в тылу. За головы
Бажана и ряда других писателей гитлероз-
цы сулили дать большие деньги, таким об-
разом выдав свой страх перед словом со-
ветских писателей.

Бажан был загружен работой в Полит-
управлении, в партизанском штабе, в ре-
дакции. Отрывая последние часы у сна, он
исал поэму «Данило Галицкий». Он обра-
тился к истории, к далекой битве ‘тринад-
цатого века. О прошлом товорил лишь
сюжет поэмы — все ее звучание было со-
временным, сегодняшним, жгучим:

Н!мецький зайдо хижий, стережись!
Ось витяз1 слов’янськ] шдвелись,

Т бистролетн! птищ наших стр!л
Нап’ються кров! з рицаревих жил, ^

А в наших пущах вистачить плляк
Для вибтлих з нмеччини собак,

Бо 1х навалу, звернену на сх,
Змете мечем племен слов’яньских. р. .

Я помню Бажана в Сталинграде. Было
время страшных бомбежек; время острой
душевной боли. Бажаи писал «Сталинград-
скую тетрадь» — стихи о том, что только
что видел и пережил. Это было, прежде
всего, очень похоже на. происходившее.

В сорок третьем году Бажан был назна-
чен заместителем предссдателя Совнарко-
ма Украины. Партия доверила поэту боль-
шую, почетную и трудную государетвен-
ную работу. Мы увидели Бажана в осво-
божденных городах Украины. Он беседо-
вал с десятками, сотнями людей, он соби-
рал артистов, художников, писателей, на-
 правлял их работу, вдохновлял усталых и
павших духом.

За эти годы он вырос и как поэт и как
человек. Трудящиеся Тульчинского изби-
  рательного округа выдвинули его канди-
датом в депутаты Верховного Совета. Вы-
сокая честь, оказанная Бажану, вполне за»
служена им. Воспитанный партией боль-
ев поэт енный
будет достойным представителем ук г
ского народа в Верховном Совете нашей
родины. Хочется вспомнить слова Бажана
  из третьей повести о товарище Кирове:

Встають творц} безсмертя,
мислител! и repoi,
Г день встае над свутом,
цей перший день ык!в.
‚ Живи, дух життедайний,
дух творчост! людськор, ‘
Живи, життя безсмертне,
життя б]льшовик!в!

‹

навшие радость свободного труда, в их
дерзновенных подвигах на всех поприщах
общественной деятельности ‘обрел драма-
тург тему своих последующих произведе-
ний. В «Платоне Кречете» и «Банкире» он
воспел людей социалистического возрожде-
ния Украины. Рассказ председателя колхо-
за Бесштанько о том, как его одчосельча-
нам торжественно вручали паспорт на веч-
ное владение колхозной землей, этот рас-
сказ подводил итог огромной историче-
ской полосе, измеряющейся веками страст-
ных мечтаний украинского
о свободном труде на своей свободной зем-
ле. Как «Платон Кречет» — пьеса о сы-
новьях украинского трудового народа, пе-
ред которыми советская власть открыла все
K — Свободному

кандидаты в депутаты Верх

р

работа пластичность, зримость его. художествен-

*
Л. СУБОЦКИЙ

Александр Фадеев

дении нового человека, о торжестве идео-
логии коммунизма над мироощу щением
буржуазного индивидуализма, над затхлым
мирком мелких эгоистических чувств и

Как писатель, Александр Фадеев рожден
эпохой Великой социалистической револю-
ции. Все его творчество проникнуто еее
лением выразить в художественных обра-
oy о а арены с0- жалкой мешанской «философией».
держание этой эпохи. Широкую эпичзскую картину Bonet

С первых шагов своей жизни в искусстве дальневосточных партизан с рта
Фадеев выступает как певец и глашатай цами и японскими интервентами once
нового общественного строя и великой А. Фадеев в романе «Последний ae Sea”
правды, которую принес в мир российский до сих пор, к сожалению, Бина за a
рабочий класс, начавший впервые в исто-  Десятки участников борьбт предс ке
рии человечества практическое строитель-  ред читалелем в их индивидуальном а i
ство. социализма и победно осуществив- образии, обрисованные детально, яр etal
ший эту грандиозную задачу. Проникно- лантливо. И здесь в центре pie mia
венное, родственное, любовное внимание, руководители народной борьбы — Оль =
писателя к людям труда, к их жизни и вики Сурков, Алеша Маленький и ДУ
борьбе, ясное и полное понимание им ис-  Невозможно не полюбить этих людей, ве
торического значения деятельности народ- дущих массы трудящихся на борьбу за н c
ного авангарда — большевиков — эти чер- вую жизнь; невозможно не проникнутьс
ты писательского облика Фадеева, вместе пафосом гуманистических идей этой, книги,
с силой его таланта, определили его роль пафосом ее нежной и мужественной любви
и бельшое влияние на процесс развития’ к человеку труда и революционной eee
советской литературы.   Это роман об искусстве большевистско и.

Фадеев вступил в жизнь в Годы револю-   волюционной стратегии и вместе ee
ции и гражданской войны и, будучи актив- Ман о Вени, ума и к CT ete
ным их участником, сложился под могучим. НЕО» yusC nS орь к миа
воздействием идей передового научного, ДИОЗНУЮ историческую а io
мировоззрения пролетариата, теории ком-, Кто из читателей не oe : en.
мунистической партии. Светом KOMMYHH-  щания Суркова с матерью, ae. nae aaa
стического мировоззрения освещены для  ченной десятилетиями тяжког р =
Фадеева все сложные и противоречивые   КОЙ, кого не потрясло описание oe i
факты и явления жизни, и поэтому ясна,   ГО подвита рядового aan ташки
широка, свободна концепция его творчест-  ГО мученической смерти? : у
ва, чуждого дидактики, риторических про-! В годы Отечественной ‘войны Александр
поведей и поучений. Фадеев, кроме публицистических статей,

Сила Фадеева, как художника, состоит В очерков о героике осажденного Ленингра-

$ - on
том, что предмет его искусства всегда   да, создал роман «Молодая гвардия» — ши-
человек во всем богатстве его характера,

сложности нсихологии, обширный мир мыс- Рокое художественное полотно, воссоздаю-
лей и чувств человека, область его. практи-   щее облик советского человека на войне.
ческой деятельности. Через личное, суб’ек- «Молодая гвардия» — роман философ-
тивное, индивидуальное ведет нас худож-  ских обобщений, подводящих итоги целой
ник к общему и типическому, — отсюда эпохи развития социализма. ’ Сыновья {и
внуки Сурковых, Левинсонов — глевные
персонажи этой книги. Писатель раскры“
вает черты характера человека нового ти-
па, выросшего 73 государстве социализма,
воспитанного новым общественным строем,
в атмосфере политической и социальной
свободы. Это тот «новый, прекрасный,
сильный и добрый человек», о котором
мечтал- герой «Разгрома», и в «Молодой
гвардии» Фадеев с огромным вниманием,

ных образов, отсюда в его произведениях
дыхание подлинной, неповторимо свое-
образной жизни, отражающей вместе.
с ‘тем общие” законы нашего бытия и!
развития. Внимание Фадеева всегда прико-
вано к тому новому, что воспитано в лю-
дях новым обществом, в его книгах ши-
роко и разнообразно представлена идей-
вая жизнь нашего века, века блистатель-

ных побед советских людей. восхищением и любовью всматривается В
‚ Повесть Александра Фадеева «Разгром»,   благородный облик его. Герои здесь
одна из самых любимых книг нашего  — простые, «обыкновенные» юноши И

девушки, дети шахтерского Донбасса —
люди огромной душевной силы и чистоты,

читателя, по праву занимает выдающееся
место в советской литературе. В этой’ по-

овного Совет

‘и создал свою литера

a CCCP

Ee
С. ЩИПАЧЕВ

Нандидат Тувы

Автономная Тувинская область располв=
жена в самом центре Азии, где в ледниках
и скалах берет начало Енисей. В прошлом
бесправный, поголовно неграмотный, аа
ченный на голод и вымирание, до bi Ts
не имевший своей письменности туви ский
народ, благодаря братской помощи русского
народа; добился огромных успехов. Он поч.
ти полностью ликвидировал неграмотность
уру, еще очень и
очень молодую, но полную поэзии. Осново-

` положник ее — Салчак Тока — прозаик‘и

раматург.

ав Тока—вёрный сын своего народа,
иснытавший вместе с ним горькую судьбн-
ну старой, дореволюционной жизни. В сво-
ей чудесной автобиографической повести
«В берестяном чуме» он сообщает нам о
своем детстве: «Жерди, служившие осто-
вом чума, были перевязаны у вершины, а
позерх покрыты берестой. В дождь сквозь
настил текла вода, зимой свободно прохо-
дили ветер и стужа. Жили мы здесь, как
лесные зверушки».

Далеко позади остались те тяжелые годы
голола и холода. Тувинский народ вышел
на широкую дорогу счастливой  жизчи.
Салчак Тока — первый секретарь обкома
ВКП(б), с его именем неразрывно связаны
все достижения области. Вышедший из
самых низов Народа, он прекрасно знает
народ, его быт и традиции. Он теснымя
узами связан и с русским народом, почти
в совершенстве энает русский язык, MHO-
жество русских народных песен и погово-
рок. Его пьесы пленяют реалистичность,
чудесным ‘народным юмором, Его небо»:
шая повесть «В берестяной чуме» з\ышуе-
man в 1943 г. в издательстве») “Сл уу жий
писатель», была тепло встречена рус Ёкиу
читателем и получила высокую оцевкуу на-
шей писательской общественности. В этой
повести помимо всего прочего мы нахёэдин
тонкое описание тувинской_природы, речкн
Мерген, где прошло детство автбра. }

<...Вот она кинулась полоской пены’ е
крутого уступа и, упав на камни, бежит
дальше, быстрая, звонкая». «Вырвавшись из
послелнего ущелья в душистую степь Са-
  рыг-Сел, Мерген течет свободно. Она вски-
 пает попрежнему только в некотбрых ме-
стах; прошумит по обрыву водопада, про-
шипит пеной на пороге и опять свободно
идет навстречу Ка-Хему, вся в зелени и
цветах». «Недаром народ назвал нашу реч-
ку — Мерген (мастерица). Она расшила
степь и горные долины голубой дорожкой».
«Когда мать первый раз вынесла меня, из
чума, я увидел родную Мерген, и сейчас
ее трудный сверкающий путь у меня пе-
ред глазами».

вести впервые в нашей литературе создан
глубокий, правдивый, сверкающий всеми
красками жизни образ большевика, коман-
дира партизанского отряда Левинсона, в ко-
тором ‘жила «огромная, несравнимая ни с ка-
ким другим желанием, жажда нового, прек-
расного, сильного и доброго человека». Это

высокой идейности, преданной и всепогло-
шающей любви к. родине. Это, действи-
тельно, новая молодая поросль социализма,
самый ценный: наш капитал, и партия, со-
ветский нарол. может гордиться этим сво-
им совершенным созданием. Силой таланта
и пытливой писательской мысли Фадеев

повесть о лучших людях нашей партии, о! воссоздал типический характер «молодого

том, как под воздействием их идей, лично-
го примера и моральной силы их подвига

перевоспитываются сотни и тысячи людей,

человека ХХ столетия», и мы благодарны
ему за это художественное открытие. Прав-
дивый рассказ о погибших, о жертвах’ на-

как идет формирование нового, социали-   шей борьбы, о разгромненной немцами под-
стического человека. Бакланов, Метелица, польной организации‘ «Молодая гвардия»,
Морозка — простые люди из народа, те   проникнут чувством торжества жизни над

крестьянства,

самые, по слову Лепина, «наинизшие низы»,
  которые ‘подняла революция и вывела на
широкую дорогу исторического творчества.
Все силы своего ума, всю любовь своего
сердца, всю твердость своего характера
отдает Левинсон делу руководства и вос-
‚ питания этих людей, и его усилия не про-
ходят даром — тысячи и миллионы Бакла-
‹ новых и Морозок побеждают в граждан-
ской войне, строят социалистическое обще-
ство, а в‘годы Великой Отечественной вой-
ны. разносят в прах цитадель мировой

реакции. «Разгром» — это’ повесть о рож-

смертью, правоты и бессмертия больше-
вистских идей, непобедимости нашего де-
ла, неисчерпаемости наших сил.

Фадеев. выдвинут кандидатом в депутаты

Верховного Совета СССР. Это — свиде-
  тельство любви, уважения и доверия наро-
да к своему верному сыну и художнику.
В этой народной любви и доверии — слав-

ный итог писательской работы Александра

Фадеева и залог новых творческих успехов
выдающегося мастера нашей литературы.

Сколько метких, увиденных глазами ху-
дожника деталей мы найдем в описании
жизни тувинцев, в изображении отдель-
ных человеческих характеров. Полный
жизнерадостности и веры в силы народа,
Салчак Тока отдает ему и нашей великой
Ленинско-Сталинской партии свой нёзау-
рядный талант. г

Мне хочется закончить свое короткое
слово стихотворением о Кызыле, главном
городе Тувинской автономной области, в
котором Салчак Тока зарегистрирован кан-
дидатом.в депутаты Совета Союза:

Пускай зимою путь сюда не прост, .
Пускай стоит недвижный, весь в дыму,
Пятидесятигралуеный мороз,
Я злесь! Приветливые руки жму.*

Кызыл. Кызыл! Быть может прошлых злей
Стоит седая древняя зима,

А ты — не старше юных тополей,

Светлы, приветливы твои дома.

‹ Слова у сердца своего ‘заиметвуй,
Когда теснее круг сомкнут друзья.
Простому твоему гостеприимству,
Кызыл, не знаю, чем отвечу я. .
Одно скажу — в тем сердце даст по —
Что если дома карту разверну, те
Тебе вот эту дружескую руку” “
Я над материками протяну.

alt

Основоположник бурят-монгольской литературы =

До’ революции бедный учитель, Хоца
Намсараев кочевал от кочевья к кочевью,
от улуса к улусу, зорко приглядываясь к
жизни богатых скотоводов, лам, тайши. С
улусниками-бедняками будущий писатель
делил тяжести и невзгоды скитальческой
жизни. В степных кочевьях он нередко
встречался с певцами и сказителями, запи-
сывал от них песни и были, сам неодно-
кратно выступал в роли певца, сказителя,

Родоначальник бурят-монгольской лите-
ратуры, Хона Намсараев вошел в литера-
туру с огромным запасом жизненных впе-
чатлений, которые он накопил в период
вынужденного кочевья по родному краю.
Когда веками угнетаемая Бурят-Монголия,
‘сбросив цепи рабства, из отсталой, безгра-
мотной, скотоводческой страны преврати-
лась в свободную социалистическую рес-
публику, Хоца Намсараев стал вдохно-
венным певцом новой республики, рожде-
ние которой он приветствовал восторжен-
ными стихами. Сегодня-мы перечитываем
эти стихи, они кажутся нам несовершен-

ными по форме, но и поныне нас волнует

горячее и искреннее чувство поэта.

Рисуя в своих произведениях уклад но-
вой советской жизни, Хона Намсараев не

народном героизме. Как в счастливые голы
социалистического процветания жизнь и ин-
  тересы советского народа определяли твор-
 чество А. Корнейчука, так они определяли
его и в час испытаний. Именно это позво-
лило писателю создать одно из самых зна-
чительных произведений эпохи Отечествен-
ной войны — пьесу «Фронт».

Стоял суровый канун Сталинградского
торжества, о сроках ‘и масштабах которого,
как о важнейшей военной тайне, никто и
знать не мог. В те часы сердца советских
людей жгла горечь летних неудач. Напря-
женность обстановки на подступах к Вол-
ге волновала и беспокоила. Страна труди-

пути творчеству, так   лась, верила, ждала. И в этот важный мо-

ред к новаторству, к дерзанию, K TBOP-  Пьесы «Каменный остров» и «Штурм»   «Банкир», в конечном счете, — а 06  мент thes nia coerced сцене появилась
честву. Поэтому драматургу и удалось. были написаны А. Корнейчуком в годы,   Украинских «бесштаньках», которым _совет-   необычная пьеса. Она звала, тревожила,
создать ряд положительных ‘образов   когда народ Украины наряду и совместно   ский строй вернул человеческое достбийст- будила. Она была продиктована автору
а современников. Его главный ге-  со всеми республиками нашей страны ге- Во и дал счастье. Вот почему в этих пье-  высоким патриотическим пафосом, обязав-
в. — era жизни, а Все роически осуществлял план великих работ  сах рассыпано так много народных сказов,   шим его открыто сказать о том, что от-
д ль, новатор, революционер,   первой пятилетки. Драматург горячо и   Поэтический источник которых надо искать   сталость в военной науке иных высо-

верный сын народа, патриот, человек, ко-
торый знает, во имя чего он борется и жи-
вет. Таковы — Артем и Надия («Каменный
остров»), Оксана и Стрижень («Гибель
эскадры»), Платон Кречет, Роман Круча

(«Банкир»), Чеснок («В степях Украины»),
Огнев («Фронт»).

Корнейчука упрекают порою в том, что
его комедни «Путешествие мистера Пер-
кинса в страну большевиков» и «Приез-
жайте в Звонковое» — дидактичны, иллю-
стративны. Быть может, это в какой:
TO мере и верно. Но вспомним, что
Белинский, осуждая рассудочность в искус-
стве, решительно утверждал, что «если
Дидактическая комедия... есть  выстрадан-
ное создание», если «в основании ее лежит
глубочайший юмор, а в выражении дышит
бурное олушевление», то она «стоит вся-
кой художественной комедии». А как раз
одушевление важной общественной и госу-
дарственной идеей, юмор, искренность и
убежденность составляют неот’емлемые ка-
чества последних пьес Ал. Корнейчука,
которые мы отнесли бы к важному, очень!
трудному и еще редкому у нас жанру по-
литической комедии.

Так, несмотря на многообразие драмати-
ческих жанров, в которых работает драма-

страстно изобличал тогда врагов социали-
стического переустройства своей родиныы—
буржуазных националистов, и одновремен-
но — образами своих положительных ге-
роев — укреплял в зрителе убеждение, что
победа, будущее, жизнь принадлежат Ук
раине, строящей социализм под руководст-
вом партии Ленина-—-Сталина. я

Эта же мысль составляет ‘идейную сущ-
ность драмы «Гибель эскадры». Диалекти-
ка победоносной ленинской политической
мудрости, сказавшейся ‘в целесообразном, в
исторической обстановке лета 1918 года,
потоплении нашей Черноморской эскадры,
составляет тему этого выдающегося произ-
ведения. Это пьеса о Ленине, о том, что,
каждое несогласие с Лениным или колеба-
ние в признании его правоты всегда и
при всех условиях приводит к предатель-
ству революции и родины. Образ Ленина,
его мысль, его воля обусловливают ход со-
бытий, накаленность политических стра-
стей и остроту столкновений, развернутых
в пьесе, и сообщают драме о трагических
событиях на Черном море оптимистическое
звучание великой победы революции и тво-.
рящего ее народа,

В успехах первой и второй пятилеток, в.
том, как выпрямились люди Украины, уз-

Адрес редакции и издательства: ул. 25 Октября, 19. (Для телеграмм — Москва, Литгазета). Телефоны:

в украинском фольклоре.

когда Украина с помощью русского народа
боролась за советскую власть и за свою со-
ветскую социалистическую государствен-
НОСТЬ.

Естественно, что когда Ал. Кориейчук
задумал писать об Октябре 1917 года, он
написал о Ленине, как освободителе Украи-
ны. Наивысшего под’ема пьеса «Правда»
достигает в той сцене, где Ильич рекомен-
дует в партию большевиков украинского
крестьянина Тараса Голоту. Правда Ленина
и правда украинского трудового крестья-
нина нерушимо слиты здесь, как историче-
ски оправданное и исторически обязатель-
ное единство и братство русского и укра-
инского народов, братство, скрепленное

‚ кровью в борьбе с внутренними и внеш-

ними врагами.

Комедия «В степях Украины» н являю-

щаяся как бы ее продолжением пьеса «Пар-

тизаны в степях Украины» отделены одна
от другой рубежом войны. Жизнерадост-
ную, полную веселья и надежд комедию,
прославляющую‘ рядовых строителей кол-

хозной жизни и смеющуюся над беспечной.
‚ сытостью отсталых Галушек, сменила mhe-
са о всеобщем горе народном и массовом

писем —

И вот почему
все здесь напоминает нам о том времени,

секретариат  — К 5: 10-40, отделы: к
о К 4-26-04, издательство — К 3-19-30,
r0s04

Типография «Гудок», Москва,

ких командиров мешает успешному веде-
  нию войны. Но это было вместе с тем и
светлое, ясное, полное мягкого юмора, оп-
тимистическое, вдохновляющее произведе-
ние, выдвигающее положительный идеал
современного военачальника Сталинской
школы. Это была пьеса «Фронт», которая
дала возможность советскому искусству в
самый напряженный момент Отечествен-
ной войны во весь голос. говорить о неко-
торых важных недостатках и этим помо-
гать организации победы.

Так жизнь советской Украины, успехи
ее социалистического преобразования, ук-
репление ее государственности, борьба,
достижения и победы украинского народа
под  водительством партии  Ленина—
Сталина постоянно вдохновляли творчество
писателя-патриота. Он обращался — все-
гда к чистому источнику народного твор-
чества, и поэтому народ. всегда узнавал
себя в его произведениях. Естественно, что
народ Украины вновь, вторично выдвинул
кандидатуру Александра Корнейчука в де-
путаты Верховного Совета СССР. Народ
  помнит, что писатель был с ним всегда и
  неизменно, что писатель мужественно сра-
жался с врагом оружием своего искусства,
  и оказывает ныне своему писателю вели-
чайшую честь и доверие.

: к Пи В АА ори
ритики — К 4-76-02, литератур” братских республик — К 4

>
А. ШАДАЕВ

©.

забывает и о прошлом... -До мельчайших

деталей писателю известны обычаи и быт

дореволюционной Бурят-Монголни. Глу-

сказов Намсараева оказали‘ больное влияя:
ние на молодых писателей  Бурят-Монго-
лии. я

Писательское мастерство Xoua Hameapa-
ева особенно окрепло в годы Отечествен:
ной войны. Гневом и презрением к врагу
нанолнены его стихотворения. C 0060й

пость нойёнов, жадность лам, тупость и   силой эти чувства проявляются в сборнн-

невежество царских чиновников с Gecrio-
щадной силой разоблачены им в сборнике
рассказов «Так было». Этим персонажам
противопоставлены находчивые, смелые,
трудолюбивые бедняки, которые, благода-
ря своему умственному превосходству,
ловкости, выходят победителями из борь-
бы с богатеями. Таков Яман 2Камса, оду-
рачивший князя Амбана, таков Тахунай,
перехитривший ламу. У Хоца Намсараева
острый глаз художника. Он хорошо вла-
деет композицией произведения, и такие
его сборники рассказов, как «Золотая
струна», «Tak было», привлекают не толь-
ко яркими образами, но н неожиданными
положеннями, умелым развитием действия,
сочностью языка. Все эти качества с осо-
бой силой выражены в повести «Пырем-.
пил». Основные герои повести — сын бед-
  Haka Цыремпил и дочь пастуха Должод. В!
этих образах автор воплотил лучшие чер-

ты бурятского народа. И Цыремпил и Hloa- :

жод — смелые, стойкие люди, они любят

‚свободу и ненавидят угнетателей.
Повесть «Цыремнил», поэмы «Аломжа
Мерген», «Харалтур хан» и сборники рас-

ла, которые неустанно трудились, помогая

зуется его стихотворение

re
Л.С

ке «Победа». В повестях «Луч победы» и
«Баранхай» автор показывает героев ты-
фронту. Народ любит произведения Хоца
Намсараева, особой популярностью поль-

матери», проникйутое горячей любовью к
бойцам нашей Красной Армии.

‚ Бурят-монгольский народ высоко ценит
Хоца Намсараева и как талантливого
писателя, и как активного  обществен-
ного деятеля. Близость к народу, к его
нуждам. и радостям окрыляет писателя.
Хона Намсараев полон творческих замыс-
лов, Он самоотверженно трудится для на-
рода, и народ отвечает ему высшим дове-
рием: избиратели Кяхтинского избиратель-
ного округа выдвинули Хоца`Намсараева

кандидатом в депутаты Совета Националь-
ностей.

——
Редакционная коллегия: Б. ГОРБАТОВ.
КОВАЛЬЧИК, В. КОЖЕВНИКОВ,

МАРШАК, J. ПОЛИКАРПОВ,
ОБОЛЕВ, А. СУРКОВ (отв. редактор).

j м
= м
SS.

«Благословение =.

ки

Tr

\

{

ry

i

1)

it

ee
Сберегательные кассы производят
ПРОДАЖУ И ПОНУПНУ ОБЛИГАЦИЙ

Государственного Внутреннего Выигрышиого Займа 1938 года у”

ЕЖЕГОДНО ПО ЗАЙМУ ПРОВОДИТСЯ ШЕСТЬ ТИЗАЖЕЙ ВЫИГРЫЩЕЙ.
В каждом тираже. разыгрывается:

12 вынгрышей по 25 000 рублей
66 выхгрышей по 10000 рублей
360 выигрышей по 5000 рублей

——Аыщ
ВСЕГО 17040 вынгрышей на сумму 11 503200

ышей состоится 25 января 1946 года в 20,

АРИОБРЕТАЙТЕ ОБЛИГАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВНУТРЕННЕГО ВЫНГРЫШНОГО ЗАЙМА 1

Главное Управление гострудсебернасс и госнредита

Очередной 46-й тираж выигр

Конкурс проводится
Примерная тематика:

ставления рукописей

НА ПЕРВЫЙ ТУР
НА ВТОРОЙ ТУР
НА ТРЕТИЙ ТУР
НА ЧЕТВЕРТЫЙ

Рукописи направлять:
детской книги».

Банан иен но оно ново нии ионов вии они ниинию ох

КОНКУРС НА ДЕТСКУЮ КНИГУ
Союз писателей и Наркомпрос ТССР об’являют

ОТКРЫТЫЙ КОНКУРС

У для детей различных возрастов.
с 11—46 по 1/1-—48 г.

Художественны

т е кни

В я бБлЬх Красава Армин. 5 рва ae Ha современные и исторические
виков, о молодежи, о советской школе. К

природе и культуре и другие свободные
Рассмотрение и премирование рукопи

15 ИЮНЯ 1946 г.
15 НОЯБРЯ 1946 г.
РОЯ 1947 г.
I т 15 НОЯБРЯ 1947 г.
НА КАЖДЫЙ ТУР УСТАНАВЛИВАЕТСЯ 6 Е

Одна—25 тысяч рублей, две по 15 тысяч
Ашхабад, Степная

Союз советских пи

АНИ
ТТТ
Se ee

-60-02, искусств — к 3.

Е

Be 4s {
3500 выигрышей no 1000 рубле)
13 008 вынгрышей по 400 рубле
рублей _
р. Моснве

938 ГОДА

: родов, о великой партии больше-
иги о богатствах Туркменистана, егэ
темы, решаемые в любом жанре.

сей производится в 4 тура. Срок пред»

ПРЕМИЙ:
рублей и три по 8 тысяч рублей.
‚ 18. Союз писателей «Ha Konifipe

сателей Туркменистан”

Lobia иосанинннааныие пнннивиениищино®

ий ра А eee

37-34, информации )}

Зак. № 165.