12 ФЕВРАЛЯ 1935 Г., № 42 (6288).

уравниловка. А у нас вель бывает так: про-
ходит неделя, другая, третья, никто кол-
\ хознику не записывает, что он выработал.

Если спросить в это время бригадира, он
1,   скажет: да я же все помню. В конце по-
\ ‚  сева или уборки кто-либо спохватится, что
нет записей, тут начинается штурк: вызы-
вают учительницу, комсомольцев и начи-
нают уже записывать по памяти, сколько
кто выработал, и снова не помнят. Тогда
соседей спрашивают: один скажет сорок,
хругой назовет цифру 50, затем «по спра-
ведливости»— голосованием решают. Ко-
  нечно, при таком порядке записи трудодней
все это превращается в обман B худшем
случае, в самообман в лучшем случае.

Вот почеху мы считаем необходимым
ВЕЛЮЧИТЬ В Устав:

Г) обязать бригадиров не реже раза в
неделю записывать каждому члену артели,
сколько он выработал трудодней:

2) обязать бригадиров и председателей
‚  артелей не передавать дело записм годово-
 то результата счетоводу; обязать их заве-
\(]рять собственной подписью годовые  ре-
‘1: зультаты работы каждого колхозника.
Наконец, мы считаем необходимым уста-
 новить, как правило, и залисать в уставе:

м] «Обязать правдение не позже чем за

, две недели до общего собрания, утвез-

м: жлающего распределение дохода в арте-

` ‘ли, вывесить к всеобщему сведению ве-
хомость числа выработанных каждым
членом артели трудодней».

Можно и нужно ли это сделать, това-
рищи? (Многочисленные голоса: Нужно,
правильно).

Можно наверняка сказать, что ежбли та-
кой плакат, где написана работа каждого
члена артели, сколько он выработал. трудо-
дней, две недели повисит в артели, много
7’, векроется ошибок, нечаянных, & иногда и
yyy   Чаянных. (Голоса: Правильно).

п»  Нажонец, последнее, о мерах наказания
нерадивых колхозников. уществующая
практика у нас никуда не годится. В а7-

‚  сенале правлений наших колхозов фактн-
ш .  Чески оказался для наказания нерадивых
  Колхозников только обух mo голове; или
yu   штрафом добивают, или из артели исклю-
з-,  Чают. (Голоса: Правильно). Что касается
(»-  штрафов, то здесь взысканий тысяча.

i Факт, что одна из делегаток с’езда, Сви-
ноухова, бригадир в колхозе Кореновского
„  района, была оштрафована на 5 дней за
то, что не явилась на заседание правле-
we) НИЯ.

м? Факт, что бригадир колхоза Донецкой ©5-
11  ласти Макаренко был оштрафован, как
это официально наллисано в конторской
    КНИГЕ, -«за насмешку надо председателем

-1 колхоза». (Общий смех). .

Факт, что во мн случаях размеры
1 штрафов достигают 100—150° ‘трудодней.
х Штрафы превратились нередко в тавую

Наконец, о женщине-колхознице. Това-
рищи, на нашем с езде колхозников-ударчи-
ков присутствует более 400 женщин. 400
с лишним колхозниц-ударниц на Всесоюзном
wal в’езде! (Аплодисменты). На первом с`езде
и   колхозников-ударников товарищ Сталин
‹ии  сказал о женщинах-колхозницах; он сказал
в том, что женщина в колхозе большая
сила, о том, что нужно двигать женщину
вперед в колхозах, о том, что колхозницы
получили в колхозах равенство с мужчи-
нами, о том, что колхозницы должны 9е-
речь колхозный строй, как зеницу ока.
Помните эти слова товарища Сталина?
-и1 (Голоса: Да! Помним!). (Аплодисменты).
(и Два года прошло с той поры. За эти два
wu] vora, по данным Наркомзема, число жен-
   щин-колхозниц, членов правлений колхозов,
  выросло с 85 тыс. до 165 тыс. (Аплоди-
1114 сменты).

Число бригадиров, самостоятельных ру-
ководителей отдельных отраслей хозяйства
(а много ли хотя бы в Англии, с ее мно-
   госотлетней буржуазной цивилизацией, жен-
  щин, которые управляют таким  хозяй-
ством?) выросло с 12 тые. в 1931 г. 30
10°] 50 тыс. (Аплодисменты). —_

ИВ» Женщин председателей артелей, т. е. ру-

#
иГ  ководителей хозяйств, зачастую превышав-
i   щих рядовые помещичьи хозяйства старой,
  царской России, в 1931 г. было 1.200, а
ИК    стало теперь 7 тые. (Бурные, продолжи-
]1\  тельные аплодисменты). Этого еще очень
  мало, но пусть любая капиталистическая
   страна покажет в своей стране не 7 THIC.,
за 700, не 700. а хотя бы 70 женикин-ди-
я ректоров таких крупных предприятий, как

наши колхозы. (Аплодисменты).

Было заведующих колхозными товарны-
ми фермами 3 тыс., стало 19 тыс.

В отношении животноводческих товарных
ферм надо прямо сказать, что их взяла в
свои руки женщина, и от этого дело живот-
новодства в нашей стране выиграло.

Вот как выдвигается вперед женщина В
‘колхозах, вот как пускается в ход эта ве-
 . личайшая сила, которую царская Россня
держала под спудом, которую царская Россия
забивала вдвойне—и как крестьянку, и как
женщину, на которой муж вымещал всю
тоску от безнадежности своего положения,
все отчаяние от безвыходности крестьянской
жизни.

Еще не так давно русский поэт Hexpa-

10 ур
4 4
тт

д?

~

сов писал о тяжкой доле русской кресть-
Янки:

«Русская долюшка женская,

Вряд ли трулнее сыскать...» .

За несколько лет развития колхозного
строя мы сделали в сотни раз больше для
освобождения женщины, чем самые пере-
   довые капиталистические страны за COT-
;) ни лет болтовни о неравноправии женщин.
19 Мы вправе гордиться этим, в колхозах мы
`( заложили основу для действительного ©сво-
‘ий бождения женщин от рабства, вынужлен-
и (  ного условиями мелкого хозяйства. (Про-

.Я должительные аплодисменты).

Вот одна из русских крестьяноЕ — внуч-
ка одной из тех крестьянок, о которых пи-
сал поэт Некрасов. Она из колхоза «Крас-
ный Октябрь», Северного края, ее фами-
лия — Фомина. Она присутствует здесь
НЗ С’езде. У нее помер в 1927 году муж,
оставил ее с двумя маленькими детьми и
00. свекровью-90 лет от роду: До 1930 ro-
да она перебивалась стиркой белья у хол-
могорских кулаков, затем вступила в кол-
хоз. Ей довелось уводить в артель кофову
у того самого кулажа, у которого она белье
”” ‚  стирала. Когда корову уводила, плакали
КИА  бабы в семье вулака, и она вотлажнула, но
a $ ворову все же увела. В колхозе стала рабо-

в”

“gh t

j

A

«Я
ed

м]

_Х. 0 ЖЕНЩИНЕ-КОЛХОЗНИЦЕ.

общеупотребительную меру наказания, что
штраф подменил все общественные меры
воздействия на членов артели. Вот почему
мы считаем необходимым в уставе артели
предусмотреть перечень наказаний, чтобы
люди не брались сразу за самое острое
оружие.

Плохо, ‘скажем, человек сделал работу,
без-знания, неумело: нало заставить его
переделать недоброкачественную работу без
начисления дополнительных трудодней.

Опоздал на работу Член артели, не обя-
зательно его сразу штрафовать. Сделай ему
предупреждение от бригадира, от правле-
ния. Наконец, если это не поможет, об явя
ему‘ выговор от правления. .

Если человек не исправился, поднимите
вопрос на общем себрании. Неужелн пори-
цание на общем `собрании—худшее орудие
для воспитания колхозников, чем штраф в
30 трудодней? Я уверен, что найдутся TH-
сячи колхозников, которые, не моргнув, при-
MYT штраф даже в 30 трулолней, но ежели
его часок на общем собрании помыкаете,
он задумается:

Наконец, в арсенал наказаний можно
ввести перевод на низшую работу. Пусть
человек, который в тяжелое время уборки
без всяких к тому оснований плохо работал
на лобогрейке, поработает 10 дней на та-
кой работе; где оплата в 2 или 3 раза
меньше, чем на любогрейке, — может быть
поможет. 1 :

Если, наконец, все это не помогает, если
меры общественного’ воздействия и меры
наказания не исправляют человека, можно
его временно отстранить от работы-——на не-
делю, на две, на месяц. Конечно, для этого
требуется большое терпение. Конечно, для
этого требуется большое внимание к лю-
дям. Конечно, оштрафовать на 10 трудо-
дней легче. Но зато в этом случае тысячи
людей мы сохраним для общественного
производства, которых ныне отбрасывают
зря сразу. Мы исходим при этом, что ©5-
щественный труд есть могучее орудие вос-
‘питания, которое чудесз будет созлавать в
области переделки людей.

Лишь как крайнюю меру наказания мы
считаем. необходимым предусмотреть исклю-
чение из состава артели.

Совершенно яено, что все это не отно-
сится к людям, виновным в расхищении
общественной, колхозной или государствен-
ной собственности, виновным во вредитель-
ском отношении к имуществу, скоту и ма-
шине в артели. Такие злодеи, вредители,
ломающие злостно машины, растаскиваю-
щие основу колхозного строительства, кол-
хазной собственности, явно не могут pac-
сматриваться артелями иначе, как враги
народа. И здесь свое слово на основе за-
Kea об охране общественной собственностя
в. каждом отдельном случае должен сказать
суд. (Аплодисменты).

тать дояркой. Через год ее перевели в стаз-
шие доярки. В 1932 году назначили бри-
гадиром. В 1933 году — заведующей пае-
менной  фермой. Когда она начала: работать
на ферме в 1930 году, на ферме было толь-
во 40 коров, а теперь ‘у нее — 130 ко-
ров. А у самого крупного холмогорского
кулажа Ерухина было только 6 коров. Вот
какие русские женщины пошли в колхозах!
(Продолжительные аплодисменты).

Про себя она’ рассказывает: сначала
было трулно, но основные трудности про-
шли, главное — год от года становится все
легче и лучше. В 1934 голу выработала
она 600 трудодней. На только-что бывшем
Всероссийском с’езде советов избрана чле-
ном ВЦИК. (Аплодисменты).

Заютавьте теперь эту женщину выйти за-
муж за нелюбимого. Я ее спрашивал, меж-
ду прочим, не вышла ли она замуж. Гово-
рит-— нет. Спрашиваю — почему. Говорит.
—пары пока не находится, а торопить-
ся мне некуда. Кабы было, как в 1929 ro-
ду, за любого пошла бы с двумя детьми
да со свекровью, а теперь — 600 трудо-
дней!» (Продолжительные аплодисменты,
громкий смех).

Эту силу мы youmant двинуть и дальше
на пользу колхозам и всей советской стра-
не. Вот почему мы считаем необходимым
залтисать в уставе особым пунктом 06 обя-
занности правления колхоза вовлекать жен-
IMM в колхозное производство и обществен-
ную жизнь артели, выдвигая способных и
опытных колхозниц на руководящую рабо-
ту, разгружзя их по возможности от до-
машних работ путем создания яелей, дет-
ских площадок и т. д.

Согласны ли вы с этим, товарищи удар-
ники, не только женщины, но н мужчины?
(Громкие аплодисменты. Голоса: Согласны).

По дорогё от общежития к Кремлю они не
отрывались от окон автобуса: «Это что?»
«Это какое строительство?» «Ух, красо-
та!» «Машин-то, машин !..»

А те, которые живут тут е начала Всс-
союзного (’езда Советов. всё — 0 леме-
хах, о круглом железе, о яревизации, о
снеге. «Вот три лня подряд снег падал,
февральскому этому снегу пены нет, успе-
ли ли в колхозе запруды поставить»...

Вот и Кремль. Вот и зал. «АЙ, зал!»
«Сталина еще нет? Хоть бы раз в жизни
увидеть». «Да брось ты про свой снег: что
не сумёют, что ли, без тебя его задер-
жать!». «Ну, зал!». «Молотов тоже бу-
дет?». «А Катановича я раз видел: в Тур-
кестане, когда с басмачами воевал. У-ух,
голова!». «У меня в наказе двенадцать
пеправок. В десять минут не уложусь ни-
как». «Ца придут сеялки, что ты беспо-
коишься. Ехали мы вчера. так навстречу
всяких машин видимо-невидимо». «Воро-
шилов обязательно будет»...

В куйбышевской делегации, в казакстан-
ской, в воронежской, в любой — все те
же разговоры: семена, наказ, Сталин, илуги,
метрополитен, яровизация, «в Москве ли
Каганович», пробный выезх колхоза...

— А знамен, други. нет. И оркестра
что-то не видно.

— Без торжества, прямо Е делу: Пра-
вильная постановка. Вот устав. обсудим,
дорогих теварищей повидаем и — ко дво-
рач. Время жаркое.

Тут на трибуну вышли Сталин, Моло-

ПРАВДА.

Есть еще одно дополнение, которое мы
хотим внести в устав сельско-хозяйствен-
ной артели. Дело идет о первом пункте
проекта устава артели, где прямо сказано:

«Колхозный путь, путь социализма есть
единственно правильный путь для труля-
щихся крестьян». (Поодолжительные апло-
дисменты). `

Слово «социализм» недавно еще пугало
крестьянина, даже многие крестьяне, вету-
павитие на колхозный путь, не понимали
того, что это-то и есть социалистический
путь.

Теперь, когда основная масса трудящих-
ся крестьян уже собралась в колхозы,
миллионы имеют опыт общей работы, мил-
лионы колхозников начинают понимать
всю правоту нашего вождя товарища Ста-
лина, который велед за Лениным устано-
вил, ч10 «социализм означает не нищету
и лишения, # уничтожение нищеты и лн-
шений, организацию зажиточной и куль-
турной жизни для всех членов общества»,
что «социализм означает He сокращение
личных ‘потребностей, а всемерное их pac-
ттирение и ‘расцвет, не ограничение или
отказ от удовлетворения этих потребностей,
а всестороннее и‘ полное удовлетворение
всех потребностей культурно развитых тру-
дящихея людей».

Так определил социализм велед за Мар-
KooM, Энгельсом и Лениным товарищ Ста-
лин на ХУ с’езде партии. Так его начи-
нают понимать миллионы трудящихся кре-
стьян, миллионы колхозных передовиков-
ударников, знатных людей социализма.

Что же такое социализм для честного
колхозника, как его понимали Марке и Ле-
нин, как его учит понимать товарищ Ста-
лин?

Социализм — это освобождение не толь-
ко от помещичьей, но и от кулацкой ка-
балы. (Аплодисменты).

Социализм — это замена мелкого едино-

личного хозяйства, которое  порождало
только нужду и темноту, хозяйством
крупным ` общественным, (Аплодисменты).

Социализм — зто разная обязанность для
каждого трудиться и получать доходы по
труду, а не по имуществу, не по капиталу.
(Аплодисменты).

ХИ. ИЗОБИЛИЕ ПРОДУКТОВ, ЗАЖИТОЧНАЯ
ЗЖКИЗНЬ ДОСТУПНЫ. КАЖДОМУ КОЛХОЗУ.

Социализм, который мы осуществляем в

стране на ‘оенове колхозного строя, озна-
чает обилие зерна, скота, птицы, овощей
и всяких других продуктов.

Доетупно ли нашим колхозам добиться
всего этого? Нужно ли ждать многих и
многих лет до того времени, когда принесет
свои плоды посаженное в колхозах дерево
‹оциализма? Это вопрос, который справед-
ливо могут задать многие.

Есть ведь немало еще таких крестьян,

которые ниче против социализма не
имеют, но которые не согласны ждать. Иной
такой колхозник с хитрецой в ответ на раз:
говор о социализме скажет вам: «что ж, п
в старое время, обещали нам, крестьянам,
хорошую жизнь в царствии небесном».
» Что же мы можем на это ответить таким
людям, кроме того, что сказал товарищ Ста-
лин на прошлом с’езде колхозников-удар-
киков: «Чтобы стать колхозникам зажи-
точными, для этого требуется только од-
но— работать в колхозе честно, правильно
использовать трактора и машины, правиль-
но использовать рабочий скот, правильно
обрабатывать землю, беречь _ колхозную
собственность».  (Апледисменты. Голоса:
Правильно). >

Я приводил пример артели «Большевик»,
Ивановской области, которая получает урэ-
жай 150 пудов пшеницы с гектара, в то
время как рядом, в соседней артели
«Искра», в полутора километрах от кол-
хоза «Большевик», на такой же земле пше-
нипа дает урожай не 150, а 80 пудов.
В чем тут дело? Климат тут другой? Почва
другая? Бог более милостив?.

Нет, дело в том, что люди приобыкли
к колхозной работе, получили навык к. кол-
хозному труду, добросовестно относятся к
делу, используют помощь МТС, понимают,
что земля требует внимания индивидуально
5 каждому своему участку, не брезгуют ма-
лым делом.

Или вот другой пример по  льноартели
«Красный льновод», Юрьевского района. Он
засевает льна 370 га. Это по трудоемко-
юти не меньше чем 2.000 гектаров пше-
ницы, Колхоз в 1934 г. получил со всей
площади 370 гектаров на круг 5 цент-

неров льна-волокна со средним вомером— 1!

Социализм — это перешедшая из сказки
в жизнь возможность в год, в один только
1934 год 270 тысячам рядозых крестьян-
ских юношей стать трактористами, для
21.000 стать бригадирами, для 26.000 —
стать июферами, для 19.000 — комбайне-
рами, для 246.000 — обучиться на брига-
дирез полезодческих и для 180.000 — обу-
читься на бригадиров  жизотноводчесних
бригад. (Аплодисменты).

Сопнализм — это возможность по воле
партии приехать сюда, в Кремлевский Дво-
рец, чтобы вместе с- правительством и вме-
сте с вождем народа товарищем Сталиным
обсуждать вопросы устроения колхозной
жизни. (Нрики‘хура», аплодисменты).

Социализм — это презращение техники,
которая, как служанка, служила раньше
только богатым, родовитым, в помощника, в
пруга для об’единизшегося для общего тру-
да крестьянстеа. (Аплодисменты).

Социализм — это возможность в н8-
сколько лат везем членам артели, а He
только олиночкам-богатеям, эксплоататорам,
кулакам и кровососам, подняться к уровню
зажиточной жизни. (Продолжительные ап-
лодисменты).

Социализм — зто. возможность по воле
партии, по решению С’езда Советов для
всех вступизших на колхозный путь кре-
стьян на равных началах с рабочими, под
руководстезм рабочих осуществлять /упра-
вление страной, выбивать закрытым голо-
сованием сзою власть,\ . (Продолжительные
апледисменты).

Социализм — это возможность стать пе-
редовыми героями-ударниками общего тру-
да, знатными людьми для всей страны пу-
тем труда, тольно путем труда, доступного
at uecTHOMy ToymeHuny. (Аплодисмен-
ты).

Наконец, социализм — это ворота к
культуре, к электрическому свету, к плэ-
довым деревьям по улицам наших деревень,
к газете, радио, велосипеду, кино. .

Вот что такое социализм, который ввел
в жизнь, сделал доступным для сотни мил-
лионов крестьянского населения в нашей
стране рабочий класс люд водительством
Ленина и прололжателя его дела товариша
Сталина. (Бурные, продолжительные апло-
дисменты).

14,5 и высшим—16, в то время как co-
бседние колхозы получили от 2,5 до 3 цент-
неров льна-волокна.

В Узбекистане имеется колхоз имена
Кагановииа, в Ленинском районе. Он посеял
хлопка 17`уга. В 1932 году получил 19
центнерби, гюпка с га, в 1933 году —
20 центнеров, в 1934 г. — 28 центнеров,
а мы имеем в качестве задачи пятилетнего
плана получить вдвое меньший урожай в це-
лом по Узбекистану в 1937 году против
того, что имеет уже теперь колхоз имени
Вагановича. aoe. Ts о

Чем этого люди добились? В 1933 году
полготовили хорошую зябь для хлопковых
посевов 1934 гола. В бригаде Мирзеджен
Ходжаева 20 га легких земель весной пере-
пахали 4 раза и 13 га тяжелых земель. пг-
репахали 5 раз. На 1 га в этом году дали
800 кгр минеральных удобрений, 120 ар5
назозу и 200 арб илу. При очистке кана-
лов ил выбрасывается здесь на край по-
ля, — полежит год, а потом используется
как удобрение. . :

К окучке приступили е 1 мая, прове-
ли 5 окучек. а каждая окучка означает
пройти плугом «Аксай», потом культива-
тором, ‘а потом кетменем. 3& 2—5 дня до
каждой окучки проводили полив, а после
последней, 5-й окучки провели 9 поли-
вов, — всего 14 поливов.

Во время первой окучки провели первое
прореживание и в каждом гнезде оставили
6—7 растений, а во время второй окучки
провели второе прореживзание и в каждом
гнезде оставили по 3—4 растения.

e Вю время уборки хлопка, в сентябре,
выделили группу опытных колхозников, ко-
торые обошли все поля и на кустах, зара-
женных болезнями, или другого сорта хлоп-
ка делали отметки (тряпочкалги разного цве-
та). Коробочки с отмеченных кустов убира-
ли отдельные сборщики, складывали их OT-
дельно. После этого шла первая грунпа—
ютбирала отборный хлопок, очень херо-
{He коробки. вторая групна — нормальный
ит. д. Каждую отдельную группу хлопка, в
зависимости от качества, отдельно склады-
вали, в отдельной таре и на отдельных аз-
бах возили. От этого будут чистопородные
семена. фабрики получат одинаковое и хо-

ВСТРЕЧА.

О

ia eee

ЗАПИСЬ ВПЕЧАТЛЕНИЙ, КОТОРЫМИ ПОДЕЛИЛИСЬ
КОЛХОЗНИКИ-УДАРНИКИ С КОРРЕСПОНДЕНТОМ «ПРАВДЫ».

тов и Каганович, и Ворошилов, и Кали-
Нин... Й хотя их ждали, но вышли они все
же неожиданно, и уж очень как-то, вро-
сто, и остановились в голубом свете у под-
ножья статуи Ленина такие простые, слов-
но колхозные правленцы, или бригадиры,

или. соседи-колхозники. Стоят, приветливо’

улыбаются, и нет еще на человеческом язы-
ке слов, которыми можно бы рассказать,
что делается в эту минуту в сердцах двух
тысяч людей, какой теплынью и ралостью,
и счастьем 0б’яг сейчаю зал.

А человеку, этим двум тысячам людей,
впервые или в десятый раз  увилевпииг
Сталина, не слышно рукоплесканий зала,
хотя они и подобны шуму леловых дви-
жущихся громад. Человеку ничего в ту ми-
HYTY He слышно, он только видит. его,
преобразователя жизни. :

Человек вилит Оталина и зычно, но не
слыша себя, кричит: «Ура-а-а-а!».

А он стоит со своими соратниками, про-
стой и обыкновенный, словно это ‘не он вел
миллионы и миллионы к осуществлению
былых и, казалось, неосуществимых меч-
таний.

Иногда шумы чуть-чуть опадают, но пс-
ред человеком, не спускающим глаз со Стаз
лина, снов» встают безмежные поля арте-
лей, дымки тракторов, веселый гуд комбай-

ЕЕ. 22
Нов и симментальские, иоркитирские, пер-
шеронские стала и косяки, и золотым дож-
дем слетающие на медоносы артельные
пчелы, и невиланные сорта хлебов, и слав-
ный борис на колхозном столе, и парни, п
девушки, оклонившиеся над учебниками фи-
зики, химии, агрохимии...

А на трибуне он, Иосиф Виссарионович,
и гул удваивается в силе: а-а-а.

Вот ен отошел вглубь трибуны и встре-
чает членов президиума — бригадиров, па-
стухов, свинарей.

В колхозе все будут опрашивать, внуки
будут допытываться:

”-—_ Вакой он? Ну, что? Расскажи.

Поэтому надо запомнить все.

— Ну, носит обыкновенные сапоги. И
всб на ‘нем — самое простецкое. И. весь
он — как я, как вы. А посмотринть на не-
то, и к горлу так и подступает.

Сталин сел. Делегат Москвы называет
имена его соратников: выбирается прези-
диум.

Й была такая минута: делегат сказал:

— Товарищ. Молотов.

Рукоплеекания, гул, — зал бушевал.
Молотов, постояв минуту, сол. Делегаты по-
няли его так: дескать, зачем так долго ме-
и приветствовать. Пора приступить к ра-
OTe.

AS ese

*

60 дворов.

рошее волокно, да и колхоз заработает боль-
м денег.  (Продолжительные  аплодисмен-
ты). u

Четвертый пример-— Северного Кавказа,

где лучше всего видно, через какие труд-
ности мы уже прошли, какой под’ем на го-
ру мы уже проделали’ и каких людей мы
начали создавать. Всем известно, что Ce-
верному Кавказу хорошая жизнь не дается
даром.

Вот что осталось в колхозе после саботажа

: 1932 r.
а) Колхозники стали разбегатьея—«вее

равно пропадем в колхозе», и из 130 двэ-

ров осталось к весне 1933 года всего

6) Рабочего скота осталось: 5 лошадей

и 6 быков.

в) На молочной товарной ферме осталось
37 голов с молодняком.
т) На свиноводческой товарной ферме

остались 3 матки и 1 производитель.

Rpome того, колхоз в 1934 году купил
за хлеб 3 грузовых автомашины, построчл
ЕЛУб на 210 мест, постронл и оборудовал
3 культурных полевых стана, 3 бани —
для каждой бригады по стану и бане.
(Апледисменты).

Урожай озимой ншеницы был в 1933
году полцентнера (три пуда), и притом
не в результате плохих климатических
условий, ибо 32 год был не плохим го-
дом по погоде, — а чскмючительно в ре-
зультате кулацкого саботажа. В 1934 году,
несмотря на засуху, колхоз взял с гектара
17 центнеров озимой пшеницы. До кол-
лективизации в этом районе собирали в
хороший год 10—12 центнеров.

В 1932 году весе озимые сеяли целикем
по стерне, а под урожай 1934 года весь
посев произвели по глубоко вспаханным
чистым парам, рядовыми сеялками.

Здесь присутствует, как я уже сказал,
5 качестве делегата от этого колхоза тов.
Докторов. В 1932 году Докторов не толь-
ко устоял при начавшемся бегстве чз
колхоза, но с группой товарищей в десять
человек боролся за колхоз, останавливая
халодушных, агитировал, раз’яснял, вселял
уверенность в колхозное дело, и сегодня он
победатель и делегат на с’езде победителей.
В нынешнем году он с женой заработал
250 пудов ишеницы, 80 пудов кукурузы,
55 пудов подсолнуха и 1.670 руб. день-
тами. (Продолжительные аплодисменты).

Вот, наконец, последний пример: Гра-
чикова Фекла Прохоровна, делегат от кол-
хоза имени Буденного, Кизлярского района.
До коллективизации — батрачка, сейчас —
бригадир. Батращкая доля тяжела вообще,
но в Кизляреком районе она была особен-
но тяжела. За пать пудов муки. которые
кулак давал бедняку взаймы, он забирал
тРесь урожай белнацкого винограда.

И вот в 1929 году здесь организуется
колхоз. Фекла Грачикова вместе с мужем
становятся членами колхоза. Но вскоре
под влиянием кулацкой  провокационной
подрывной работы колхоз, насзятывавший
92 хозяйства, зашаталея и затрещал ио
вам. Ушло из колхоза 78 хозяйств, оста-
лось только четырнадцать. Ушел и мух

`Грачиковой.

Но Фекла Прохоровна осталась.

Сначала муж убеждал ее уйти из кол-
хоза, затем угрожал, затем начал избивать.
Но опа не сдалась.

Грачикова в числе 14 батрацко-бедняц-
ких хозяйств, оставшихся в колхозе, про-
должала борьбу-за колхоз. Из этого ядра
сложился колхоз в 1930 г. И он, как дру-
гие колхозы, тяжело пережия 1932 г., голд
кулацкого саботажа. И здесь, как и в дру-
гих колхозах, дело пошло быстро на поправ-
ву, когда расправелись с кулаком, когда
установили железную дисцинлину труда,
когда создалея и сплотилея настоящий co-
ветский актив в колхозе. В результате и
в этой артели огромный рост по сравне-
нию 6 1932 г. С 1932 г. на 1934 г. чнело
лошадей выросло с 50 до 112, волов =
с О ло 118, рогатого скота в молочной то-
варной ферме — с 30 ло 181 головы, в
свиноводческой товарной ферме — с
до 480. (Продолжительные аплодисменты).

Вы, может быть, товарищи, скажете, что
я рассказываю об отдельных случаях. Да.
Мы жеп не говорим, что все колхозы уже
стали передовыми. Весь доклад мой от -Ha-
чала ло конца был направлен в тому, что-
бы доказать, что не все колхозы работают
по-настоящему, что главной задачей теперь
является подтянуть всю массу отстающих
колхозов к тем десяткам тысяч передовых,
которые уже имеются. Однако же этих пе-
редовых колхозов уже далеко не так мало,
как это было в 1932 г.

_ Взять Узбекистан. Ведь факт, что 87 ты-
сяч га в Узбекистане дают урожай хлопка
от 14 до 17 центнеров с га, а средний
урожай хлопка там — 8 центнеров. Что
же там, где у людей гектар хлопка дает

eee
lll
eee

Делегаты поняли его, но не согласились
с ним: они рукоплескали, крачали.

Тогда Сталин, коснувшись одной рукой
своего соратника, другой Показал на -зал.
Все тотчас же перевели выразительное это
движение на колхозный язык: «Подчинись-
де, принимай честь».

И было в этом лвижевти великого чело-
века столько колхозного, деревенского, глу-
бинно-народного, что иные, ‘не смахивая с
тлаз слез. уже не кричали, не могли криз
чать, а только беззвучно шевелили губами.

Но вот стало тихо. Все сидели. Пре-
седатель сказал. что в повестке только один
вопросе — об уставе, м предоставил слово
докладчику.

Оркестр не играл, и приветствий ‘никто
не говорил: там. на трибуне; все знали, что
три дня падал снег и что колхозные думы-—
о запрудах, о кругловом железе, о ярови-
заторах — о весне... ,

А по-старому уставу, действительно, уже
работать нельзя: колхозами властвует бес-
покойная, все раскаляющаяся страсть к
улвоенным и утроенным урожаям хлебов,
трав, корнеплодов, к пастбищам, по кото-
рым бродят -несчетные, отборных кровей
стада, к безграничному умножению своих
и государственных богатств.

Слушая доклад, люди поглядывают на
Сталина, а Сталин на них, и оттого всем
им думается, что этот чае — самый зна-
чительный и самый радостный в их жизни.

А. СНЕГОВ.

ОКОНЧАНИЕ ДОКЛАДА тов. ЯКОВЛЕВА.

Х1. КОЛХОЗНЫЙ ПУТЬ-—ПУТЬ СОЦИАЛИЗМА

1982 тод — год кулацкого саботажа, ох-
ватившего многие колхозы и районы Север-
ного Кавказа.

Вот здесь. на с’езде, присутствует тов.
Докторов Федор Петрович, делегат от
колхоза имени Пионерской МТС, Алексан-
дровского района, Северо-Кавказекого края.
Он может рассказать, что осталось в кол-
хозе после саботажа 1932 гола и чем ста-
ла артель теперь, к началу 1935 года.

Что есть в колхозе сейчас.

а) Сейчас в колхозе `232 двора.

6) Сейчас — 23 лошади и 74 быка.

в) Сейчас 59 коров и 70 голов молод-
Haka.

.г) Сейчас 28 маток, 4 производителя и
60 голов молодняка.

урожая от 14 yo 17 центнеров, мир дру-
гой? Нет, это мир тот же — Узбекистан,
страна полявного хлопка. Но люди здесь ис-
пользуют все, что дает колхоз, все, что
дает машинная техника, общественное хо-
зяйство, что дает накапливающийся опыт
работы сообща. A

Вот` какие возможности таит в себе об-
щественное производство, если машины ис-
пользуются как следует, если люди по-на-
стоящему привыкли к общественному тру-
ду, если в нем создались кадры передови-
ков и руководителей, если ими руководят
настоящие большевики.

Вот что сказал по этому вопросу това-
рищ Сталин:

«У колхозов есть все для того, чтобы
жить зажиточно. Нужно им еще только
одно: работать честно в колхозе и беречь
колхозное добро. И если все колхозники, —
все, а не только большинство, — будут ра-
ботать честно, колхозы завалятся продук-
тама, они завалятся всяким добром, и на-
ша страна станет самой богатой страной
в мире». (Бурные, долго не смолкающие
аплодисменты).

+ **

Вы знаете из доклада тов. Молотова на
Всесоюзном С’езде Советов, что японский п
германский империализх готогат войну про-
tus CCCP.

С войной против СССР собирается итти
фаптизм такой страны, как Япония.

Япония-—страна, где почти половина
земли в руках помещиков. Япония—стра-
на, где у сотен тысяч хозяйств ежегодно

банками конфискуются земли за долги.
Япония—етрана. где 0 положении кре-
стьян пишут в японских газетах прямо

так; «Положение района Тохоку— ужасно.
Число крестьян. находящихся на краю го-
лодной смерти. достигает 700 тыс. Матери
истощены и гибнут. Ежедневно школьникн
падают в обморок от истощения в помеше-
нии школы. Крестьяне не могут купить
риса и продают своих дочерей. Сердце оста-
навливается при виде той ужасающей нуж-
ды, в. которую ввергнуто крестьянство».
(Газета «Токио ници-ници» за 31 октября
1934 г.). Против СССР вооружается етра-
на, в которой. по данным специального де-
партамента министерства ‘внутренних дел
Японии, ‘в последние годы крестьяне еже-
годно продают в город 30—40 тыс. деву-
шек, где имеются такие села. как деревни
Сенлт, в префектуре Акита. в которой 5
350 дворах 50 левушек были проданы в
публичные дома. где ‘пена левушки при про-
даже ее в лом терпимости опустилась, в
связи с кризисом. ло 150 иен, выдаваемых
голодным отцам. (Везгласы возмущения в
зале).

Против СССР вооружается фашизм такой
страны, как Германия, в Которой 53%
всех хозяйств имеют в своем пользовании
только 12% земли, а 11% хозяйств
имеют в своем пользовании больше’ поло-
вины всей земли. Против СССР вобружа-
ются те самые фашисты, которые много
лет обещали крестьянам освободить их’ от
банковской кабалы. И когда пришли к вла-
сти, облагодетельствовали крестьян `зако-
ном, обязывающим крестьянский двор по
наследству передавать только старшему
сыну и тем самым превращать младших
сыновей и дочерей в батраков: }

С этой программой возвращения  кре-
постнических порядков и продажей‘ рус-
ских девушек в публичные ‘дома вбору-
жается против нас фашизм Янонии и Гер-
мании, вооружается против нас, против
русских рабочих, против русских крестьял,
для которых через советскую Власть и кол-
хозный строй Россия стала настоящей ро-
диной. (Аплодисменты).

С этой программой они хотят итти про-
тив украинских крестьян, которых еще два
десятка лет назад русские кулаки презри-
тельно звали «хохлы» и которые нашли
теперь свою родину в Украинской Совет-
ской Социалистической Республике. (Бур-
ные аплодисменты, особенно среди украин-
ской делегации).

С этой программой они хотят UTTH про-
тив узбекистанских крестьян, которых рус-
ские жандармы звали презрительно «саэ-
ты» и которые теперь в лучших своих
колхозах дают рекордные урожаи хлопка,
для которых Узбекистан чрез советскую
власть, чрез колхозный строй стал настоя-
щей родиной. (Бурные аплодисменты, всо-
бенно среди узбенской делегации. Ряд. крз-
стьян-узбенов поднимаются на скамьи и,
стоя, бурно аплодируют). ;

C oto программой они вборужаютея
против таджикских крестьян, самое ‘имя
которых не существовало в лексиконах
царской России.

Миллионы людей, которые нашли через
советскую власть и колхозный строй свою
родину, в случае, если врат попытается
‘отнять У нас завоеванное нами отечестве,
покажут велед за Красной Армией, руко.
волиюй тов.  Илимом  Ворошиловым
(бурные аплодисменты, крики «ура», долго
не смолкающая овация)... какие силы ‘не-
преодолимые и непобедимые таятся в нз-
шем отечестве. (Бурные, долго не смолкаю-
щие аплодисменты).

Да зправствует СССР, редина всех тру-
дящихся!

Да зправствует наш Сталин, величайший
вождь трудящегося народа, который ведет
всех трудящихся нашей страны к социз-
лизму!

Товарищу Сталину — верному продолжа-
телю дела Ленина — колхозное ура! (Деле-
гаты встают, устраивают долго не смолкаю-
щую бурную овацию. Аплодисменты; Крики
«ура»).

=a

щас

ee