= 4

ammo} TPATESA B MOHACTBIPE

НЕОПУБЛИКОВАННЫЙ ОТРЫВОК ИЗ. ТРЕТЬЕЙ ЧАСТИ «ЕМЕЛЬЯНА ПУГАЧЕВА»

Обед происходил в монастырской тра-
пезной торжественно. Трапезная, похожая
своим убранством на церковь, была об-
ширна, каменные столбы и стены расписа-
ны в византийском вкусе. Под потолком
небольшое паникадило. У восточной сте-
ны иконостас, возле него аналой с пере-
плетенным псалтырем, по нему во время
трапезы монастырской братии молодой
инок читал во всеуслышанье псалмы. Бра-
тия закончила обед, час тому назад, пахло
кислой капустой снетками, медом, лада-
ном.

Гости сидели чинно. Против Пугачева
представительный  чернобородый apxu-
мандрит Александр в черном клобуке и
мантии, справа и слева от. Александра —
два седовласых иеромонаха и ключарь,
рядом с ключарем — отец Иван. Юные
служки в черных подрясниках, перехва-
ченных по тонкой талии ременными пояса-
ми, шустро и неслышно взад-вперед мель-
кали, разнося питие и пищу.

Подняты были, как водится, здравицы за
государя, государыню и наследника с су-
пругой, все шло, как по маслу. Но тут чорт
дернул отца архимандрита блеснуть сво-
им немалым красноречием. Он был мастер
произносить проповеди, в основу которых
клал призыв к чувствам монашествующей
братии и приходивших богомольцев, убеж-
дая свою паству творить добрые дела, ибо
«вера без дел мертва есть». Архимандрит
хотя и не блистал подвижнической жизнью,
но и никогда не нарушал ни догматиче-
ских правил, ни монашеского устава, ни
строгого монашеского обета.

Через многочисленных богомольцев-про-
столюдинов, стекавшихся в обитель даже
с отдаленных губерний, он прекрасно знал
о всех жестокостях, ныне производимых
крестьянами именем наря-батюшки над
своими помещиками и прочими утесните-
лями народными. А за последнее время, в
том же Алатыре, суд и расправу над вра-
тами крестьянства чинил сам государь. Да
и здесь, в Саранске, уже были и вновь го-
товятся немалые казни. Архимандрит
Александр, приглялываясь к своему гостю,
гадал в душе — царь он или не царь, и не
Mor дать себе точного ответа. Ежели он
царь, все обойдется благополучно, ежели
он самозванец Пугачев, архимандриту не
миновать кары от Синода, от правитель-
ства. Поэтому он, архимандрит, решил за-
готовить себе некую лазейку на тот слу-
чай, ежели его призовут и.спросят: «Как
ты смея принимать в святой обители ду-
итегуба и разбойника?» Он тогда ответит:
«Гого ради, чтоб наставить злодея на путь
истинный». С другой же стороны, им в дан-
ную минуту руководило сознание высокой
обязанности христианина.

И вот он полнялся, принял от послуш-
ника посребренный посох, молитвенно
сложил густые брови и морщины на вы-
соком лбу, ласково и в то же время с внут-
ренней твердостью уставился глубоким
взором в лицо Пугачева и, крепко опира-
ясь на посох, начал мужественным голо-
сом:

— О, царь благопобедный! (Сидевший
на краю стола Дубровский вынул бумаж-
ку и записал слово: «благопобедный» —
пригодится.) Прими от меня, многогрешно-
го, — продолжал отец Александр, — знаки
благодарности за щедрое пожертвование
твое на украшение святой обители нашей.
Такожде и прочие пари христолюбцы де-
лывали от времен древних и до днесь, при-
нося лепту свою на храмы божия. («При-
дется еще полсотни подсунуть, — подумал
Пугачев, — красно говорит да и употчива-
ли нас изрядно».) И аз, грешный, возьму
на себя дерзновение напомнить тебе, све-
те наш, что государи всероссийские быва-
ли характером и делами своими разны
суть. Одни, како Алексей Михайлович, ти-
тайне. правили народом русским, другие,
како Великий Петр, собственноручно ру-
били корабли и устрояли свою державу на
иноземный! лад, третьи — не корабли, а
боярские головы крамольные рубили с
плеч, како Иван Расильич Грозный. А вот
ты, царь’ благопобедный... — архимандрит
отвел свои смутившиеся глаза от Пугачева
и опустил взоры в землю, затем, напрягая
мысль и как бы готовясь сказать самое
важное, он снова вскинул взор на Пугаче-
ва:

— Ты, свете наш, нежданно об’явился
на Руси образом чудодейственным. Две-
надцать лет будто бы и не было тебя, и
вот ты, яко паки родившийся, снова при-
сутствуешь своей персоной посреди верно-
подданных твоих. Да, поистине чудо не-
изреченное... Токмо не нам, не нам, грен-
ным, знать, что сотворяется в нашем гре-
ховном мире! — воскликнул архимандрит,
сокрушенно потряхивая головой. — Ска-
зано бо есть: высь земная падает, высь
небесная созидается.

— Высь небесная падает — это царицы
любодейной трон восколебался, — гукнул
в бороду отец Иван и опустил очи.

— И не ведомо нам, — продолжал ар-
химандрит, — по какой стезе соверигаешь:
ты, царь-государь, свое шествие. Но аз,
многогрешный, зрю в руце твоей караю-
ший меч и предваряю тебя, великое чадо
мое, ибо аз есмь пастырь христовой церк-
ви. — Отец архимандрит, опираясь Ha
посох, простер правую руку с янтарными
четками в сторону Пугачева и громким
голосом, чтоб все слышали и запомнили
слова его, сказал: — Паки и паки реку те-
бе, о царь благопобедный, не проливай
напрасно крови людской, обсемени серд-
це свое добром и милостью! Не иди тро-
пой царя Грозного, а прилепляйся к де-!
лам добрым!... И тогда...

— Стой, отец Александр! — прервал его
Пугачев, уперев ладонями в стол и отбро-
сив назад корпус. Все гости враз насто-
рожились, будто почуяв в словах его бое-
вой призыв. — Ты уж не учи меня и в на-
ши дела не суйся, — продолжал Пугачев,

БЕЧЕР ПАМЯТИ НИСАТЕЛЯ

русской северной деревни к берегам Чер-

В день первой годовщины смерти Вяче-
слава Яковлевича Шишкова, 6 марта, Пре-
зидиум ССП СССР и Совет клуба писате-
лей устроили вечер его памяти.

После вступительного слова В. Бахметь-
ева, говорившего о жизни и творчестве
В. Пиипкова, доклад. о работе писателя над
историческими произведениями сделал
проф. К. Базилевин.

Анализируя эпопею «Емельян Пугачев»,
докладчик подтверждает научно-исследова-
тельский подход писателя к исторической
теме. В. Шишков глубоко и всесторонне
изучил материалы эпохи.— Содержание ро-
мана «Емельян Пугачев», — говорит проф.
Базилевич‚, шире ero названия, это не
жизнеописание Пугачева, а историческое
повествование о России ХУП века. Несмот-
ря на то, что автор в своем романе описы-

ARR ee

поднимая свой голос. — Маши кадилом да
бей за нас поклоны перед богом. А уж мы
не с добром, не с милостью, а с топором
да петлей шествуем... Добро опосля само
собой придет.

— Сказано в писании, — закричал отец
Иван, выглянув из-за спины Пугачева и
косясь на архимандрита.— Сказано: «Я не
мир принес на землю, а меч.

— И допреждь нас пробовали, ваше свя-
щенство, и добрым словом и милостью, —
ввязался атаман Овчинников, покручивая
кудрявую бороду, — да толку мало: поме-
щик к мужику все равно как волк к овне,
Лютого волка добрым словом не прой-
мешь... . 4

— А кого слово не берет, с того шкуру
дерут! — пришлепнул Пугачев ладонью в
столешницу.

Архимандрит не на шутку испугался:
сразу сник, и вся величественность его
слиняла. ,

— Послушать бы мне тебя, отец Алек-
сандр, — молвил Пугачев, откидывая ‘со
лба волосы, — что ты станешь балакать,
когда катерининские генералы, ежели за-
минка у нас выйдет, за казни примутся?
Да уж и принялись кой ла где!.. У меня
дворянская кровь HO ‘каплям исходит, у
них мужичья ушатами потечет. Ну таки
молись, чтобы держава моя крепла.

— Чарь благопобедный! — перелав по-
COX послушнику и приложив к груди хо-
леные руки, воскликнул архимандрит. Ли-
по его сложилось в плаксивую гримасу.—

вает мрачные стороны жизни того време-
ни, «Емельян Пугачев» оставляет у чита-

С тоской и душевным трепетом помышляю

‚о будущем. И, предчувствуя его, вижу в
нем оправдание пути твоего. Путь твой
есть путь правды, ибо в святом писании
сказано тако: «Вырви из пшеницы плеве-
лы и сожги их, тогда хлебная нива твоя
утучнится!».. Нива — это народ, плевелы
— это супротивники народные,

— Ну, то-то же, — проговорил Пугачев.
Вот ты все  толкуешь-правда, о прав-
да... А ответь-ка мне по правде истинной,
как перед богом:-за. кого, меня принима-
ешь? Кто. я есть? isi

Архимандрит стоял, а все сидели. Лино
его вдруг побледнело, сердце затрепыха-
лось, он’ с опасением взглянул на двух си-
девших возле него иеромонахов и, опу-
стив. глаза, тихо, черёз силу, молвил:

— Вы император Петр Федорыч Третий.

В это время раздались ‘3a открытыми
окнами шумливые крики и топот множе-
ства ног по монастырскому, выложенному
кирпичом двору.

— Допустите до царя-батюшки! — кри-
чали во дворе. — Он нас рассудит!

Пугачев быстро подошел к окну, гля-:
нул со второго этажа вниз и видит: боль-
шая возбужденная толпа крестьян — по-
жилых‘ и старых — подступала к закрытой
двери, а стоямние на карауле казаки гна-
ли их прочь. Среди толпы вихлялся тол-
стобрюхий монах. Крестьяне хватали его
за полы, тянули к двери, он вывертывался,
орал: «Прочь, нечестивны!» Крестьяне за-
дирали вверх бороды, продолжали взы-
вать: «Эй, допустите до царя!»

— Давилин! — высунувшись из окна,
прокричал Пугачев вниз. — Пусти народ!

И вот, грохая по лестнице каблуками,
шаркая олаптями, ввалилась в трапезную
пыхтящая толпа, покрестилась на иконы,
отдала глубокий поклон архимандриту и
пала Пугачеву в ноги.

— Встаньте, мирянушки! С чем пришли?

— С жалобой, надёжа-государь, с жа-
лобой!.. На монахов, на гладкорожих... Баб
да девок... Жеребцы!... Прямо жеребны
стоялые... — раздались со всех сторон раз-
розненные голоса.

— Да не галдите разом-то! — прикрик-
нул на крестьян Овчинников. — Толкуй,
кто ни то один.

Емельян Иваныч расчесал гребнем боро-
ду и волосы, сел в кресло, приготовился
слушать. Выступил вперед седобородый,
крепкий дед с ястребиным носом, с глаза-
ми горящими.

—Надёжа-государь, эвот чего вчерась

теля чувство уверенности в силе и мощи
русского народа,. который воплотит в
жизнь свою заветную мечту о свободе.

С воспоминаниями о Вяч. Шишкове вы-
ступил М. Пришвин. Он говорил о покой-
ном писателе, как о человеке, прожив-
шем прекрасную жизнь, которая достойна
быть примером для других.

Несколько эпизодов, характеризующих
общественную деятельность Вяч. Шишко-
ва, привел Н. Каржанский,

Контрадмирал Ф. Крылов рассказал ©
личной дружбе и творческой связи Вяч.
Шишкова с советскими подводниками,

Воспоминаниями о встречах с писателем
поделился Н. Тихонов.

— Вячеслав Яковлевич Шишков,—сказал
Н. Тихонов, — был настоящим русским
самородком. Любовь к родной стране, ин-
терес к жизни родного народа вели его из

Иллюстрации Б. Дехтеревва к «Детству» М, Горького (Детгиз).

oo $5

содеялось, — начал он, кланяясь Пугаче-
ву. — Ведомо ли тебе, кормилец, что у
нас два монастыря? Один вот этот самый,
Петровский называется, а другой в пяти
верстах. отсель, на Инзаре на реке. Ну тот,
правда что небольшой монастырек... ,,

— Даром, что небольшой, — подхвати-
ли в толпе, — а монахи молодые, здоро-
вецкие!

— И оба монастыря на заливных лугах
покосы имеют, — продолжал старик. —
Покосы у них рядышком. А наш, крестьян-
ский, покос, впритык с монастырским...

— Впритык, впритык, батюшка, — снова

‘подхватил .народ. — Вот этак ихние поко-

сы, а этак наш.

— На нашем покосе. одни девки © моло-
дыми бабами робили, да.на придачу ста-
рики, а парни-то да середовичи  быдто
сдурели, все в бунт, в мутню ударились:
кои в твою армию вступили, кои по уезду
разбрелись помещиков изничтожать...

— Изничтожать, изничтожать лиходеев-
бар, согласуемо царского, твоей милости,
веленья! — шумел народ.

— И вот слушай, царь-государъ! — клю- .

нув ястребиным носом, громко сказал ста-
рик и покосился на приведенного толпой
гладкого высокого монаха, смиренно сто-
явшего поодаль. — И как заря вечерняя
потухла да стала падать сутемень, бабы с
девками домой пошлю Гладь-поглядь: за
ними краснорожие монахи бросились. Жен-
щины от них ходу, ходу, монахи за ними
дуй, не стой... Мы кричим: «Бабы, девки,
лугом бегите, луговиной!» А они, глупые,
к кустарнику несутся. Они к кустарнику,
монахи за ними, как кони, взлягивают, го-
гочут...

— Догнали? — нетерпеливо спросил Пу-
гачев, пряча в. усах улыбку.

— Нет, что ты, батюшка! — отмахиваясь
руками, в один голос откликнулась тол-
па. — Наши молодайки на ногу скорые, а
девки того шустрей.. Убегли, убегли, отец.
Все до одной убегли! Да их на конях на-
до догонять...

Царь-государь, — опять заговорил
старик с ястребиным носом, — положи за-
прет монахам, чтоб напредки они не заби-
жали наших женщин-то... Вот он, царь-
государь; пред тобой, этот самый игумен
того монастыря. Его монахи-то охальни-
чали, — и старик стролтиво взмахнул в
сторону смиренно стоявшего гладкого игу-
мена. — Отвечай, отец Ермило, чего мол-
ЧишЬ?

— Не мои монахи, — отрицательно. по-
тряс головой отец игумен, охватив руками
живот и устремив к потолку жирные мас-
ляные глазки. У него загорелые пышные
щеки,. между ними задорно торчит крас-
ный носик пуговкой, на скулах и подбо-
родке реденькая, словно выщипанная, тем-
ная бороденка.

—Как так, не твои? — зашумели кре-

стьяне, надвигаясь на игумена. — Так чьи
жа?

— Не мои монахи...

— Ну, стало быть, твой, отец архиман-
дрит, твоего монастыря...

— Нет, братия, — возразил отец Алек-
сандр. —. Мы посылаем на покос монахов.
богобоязненных и годами преклонных. А
молодые трудняки в лесу дрова заготов-
ляют. ‘

— Не мои монахи!--гулко бросал ury-
мен; будто топором рубил.

— Ха, хорошенькое дело, — возмути-
лись мужики. — Мы своеглазно видели —
твои!

— Не мои монахи! — вновь затряс го-
ловой и брыластыми щеками сварливый
игумен.

— Отец Ермил;—начал Пугачев.—Да
лы не страшись, говори правду. В том, что
за бабами твои монахи гнались, шибкой
вины нету на тебе,

— Не мои монахи!

— Ну вот, заладил, как филин на дубу:
не мои да не мон... — осердился Пугачев,
И все старики с пыхтящей злобой устави-
лись на отца Ермилу.

— Твое царское
упрямый игумен, и лицо его тоже стало
злым и дерзким.—Я правду говорю: не
мои монахи! Я знаю своих. Мои баб с дев-
ками всенепременно догнали бы... Как пить
дать — догнали бы! А это не мои, — и

отец игумен, выхватив платок, порывисто

отер им вспотевшие загривок и лицо.

Первым прыснул в горсть смешливый
Иван Александрыч Творогов. А вслед за
ним и всем прочим стало. весело. Даже ар-
химандрит Александр улыбнулся, и прн-
хихикивали в шляпенки пришедние с жа-
лобой старики. Лишь один отец Ермило,
столь ретиво вступившийся за честь своих
монахов, с видом победителя щурил на
всех хитренькие глазки. Старик с ястреби-
ным носом, кланяясь Пугачеву, молвил:

— Заступись за нас, сирых, батюшка.
Пугачев подумал и сказал:
— Дело это несуразное, путанное. Ведь

‚ежели б монахи вас, стариков, ловили, а

то ваших девок с бабами. Ну, так женские
и с жалобой должны были придтить, а не
вы, люди старые... Может статься, девки-
то сказали бы: «Надежа-государь, вздрючь
монахов, что нагнать нас не могли...»

Снова все заулыбались. На этот раз
улыбнулся и отец Ермило.

Крестьяне разошлись. Стали собираться
и гости. Явился Перфильев, тихо сказал
Пугачеву:

— На воеводском дворе, твое величест-
во, все готово! Крестьянство ждет.

Пугачев и гости поблагодарили отца
архимандрита за угощенье, направились к
выходу. Архимандрит, радуясь за спасение
монастыря и‘своей жизни, приказал про-
водить гостей трезвоном во все колокола.

ного моря .С котомкой в руках он прошел

пешком Ленинградскую область. До само-’

го последнего времени для Вячеслава Яков-
левича не существовало. ни расстояния, ни
усталости, он пренебрегал трудностями.
Как гражданин и художник, он был
своем посту в тяжелые дни ленинградской
блокады. Не покидая города в самые труд-
ные дни, он продолжал работать над мате-
риалами об Емельяне Пугачеве. Есть лю-
ди, которых невозможно представить себе
мэртвыми, и Вячеслав Яковлевич навсегда
останется в моей памяти живым. Верность
Шишкова русскому языку, русскому слову,
родной природе, художественной правде

жизни делает его произведения нужными

нам на долгие годы.

В художественной части вечера были
исполнены рассказы и отрывки из произве-
дений В. Шишкова.

величество! — начал

на.

Иллюстрации _ А, Ермолаева к роману К. Федина «Первые радости» («Молодая гвардия»)

$

>.

`В. ГОФФЕНШЕФЕР

Ни одна страна не знает той активности о котором мы говорили; литературная эво-
масс и того благородного творческого не- ! люция самого Овечкина. Еще до войны он
спокойства, которые присущи  стране  обратил на себя внимание интересными
социализма, ее народу в труде, в борьбе,   очерками и рассказами о колхозной жизни.
в заботе об общем деле, в стремлении к Это были произведения,
высшим человеческим идеалам. большой жизненной правдой и прекрасным

Характерным для народа-хозяина и сози- знанием колхозного труда и быта. В них
дателя является то, что победа, познание   ощущалась хорошая традиция проблемного
правильности своего пути и неисчерпаемо-  очерка о крестьянстве, возникшая в рус-
сти своей силы породили не торжествую-   ской литературе со времен писателей-на-
шую самоуспокоенность, а творческую! родников.
неуспокоенность. Мы уверенно глядим Во время войны Овечкин был на фронте.
вперед, и ощущение силы, принесшей нам! Вначале он, как и герой его повести Спи-
победу, не туманит нам глаза, а, наоборот,   вак был полковым агитатором. Потом ра-
дает возможность смело и трезво судить о   ботал в армейской газете,
том, что мы должны нести и приумножать Мне довелось наблюдать работу Овеч-
на нашем пути в будущее и что на этом!
пути должно быть преодолено и отверг-.
нуто.

Мне кажется, что и наша послевоенная
литература должна быть очень беспокой-
ной и беспокоящей, что она должна будо-
ражить чувства и мысли читателя, помогая
ему еще глубже познать процессы, проис-
шедшие в нашей жизни во время войны,
еще четче осознать значение нашей побе-
ды и еще непримиримее относиться ко все-
му, что мешало нам и может мешать в на-
шем движении к будущему.

И не случайно, повидимому, появление
к концу войны такого произведения, KaK
повесть В. Овечкина «С фронтовым при-
ветом», некоторые существенные особен-
нобёти которой, недостаточно выявленные
нашей критикой, хотелось бы здесь под-
черкнуть.

<Увидим мы или нет ту жизнь, какая на-
ступит после войны, но свое слово о ней
сказать должны. Жизнь начинается заново.
Входите, друзья, в новый дом, оботрите.
ноги на; ступеньках. Не повторяйте старых
ошибок,

„.Пиши, что в новой жизни, на освобож-
денной земле хотим мы видеть после всех
ужасов войны много красоты и радости.
Если не сразу создашь ее, красоту, на ме-
сте вырубленных садов и выжженных сел,
пусть будет она в отношениях между
людьми и в их трудовых подвигах. Хотим
мы, чтобы никто и ничто не мешало пере-
довым труженикам развернуться во всю
силу. Хотим, чтобы во все закоулки дошла
радость победы и восстановления совет-
ской жизни и чтобы не было у нас опять.
через несколько лет этой старой болячки—
отстающих колхозов. Хотим в партийных

армейской газете. Овечкину
‚лось «перестраиваться» в поисках образа

его старые герои—те же колхозники, ко-
торые взялись за оружие, чтобы защищать
свою родину и свободу. И характерным
для них, ла и для самого писателя, было
то, что о событиях войны, о военном деле,
о поведении бойнов и командиров они су-
дили, исходя из опыта, фактов и примеров
своей довоенней колхозной жизни.

И вот примечательно то, что в новой по-
вести Овечкина «С фронтовым приветом»
мы наблюдаем обратный процесс: старая
«мирная» жизнь рассматривается здесь в
свете опыта войны, который позволил нам
шире судить о том, что было и что должно
было быть.

«Петренко. как строевой командир, стал
за три года более военным человеком, чем
Спивак, и многие его мысли и сравнения
шли от армии, от фронта»,—говорит Овеч*
кин об одном из своих героев. Так, напри-
мер, Петренко сейчас и смешит и раздра-
жает понятие «отстающий колхоз». В каж-
дом районе были из года в год свои «от-
стающие> колхозы, как явление, практиче-
ски узаконенное. «Почему в армии у нас
нет этого термина--отстающий полк, от-
стающий батальон?»

Когда’ заходит разговор о трудностях,
стоящих перед людьми, восстанавливаю-
щими. разоренное немцами хозяйство, о
том, что «там пугают людей развалины»,
Петренко советует поднимать дух колхоз-
ников «так, как мы здесь поднимаем дух
солдат. еще не получивших боевого кре-

организациях видеть только вожаков и щения».
строителей и ни одного шкурника. Многое Это лишь самые простые примеры, ха-
хотим. Много крови пролили на этой зем.   рактеризующие ‘практический  организа-

ле, но и многого хотим от будущей жизни.
Иначе быть не может, За что и воюем. Мы
ведь не оборону держим. Мы уже давно
наступаем. Не сохранять старые рубежи
залача наша, а новые занимать».
-В. этих < словах—смысл. всей повести
Овечкина. аа
Мало что ноймет в этой повести тот, кто
увидит в ней лишь родившиеся на четвер-
том году войны во воемя наступательных
боев у Карпат думы бывшего инструктора
райкома партии, полкового агитатора Спи-
вака и бывшего районного агронома, ком-
бата Петренко о героических подвигах, о
прошлых недочетах и о будушем людей
своего ‘района. Она гораздо. шире по. сво-
ему смыслу и значению и охватывает. са-
мые существенные стороны нашей жизни.
’Что нового в этой повести по сравнению
с другими произведениями, рожденными
войной?

применить к строительству мирной жизни.

а политработник, этот опыт сказывается в
не меньшей степени, но в более осложнен-
ном — идейно и психологически — виде.
Именно ему принадлежит ведущая роль в
повести, и именно он является рупором са-
мых сокровенных авторских мыслей.
Спивак—агитатор не только по должно-
сти, а по всему своему умонастроению и

ста, который, где бы он ни находился, по-
хозяйски болеет за то, чтобы советским
‘людям жилось лучше и яснее, и считает
своим долгом вментиваться во все, что пре-
пятствует нашим людям жить, бороться и
строить. И чем иным, как не активным
вмешательством в жизнь всей страны,
является письмо, которое Спивак сочиняет

` Пафосом борьбы, который вдохновлял   вместе с Петренко, письмо с фронта в тыл
нас во время Великой Отечественной вой-  © том, что нужно сделать, чтобы избегнуть
ны, был пафос защиты того, что состав-  прежних недостатков, «не омрачать сейчас
ляет основу нашей жизни—защиты совет- ЛЮдям радость от наших побед», облег-
ской родины, социалистического строя, чить их тяжелый труд на развалинах!
движения к коммунизму от нависшей над Спивак размышляет о состоянии челове-
ними смертельной угрозы. ческих душ на пороге четвертого года
Война нарушила нормальный ход нашей! войны. Он «мысленно отмечал про себя,
жизни. И, обороняясь от наседавшего вра-   что, видимо, чем ближе подходит дело к
га, видя разрушения, принесенные войной,   концу войны, тем болыне люди думают о
мы с болью думали о том, что война не  личных своих судьбах, о разбитых семей-
только прервала нормальное развитие на-  ных очагах, о легших на плечи народа
шей страны, но и отбросила нас назад от  тяжелых задачах восстановления разру-
достигнутого уровня. «Была хорошая   шенного на месте вчерашних боев, о по-
жизнь, пришел проклятый враг, нарушил правимых и непоправимых последствиях
‘ее. Сколько крови проливается, сколько   войны». Он побывал у себя в районе и
созданного потом нашим погибает!» С го-! видел, как живут люди в тылу, как тяжело
речью и гневом думал об этом советский   трудятся на разоренной земле старики,
‘воин, сражаясь за сохранение того, что бы-  женщины и дети. То, что обычно
ло создано к тому моменту, когда на нас! обобщается в фразе «героическая работа
‘напали фашисты. И мечта о победе была \ тыла», раскрывается перед ним в конкрет-
для него мечтой о воссоздании той жизни,   ном проявлении, И он—фронтовнк— испы-
‘которая существовала раньше. Послевоен- тывает огромное уважение к тем; кто са-
Hoe будущее представлялось как восста-  моотверженно совершает эту работу.
‘новлзенное прошлое. И когда сквозь огонь  И на фронте и в тылу идет тяжелая
войны взор его устремлялся дальше этой борьба за победу. «За социализм люди в
цели, то следующая ступень представля-  пятом году погибали, в семнадцатом году
‘лась ему такой, какой она ему виделась за него на смерть шли. За социализм
раньше с высоты «мирной», довоенной сту-  Ленин и Сталин лучшие свои‘годы в ссыл-
‘пени.
Сказанное относится и к художествен- ся,—за него, за социализм».
‘ной литературе военных лет, изображав- Так говорится в повести. И разговор
шей первый этап войны. Вместе со своими идет не о далеком идеале, а о реально
героями она черпала свой пафос, гнев и творимом, о том, что уже воплошено в
силу в сознании необходимости противо-   нашей жизни и помогло нам громить и
стоять той смертельной опасности, кото-  разгромить врага. Социалистический строй
рая нависла над всем, что было нами до-  настолько органичен для советских людей,
стигнуто до войны в результате трех пятИ-  что вне его они себя не мыслят. Колхоз-
леток. Так же, как и. для ее героев, мысль  ник сознает это не в виде отвлеченного
об этих великих достижениях прошлого   умозаключения. Сама жизненная практика

была и источником вдохновения в борьбе   сделала советского крестьянина привер-
и мечтой, женцем социалистического строя. Спивак
В то время, в первые годы тяжелой  видел, как восстанавливались на Полтав-

борьбы за победу, иначе быть и не могло!
И мы напоминаем об этом для того,
чтобы указать на интересный и знамена-

щине разоренные немцами колхозы. Они
возрождались, как нечто естественно при-
сущее организму советского народа, воз-

тельный процесс, происшедший в на-  рождались, как свежая кожа, затягиваю-
шей жизни и в нашей литературе.   щая рану.
Ибо как только наметился перелом Война вовлекла в борьбу за социализм и

в ходе войны, как только представление о
нашей победе и уверенность в ней смени-
лись реальным наступательным движением
на запад, умонастроение воинов, их мысли
и чувства все чаше стали обращаться к бу-

сделала его героическими поборниками и
защитниками огромные массы людей. Она
вызвала к жизни новые силы, таившиеся в
недрах народа. Разве не типична рядовая
колхозница Ольга Рудыченко, о которой
дущему. И в свете опыта войны, осознавая   рассказывает Спивак? Беспартийная кол-
глубокие процессы, рожденные ею, люди   хозница не только прячет от немцев акт
стали не только вдохновляться довоенным, на вечное пользование землей, но и уни-
прошлым, как идеальным пределом, за ко-  чтожает забытые головотяпом списки чле-

„К НОВЫМ РУБЕХ

отличающиеся.

кина на фронте и проследить характерную
черту его произведений, печатавшихся в,
не приходи-

героя-бойца. В его очерках фигурировали,

ционный и воспитательный опыт, который
Петренко приобрел в огне войны и готов

характеру. Это тип подлинного коммуни-

ке провели. И сейчас эта кровь, что льет-

свою деятельность в этом прошлом, с тем,
чтобы она соответствовала новым требо-
ваниям жизни, с тем, чтобы нести в буду-
щее все хорошее и отмести все плохое,”
что мешало и мешает нам жить и двигать-
ся вперед, с тем, чтобы скорее подняться
на следующую ступень, ибо движение
жизни, рост нашей страны He останавли-
вались!

Люди стали осознавать, что их` борьба
за сохранение существующего—это в то
же время и движение вперед, а не простое
восстановление того, что существовало ло
войны, «Не сохранять старые рубежи за-
дача наша, а новые занимать».

Вот этот сложный процесс поступатель-
ного движения жизни в огне войны, среди
развалин и огромных трудностей, исныты-
заемых нашим народом во время войны и
в послевоенный период, и уловил автор
«С фронтовым приветом», и именно этим
определяется новизна повести.

Интересна в отношении того процесса,

торый они боролись, но и оо ам,

нов партийной и комсомольской организа_
ций. После освобождения села она’ стано-
  вится одной из лучших и наиболее ини-
циативных звеньевых в колхозе. А рассказ
о старухах, которым пора на покой, но ко-
торые по собственной воле организовали
звено, выполняющее на пахоте помторы
нормы? Или рассказ о трактористке Паше
  Ющенко. которйя собственными руками
  собрала из разных найденных деталей
трактор и выполняет на нем более двух
норм. Муж ее погиб на войче, сестра yr-
нана в Германию, отец—на фронте. Тоска
и упорство, ненависть и воля к победе нве-
дут ее трактор по родной степи, по ското-
  МОГИЛЬЕ* ку, на котором белеют вышвыр-
нутые сюда кости фапистских «завоевата-
лей». И прослытав про ее героический
‚Труд, незнакомый гвардеец шлет с фрогта
‚ письмо, где говорит, что готов отдазь Па-
“ше свой гвардейский значок.
«Это не повторение, нет‚,—заключает
“Спивак. —И горе, и кровь, и разруха—
и новые силы в народе поднимаются»,

Спивак думает о том, что сейчас, как
‘никогда раньше, нужна особая забота о
душе человеческой, что нужен особенно
чуткий подход к ней, так как большую
тяжесть несет на себе советский человек.
 А между тем среди районных и колхозных
  работников, призванных руководить людь-
ми, он встретил и таких, которые не толь-
ко не способны поддержать дух людей,
 но, насборот, бездушием своим усложня-
ют и без того сложную жизнь. И Спивак
рассказывает о них Петренко с раздраже-
‚нием и гневом.

Несколько раз на протяжении повести
разговор возвращается к работникам, ко-
торых Спивак называет «холодными са-
пожниками», к людям, делающим свое дело
без души и бюрократически относящимся
к другим. С раздражением Спивак гово-
рит и о делягах, для которых забота о
плане и инвентаре заслоняет заботу о че-
ловеке. Нетерпимы и руководители «дис-
петчеры», которые, сидя у себя в районном
` кабинете, руководят селом по ‘телефону.
Это особенно недопустимо сейчас, когда
люди в трудных условиях создают жизнь
заново и ждут от руководителя, чтобы он
  поговорил с ними по-душам, раз’яснил
наболевшие вопросы. Возмущают Спивака
и руководители, которые, вернувшись из
  эвакуации и увидев развалины, безнадеж-
‘но разволят руками. «Ходит, ноет, а его
`настроение, конечно, по детонации и кол-
хозникам передается».
  В разговорах между Спиваком и Пет-
ренко упоминается еше и тип такого ра-
\ботника, который вообще ничем не спосо-
.бен руководить, разорял своей бестолко-
востью любой колхоз, куда его назначали.
‚И до войны и во время войны он упорно
  перебрасывался из одного колхоза в дру-
  гой и в третий, как руководитель, в то
‚время, как его надо было бы от роли та-
кового освободить и поставить на рядо-
вую работу,

Но, возразят нам, что же Спивак сказал
  нового? Ведь такого рода отрицательные
типы работников давно известны, а. наша
пресса ежедневно бичует и «холодных са-
  пожников», и деляг, и «диспетчерский»
‚ стиль руководства.

Да, многие недостатки, о которых так
горячо говорит Спивак, известны. Но по-
‘новому звучит разговор о них, требование
изжить их. Прямо и резко говорит об этом
сержант Фомин.

Фомин говорит о том, что в отстраивае-
мом Сталинграде «самый сейчас беспечный
человек не посмеет плюнуть на тротуар.
Там вся земля нашей кровью омыта... Ста-
‚ линграл—-это место, где в нашей жизни
совершилось что-то огромное. К нему мы

;

У Спивака, хотя он и не строевой командир,   не все пришли хорошими бойцами и людь-

ми. Но кто остался жив и пошел оттуда

дальше воевать,—с другой луной пошел,

другим стал человеком...» И когда боен
Корженевский, проявивший себя в бою,
как шкурник, из-за которого погибли два
бойца, выразил сомнение в такого рода
  «перерождении» («Как это понять: после
Сталинграда мы стали другими людьми?
Какими же другими советскими, ‘чтоли?
‘А раньше--какими были—не  советски-
‚ ми?>), Фомин отвечает ему со сдержан-
ным гневом: «Я не говорю о перерожде-
нин. Просто пообчистились маленько: кой-
чего добавилось в нас, а кой-чего отбави-
лось ненужного... Там мы за все кровью`
расплатились. За всю подлость, что оста-
лась еще в таких людях, как ты. И за тех
расплатились, кто Крым бросил, на Кубань
бежал, и за тех, кто Ростов отдал без боя,
ворота на Дон открыл. Там мы, Корженев-
ский, многое поняли. Другими  глаза’ги
смотрим теперь на свет и на людей».
Герои повести Овечкина хотят, чтобы
народ вошел в послевоенную жизнь очи-
щенным не только от жуликов, шкурни-
ков и «холодных сапожников», нои от ста-
  рых недостатков честных и преданных де-
лу социализма, но ме понявших требо-
ваний новой обстановки работников, вроде
  секретаря райкома Сердюка. Они хотят,
чтобы имеющиеся еще в нашей жизни не.
  достатки были отметены беспошадно, бес-
  поворотно. Иначе не смогут полностью
  развернуться те новые людские силы, ко-
торые народились за время войны и на
‚ фронте и в тылу.

Многое разрушено и многое нало вос-
создавать. Но, воссоздавая,— совершенст-
вовать. Замечателен в этом отношении
пример, приводимый командиром полка
майором Горюновым. В его родном Ро-
стове-на-Дону вокзал был расположен в
  месте, неудобном для пассажиров. «Так
вот я думаю: когда ростовские архитекто-
‚ры будут восстанавливать вокзал и при-
вокзальный район, неужели все по-старо-
му сделают? Неужели йе сообразят что-
нибудь передвинуть, переставить, путь
куда-нибудь в сторону отвести или вокзал
на другом месте построить? А?»

Горюнов мечтает о реконструкции при
строительстве разрушенных › городов (к
  слову сказать, этот реконструктивный
eee и положен сейчас в основу ут-
вержденного правительством плана  вос-
становления городов); Спивак и Петрен-
ко—0б — усовершенствовании
между людьми и руководства людьми, о
том, чтобы устранить все, мешающее им
бороться за счастье и это счастье позна-
вать. Это одно и то же стремление—сде-
лать жизнь еще лучше, чем она была, спо-
собствовать ее под’ему на новую ступень.

Разговор о прошлом, настоящем и бу-
дущем ведут коммунисты, которые за раз-
валинами и трудностями восстановления
видят торжество передового  человече-
ства. «..He назад мы отброшены, а
вперед ушли по ленинским заветам —гово-
рит Петренко.—Далеко вперед! Развалины
конечно, страшные мы видели... Громадный
труд надо вложить в восстановление хо-
зяйства. Будем строить, конечно, ничего не
поделаешь. Но что значит раздавить злей
ших врагов социализма—фашистов? Это

же победа из побед! Побе
I да на гла -
го человечества». и

Разговор о прошлом, настоящем и буду-
щем ведут воины. Он начинается перед
боем за прикарпатское село и продолжа-
ется после боя. Овечкин изображает ге-
роев своих в боевой обстановке. И эта об-

становка отнюдь не является лишь канвой
ee фоном, на котором развертывается
публицистический диалог. составлякаций

основную стилевую особенность повести

Овечкина. Нет, это не фон, а аргументация
сказанного в разговорах, аргументация
пролитой кровью.

И потому так вески каждое слово re-
роев, каждая мысль, выношенная ими. И
‹ потому так горячо и эмокионально звучит
в. повести публицистическая речь.

Высокая честь для художественного про-
изведения—быть непосредственно  ползз
  ным советскому народу в его самопозна.

нии и в решелии грандиозных
i ых задач, стоя-
щих сейчас перед нами. р

отношений ©