~

NATURE

НАРОЛ

Первая сессия Верховного Совета СССР =

ТНИЙ ПЛАН В

а

ОССТАНОВЛ

ЕНИЯ И РАЗВИТ
НОГО ХОЗЯЙСТВА СССР НА. 1946—1950 г.г.

Донлад Председателя. Госплана ССОР Н. А. Вознесенского

(Продолжение).

культур и картофеля, а также производство
машин для механизации работ ва животно-
водческих фермах.

Производство и поставка минеральных
удобрений (азотистых, фосфорных и ka-
лийных) для сельского хозяйства составит
за пятилетие около 17 млн. тонн против
8:7 млн. тонн во второй пятилетке. Пяти-
летний план полностью обеспечивает по-
требность в минеральных удобрениях тах-
нических культур, а также значительное
увеличение удобрений под другие культу-
ры, особенно под овощи и картофель.
Пятилетний план предусматривает при-
рост орошаемых площадей на 656 тыс. гек-
таров и осушаемых площадей на 615 тыс.
тектаров:

Наряду с проведением дальнейнтей меха-
низации сельскохозяйственного произвот-
ства. в более широких масштабах получает
развитие дело элентрифинации колхозов,
МГС и совхозов. Пятилетняй план преду-
сматривает строительство в селах малых
гидроэлектростанций на мощность 1] млн.
ЕВТ., ЧТо обеспечивает электрификацию
не только МТС и совхозов, но и мно-
тих тысяч колхозов.

Восстановление и рост машинного парка
в сельском хозяйстве, увеличение постав-
ки минеральных удобрений, а также ши-
рокое развитие травосеяния, предуемотрен-
ные пятилетним планом. обеспечивают
значительное повьшшение урожайности и
увеличение валового сбора сельскохозяйст-

` венных продуктов, что является важней-
° Шей задачей сельского ‘хозяйства в пред-

стоящем пятилетии.

ТРАНСПОРТ И СВЯЗЬ

В целях обеспечения намеченной npo-
граммы ‘материального  производетва и
строительства, пятилетний план предусма-
тривает увеличение грузооборота железно-
дорожного, волного и автомобильного тран-
спорта е 215 млрд. тонно-километров в
1932 году; ‘430 млрд. тонно-километров в
1937 году и 483 млрд. тонно-километров
в 1940 году хо 657,5 млрд. тонно-кило-
метров в 1950 году, что на 36 процентов
превышает довоенный уровень.

В области железнодорожного  транб-
порта: пятилетний план предусматривает
увеличение среднесуточной погрузки 10
115 тыс. вагонов и грузооборота до 532
млрл. тонно-километров; или на 28 про-
центов выше довоенного уровня.

В целях обеспечения потребностей на-
родного хозяйства в перевозках грузов,
прежде всего ‘в районах Юга, Урала и Си-
бири, пятилетний план  пролусматривает
капитальное восстановление  железноло-
рожного транспорта в районах, подвергав-
шихея оккупации, строительство новых
железнодорожных магистралей, создание
резерва пропускной способности на важ-
`нейших направлениях и техническое пере-
вооружение железнодорожного транспорта,
обэспечивающие устойчивую работу ° его
особенно в зимних условиях, прежде все-
го путем внедрения на ряде дорог электри-
ческой и тепловозной тяги.

В соответствии с этими задачами пяти-
летний план предусматривает увеличение
за счет отечественного производства нарка
локомотивов железных дорог на 6.165 пз-
ровозов, 555 электровозов и 865 теплово-
зов, & также увеличение парка вагонов на
412 .тыс. грузовых вагонов (в IBYXOCHOM
исчислении). Производство и поставка ло-
комотивов для железнодорожного  транс-

порта увеличивается с 5.960 локомотивов

во второй пятилетке до 7.585 локомотивов
в пятилейке 1946—1950 тг., а ноставка
товарных вагонов увеличивается с 255
тыс. вагонов во второй пятилетке до 472
тыс. вагонов в период послевоенной пяти-
летки.

Наряду с капитальным восстановлением
сети железных дорог в пострадавших рай-
онах, за пятилетие вводятся в действие
новые железнодорожные “линии общим
протяжением 7.230 километров, в том Числа
3.550 километров в Сибири. Восетанавли-
ваются и строятся новые вторые пути про-
тяжением 12.500 километров. Электрифи-
цируется 5.325 километров железных 10-
рог, в том числе на направлении Кузбасс
— Урал. Для обеспечения этих работ пя-
тилетний план предусматривает производ-
ство и поставку для железнодорожного
транспорта 4,5 млн. тонн рельс и 185
млн. шпал.

Важнейшим условием выполнения пяти-

#3)

Поелевоенная перестройка народного
хозяйства требует ‘укрепления роли эконо-
мических рычагов в организации производ-
ства и распределения, какими являются:
цена, деньги, кредит, прибыль, премия.
Государственное планирование народного
хозяйства СССР использует в интересах
укрепления и развития социалистачеекого
производства закон стоимости с той 060-
бенностью, что в советской экономике ис-
Еключено превращение стоимости в капитал,
эксплоатирующий труд.

Законом социалистического производства
является систематическое снижение из-
держек производства товара. В этом —
источник роста накопления и потребления.
Пятилетний план предусматривает сниже-
‚ние за пятилетие уровня себестоимости
промышленной продукции на 17 проц.,
тракторных работ МТО на 16 проц. и же-
лезнодорожных перевозок на 18 проц. при
всемерном повышении качества продукции

Til.
План позышения материального и культурного

Восстановление и дальнейшее быстрое 6) подготовка трактористов. комбайнеров
развитие сельского хозяйства  возможно  и других квалифипированных рабочих кад-
только па основе социалистического произ-  ров для сельского хозяйства — 2.3 млн.
водства, доказавшего свою  жизнеепособ-  человек:
ность как в мирный периох, таки в годы в) повышение квалификации рабочих
Отечественной войны, Для быстрого вос-  непосредственно на производетве — 13,9
становления и нового под’ема сельского! млн. человек. ;
хозяйства необходимо: Основным источником пополнения ква-
лифицированных и массовых кадров для
производства становятся государственные
трудовые резервы. за счёт которых в на-
родное хозяйство направляется за пятнле-
тие 4,5 млн. молодых рабочих. Увеличение
численности инженерно-технических pa-

во-вторых, повысить роль и значение! ботников в народном хозяйстве обеспечи-
трудодня в организации производства и  ваетея выпуском специалистов из выспих
Фаспределения доходов колхозов; трудо-  и смециальных ерелних учебных заведений
день снова должен быть обильным; за пятилетие в количестве 1.900 тыс. че-

В-третьих, широко провотить дополЕки-  ЛоВекК. :
тельпую оплату труда колхозников за 10- Ренающим вопросом лия осуществления
вышение урожайности сельскохозяйствен-  Патилетнего плана является привлечение в
ных культур, выращивание поголовья ско-  Промытиленность. на транспорт и в строи-
та и поднятие его продуктивности; тельетво новой рабочей силы. У нас ещё

немало хозяйственников, которые расечи-
в-четвертых, создать в совхозах посто-

a 2) А Г ет
япные кадры семейных рабочих, путем на- Pe а
Е Ищи я а рн зяйственники не понимают, что затрудне-
ой помощи в приооретении ими с00- ия с рабочей силой в послевоенной обста-
ственных жилых домов и домашнего скота. цовке являются не случайными, что. эти
Наряду с этим необходимо оказать про- затруднения можно преодолеть только пу-
изводственную помощь ‘крестьянским хХ0- тем перехода к новым метотам работы. Чт0-
зяйствам Литовской, Латвийской, Эстон- бы обеспечить себя рабочей силой, пред-
ской, Молдавской союзных республик и за- приятиям необходимо нерэйти к практике
падных областей Украинской и Белорус-  опганизованного набора рабочей силы пу-
ской ССР путем укрепления“ сельскохозяй-  т6м заключения индивидуальных договоров
ственной кооперации, расигирения  CeTH  как с отдельными трудящимися, таки с
МТС, прокатных пунктов, предоставления  колхозами: необходимо  вовмерно механи-
кредита, увеличения завоза и пролажи  зировать труд и создать лучшие условия
сельскохозяйственных машин и минераль- организации трула и быта на прелирия-
ных удобрений. .   `  тнях. которые облегчили бы трух_ и повы-
a шали квалификацию рабочих. Не нужно
i забывать, что рабочие и служащие. ках и
летнего плана в области увеличения пере-  все трудящиеся, после окончания Отечеет-
BO30K H& железнодорожном транспорте яв- венной войны требуют лучшего обеспече-
ляется ускорение оборота вагонов: с .10,9  ния своих материальных и культурных
суток в 1945 году до 7 суток в 1950 году! потоебностей и мы обязаны выполнить эти
за счет сокращения дальности -железнохо-  требования. }
рожных перевозок, устранения нерацио-  Фонд заработной платы рабочих и служз-
нальных перевозок. и ликвидации чрезмер- щих в народном хозяйстве в 1950 году воз-

во-первых, всемерно укрепить и умно-
жить общественное богатство RKOAXOB0B,
быстро восстановить и развить RHBOTHO-
водческие фермы и увеличить обществен-
ные фонды;

1940 году. Каждый районный центр и посе-
лок городского типа обеспечивается стаци-
онарными киноустановками. Значительно
расширяется стационарная киносеть в се-
лах. Полностью восстанавливается сеть те-
атров, клубов и массовых библиотек в го-
роде и деревне. Получает дальнейшее раз-
витие телевидение и цветное кино.

Пятилетний _ план предусматривает
восстановление разрушенного жилого фон-
fa городов и cen в районах, подвергавших-
ся оккупации, и проведение нового жилищ-
ного строительства Ha всей территории
ССОР в размерах, обеспечивающих улучше-
ние жилищных условий трудящихся в го-
родах и селах. .

За пятилетие намечается вложить в жи-
лищное строительство 42,3 млрд. рублей п
обеспечить ‘ввод в действие госуларствен-
ного жилого фонда в городах и рабочих но-
селках в размере 72,4 млн. кв. метров. Не-
пременным условием восстановления и
дальнейшего увеличения жилого фонда яв-
‘ляется перевод всего дёла жилищного строи_
гельства на индустриальные рельсы с ор-
ганизацией фабрично-заводского производ-
ства деталей, узлов и конструкций жилых
домов и сборки их на территории города
или поселка.

В этих целях пятилетний план преду-
сматривает организацию фабрично-завод-
ского производства жилых домов, причем в
1950 году намечено их производство в ко-
личестве 4,2 млн. кв. метров. Эти дома по-
ступают в города и поселки и в соответ-
ствии с планировкой города происходит
сборка домов и архитектурная отделка.
Восстановление городов и сел надо начи-
нать с восстановления и организации про-
изводства кирпичных, известковых, цемент-
ных, стекольных, кровельных, деревообра-
батывающих ‘заводов.

В целях создания постоянных рабочих
кадров в промышленности, на транспорте и
в сельском хозяйстве необходимо органи-
зовать продажу индивидуальных жилых 70-
мов, изготовленных = государетвенными
предприятиями, рабочим и инженерно-тех-
ническим работникам на условиях предо-

ных. простоев подвижного состава на же-  растет до 252 млрд. рублей против 162  СТавления государственного долгосрочного

лезных дорогах и под’езлных путях нро- млрт. рублей в 1940 году. Среднегодовая
мышленности. Ускорение оборота вагона! заработная плата рабочих и служащих в

кредита. Необходимо широко использовать
трудовые соережения рабочих и интелли-

только на один лень обеспечивает возмож-  народном хозяйстве увеличивается вместе и т а ими собственных
ность увеличения суточной погрузки гру- с ростом произволительности труда и пре-   ИНТИВИдУ лых хомов.

зов, примерно, на 6 тые. вагонов. высит в 1950 году уровень 1940 года на

Пятилетний план предусматривает вос-

Для восстановления и развития железно-  48 проп. В целях привлечения Табочей Становление и новое строительство 3 млн.

дорожного транспорта пятилетний  план  силы в решающие отрасли производетва и

00 тые. жилых домов в селах на оредетва

предусматривает капиталовложения в раз- создания постоянных кадров рабочих пя-   К0Лхозов и крестьян с помощью государ-

мере 40,1 млрд. рублей. Эта

программа   тилетний план предусматривает более вы-   СТВеННОго кредита, в том числе в районах,

должна быть безусловно выполнена для с0-  сокую заработную плату рабочих, а также подвергавшихся оккупации, 2 млн. 240 тыс.

здания самых насущных и необходимых инженерно-технических работников в та-
условий восстановления ‘и развития всего  ких отраслях тяжелой

промышленности,
народного хозяйства СССР. как металлургия, ^ угольная и нефтяная
Цо воднему транспорту в 1950 году

промытленность, что соответствует поли-
пятилетним планом предусматривается уве-   ТИКб Советского Правительства в области

личение трузооборота речного транспорта заработной‘ платы, предусматривающей 60-
на 38 проп. и грузооборота морекого тран- л6е высокий уровень оплаты труда не
спорта в 2,2 раза по сравнению с довоен-  ТОЛЬКО в зависимости от
ным периодом. Прохолжаютея работы по работника, но также и в зависимости от
превращению Северного Морского пути в ТЯжЖести условий труда. В целях повыле-
пормально действующую судоходную маги-  НИЯ роли заработной платы в увеличения
страль. производительности труда и выполнении
Пятилетний план предусматривает быст-  ГОсударетвенных планов необходимо улуч-
рое развитие отечественного судостроения.  Шить практику применения  сдельно-про-
В 1950 roxy протрамма морского судо- ГРессивной системы оплаты труда рабочих,
строения увеличивается в 2,5 раза, а реч-  Также систему премирования инженерно-
ного судостроения в 4 раза по сравнению технических раоотников за выполизние и
с 1940 годом. Пятилетним планом обеепе- перевыполнение производственных планов,
чивается строительство сильного воветеко-  систематически повышая значение премии
го флота, а также восстановление и стро-  В зарадотнои плате.
ительетво новых морских и речных портов.  Государственные расходы на культур-
За пятилетие мощность речного и морско-  но-бытовые нужды трудящихся города ‘и
го флота СССР увеличивается на 3,6 млн.  деревни (кроме государственных затрат на
тонн и самоходного речного флота на 300  городское строительство) пятилетним пла-
тысяч лош. сил. я ном намечается увеличить до 106 млрд.
Продолжается дальнейшее развитие! рублей в 1950 году, что в 2,6 раза превы-
автомобильного транепорта и автодорож-  шает уровень 1940 года. ‘
ного хозяйства; автомобильный парк стра-  В области щекольного строительства пя-
ны увеличивается вдвое по сравнению с тилетний план исходит из задачи восста-
ховоенным временем; быстро развивается  новления нарушенного войной всеобщего
воздушный транспорт. обучения детёй с семилетнето возраста как
° На основе генеральной схемы электро- В торохе, так и в доревие. Для этого коли-
связи в СССР. пятилетний план предусма- Чество начальных семилетних и средних
тривает развитие радиосвязи и завершение Школ в 1950 году возрастает хо 193 ты-
организапии надежной телефонно-телегра@-   СЯЧ, T. ©. до довоенного их количе-
ной связи между Москвой и всеми респуб-  СТВо учашихея в них — до 31,8 млн. че-
ликанскихи, краевыми и областными цент-  Я0вех. На основе ot: Ор иЗАНЫи
рами, а также межлу столицами союзных   Кол рабоче-крестьянской молодежи обес-
реслублик и своими областными пентра- Печивается обучение той части молодежи,

квалификации  .

домов. Необходимо оказать помощь крестья-
нам и сельской интеллигенции в восста-
новлении и строительстве ими ‘собствен-
ных жилых домов как путем предоставле-
ния кредита, так и организации продажи
строительных матгриалов и готовых дета-
лей. о

05%ем розничного товарооборота госу-
дарственной и и торговли в
1950 голу (с учетом снижения уровня цен
1945 гола) увеличится до 275 мдрд. руб-
лей, что превышает 0б’ем товарооборота
1940 года (в ценах 1940 года) на 28 проц.

При сокращеган доли внерыночных фон-
дов, главным образом, за счет военных по-
требителей, рыночные фонды продовольст-
венных товаров увеличиваются в 1950 го-
ду на 23 проп. против уровня 1940 года.
Рыночные фонды промышленных товаров
возрастают в 1950 году на 36 проц. upo-
тив уровня довоенного 1940 гола. По став-
нению с. 1945 годом, когда наша страна
еще вела войну и не могла произвести и
выделить достаточное количество товаров
для населения, рыночные фонды увеличи-
Bawtca 3 1950 roxy B значительно боль-
‘их размерах. На этой основе достигается
He только довоенный уровень лушевого по-
требления основных продовольственных и
промьииленных товаров, но и существен-
Hoe его превышение. Е

Пятилетний план намечает птирокое во-
влечение в розничный товарооборот пред-
метов хозяйственного и культурного оби-
хода. Нарялу с ростом рыночных фондов
продовольствия, тканей и обуви увеличи-
вается продажа таких промыштенных това-
ров, как велосинелы, ралиоприемники, ме-
бель, холодильники, мотоциклы. охотничьи

ми; полностью телефонизируются  район-
ные центры, сельские Советы, машинно-
тракторные станции и совхозы.
Быстрыми темпами восстановления и
дальнейшего развития транспорт и связь
должны лать простор развитию производи-
тельных сил Советского Союза. р

которая в условиях Отечественной войны и   РУЖЬЯ, музыкальные инструменты, легко-
временной оккупации ряда советских райо-  ВЫе автомобили, строительные материалы и
нов не могла получить нормальное образо-  Инливилуальные жилые дома фабрично-за-
вание в школе. водского производства.

Количество студентов в высших учебных   Пятилетний план предусматризает отме-

заведениях в 1950 тоду ‘доводится до 674   НУ карточной системы и  нормирован-
тыс. человек и учащихся в специальных   НОГО снабжения населения и переход к

средних учебных заведениях до 1.280 тыс.

человек. Пятилетним планом намечается
промышленности, сельского хозяйства и и вме. ‘genes:
транспорта. Общая сумма экономии от сни-  Шей и спел :

3 нерг ской
жения издержек производства за 1946—  ЛУРгической, топливной и энергетичее
1950 гг. в промышленности. на транспор-   ПРоМызениости, для сельского хозяйства

К анспорта, учителей
те, в государственных МТС и совхозах по И Железнодорожного тр В A a hi

льных и средних школ, a также
а ee ro ap So и g a hace eer высококвалифяки-
составить около 160 млрд. рублей. ы 2

т и а ровачных специалистов в области новой
аким образом в J Ib-

I Техники.
нейшее развитие материального произвох- Количество детей в детских салах в 1950

ства в СССР будет происхолить на основе году намечается довести до 2.260 тыс. че

расширенного социалистического воспроиз- ловек. или увеличить влвое по сравнению

BOAETRA, “ROTODOO. pERTCHATDEERCT: се 1940 годом. Полностью обеспечивается

а) быстрые темпы планомерного разви- воспитание за сЧет государства в детских
тия всех отраслей материального произ- домах сирот, потерявших родителей в пе-
водства; рнох Отечественной войны. Число больнич-

б) непрерывный рост основных фонхов  ных коек увеличивается в 1950 году xo
страны и обеспечение этого роста отечвст-  985 тысяч против 710 тысяч в 1940 году,
венными ресурсами; ий число мест в постоянных детских яслях

+ увеличивается 10 1.251 тысячи против
в) дальнейшее повытение жизненного   550 теч в 1940 голу. Полностью восета-

TDSENE py eames cn Hh DARSRESO + TERME IBS HaBAHBAeTCA CeTh домов отдыха и санато-
Scrip Pe eee mc Ny pues ля рабочих, крестьян и интеллиген-
: ции, обеспечивается медицинское обслужи-
вание ннвалилов Отечественной войны.
Число киноустановок в 1950 году возра-
‘стает до 46,7 тысячи против 28 тысяч в

уровня жизни народа I

Наролы Советского Союза пережили не-
исчислимые материальные лишения в хо-
де Отечественной войны и принесли вели-
кие жертвы ддя обеспечения победы наше-
го Отечества. Улучшение материальных,
бытовых и культурных Условий жизни,
достойных нафоха - победителя; является
важнейшей задачей пятилетнего плана,

Рост материального производетва
обеспечивает значительное увеличение
народного дохода и превышение в 1950 ro-
ду довоенного уровня на 38 проц. В 1913
году народный доход России составлял
21 млрд. рублей. в первой пятилетке на-
родный доход увеличился до 45,5 млрл.
рублей, во второй пятилетке до 96,3 млрд?
рублей, в периол третьей пятилетки — в
1940 году—вырос до 128.3 млрд. рублей,
зв 1950 году составит 177 млрх. рублей
(в неизменных пенах 1926—1927 г.). В
общей сумме народного дохода за счёт со-

крашения военных расходов доля фонда
потребления увеличивается за пятилетие
до 73 проц.. доля Фонда накопления уве-
личивается ло 21 проц., и государственные h
резервы составят около 6 проц. В размещении производительных сил

Численность рабочих и служащих в  по союзным республикам и экономическим
народном хозяйстве СССР в 1950 году  районам СССР пятилетний план исходит из
‘увеличится ло 33,5 млн. человек. Средне-   необходимости восстановления хозяйства в
годовой абсолютный прирост численности  пострадавших районах, дальнейшего раз-
рабочих и служащих в народном хозяйстве! вития народного хозяйства всех союзных
СОСР за предстоящее пятилетие составит! республик и экономических районов стра-
около 1.250 тые. человек. ны, с учетом всемерного приближения про-

Для обеспечения промышленности,   мыпиленности к источникам сырья и райо-
строительства и транспорта квалифициро- нам потребления, обеспечивающего ликви-
ваннымн кадрами рабочих пятилетних ланию нерациональных и чрезмерно даль-
планом. намечзется, помимо подготовки них перевозок. В связи с этой задачей пя-
трудовых резервов из молодежи; тилетний план предусматривает:

а) подготовка массовых профессий на  а) ликвидацию в процессе восстановле-
производстве путём индивидуального и ния промышленности и транспорта постра-
бригадного обучения  неквалифипирован-   давших районов РОФСР, Украинской, Бело-
ных фабочих — 5,4 млн, человек; русской, Литовской, Молдавской, Латвий-

План восстановления

развернутой советекой торговле. В 1946
году намечается отмена карточек на хлеб,
муку, крупу н макаронные изделия, а на
протяжении 1946 и 1947 ггг. отмена кар-
точной системы на все лругие ‘товары. Раз-
вертывание советской торговли на основе
отмены карточной системы и последователь-
ное снижение пен на товары укрепит де-
нежное обратение и в большей мере повы-
CHT значение советекого рубля во’ всей эко-
номической жизни страны.

Таким образом пятилетний план воеста-
новления и развития народного хозяйства
СССР предусматривает систематическое по-
вышение жизненного уровня народа путем:

а) последовательного снижения цен на
товары и укрепления советского рубля;
  6) BeeMepHoro увеличения жилищного
фонда страны и роста культурно-бытовых
услуг населению:

в) повышения уровня заработной платы
по мере роста производительности труда и
квалификации рабочих;
°Г) увеличения натуральной выдачи на
трулодни и роста общественного дохода в
колхозах:

д) увеличения премий за выполнение и
перевыполнение государственных планов и
за научно-технические открытия.

у.
и развития народного

хозяйства союзных республик

ской, Эстонской и Карело-Финской ССР’ не-
достатков довоенного размещения промыш-
ленности, имея в виду восстановление и
развитие во всех этих районах собственной
энергетической и топливной базы, про-
мышаленности строительных материалов и
производства массовых изделий легкой и
пищевой промьитленности;

-б) увеличение капитальных работ во
всех союзных республиках и экономических
районах СССР. особенно в районах Сибири
и Дальнего Вослока. Из общего об’ема капи-
тальных работ в наролное хозяйство CCCP
3а пятилетие для восстановления хозяйства
в пострадавших районах выделяется около
115 млрд. рублей и на развитие народного
хозяйства в других районах страны — око-

ло 135 млрд. рублей централизованных
капиталовложений;

в) обеспечение зо всех союзных респуб-
ликах развития собственной базы по про-
изводетву. электроэнергии, топлива, строи-
тельных материалов и предметов широкого
потребления; ` дальнейшее укрепление. и
развитие картофельно-овощных и животно-
водческих баз вокруг горолов и промыш-
ленных центров с тем, чтобы . полностью
обеспечить их снабжение овощами, карто-
фелем и в значительной степени молоком и
мясом местного производетва;

г) ограничение строительства новых
предприятий в Москве, Ленинграде, Киеве,
Харькове, Ростове, Горьком и Свердловске.
Пятилетний план предусматривает разме-
щение промышленных предприятий по но-
вым районам и городам, обладающим над-
лежащими топливными, энергетическими и
сырьевыми ресурсами:

д) продолжение работы по организация
кооперирования предприятий внутри эко-
номического района, в том числе коопери-
рование по литью, поковкам и штамповкам.
Необходимо всемерно использовать создан-
ные в период Отечественной войны на
предприятиях мощности по литью и ноков-
кам для организации производетва обору-
дования, сельскохозяйственных машин и
предметов пгирокого потребления.

В районах СССР, тде. возменно хозяй-
ничали фашистские погромшики, предстоит
возродить разрушенные города и села, про-
мышленноеть, транспорт, сельское  хозяй_
ство, культурные учреждения, создать для
советских людей, избавленных от фашист-
ского рабетва, нормальные условия жизни.
В ходе Отечественной войны в этих районах
уже частично восстановлены тысячи про-
мышленных предприятий, более 1.800 сов-
хозов и 3.000 машинно-тракторных етан-
ций, восстановлено 85.000 колхозов, окол)
6.000 больниц и более 70.000 школ. В го-
родах, подвергавшихся оккупации, построе-
но и восстановлено . 17,9 млн. кв. метров
жилой площади и_ в сельских местностях
1.260.000 жилых домов.

Олнако, в пострадавших от оккупании
районах СССР выполнена лишь

меньшая
часть восстановительных работ. Оенов-
ными задачами пятилетнего плана в

области восстановления народного  хозяй-
ства пострадавших от оккупации районов
РСФСР, Украинской, Белорусской, а.
ской, Молдавской. Латвийской. Эстонской и
Карело-Финской ССР являются:

во-первых, достижение довоенного уров-
ня промышленного производетва и даль-
неишии рост народного хозяйства на оснд-
ве всемерной механизации труда и внедре-
ния современной передовой техники, что
означает необхолимость увеличить за пя-
тилетие промышленное производство в этих
районах в 3,9 раза, ‘угля в 9,1 раза, чугу-
на В 5,1 раза и электроэнергии в 4,4 раза;

во-вторых, восстановление сети и про-
пускной способности железных дорог, вод-

ных путей и автодорожного транепорта,
обеспечивающих достижение довоенного
уровня и дальнейтий рост грузооборота,

-дяя-чего-требуется увеличить ‘за‘пязитетие

грузооборот железных дорог в пострадав-
ших районах в 2,3 раза и грузооборот реч-
ного транспорта в 6,5 раза:

в-третьих, восстановление сельекого хо-
зяйства — базы снабжения народного хо-
зяиства и населения CCCP продоволь-
ствием и сырьем; всемерное организапион-
но-хозяйственное укрепление колхозов и
машинно-тракторных станций, что требует
увеличения за пятилетие в перечисленных
выше районах продукции зерна на 87 проц.,
сахарной свеклы в 3,2 раза, подеолнечни-
ка на 73 проц.» поголовья крупного рога-
того скота на 52 проц, и поголовья свиней
в 3,2 раза; ;

в-четвертых, восстановление разрутен-
‚ных оккупантами городов и сел, прежде
всего жилого фонда, что требуст ввода в
действие в них за пятилетие (только го-
сударственного) жилого фонла’‘в размере

2 млн. кв. метров; повышелие жизнен-
ного уровня населения при одновременном
росте произволительности  тэуда; уровень
которой в настоящее время недостаточен:
восстановление розничного товарооборота
государственной и кооперативной торговли,

что требует увеличения его за пятилетие
в 2,2 раза; восстановление довоенной сети
школ, учреждений культуры и здравоохра-
нения.

Столь значительные задачи и’ темпы
развития можно репеить только на основе
привлечения новых местных резервов и
лгирокого развития местной инициативы.
Восстановление народного хозяйства в рай-
онах, подвергавшихся оккупации, и даль-
нейтее развитие всех экономических райо-
нов СССР должно происхолить на основе
всемерного укрепления и развития респуб-
линанского хозяйства в системе народного
хозяйства СССР. В этих пелях пятилетний
план предусматривает увеличение 0б’ема
капитальных работ по хозяйству респуб-
ликанского. подчинения до 29,5 млрд. руб-
лей, что более чем в 2 раза превыптает ка-
питальные вложения в период 1938—
1942 годов, а также увеличение производ-
ства промышленной продукции на пред-
приятиях республиканского подчинения в
1950 тоду до 56,3 млрд. рублей, что озна-
чает рост по сравнению с уровнем 1940
гола на 28 проц., а но местной промышлен-
ности — на 80 проп. \

Необходимо всемерное развитие  хозяй-
ственной инициативы союзных республик
в восстановлении и развитии произволи-
тельных сил СОСР и организапии товаро-
оборота между городом и деревней. Строи-
тельные материалы, топливо и предметы
широкого потребления, произвохимые, мест-
ной промышленностью и промысловой
кооперацией. дхолжны полностью находить-
ся в распоряжении правительства союзной
республики, которое по своему усмотрению
может определить долю продукции, остаю-
щуюся на потребление внутри республики,
и долю продукции, которая в порядке то-
варооборота направляется в другие с010з-
ные республики при сохранении общетосу-
даретвенного регулирования розничных
цен.

Наряду с общими задачами развития
республиканского хозяйства, изложенными
выше, пятилетний план предусматривает
решение следующих задач по отдельным
союзным республикам.

По Российской Советской- Федеративной
Социалистической Республике — производ-
ство промышленной продукции в 1950 ro-
ду по сравнению с 1940 голом увеличивает-
ся на 56 проц. 0б’&м капитальных работ
на’ пятилетие по РСФСР” для восстановле-
ния и развития всех отраслей промылнелен-
ности, сельского хозяйства, транспорта,
городов и сёл составит 145 млрд. рублей,
в том числе в районах Сибири и Дальнего

Востока 35,6 млрд. рублей. Выпхавка чу-
гуна увеличивается за пятилетие пю срав-
нению е 1940 годом на 66 проп., добыча
угля на 97 проц. и нефти в два раза. В
районах Севера быстро растет добыча
печорских ‘углей, распиряется добыча
Ухтинской нефти и газа; вывозка деловой
древесины за пятилетие увеличивается в
2,9 раза. В районах Северо-Запада наме-
чается. восстановление и дальнейшее раз-
витие машиностроения, особенно  судо-
строения; развертывается строительство
металлургического завода в районе Ленин-
града; город Ленинград восстанавливается
как крупнейший индустриальный и куль-
турный центр страны с достижением до-
военного уровня производства промышлен-
ности на более высокой технической осно-
ве. В районах Центра предусматривается
дальнейшее развитие торфяной и угольной
промыиеленности, в первую очерель Под-
московного угольного бассейна, а также
развитие местной рудной базы чбрной ме-
таллургии; на электростанциях вводятея
в действие мощности на 2 млн. киловатт
и обеспечивается создание резерва моткно-
стей; начинаются строительство двух но-
вых гилроэлектростанций на Оке и ча
`Волге. В целях дальнейшего хозяйствен-
ного и культурного развития Мэсквы и
улучшения жизненных условий населения
продолжаются работы по осуществлению
генерального плана реконструкции етоли-
цы Советского Союза. В районах Поволжья

намечается восстановление промыпетенно -
сти и городского хозяйства Сталинграда:
добыча нефти по сравнению е 1940 тодом
увеличивается в 11 раз; организуется ав-
томобильное производетво. В районах бе-
верного Кавказа и Крыма обеспечивается
быстрое восстановление и дальнейший рост
всех отраслей промышленности и’ сельско-
To хозяйства — этого богатого и нлодород-
ного края Республики. В районах Урала

выплавка чугуна по сравнению ©. 1940
годом увеличивается в 2,5 раза, хлобыча
угля в 2,7 раза и нефти в 3.2 pasa: Ha
1,3 млн. киловатт усиливается ‘энертети-
ческая база, развертывается строительство
мощной гидроэлектростанции на Каме; вы-
возка деловой древесины зао пятилетиз
увеличивается в 2,7 раза; ликвилируется
отставание железнодорожного ‘транспорта
от растущих потребностей наролного. хо-
зяйства Урала. В районах Западной биби-
ри обеспечивается дальнейшее“ развитие
угольной промынтленности Кузбааеа и соз-
дание собственной рулной базьЕ для черной
металлургии; значительно ‘расширяется
маптиностроение, особенно тракторострое-

ние, организуется автомобилестроение: про-
водятся большие работы по электрифика-
ции железных дорог; укрепляется роль
Западной Сибири, как важнейшей зерно-
вой и животноводческой базы страны; си-
бирякам надлежит возродить славу сибир-
ского масла. В районах Востечной Сибири

создается промьытиленность икусственного
жидкого топлива; развертывается железно-
дорожное строительство,  обебпечивающее
‘ебздание второй железнодорожной  маги-
страли на востоке Союза и освоение новых
районов. В районах Дальнего Востока: на-
мечается всестороннее развитие народного
хозяйства, особенно металлургии, энерге-

тики, топливной промышленности и суло-
строения; обеспечивается развитие всех
видов транспорта; распгиряется сельскохо-
зяйственное производство в целях сокра-
щения завоза продовольствия из других
районов.

По Украинской Советской Социалисти-
ческой Республике восстанавливаетея ло-
военный уровень производства промыитлен-
ной продукции, а в 1950 году этот ypo-
вень будет превзойден. Общий 0б’ем капи-
тальных работ на пятилетие для восета-
новления и дальнейшего развития народ-
ного хозяйства Украины устанавливается
в размере 49,5 млрл. рублей. Предусматри-
вается восстановление и  лальнейшее
развитие черной металлургии Юга,
угольной промышленности Донбасса, энер-
тетического хозяйства, химической  про-
мышленности, железнодорожного  транс-
порта, тяжелого и транспортного маптино-
строения, судостроения. пищевой промыш-
ленности; заново организуется автомоби-
лестроение и создается крупная угольная
промынтленность в правоберекной и 3а-
падной Украине. Восстанавливаются 182
основные угольные шахты, строятся 60
новых шахт в Донбассе, вволится в дей-
отвие 30 доменных печей, 76 мартанов-
ских печей и 54 прокатных стана; увелн-
чивается мошность электростанций на
2574 тыс. киловатт;  восстанавливается
Днепровская гидроэлектростанция имени
Ленина. Восстанавливается сельское х0-
зяйство’ Украины —- крупнейшая база
производства‘ зерна, сахарной свеклы, мас-
личных культур и животноводства. Нрел-
стоит восстановить не только индуетриаль-
ную мощь Украины, но и плодородие ее
земли и обильное производетво проловоль-
ствия — хлеба, сахара, масла и знамени-
ого украинекого сала.

По Белорусской Советской Социалисти-
ческой Республике на основе восстанов-
ления и дальнейшего развития народного
хозяйства  производетво промышленной
продукции увеличивается в 1950 тоду по
сравнению с довоенным временем на 16
проц. Общий 0б’ем капитальных вложений
на пятилетие для восстановления и разви-
тия народного хозяйства реснублики уста-
навливается в размере 7 млрд. ‘рублей.
Полностью восстанавливается сельское хо-
зяйство, быстрое развитие получает льно-
водство и ‘свиноводство. Обеспечивается
первоочередное развитие топливной и
энергетической базы республики. . Заново
создается тракторная и автомобильная
промышленность. Вводятея электроетан-
ции мощностью 343 тыс. киловатт; увели-
чивается втрое добыча торфа. Проводятся
мероприятия по осушению сельскохозяйст-
венных земель; значительное развитие
получает прудовое рыбное хозяйство.

„Но Узбекской Советской Социалистиче=
ской Республике производство промыш-
ленной продукции увеличивается за пяти-
летие по сравнению с уровнем 1940 года
на 89 upon. Общий об’ем капитальных
вложений на пятилетие по народному хо-
зяйству республики определяется в 3,9
млрд. рублей. Пятилетним планом ‘обеспе-
чивается дальнейнгее развитие Узбекской
ССР, как основной хлопковой базы страны,
района развитого шелководства,  еаловод-
ства и животноводства, особенно катаку-
левого овцеводства. Посевные площади пот
хлопком увеличиваются до 956 тыс. тек-
таров; обеспечивается сельскохозяйствен-

(Окончание на 4-й стр.}.  .