ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЫ

UIT DAT IPA, Al
NSN

‘Сегодня в номере:

1 стр. О Международном женском дне — 8 марта.
Постановление ЦК ВКП(б). [Саломея Нерис.   Весна
(стихи). Сильва Капутикян. В Цахкадзоре (стихи).
Мирдза Кемпе. Возвращенье (стихи). Семен Бабаев-
ский. Казачки (глава из романа). Информация.

2 стр. Вяч. Шишков.   Трапеза в монастыре (неопу-
бликованный отрывок из третьей части «Емельяна

3 стр. Василь Витка. Стихи Максима Танка. Бор. Со-

ловьев. Лирика и хроника. Г. Бровман. Умиление и

красивость. И. Гринберг. Записки партизанки,

4 стр. Карлос Аугусто Леон. Содружество писатез
лей. В. Марецкий. По страницам польской печати.
Н. Крымова. «Я никогда не была заключенной».
Л. Пасынков. Будущее. Сергей Швецов. Вячеславу Ле-

№

11 (2274)

Суббота, 9 марта 1946 г.

Цена 45 коп.

Мелунаролном зменсном лие-—8 март

Постановление ЦК ВКГ(б )

Международный женский день — 8 марта трудящиеся (о-
ветского Союза встречают в этом году в условиях, когла совет-
ский народ победоносно завершил Велнкую Отечественную вой-
ну и вновь приступил к мирному созидательному труду, к борь-

бе за дальнейший расцвет хозяйства и культуры в нашей
стране.

В тяжелые годы войны с фапгистекими захватчиками с 0со-
бой силой выявилась роль женщины СССР как великой силы
советского общества. Советские женщины показали себя пла-
менными патриотками нашей социалистической Рохины.

Женщины советской страны неутомимо трулились для побе-
ды над врагом. Навсегда войдут в историю беспримерные тру-
ховые подвиги советских женщин во время Отечественной вой-
ны. Советские женщины хоблестным трудом помогли своим
мужьям, сыновьям, отцам и братьям разгромить немецко-фа-
шистеких захватчиков.

В годы Отечественной войны советская женшина

а показала
себя отважной защитницей советского государства. В рядах
Красной Армии, в партизанских отрядах советские женщины
проявили стойкость, храбрость и героизм, достойные нангего

народа. Ролина не забудет героических подвигов советеких жен-
щин в Отечественной войне. Свято чтит наш народ еветлую
память своих дочерей, отдавигих жизнь в борьбе за свободу и
независимость Родины.

Женщины СССР. идя в рядах героического советского на-
рода, внесли неопенимый вклал в дело разгрома врага и осво-
бождения народов Европы от фашистских поработителей. Своей
беззаветной борьбой против фашизма советская женшина заво-
евала всеобщее уважение свободолюбивых народов мира.

Советские женщины смогли с честью выполнить свой OAT
перед Родиной благодаря тему, что большевиетекая партия, со-
ветская власть освободили женщин от былого бесправия и угне-
тения. В Советском Союзе женщинам обеспечены во всех обла-
стях государственной. общественной, хозяйственной и культур-
ной жизни действительно равные права с мужчинами.

Советская женщина — большая сила в ‘социалистической
промышленности и на транспорте. Миллионы женщин-работниц
добросовестно трудятся на предприятиях, на железных дорогах,
неустанно совершенствуют свое мастерство, успешно овладевают
сложными профессиями и спепиальностями. Десятки тысяч жен-
щин руковолят на фабриках и заводах бригадами, сменами и
пехами. Многие женщины стоят во главе фабрик и заводов.
Только в промышленности работает свыше 250 тысяч женщин
инженеров и техников.

Огромную роль игратт советские женшины во всех отраслях
социалистического сельского хозяйства. Женщины-колхозницы,
работницы совхозов самоотверженно трудятся на полях и фер-
мах. Более 350 тысяч передовых женщин руководят бригадами
и животноводческими фермами. Тысячи женщин работают пред-
седателями колхозов. 254 тысячи женщин, овладев передовой
техникой сельского хозяйства, работают бригадирами тракторных
бригад, трактористами и комбайнерами.

Советские женщины активно участвуют в развитии науки в
нашей стране. Десятки тысяч женщин ведут научную работу в
научно-исследовательских институтах и лабораториях. Они
внесли серьезный вклад в советскую науку. Многие из них ста-
ли вилными учеными, известными всей стране. “ба выдающиеся
работы в области науки, техники, искусства и литературы 116
женщинам присуждены Сталинские премии.

Большую плодотворную работу велут женшины нашей стра-
ны на поприще культуры. В области народного просвещения
работает 750 тысяч женщин-учительнии. Десятки тысяч жен-
щин работают директорами школ, инспекторами отделов народ-
ного образования и выполняют другую руководящую работу в
органах народного просвещения. В органах здравоохранения ра-
ботает до 100 тысяч женщин-врачей.

Только советский строй мог поднять творческую инициативу
миллионов женщин, воспитать женщин—стахановцев промыш-
ленности, транспорта и сельского хозяйства, женщин — Героев
Советского Союза и Героев Социалистического Труда. женшин—
лауреатов Сталинской премии, женщин — государетвенных дея-
телей.

Ни в какой другой стране женщина-мать не пользуется та-
FHM почетом, как в СССР. Советское государство проявляет по-
стоянную заботу о женшине-матери. Еолее 750 тысяч матерей
награждены орденами «Материнская слава» и медалями MaTe-
ринства. 5.850 советских женщин получили высокое звание
«Мать-героиня». Госуларство отпускает большие средства для
помощи матери и ребенку. Только за последний год многодет-
ные и одинокие матери получили государственных пособии в
размере лвух миллиардов рублей.

Советская женшина — гражданка и труженица — с честью
и тостоинством выполняет свой высокий и ответственный долг
в леле воспитания подрастающего поколения. Женщины-матеря,
советские патриотки воспитывают своих детей в духе беззавет-
ной преланности Родине. Великая Отечественная война показа-
ла всему миру, какое героическое поколение советских людей
взрастили женщины-матери нашей страны.

Ярким выражением высокой политической сознательности и
организованноети советских женщин явилось их активное уча-
стие в выборах в Верховный Совет СССР. Единотушно голосуя за
кантилатов блока коммунистов и беспартийных. советские жен-
шины выразили безтранячное ловерие партян Ленина—Сталина
и готовность отдать свои силы на борьбу за дальнейший расцвет
нашей Родины.

Лучшие лочери народов Советского Союза, завоевавшие славу
мастеров трула на фабриках, заводах и колхозных полях, выла-
ющиеся ученые, инженеры, врачи, педагоги, общественные дея-

тели удостоены высокого доверия — избраны депутатами Bep-
ховного Совета СССР, Верховных Советов союзных и автономных
республик и местных Советов депутатов трудящихся. Среди
депутатов Верховного Совета СССРЫ—277 женщин. Более 1500
советских женщин являются депутатами Верховных Советов
союзных и автономных республик, свыше 456.000 — xenyra-
тами местных Советов. Миллионы женщин Советекого Союза на-

равне с мужчинами принимают Участие в управлении государ-
ством.

\

Велика и ответственна роль советских женщин в выполне-
нии задач послевоенного мирного строительства. В течение бли-
жаишего пятилетия советскому народу предстоит восстановить
X03MHCTBO и культурные учреждения в пострадавших от врага
районах, превзойти довоенный уровень развития промышленно-
сти и сельского хозяйства, добиться нового расцвета культуры,
науки и искусства, значительно повысить материальное благо-
состояние трудящихся, еще более укренить военно-экономиче-
скую мощь советского государства. Нет сомнения в том, что
советские женщины будут в первых рядах борцов за осуществ-
ление этих великих задач.

ЦЕ ВКП(б) обязывает все партийные организации провести
Международный женский день — 8 марта под знаком дальней-
шего сплочения трудящихся женщин вокруг коммунистической
партии для успешного выполнения программы  социалистиче-
ского строительства в годы новой пятилетки. Партийные органи-
зации должны широко раз’яснить всем трудящимея женщинам,
что от их трудовых усилий во многом зависит новый расцвет
социалистической промышленности, сельского хозяйства и куль-
туры страны, повышение жизненного уровня народа, скорейшее
преодоление всех трудностей, вызванных войной.

Партийные, советские, профсоюзные и комсомольские органи-
зации должны еще’ пгире привлекать советских женщин к актив-
ному участию во всей политической, хозяйственной и культур-
ной жизни нашей страны, содействовать росту их сознательно-
сти и организованности, вылвигать передовых женщин на руко-
вотящую работу в советские, хозяйственные, профсоюзные
общественные организации.

ЦК ВКП(б) требует от партийных организаций усилить по-
вседневную заботу о женщине и детях, памятуя, что воспитание
детей является делом первостепенной государственной важно-
сти. Bee советекие, партийные и общественные организации
должны оказывать женщинам всемерную помощь в деле воспи-
тания подрастающего поколения.

Партийные и общественные организации лолжны бороться 38
выполнение постановлений партии и правительства, направлен-
ных на дальнейшее улучшекие производственных и бытовых
условий женщин, лобиваться расптирения сети и улучшения ра-
боты детских яслей и детских садов. родильных домов. лечебных
учреждений, предприятий общественного питания и бытового
обслуживания.

Vanya почетом, уважением, постоянной заботой женщину-
мать:

Советские женщины! Теснее сплачивайте свои ряды вокруг
партии Ленина—Сталина! Боритесь за дальнейшее укрепление
советского государства, за новый расцвет нашей социалистиче-
ской Родины!

Женщины — работницы, инженеры и‘техники! Неустанно`
повышайте производительность труда, улучшайте качество про-
мышленной продукции, двигайте вперед технику производства!
Боритесь за дальнейший под’ем социалистической промышлен-
ности и транспорта!

Женщины — колхозницы, крестьянки, работницы МТС и сов-
хозов, агрономы и все работники сельского хозяйства! Образцо-
вой подготовкой и проведением. весеннего сева обеспечьте полу-
чение в 1946 году высокого урожая! Добивайтесь дальнейшего
увеличения поголовья скота и повышених продуктивности жи-
вотноводства!

Советские женщины! Помогайте быстрейтему восстановлению
разрушенных врагом фабрик и заводов. шахт и электростанций,

железных дорог. жилищ, школ. больнин!

Женщины-—работники науки и техники! Неустанных творче-
ским трудом двигайте. вперел советскую науку, внедряйте дости-
жения науки в народное хозяйетво!

Женшинье— учителя, работники народного” образования и
культуры! Воспитывайте образованных и культурных советеких
людей! Боритесь за новый расцвет просвещения и культуры в
нашей стране!

Женшины-—мелицинские работники! Улучшайте работу ле-
чебных и санитарных учреждений! Повышайте качеетво меди-
Цинской помощи населению!

Женщины-служащие советских учреждений! Боритесь за

Пугачева»). В. Гоффеншефер. К новым рубежам.

[Салоне НЕРИС]
ВЕС НА

Весна, весна!

В садах сирень поет,

И блешет речка пеной вод,
И ветер катит льдины туч
По неманам небесных круч.

Весна, весна!

По веточкам берез

Струится кровь зеленых грез.
То кровь моя... Свободы взлет
Весенним ветром обдает.

Вот белой тучкой пробежит,
У речки ивой задрожит,
Взовьется ласточкой в поля
Твоя свобода, мать-земля!

Колокола мне в сотый раз
Поют о счастьи, о любви.
Весна звенит в моей крови.
Стрекозы сердца в ранний час
Проснулись и летят в поля...
Свободна ты, моя земля!

Перевела с литовского
Мария ЗАМАХОВСКАЯ.

Семен БАБАЕВСКИЙ

Март был холодный и сырой. До двадца-
тых чисел над степью лежали влажные ту-
маны. Днем моросил дождь, тяжелые тучи
закрывали курганы и пригорки. С запада
веяло теплом, а к ночи срывалась крупа,
и по дорогам, на блеклой прошлогодней

и   траве темнела ледяная корка. Но все, что

происходило в эти дни, — и эти непрерыв-
ные влажные туманы, и обложные дожди,
и хрупкая корка льда—лишь скрывало от
людских глаз быстрое пробуждение земли.
Было сыро и холодно, а степь уже по-на-
стоящему жила весной. Все потянулось к
теплу и ждало солнца: дружно зеленели

озимые, на выгоне зарябили подснежники,.

оживала трава, набухали почки на деревь-
ях, и тайно ото всех, как бы желая неожи-
данно порадовать человека, зацветали аб-
рикосы, еще голые, без единого листка. И
когда в один из ясных дней солнце щедро
окутало землю теплом и светом, степь, уже
нарядная и веселая, вдруг от края и до края
заиграла радугой красок, тем особенным
весенним убранством и искрящейся го-
лубизной, от которой трудно оторвать
взгляд. Дивясь такой буйной зелени, видя
такое яркое цветенье, люди взволнованно
говорили: «Ай-ай, какая дружная нынче
весна! Не шла, не шла, да и привалила!»

Почва размякла, нагрелась и закурилась,
и тут уж некогда было ни разговаривать,
ни радоваться. а надо было пахать, боро-
HUTS, сеять и_лелать все это разом и так
ыстро, что никакие планы и графики уже
не могли приниматься в расчет. Сама весна
подала команду, и не подчиняться ей ник-
то не смел.

По всему Родниково-Рощинскому райо-
ну с зари потянулись с хуторов и станиц
вереницы плугов, сеялок, загремели по вы.
сохшим дорогам брички, груженные 3ep-
ном, боронами, заскрипели ярма. В один
день, забыв все домашние хлопоты, муж-
чины, подростки, женщины с детьми и без
детей покинули свои`дворы и перекочева-
ли в поле с постелями, с чугунами и ка-
стрюлями. Крошечкина птицей металась
по полям, и в какую бы бригаду она ни
приехала, ей казалось, что и пахота, и бо-
ронование, и сев идут медленно. Особенно
ее злили коровы, работавигие на пахоте в
бригаде Дуняшки Скозубцевой. Запряжен-
ные в плуг цугом по три пары, они лениво
переступали, и плуг еле-еле двигался. Ког-
да же плугаторити останавливали упряжки,
шли к табору за ведрами, а потом прямо
на борозде начинали доить коров, Кро-
шечкина и смеялась и сердилась: «Да и на
какого дьявола вы их еще доите... Пусть
присушуют»,

Тракторная бригада Ирины Коломийце-
вой выехала в поле за неделю до того,
как наступили погожие дни. Два колесных

точное выполнение советских законов. чутко относитесь к зап-
росам } нуждам трудящихся! Улучшайте работу советского ап-
парата!

Женщины Советского Союза! Проявляйте  неослабное внима-

ние семьям воинов, отлавших свою жизнь за Отечество! Окру-

жайте материнской заботой и лаской детей-сирот! Усиливайте
заботу об инвалидах Отечественной войны!

Привет женщинам свободолюбивых народов, борющиуся за
обеспечение прочного и длительного мира между народами, за
свободу и демократию!

Центральный Комитет Всесоюзной Коммунистической партии
(большевиков) приветствует всех трудящихся женщин Совет-
ского Союза и выражает твердую уверенность в том, что совет-
ские женщины будут и впредь неустанно бороться за хальней-
шее укрепление силы и могущества нашего социалистического
Отечества.

Центральный Комитет Всесоюзной
Коммунистической партии (большевиков)
==
НА ПАРТИИНЫХ СОБРАНИЯХ ПИСАТЕЛЕЙ

ЛЕНИНГРАД

ЛЕНИНГРАД. (От наш. корр.). В Ленин-
градском отделении Союза писателей со-
стоялось открытое партийное собрание, на
котором Ольга Берггольц выступила с до-
кладом о задачах писательской организа-
ции в связи с исторической речью товарища
Сталина на предвыборном собрании изби-
рателей Сталинского избирательного окру-
га г. Москвы 9 февраля 1946 года.

О. Берггольц говорит о чувствах горло-
сти и радости, с какими. писатели Ленин-
града накануне выборов в Верховный Со-
pet. CCCP выслушали речь товарища’
Сталина, которая подвела великие итоги
прожитого и созданного советским наро-
дом и обрисовала контуры недалекого бу-
душего нашей Родины.

— Речь товарища Сталина — огромный
вклад в марксистско-ленинскую науку. Она
определяет задачи коммунистической пар-
тии и советского народа. Эта историческая
речь — творческая программа для каждого
советского писателя, она имеет величай-
шее значение для дальнейшего теоретиче-
ского и практического развития советской
литературы.

Подробно говорила О. Берггольц о зада-
Wax художественного осмысливания и об-
общения событий предвоенных, военных и,
послевоенных лет, об изображении героя-
победителя. В докладе была оценена роль,
ленинградских писателей в борьбе за ‚быст-
рейшее восстановление Ленинграда, как

— Дело, не только в создании книг о
восстанавливающемся Ленинграде—гово-
рит О. Берггольц,—но и в восстановлении и
приумножении славы Ленинграда, как круп-
нейшего литературного центра Советского
Союза. Речь идет о борьбе за ‘высокое
идейно-художественное качество произве-
дений ленинградских писателей.

Яркую речь произнес Леонид Рахманов.

— Наступает время новых сталинских
пятилеток, — сказал он. — Каждый из нас
должен вдуматься, что предстоит сделать
писателю. Гражданский долг велит нам
быть на высоте задач свого времени, по-
могать народу, учить подрастающую моло-

дежь, учить не менторски, не на прописях,

а силой искусства. Мы должны показывать
в своих произведениях нашу прекрасную,
насыщенную созидательным трудом жизнь,
увлекая силой и правдой искусства, вдох-
новленного сталинскими мыслями и идеями.

На собрании выступили С. Бытовой, П.
Капица, Б. Рест, Н. Брыкин, И. Эвентов,
Г. Мирошниченко, В. Равич.

КИЕВ

КИЕВ. (От наш. корр.). В Союзе совет-
ских писателей Украины состоялось откры-
тое партийное собрание, посвященное вы-
ступлению товарища Сталина на предвы-
борном собрании избирателей Сталинско-
го избирательного округа г. Москвы 9 фев-
раля. Литературовед Д. Капица подробно

крупнейшего индустриального, научного и остановился на задачах, вытекающих из

культурного центра страны.

речи товарища Сталина для каждого граж-

данина советского государства, в частно-
сти, на задачах писателей Украины. Отме-
тив заслуги отряда писателей Украины в
годы Отечественной войны, Д. Капица ука-
зал на существенные недостатки украин-
ской литературы военного времени — на
фактографичность, отсутствие обобщаю-
щих образов людей сталинской эпохи, не-
достаточную глубину изображения собы-
тий, бледность художественных средств.

В обсуждении доклада Д. Капицы при-
няли участие С. Скляренко, Е. Кирилюк,
А. Тростянецкий, Л. Новиченко.

— В художественных произведениях нам
необходимо, — говорит С. Скляренко, —
по-настоящему глубоко показать причины
нозникновения войны, показать источники
могущества нашей державы, роль больше-
BHCTCKOH партии и лично товарища
Сталина в создании могучего Советского
государства и в организации победы над
фашизмом, рассказать, как формировался
советский человек.

Е. Кирилюк, А. Тростянецкий, Л. Нови-
ченко говорили о необходимости более
глубоко изучать марксистско-ленинскую
теорию, зорче”®8сматриваться в жизнь лю-
дей. производство, быт.

На собрании отмечалось, что украинские
писатели не используют многих литера-
турных жанров, в частности, жанра при-
ключенческого и фантастического романа,
научно-популярного очерка и др.

трактора, двигаясь один за другим, тяну-
ли на прицепе вагон, невысокий и длинный,
как ‘сарай, на низеньких железных коле-
сах. Вагон раскачивался во все стороны,
потрескивали доски и глухо гремела желез-
ная крыша, но это ничуть не беспокоило
пассажирок. В раскрытую дверь летели
мажорные звуки гармонии-двухрядки и
слышался страдающий женский голос:

ОЙ, хмарится-туманится,

- Да низко хмары ходят!.

Другой голос, еше более высокий и жа-
лостливый, подхватывал:

Да чи до теби, мой миленок,

Да письма не доходят...

За вагоном хвостом тянулись плуги,
привязанные один‘к другому, точно нани-
занные на шнур раки. По дороге зарябил
зубчатый след: новые, отточенные шипы
входили в землю мягко. По этим мережкам
важно, взад и вперед, расхаживали грачи,
выискивая червей в свежеразрыхленной
почве.

Третьей машиной в бригаде Коломийне-
вой был трофейный танк. «Командирская
машина», как в шутку назвали ее трактори-
CTKH, по правилу, должна быть впереди, но
Коломийцеву, управлявшую танком,   задер-
жал Григорий Цыганков. Механик вернул-
ся на велосипеде из района, когда танк, с
красной звездой на месте черного креста,
уже выползал со двора мастерской. К не-
му была прицеплена тяжелая воловья арба
без дышла и с высокими дробинами. Арба
была доверху нагружена железными боч-
ками с горючим, баками со смазочным ма-
териалом, кадками с желтым, под цвет топ-
леного масла, тавотом. На бочках, подост-
лав солому, сидели две трактористки, сон-
но жмурясь и задумчиво глядя в степь.
Возле танка стояла Ирина Коломийцева, в
стареньком комбинезоне, похожая на лет-
чицу. Лениво повязываясь платком, она
рассеянно слушала наказ механика.

— Гриша, ты, — как докладчик, и гово-
ришь, и говоришь, а мне все уже понят-
но,—сказала Ирина и обиженно закусила
маленькую нижнюю губу. — Ну, поеду я
не в Сторожевую, а на Садовые хутора.

Это ж ты уже десятый раз говоришь.

— И еще раз скажу,—стоял на своем
Цыганков. — Ты едешь в Садовые хутора,
а там, знаешь, какие бабы... не бабы, а...

— Hy, не ругай, не ругай, — Ирина за-
смеялась.

— Они легко могут с’агитировать тебя,
чтобы ты тракторами и сеяла и боронила,—
лицо Григория сделалось строгим.—-А на
совещании Чикильдина сказала; чтобы
трактора использовать только на пахоте.

— Все, что ли? Ах, как долго!

— Нет, не все, — продолжал Цыганков.
— Увидишь Крошечкину, передай ей сло-
ва Чикильдиной: для танка пусть выделяет
землю покрепче.

А. Ильченко прочел взволнованно на-
писанный отклик на выступление товарища
Сталина.

— Ну, я поехала, — сказала Ирина и бы-
стро взобралась на броню.
Ирина была женщина хоть и невысокая,

Е

Сильва КАПУТИКЯН

В ЦАХКАДЗОРЕ

В Цахкадзоре, в Цахкадзоре
Лес шумит, алеют зори.

В Цахкадзоре был наш лагерь,
Поднимали утром флаги
Мальчуганы и девчата—
Темноглазые галчата.

Высоко шатер маячил,
Долетал до неба мячик.

Как мы жечь костры любили!
Эти дни ушли, уплыли,

Но плывет дымок тот синий
В памяти моей доныне,
Будто, девочкой, играя,

Все дивлюсь огню костра я.
В Цахкадзоре, в Цахкадзоре
Тот же лес и те же зори.
Меж дубов и меж орешин
На гору всхожу неспешно,
Я веду с собой ребенка,

Он мне руку сжал ручонкой,
А потом бежит за птицей,
Пестрой бабочке дивится,
Мак срывает придорожный
И — бегом назад тревожно,
Весь в пыли, устав от зноя,
Вновь под крылышко родное.
И бредем тропой нагорной
В золотой тени узорной.

В Цахкадзоре, в Цахкадзоре
Вечен лес, бессмертны зори...

Перевела с армянского
Вера ЗВЯГИНЦЕВА.

ВБАФАЧЕИ

но полная, с широкими плечами. Ей было
и самой неудобно, от того, что прошлогод-
ний комбинезон стал ей всюду тесен и на
высокой груди уже совсем не сходился.
И хотя одета она была легко, в люк танка
она пролезла с большим трудом. Григорий
весело улыбался, когда Ирина, опустив но-
ги в люк и сжимая податливые плечи, кра-
снела и силилась залезть в танк.

— Эх, Ирина, Ирина, — Григорий смеял-
ся и качал головой,—не вышел бы из тебя
танкист. По комплекции не подошла бы.

Заговорили все время скучавшие на возу
трактористки.

— Растолстела без Степана!

— Застрадалась, бедняжка, без мужа!

— Да замолчите вы, сороки! смеясь
и еще больше краснея, крикнула Ирина.

Смеялись все, а Григорий уже не смотрел
на бригадиршу, а хохотал и вытирал за-
слезившиеся глаза. Ирина давно ‘пролезла
бы в танк, но ей приятно было находиться
в таком положении и видеть, как механик
падает от смеха...

— Гриша, да разве ж я виновата, что эта
дырка делалась не по мне, — блестя глаза-
ми, говорила она.

Ирина подняла руки и легко опустилась
вниз. Села на пружинистую подушку,
включила мотор. Танк с двух выхлопных
труб обдал дымом арбу и, грохоча, пом-
чался по улице. В смотровую щель дул ве-
тер, и Ирина видела дорогу и крайние до-
ма. Выбравшись за станицу, танк напал на
зубчатый след колесных тракторов и но-
шел полной скоростью. Даже на ровном
месте танк, ускоряя ход, плавно раскачи-
вался взад и вперед, точно лодка на встреч-
ной волне. Ирине нравилось такое мягкое
покачиванье, но. когда танк вышел в степь
и навстречу ему понеслись выбоины, за-
литые водой, бугры и лощины, у Ирины за-
кружилась голова. Ей казалось, что танк то
проваливается куда-то в пропасть, и поло-
ска серой грязной земли, которую она ви-
дела в щель, улетала куда-то вверх, TO
вдруг взбирался на отвесную скалу, и Ирина
видела мрачное, затянутое тучами небо. Ее
тошнило, и она, сбавляя ход, думала: «Как
же сидят в этом железе танкисты». Ей
трудно было ориентироваться, и она не за-
метила, как под гусеницы танка ушла глу-
бокая выбоина, залитая водой. Танк накре-
нился вперед, Ирина увидела взбаламучен-
ную воду, грязные брызги. Дала мотору
полный газ, поднялся оглушительный рев,
задрожали и рванулись вперед гусеницы.
Врезаясь в мокрую землю, гусеницы вы-
скочили на что-то твердое, танк точно оп-
рокинулся назад, и у Ирины замерло серл-
це... Когда она открыла глаза, танк уже
выбрался на сухую дорогу. Только сейчас
Ирина вспомнила и про воз и про подруг.

Быстро заглушив мотор, она выглянула из
люка и ахнула. Воз оборвался и стоял по-
среди выбоины. Трактористки, забрызган-
ные ‘грязью, до-смерти перепуганные, смот-
рели на Ирину помутневшими от страха
глазами. Марьяна, пожилая казачка, разма-
зывала по лицу грязь и не знала—плакать
ей или смеяться.

— ОЙ, мамочка! — крикнула Ирина. —
Да я про вас и забыла.
— Будь он проклят, этот танк, — гово-

рила Марьяна. — Думала, что вместе с во-
зом к небу взлетим.

— Ты что же, али в бой летела? — ото-
звалась другая трактористка. — Чуть арбу
не разбила...

— Подружки, милые,— сказала Ирина.—
Больше не буду. Сейчас я вас выручу. -Он,
дьявол немецкий, и меня чуть не закачал.
Как на карусели.

С помощью железного троса вытянули
воз и в хуторе Овечьи Броды нагнали ко-
лесные тракторы с вагоном и плугами. По
хутору Ирина ехала впереди бригады, танк
шел на малых скоростях, и ей хорошо бы-
ло и покачиваться на мягком сиденьи и ви-
деть. бегущих со дворов к танку людей.
Женщины махали ей косынками, а ребя-
тишки бросали под гусеницы картузы и
шапки.

— Немецкая танка скаче!

— Тю-лю-лю!

— Доскакалась! Гляди, как ей вязы свер-
нули. :

— А орудия торчит.

— Да то ж одна пустая дула!

— Дула, дула, а гляди и пуганет,

— Быстрая в бегах.

— На таких скоростях тикала с Кубани.

— И не утикла.

В Болыних Садах уже давно поджидали
трактористок. За хутор был выслан на коне
Алексей Афанасьевич Чикильдин. Старый
казак до полдня простоял на кургане, при-
поднимался на стремени и смотрел в ту
сторону, откуда с часа на час ожидалась
бригада. Наконец, далеко-далеко показался
вагон, похожий на стог сена, Дед Чикиль-
дин приложил ладонь к бровям и увидел
идущие по дороге тракторы, арбу и вере-
ницу плугов. Тогда всадник подхлестнул
коня и прискакал в Большие Сады. Вокруг
хуторского совета воробьиными стаями
шумела и кружилась детвора, собралась
молодежь, пришли казачки, разодетые по-
праздничному. На крылечке колыхался
старенький флаг. Выслушав старика, Кро-
шечкина велела казачкам поставить попе-
рек улицы в ряд три стола, накрыть их
скатертями и положить хлеб с солью. Все
уже было приготовлено, когда танк мед-
ленно приблизился к толпе. Люди стояли
за столами, запрудив всю улицу. Ирина,
не ждавшая такой встречи, заглушила мо-
тор и, волнуясь, еще в танке оправив на
голове платок, проворно вылезла из люка.

— Бабы!—весело крикнула она-—Что
это за преграда?

бедеву (маленький фельетон). Информация.

Мирдза КЕМПЕ

ВОЗВРАЩЕНЬЕ

О, возвращенье, возвращенье!
‚Моих родных полей трава
Склоняется к земле всё ниже

И нежно льнет к ногам все ближе.
Вдыхаю аромат весенний.

Слегка кружится голова.

А над полями ветер дышит,

И сердце голос братьев слышит
В призывном шорохе ветвей.

Все живо в памяти моей...

О, возвращенье, возвращенье!
Все здесь мне словно откровенье.
Да я ли это иль не я?

В глаза мои от лип зеленых,

От кочек на душистых кленах
Серебряная бьет струя.

О, этот воздух, этот ветер!

Меня он буйной лаской встретил,
И песни мне поет трава...

Мой край свободен. Я жива!

Перевела с латьииского
Мария ЗАМАХОВСКАЯ, _

Глава из романа

— Противотанковая оборона, — шутливо
заговорила Крошечкина, подходя к Ирине и
подавая ей руку. — Дальше хода нету.

— Придется и нам занимать круговую
оборону, смеясь сказала Ирина.— Эх, дев-
чата, а ну ко мне!

В это время ‘вперед вышел дед Чикиль-
дин. На руках у него лежал роскошный
белый рушник с петухами на концах. Рузи-
ник, вынутый Лукерьей Петровной из сун-
дука, был ‘такого  широченного размаха,
что петухи волочились по земле. Бережно,
на ладонях, Алексей Афанасьевич нес пе-
ревязанную рушником буханку, на которой
стояла деревянная солонка,

— Дочки и внучки наши заговорил
дед Чикияльдин, и все прислушались. —
Принимайте из рук самого старого этот
хлеб и соль... Пусть же будет вам так ра-
достно и легко пахать, как мне хлеб-соль
держать.

— ОЙ, что вы, дедушка, — принимая
хлеб и запутавшись руками в рушнике,
взволнованно проговорила Ирина.—За-

чем же нам такие почести? Али мы какие
воины?

— Хоть и не воины, а люди для нас дю-
же пригожие, — дед Чикильдин выпрямил-
ся и надел шапку, которую внучка носи-
ла следом за ним.

— А теперь милости прошу за стол,
— скомандовала Крошечкина. — Бабы, а
ну, подавайте еду! .

На столах задымилась жареная картош-
ка, вываленная из сковороды в глубокие
тарелки, казачки раскладывали хлеб, реза-
ли соленые огурцы. Лукерья Петровна при-
несла под фартуком графинчик .с водкой
(хранила для сыновей, но никто из них не
ехал к матери). Крошечкина, заметив гра-
финчик, моргнула Ирине.

— Вот это подходящий баръер,—ука-
зывая повеселевшими глазами на графин,
вполне серьезно сказала трактористка
Марьяна (лицо, забрызганное грязью, она
успела умыть и слегка помолодить пома-
дой). — Против такой преграды не устоять!

— Чудеса на свете, — сказала гармони-
стка Вера, самая молодая среди трактори-
сток. — Прямо на улице — и обед! Как на
свадьбе!

— Налейте еше водочки бригадирше.
— Кушайте, еше молочная каша будет.
— Не стесняйтесь.

— Да мы и так не стесняемся, уплетаем
за обе щеки, — за всех ответила Ирина. —
На что, а на это мы мастера.

Вера принесла из вагона гармонь и сно-
ва села за стол. Звуки гармоники поплыли
над хутором. У столов расступились люди,
и Крошечкина, придерживая рукой груди,
легко пошла по кругу. Следом за ней вы-
шли Настенька Давыдова и еще одна ка-
зачка, смуглая. как цыганка. Прибивая
пыль, они медленно, как бы пробуя, не за-
были ли танцовать, прошли по кругу. Трак-
тористки глянули на Ирину. Ирина, немно-
го охмелевшая, вышла из-за стола, удари-
ла ладонями о брезентовые штанины сво-
его комбинезона и понеслась, то приседая
и загребая каблуками пыль, то выделывая
такие «колена», что любой танцор так не
станцует.

Соскучившись по веселью, казачки на-
перебой выходили в круг и, забыв в эту
минуту обо всем, ходили важно, как ходят
гордые гусыни вокруг гусака. Пыль поды-
малась над головами, солнце клонилось к
западу, но никто и не думал бросать ве-
селья.. Только Ирина Коломийцеёва и Прас-
ковья Крошечкина отошли в сторону и о
чем-то говорили.

— Где вы нам отведете землю? — спра-
пгивала Ирина, засунув руки глубоко в кар-
маны.

— Уже отведена... Тут за Больнитими Са-
дами два клина под кукурузу-_Крошеч-
кина положила руку Ирине на плечо. —
Послушай, Иринушка, что я тебе скажу: У
нас есть неотложная пахота. Шестьдесят
гектаров ячменя мы засеваем для фронта.
Кто знает, — она улыбнулась, — может и
твой муженек покормит тем ячменем сво-
его коня?

— Моему Степану ячмень не HyxeH—
сухо ответила Ирина, не понимая, к чему
клонится этот разговор: — мой муж артил-
лерист.

— Ну, это ничего, что он артиллерист,
— продолжала Крошечкина. — Многие к2-
заки воюют, конечно, не на конях, а все
ж-таки ячмень для войска нужен,

— Прасковья, ты, как наш механик, —
обиженно заговорила Ирина.—Говори ко-

ротко, что тебе надо.

— Вспахать в одну ночь шестьдесят гек-
таров!

— Почему в одну ночь... А днем?

— Днем нельзя. Эта земля Яман-Джал-

гинцев.
— Воруешь? Скандал будет.
— Зачем же воровать. — Крошечкина

строго своими большими глазами посмот-
peta на Ирину.—Земля принадлежит не
колхозу, а Яман-Джалгинскому совету. Ти-
хон Ильич Осадчий второй год ее не засе-
вает, она вся бурьяном поросла. Я поеду
завтра к Осадчему и все улажу...

— Если так, то за нами дело не станет.

Через час. за Большими Садами, недалеко
от дороги, раскинулся бригадный лагерь.
Танк с двумя четырехлемешными плугами
сделал почин. Лемеха мягко вонзались в
еще сырую, но уже теплую землю. За тан-
ком вышли на загоны и тракторы. По блек-
лой стерне потянулись свежие борозды.
Перевернутая земля неярко поблескивала, и
издали казалось, будто по ‘степи тяну-
лись черные лакированные кушаки, кото
рые все расширялись и расширялись. ‚