oP

yer

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН СОЕЛИНЯЙТЕСЬ!

ПТЕРАТУРМАЯ
ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР

TASIET.

Воскресенье, 10 февраля 1946 г.

‚ Речь товариицта И. В, СТ

на предвыборном собрании избирателей Сталинского избирательного округа г. Москвы 9 февраля 1946 г.

Цена 45 коп.

Выступление товариша И. В. СТАЛИНА на предвыборном собрании избирателей Сталинского избирательного округа

г. Москвы 9 февраля 1946 г.

Taw

Председатель:

Слово предоставляется Иосифу Виссарионовичу
СТАЛИНУ. co Pee

(Появление на трибуне товарища Сталина встре-
чается избирателями бурной овацией, которая длит-
ся в течение нескольких минут. Весь зал Большого
театра стоя приветствует товарища Сталина. Из зала
непрерывно несутся возгласы: «Великому Сталину,
ура!», «Да здравствует великий Сталин, ура!»,
«Родному Сталину, ура!»). я

Товарищ Сталин:

Товарищи!

Со времени последних выборов в Верховный Совет

прошло восемь лет. Это был период, богатый собы-
тиями решающего характера. Первые четыре . года
прошли в напряженной работе советских людей по
осуществлению третьей пятилетки. Вторые четыре
года обнимают события войны с немецкими и япон-
скими агрессорами, — события второй мировой вой-
ны. Несомненно, что война является главным момен-
том истекшего периода.

Было бы неправильно думать, что вторая мировая
война возникла случайно, или в результате ошибок
тех или иных государственных деятелей, хотя ошиб-
ки безусловно имели место. На самом деле война воз-
никла, как неизбежный результат развития мировых
экономических и политических сил на базе совре-
менного монополистического. капитализма. Марксис-
ты не раз заявляли, что капиталистическая система
мирового хозяйства таит в себе элементы общего
кризиса и военных столкновений, что ввиду этого
развитие мирового капитализма в наше время про-
исходит не в виде плавного и равномерного продви-
жения вперед, а через кризисы и военные катастро-
фы. Дело в том, что неравномерность развития капи-
талистических стран обычно приводит с течением
времени к резкому нарушению равновесия внутри
мировой системы капитализма, причём та группа
капиталистических стран, которая считает себя ме-
нее обеспеченной сырьём и рынками сбыта, обычно
делает попытки изменить положение и переделить
«сферы влияния» в свою пользу — путём применения
вооружённой силы. В результате этого возникают
раскол капиталистического мира на два враждебных
лагеря и война между ними.

Пожалуй, можно было бы избегнуть военные ката-
строфы, если бы была возможность периодически
перераспределять сырьё и рынки сбыта между стра-
нами сообразно с их экономическим весом — в но-
рядке принятия согласованных и мирных решений.
Но это невозможно осуществить при нынешних ка-
питалистических условиях развития мирового XO-
зяйства.

Таким образом, в результате первого кризиса ка-
питалистической системы мирового хозяйства BO3-
никла первая мировая война, в результате же второ-
го кризиса возникла вторая мировая война.

Это не значит, конечно, что вторая мировая война
‘является копией первой. Наоборот, вторая мировая
война существенно отличается от первой по своему
характеру. Следует иметь в виду, что главные фаши-
етские государства — Германия, Япония, Италия —
раньшне чем напасть на союзные страны, уничтожили
у себя последние остатки буржуазно-демократиче-
ских свобод; установили у себя жестокий террори-

*

(Фото С. Лоскутова).
° ь

стический режим, растоптали принцип суверенитета
и свободного. развития малых стран, об’явили поли-
тику захвата чужих земель своей собственной поли-
тикой и заявили во всеуслышание, что они добива-
ются мирового господства и распространения фа-
шистского режима во всем мире, причем захватом
Чехословакии и центральных районов Китая госу-
дарства оси показали, что они готовы осуществить
свою угрозу насчет порабощения всех свободолюби-
вых народов. Ввиду этого вторая мировая война про-
тив государств оси, в отличие от первой мировой
войны, приняла с самого начала характер войны
антифашистской, освободительной, одной из задач
которой являлось также восстановление демократи-
ческих свобод. Вступление Советского Союза в вой-
ну против государств оси могло лишь усилить, — и
действительно усилило, — антифашистский и осво-
бодительный характер второй мировой войны.

На этой почве и сложилась антифашистская коали-
ция Советского Союза, Соединенных Штатов Амери-
ки, Великобритании и других свободолюбивых госу-
дарств, сыгравшая потом решающую роль в деле
разгрома вооруженных сил государств оси.

Так обстоит дело с вопросом о происхождении и

характере второй мировой войны.

Теперь, пожалуй, все признают, что война действи-
тельно не была и не могла быть случайностью в жиз-
ни народов, что она превратилась на деле в войну на-
родов за их существование, что именно поэтому она
не могла быть скоротечной, молниеносной.

Что касается нашей страны, то эта война была для
нее самой жестокой и тяжелой из всех войн, когда-
либо пережитых в истории нашей Родины.

Но война была не только проклятием. Она была
вместе с тем великой школой испытания и проверки
всех сил народа. Война обнажила все факты и собы-
тия в тылу и на фронте, она безжалостно сорвала все
покровы и прикрытия, скрывавшие действительное
лицо` государств, правительств, партий, и выставила
их на сцену, без маски, без прикрас, со всеми их не-
достатками и достоинствами. Война устроила нечто
вроде экзамена нашему советскому строю, нашему
государству, нашему правительству, нашей коммуни-
стической партии и подвела итоги их работы, как бы
говоря нам: вот они, ваши люди и организации, их
дела и дни, — разглядите их внимательно и воздайте
им по их делам.

В этом одна из положительных сторон войны.

Для нас, для избирателей, это обстоятельство
имеет большое значение, ‘ибо оно помогает нам бы-
стро и об’ективно оценить деятельность партии и её
людей и сделать правильные выводы. В другое время
пришлось бы изучать выступления и доклады пред-
ставителей партии, анализировать их, сопоставлять
их слова с их делами, подвести итоги и тому подоб-
ное. Это требует сложной и трудной работы, причем
нет гарантии, что не будут допущены ошибки. Дру-
гое дело теперь, когда война окончена, когда война
сама проверила работу наших организаций и руково-
дителей и подвела ей итоги. Теперь нам гораздо лег-
че разобраться и притти к правильным выводам.

Итак, каковы итоги войны?

Существует один главный итог, на основе которо-
го возникли все другие итоги. Этот итог состоит в
том, что к исходу войны враги потерпели поражение,
а мы вместе с нашими союзниками оказались побе-
дителями. Мы окончили войну полной победой над

СЕГОДНЯ ВСЕНАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК--
ВЫБОРЫ В ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР
ВСЕ, КАК ОДИН-НА ВЫБОРЫ!

врагами, — в этом главный итог войны. Но это слиш-
ком общий итог, и мы не можем поставить здесь
точку. Конечно, разбить врагов в такой войне, как
вторая мировая война, какой не было ещё в истории
человечества, это значит добиться всемирно-истори-
ческой победы. Всё это верно. Но это всё же общий
итог и мы не можем успокаиваться на-этом. Чтобы
понять великое историческое значение нашей побе-
ды, необходимо разобраться в этом‘ деле более кон-
кретно. те Е

Итак, как нужно понимать нашу победу над ‘вра-
гами, что может означать эта победа с точки: зрения
‹ состояния и развития внутренних сил нашей:страны?

Наша победа означает, прежде ‘всего, что победил
Hall советский общественный строй, что советский
общественный строй с успехом выдержал испытание
в огне войны и доказал свою полную жизнеспособ-
ность. ; о

Как известно, в иностранной печати не раз выска-
зывались утверждения, что советский общественный
строй является «рискованным экспериментом», обре-
ченным на провал, что советский строй представляет
«карточный домик», не имеющий корней в жизни и
навязанный народу органами Чека, что достаточно
небольшого толчка извне, чтобы этот «карточный
домик» разлетелся впрах.

Теперь мы можем сказать, что война опрокинула
все эти утверждения иностранной печати, как бес-
почвенные. Война показала, что советский общест-
венный строй является подлинно народным строем,
выросшим из недр народа и пользующимся его мо-
гучей поддержкой, что советский общественный
строй является вполне жизнеспособной и устойчи-
вой формой организации общества.

Более того. Теперь речь идёт уже не о том, жиз-
неспособен или нет советский общественный строй,
ибо после наглядных уроков войны никто из скепти-
ков не ренгается больше выступать с ‘сомнениями

насчёт жизнеспособности советского общественного.

строя. Теперь речь идёт о том, что советский обще-
ственный строй оказался более жизнеспособным и
устойчивым, чем несоветский общественный строй,
что советский общественный строй является лучшей
формой организации общества, чем любой несовет-
ский общественный строй.

Наша победа означает, во-вторых, что победил
наш советский государственный строй, что наше мно-
гонациональное советское государство выдержало

все испытания войны и доказало свою жизнеспособ-
НОСТЬ.

Как известно, видные деятели иностранной пенати

„2 раз-высказывались в том духе; что советское мно--

гонациональное государство представляет «искус-
ственное и нежизненное сооружение», что в случае
каких-либо осложнений развал Советского Союза яв-
ляется неотвратимым, что Советский Союз ждет
судьба Австро-Венгрии.

Теперь мы можем сказать, что война опровергла
эти заявления иностранной печати, как лишённые
всякого основания. Война показала, ‘что советский
многонациональный государственный строй с успе-
хом выдержал испытание, ещё больше окреп за вре-
мя войны и оказался вполне жизнеспособным госу-
дарственным строем. Эти господа не поняли, что
аналогия с Австро-Венгрией несостоятельна, ибо на-
ше многонациональное государство выросло не на
буржуазной основе, стимулирующей чувства нацио-
нального недоверия и национальной вражды, а на
советской основе, которая, наоборот, культивирует
чувства дружбы и братского сотрудничества между
народами нашего государства.

Впрочем, после уроков войны эти господа не ре-
шаются больше выступать с отрицанием жизнеспо-
собности советского государственного строя. Теперь
речь идёт уже не о жизнеспособности советского
государственного строя, ибо его жизнеспособность
не подлежит сомнению. Теперь речь идет о том, что
советский государственный строй оказался образцом
многонационального государства, что советский го-
сударственный строй представляет такую систему
государственной организации, где национальный
вопрос и проблема сотрудничества наций разреше-
ны лучше, чем в любом другом многонациональном
государстве.

Наша победа означает, в-третьих, что победили
советские вооружённые силы, победила наша Красная
Армия, что Красная Армия геройски выдержала все
невзгоды войны, на голову разбила армии наших
врагов и вышла из войны победительницей. (Возглас
с места: «под руководством товарища Сталина!».
Все встают, бурные, долго не смолкающие аплодис-
менты, переходящие в .овацию).

Теперь все признают, как друзья, так и враги, что
Красная Армия оказалась на высоте своих великих
задач. Но не так обстояло дело лет шесть тому назад,
в период перед войной. Как известно, видные деяте-
ли иностранной прессы и многие признанные автори-
теты военного дела за границей неоднократно заяв-
ляли, что состояние Красной Армии внушает боль-
шие сомнения, что Красная Армия плохо вооружена
и не имеет настоящего командного состава, что её
моральное состояние — ниже всякой критики, что
она может быть и пригодится для обороны, но для
наступления непригодна, что в случае удара со сто-
роны немецких войск Красная Армия должна разва-
литься,-как «колосс на глиняных ногах». Такие заяв-
ления делались не только в Германии, но и во Фран-
ции, Англии, Америке.

все эти заявления, как беспочвенные и смехотворные.
  Война показала, что Красная Армия является не «ко-
лоссом на глиняных ногах», а первоклассной армией
нашего времени, имеющей вполне современное BOO-
ружение, опытнейший командный состав и высокие
морально-боевые качества. Не нужно забывать, что
 Красная Армия является той самой армией, которая
на голову разбила германскую армию, вчера ещё на-
водившую ужас на армии европейских государств.

Следует отметить, что «критиков» Красной Армии
становится всё меньше и меньше. Более того, в загра-
ничной прессе всё чаще и чаще появляются заметки,
отмечающие высокие качества Красной Армии, ма-
стерство её бойцов и командиров, безупречность её
стратегии и тактики. Это и понятно. После блестящих
побед Красной Армии под Москвой и Сталинградом,
под Курском и Белгородом, под Киевом и Кирово-
 градордх под Минском и Бобруйском, под Ленингра-

ве

_товки нашей страны к активной обороне.

дом и Таллином, под Яссами и Львовом, на Висле и
Немане, на Дунае и Одере, под Веной и Берлином, —
после всего этого нельзя не признать, что Красная
Армия является первоклассной армией, у которой
можно было бы поучиться многому. (Бурные апло-
дисменты). ,

Так понимаем мы конкретно победу нашей страны
над её врагами.

Таковы в основном итоги-войны.

Было бы ошибочно думать, что можно добиться
такой ‘исторической ‘победы ‘без предварительной
подготовки всей‘страны к активной’ обороне. Не ме-
нее ошибочно было бы: полагать, что такую. подго
товку ‘можно провести в короткий срок, в течение
каких-либо трёх-четырёх лет. Ещё более ошибочно
было бы утверждать, что’мы добились победы благо-
даря лишь храбрости‘наших “войск. Без храбрости,
конечно, невозможно добиться победы. Но одной
лишь . храбрости. недостаточно для того, чтобы одоч
леть врага, имеющего многочисленную армию, первоз
классное вооружение, хоронто обученные офицерские
кадры и неплохо поставленное снабжение. Чтобы
принять: удар такого врага, лать ему отпор, а потом
нанести ему полное поражение, для этого необхо-
димо было иметь, кроме беспримерной храбрости
наших войск, вполне современное вооружение и при-
том в достаточном количестве и хорошо поставлен-
ное снабжение — тоже в лостаточных размерах.
Но для этого необхолимо было иметь и притом в
достаточном количестве такие элементарные вещи,
как: металл — для производства вооружения, снаря-
жения, оборудования для предприятий: топливо —
для поддержания работы предприятий и транспорта;
хлопок — для производства обмундирования; хлеб —
для снабжения армии. -

Можно ли утверждать, что перед вступлением во
вторую мировую войну наша страна уже располагала
минимально-необходимыми материальными возмож-
ностями, потребными для того, чтобы удовлетворить
в основном эти нужды? Я думаю. что можно утвер-
ждать. На подготовку этого грандиозного дела пона=
добилось ‘осуществление трёх пятилетних планов
развития народного хозяйства. Именно эти три пятиз
летки помогли нам создать эти материальные воз-
можности. BO всяком случае положение нашей
страны в этом отношении перед второй мировой
войной, в 1940 году, было в несколько раз лучше,
чем перед первой мировой войной, в 1913 году.

Какими материальными возможностями распола=
гала наша страна перед второй мировой войной?

Чтобы помочь вам разобраться в этом деле, мнё
придётся изложить здесь краткий отчёт о деятельз

хет
Если взять данные за 1940 год, — канун второь.
мировой войны, — и сравнить их с данными за“.
1913 год, — канун первой мировой войны, — то мы \\

получим такую картину.

В течение 1913 года в нашей стране было произве-
дено 4 миллиона 220 тысяч тонн чугуна, 4 миллиона
230 тысяч тонн стали, 29 миллионов тонн угля, 9 мил-
лионов тонн нефти, 21 миллион 600 тысяч тонн товар-
ного зерна, 740 тысяч тонн хлопка-сырца.

Таковы были материальные возможности нашей
страны, с которыми она вступила в первую мировую
войну.

Это была экономическая база старой России, кото-
рая могла быть использована для ведения войны.

Что касается 1940 года, то в течение этого года
в нашей стране было произведено: 15 миллионов
тонн чугуна, т. е. почти в 4 раза больше, чем в
1913 году; 18 миллионов 300 тысяч тонн стали, т. е.
в 4 с половиной раза больше, чем в 1913 году;
166 миллионов тонн угля, т. е. в 5 с половиной раз
больше, чем в 1913 году; 31 миллион тонн нефти, т. е.
в 3 с половиной раза больше, чем в 1913 году;
38 миллионов 300 тысяч тонн товарного зерна, т. е.
на 17 миллионов тонн больше, чем в 1913 году; 2 мил-
лиона 700 тысяч тонн хлопка-сырца, т. е. в 3 с поло-
виной раза больше, чем в 1913 году.

страны, с которыми она вступила во вторую мировую
войну.

Это была экономическая база Советского Союза,
которая могла быть использована для ведения
ВОЙНЫ.

Разница, как видите, колоссальная.

Такой небывалый рост производства нельзя счи-
тать простым и обычным развитием страны от отста-
лости к прогрессу. Это был скачок, при помощи кото-
рого наша Родина превратилась из отсталой страны
в передовую, из аграрной — в индустриальную.

Это историческое превращение было проделано
в течение трёх пятилеток, начиная с 1928 года, —
с первого года первой пятилетки. До этого времени
нам пришлось заниматься восстановлением разру-
шенной промышленности и залечиванием ран, полу-
ченных в результате первой мировой войны и гра-
жданской войны. Если при этом принять во внима-
ние то обстоятельство, что первая пятилетка была
выполнена в течение 4 лет, а осуществление третьей
пятилетки было прервано войной на четвёртом году
её исполнения, то выхолит, что на превращение на-
шей страны из аграрной в индустриальную понадо-
билось всего около 13 лет.

Нельзя не признать, что тринадцатилетний срок
является невероятно коротким сроком для осуще-
ствления такого грандиозного дела.

Этим, собственно, и об’ясняется. что опубликова-
ние этих цифр вызвало в своё время в иностранной
печати бурю разноголосицы. Друзья решили. что
произошло «чудо». Нелоброжелатели же об`явили,
что пятилетки являются «большевистской пропаган-
дой» и «фокусами Чека>. Но так как чудес на свете
не бывает, а Чека не так сильна, чтобы отменить
законы общественного развития, то «общественному
мнению» за границей пришлось примириться с фак-
тами.

При помощи какой политики улалось коммуни-
стической партии обеспечить эти материальные воз-
можности в стране в такой короткий срок?

’Прежде всего при помощи советской политики
индустриализации страны.

(Окончание на 2-й стр.)

‚ности коммунистической: партии- в- области--вех Aun ‘
Г 9

У
“i