ПЯТ

Первая сессия Верховного Совета СССР

ЛЕТНИЙ ПЛАН ВО
НАРОДНОГО Х

С

>,

Товарищи депутаты! Совет Народных Комиссаров Союза ССР вносит на ваше желой интустрии нельзя закрепить техни-
рассмотрение пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР

на 1946—1950 гг.

Основные задачи

мы

пятилетнего плана

восстановления и развития зародного
хозяйства СССР

Возможность перехода к мирному тру-
‘ry народами Советского Союза достигнута
в результате величайшей всемирно-истори-
ческой победы — разгрома гитлеровской
Германии и поражения японекого империа-
лизма. Одержана полная военная, экономи-
ческая и политическая победа СССР над
терманским и’ японским империализмом.
Отныне нате: Отечество избавлено от угро-
зы немепкого нашествия на Западе и янон-
ского нашествия на Востоке. ‘i

Побела СССР означает, что победил co-
тотский общественный строй, порожденный
`Великой Октябрбекой сопиалистической ре-
золюпией. Общественный строй Советекого
Союза основан на сокиалистнческой собет-
венности на средства производства. Cocpe-
лоточение в руках советского. госудаюства
основных средств производства обеспечило
быструю военную перестройку народного
хозяйства СССР. Дореволюционная Россия
не могла преодолеть низкий уровень разви-
тия производительных сил при’ господстве
чаетной собственности на средства произ-
водства, что созлало лля нее неразрешимые
трудности в период первой мировой войны.
В СССР задолго до начала Отечественной
пойны были ликвидированы экеплоататоо-
ские классы: классе помещиков был уже
ликвилирован в результате  победоносного
окончания гражданской войны; вместе с
победой социзлизма не стало класса капита-
листов в области промышленности, не ста-
ло класса кулаков в области сельского хо-
зяйства. не стало купцов и спекулянтов в
области товарооборота.

Победа социалистического строя и корен-
ное изменение классовой структуры нашего
общества обеспечили морально-политиче-
ское елинство народов СССР, прочный союз
рабочего класса и крестьянства и неруши-
мую дружбу всех народов, образующих ве-
ликий Советский Союз.

Победа СССР означает, что победил со-
ветский государственный! строй. Выборы в
Верховный Совет Союза Советских Социа-
листических Республик снова показали
несокрушимую жизнеспособность и силу
советского: государственного строя. BbI-
борах депутатов Верховного Совета СССР в
1937 голу’ участвовало 91,1 млн. избира-
телей, а в 1946 году — 101,5 млн. изби-
рателей и 100.6 миллиона из них голосо-
вали за блок коммунистов и беспартий-
ных. Это — проявление величайшей со-
пиалистической демократии и крепости мно-
тонационального советского  государетва.
Особенностью советского государственного
строя является его способноеть в критиче-
ский периол мобилизовать. величайшие ре-
зервы и героическим трудом народа обеене-
чить потребности войны отечегтвепным про-
изводетвом. Труженики советского тыла,
прежде всего рабочий класе Советского Co-
Юза. советское крестьянство и интеллиген-
ния, самоотверженные женщины и м0ло-
дежь совертили героический подвиг 4
олержали экономическую победу над вра-
гом. Руководящей силой советекого народа
п ето государственного строя явилась ком-
мунистическая партия (большевиков), пар-
тия Ленина — Сталина, нод руководством
которой весь многонациональный  Совет-
ский Союз сплотился в единый боевой ла-
герь.

Победа Советского Союза означает, что
победили советские вооруженные силы,
побелила Красная Армия под руководством
великого полководца товарища Сталина.
(Бурные, продолжительные аплодисменты).
- В Отечественной войне выковалась ста-
линская военная стратегия и тактика, впи-
тавшие опыт Суворова и Кутузова, опыт
современных войн, и обогащенная новой
роенной техникой. Сталинская наука по-
бежлать, новая тактика сочетания огня и
маневра обогатили Красную Армию вели-
чайшей силой, направленной на уничтоже-
ние врага. Для многих и многих поколений
сталинская наука побеждать навсегда оста-
нется источником мудрости и героизма.
Победа Советского’ Союза означает победу
ленинизма, величайшую победу гения
Сталина. Советский Союз обязан великому
Сталину железной выдержкой и несгибае-
мой волей в направлении всех ресурсов и
еил народов Советского Союза на разгром
гитлеровской Германии и японского импе-
рнализма.

Всемирно-историческая победа Совет-
свого Союза могла быть лостигнута толька
на основе предварительной полготовки всех
материальных возможностей страны к ак-

три последних гола первой мировой войны
составлял около 3,9 тые. штук; в СОСР
ежегодный выпуек за йоследние три года
Отечественной войны саетаваял до 120 тыс.
орулий или в 30 ‘раз больше. ПНулеметов
ручных и станковых в России за поеслел-
ние три гола первой мировой войны про-
изволилось около 8,9 тые. штук в гол; в
СССР за три последние года Отечественной
войны произволилоеь ежегодно до 450 тыс.
‘пулеметов или в 50 раз больше. Винтовок
в России за последние три тола первой
мировой войны производилось в год 1 млн.
`50 тые. штукьв СССР винтовок и автома-
тов за последние три года Отечественной
войны производилось ежегодно, 5 ман. штук
или в 5 раз больше. Минометов за послел-
ние три года первой мировой войны п?о-
изволилось в России ежегодно около
6.2 тые. штук; в СССР ежегодно произво-
дилосЬ .За бе три года Отечествен-
‘ной войны 100`тыс. штук или в 16 раз
больше. Снарядов, бомб и мин производи-
лось в России ежегодно за послелние три
тода первой мировой войны около 16,3 млн.
штук; в СССР произвелено в 1944 году
240 млн. штук или в 15 раз больше. Та-
ковы результаты развития проиаволитель-
ных сил на основе сопиалистического ипо-
изводетва, сказавигиеся в период Отачеет-
венной войны. несмотря на временную ок-
купацию значительной части территории:
СССР, богатой в промышленном и сельеко-
хозяйственном отношении. .

В истории военной экономики СССР был
такой период, когда большая часть вознной
промышленности находилась в движении
на. Росток. Передвигались десятки тысяч
станков, молотов, прессов, турбин. Двига-
лись тысячи рабочих, инженеров и техни-
ков. Это был своеобразный периот переме-
щения производительных сил СССР на Во-
сток. В это время враг был у ворот наттей
священной столицы — Москвы. ‘CCCP
переживал временами критическое положе-
ние. Никакой другой обществевный и го-
сударетвенный строй, никакая другая ар-
мия не выдержала бы такого военного. и
экономического испытания. Оно оказалось
посильным лишь советскому гобуларству,
нашему наролу и коммунистической пар-
тии во главе с Великим Сталиным. И вот—
война закончена победой, имеющей Bre-
мирно-петорическое значение. Снова совет-
скал земля возобновила свой победный путь
к коммунизму.

Окониание второй мировой войны
обеспечило переход к мирному периоду хи
поставило перед наролами Советского. Сою-
за. новую задачу —. перестройку венного
хозяйства на рельсы мирной экономики.
Советский Союз снова вступил в мирный
периох хозяйственного развития.

«В настоящее время перел советеким
наротом стоит задача — закрепив завое-
ванные позиции, двинуться ‘дальше внеред
к новуму хозяйственному  под’ему»
(Сталин).

Перехол от военного хозяйства к эконо-
мике мирного времени в капиталиетиче-!
ских странах происходит по своим особым
законам, свойственным капитализму. В
Соединенных Штатах Америки максималь-
ный уровень производства промышленной
продукции имел место в октябре 1943 го-
да. После этого промынтленное производ-
ство в Соединенных Штатах Америки уже
ни разу не достигало этото уровня и к KOH-
цу 1945 года снизилось более, чем на од-
ну треть, что соответствует,  примэрно,
уровню производства 1941 гола. Снижение
уровня производства в Соединенных Шта-
тах Америки уже привело к росту безрабо-
тицы. В Англии, которая до второй миро-
вой войны пережила длительную  депрес-
сию, вновь возникли старые проблемы. Как
известно. Англия не может существовать
без импорта сырья и продовольствия. Ho,
чтобы ввозить сырье и проловольствие и
расплачиваться за них, необходимо иметь
большой экепорт, иметь валюту и восета-
новить способность своей промышленности
лептево производить товары для экспорта.
Однако международный рынок, в резуль-
тате второй мировой войны, полорван, и его
Bee больше завоевывают  Соехлиненные
Штаты Америки, обладающие значительно
‘более развитыми производительными си-
лами. .

Союз Советских Социалистических Рес-
публик’ уверенно идет вперед по пути
дальнейшего укрепления и развития со-

тивной обороне. Материальные возможно-
сти нашей победы были созданы на оено-
ве последовательного проведения политики
индустриализации страны и коллективиза-
ции сельского хозяйства. В период -Отече-
ственной войны эти материальные возмож-
ности были полностью использованы комму-
нистической партией и советским прави-
тельством. Отечественная война потребова-
ла немедленного перевода советской эконо-
мики на рельсы военного хозяйства. Соз-
данный во главе с товарищем Сталиным
Государственный Комитет Обороны, cocpe-
лоточивигий всю полноту власти. обеспз-
зил мобилизацию всех ресурсов наролного
хозяйства на нужды Отечественной войны.

Сравним некоторые данные о военной
экономике России пернола первой мировой
войны и данные о военной экономике СССР
периода второй мировой войны, из которых
вилно. как использовали советское прави-
тельетво и коммунистическая партия в0з-
можности сопиалистического строя. Вало-
вая продукция крупной промышленяюсти
(в неизменных ценах) за период 1915—
1917 гг. в. Расени составила 33 млрл. руб-
лей, а за период 1942—1944 гг. в СССР
{в основном в восточных районах страны)»
составила 361 млрл. рублей. т. е. увели-!
пилась почти в 11 раз; произволетво то-.
вапного/ зерча за те же периоты увеличи-
ль в 2.5 раза: сретнегодовой уровень
гпузооборота железноторожного транепорта

циалистического строя, не опасаясь эко-
номических кризисов, депрессии и безта-

“родного хозяйства СССР на

Бо-экономическую независимость  СТравы.
Опоздать в этом деле значит потерять те
материальные предносылки, которые 06ес-
печили нам в период Отечественной войны
военную, экономическую и политическую
победу. Необхолимо завершить в 1946 г-
ду послевоенную перестройку народного
хозяйства и использовать  производствен-
ные мощности военной промышленности
для дальнейшего увеличения  экономиче-
ской силы Советекого Союза. р

Во-вторых, добиться под’ема сельского
хозяйства и промышленности,  производя-
щей средства потребления, лля обеснече-
ния материального благополучия народов
Советского Союза и созпания в стране’ оби-
 лия основных предметов потребления. Пе-
обходимо превзойти довоенный уровень на-
родного‹ дохода и уровень народного
потребления, отменить в ближайшее время
карточную систему, заменив ее. разверну-
той культурной советекой торговлей. 0бра-
тить 0с0бое внимание на расширение про-
изводетва предметов нгирокого потребления,
на поднятие жизненного уровня трулящих-
ея путем  последовательного. снижения
нен на товары. Эти залачи. в свою очередь,
требуют укренлепия денежного обращеняя
н советского рубля. :

В-третьих, обеспечить дальнейший тех-
ничесний прогрэсс вс всех отраслях народ-
ного хозяйства СССР, как условие мошного
нод’ема производетва и повышения произ-
водительноети труда. Для этого необходимо
не только догнать, но и превзойти в бли-
жайшее время достижения науки за преде-
лами СССР. Ускорение темпов  социалиети-
ческого воспроизводства во всех отраслях
народного хозяйства все в больнтей и боль-
шей мере будет определяться техничееким
прогрессом и использованием его в интеро-
сах нарола. Технический прогресс находят-
ся в противоречии с политической я эко-
номической организацией общества в’капи-
талистических ‘странах. Hatta залача зак-
лючается в том, чтобы, используя преиму-
щества советского общественного строя,
обеспечить быстрое и неустанное развитие
технического прогресса в своей соботвен-
ной стране. История нашей Родины знает
много новаторов. и революционеров науки и
техники, слелавигих ‘открытия  мирэвого
значения. Достаточно упомянуть Попова—
вылающегоея физика, изобретателя радио,
которое лоныне протолжает соверитать пе-
реворот в науке и является основой новей-
шей ратиолокапнонной техники: Манделе-
ева’— величайнего химика мира, открыв-
шего периодическийЯ` закон-—оеновной 3а-
кон химии, который до послетнего времени
помогает ученым открывать тайну атомной
энергии: Жуковского — всемирно “извеет-
ного ученого. создавшего теоретические 06-
новы современной аэрзлинамики и авиаини;
Циолновеного — вылающегося ° ученого п
изобретателя, разрабставитего теорию реак-
тивного лвижения, лежащую в основе сов
ременной реактивной техники и оперетив-
Hero появление полобных песлетэваний
граниней. При оказании должной ‘помощи
нашим ученым советская наука сумест
превзойти поела
прелелами Советекого Союза.

В-четвертых, обеспечить высокие темпы
сониалиестического накопления. претуемот-
рев 06’ем централизованных капиталовло-
жений для восстанозления и развития на-
пятилетие в
размере 250 млрд. рублей и ввод в дейет-
вие ‚восстанавливаемых и новых прелприя-

мирного развития CCCP, пятилетний план

06°ем валовой продукции всей промыш-
ленности СССР в 1950 голу, последнем
году пятилетнего плана восстановления и
развития народного хозяйства OOCP, yera-
навливаетея в размере 205 млрд. 055.
(в ценах 1926—2717 г.), т. в с^превыше-
`нием довоенного уравня на 48 проц.,
в том числе производство промышленной
продукции в пострадавших от оккупации
районах превзойдет довоенный уровень на
15 проц. Для обеспечения столь значи-
тельного под’ема произволетва пятилетний
план предусматривает быстрые темпы раз-
вития социалистической промышленности.
Если в восстановительный периох 1921—
1926 гг. ежегодный прирост продукции
составлял 2 млрд. 049 млн. руб., в пер-
вой пятилетке — 5 марл. 478 млн. руб., во
второй пятилетке — 10 млрл. 438 млн.
руб.. за 3 года третьей пятилетки —
14 млрд. 316 млн. руб., то в пятилетке

ботицы, последовательно  перестраивает
народное хозяйство и набирает тэмпы
развития. народного хозяиства на основе

тосударственных планов. имеющих в СССР
силу экономических законов развития.
СССР и впредь будет развивать экономиче-
ские’ связи с зарубежными странами при
сохранении испытанной линии советского
правительства, рассчитанной на технико-
экономическую независимость Советекого
Союза. `

Отечественная война подняла и усилила
международное значение Советского ‘Союза.
Одержана величайшая победа. Но кто 343-
нается и теряет голову от успехов — в ко-
нечном счете проигрывает. Поэтому ком-
мунистичеекая партия ставит перед наро-
лами Советского Союза новые задачи, рас-,
считанные на восстановление и дальней-
шее развитие народного хозяйства, на с0з-
дание условий для нового мощного нод’ема
народного хозяйства.

Основная хозяйственно - политическая
залача пятилетнего плана СССР на 1946—
1950 гг. состоит в-том, чтобы восстановить

острадавшие ‘районы страны,  восстано-
вить довоенный} уровень промышленности
и сельского хозяйства и затем превзойти
этот уровень в значительных размерах. В

1946—1950 гг. необходимо обеспечить
ежегодный абсолютный прирост продукции
в размере 15 млрд. 600 млн. руб. Пря
этом темпы роста производетва  ередетв
производства несколько опережают темпы
роста производства предметов потребления.

В области черной металлургии, под’ем
которой определяет восетановление и pas-
витие всего народного хозяйства СССР, на-
мечается увеличить производетво чугуна
до 19,5 млн. тонн и стали до 25,4 млн.
тонн, © превышением довоенного уровня
производства черного металла на 35 проц.
Для восстановления и дальнейшего pas-
BHTHA черной металлургии’ за  пятиле-
тие вводится в действие 45 ломенных пе-
чей, 180 мартеновскях печей и конверто-
ров, 90 электронечей и 104 прокатных
стана. Производство цветных и редких Me-
таллов увеличивается до размеров, обеепе-
чивающих полное удовлетворение потреб-
HOCTH наротного хозяйства за счет  отече-
ственной промынленноети. Произволетво
мели увеличивается по сравнению ¢ ло-
военным уровнем в 16 раза, алюминия в
2 раза, магния в 2,7 раза, никеля в 1.9
раза, свинца в 2.6 раза, пинка в 2,5 раза,
вольфрамовых концентратов в 4,4 раза,
молибоновых концентратов в 21 раза,

‹оответетвии с этим пятилетний план вос-
  становления и развития народного хозяиет-

в период 1942—1944 гг. в CCCP увели- (ва предусматривает следующие задачи.

чилея по сравнению © периодом 1915—
1917 т. в России в 3,4 раза.
Производетва танков и самолетов в пе-
риол первой миповой войны в Росени почти
не было; в СССР за последние три года

Отечественной войны ежегодный выпуск
составлял свыше 30 тыс. танков
самоходов ‘и jo 40 тыс.

Во-первых, увеличить по сравнению с
довоенным уровнем производство промыш-
с ленной проду

олова в 2,7 раза; столь же значительными
и даже более быстрыми темпами разви-
вается производство новых редких метал-
лов.

В топливной промыштенности  хобыча

кции почтя в полтора раза и   угля в 1950 году увеличивается до 250

‘обоепечить перёоочередное восстанозлзние   млн. тонп, или на.51 проц. по сравнению
и развитие тяжелой промышленности и же-  с довоенным уровнем; в угольньй нромыцт=

‚ пезнодорожного транспорта, 0ез

когорых  -ленности почти. заново создаетея новая от-
и  невозможно быстрое и успешное восетанов-  расль производетва — обогалцение и бри-  рительных приборов в 1950 тоду по
самолетов. ление и развитие всего народного хозяйст-   кетирование углей; все коксующиеся угля
Среднегодовой вынуск орудий в России за ва СССР. Вез быстрого восстановления тя-  зольностью выше

7 проц. и онергети-

3) ривает пешение основной

р ;   ные капиталистические страны в экономи-
тние достижения науки 3а   ческом отношении, т. 6. в емыеле размеров

тий стоимостью 234 млрд. рублей. Наряду   коммунизму. (Продолжительные аплодис-
с восстановлением народного хозяйства в менты).
Ag a,
План эсста производства и капитального
строительства $

В соответствии с основными хозяйствен-   определяет темпы и уровень матернального
Но-политическими зазачами нового пернола   производетва на 1946—50 гг.

пострадавших районах пятилетний план
предусматривает дальнейшее развитие нз-
ролного хозяйства всех союзных республик
и экономических районов СССР. Основные
фонлы в народном хозяйстве СССР в резуль-
тате выполнения`плана капитальных работ
будут не только восстановлены, но и уве-
личатся в 1950 году до 1.130 млрд. рублей
(в государственных ценах), превысив на
3 пропентов довоенный уровень’ развития
основных фонлов на всей территории СССР.
Для осуществления программы капиталь-
ного строительства необходимо создать мощ-
ную строительную индустрию и обеспечить
ежегодный прирост об’ема капитальных
работ, примерно, на 12 процентов.

В-пятых, нашей задачей является халь-
нейшее повышение — обороноспособности
СССР и оснащение вооруженных сил Совет-
ского Союза новейшей военной техникой.
Советский народ хочет видеть свои воору-
женные силы еще более сильными и могу-
чими, чтобы гарантировать свою етрану от
всяких случайностей и стоять на страже
мира. На Востоке и Западе восстановлены
исторические границы „Советского Союза.
Отныне на Востоке Южный Сахалин и Ву-
рильские острова булут служить-не еред-
ством отрыва Советского Союза от океана
и базой японского нападения на наш
Дальний Восток, а средством прямой связи
Советского Союза с океаном и базой 0боро-
Мы нашей страны от янонской агрессии.
Отныне евободное и демократическое поль-
ское государство является не плаплармом
германского нападения на наши западные
границы, а нашим союзникбм в обороне от
немецкой агрессни. Однако, товарищ Сталин
предупреждал нас, «что в будущем миро-
любивые нации могут вновь оказаться за-
стигнутыми врасплох агрессией, если, ко-
нечно, они не выработают уже теперь епе-
циальных мер, ‘способных прелотвратить
агрессию». Не нужно забывать, что моно-
полистический капитализм способен рож-
дать новых агрессоров. Для предотвраще-
ния новой агрессии необходимо полностью
разоружить агрессивные нации, подверг-
нуть их военному и экономическому кон-
тролю и иметь в лице Союза 0б`единенных
Наций орган, который стоял бы на страже
международного мира’ и безопаености и был
бы способен защищать мир и противостоять
новой агрессии, Необходимо укреплять во-
оруженные силы Советского Сотоза, неустан-
но заботиться об оснащении их современной
новейшей техникой и о дальнейшем укреп-
ленни военно-экономической мощи Совет-
ского государства.

Пятилетний план, обеспечивая  вогста-
новление и развитие наролного хозяйства
СССР, в то же время возобновляет тот путь.
развития советского общества, который
был намечен ХУП с’ездом ВКП(б), но вре-
менно прерван вероломным наглением гит-
леровской Германии на Созетекий Союз.
Этот путь предусматривает завершение
строительства бесклассового социалистиче-

ского общества и постепенный переход от

социализма к коммунизму. Он предуемат-

‚СТАНОВЛЕНИЯ. И РА
CTBA CCCP HA 19461950 г.г.
Доклад Председателя Госплана ССОР Н. А. Вознесенского

В области химической промышленности
производство продукции увеличивается в
1950 году в 1,5 раза по сравнению с до-
вбенным уровнем: производство минераль-
ных улобрений превысит” довоенный урот
вень в 1950 году’ по фосфорных удобре-
ниям в 2 раза, по азотным в 1.8 раза и по
калийным в 1.3 раза. Производетво син-
тетического каучука Увеличивается В
2 раза, причем доля каучука, Произвохи-
мого из непищевого сырья, увеличивается
до 38 проц. всего производства кау-
чука против 1,1 проц. в 1940 году.
Производство бумаги увеличивается В
1950 году до 1 млн. 340 тые. тн. или
на 65 проц. по сравнению с довоенвым

овнем.

в Пятилетний план прехусматривает бы-
стрые темпы восстановления и развития
промышленноети лесных и строительных
материалов. Вывозка древесины увеличи-

тия

проверять и которые должны быть эконом-
ными;

третьих, строительным организациям
— иметь постоянные кадры, a также соб-
ственные подсобные предприятия по про-
изводству строительных материалов и ме-

ханизмов. 2
Пятилетний план предусматривает
всестороннюю — механизацию трудоемких

процессов, особенно в области черной ме-
таллургии, лесной и топливной промыш-
ленности и установку более производитель-
ного оборудования © тем, чтобы довоенный
уровень производства был достигнут и
превзойден при более высокой производи-
тельнести труда. Для всей промышменно-
ети СССР центральной задачей, является
механизация труда, применение более усо-
вершенствованных технологических пре
цессов и дальнейшая электрификация И
автоматизация производства.

Пятилетний план предуематривает уве-

вается до 280 млн. кубометров, что обес-
печивает рост по еравнению е довоенным
уровнем вывозки деловой древесины на oO

проц. Производетво немента  увеличя-
вается до 10.5 млн. тонн, или но сравне-
нию с ловоенным уровнем в 1,8 раза И
оконного стекла до 80 млн. кв. метров, или
также в 1.8 раза по сравнению с довоен-`
ным уровнем. Создается новая отрасль про-
мытиленности — фабричное производство
жилых домов. Осуществляется  пфограмма
механизации заготовки и вывозки леса пу-
тех широкого применения электрических
пил для заготовки леса, трелевочных траЕ-
торов для подвозки леса и механизирован-
ного автотранспорта и узкоколейных же-
лезных дорог для вывоза леса к сплав-
ным путям п магистральным железным до-
рогам.

В области производетва продуктов пи-
тания и предметов широкого потребления
пятилетний план предусматривает ежегод-
ные темпы прироста продукции в размере
17 проц. с тем, чтобы He только вос-
становить, но и превысить довоенный уро-
вень. Производство хлопчатобумажных
тканей увеличивается ло 4 MIDI. 686 млн.
метров, шерстяных тканей ло 159 млн. ме-
тров. шелковых тканей ло 141 млн. метров,
производетво обуви кожаной увеличивается
до 240 млн. пар и чулочно-носочных изле-
лий до 580 млн. пар, что обеспечивает су-
щественное превышение ловоенного уровня
производетва; ‘созлается крупная промыиг-
ленность искусственного шелка, производ-
ство которого увеличивается в 4,6 раза по
сравнению с ловоенным уровнем. Произвох-
ство мясных продуктов увеличивается до
1 млн. 390 тые. тонн, масла животного до
275 тые. тонн и сахара до 2 млн. 400 тые.
тонн, что также превышает уровень произ-
водства 1940 года.

В соответствии с планом роста проз
мепиленного производства устанавливается
сб’ем капитальных вложщений в промыш-
ленность СССР на пятилетие в 0беме
157.5 млюл. рублей. Необхотимо в период
1946-1950 гг. восстановить, построить и
ввести в действие около 5.900 roeyzaper-

личение за.период 1946—1950 гг. про-
изводительности труда в промышленности
по сравнению с довоенным уровнем на 36
прон., что достигается за счет роста
технической вооруженности рабочих, при-
мерно в 1,5 раза, осуществления широкой
программы повышения квалификации ра-
бочих и инженерно-технических кадров и
полного использования восьмичасового ра-
бочего дня. Большой народнохозяйствейной
задачей является восетановление довоен-
ного уровня и дальнейший рост производи-
тельности труда на восстанавливаемых
предприятиях, где мы еще не достигли В
среднем по всей промышленности довоен-
ного уровня выработки на одного трудяще-
тося. На основе механизации производства,
улучшений организации труда и повыше-
ния квалификации рабочих, на восстанзв-
ливаемых предприятиях пострадавигих  раи-
онов при наличной численности трудящих-
ся уже в ближайший период можно уве-
личить производство не менее чем в 1,5
раза. Это — наши резервы и мы должны
их использовать.

Основой дальнейшего повышения техни-
ческого уровня развития народного хозяй-
ства и механизации труда является разви-
тое машиностроение, оснашонное достаточ-
ным количеством высокопроизводительных
станков. Пятилетний план предусматривает
увеличение в СССР количества металлоре-
жущих станков ло 1 млн. 300. тысяч, что,
примерно. на 30 проп. поевьипает станоч-
ный парк Соединенных Штатов Америки в
1940 голу. В этом — величайшая основа
технико-экономической. независимости
СССР и дальнейшего технического прогрес-
с8 во всех отраслях народного хозяйства.

Наряду с широкой механизацией и элек-
трификацией производства нам необходимо
обеспечить работы по развитию новых. от-
раслей техники и производства. В ним 0т-
носятся: газификация и энергохимическое
иепользований твердого топлива, заменяю-
шие перевозки’ огромного количества топли-
ва передачей газа по трубам и элект-
роэнергии но проводам; применение элевт-,
ротехнологии в нроизводстве хегких и ивет-

экономической
задачи СССР — логнать и перегнать глаз

промышленного производства на душу наее-
ления. Патилетний план восстановления
и развития народного хозяйства СССР в
1946—1950 тг. делает в этом направае-
нии дальнейший шаг вперед. Наше знамя—
научный коммунизм Маркса — Энгельса—
Ленина — Сталина, Под этим знаменем мы
будем одерживать новые победы по пути к

венных прелириятий, в том, числе 3.20   x
предприятий в’ пострахавнтих районах, не! ных металлов, легированных сталей, хими-
считая мелких, предирнятий. ческих продуктов и в металлообработке:

Для обеспечения программы капитально-  производетво синтетических продуктов —
го строительства и ввола в лействие новых   искусственного жидкого топлива, синтети-
производственных мощностей пятилетний   ческого каучука и пластических масс, ис-
план претусматривает всемерное укренле-/ кусственного волокна и кожи и синтетиче-
ние п развитие строительной индустрии и ского спирта; внедрение кислорода в Газ-
увеличение нроизводства строительных ма- личные технологические процессы произ-
шин. План строительно-монтажных ,работ  водства, в первую очередь, в_металлурги-
на пятилетие составляет 153 млрл. руб-  ческой и химической промышленности; пе-
лей. Для его осуществления необхолимо  редача постоянного электрич‘екого тока
обеспечить пгирокую механизацию строи-  высокого напряжения на большие расстоя-
тельных работ, в том чиеле механизировать  ния, в области которой намечается прове-
земляные работы до 60 проц., дробле-  дение научно-экепериментальных работ и
ние щебия до 90 лроп., приготовление   начало практического осуществления этой
бетона до 95 проц. и растворов до  задачи; производство современных прибо-
90 проп., уклалку бетона. до 60 проц.   ров, в частности в -области радиолокации,
и малярные работы до 50 проц. об’ема   и использование их в наролном хозяйстве;
строительных работ, предусмотренного на  работы по развитию реактивной тохники,
1950 год. применение нового. типа двигателей, созда-

‚ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

ческие каменные угли зольностью выше 10
Upon. полностью подлежат — обогаще-
нию, что сокращает перевозки топлива и
поднимает культуру  топливоиспользова-
ния; парк механизмов в угольной промыш-
ленности увеличивается по сравнению ©
довоенным временем в 3—4 раза; вводятся
в действие за пятилетие угольные шахты
мощностью 183 млн. тонн, 277 углеобога-
тительных фабрик мощностью 184 млн.
тонн и 26 угольных брикетных фабрик
мощностью 10 млн. тонн брикетов в год.
Создаются и развиваются новые отрасли
топливно-энергетической промвипленности:
производетво синтетического жилкого топ-
лива с выработкой 900 тысяч тенн в год
и газовая промышленность © добычей 11,2
млрд. кбм. газа в год. Добыча нефти уве-
личиваетея до 35,4 млн. тонн, что озна-
чает превышение ловбенного уровня на

В период Отечественной войны наши’ ющих новые скорости и мошноети; работы
строители научились строить более быст-  по исследованию в интересах  промышлен-

ро и экономно. Однако эти темпы и стои-
мость работ в настоящее время для нас не-

ности и транспорта вопросов внутрнатом-
ной энергии. ня

` Для обеспечения лальнейпгего
ского прогресба необходимо рабнирить и
создать новые экепериментальные пред-
приятия, конструкторские бюро и научно-
строительстве и ликвидировать излишест-  исследовательские институты, всемерно ма-
ва в технических проектах; териально поошрять научную и  изобрета-

во-вторых, строить по сметам, которые   тельскую работу ученых, инженеров и тех-
заказчики и подрядчики должны взаимно! ников.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

- В области сельского хозяйства пяти- шенных отборных местных сортов; по зер-
летний план предусматривает восстановле-   новым культурам предусматривается завер-
ние и обелпечение дальнейшего развития   шение. перехода в сплошным сортовым по-
земледелия и животноводства с тем, чтобы  севам в соответствии с планом сортового
превысить довоенный уровень  сельскохо-   районирования.

зяйственного производства в целом по
СССР. В целях быстрейшего восстановле-
ния и дальнейшего развития сельского хо-
зяйства обеспечивается укрепление обще-
ственного хозяйства колхозов и организа-
ционно-хозяйственное укрепление машин-

приемлемы. Необходимо строить еще более
экономно и в более сжатые: сроки. Для это-
го требуется:

во-первых, пресечь «гигантоманию» в

техниче-

В области животноводства пятилетний
‘план предусматривает восстановление и
превышение довоенного поголовья крупного
рогатого скота, овец, коз и свиней и обес-
печивает за пятилетие увеличение пого-
ловья лошадей на 46 проц., крупного pora-

14 процентов, причем удельный вес во-
сточных районов СССР в общей добыче
нефти увеличивается с 12 прод. в 1940 го-
ду до 36 проц. в 1950 году.

В области элентрификации  предусма-
тривается увеличение производства элек-
троэнергии. до 82 млрд. киловатт-часов, что
превышает довоенный уровень на 70 проц.:
удельный вес  гидроэлектроэнергии во
всей выработке электроэнергии увеличи-
вается с 10,5 проц. в 1940 году до 15,2
проц. в 1950 году; в энергетических. си-
стемах создаются постоянные резервы
мощностей. обеспечивающие бесперебойное
снабжение электроэнергией народного хо-
зяйства и производства высокого качества
электрической энергии. В этих целях за

но-тракторных станций и совхозов. Еели
принять за 100 уровень производства вало-
вой продукции сельского хозяйства в 1932
году (первая пятилетка). то в 1937 году
(вторая пятилетка) он составит 153 проц.,
в 1940 -году (третья пятилетка) —
177 проц. а в 1950 году, т. е. в по-
следнем году послевоенной пятилетки, со-
ставит — 225 проц.

По зерновым культурам K концу пяти-
летки валовой сбор зерна увеличивается до
127 млн. тонн е превышением уровня 1940

того скота на 39 проц., овец и коз на
15 проц. и свиней в 3 раза по срав-
нению с 1945 годом. В колхозах поголовье
крупного рогатого скота возрастает до 25,9
млн. голов, или на 29 проп. выше уров-
ня 1940 года, овец и коз до 68,1 млн. го-
лов, или на 62 проц. выше и свиней —
до 11,1 млн. голов, или на 35 прои.
выше уровня 1940 года. Предусматривает-
ся повышение продуктивности скота, преж-
де всего, за счет создания прочной кормо-
вой базы в каждом колхозе и совхозе и

С: проц., что = обеспечивает
улучшение снабжения’ населения  продо-
вольетвием и неэбходимые резервы хлеба
в стране. По техническим культурам уве-
личивается валовой сбор сахарной свеклы

пятилетие вводятся в действие электро-
станции на 11.7 млн. киловатт, в том чис-
ле 3,3 млн. киловатт — на крупных и ма-
ABIX гидроэлектростанциях.

В машиностроении, которому принадле-
  жит ведущая роль в обеспечении лальней-
  шего технического прогресса, предусматри-
вается увеличение произволетва машин и
оборудования в 1950. году по сравнению с
довоенным уровнем в. 2 раза; а производ-
ство металлургического оборулования  уве-
личивается в 3,7 раза, произволетво авто-
  мобилей — xo 500 тыс. в-гол или в 3.4
раза, производство паровозов увеличивается
В 2,4 раза. тракторов в 3,6 раза и электро-
оборудования в 2,5 раза. Для обеспечения
автоматизации контроля и управления тех-
нологическими процессами производства, &
также для обеспечения опытных и научно-
экспериуентальных ‘работ веемерно разви-
вается прибороетроение, причем производ
етво оптико-механических и электроизме-

сравнению с 1940 годом увеличивается

до 26 млн. тонн, или на 22 нроц. выше
довоенного уровня, ©бор хлонка-сырца до
3,1 млн. тонн, или на 25 проц. выше
довоенного уровня, сбор льна-волокна —
0.8 млн. тонн, или на 39 проц. выше
1940 года и сбор подсолнечника увеличи-
вается до 3,7 млн. тонн, или на 11 проц.
выше довоенного уровня. — Мятилетним
планом прехуематривается наряду 6 рас-
ширением посевных плошалей восстановле-
ние и дальнейшее освоение правильных св-
вооборотов © применением в них травосея-
ниях н широким использованием посевов
травосмегей, бобовых (особенно клевера и
люперны) и злаковых многолетних трав. а
также обеспечение своевременного под’еуа
и хорошей обработки паров. Значительно
улучшается селекционная и семеноводче-
ская работа по многолетним травам се тем,
чтобы каждый ROIXOS MW совхоз могли обес-
печить свои потребности в семечах в со-
ответствни в принятыми севооборотами;
посевы зерновых, зернобобовых. масличных
и других культур обоспечиваются семена-

B 7 раз.

ми высекосортных селекционных и улуч-

улучшения породности скота
его метизации высокопродуктивными

посредством
пле-
менными производителями. Намечено так-
же дальнейшее совершенствование пород
скота путем отбора наиболее продуктивных
Животных. Г

Для обеспечения восстановления и даль-
неишего развития сельского хозяйства пя-
тилетнии план предусматривает значитель-
ное увеличение поставок сельскому хозяй-
ству тракторов, сельскохозяйственных ма-
шин. и минеральных удобрений. Поставка
тракторов для сельского хозяйства (в усло-
BHBIX 15-сизьных тракторах) составит за
пятилетие 720 тыс. тракторов против
512 тые. тракторов во второй  пятилетке.
Поставка свльекохозяйственных машин тля

сельского хозяйства составит за пятилетие

(в неизменных ценах 1926—27 г.) 45
млрд. руб. против 1,9 млрд. руб: во
второй пятилетке, в период которой был до-
стигнут наиболее высокий уровень произ-
волства сельскохозяйетвенных машин и
тракторов. Организуетея производетво еель-
скохозянственных машин улучшенных кон_
струкиий и новых сельскохозяйственных
мапитн для механизации работ но произ-
водству технических, кормовых, овощных

(Продолжение на 3-й стр.).

и