и

чтобы колхоз мог помочь, где это ‘возможно,
Болхазному лвору кормами и пастбищами
для нужд его личного скота.

Изконец, восьмое: злесь речь идет о том,
бы развттвать подсобные отрасли. сель-
ского хозяйства.

У нае есть уже сотни, если He тысячи,
таких хозяйств, как колхоз имени Воропги-
лова, Азово-Черноморского края, где орга-
низовали пчельник в 340 ульев, где полу-
чили с каждого улья по центнеру меда...
(Буленный: Мало!) ...(Для начала не плохо,
дальше больше будет). И от веего пчельни
ка 150 тыс. руб. лохола, и в этом году 25
ульев роздали колхозникам, лучшим кол-
хозникам по улью в порядке премии.

У нас уже есть тысячи колхозов таких,

УТ. ЗАЖИТОЧНАЯ
HE TOJIbKO-CbITAS,

Ееть старый анекдот, который вы, веро-
ятно, все слышали, старый анекдот, кото-
рый могла поролить только царская Poe-
сня: «Спросили как-то мужика, что бы он
делал, если бы был царем. Долго он не
хумал над ответом и сказал: «Ел бы сало
с салом ла свежей соломой укрывалея
бы». (Громний смех).

Иной, считающий свбя передовым  кол-
хозником, и теперь понимает зажиточность
только, так, чтобы есть самому сало с са-
лом.

Тевагииц Сталин, велел за товарищем
Леннесли, на ХУН партийном с’езде пока-
зал, чего мы добиваемся, показал, что
социализм означает обилие продуктов и.
товаров, зажиточную жизнь трудящихся,
‘бурный рост культурности, что социализм
‘значает расширение и’ расцвет личных по-
требностей, всестороннее и полное удовле-
творение потребностей культурно развитых
трулящихея людей.

Мы спеем, в сотнях, если нев гысячах,
Колхозбв TO зову нашей партии, 10 30BV,
товарища Сталина началась борьба за куль-
туру, но, к сожалению. покаечто тамих код-
хозов тысячи, а нам нужно, ‘чтобы была
жизнь зажиточная и Культурная во всех
‘колхозах. Вот почему мы считаем необхд-
`химым записать в уставе обязанности ‘та-
влония в области организащии культурной
живи. :

‘У uae ects такой колхоз, како колхоз
имени Торглера; Куйбьииевского края, ко-
POPE разделал в деревне тротуар, провел
канавы, ‘через канавы наложил мостики:
разбил сады перед кажлым домом колхоз-
нива, слелал профилировку улиц, перестал
пускать на улицы скот, привел в порядок
лороти вокруг села, поставил Ha каклые
Два километра сторожей; для того, чтобы
развить лесонасаждение, организовал пло-
‘ORB питомник и нанял стелитатиста-сало-
вола. Из бывшей перквй колхозники сле-
Лали’ клуб, а лая украшения сцены клуба

из города Куйбышева вызвали художника,

в клубе оргавизовали кино, поставили
рояль, патефон, шахматы; летом разбили
парк культуры и отдыха в 3 та, заказали,
чтобы украсить этот парк, бюст Ленина за
5 тысяч рублей, уже успели насадить лесо-
защитные полосы на всех границах. сево-
оборотных полей (всего 10. га). а тепеть
собираются заложить эти пюлюсы и между
отдельными клетками.

Здесь новые дома колхозниками строят-
ся из двух комнат. Во многих  до-
мах колхозники заводят индивилуальную
люсуду, отдельные кровати и: простыни на
кроватях.

_` УИ. СРЕДСТВА АРТЕЛИ.

_ Вея деятельность артели в конце коч-
цов подсчитывается по тому, сколько она
гроизвела продукции. как рассчиталась с
тосударством и с МТС, сколько хлеба рас-
пределили между колхозниками.

Между тем, это, дело счета расхода и
:рихода продуктов, денег и материалов. по-
ставлено до. сих пор у нас еще плохо, по-
славлено так, как оно было в те времена,
когда у крестьянина ветер свистел в кар-
мане, а весь капитал был— вошь Ha ap-
кане.

Между тем, в любом среднем. колхозе де-
ло идет о счете на сотни тысяч рублей,
на десятки, если не на сотни, тысяч пудов
хлеба, на десятки, если не на сотни, тысяч
литров молока. Тут по-старому дело весги
нельзя, и хлеб и деньги счет любят.

Вот почещу в отличие от старого устава.

мы считаем необходимым в этом уставе

подробнейшим образом предусмотреть поря- `

дог подсчета, хранения, использования и
распределения как урожая продуктов жи-
вотноводства, так и денег.

Особенно подробно мы просим вас рас-

смотреть предложенный нами порядок учета

и распределения денежных средств. Хлеб
считать под давлением государства колхозы
уже маленько научились. ie

Денежное же хозяйство колхозов нахо-
дитея ло сих пор в самом запущенном со-
стоянии: первое — живет колхоз, как пра-
вило, без приходо-расходной сметы, и даже
там, где смета числится, она является филь-
виной грамотой, так как расходуются день-
ги не по смете, а по текущим. потребня-
стям, а смета спокойно спит в делах.

Вот почему мы считаем  необходамыхк
прямо в уставе записать о том, что правле-
ние обязано’ состагать годовую  приходо-
расходную смету и представить эту смету
на утверждение: общего собрания членов
артели. Кроме этого, мы предполагаем, что
эта смета должна разбивать расходы кол-

`хоза по отдельным главных статьям с тем,
чтобы самовольно правление не могло пере-
водить деньги из статьи в статью. Если,
к примеру, утвердило общее собрание . Ha
административно-хозяйственные расходы
1.000 руб. в год, а средств на эти расходы
нехватает, изволь-ка, товалищ  предееда-
тель, собрать общее собрание и попросить
у него разрешения из статьи производствен-
ных расходов перевести деньги в статью
административно-хозяйственных = расходов.
Вот тут-то и притянут вашего брата, пред-
седателя колхоза.

Голоса; Верно.

Второе — мы считаем необходимым обя-
зать правление артели хранить деньги на
текущем счету артели в банке или ‚сберкас-
се. На деле ведь почти каждый из наших
председателей норовит на всякий случай
леньги иметь не в банке и не в сберкассе,
a на руках. В чем же тут дело? Не только в
TOM, что правленцы не `приучились еще
денги держать на текущем счету, но`и в
том, что наши банковские бюрократы ©м9-

‘имеются деревятные кровати. Постельльгии

как «Путь Ленина», Азово-Черноморского
края, гле. рыбное дело поставлено и где
иной раз за сутки рыбная бригада 100 пу-
дов рыбы наловит. ;

В старой России пчельник был достоя-
нием богатого мужика.

В. старой, царской России лело было по-
ставлено тал, что десятки тысяч прулов
пустовали, в лучшем случае в них заго-
няли в жаокие дни коров.

А у нас что, кроме собственной нашей
лени, незнания нами того, какие силы та-
ятся в колхозе, может помешать тому, что-
бы каждый пруд сделать рыбным прудом,
чтобы мед из предмета роскопеи для бога-
того‘ превратить в обычнее колхозное блю-
до. (Аплодисменты).

ЖИЗНЬ ЗНАЧИТ `
НО И КУЛЬТУРНАЯ.

Иной заграничный либеральный барин,
послушав все это, может быть, скажет:
«Подумаешь, © чем нашли говорить: 9
индивидуальной посуде, о парикмахере, $
простыне — да это же все 100 дет назат
имел культурный крестьянин в капитали-
стических странах!»

Что же, нам скрывать нечего. Мы полу-
чили в наследство от царя деревню без
простынь, . без индивидуальных кроватей,
без садов, без плодовых питомников.
(Голоса: Действительно). .

Много ли было во веей довоенной Рос.
син улиц, обсаженных плодовыми дефевья-
ми? Много ли было хат, которые могли бы
получить премию за чистоту? Мы ведь не
забыли того, что о положении русской де-
ревни писал не большевик, не революцио-
Hep, з кадет-помещик Шингарев:

«Собственно кровати в избах почти ни-
тде нет—и только у двух домохозяев Живо-
тинного (олин плотник, другой каменщик)

дадут часть хлеба, полученного по трудо-
дням, зачем им деньги от колхоза?» В ре-
зультате колхозник смотрит на артель
только как на источник получения хлеба,
от этого вся работа страдает. Правильно ли
это, товарищи? Конечно,. можно понять
каждого из вас: вам хочется сразу да
Поскорее, в один год построить все, что
только требуется..Но так не выйдет. Нуж-
но считать, сколько можно выделить на
строительство, чтобы колхозникам пришлось
на трудодень не 30 и не 40 коп. и не
0 коп., ‘как это бывает теперь в очель
многих колхозах. Вот почему мы предла-
таем ограничить отчисления для пополне-
ния неделимых фондов размером от 10, но
не свыше 20 процентов денежных доходов
артелей. Это меньше того, что было на прак-
тике в очень многих случаях. Но тем пред-
седателям, которые будут недовольны Tem,
что мы хотим сократить. отчисления в не-
делимые фонды, мы можем посоветовать
бороться за то, чтобы у них было больше
денежных доходов з артели, тогла хватит
денег и для строительства из для раздачи
по трудодням. Надо по-настоящему взяться
за осуществление режима экономии. A 10
есть У нас еше такие правленцы, и В 0с9-
бенности земельные работники, которые
непрочь и щедрость проявить за счет кол-
хоза. Факт же, что одному из’ колхозов
Рубцовского района, Западной Сибири, дол-
жны все: райзо — 350 рублей, потребсо-
ю3—405 рублей, даже аптека рубцовекая
должна 400 рублей. . :

УП. УПРАВЛЕНИЕ

Против каких недостатков в деле упра-
вления делами артели прежде всего’ сле-
дует нам ополчиться?

Первым и главным недостатком являет-
ся то, что-во многих колхозах общие собра-
ния колхозников сведены на-нет. Частень-
ко наши руководители колхозов зарывают-
ся в этом отношении, забывая, что они вы-
браны общим собранием, ему подчинены,
что они отвечают перед ним. что общее со-
брание может их сместить. Где председатель
так ведет дела, что общие собрания: не со-
бирает, где общее собрание неё решает важ-
нейших вопросов жизни артели, там плохо
воспитываются калоы, плохо проверяется
работа правления. Там люди: пе растут, и
там наверняка. заранее можно сказать, что
в конце кон! ‚в дело кончится прорывом.
‚ - Второй” не, остаток в. делах управления

принадлежностями обычно служат дерюж-
ка, верхняя одежда, солома»..

‘ Bor из какой ямы советская власть
вытаскивает крестьян. Перейдя в колхозы.
крестьянин получил в тысячу раз больше
‘возможностей наладить культурную жизяъ,
покончить с дикостью старой русской де-
ревни, чем он это имел даже при нашей
же советской власти, но в условиях мел-
кого хозяйства. $

В 1930 году 060 всем этом не было речи
в уставе, ибо задача состояла в том, чтобы
людей собрать, людям привыкнуть друг к
другу и начать общественное хозяйство. Та-
перь, когда колхозы “закрепились, мы мо-
жем решать новые задачи, мы должны
работу по под’ему культуры, по наведению
чистоты, по усвоению в деревне навыков
городской жизни, по внедрению радио и кн-
но, по созданию клубов, библиотек и чита-
лен, по постройке бань и оборудованию
‘парикмахерских, по оборудованию светлых
и чистых станов в поле, по. развертыванию
садов и плодовых деревьев, по улучшению
и украшению жилищ колхозников — еде-
лать такой же неот’емлемой частью работы
правлений и всей артели, какой являетел
и ее производственная работа. А для этого
прежде всего надо, чтобы все передовые
колхозники поняли, что зажиточность—это
значит и обилие продуктов и культурная
жизнь, и что в колхозах теперь есть зсе,
что нужно для того, чтобы добиться и того
и пругого: и обилия продуктов и настоя-
щей культуры. (Аплодисменты).

трят частенько на колхозные деньги, как
на свои, правмльнее сказать — как. на
ничьи. Должен колхоз банку или какому-
либо учреждению, взяли люди и списали с
текущего счета колхоза, & председатель
правления и не знает, что у него на теку-
щем счету оказался вдруг нуль. To, чего
никогда не осмелился бы чиновник банка
сделать по отношению к единоличнику, не-
которые бюрократы считают вполне возмож-
ным сделать это по отношению к колхозу;
иные бюрократы расеуждают при этом так:
«Это ведь опора советской власти, значит,
можно охальничать». : :

Партия и правительство рассуждают. ло
этому вопросу иначе. Но инициативе това-
рина Сталина был поставлен вопрос: и при-
нято Центральным Комитетох решение, ко-
торое запретило банковским. м финансовым
работникам охальничать в этом деле.
соответствии © тем, что решил ЦК
партии и Совнарком по этому. вопросу, мы
считаем необходимым записать в устав,
что:
«Списание © текущего счета произво-

дится только по приказу правления
‚ артели, который действителен при нали-

чии подписи председателя и счетовода

артели».

Третье — мы просим вас обсудить во-
прос в размерах отчислений в неделимые
фонды. Теперь на деле установился такой
порядок. при чем и в лучших колхозах, что
деньги нередко на трудодни выдаются ко-
пейками. Тут сидит у нас в президиуме
председатель одного чувашского хоза,
замечательного колхоза, — тов. Коротков.
Несколько месяцев тому назад был у меня
с ним горячий. спор.  Он рассказывал мне,
как он построил в артели клуб огромный,
настолько большой, что даже с езд чуваш-
еких колхозов был в этом клубе, как оп
потратил огромные средства и силы на TO,
чтобы украсить жизнь артели. За все это
я ето очень хвалил, конечно, и другим
предеедателям колхозов говорил: вот с ко-
го пример следует брать. А затем я его
спросил: а колхозникам ты что-либо 3a
трудодень выдал деньгами? @н маленько
помолчал, а потом сказал... (Обращается
в президиум и т. Короткову: Сколько? —
Коротков: 37 коп.).

Вот видите, товарищи, только 37 коп.
на’ трудодень. Как будто бы против пра-
вления ничего худого сказать нельзя. Дело.
ведут хоропю, ‘председатель много лет уже

сидит председателем колхоза, дело знает,

образцовое хозяйство создал, а на этом ми-
нус имеет, не подумал о том, что строить
надо не только по желаниям, но и по кар-
ману. Деньги на стройку откладывать надо
так, чтобы хватило что выдать нё трудо-
день.

Мне пришлось недавно © рядом предее-
дателей очень хороших колхозов говорить
по этому вопросу. Они в один голос гово-
рят: «Что же, пусть колхозники деньги
зарабатывают от своей усадьбы или про-

за слабую труддисциплину;

заключается в том, что председатели арте-

лей стали более или менее постоянными ра-.
ботниками своих -артелей только в: мень-.
птинстве колхозов; в большинстве же кол-

хозов:до. сих пор еще председателей: артелей
меняют и когда надо; и когда не нало.

Ведь факт, что даже в Западно-Сибиь-
ском крае, одном из передовых краев: по
делам сельского хозяйства, в колхозе
«Украина», Рубцовекого района, сменилось
за последние полтова года пять председате-
лей; в колхозе «Пламя революпии», того
же Рубцовского района, за три года еме-
нилось десять председателей: в колхозе
«Инициатор», Татарского района, с 1930
года сменилось левять председателей, в TOK
числе за один 1934 год—пять председате-
лей. Удивительно ли. что этот колхоз 0бмо-
лотил на 1 января 1935 года только 37%
хлеба и засыпал только одну четверть се-
Man?

Колхоз «Червоный колос», Харьковской
области, с 1933 года имел пять председа-
телей колхоза: первый председатель был
CHAT 3a невыполнение плана, зяби; второй—
третий — за
слабое руководство и отставание сельско-
хозяйственных работ снят и мсключен из
партии; четвертый же был снят.в порядке
выдвижения после двух месяцев хорошей
работы. % :

Колхоз «Червоный партизан» в Купян-
ском районе с начала организации—1929
года — сменил одинналцать прелседателей,
в том числе за один 1933—1934 г.

семь председателей. Не удивительно, что)

колхоз «Червоный партизан» находится все
время в прорыве.

Что же говорить о Казажстане, где сме-

Ha пяти’ председателей с 1931 по конец
1933 года в колхозе имени Буденного, Ву-
дальското района, является нормой?

Для иного районного руководителя сня-

тие председателей колхоза — это вроде то-
го, что получить удостоверение на звание
хорошего администратора. спросить
такого здминистратора, почему у тебя де-
ло плохо ‹ посевом, или с уборочной, или
с хлебозаготовкали, — У него всегда на-
готове ответ: мы свое дело сделали, мы сня-
ли столько-то председателей.

Итак, вторым крупнейшим недостатком в
делах управления‘ артели является то, что
кадры руководителей колхозов в очень мно-
гих случаях до сих пор еще очень не-
устойчивы.

Повторяю, ‹ это не значит, что у нас ‘не

<^

a

РАВДА.

`ДОКЛАДА тов.

Лля того, чтобы навести порядок в фи-
нансовом хозяйстве колхозов, мы хотим на-
лечь еще на ревизионные комиссии. Счи-
тается, что у нас есть ревизионные комис-
сии всюду. Согласно старому уставу реви-
знонная комиссия должна была ревизовать
хозяйство по всем линиям. На деле же вме-
сто ревизионных комиссий у нас одни раз-
говоры о ревизионной комиссии. Много ли
есть таких случаев, когда ревизионная ко-
миссия влезла действительно в пПеченкя
правлению, вскрыла неполадки и добилась
их исправления? Такие случаи по пальлам

‘можно перечесть. Вот почему мы хотим H3-

менить положение о ревизионной комиссии.
Мы считаем необходимххм вести в устав
по этому вопросу следующее:-

Первое. Ревизионная комиссия‘ должна
утверждаться районным исполнительным
Бомитетом” советов.

Второе. В своей деятельности ревизнон-
lad комиссия должна быть подотчетна
хелько общему собранию членов артели.

Третье. Ревизионная комиссия занимает-
ся тем, что проверяет финансовую деятель-
ность артели.

Резизиснная номиссия должна стать
острым ‘оружием в руках. лучшей . ча-
стй нолхозников в борьбе за наведение
перядкоз, за финансовую дисциплину, ре-
жим экономии, за честность в. отношения
членов артели и в отношении выполнения
своих обязательств перед государством. (Го-
лоса: Правильно).

ДЕЛАМИ АРТЕЛИ.

растет число хороших, опытных председа-.
лей колхозов. Факт, что за последние два
года смена председателей колхозов умень-
MAIC против прошлых лет значительно.
Факт, что мы имеем уже тысячи колхо-
зов, где председатели колхозов сидят годами,
стали ‘настоящими’ знатоками дела, знают
людей, землю, знают каждый‘ участон зем-
ли и овладели техникой упразления нрул-
ным производством. -

Третьим крупнейшим недостатком ‘в де-
лах управления артели’ является то, что
во многих случаях иной председатель по
тазилг вопросам, как распоряжение средетва-
ми артели, выдача авансов, расходование
натуральных ‘фоняов, власть свою фактиче-
сви передоверяет счетоводу. Мы не против
счетоводов. У нас есть растущие, -предаи-
ные делу, в особенности 13 молодежи,
прекрасные  счетоводы; ‘° ‘которые ‘знают
на-зубок все хозяйство артели, но мы про-
тив тёго, чтобы. счетовод подменял. предсе-
дателя.

В трех колхозах Нижне-Бурасской МТС,
Саратовокого края, не оказалось устава,
так же как и не, оказалось устава в. са-
MOM нижне-бурасском. райзо. Мы подозре-

ваем, что райзо был заинтересован в TOM,

чтобы не искать устава, потому что в. под-
ведомственном, ему. колхозе, колхозе имечи
Димитрова, председателя артели и реви-
знонную комисеню избрали на собрании,
где присутствовало 37 человек из 224
членов колхоза.

Для того, чтобы превратить общее собра-
ние членов артели в настоящий, а не бу-
мажный высший орган управления, для
того, чтобы весь нат руководящий кадр
колхозов понял, что общее собрание яв-
ляется действительно высшим органом
управления, мы считаем необходимым отре-
делить те вопросы, решения по которым
являются недействительными, ежели они
будут приняты правлением без утвержде-
ния их общим собранием. В таким вопро-
сам мы относим следующие: прием новых
членов и исключение из состава артели,
утверждение ° годового  производственного
плана, приходо-расходной сметы. плана
строительства, норм выработки и расценок
работ в трудоднях, утверждение договора
с МТС, утвержление размеров различных
фондов и количества продуктов и денег,
подлежащетх выдаче на трудодень.

Для того, чтобы за общее собрание кол-
хоза, насчитывающего 200 взрослых чле-
HOB, He выдавалось собрание, где прибут-
ствовали 30 членов, мы считаем необхо-
димым ввести в устав следующее:

«Общее собрание действительно при
наличии не менее половины общего чи-
сла, членов для решения всех вопросов,
кроме вопроса о выборе. правления п
председателя артели. вопроса 0б искаю-
ченни из состава артели и вопроса 6
размере: различных фондов, для решения
которых требуется присутствие Ha
общем собрании не менее 24 общего
числа членов».

Для устранения второго недостатка —=
текучести состава. членов правлений и,
в особенности, председателей, а также й
бригадиров, мы считаем необходимых
впредь установить такое правило, что пра-
вление ‘избирается сроком на 2 года, а бри-

‚и перепашкой уничтожил корку на земле

В президиуме с’езда: Л. М. КАГАНОВИЧ и копхозницы-ударницы (слева—
направо) тт: БАГИРОВА БАСТИ — копхозница артели имени Ворошилова,
Азербайджанской ССР, ЧИГРИНОВА Н. П. — бригадир колхоза имени Ков-
тюха, Азово-Черноморснкого края НАШАПИГОВА Ф. Ф. — колхозница артели
имени НКарахалка, Кабардино-Балкарской автономной области.

12 ФЕВРАЛЯ 1935 Г.. № 42 {6288).

талиры и заведующий животноводческой
фермой назначаются правлением также сро-
ком на 2 года. Мы исходим здесь из того,
что колхозное производство не в меньшей,
если не в большей степени, чем промыш-
ленность, требует постоянных руководящих
кадров, ибо руноводитель колхоза толька
тогда будет вести дело вперед, если он
будет. знать по-настоящему сзои поля,
помнить, что на каждом поле, на каждом
участке сеялось и год, и два, и три назад,
знать будет, какими сорняками заражены
поля, будет знать каждого человека, знать,
на что он способен, что ему можно пору-
чить и что можно с него потребовать, будет
зкать камдую лошадь и каждую корозу
в колхозе. Вот таких председателей нужно
нам создавать.

Для того, чтобы впредь счетовод не
подменял председателя артели, мы считаем
необхолимым сказать прямо;

«Никаких прав на самоличное расто-
ряжение средствами артели, выдачу
авансов, расходование натуральных фон-
дов — счетоводу не предоставляется. Эта
права предоставляются только правлению
и председателю артели. Все расходные
денежные докумезты артели подписыва-
ются, кроме счетовола, председателем
артели шли его заместителем».

Мы считаем необходимым определить сле-
дующим образом роль правления:

«Правление артели, является испол-
нительным органом артели. и отвечает
перед общим собранием членов артели: за
работу артели и за выполнение ею 05я-
зательств перед. государством». \.

Роль председателя артели мы считаем

ЯКОВЛЕВА.

необходимым определить следующим обра-
20M:
«Для повседневного‘ руководетва ра-
ботой артели и ее бригад, а также для
`повеелневной проверки выполнения ре-
шений ‘правления, общее собрание арте-
ли избирает председателя артели. являю-
meroca, вместе с тем, председателех
правления». ;

Взаимоотноненмя правления и предее-
дателя правления мы считаем необходимым
определить следующим образом:

«Председатель обязывается собирать
правление не реже 2-х раз в месяц для
обсуждения текущих дел и принятия
соответствующих решений».

- Наконец, мы: считаем необходимым. уста-
новить в артели должность заместителя
председателя, который избирается правле-
нием из числа его членов по представлению
председателя. Само собой разумеется, что
этот замебгитель председателя должен во
всей своей работе’ подчиняться указаниям
председателя,

Наконец, для устранения-того недостатка,
что устав во многих случаях обходится, чле-
ны артели не.знают своих прав и обязан-
ностей,—по решению Центрального Комите-
та партии, Сельхозотделом и Наркомземол
созван настоящий с’езд колхозников-ударни-
‘ков, который должен обсудить подробно каж-
дый Пункт устава ‘артели и’ дать свой совет
правительству ‘и партии относительно прн-
емлемости ‘проекта, разработанного Сель-
ско-хозяйственным ‘отделом. и Наркомземом,

и внести необходимые дополнения и №.

правки.

лв

[Х. ОРГАНИЗАЦИЯ, ОПЛАТА
_И ДИСЦИПЛИНА ТРУДА.

_ В. части организащии труда, . создания.
трудовой хиециплины мы имеем за 2 Года,
нужно прям сказать, большие успехи. Тя-
желый опыт 1932 г. показал всей массе
колхозников на юге, что без трудовой дис-
циплины, без правильной организации тру-
да на основе сдельщины, без распределе-
ния доходов по труду дела в колхозе не
поставишь, — мало того, можешь обречь
себя на голод. Опыт 1933 г., © друтой сто-
роны, показал всей массе колхозников. что
там, где трудовая дисциплина установи-
лась, где труд был хорошю организован, где
доходы делились по труду, выдача на тру-
додень сразу увеличилась очёнь крепко.

С 1932 г., несомненно, мы имеем круп-
ные успехи в деле организации колхозного
труда и укрепления трудовой дисциплины.

ечно, это относится не ко всем колхо-
зам. Есть еще сколько угодно колхозов, где
дело с трудовой дисциплиной обстоит очень
плохо. Однако’ же, несомненно; что озноз-
ная масса колхозов уже заложила крепкую
основу общественной дисциплины труда,
обеспечила организацию труда на основе
сдельщины и распределение сдоходов по
труду. `

В соответствии с тем, что показывает
опыт лучших колхозов, мы полагаем необ-
ходимым установить следующие правила
организации бригад: ° Е or
` полеводческая бригада выделяется’ на
срок не менее“ полного севеоборота;

животноводческая бригада выделяется на
срок не менее 3-х лет; Е

каждой полеводческой бригаде отволитея
участок в полях севооборота на срок еёво-
оборота; : }

за каждой полеводческой бригадой пра-
вление артели обязано закрепить весь не-
обходимый ей инвентарь, рабочий скот и
хозяйственные постройки; .

за каждой. животноводческой бригадой
правление артели обязано закрепить про-
дуктивный скот и животноводческие  по-
стройки;

распределение ‘работ между членами брч-
тады должно производиться только брига-
диром. ;

В связи с этим возникает такой вопрос.
Тут на с’езде должен быть представитель
колхоза «Большевик», Ивановекой 06бл3-
сти, который получил, повторяю, в Иванов-
ской области, а не на Украине, 150 пудов
пшеницы с га. 150 пудов! Слышите, това-
рищи украинцы, северокавказцы, азово-
‘черноморцы, которые- обычно, когда гову-
рят 0б ивановской, московской и прочей
тюдобной земле, немножко улыбаются. И вт
колхоз «Большевик» получил 150 пудов
пшеницы, настоящей качественной пишени-
цы. Одна из бригад (тов. Сальникова) по-
лучила 200 пуд. с га, другая (Чумакова)
получила 66 пуд. с га. Может быть; это
кажется очень странным, но дело было
именно так, потому что посеяна была’ эта
пшеница на земле, на которой‘ из-за 06-
ложных дождей образовалась сплошная кор-
ка, —корки не разбили; семена разбросали
по корке, н. вот какие результаты. Правиль-
но ли будет, если артель не выдаст премии
бригаде Сальникова н не накажет бригаху
Чумакова? (Многочисленные голоса с мест:
Нет, неправильно!). Это будет неправиль-
но, это будет несправедливо, потому что
бригада Сальникова, как только корка по-
явилась, мелко перепахала всю землю и
посеяла в хорошо разработанной земле.
А бригада Чумакова это дело проспала п
нанесла огромный ущерб артели. - Ежели
бригада в каком-либо колхозе, как в ива-
HOBCKOM колхозе «Большевик», ‘получила
больший урожай, чем другая бригада, в
результате лучшей своей работы, то ей
следует произвести в конце года хополни-
тельное начисление трудодней. Товаришни
из артели «Большевик» произвели таков
начисление трудодней в размерах до 20%
бригаде Сальникова. Но произвели это на-
числение всем членам бригады одинаково,
в одинаковых размерах. Правильно ли это?
Я сомневаюсь. Мы считаем необходимым в
уставе артели предусмотреть другой поря-
док премии, чтобы выиграла при этом вся
бригада, которая хорошо работала, но_ не
Pee в бригаде выгадали бы одинаково: бри-
гадиру за то, что он снохватился зо-время

в колхозе «Большевик», нужно о приба-
вить 20%, ударникам, которые вели впе-
ред всю массу членов артели, прибавить
15%, a остальным—10%. Тогда у нас
настоящее соревнование бригад получится.

Вот почему мы считаем необходимым
установить следующие правила в пример-
ном уставе сельско-хозяйственной артели;

Если бригада в результате лучшей
работы собирает с закрепленных за нею
участков: урожай выше среднего колхоз-
ного, то всем членам этой: бригады: пра-
вление артели производит начисление

дохода в размерах до 10% всего числа

выработанных ими трудодней, выдзю-

щимея ударникам в бригаде—в размере

до 15%, а бригадиру— до 20% у
‚ Вторым, не менее важным вопросом яв-
‚ляется вопрос .о переводе всех работ артели
на основу сдельщины. Сдельщина в колхоз-
ном производстве, нужно прямо. сказать,
привилась здорово. Слельщине мы 06язз-
ны*в значительной мере многими успехами
колхозного производства. Сдельщина преду-
сматривает, оценку каждой работы в трую-
днях в зависимости от того, насколько этот
труд сложный, насколько он ценен по ква-
лификаций.

Меньше чем гола два тому назай на Ук-
раине, на какой-то станции, не помню. да-
же ее названия, я’ как-то разговорилея с
предеедателем небольшого колхоза. Он на-
Зал мне показываль свои конторекие кня-
ти, где было записано все — кто; сколь-
ко, за что трудодней получил. А затем, ког-
да получше мы разговорились, он вынул
из кармана вторую книжку, то была кних-
ка, в отличие от прежней, маленькая и из-
PAHO замусоленная. Говорит: здесь веду я
счет для себя, тю этому счету я хорою
все знал, сколько кому должен, какая у
кого семья, какое у кого положение. По
этой книжке у меня каждый хлеб полу-

случаев стало теперь меньше, чем в 1932
году, но мы были бы последними дурака-
ми, если бы думали, что их уже вовсе нет.
Драться за сдельщину и распределение до-
ходов по трудодням придется ее не один
год.

Вот почему мы считаем необходимых в
уставе сельеко-хозяйственной артели по-
дробно обсудить, что собой представляет
сдельщина, как она должна быть постр-
ena.

Слельыцина предусматривает оплалу за
выполненную норму выработки в зависимо-
сти от квалификации работы. Разница в
оплате отдельных квалификаций установле-
на была НЁКЗемом после Первого ‘е’езда кол-
хозников-ударников. Разница в оплате ме-
жду самой неквалифицированной и ‘легкой
работой и самой квалифицированной раб-
той на конях равна четырем. Габота же
тракториста расценивается в трудоднях при
выполнении им Норм выработки в шесть раз
выше, чем работа уборщицы, кухарки в
стане и т. д. Если самая простая
оценивается в полтрудодня за -выполненяе
врмы выработки, то самая квалифициро-
ванная работа на конных мапгинах опени-
вается в два трудодня, а работа тракторя-
ета оценивается в три трудодня за вытюл-
нение нормы выраюбтки. В массе сдельная
оплата труда, прытом разная для’ разных
работ, привилась, и это бесепорно, потому
что маюса колхозников поняла вред ypas-
ниловки, вред распределения доходов по
едокам.   .

Социализм, как раз’ясняли великие учи-
теля социализма—и Маркс, и Энгельс, и {е-
нин, и Сталин, — состоит тут’ не? в том,
что  неквалифицированная, ° необученнал
уборщица правления, или’ сторож, ‘или во-
девоз получает такой же доход, как тракто-
рист, вепахавший 400—500 га, ‘а в том,
что вчерашняя батрачка силой колхозного
строя, если она’ подучится, ‘станет трак-
тористкой, для чего не требуется никакого
катитала, в том, что и тракторист, и вя-
зальщица снопов работают в колхозе не на
Булака, а на’ себя, на’ артель, pabrompas-
ными членами которой они являются. Из
этого неравенства вытекает для каждого
колхоза одно: учись, повышай квалифика-
ЦИЮ, Туг He многое требуется, ‘перейлешь
на лучше оплачиваемую работу, на лучше
оцениваемую работу, и будешь при выпол-
нении норм выработки получать в полтора
два, три раза. больше, чем получаешь те-
перь. .

Вот как обстоит дело с вопросом © сдель-
щине. Однако же, если-мы хотим сдель-
щину и оплату по.трудодням провести па
деле, а не так, как это делал украинский
председатель колхоза с двумя книжками —
одной большой, толетой, для приезжего чи-
новника, а другей — маленькой, плохонь-
кой, замусоленной, для распределения до-
ходов, то ‘иначе надо поставить учет‘ трудо-
дней.

В самом деле, вы можете правильно рас-
пределить всех по работам, вы можете об’-
явить какие угодно расценки различных ра-
бот, но если изо дня в день не проверять,
какую. работу колхозник сделал, если хоть
раз в неделю не записать ему, что он вы-
работал, то на самом деле будет не сдель-
щина, а распределение; доходов по трудо-
дням и обязательно самая обыкновенная
ААА ФА

ОКОНЧАНИЕ ДОКЛАДА
тов. ЯКОВЛЕВА см. на 5-й стр:

чать будет. (Смех в; зале). Конечно, таклх `

oh
iO