ить нушка-куковала мне в пролесьи:

aes.

ная

af, we LD the Dh

Ата САЛИХ
Первый
кандидат

Народ-победитель, твой завтрашний день
беспечален.

Неслыханной радостью край
беспредельный об’ят.
Мы счастьем тебе всенародным обязаны,
Сталин.
Из пепла встают города, возрождается. сад.

Поют топоры и доносится звон наковален,
Полны ликованья, любимые песни звучат.
Бэзоблачно небо, и воздух сегодня
хрустален.
И сердие народное бьется со сталинским
в лад.

Ты — совесть народа, ты — первый его
кандидат,

С любовью свои голоса отдаем тебе,
Сталин.

Перевела с туркменского
В. ПОТАПОВА.

Антон БЕЛЕВИЧ
Праздник
на Буге

Что за праздник в деревушке возле Буга,
Почему собрались люди тесным кругом?
То ли это новоселье, то ли свадьба,

Что венками разукрашена усадьба?

Нет, не свадьба это и не новоселье —

То другое, всенародное веселье:

В новой хате, принаряженной богато,
Собрались приветить люди кандидата,
Чинно бороды поглаживают деды,
Пережившие и горести и беды,

Пред неменкой не дрожавшие расправой,
Увенчавшие свою краину славой.
Дым из люлек вьется кольцами седыми,
Разговаривают деды с молодыми,
Что, мол, вот дела_в Кремлевские палаты
Своего пошлем мы скоро депутата...
Но беседа затихает постепенно —
На трибуну всходит женщина степенно.
На висках из-под платка — густая проседь.
ассказать ее о жизни люди просят.
— Ox, и тяжко вспоминать о прошлом,
люди,
Вспомню я—и снова сердцу больно будет...
Тосксвала, горевала я в неволе,
Как былинка в непогоду среди поля,
Закинала, дожинала жито пану.
Я на зорозньке вставала раным-рано,
Умывала ноги босые росою,
Обливалась я горючею слезою.
Быходила я на пожни да на взгорья,
Чтоб слезой горючей вылить свое горе,
Чтоб слезой горючей вылить грусть,
недолю,
Чтоб их по ветру развеять в чистом поле.
«Ветры вольные, возьмите мое горе,
Отнесите, утопите в сине море!
Всотры вольные летели мимо, мимо, —
Было горюшко со мной неразделимо.
Пролетали в небе гуси над водою:
«Разлучите вы меня с моей бедою!»
Улетали, покидали меня гуси
С горьким горем на Заходней Беларуси.
Меж бозами и долами я блуждала,
Свою долю, свою волю призывала:

«Где ты, доля, моя радость и утеха?»
Но в ответ мне откликалось только эхо,

«Твою долю на осине пан повесил,

И осталось тебе право, молодица, 1
На косе своей на длинной удавиться,

От недоли, от неволи схорониться»...
Не узнала, люди, доли моей птица.

Засиял нам свет рубиновый высоко
От зВезды, что прилетела к нам с востока.

И под этим светом ясным на Полесьи

Вдруг откликнулась мне доля звонкой
песней.
С песней той иду я в поле раным-рано,

Зажиная, дожинаю — не на пана.

Золотым зерном я засыпаю клети.

Как привольно, как отрадно жить на свете!

Не осталось от беды моей и тени...

На меня глядит с портрета мудрый Ленин.

На мой труд глядит отец— великий Сталин,

Путь указывает в солнечные дали.

Наша жизнь сейчас былинкою не вянет, —

Солнце всем в глаза засветит, лишь он
глянет,

Зацветут сады повсюду, словно в сказке,

Согревает мое сердце его ласка.

Свет очей его развеял мое горе.

Глубока у него память, словно море,

шроки у него мысли, словно реки,

Понимает он простого человека. i

Это он учил нас доблестно трудиться,

Это он водил нас с ворогами биться,

И ему клянусь я клятвой дорогою,

Что народу буду ревностной слугою!

у

Перевел с белорусского
Конст.ТИТОВ.

°

re

Ba. BAXMETbEB

Всенародное торжество

День 10 ‘февраля — день всеобщего
праздника нашего народа, гордого своей
безграничной преданностью  коммунисти-
ческой партии, счастливого своей готов-
ностью к новым, прерванным войною, тру-
довым битвам за дальнейший расцвет го-
рячо любимой Родины.

Владея невиданной в истории Конститу-
цией, увенчавшей гигантскую работу по
построению социалистического . общества,
советский народ вновь, как восемь лет на-
зад, демонстрирует перед всем светом свое
морально-политическое единство, свою
несокрушимую волю итти ‘вперед, к пол-
ному торжеству коммунизма.

Полновластный хозяин в политической и
хозяйственной жизни страны, вооруженный
непобедимым социалистическим сознани-
ем, наш народ защитил Сталинскую Кон-
ституцию от смертной угрозы, и никаким
мрачным силам мира не вырвать из его
рук это. священное знамя.

Могут еще быть за рубежом люди—лю-
ди «с того света», как выразился в своем
слове к избирателям В. М. Молотов, ко-
торые не прочь помечтать о переменах в
нашей стране, о приходе к власти какой-
либо другой, не коммунистической пар-
тии.

Смешные мечтания! Союз. коммунистов и
беспартийных — союз на жизнь и на
смерть. Сложился он в ходе исторической
борьбы нашего народа, окреп на путях
гражданской войны и социалистического
строительства, в неслыханных схватках с
фашистскими полчищами..,   Пора понять
мечтателям «с того света», что дело партии
Ленина—Сталина — дело многомиллион-
ного народа, что в коммунистической пар-
тии наш народ видит испытанного вождя,
вдохновителя и организатора всех побед
на мирных и военных фронтах.

С именем Сталина на устах, с вещим

его словом в сердцах миллионов meer

сегодня, 10 февраля, великий советский на-

М. РЫЛЬСКИЙ

Я пишу и печатаюсь больше ‘тридцати
лет. И все же каждый раз, встретив не-
знакомого «живого читателя», я наивно
удивляюсь. Между тем у всех у нас чита-
телей много. И читатели эти, будучи
строгими и неподкупными судьями, любят
нас, любят нашу литературу трогательной
любовью.

Помню, после освобождения Киева от
немецких оккупантов я возвращался до-
мой с эшелоном Академии наук Украины.
На какой-то станции, уже недалеко от Кие-
ва, поезд наш долго стоял. Рядом с. ним
стоял поезд с красноармейцами, ехавшими
на запал. Бойцы, выйдя из вагонов, затея-
ли танцы под баян с местными девушка-
ми. Мы все любовались ими, следя из ок-
на. Я, наконец, не выдержал и решил вый-
ти поговорить с ними. Оказалось, что
большинство из них — мои земляки, ук-
раинцы, некоторые даже — колхезники
соседних с моею родною деревень. Как-то
узнав, что я литератор, они забросали ме-
ня вопросами: Что пишет теперь Тычина?
Что делает Корнейчук? Что знаю я о Ба-
жане, о Сосюре?.. — и так далее. Должен
признаться, что и мои стихи были им изве-
стны.

Недавно в Киев привезена книга, прон-

зенная пулей. Она была найдена на груди
Это — «Вершники»

павшего бойца.
(«Всадники») Юрия Яновского, книга, на-

поенная духом благородной романтичес-
кой герсики. И мы знаем много случаев,
когда воин, попав в тяжелую обстановку,
  бросал свои самые нужные вещи, но’ со-
хранял любимую. книгу. Часто это бывали

классики — Пушкин, Шевченко, но час-

то и современные стихи.

Писем с просьбами о присылке литера-
туры я и мои товарищи по перу получали
с фронта бесчисленное множество, много
получаем мы их и теперь из далеких де-
ревень, от рабочих заводов и шахт, от

учителей, от офицеров и солдат... Зачастую.

получают писатели и письма с волнующей
благодарностью за прочитанную безвест-
ным читателем, — а то и почитателем, —

книгу; но нередки и случаи, когда незна-

комый корреспондент подвергает твое про-
изведение суровому критическому ‘разбо-
ру. И то, и другое с одинаковой убеди-

тельностью свидетельствует о живом ин-

тересе и любви к литературе. Пускай в
иных случаях восторги бывают неуклюжи,
а то и неоправданны, а осуждения: неспра-
ведливы или же основаны на непонимании,

важно то, что широкие народные массы
близко принимают к сердцу ‘дело литера-:

туры, как свое кровное дело. Во времена
Пушкина литература в России была, по
меткому, хоть и мало приятному замеча-
нию иностранца, занятием нескольких дво-
рян. Адам Мицкевич со вздохом мечтал о

NULL

ПИСАТЕЛЬ И НАРОД

лимы. Взаимодействие фольклора и лите-

род к избирательным урнам и, не колеб-
лясь, отдаст свои голоса кандидатам блока
во главе с первым среди первых, мудрым
среди мудрых.

Ничто не угрожает свободе волеиз’явле-
ния гражданина социалистического обще-
ства. Оно не имеет эксплоататорских клас-
сов, а значит, избавлено и от всего того
темного, уродливого, лицемерного и ко-
варного, чем обычно сопровождаются из-
бирательные кампании в странах господст-
вующей буржуазии, «демократия» которой
была и есть, по крылатому замечанию
Ленина, раем для богатых, ловушкой и об-
маном для эксплоатируемых.

Голосуя за кандидатов блока коммунис-
тов и беспартийных, советские избиратели
знают, что свою судьбу и все будущее
своей Родины они вручают лучшим сынам
и дочерям ее, преданным, верным борцам
ее за новый под’ем материального благо-
состояния народа, за новые успехи куль-
туры, науки, искусства, за. полную победу
коммунизма в нашей стране.

И они, избиратели, Знают, что только

советский строй и советская демократия
обеспечивают народу оборонную мощь
его.
И они, советские избиратели, знают, что
на пути великого послевоенного плана
Сталина не может быть и не будет ни кри-
3HCOB, потрясающих — капиталистические
страны, ни безработицы — этого бича тру-
дового человечества, там, где труд еще об-
речен существовать в условиях хозяйст-
венной анархии и деспотизма привилеги-
рованных классов.

Да здравствует наша Родина, великая
семья трудящихся, отец и вождь ее —
товарищ Сталин!

Будем помнить, что победа блока ком-

мунистов и беспартийных в нашей стране
подтвердит еще и еще раз нерушимое
братство трудящихся, спаянных единством
цели, выше которой нет под солнцем.

чтобы его стихи залетели под сель-
кровли. Некрасов горестно спраши-

том,
ские
вал:

„придет ли времячко,

ie foil eee ca ie 9809 EC:
Когда мужик не Блюхера

И не милорда глупого —
Белинского и Гоголя

С базара понесет?

Многие, даже умные, передовые люди
до недавних пор полагали, что нужна ка-
кая-то  особенная художественная литера-
тура «для народа»—в этом была доля прав-
ды тогда, когда народ наш был забит, ко-
гда грамотные люди в деревне могли быть
пересчитаны по пальцам, а попасть сыну
крестьянина или рабочего не только в
высшее, а и в среднее учебное заведение
была редкая удача, редкое счастье. И
все же даже тогда, в мои детские и юно-
шеские годы, многие сельские девушки
знали наизусть «Катерину» Шевченко и
горько плакали над ней, даже тогда про-
никали в самые глухие уголки произведе-
ния высокой литературы и делали свое
благородное дело. Народ всегда жадно тя-
нулся к литературе. °

Теперь литература и народ”==”неразде-

Л. ПЕРВОМАЙСКИЙ

}ДНЫХ ЯОЛЯЕТСЯ ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ЭЖИЗНЕНИ

#

‘ a

Голоса свободной Украины

Когда мы произносим звучное слово «Ук-
раина», невольно сердце наше наполняется
нежностью и гордостью. Мы вспоминаем
мягкий и звучный язык, простые и трога-
тельные напевы ее песен, буйную удаль ее
старинных плясок и чарующую красоту
Днепра, катящего свои волны по степному
приволью. :

Но даже тот, кто очень любит Украину,

кажется мне, не совсем ясно представляет,
что же это за страна, раскинувшаяся на
огромных просторах — от виноградных
склонов Закарпатья до донских степей?
‹ Даже мы, украинцы, до недавнего времени
не знали, а если знали, то воочию не мог-
ли ощутить все многообразие нашей ми-
лой родины, потому что части ее были раз-
общены. Наши представления не шли
дальше привычного пейзажа Полтавщины
или Подолии, Слобожанщины или Нижнего
Полднепровья.

Но вот исполнилась вековая мечта ук-
раинского  народа—Западная Украина, зем-
ли древнего Галича и Лодимерии, многие
столетия стонавшие под ярмом австрийских
плутократов и польских помещиков, зеле-
ная Буковина, попавшая после’ распада ав-
стро-венгерской монархии в пасть к жад-
ным румынским боярам, Закарпатская Ук-
раина— наиболее отсталая вследствие тыся-
челетнего пребывания в плену у мадьяр-
ских феодалов часть украинской земли,—
все эти искусственно расчлененные части
великого целого ныне, в результате муд-
рой политики советского правительства,
впервые в истории воссоединены в одном
советском украинском. государстве.

Какая небывалая перспектива раскры-
вается в связи с этим для украинского на-
рода, какие возможности расцвета хозяй-
ственной и культурной деятельности!.
Впервые представляется возможность це-
лостного, полного научного обследования
обширной страны, обладающей огромными
природными богатствами, таящимися в нел-
рах Карпатских гор, в Донецком бассейне,
в Криворожской степи и под холмами Ро-
менщины. Впервые перед глазами писате-
лей и художников предстает Украина во
всем многообразии своего пейзажа и бы-
та, — какой обширный материал, какое ве-
ликолепие красок и образов, какая ширь
открываются творческому воображению!

Я думаю о том времени, когда в украин-
скую советскую литературу, музыку, жи-
вопись войдут очерченные рукой мастеров
сбразы лесорубов украинского Полесья и
кряжистых рыбаков, выплывающих в море
У Джарылгацкой косы, донецких шахтеров
и криворожских рудокопов, закарпатских
виноградарей и бориславских, воспетых

Петрас ЦВИРКА

Как всякий гражданин Советского
Союза, я горд и счастлив оттого, что
 окрепла мощь советского государства,

что «в результате победы над немецкими
и японскими империалистами Советский
Союз укрепил безопасность своих границ».
Как сын литовского народа я испытываю
эту радость и от такого факта, — наконец-
то «осуществлено справедливое требова-
ние литовского народа: ему возвращена

`отторгнутая от Литвы немцами Клайпед-

ская область».

Партия Ленина—Сталина проделала бес-
примерную в истории работу по укрепле-
нию братского содружества людей различ-
ных наций, населяющих Советский Союз.
Плоды этой работы особенно ярко сказа-
лись ‘в годы Отечественной войны, когда
русские и украинцы, белоруссы и азер-

ратуры, каждодневный приход в литера-
туру все новых и новых людей, которые
вчера еще были слагателями песен, злобо-
дневных частушек, рассказов для своего’
завода или даже цеха, для своей деревни
или даже улицы, а сегодня выплыли в мо-
ре большой литературы, — факты общеиз-
вестные.

` народ в дни Великой Отечественной вой-
ны. Это были дни испытаний и подвигов.
С честью вышла из этих испытаний и на-
ша советская литература, хотя большие
подвиги еще впереди, хотя народ ждет
еще от своих сынов-писателей не сказан-
ных до сих пор великих слов о великих
делах. Во всяком случае, все честное, все
верное Родине в нашей литературе отдано
было безраздельно борьбе с иноземными
насильниками и злодеями. Теперь, в дни
возрождения страны, писатели вместе со
всем народом принимают живейшее уча-
стие в ее восстановлении, отнюдь не ‚за-
мыкаясь в стенах своих кабинетов, не ‘от-
гораживаясь своей профессией, как не от-
гораживаются и ученые, и артисты, и ху-
дожники.

«Слуги народа» — так назвал товарищ
Сталин депутатов советского парламента.
Слугами народа всегда чувствовали и чув-
ствуют себя советские писатели, достойные
этсго имени.

oa счастье родины, мира, человечества!

Когда я слышу или читаю, как зайадные
писатели говорят о демократизме и о сво-
боде художника, я всегда вспоминаю доб-
рого старого Андерсена (которого, кстати
сказать, у нас теперь читают и знают боль-
ше, чем на его родине). Даже в самых оп-
тимистических, самых «счастливых» своих
сказках Андерсен великолепно проговорил-
ся о том, как «свободно» было жить и ра-
ботать художнику того мира, который мы,
не разделяя на прошлое и настоящее, назы-
ваем вообще «старым». Нет нужды пере-
сказывать эти сказки: все знают и «Гадко-
го утенка» и «Соловья китайского импера-
тора». В сущности. это история жизни ху-
дожника — путь его к славе и самая сла-
ва. В этой истории есть два момента, где
образ достигает такой выразительности,
такого поистине волшебного обобщения,
что и через сто лет он оказывается силь-
нее всех красноречивых рассуждений гос-,
под Леманов.

«..Зима стояла хоподная-прехолодная.
Утенку приходилось плавать по воде без
отдыха, чтобы не дать ей замерзнуть со-
всем, но с каждой ночью свободное ото
льда пространство становилось все меньше
и меньше... Утенок без устали работал лап-
ками, но под конец обессилел, остановился
и примерз».

Раскройте. мартиролог мировой литера-
туры: сколько писателей могут оспаривать
друг у друга право считаться прообразом
этого бедного утенка, без устали работаю-
щего лапками... Какие имена! Тут и Баль-
зак, и Диккенс, и Джек Лондон, и наши—
Островский, Чехов... Это те, кто, в конце
концов, превратились в «прекрасных лебе-
дей». А сколько обессилевших, остановив-,
шихся, сколько замерзших! Ведь все лишь
дело случая в мире, где тебя подстерега-
ют охотники с ружьями и страшные охот-
ничьи собаки, где родные братья дерутся
из-за червяка, найденного тобой, где об-
разцом ума и таланта являются курица, не-
сущая яйца, и кот, умеющий выгибать
спинку, мурлыкать и испускать искры...

..Случайна там и слава.
<...В саду китайского императора жил со-

°
Вера СМИРНОВА
ete

ловей, который пел так чудесно, что даже
бедный рыбак, слушая его, забывал про
свой тяжелый невод и говорил: «Господи,
как хорошо!». Весть о соловье разошлась
по всему свету, наконец, дошла до самого
императора, и он пожелал сам услышать
чудесного певца. Соловья © трудом разы-
скали и доставили во дворец. Посреди ог-
ромной залы, где сидел император, возвы-
шался золотой шест для соловья. Все при-
дворные были в сборе, разодеты впух и
впрах и глядели во все глаза на маленькую
серенькую птичку, которой император ми-
лостиво кивнул головой». 4
Соловей пел и «имел положительный
успех». Его оставили при дворе, отвели ему
особую клетку, позволили гулять на сво-
боде два раза днем и раз ночью и приста“
вили к нему двенадцать лакеев: каждый

держал его за шелковую ленточку, привя-

занную к его ножке.

«Невелико было удовольствие от такой

прогулки!» — вздыхает побрый сказочник.
Спасибо ему! Он честнее многих, и мы
крепко поверили ему.

До сих пор во многих зарубежных кни-

гах мы ясно слышим свистящий жесткий
шелест шелковых ленточек, «привязанных
к ножкам», и отчетливо видим лакеев и
господ за спинами писателей.

Нет, не так мы, советские люди, пред-
ставляем себе славу художника, славу
писателя, и не такой у нас путь к ней!

У русской литературы всегда был бес-
покойный характер, русские писатели хо-
тели не только «об’яснять мир», но и изме-
нять его к лучшему.

Это стало нашей литературной традици-
ей, и мы хотим продолжать это’ делать.

За границей те, кому“ это не нравится,
называют это тенденциозностью, связанно-
стью.

Да, мы связаны, мы неразрывно, креп-
чайшими нитями связаны со своим наро-
дом, со своей страной, с тем «новым ми-

Адрес редакции и’ издательства: ул. 25 Октября, 19. (Для ‘телеграмм — Москва, Литгазета). Те

ром», который мы строим, за который
дрались до последней капли крови, кото-
рый отстояли и строим вновь. И будем
строить на страх и на зависть всему ста-
  рому миру!

Мы знаем цену одиночной свободы чело-
века из этого старого мира.

Свободен — расчищай себе путь, растал-
кивая всех, один пролезай вперед и шагай
по головам..., а если не удастся, свободен—
без устали работай лапками или замерзай.
Нам холодно от этой свободы замерзания,
мы привыкли согреваться друг о друга.

Писатели всегда — счастьеискатели. Они
ищут счастья для других и находят в этом
свое собственное. Тот, кто ищет в одиноч-
ку, в конце концов находит только то, что
может унести один. Нам, советским писа-
телям, нужно много счастья, нужны зале-
жи счастья, чтоб хватило всем, на весь мир
и надолго.

Нам нужен мир во всем мире, дружба
народов, свободный труд для всех и спо-
койный отдых после труда, нужна краси-
вая, чистая и разумная жизнь, победа над
природой и освобождение от всех жизнен-
ных страхов и высокая и гордая любовь...

Вся наша литература — экспедиция, сна-
ряженная в будущее. Этой экспедиции
нужно много работников, и каждый из нас
может пригодиться, каждому найдется де-
ло. И если кто еще толкается и торопится
опередить другого, то это не закон жизни,
не волчье правило, а просто характер,
темперамент, и это не опасно.

Кто хочет счастья, может его добивать-
ся, — так говорит «старый мир».

Мы говорим: Кто хочет счастья, тот
может его добиться. Мир уже начинает
понимать разницу.

«Кто. хочет, чтобы наше государство и
впредь было сильным и могучим, тот бу-
дет голосовать за кандидатов блока ком-
мунистов и беспартийных», — говорится в
Обращении Центрального Комитета партии
к избирателям.

Ия голосую сегодня: за счастье!

писем — К 4-26-04, издат

‚ T0897,

другие народы

лефоны: секретариат — К 5-10-40, отделы: к

байджанцы, грузины и армяне, литовцы и
латыши, эстонцы и молдаване и многие
нашей страны самоотвер-
женно защищали от варварского наше-
ствия горячо любимую родину.

Призывая всех избирателей Советского
Союза голосовать за блок коммунистов и
беспартийных, ‚партия большевиков на-

мечает грандиозную программу по даль-
  нейшему укреплению
Высочайшие свои доблести показал наш.

могущества на-
шей страны, развертывает перспективы
дальнейшего усиления материального бла-
госостояния населения, роста „его культу-
ры, расцвета литературы, искусства, науки
 и техники. На фоне этих великих перспек-
‘тив мне по контрасту вспоминается та
  беспросветная жизнь литовского народа,
которую он влачил века, вплоть до момен-
та установления советской власти.

_Л. СВИФУЛЛИНА

Выборы депутатов в Верховный Совет
Союза Советских Социалистических Pec-
публик после победы советского народа в
Отечественной войне 1941—1945: годов не
могут не вызвать высокого душевного вол-
  нения в любом гражданине нашей страны.
О том, с каким чувством, с каким желани-
ем люди, различные по своей профессии,
  по годам, по образованию, пойдут к изби-
  рательным ypHam 1C февраля 1946 года,
мне довелось узнать из того, что рассказа-
ли мне лифтерша, старый врач-инвалид
Отечественной войны, пожилая колхозни-
ца и молодая аспирантка университета,
‘кандидат ВКП(б). Разные слова об’единяло
одно общее непосредственное решение.

Лифтерша у под’емной машины сказала:

— Я хочу, чтобы все стало хорошо, как
было до войны у нас. И трудились, и от-
дыхали, и каждый сам себя хорошим че-
ловеком сознавал. Оттого такой порядок
получался, что’ все мы, беспартийные, пле-
чом к плечу с коммунистами шли, по ру-
ководительству Ленина и Сталина. И бу-
ду я голосовать за кандидатов от всего
сердца. i

В семиэтажном московском доме, где не
удалось еще восстановить лифт, старый
врач-инвалид сказал так:

— Трудно мне, инвалиду, спускаться и
подниматься на пятый этаж без лифта, ноя
пойду к урне, чтобы ясней ощутить свою
связь с этой монолитной волей нашего на-
рода. Блок коммунистов с беспартийными
на выборах — ее естественное `выявление.
И кандидаты этого блока—мои кандидаты.

Пожилая подмосковная колхозница го-
ворила раздумчиво:

— Когда враг уберется, храбрых много
найдется. А кто храбрей всех на войне
сражался, кто ни раны, ни смерти са-
мый первый не боялся? И в. своей семье и
от чужих военных слыхала я: это были
коммунисты. ‘Они уповали на . Сталина.
Как трудно ни приходилось, он им победу
предуказывал. Они верили, на победу и
  шли. А не только одним коммунистам, все-
му нашему народу Сталин заботник и то-
лова. Оттого мы все с коммунистами в
один дух живем. Оттого и Красная Армия
не сробела, и Берлин, и всех фашистов
завоевала, покорила врага. Мне читали из
  газеты, что Сталин с коммунистами грудью
стояли и будут стоять за наш народ. Зо-
лотые эти слова. правильные. Мы все,
вкупе и влюбе, — Советская держава. Что-
бы всегда крепкая она была, чтобы скорей
все уроны, все из’яны, все горести, OT
войны полученные, мы поправили, залечи-
ли и еще много хорошего нажили, буду я
голосовать в первую голову за Сталина, а
  стало быть, и за всех тех, кто с ним заодно.

Аспирантка университета, кандидат
ВКП(б), заявила с горячим и глубоким
убеждением:

ельство — К 3-19-30.

Типография «Гудок», Москва, ул. Станкевича, 7,

да заговорят своим языком чабаны, пасу-

Иваном Франко, нефтяников и искателей
горного воска — озокерита, когда в стихах
наших засверкают голубые‘ озера Слобо-
жанской Швейцарии, когда рядом с огнями
Днепрогэса заблещут в романах и повестях
одинокие огоньки разбросанных в кар-
патских ущельях гуцульских избушек, ког-

щие овец в степях Човой Аскании и на
альпийских лугах у Космача или Криво-
ривни, когда’запоют свои песни плотогоны,
сплавляющие лес по Десне и Черемашу,
когда романисты опишут эпопею поискоз
висачковской нефти...

Мы, писатели, — в долгу перед нашей
страной, перед родной Украиной, и чем от-
кровенней сказать это, тем лучше! Нет
сомнения, в. предвоенные годы и во время
войны украинская литература добилась
крупных успехов, но, как бы ни были ве-
лики эти успехи, они все же кажутся не-
достаточными в свете грандиозных задач,
стояших перед всем народом, и в свете не-
ограниченных возможностей строительства
и творчества во всех областях народной
жизни, которые принесла нам победа над
немецким фашизмом.

Эта победа имеет всемирно-историче-
ское значение и, естественно, не может не
оказать благотворного влияния на даль-
нейшее развитие украинской культуры, ко
торая отныне будет развиваться в рамках
единого советского государства.

Украинский народ пережил жесточайншие
муки во время немецкой оккупации. Еслн
бы не братская помощь великого русского
народа и всех народов Советского Союза,
если бы не Красная Армия, немцы вконен
разорили бы нашу республику, истребили
бы наш народ... Еше не была окончена вой-
на, как уже с помощью братских народов.
Украина приступила к восстановительному
труду. Кипит работа’ в колхозах и на заво-
дах, в шахтах, рудниках, — небывалый
трудовой под’ем народных масс и повсе-
дневная поддержка правительства, прила-
гающего все усилия к восстановлению жиз-
ненного уровня и повышению благосостоя-
ния страны, являются залогом нового рас-
цвета нашей республики.

Вот почему сегодня, в день выборов в
Верховный Совет, украинский народ с без-
граничной благодарчостью к`организатору
наших побед товарищу Сталину будет

голосовать за кандидатов сталинского бло-

ка коммунистов и беспартийных—за мир и
дружбу между наролами, за новый под’ем
и расцвет народной жизни, за свободный
труд и разумное творчество на благо на-
шей родины.

Велитая сила

Литовский народ стонал под пятой
крестоносцев, польских магнатов, кайзе-
ровских оккупантов, сметоновских сатра-
пов. Царское самодержавие, угнетавшее
русский народ, как и все народы России,
проводило ‘политику принудительной асси-
миляции, воспрещало печатное и писанное
литовское слово, литовские школы. В ус-
ловиях кабалы и угнетения не могло быть

речи о настоящей культуре для народа.
И все же из среды литовского народа вы-
ходили талантливые певцы, писатели, в
произведениях которых горести и чаяния
народа, его надежды на лучшее будущее,
страстное стремление к свободе звучали. с
непререкаемостью. Таковы произведения
великого Донелайтиса, Майрониса и пер-
вых представителей литовского реализма
Жемайте, Билюнаса, Вайжгантоса, Вьенуо-
лиса. Славная история литовского народа,
его вековая борьба с угрозой тевтонского
нашествия служили неисчерпаемым источ-
ником вдохновения и для великих поль-
ских писателей — Адама Мицкевича, Кра-
шевского и для многих других.

Подлинные условия для развития своей
экономики, культуры и литературы литов-
ский народ получил в годы советской вла-
сти, войдя в великий Союз. советских рес-
публик.

За годы советской власти неузнаваемо
изменился облик Литовской республики,
произошли глубокие сдвиги в ее науке,
литературе, искусстве. Всем этим мы обя-
заны большевистской партии и ее вождю
товарищу Сталину, который ведет народы
Советского Союза от победы к победе.

г. ВИЛЬНЮС. (По телеграфу).

ЕДИНСТВО

— Наша. партия создала перед войной
благополучие народа и самую свободную
в мире демократию. Коммунистическая
партия под  водительством товарища
Сталина подняла твердость духа во всем
советском народе во время самой жесто-
кой в истории мира войны, блестяще вы-
играла эту войну и разбила фашизм. Ком-
мунистическая партия, зная и защищая ко-
ренные интересы всего советского народа,
обеспечит и в будущем его славу и сча-
стье. За нашу коммунистическую партию,
первый кандидат которой — гениальный
вождь Сталин, яи буду голосовать.

С искренним и полным душевным удов-
летворением я слушала эти высказывания
моих собеседников. Не может быть слу-
чайным или привнесенным извне такое
единство желания закрепить наш государ-
ственный строй, нашу подлинную демокра-
тию. Генеральная линия коммунистической
партии отвечает моральным требованиям и
надеждам народов всего Союза Советских
Социалистических Республик. Она отвеча-
ет моральным требованиям истинной демо-
кратии всего мира. Коммунистическая пар-
тия построила на совершенно новых на-
чалах и государственный строй и внутрен-
нюю жизнь людей нашей страны. Лишь
от нее путь ведет в будущее. Остальные
дороги идут вспять и гибельны для чело-
вечества, ибо нет живых дорог, ведущих
обратно, живая жизнь всегда впереди. Ес-
ли мы не будем едины в устремлении к
светлому будущему, куда влечет нас вы-
сокая идея коммунизма, нас одолеет ста-
рый мир ненависти, войн, горя и крови.
Наша страна — творческий союз людей,
понимающих духовную ценность идей
коммунизма. В них — наш рост, радость и
богатство созидающейся жизни. Оттого мы
и голосуем так единодушно за первого
кандидата коммунистической ‘партии, за

сталинский блок коммунистов и беспар-
тийных.

Редакционная коллегия: Б. ГОРБАТОВ,
С. МАРШАК, J. ПОЛИКАРПОВ,

в заседании Ученого совета Ин
АН СССР (ул. Воровского 25-а)

на соискание ученой степени

Офиц. оппоненты: действите
Гудзий и М. Ф. Рыльский. 5

ежедневно с 9 час. до 17 часов.

VRRCOC REPS RP eee eee eee

ритики — К 4-76-02, литератур братских республик -— К 4-60

Во вторник, 19 февраля,
ститута миро

СОСТОИТСЯ ЗАЩИТА ДИССЕР

ee  ДОРОШКЕВИЧОТА филологических наук
«Украинская проза Мар

-02, искусств — К 3-37.

у ДЕЛОМ (И, Сталин)

Илья ФРЕНКЕЛЬ
SL Lesh Saar Das ase meee

PaccHas
агитатора

На-днях я был в гостях у тети Поли.
Мы с ней знакомы десять дней, не боле
в том самом доме, где живет она,

я агитатор. Цель моя ясна.

Я не назойлив, и ко мне, конечно,
все жители относятся сердечно»

и даже после трудового дня

не без вниманья слушают меня.

Но тетя Поля. Здесь совсем иное.
Как встретимся, нахлынет столь родное,
настолько близкое судьбе моей,

что, кажется, давно дружны мы © ней. -

Короче говоря, при первой встрече
забыл я ‘приготовленные речи:
как сын и мать, сидели мы вдвоем
и каждый, верно, думал о своем.

Не помню я, о чем зашла беседа —
как будто бы о жизни домоседа:
старушка доказать. старалась мне,
что я мечтал о доме на войне,

что угол свой и вещи — вот в чем сила,
Не знаю, что за муха укусила

меня: я тете Поле возражал,

но был разбит и со стыдом бежал.

И все-таки от первого свиданья
остался тихий свет очарованья:
— Бывают люди, — думал я потом,—
и, значит, вправду есть родимый дом!

Но не о первой встрече — о последней \
я расскажу. Как я стоял в передней, fan
как не решался даже постучать 7
(и агитатор может подкачать!):

Она там плакала, за тоненькой фанерой,
ая не знал, какой жестокой мерой

ей отпустила горести война.

Не знал, хоть сам испробовал сполна.

И медлил я и волновался вместе.

Е решил: — Довольно! Дело чести!
олкнул фанеру и вошел. Она,

закрыв лицо, стояла у окна.

На подоконнике письмо лежало.
Увидел я, и что-то сердце сжало —
от писем, этих беленьких листков,
страдают люди чаще, чем от слов.

И я страдал. И, только чувству веря,
я знал: молчи, когда придет потеря.
`Молчи, прими несчастье, как свое, —
и потому не утешал ее.

— Сын умер. (Так и знал!) Сынок
скончался.

Ждала, ждала. А он не попрощался.

И не придет... И не обнимет мать.

О, господи!..—И плакала опять.

— Он год лежал в далеком лазарете.
И знали всё, что не жилец на свете.
Я письма получала от него —

мол, вылечусь. Что, дескать, ничего...

Такой хороший был. Особенный.

Пригожий.
Такой, как все. И на отца похожий.
И слабенький. И все любил поспать.

И снова говорила, вспоминала,

как стал ходить. Как в школу отдавала.
Как он дружил с покойником отцом:
один характер, а в нее лицом.

— Смотрите: рот его. Ну, а глазами...—-
и карточку закапала слезами.

И снова вспоминать хотелось ей.

А я подумал о судьбе друзей.

На безграничной ‘боевой равнине
зарыт их прах. И только мать 0
не может, не желает позабыть.

Не потомусль хотелось пособить

сыйё _

хозяюшке походного привала,
когда она солдату открывала

в глухой ночи приветливую дверь?
Не потому ль так хочется теперь

пройти по старым фронтовым дорогам,
и сладко вспоминается о многом,

чем на пути дарила нас война,

когда была победа не видна.

И кто из нас под кровлей сел попутных
не испытал тех радостей минутных,

что материнской лаской` рождены

и нам от сердца теплого даны?..

И скромное жилище тети Поли

мне показалось хатой в дальнем поле,
и я сказал как будто невзначай;

А ну, хозяйка, приготовьте чай.

Дорога дальняя. И холодно в дороге.
И, может, встать придется по тревоге,
А вы не бойтесь — мы теперь вдвоем
и, значит, живы будем — не помрем!..

И слезы мигом высохли у тети:

— Ах, батюшки! Сынок, а вы-то ждете!
Ах, бестолковая! Сейчас, \Кивой рукой!
А все молчит—застенчивый какой... —

И так отрадно стало нам обоим:
наверно, оба мы друг друга стоим.
И надо жить роднее и дружней,
чтоб не было детей без матерей.

Г. РАМАЗАНОВ
Наше поколение
идет

В тот далекий декабрьский день

Было нам по триналцати лет...

Выбирала моя страна

Самых лучших в Верховный Совет,

Ковш Медведицы звездной струей J
С той поры проливался семь раз...
Наша юность ушла с войной,
Наша зрелость с войной началась.
Да, семь лет. Это — долгий срок...
И. четыре года в боях.

Тяжкий груз боевых тревог

Мы несли на своих плечах.

Все, что можно счастьем назвать,
Все, что в жизни дорого нам,
Мы сумели в боях отстоять,
Не позволили смять врагам.
Нашу юность вспомнив сейчас,
Вспомнив тот декабрьский рассвет,
Говорю, я: «Многим из нас
Стало больше, чем двадцать лет;
Мы прошли через голы невзгод

на светлый выборный «той

В той»

Сохраняя строй боевой, ’
Поколение наше идет!»

Перевел с бапкирското
Я. АПУШКИН,

в 12 часов дня
вой литературы им. А. М. Горького

ТАЦИИ

докто
на тему:

ка Вовчка». ]
vii

”.
эпоса онаисасоавасновое

34, информации 4

Заказ № 422