11 ФЕВРАЛЯ 1935 Г., № 41 (6287).

ПА

Прошло два года с тех пор, как товарищ
Сталин на Первом всесоюзном с’езде кол-
хозников-ударников сказал: «Женщины в
колхозах — большая‘ сила... Наша обязан-
ность состоит в TOM, чтобы выдвигать
вперед женщин -в колхозах и пустить эту
силу в дело».

Сегодня мы можем привести поистине
замечательные данные 0 выдвижении
колхозниц на руководящие посты в кол-
хозах. Выборочная проверка,  произве-
ленная в 11 областях и краях, пока-
зала следующую картину: в 1983 году в
районе деятельности 940 машинно-трактор-
ных станций женщин, работающих пред-
седателями правлений колхозов, насчитыва-
лось 446. В 1934 году цифра эта утрои-
лась: в колхозах  машинно-тракторных
станций тех же областей ин краев предее-
дателями правлений колхозов работают
1.361 женщина. i

Заместителями председателей правлений
колхозов в 1933 году работали 1.049
женщин, в 1934-м — 9.737.

Почти в четыре раза увеличилось число
колхозниц, работающих бригадирами поле-
водческих и животноводческих бригад. В
районе деятельности машинно-тракторных
станций Средней Волги в 1933 году руко-
водили бригадами 192 женщины, в 1934
году — 827.

Помошниками бригадиров повсеместно
обычно выдвигаются женщины. Они несут
огромной важности работу, взяв на себя
заботу о бытовом обслуживании бригах.
Руками десятков тысяч женщин — помош-
ников бригадиров — в колхозах построены
прекрасные полевые станы, кухни, бани,
детские ясли, площадки.

Огромная армия колхозниц /ру-
ководителями звеньев (звеновые). В 1933
году в районе деятельности 940 маптинно-
тракторных станций было 35 тых. женщин-
звеновых, в 1934 году — 154.082.

Тов. БАХОЛДИНА В. М. — механик
Таловской МТС, Западносибирского края.

О О Я п Oo

Пути
неожиданные...

На собрании обсуждалея вопрос о по-
сылке людей на курсы  трактористов.
Тракторист — профессия серьезная. И вдруг
учительнина Софья Алексеевна предлагает
послать на курсы @5-летнюю девчонку—
Варю Бахолдину. Собрание грохнуло от
хохота. Раздались крики: «В юбке заплу-
тается!», «Пусть с картинками играет!»
А Михаил Иванович векочил и, захлебы-
ваясь смехом, закричал;

Штаны наденем... Волосы острижем.

Варя Бахолдина сидела в углу и пла
кала. Она не понимала, почему люди сме-
ются, почему её, которая уже два гола
работает в колхозе, которая лучше других
выкормила гусей, не хотят послать на
курсы трактористов. Она не понимала и
плакала...

— А все же послали меня тогда, в 1931
году, на курсы, — вспоминает Варя. Кюм-
COMOX настоял, со скандалом, а все же по-
ехала... -

А когда, кончив курсы, приехала в 5ол-
хоз, ей дали сработанную мантину «кейс»
№ 8. Пусть, дескать, ковыряет, от этого
трактора пользы мало... Но Варя в первую
же смену вепахала этим трактором 7 гек-
таров. Никто не ожидал такой работы ни
от трактора. ни от’ девушки. Над ней пе-

Село Бронница, Могилев ^ Подольского
района, расположено на берегу Днестра, от-
деляющего Советский Союз от аби,

Яркой и полнокровной жизнью живет
Бронницкий колхоз. Вечерами молодежь и
взрослые развлекаются в клубе, занимаются
во всевозможных кружках. Играет духовой
оркестр, н песни через Днестр летят в со-

рестали смеяться. Некоторые с завистью
стали смотреть на нее. А через полгода
старший механик назначил ее помощником

бригадира тракторного отряда Таловской
jk машинно-тракторной станции (Западноен-
мы бирекий край).

В 1932 году она работала уже брига-
диром женской тракторной бригады. Онз
„ Таспоряжалась тремя новыми машинами,
  и называли ее теперь не’ Варей, а Варва-
  рой Максимовной. План пахоты был вы-

hi полнен на 110 проц. Женская  бригала
3 Стала передовой. с
м Вместе с колхозом росла и мужала Варя.
В 1933 году она работала уже бригадиром
„ первого тракторного отряда. Пять тракто-
м DOB B ee распоряжении. Варя крепко
«+ держала в руках свою бригаду. И ее лю-
  били, ценили. Попрежнему веселая, моло-
‚  дая, бойкая, она не уступала первого ме-
’ ста в машинно-тракторной станции. Она,
= работая, училась. Когда в поле темнело,
Варя уходнла в, вагончик и при тусклой
‚ свете фонаря решала задачи, зубрила фор-
i+ мулы по физике. читала газеты...

В конце 1933 года уехала Варя на
? курсы механиков. Снова на собрании 05-
it суждали` ее кандидатуру. Никто уже не
(и смеялся. Михаил Иванович, тот самый, что
и два года назад издевался над ее кандида-
yi тТурой, прикинулся, будто всецело поглощен
(i очинкой карандаша. 4
и: — Так как же? — спросил старший ме-
ш ханик машинно-тракторной станции, —как
yy же, Михаил Иванович, пошлем? Зы
мо Михамл Иванович, теперь член правле
4) ния колхоза имени а, Знаменогор-
и ского района, бросил чинить карандаш и
  сказал:
ск — Послать Варвару, не противлюбь.
и. Она есть самая бедовая, шустрая и с1особ-

sl ная к машине. А вот факты: ее бригада

сработала 764 гектара на’ одну машину и

августа,

Восемь десятков раскинутых в. беспо-
ке изб- составляют деревню Скарыничи,

Минского района. Колхоз тут существует в

1930 гола и носит название «Червоные

скарыничи». Членом правления его—Ека-
терина Яковлевна Кульбе> ;

идет 90 этом келхозе по_ Бело-
руссии. Не сеяли никогда в этих местах
пшеницу. А в этом году колхоз собрал
ee mo 14 центнеров с гектара. И рки—
12 центнеров и картофеля—130 пентне-
ров.

Рассчиталея колхоз с тосударством 15
& с машинно-тракторной стан-
цией—20 августа. На трудодень выдал по
4 килограмма одних зерновых. По 19 кило-

траммов картофеля. и овощей, выдал и корм

для скота. ] :

Идет слава и о ферме колхоза в 130
голов и © том, что бескоровных в этом
колхозе не осталось.

Екатерина Яковлевна работает телятни-
цей. С тех пор, как приняла телятник,
не было у нее ни одного случая падежа
телят.

Сейчас Екатерина Яковлевна—в Москве.
Была она делегатом на УП Веесоюзном
С’езде Советов и осталась участвовать в
работах П Всесоюзного с’езда колхозников-
ударников. В последние дни Екатерина
Яковлевна Вульба получила из родного
колхоза ряд писем от колхозников и кол-
хозниц © наказами и предложениями —
о чем сказать на с’езде. Часть этих пя-
сем мы ниже и публикуем.

%# +=

Дорогая. Катя!

Как узнала я, что ты будешь участво-
вать на Всесоюзном с’езде  колхозников-
ударников, ‘так и решила тебе написать
письмо. И вот о чем. Помнишь, в прош-
лом году это было, приезжал к нам на де-
ревню директор машинно-тракторной став-
ции. Доехал он go хаты Станишевских, п
стоп. Машина ни взад ни вперед. Засела
в грязи. Всей деревней ведь вытаскивали.

Теперь опять же около дома Жуковских
не лучше. Ты думаешь, от чего бы это?
Колхозы мало ещё внимания берут, что
строить надо культурную деревню. Вот за-
писали бы вы там на с’езде, что артель
обязана о благоустройстве деревни забо-

и горючего сберегла 30 проп. Качество ра-
„п боты приметное. А что касаемо прошлого,
мм То мы с Варей крест на этом поставили...
ist Прошлый год Варя работала механиком
и  УЧастка. 9 колхозов обслуживала 19-лет-
няя комсомолка. 18 тракторов, 6 комбай-
ие пов — под ee рукой. Тракторы ее участка
.; Шли попрежнему впереди. Нормы перевы-
ой Полнялись. Ни один трактор не стоял по
иг MHHO механика. Образцово был организован
it полевой ремонт.
i Третий раз собрание обсуждало кандида-
9 туру Вари при выборе делегата Ha -
№ союзный с’езд колхозников-ударников. Co
в скамьи поднялся Михаил Иванович и твер-
м до сказал:
4 — 0т нас желаем мы послать Варвару
8  Макснмовну, как самую добротную комео-
молку и лучшего механика.

и зааплодировали, и Варя была из-
1  брана на с’езх единогласно.
№ (Сейчас Варя в Москве. Вот она сидит
3  за столох, полная, с розовыми щеками,
( в пышнои шелковом платье; с значком
Ш  члена ВЦИК на груди.

Варя рассказывает, что живет она в HO-
ct’ вом ломе Таловской МТС, что имеет швей-
и  ную машину, радио, столько книг, что на
#  тракторе не увезёшь.

#  —_ Всего я накупила, всего хватает.
32 пяатья себе нашила, сама смеюсь нал
} этим, зачем мне столько? Обуви разной
’® много, два пальто, вот. на мне одно, ку-
4 пила вчера себе куртку кожаную и плащ.
0 Ha всю жизнь запаслась. Да что же, —
д чувствуя почему-то неловкость, пролол-
«  жает она. живу я одна, зарабатываю мно-
№ то. Отец тоже хорошо зарабатывает и ни
м  в какой помощи не нуждается...
as Недовольна Варвара Максимовна только
# одних — своими знаниями. Она хочет
ии” учиться. Она хочет быть инженером-меха-
кий ником. И она будет учиться...

oF

И. КИСЕЛЕВ. Е

OJ

РУКОВОДЯЩИХ ПОСТАХ.

Колхозная деревня вырастила многих
женщин — специалистов по животновод-
ству. Они руководят молочными, овцевод-
ческими, свиноводческими, птицеводчески-
ми и кролиководческими товарными ферма-
ми. В 1933 году, по выборочным данным,
работали 1.120 женщин — заведующих
товарными фермами. В 1934 году количе-
ство их возросло в пя раз.

Колхозницы овладевают техникой. Все
увереннее выдвигаются женщины для ра-
боты на сложнейнтих сельскохозяйственных
машинах. В 41 малшинно-тражторной стан-
цин Московской области в 1933 году было
всего 28 женщин-трактористок, в 1934 ro-
ду их насчитывается 147. В 2.000 станций
Азово-Черноморского края в 1933 году бы-
x0 678 трактористок, в 1934 roxy —
1.260 трактористок.

Года два назад жевийн-комбайнеров в
колхозах почти нигде не было. За это вре-
мя выросла огромная афмия женщин-ком-
байнеров. По выборочным данным, в 812
машинно-тракторных станциях шести обла-
стей работают на комбайнах 1.446 кол-
хозниц.

Много колхозниц  овладело техникой
сложных льнотеребилок, свеклоподемников.
По 835 машинно-трахторным станциям де-
сяти областей и краев на разнообразных
сельхозмашинах работают 14.569 колхоз-
ниц.

Неизмеримо выросла и политическая ак-
тивность колхозниц. Твердо запомнила жен-
щина-колхозница нажаз товарища Сталина
о том, что колхозный строй надо беречь
как зеницу ока. Характерны данные о ро-
сте числа женщин-активиеток в колхо-
зах. По 245 маштинно-тракторным стан-
циям четырех областей (Московская, Де-
нинградекая, Киевская, Винницкая) в
1933 году было 34.152 колховницы-акти-
вистки, в 1934 году их насчитывается
104.313, количество активисток за два
года выросло в три раза!

Организатор культурного похода.

седнее бессарабское село Унгри, где жут-
кую тишину нарушает собачий лай.

На сезд колхозников-ударников от Брон-
ницкого колхоза приехала Коломенец На-
талка, организатор культпохода, одна из
тех, которые честным трудом сделали кол-
хоз богатым, культурным и передовым.

РОМАНОВ В.

титься. Глядишь, и дело бы шибчей дви-
нулось. у ]

Опять же такое дело. Возьми-ка ты на-
ши колхозы. Ну, хоть возьми артель
«Червоный партизан» или им. Фалько.
Они ведь вон как по хуторам раскинуты:
А мало у нас таких? Сама вель знаешь, .
как приходится им труд организовать. Мно-
го тут всяких трудностей. Дальше терпеть,
такое положение ‘невозможно. Колхозники
сами это понимать начинают и стремятся
собрать свои дворы в одну деревню. Толь-
ко деревню уже теперь строить бы нало
по-новому. Ты, Катя, попроси там архи-
текторов, — пусть займутся наптими кол-
хозами. Они могут нам помочь строить
колхозные улицы с аллеями и садами,
строить хорошие дома.

лю тебе колхозный поклон. -
Марья Муравская
(колхозница-ударница).
#хх* *&

Катя!

Сообщаю тебе большую новость: начался
у нас на ферме отел. Появились уже пять
новых телят крепкие, здоровые. Можешь
смело сказать с’езду, что мы обещаем со-
хранить и вырастить весь приплод, какой
получим.

Что касаемо твоих телят, то ты не бес-
покойся. Твои телята в порядке, смотрят
весело, сыты, чисты. Пока ты на с’езде,
я за ними ухаживать буду. А ты уж там
все хорошенько выслушай и нам потом
расскажи.

Or меня, старой, тя скажи там кому
следует. Скота у нас год от году теперь
прибавляется, а ветеринаров и фельдшеров
мало. Надо, по-моему, организовать в каж-
лом районе пункты скорой помощи для ско-
та. Во многих колхозах теперь телефоны
есть. Позвонили на пункт — смотришь,
в скорости фельдшер или локтор приедет.
Чтобы скорее дело было, хорошо бы, если
дать им автомобиль или лошадей хороших.
Словом, так дело надо поставить, чтобы
было как в городах со скорой помощью
людям.

Bor ты 06 этом обязательно скажи...

. Марфа Личко
(инспектор по качеству).

Нопхозницы — члены

ПРАВДА,

ХОЗАХ—
ХОЗЯЙНА.

Ранним утром в правление замел куз-
неп. Широкоплечий, он заслонил своей спи-
Holt окно. Он был в фартуке, многократно
прожженном искрами, в рыжей бороде ero
чернели крапинки гари. Он даже не поздо-
ровался, а сразу загудел с порога:

— Как хочешь, Марья Тимофеевна, a
так дальше нельзя. Доставай железо!..

Выпалив это, он с такой решительно-
стью сел, словно не собирался уйти отею-
да до тех пор, пока не добудет железа. Он
вытащил огромную трубку и начал набя-
вать ее, уминая табак большим пальцем.

Потом вошли доярки. Они только-что от-
доили коров и внеели с собой запах молока
и навоза.

— Марья Тимофеевна, установи ты, 60-
га ради, порядок. Сегодня я ‘лою «Марин-
ку», а завтра она, —кёрова капризничает,
корова должна знать одни руки.

Не успели они выложить свои жалобы,
как вошел техник. Марья Тимофеевна очи-
стила ему стол, и он осторожно развернул
чертежи и план новой свиной фермы. Раз-
ложив план, он начал об’яснять его, гово-
рил яено, но как-то очень снисходительно,
как будто не надеялся, что его поймут.

— И что ты мне, словно ребенку, гово-
ришь. Ты пю плану, по чертежу показы-
вай, обиженно сказала Марья Тимофеев-
на. — Я пойму. А не пойму, так спрошу.—
Она еще ниже склонилась’ над планом.

— 910 что у тебя будет?

— Это помещение для кухни.

— А где у тебя для свинарок комнаты?

— Не дыми,— сказала она кузнецу, пу-
стившему самозабвенно густую табачную
струю.—Не люблю табачного дыма.

Кузнец покорно вынул трубку изо рта и
обтер рукавом рот.

Потом пришел старший конюх. (— Это
не дело, Марья Тимофеевна, в такую горя-
чую пору коней гнать. Дошел бы и пеш-
ком).

Учительница заглянула. (-— И чего же
это вы, товарищ Чехова, в школе давно не
бывали?).

Пришла полеводческая бригада во главе
с бригадиром. (— Ну-с, сказал  брига-
дир, вот наш план быстрей, как хочешь,
а не управимся). Колхозницы вошли, как
К себе в дом, оттеснили всех OT стола.
(— Bur por что, бабы, соберитесь вечером.
у меня к вам разговор есть).

Так заходили к Марье Тимофеевне, пред-   тличимая от других, простая, обычная.

седательнице колхоза имени Кирова, Гуль-

&
BRESESS HESS SCORES ER RES ERR S AE BEER ESE RSE SARE ROBES SS PRS CORE SESE EEE SEES REPRE EEE CASTE E SEAS SRR O NER E Re RRB E Res SEER ERE eS ee RE CR PEE Eee e SRS eee

‘(Семь писем Екатерине Кульба.

Уважаемая Екатерина. Яковлевна!

Мой наказ тебе такой будет. Вак я есть
заведующий фермой, ясно, что первое ело-
во у меня о скоте. Читали мы тут старый
устав сельхозартели. Там про ‘животновод-
ство мало сказано. А теперь животновод-
ство. на. первый план выходит. Значит, и в
уставе залисать надо, ‘что ‘колхоз беретел
растить скот и выполнять план животао-
волства, ланный государством. Потом не
забывать надо о кормах. Без многолетних и
однолетних трав и корнеплодов He 060й-
Tach. Артель ‘должна и 00 этом. позаботить-
ся. ‘ ; « :

А налоследок вот еще о чем хочу тебе
написать. Ты стадо наше, небось, не забы-
ла. за прошлый год получили: мы от 6050
вы по 6 литров молока в день. Куда это
годится? Не только мы, а и каждый колх6з
должен крепко подумать насчет племенного
скота. И в уставе новом нало бы записать.
чтобы артель об этом заботилась.

Вот тебе и весь мой наказ. .

Николай Русалович
(заведующий молочно-товарной фермой).
#* +

Дорогая Екатерина!

Прими мой привет и пожелания актив-
но участвовать в работе с’езда колхозни-
ков-ударников. 0 своем Толе можешь не
беспокоиться. Чувствует он себя прекрас-
но, кушает с аппетитом, катается нз са-
ночках, спит’ крепко. Часто спрашивает у
меня: «Когла мама приедет?» Просит тебя

купить ему занятную игрушку в Москве.

Пяшгу тебе это письмо и думаю: в новам
уставе сельскохозяйственной артели нало
бы специально залтисать, что каждый кол-
хоз лолжен иметь ясли и детские площад-
ки. И не временные, а постоянные. Вот н
у нас в колхозе были они, да сплыли. А
посуди сама, сколько бы рук наших жен-
ских освободилось для работы в колхозе.

Ну, я тороплюсь на занятия. Муж твой

ых)

кевичекого района, Азово-Черноморского
края, десятки людей—и все с делом, и для
всех находила Марья Тимофеевна короткие
слова, дельные советы и нужные замечания.

Откуда У нее эта сметка, эта уверен-
ность в своих решениях, эта вызывающая
уважение других решительность?! ^

Сколько известно, университетов Марья
Тимофеевна не кончала. Она и грамоте обу-
чилась недавно, B 1932 году, на 35-м, что
ли, году своей жизни.

Восьми лет пошла Марья Тимофеевна
батрачкой к помещику Чербаку. Была
нянькой. Подросла—стала дояркой. Была
‘на черной работе. Выпила замуж за батрака
же. Муж умер. Оеталась одна с детьми.
Земли не имели ни ее отец, ни муж, ни опа
сама. Три десятины получила она только
в 1924 году. С того времени или, пожалуй,
еще позже начали ее называть Марьей Ти-
мофеевной, а то все была она Машкой.

И вот теперь она — председатель колхо-
за, и хозяйство ее вдвое больше, чем у по-
мещика, у которого она батрачила. Посев-
ной земли 500 с липном гектаров, конз-
ферма—45 лошадей, молочная ферма—108
коров. свиноферма—110 свиней, огороды,

Делегатка 2-го Всесоюзного с’езда нол-
хозников-ударников Екатерина Яков-

левна КУЛЬБА (колхоз «Червоные
мастерские. - о sk / о
— Планов у меня много. Иной раз сижу erat ea  aye ee
и думаю, что бы такое сделать, чтоб деньги ;
достать. Нужны ведь деньги. Ой, как нуж- ЕТ. п п Е Е

ны. Ферму новую строить надо. Лошади
нужны. Влуб строить надо, баню. Вот и
изворачивайся. Шорники у меня хорошие.
Залумалась я; может, их посадить, вроде
артели, сбруи делать, так кожи нет. Плот-
ники хорошие, так леса нет. И все я ду-
маю, думаю. Даже ночью хозяйство снится.
Иной раз во сне кричать начинаю. Сын
подойдет: «Мамка, да ‘что с тобой?» Ни-
чего, говорю я ему. 9то я во сне видела,
что бабы лук с огорода дергали да на кух-
ню несли, & у меня лук на семена был пу-
сажен. Вот я и кричала на них, чтобы не
смели.

Часов в 12 она вышла из душной ком-
наты правления на двор. Февраль — самое
начало, а небо синее-синее, облака легкие,
тепло. Марья Тимофеевна влохнула воздух,
сладко пахнущий прелым навозом.

— Совсем весна, — сказала она, и, по-
правив низко, по-бабьи повязанный  пла-
ток, соскочила со ступенек и пошла, Ma-
ленькая, в сапогах, в ватнике, ничем не

Делегатка.

Четыре часа утра. Марья Михайловна .
Кондольская торопитея на ферму. Село еше
спит, и только над редкими избами въют-
ся в морозном февральском утре белые
дымки.

Дома нависли над краем оврага, по дну
которого течет узенькая речка,

По другую сторону оврага выстроилиеь в
одну шеренгу дома и домики, составляющие .
вторую половину села Анненкова. На самом
высоком бугре стоит дом сельсовета, в ко-
тором до революции помещалось волостное
правление. Марья Михайловна ‘бросает
взгляд на примелькавшийся годами вид
села, и сознание ее отчетливо фиксирует
туманные контуры сельсоветского здания
и силуэт столба, стоящего неподалеку. .
Марья Михайловна улыбается.

Было это лет шесть назад. Таким же
ранним утром небольшая группа актизи-
стов-крестьян и членов сельсовета нашла
на столбе повешенную курицу и приколо-.
тый к ней аншлаг:

«Удавилась от того, что не хочет итти
в Колхоз».

Горячее было время. Ходила тогда Марья
Михайловна из дома в дом звать в колхоз.
Иные встречали ее крепкой руганью, лру-
гие отшучивались: «Завела баба волын-
ку— На ‘сто вербт хватит», третьи,/—а их
было большинство, — отмалчивались, покря-
кивали, и это было хуже всего: не пой-
мешь сразу, что за человек. От тупого
молчания их, от покрякивания нападали
иногда на Марью гнетущая тоска и слепая.
‚ярость. Но Марья продолжала ходить п
избам. А следом за ней шли другие лю-
ди те самые, которые вешали куриц, при-
калывали записки, поджитали, стреляли из-
за угла. Они агитировали против колхоза.
Шла’ борьба.

Марья Михайловна выпрямляется и X0-
зяйским глазом смотрит на шестьсот дво-
ров, которые все сейчас в колхозе, на но-
венькие постройки-—телятники, конюшни,
зернохранилища, которые выросли здесь за
последние два года, смотрит на них и улы-
бается.

Прямо за сельсоветом высится огром-
нов здание‘ колхозного «дома культу
ры». А напротив, на противоположной сто-
роне оврага, — другое большое здание, ка-
менное— дом, принадлежавитий княгине Га-
тариной.

И стоят эти два дома друг против дру-
Ta, как символы двух этюх—рабетва и сво-
боды, каторги и воли, темноты деревенской
ий новой колхозной культуры.

Было время...

Марья Михайловна вилит себя двенадца-
тилетней девочкой, идущей к ны

TO

С. ЕЗЕРСКИЙ.

Тов. Кульба!
Прошу я-тебя от имени всей второй бэн-\
гады. Понши ты в Москве хорошие и не-
дорогие кормозапарники. Картошку давать
скоту так, как мы даем, не годится. Ke
запаривать ‘надо. От этого скотина здоро
вее будет. Не может того быть, чтобы за-
воды наши кормозапарников не делали. Так
что ты для всего колхоза уж постарайся.
Муравский Антон

(бригадир 2-й бригады).

кзж

Здравствуй, Катюша!

Собирались мы тут 4-го числа и толко-
вали насчет второго с’езда ударников-кол-
хозников. Перечитывали мы и старый
устав колхоза. Вот что, Катюша, я думаю:
маловато в уставе сказано насчет агротех-
ники. По-моему, раз колхоз, так уже все
должно быть по-колхозному. Посмотрищь,
на иные поля Как обработаны — срамоть
одна. Раз, по-моему, артельно взялись, так
уж надо вести дело по всем правилам, как
наити агрономы говорят. И ответ держать
всей артелью. Так бы надо и в новый устав
записать.

060бенно не забыть насчет семян. Так
прямо и записать, что если артель сеет не-
очищенными семенами, ые только 60р-
няки нам разводят, так’ с 910 артели
строго взыскать.

Урюжаи наши должны быть первейти-
ми, & Кто 06 этом не заботится, тому и на
поле делать нечего. :

Иконникову наниматься на поденную.
уме кем-

фраза:

крепко засела  сказанная

Зося: Чуевская

(инспектор по. качеству).  — Он малых не берет, повыше кажись!
ce & Марья поднимается на «дыбышка»,
К 1 лишь бы приняли на работу...
На. Да что это я! Марья Михайловна cro-
У меня. к rede следующая просьба.

няет нахлынувиие воспоминания и уско-
ряет шаги. Три года подряд одной и той
же дорожкой ходит Марья Михайловна Ha
ферму.

На ферме 130 голов скота— вдвое боль-
ше того, что было в прошлом голу. Марья
представляет себе чинные ряды коров,

Очистка семян и рядовой сев — первейшее
дело для повышения урожайности. Однако
триеров и рядовых конных сеялок мы до
сих пор достать для колхоза не можем. То
ли их недостаточно, а вернее всего, они за-
лежалиеь где-либо на складах. Нужно, что-

ботает. Будь здорова.

бы эти машины были в колхозе. Ты порас-
спроси-ка хорошенько об этом в Москве, а
в случае чего ты и на с’езде скажи.
Степан Жигалка
(колхозник полевой бригады)

кланяется тебе. Он попрежнему хорошо ра-

Твоя Наталья Матюта
(учительница).

жующих вику, и весело потирает руки. =
За три года работы у Марьи не пал ни.

один теленок. р
Принимая ферму, Марья получила в на-

следство 33 завшивевших Teast. Веех

pe LOLOL LL

Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

выходили.

Во время утренней дойки Марья прове-
ряет у всех доярок: есть ли чистые поло-
тенца, подмывали хи вымя коровам. . Эти
порядки недавно завела сама Марья.

В «красном уголке» у Марьи хранится
небольшая Terpaika. B тетрадке. записан
план развития поголовья, получения мола-
ка от каждой группы коров. Марья ведет
строгий учет молока. 2

Марья видит председателя колхоза и еще
нескольких незнакомых людей. Они ходят
по коровнику, расепрашивают о чем-то до-
ярок, заглядывают в кормушки, хвалят 3a
чистоту, за уход.

_А колхозники тебя, Марья, в Москву
посылать собираются на с’езд ударников.

Марья смотрит на улыбающегося пред-
седателя, а у сай на липе испут.

Да что вы, братцы, рехнулись, н&
кого же я ферму оставлю?

— ЧЛипатову поручим, он и приемюотрит.

— Дья же на поезде никогда в Жизни
не ездила.

Марья торопится наговорить побольше
причин, мешающих от’езду. Сердце стучит
часто-часто. И радостно, и боязно.

— Дая и говорить красно не умею.

Вечером идет колхозное собрание. Марью
Михайловну избирают делегатом на с’езд
колхозников-ударников от всего Кузнецкого
района,

‘ ГР. ПЕВЗНЕР.
Куйбышевский край.

Фото П. Новицкого.