ПРАВДА.

Е СЕЛЬСКО-ХОЗЯЙСТВ

12 ФЕВРАЛЯ 1935 Г., № 42 (6288).

РТЕЛИ.

Доклад заведующего Сельско-хозяйственным отделом ЦК ВКП(б) тов. AK ОВЛЕВА Я. А.
__ на втором Всесоюзном с“езде колхозников-ударников. —

т ПОДЕМ КОЛХОЗНОГО ПРОИЗВОДСТВА.

хозных полях через‘ машинно-тракторные
станции 106.000 колесных тракторов ий
4.600 гусеничных
грузовиков,
тракторных хлебных молотилов и органи-
зовало новых 1,054 МТО. (Аплодисменты).

Ровно 2 года назад заседал первый с’езд
колхозников-ударников. Первый е’езд кол-
хозников-ударников собяралея в трудное
для колхозов время. Вы помните, — я ду-
маю, что особенно хорюшо это помнят де-
легаты Северного Кавказа и Украины, —
как в 1932 г. остатки кулаков, офицерья,
белогварлейвиины, пролезитие в колхозы,
пытались сорвать колхозное лело. Они ло-
мали машины, они резали скот, они уди-
вали из-за угла лучших Молхозников, они
организовали вороветво хлеба лодырями для
того, чтобы не осталось хлеба исправному
колхознику: они организовали мелкую
вепашву полей, чтобы росло на наших коя-
хозных полях больлте сорняков, чем хлеба.
Они саботировали уборку для того, чтобы
после урожая притти к  колхозникам и
сказать: «Смотрите, вот -до чего доводят
колхозы. Спасайся, кто может, беги из кол-
хоза». 7

Так было дело. Про это нужно вепом-
НИТЬ.

Тогда товарищ Сталин со всей силой, с
ленинокой прямотой поставил перед всеми
нами, перед коммунистами, передо ‘кресть-
янством воров так. Он сказал нам: смо-
трите, мы разгромили кулачеетво, но его
остатки еше имеются, они еще пролезают
в колхозы, они еще пытаютея потащить
крестьян назад; нужно их раздавить, надо
их вышибить из колхозов; нало всем луч-
`шим крестьянам, сознательным крестьяналм-
колхозникам об’единиться для того, чтобы
сделать Bee колхозы большевистекиуи и
всех колхозников зажиточными. Под руко-
водством товарища Сталина партия и совет-
ская власть помогли колхозам раздавить
белогвардейскую сволочь, пробравшуюся” в
колхозы, помогли выптибить ее вон из кол-
хозов, послали им в помощь тысячи боль-
шевиков-организалоров в лице политот-
делов, усилили вооружение колхозов выюсо-
кой техникой, оказали слабым колхоза
продовольственную и семенную помощь. В
результате создалась возможность быстро-
го под’ема и мощного разбега колхозного
производства,

В борьбе за большевистокие колхозы им
противопоставили кучке негодяев миллио-
ны беспартийных колхозников, — и наша
озяла,

Факт, что многие десятки тысяч кол-
х030в уже являются большевистскими, & их
колхозники зажиточными.

Факт, что, начиная с 1932 года, из года
в год растет благосостояние колхозников,
даже засуха 1934 года на юге Украины
не смогла приостановить этого роста.

Факт. что на колхозный двор приходится
зерна, овощей, картопм c каждым годом
все больше,

Факт, что в.1932 году колхозы подняли
зяби только на четвертую часть ярового
клина, а в 1934 году больше чем на по-
ловину ярового клина.

Факт, что в 1932 тоду пололи зерно
только передовые колхозы, а в 1934 голу
была пронолота половина всех зерновых
посевов,

Факт, что в результате под’ема колхоз-
HOTO производства и развития совхозов ра-
боче-крестьянское государство располатаст
из урожая 1934 года не менее 1,5 Mapa.
цулов хлеба, Это в два с лишним раза пре-
вышает то, что мы имели в 1928 годе.
-С таким количеством хлеба» мы смогли от-
менить карточную систему на хлеб. Конеч-
HO, это дело улучшения ‘колхозов не даром
оболглось государетву.

Нужно прямо сказать, что рабоче-кре-
стьянекое государство не скупилось в дв-
ле помощи колхозам.

Факт, что в колхозах, обслуживаемых
МТС, половина всех работ была произведе-
на тракторами в результате того, что толь-
ко за 1933 и 1934 гг. рабоче-крестьянекое
государство направило для работы на кол-

1934 года (включительно) рабоче-крестьян-
ское государство отпустило колхозам 262
МЛН,
фуражной ссуды и
кампании 1935 года разрешено к выдаче
82 млн. пудов.

тосударство отпустило колхозам долгосроч-
ного кредита 467 млн. рублей, одновремен-
но простив колхозам половину их долгов го-
сударетву на сумму 435 млн. рублей. (Йоо-
должительные аплодисменты).

можно было бы и лучшие результаты иметь
в леле нод’ема сельско-хозяйетвенного про-
пзводства. Хвалиться 06009 neKa
Каждый из вас, товарищи ударники, мо-
`жет сказать: у меня дело обетоит лучше,
чем в целом по Сотюзу, И вы будете правы.
У передовых — уже теперь дело обстоит
много лучше, ‘урожай и удой коров’ много
выше, чем у рядовых колхозников, и те-
перь все дело в том, чтобы велед за де-
сятками тысяч передовых по образпу пере-
довых организовать работу всей массы кол-
хозов и колхозников.

колхоз своим умом дойдет до тех порядков,
которые уже установили лучшие колхозы.
Устав сельско-хозяйственной артели дол-
жен обобщать опыт передовых колхозников
и помогать ототающим колхозам усвоить
опыт лучших колхозов,

тии и правительством был поставлен  во-
прое 0б изменении устава сельско-хозяй-
ственной артели.

14.607
19.269

«еталинцев»,
13.202 комбайна,

За период с весны 1931 года по осень

пудов семян продовольственной и
к весенней посевной

За последние 2 года рабоче-крестьянское

Конефна, при такой помощи государства

нечем.

Олнавко же нельзя ждать, пока каждый

Вот почему Центральным Комитетом паф=

Прежний устав артели был выработан и
издан в 1930 году.

Старый устав указывал, на каких усло-
виях единоличники об’единяются в колхо-
зах. Он указывал, с чего начинать рабо-
таль в колхозе. Но старый устав почти ни-
чего не говорит о том, как вести общя-
сотвенное крукное производство. Да и ках
он мог сказать о том, что еще нелостаточ-
но было проверено на опыте, ибо этому делу
учились миллионы крестьян на собствен-
HOM опьыме, и вместе с ними училась вся
нала партия.

Так как вопрос об уставе сельско-хозяй-
ственной артели — это вопрос об устрое-
нии жизни миллионов колхозников, Tak
как дело здесь идет об интересах десят-
ков миллионов людей, Сельско-хозяйствен-
ный отдел ЦК и Наркомзем ООСР сочли не-
обходимым для обсуждения выработанного
ими проекта устава созвать вас, ударни-
ков — лучших колхозных людей, с тем,
чтобы вместе с вами поработать над про-
евтом устава.

Здесь вам раздается проект устава, раз-
работанный Сельско-хозяйственным  отде-
лом ЦЕ партии и Наркомземом Союза. Это
проект. Мы тут не все могли предусмот-
реть. Я уверен, что каждый из вас тут
подметит очень многое, что пам, может
быть, и пе приходит в голову. Мы хотим
в вами вместе каждый пункт этого уста-
ва, на основе того опыта, который‘ имеет
каждый из вас по своей части, опыта пред-
седателя, бригадира, рядового полхозника,
работницы на ферме и т. д.. вместе с вами
каждый пункт, каждую часть устава, не
торопясь, хотя бы ла это потребовалось, не-
скольво дней, расомотреть и сказать поб-
ле всей массе рядовых колхозов и от-
ставших колхозов: вот как нужно на оено-
ве опыта передовых колхозов строить кол-
хозную жизнь, вот какие порядки надо
завести в колхозах для того, чтобы дви-
нуть дело скорее вперед.

П. 0 ЗЕМЛЕ.

Вы знаете, что земля в нашем государ-
стве, в том числе и та земля, которую за-
нималют колхозы, согласно нашим основным
законам, есть общенародная, государствен-
ная собственность, Земля не продается, ие
закладывается, не покупается, не сдаетея
в аренду, т

Теперь, когда подавляющая часть 3e-
мель крестьянеких используется колхоза-
ми, все межи, которые раньше разделяли
подя отдельных членов колхоза, уничто-
жены. Все полевые наделы слиты. теперь.
в OTHH земельный массив и находятея В
коллективном пользовании всей артели.

Эта земля подлинно  полита кровью й
потом трудящегося крестьянства.

Не раз в последние сотни лет русские
крестьяне, над которыми измывалось по-
ставленное царем начальство, над кото-
рыми охальничали и рукоприкладетвовали
помещики, поднимались против бар, против
парских чиновников. Но каждый раз этч
восстания кончались поражением и жеето-
чайшей расправой побеждавиего царизма
ная побежленными..

Ограбленные помещиками, раздавленные
TMOUSBOMON цароких чиновников, опутан-
ные полицейскими и поповскими сетями,
зажатые в тиски нищеты и разорения
кпестьяне были беззащитны тротив - поме-
ников, против царского правительства.

От трети до половины урожая драли кро-
вососы-помещики у бедняков-крестьян за
аренду отнятой у них же десятины земли,
6 рублей плалил помещик крестьянину за
полную обработку его земли крестьянским
‘инвентарем. Большую часть чистого дохота
забирал у крестьян царь податями и 1по-
винностями. 5 рублей в гол было доетун-
но однолоталному крестьянину тратить Ho
приобретение инвентаря и скота. ,

Выход был в одном — © корнем вы-
корчевать помещичий и капиталистический
строй на Руси.

Только тогла, когда на Руси родился
революционный клаее, пролетариат, вото-
рый сумел возглавить революционное дви-
ление крестьянских масс, который под го-
лительством Ленина повел трудящихея
крестьян за с0бой, открылась возможность
зиквидащии помещиков.

`нял весь трудящийся народ на

Тольно тогда, ногда рабочий класс  под-
берьбу
против царизма, осуществилась веновечная
мечта миллионов крестьян с земле.

Но ведь мелкое крестьянское хозяйство
осталось. В’ результале Октября мы поме-
щиков ликвидировали, поделили землю ме-
жду крестьянами, ограничили кулачество;
но выход к зажиточной жизни, —был ли он
открыт мелкому хозяйству, мелкому кре-
стьянину? Вот вам, здесь. собравшимея
ударникам, известно, что лишь небольшая
часть кулаков-богатеев шла в гору, но по-
давляющая часть крестьян не могла вы-
биться к зажиточной жизни, хотя совет-
ская власть и оказывала мелким хозяй-
ствам всяческую помощь.

Но этим, товарищи, была сделана пер-
вая часть дела. Помещика уничтожили,

00 этом не раз говорил Ленин. Еще в
1917 г. на первом Всероссийском с’езле
крестьянскях депутатов Ленин сказал:

«Если мы будем сидеть по-старому в
мелких хозяйствах, хотя и вольными граж-
данами на вольной земле, нам всё равно
грозит неминуемая гибель нотому, что раз-
руха надвигается с каждым днем, с каж-
дым часом» (Ленин, т, ХХ, стр. 417).

В 1918 г. в речи делегатам Комитетов
бедноты Московской области т. Ленин
сказал:

«Дележка хороша была только для на-
чала. Она, должна была’ показать, что земля
отходит от помещика, что она переходит
к крестьянам. Но этого недостаточно. Выход
только в общественной обработке’ земли...
Коммуны, артельная обработка, товарище-
ства крестьян — вот где спаеенье от не-
выгод мелкого хозяйства, BOT B YeM cpel-
ство поднятия и улучшения хозяйства.
экономия сил и борьбы с кулачеством, ту-
неядством и  эксплоатацией» (Ленин,
т. ХХШ, стр. 282).

В 1919 г. в речи на первом Всероссий-
ском совещании по работе в деревне Ленин
сказал: «..мелким хозяйством из нужды
не выйти» (Ленин, т. ХХГУ, стр. 540).

На этот-то ленинский путь создания
коллективного общественного хозяйства и
вступила советская власть под водитель-

ством - Оталина, ‘когда проводимая назгя
политика индустриализации страны дала
возможность через тракторные заводы, но-
вые заводы малтиностроения начать cHab-
жаль в изобилии. тракторами и малвинамм
колхозное. крестьянство.

И вот, товарищи, результат; колхозное
крестьянотво засеяло в прошлом году 101,7
миллиона тектаров земли; Больше cra
миллионов га забеяло колхоэное крестьян-
ство в прошлом году, А до войны вое по-
‘мещими, все кулаки, все середняки и бед-
ияки, все вместе взятые, сеяли сто’ пять
миллионов гектаров. Значит, одни золхозы
посеяли в прошлом году в нашей стране
TOWN столько же, еколько помещиви, ку-
лаки и крестьяне — бедные и средние —
Bee вместе сеяли до войны. (Аплодисменты).

она — сила колхозного строя, вот
когда осуществилась вековечная мечта, на-
шего крестьянина. Зналит, теперь все дело
в том, чтобы эту землю использовать как
следует быть; взять от земли все, что оня
может дать, а берем-то мы от Hee JO сих
пор нозорно мало, На земле, которую тосу-
дарство  предоставилю через колхозы 5
пользовалие всей массы трудящихся кре-
стьян, на которой этой весной будет рабо-
тать свыше 230 тысяч тракторов, мы сни-
‚маем урожай, лишь немногим превытаю-

щий довоенный урожай. Дело в том, что
порядка, на, земле у нас до сих пор все еже
недостаточно.

В сотнях случаев, вопреки законам го-
суларетва, незаконно меняются ‘границы
колхозов, земли от одних колхозов прире-
заются к другим, дело землеустройства за-
брошено, севообороты установлены на деле
‘только в половине колхозов, — иначе го-
воря, У нас еще нет самого простого по-
‘parma ma seme.

Ведь факт, что в колхозе имени Воро-
Шилова, Азово-Черноморского края, до сих
пор каждый тод переделяют землю. Еще
осенью 1933 года от этого колхоза отре-
зали часть земли одному колхозу, другую
часть — пригородному хозяйству, и тах
равлробили землю колхоза, что разбросали
бригады на расстояние 7 километров от
села.

Факт, что в том же Азово-Черноморском
крае, в колхозе «Заветы Ильича», земля
словно кочерга тянется через три сельсо-
вета — 12 километров в одну еторону, во-
семь — в другую.

Нало прямо сказать, что в деле устрой-
ства земли наши успехи еще совершенно
недостаточны. Надо по-большевистеки ска-
зать, что подобное положение больше нетер-
ИМО.

Надо тут сказать, что наши колхозники
и, что особенно важно, руховодители наших
земельных и советских органов в этом деле
не требовательны к себе, не понимают т9-
го, что земля может дать хлеба вдвое Я
втрое прогив прежнего после того, как все
межи, разделявшие землю членов артели,
уничтожены, все полевые наделы превраще-
HE в единый земельный массив, нахоля-
шийся в коллективном пользовании артели,

Иной раз слишком быстро наши люди
начинают увлекаться успехом. и забывают,
что. кулаки и помещики за границей полу-
чают урожай; намного превышающий
наш, & равняться нам следует на эти уро-
жаи, 8 не на урожан старой, довоенной
России. \

Конечно,  за эти два гола дело устройетва
земли пошло вперед. Факт, что не. меньше
половины всех колхозов установили уже ce-
вооборот. Однако же, бывает так, и неред-
ко: разобьют в каком-нибудь районе, или
в МТС, или в колхозе поля  севооборота,
участки бригадам не выделят и уже кри-
чат ура, есть. севооборот, хотя на деле
без бригадных учабтков весь этот севообо-
рот ничего не стоит, —на песке построен,
ибо все здесь запутается’ весной и осенью,
когда бригадам будут отводиться участки,

Всем известно, как загажена налиа зем-
ля в результате кулацкого вредительства
разными сорняками. Чтобы привести эту
землю в порядок, надо год за годом ее пе-
репахивать ‘глубоко, чтобы извлечь из-зем-
ли сорняцкий корень и сорняцкие семена.
А у нас бывает так, и нередко: один раз
пропалиут  глубоко землю и уже кричат ура,
мы победили мелкую пахоту.

Земля требует настоящего ухода, землю

нало пестовать, за землей надо ухаживать
в зависимости от того, какая тут-местность,
какая тут почва, как она обращена к солн-
цу, что тут сеялось в прошлом и позапреш-
лом году, какие здесь были сорняки при

дождливой погоде, какие здесь были сорня-

ки в засуху. Все это было недоступно кре-
стьянину ори старой чефесполосице, даль-
ноземелье, — перепутанице миллионов мел-
ких крестьянских хозяйств. Все это теперь
достунно ‘буквально каждому колхозу.

Нет такого колхоза, который не мог бы
рбеснечить настоящий уход за землей, пет
такого колхоза, который не мог бы не до-
пустить домни границ, нет такого колхоза,
который не мог бы ухаживать за каЖыяи
учёетком земли соответственно тому, что
он требует.

Й ебли это мы сделаем, можно сказать
наверняка; земля сторицей оплатит тру-
ды колхозников.

Вот почему мы считаем необходимым в
уставе. артели предусмютреть основные ме-
ры, которые обеепечали бы, вопервых,
устойчивосль всего колхозного землеполь-
зования, во-вторых, устойчивость полей се-
вооборота, на которые должна быть разби-
та колхозная земля во всех без исключе-
ния колхозах, в-третьих, устойчивость
бригадных участкав, которые должны быть

iy выделены бригадам в
кажлом поле севообо-

pora.

Вот почему мы счи-
таем необходимым и
просим вас  0беу-
дить 910, Чтобы
устав сказал по вопро-
су о земле следующее:

1. Земля, зани-
маемая = артелью,
есть  общенарод-
ная, государетвен-
ная собственность.
Она, согласно зако-
нам рабоче-кресть-
янского государет-
ва, закрепляется за
артелью в бессроч-
ное пользование и
не подлежит ни
купле-продаже, ни
сдаче артелью в
аренду.

2. Единый зе-
мельный массив
артели ни в коем

. случае не’ должен
уменьшаться. На-
деление выбывших
членов артели зем-
лею за счет земель-
ной площади арте-
ли воспрещается.
Выбывающие из ар-
тели могут ‘полу-
чать землю лишь
из свободных  зе-

ного
фонда.
3. Земли артели разбиваются на по-
ля в соответствии с утвержденным сево-
оборотом. :

4. В полях севооборота к каждой по-

земельного

леволческой бригаде прикрепляется по-

стоянный участок на весь срок севообу-
рота.
Как известно, из обобществленных з6-
мельных угодий выделяется в личное поль-
зование колхозных дворов приусадебная
земля. Все ли здесь обстоит благополучно
в этим делом? Имеются такие колхозы, как.
например, колхоз «Новая жизнь», Курской
области, где имеется 76 га коллективного

посева, & 51 га — приусадебного посева.
Можно ли такое положение признать пра-
BHIbHEIM? ;

Голоса: Нет, нет.

Янбвлев. Имеется в той же Курской об-
ласти колхоз «3-й год пятилетки». Там 42
двора. На 42 двора имеется 62 га при-
усадебного посева. Можно ли это признать
правильным?

Голоса: Нет, нет.

`Яновлев. Особенно здесь плохо обстоит
дело в Азово-Черномороком крае, Северном
Кавказе, Белоруссии. Там: бывает так: счи-
тается человек колхозником, у него усадьба
в 2—3 гектара, а фактическя сидит под
ВИДОМ этого колхозника старый единолич-
ник, и артель для него только с0соб при-
крыться, чтобы pee льтты получить. А
душа-то его вся в усадьбе. Бывают такие
люди?

Голоса: Да, да.

Якозлев; И немало бывает.

А бывают, наоборот, такие факты. как.
например, в Челябинской области, где во
многих колхозах до сих пор даже»и нг-
большие участки He выделены колхозни-
кам, тут сразу на колхозы сваливается, нз
общественное хозяйство сваливается Bea
забота и’о картошке, и о петрушке, ио
том, чобы молоком колхозника снабдить,
Правильно ли 810? Тоже нет.

Мы хотим покончить с злоупотребления-
ми как с ‘той, тах и в друтой сторены, п
просим вас обсудить следующие вопросы
В этой связи.

Во-первых, мы считаем необходимым
сказать прямо о том, что участок, выделяе-
мый колхозникам в личное пользование
колхозного двора из обобществленных з8-
мельных угодий в виде приусадебной зем-
ли, должен быть небольшим;

во-вторых, мы считаем необходимым
прямо оказать, что размер иприусадебной
земли, находящейся в личном пользовании
колхозного двора, определяется Наркомзе-
мами союзных республик нз основе указа-
ний Наркомзема СССР.

мель государетвен-

‚несколько лошадей для обслуживания лич-

‚Еели это. дело мы -выправим, то при-
несем этим большую пользу делу устрое-
вия всей колхозной земли.

Согласны ли вы с этим, товарищи удаз-
ники? +
Голоса: Правильно.

1. © ТОМ ЧТО ОБОБЩЕСТВЛЯЕТСЯ
И ЧТО НЕ ОБОБЩЕСТВЛЯЕТСЯ
В СЕЛЬСКО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ АРТЕЛИ.

Перехожу к вопросу о том, какие сред-
ства производства обобществляютея и Ka-
кие не обобществляются в сельско-хозяй-
ственной артели.

В докладе на’ ХУП партийнох с’езде то-
варищ Сталин! с ясностью, не. допускающей
никаких перетолкований, показал, почему
артель является единственно правильной
при нынешних условиях формой колхозно-
го движения. Товарищ Сталин показал, что
а) артель правильно сочетает личные, бы-
товые интересы колхозников в их обще-
ственными интересами, 0) артель удачно
приспособляет личные, бытовые интересы
в общественным интересам, облегчая тем
самым воспитание вчерашних единоличня-
ков вдухе коллективизма. Товарищ Сталин
показал, что члены артели, в отличие от
членов коммуны, ихеют в личном пользо-
вании домашнюю птицу, мелкий скот, коро-
ву, зерно, приусадебные земли.

Насколько ‘важен был этот вопрос, пока-
зывает уже то, что в 1930 году по вопросу
о корове произопыюо, как указал товарищ
Сталин на прошлом с‘’ездё  колхозников..
«маленькое недоразумение с колхозницами».
Даже после того. как в старом уставе было
указано, что «в однокоровных хозяйствах
молочный скот не обобществляется. В мно-
гокоровных хозяйствах оставляется в лич-
ном пользованим одна корова, остальные
обобществляютея», — во многих ’ областях
нашей страны под разными прехлогами еще
продолжалось обобществление коров у чле-
нов артели, Так было даже в начале 1931
года, например, по Средней Волге, где при-
шлось вмешаться Центральному Комитету
партии, чтобы вернуть членам артели o6-
обществленных, якобы добровольно, & на
самом деле принудительно, коров. колхозни-
зам, -

Согласно
вляется:

«весь рабочий скот, сельско-хозяйствен-
ный инвентарь, семенные запасы, кор
мовые средства в размерах, необходимых
для содержапия обобществленного скота,
хозяйственные постройки, необходимые
для ведения артельного хозяйства, и все
предприятия по переработке продуктов
сельского хозяйства». ;

Сотлаено проекту устава,

«не обобществляются и остаются в
личном пользовании члена артели жи-
лые постройки, его личный скот и пти-
ца, хозяйственные постройки, необходи-
мые для содержания скота, находящегося
в личном пользовании колхозника».

Не обобществляется также мелкий сель-
ско-хозяйственный инвентарь, потребный
для работ на приусадебной земле.

При этом, чтобы дело было ясно, мы счи-
таем необходимым оговорить 06000, как это
было и в старом уставе, что правление
обязано в случае необходимости выделить

проекту устава, обобщест-

‘ных нужд членов артели. Это было в ста-
ром уставе сказано, но у нас нередко с
этим простым ‘делом люли мудрят. Ееть не-
мало таких работников, которые думают,
что они очень «переловые» люди, а поэто-
му отказываютея выделить колхозняку ло-
шаль для поездки на базар, чтобы вепа-
хать огород, отпраздновать свадьбу и.Т. д.
(Движение в зале). Есть такие «передо-
вики», их немало. В результате члену
артели прихолится нанимать лоталь у ко-
го? У единоличника, для того, чтобы поехать
на базар или вепахать огород. Что вы-
игрывает такой, будто бы передовой; руко-
водитель, который не выделяет небольшое
количество лошадей для обслуживания
нужд колхозников? Ничего не выигрывает.
Он думает. что выиграл лонтадь для обще-
ственного труда, в самом же деле колхоз-
ник отплатил ему плохой работой в обще-
ственном хозяйстве. Общественное `хозяй-
ство теряет, промгрывает от таких’ руково-
дителей. Но также проигрывает колхозное
хозяйство и у таких руководителей, кото-
рые в любой момент готовы. даже ‘во влемя
уборки, со веей полагающейся тепржествен-
ностью, с бубенцами катать гостей на всех
общественных лошадях на овадьбе старшей
дочки кума или свата.

Бывают такие случан? Бывают. Нам
нужно вооружить колхозников и против
таких будто‘ бы передовиков, & в самом
деле отсталых людей, которые готовы от-
казать колхознику в лошади, даже когда
У него острая нужда сезлить в больницу
или на базар, и против таких, у которых
широкая натура по части раздачи  лоша-
дей, особенно если это просит кум или
еват. Вот почему мы считаем необходимым
в уставе прямо сказать, что правление
обязано выделить несколько лошадей для
обслуживания личных нужд колхозников,
и думаю, что здесь расхождений с вами не
будет. Согласны вы © этим? (Один из деле-
гатов отрицательно качает головой). То-
варин: председатель колхоза качает толо-
вой. Что же, очевидно, он предпочитает,
зтобы член его артели платил сотню руб-
лей за обработку. огорода единоличнику,
а затем платил бы ему плохой работой на
общественном поле. (Голоса: Правильно).

С лошадью дело обстоит ясно. Другое
дело — скот. Здесь до сих пор еще в прак-
тике существует много путаницы. Немало
у нас есть районов и людей, которые на
деле или тянут к тому, чтобы развивать
одни фермы, или же, наоборот, ведут
дело к тому; чтобы развивать только лнч-
ный скот у колхозников.

Нельзя забывать о том, что колхознов
животноводетво потащило в яму кулапкое
бешенство последних годов и простодущная
доверчивость многих середняков и бедня-
ков, которые поддались на кулацкую прово-
кацию и перед вступлением в колхоз ре-
зали свой скот, обжирались им, давились
им, портили и гноили мясо под лозунгом —
«хоть день мясной, да мой». «Режь, те-
перь оно не наше, режь, все равно 3абе-
рут». Из. этой ямы можно вытянуть ‘дело
животноводства только, если. развивать и

колхозные товарные фермы и подсобное
хозяйство колхознинов. .

По данным Центрального Управления
народно-хозяйственного учета Ha ИЮНЬ
1934 года в колхозах в обобществленном
стаде, прежде всего на фермах, сосредо-
точена огромная масса скота—9.800.000
рогатого кота, ‘3.700.000 свиней,
14.100.000 овец и коз. А вель фериы —
дело новое, развиваться по-настоящему овя
начали только три года тому назад, в де-
ле образования ферм трудностей было еще
больше, чем в деле организации крупного
полеводческого хозяйства.

За 3—4 года фермы вместе с совхозами
стали основной базой под’ема животновод-
ства, ‘улучшения качества скота и роста
товарной продукции.

Но основная база — это из значит
единственная. Ведь у колхозников в OX
личном пользовании в июне 1934 года
имелось 17.200.000 голов рогатого скота,
т. е. почти влвое больше, чем на фермах,
5.400.000 голов свиней, т. е. в полтора
раза больше. чем на фермах, 17.500.000
овец и коз, т. е. также больше, чем ва
фермах. А ведь всем известно, что у нас
до сих пор еще имеется немало колхозни-
ков бескоровных. У нас единицами насчи-
тываются колхозники, миеющие свинома-
TOR, у нас еще миллионы колхозных дв9-
ров совсем He имеют овец, а ведь овца
самое неприхотливое, самое благодарное
животное, возврашающее быстро вложен-
пую в него человеком -заботу—и мясом, и
шерстью, и молоком. А что касательно
Бур, гусей, уток, индюшек, кроликов,
ульев, — то разве мало‚у нас до сих пор
еще передовых колхозников и колхознип,
которые не прочь погордиться тем, что не
занимаются такой «мелочью», как курица
или улей, или кролик, или утка, или гусь,
HAW WHIM.

Двинуть нужно и основное — фермы, и
подсобное — личное хозяйство во колхоз-
ных дворах, да притом двинуть так, чтобы
в- 2—3 года ущерб, нанесенный делу жи-
вотнозодства кулацкой дикой ярестью, вос-
становить полностью. x

Вот почему устав артели и предуематри-
вает обязанность артели создавать фермы
и необходимость. развивать в известных
пределах нодсобное животноводческое лич-

`ное хозяйство в колхозном дворе.

По этому вопросу мы считаем необходи-

мым записать в устав следующее:

«Каждый колхозный двор в зерновых,
хлопковых, свекловичных, льняных, кд-
нопляных, картофеле-овощных, чайных и
табачных районах может иметь в лич-
ном пользовании корову, до 3 голов мо-
лодняка рогатого скота, ло двух свино-
маток с приплодом, до пятнадцати овеп
и Е03 вместе и неограниченное количе-
ство птицы, кроликов и ульев.

Примечание: В животноводческих рай-
онах, где земледелие имеет в хозяйстве
небольшое значение (районы некочево-
го животноводства), или не имеет почти
никакого значения в хозяйстве (районы
кочевого животноводства), наркомзема-
ми союзных республик на основе указа-
ний НАЗема CCCP устанавливаются для
колхозных‘ дворов более высокие нормы
личного владения скотом в зависимости
ст местных условий»,

Такой размер подсобного хозяйства кол-
хозного двора мы считаем  необходимьум
усталювить, Kak BEI BUTTE, для зерновых,
хлопковых, свекловичных, льняных, коно-
пляных,  картофеле-овощных, чайных и
табачных районов. (Аплодисменты).

Другое дело—животноводческие районы,
тде земледелие имеет в хозяйстве неболь-

шое значение, — районы некочевого живот-

новолетва, тажих районов не мало в Казаж-
стане, в Бурято-Монголии и Калорышцкой 0б-
ласти. Лрутое дело опять такие файовы,
где земледелие не имеет почти никакого
значения в хозяйстве, — районы кочевого
жмротноводства, таких районов также на
мало, в особенности в Вазакстане а Буря-
те-Монголии. :

В этих районах з таких колхозах ж-
вотновохетво является не редко почти един-
ственным источником доходов к0лх0308 и
колхозников. Для этих районов мы считаем
необходимым установить для колхозного
двора более высокие нормы личного вла-
дения скотом в завиенмюсти от местных
условий с тем, чтобы в каждом отдельном
случае эти норы устанавливались нарком
земами республик Ha основе указаний
НЕЗема ОССР. (Аплодисменты).

Мы должны с вами обсудить, не мно-
га ли тут мы намечаем для личного хо-
зяйства, а не может ли кое-где это по-

колхоза, без которой все полетит в чЧ0?-

ту: и общественная часть хозяйства. #
личная полсобная —— хозяйство колхозно-
то двора.

Еели у вас будут на этот счет сомне-
ния, скажите прямо. Давайте полечитзем
еще раз, проверим, учтем ваш опыт и Ba-
ше мнение. у

==

+
мешать упреплению общественной основы р

Тут нужно иметь в виду, что корову,

до трех голов молодняка, до двух свинома-

коз вместе, неограниченное количество
птицы, кроликов и. ульев, — при нынеш-
нем размере выхачи на трудодень, которым
хвастают многие колхозники (вот-де, вы-
дали у нас тра— пять килограммов на тру-

холень -—— уже можно есть хлеб е хле-  \,

i

6om),— не прокормишь. (Fonoca: [Ipa-
BHAbHO). Чтобы это. количество скота, как
дополнительное к фермам, содержать и
прокормить, чтобы иметь возможность вы-
дать из кормов колхознику в счет его тру-
лодней для прокормлення скота, находя-

щегося в ето личном пользовании, надо

ПРОДОЛЖЕНИЕ ДОКЛАДА
тов. ЯКОВЛЕВА см. на 3-Й стр.

TOR с приплодом, до пятнадцати овец и t

”

м

и №