в

‘ской Республике

Первая сессия Верховного Совета СССР

Пятилетний план восстановления и развития
народного хозяйства СССР на 1946—1950 гг.

Доклад Председателя Госплана СССР Н. А. Вознесенского

(Окончание).

ное освоение заброшенных и неиспользуе-
мых‘ поливных земель в количестве 460
тыс. гектаров и, кроме того, вводитея в
сельскохозяйственный оборот за счат
ирригационного строительства 173 тые.
гектаров поливных земель. Необходимо в
полной мере восстановить и ешё больше
поднять узбекское хлопководство. Наряду
с этим предусматриваетея значительное
развитие текстильной, легкой и пищевой
промьииленности, цветной металлургии,
нефтяной промышленности, производства
химических удобрений, сельскохозяйствен-
ного и ‘текетильного машиностроения, а
также энергетического хозяйства респуб-
лики; за пятилетие вволятея в действие
гидроэлектростанции мощностью 266 тыс,
киловатт.

По Казахсной Советской Социалистиче-
сной Республике производство промыш-

- ленной ‘продукции увеличивается в 1950

году по’ еравнению с 1940 годом в 2,2 ра-
за. Общий 00’6м капитальных фабот по
народному хозяйству республики опреде-
ляется на пятилетне. в размере .8,8 млрл.
рублей. Намечается дальнейшее развитие
цветной металлургии, каменноугольной и
нефтяной промышленности: добыча угля
увеличивается на 134 проп. и нефти на
75 проц, по сравнению. с 1940 годом; раз-
вбртываетея строительство чёрной метал-
лургии:; организуетея производство мине-
ральных удобрений; значительное развитие
получает железнодорожный — транспорт.
Обеспечивается дальнейший пол’ём живот-
новодства и зернового хозяйства: увеличи-
вается производство технических культур.
Предусматривается широкое строитель-
ство мелких ирригационных систем для
создания ‘страховых ороптаемых участков
в степных районах республики.

По Грузинской Советской Социалистиче-
ленной пролукиии увеличивается в 1950
тоду по сравнению с 1940 годом на 50
проц. Общий об’ём капитальных вложе-
ний в народное хозяйство республики за
пятилетие составит 4.1 млрд. рублей. На-
мечается дальнейшее расширение марган-
певой и каменноугольной промышаенно-
сти. В Грузии создаетея собственная круп-
ная металлургическая база. Организуется
автомобилестроение: пгирокое развитие по-
лучает гилроэлектростроительство: `наме-
чается строительство Самгорской ороси-
тельной системы. Значительно фасптиряют-
ся субтропические и эфиро-масличные на-
саждения. Увеличивается производство
питрусовых культур. особенно лимонов и
апельсинов. получает дальнейшее развитие
шелковолство! и животноводство.

‚ По Азеобайднанской Советской Социа-
листической Республике произволетво
промвинленной продукпии в 1950 году по
ставнению 6 1940 голом увеличивается на
18 проп. Общий об’ём капитальных вложе-
ний в народное хозяйство республики со-
ставит 5,9 млрд. рублей. Обеспечиваются
быстрые темпы восстановления и разви-
тия лобычи“`и переработки нефти: лобыча
нефти за пятилетие увеличивается в 1,5
раза. Организуется трубопрокатное произ-
BOICTBO; раснтиряется энергетическая и
машиностроительная база нефтяной про-
мышленности. Развертывается строитель-
ство Мингечаурекой тгидроэлектростанпии
й соответствующих ирригационных работ.
Увеличивается площаль орошаемых зе-
мель, расптиряются посевы хлопчатника,
особенно длинноволокнистых‘ сортов. уве-
личивается нроизводотво зерна и посевы
овошных культур. а также плошади под
бруктовыми и винотрадными насаждения-
МИ.

По Литовской Созетсной Социалистиче-
пооизволетво промыти-
ленной пролукции в 1950 голу по сравне-
нию е уровнем 1940 года увеличивается на
80 проп. Общий 0об’ем капитальных ра-
бот по натолному хозяйству республики го-
ставит за пятилетие 1.5 млрд. рублей. На-
мечается полное восстановление и даль-
нейшее развитие нромыпленности и сель-
ского хозяйства республики. в первую оче-
рель пишевой промытиленности. сельско-
хозяйственного маттиностроения. развитие
топливной и энергетической базы, а так-
же развитие мясомолочного скотоводетва,
свиноводства и птицеводства,

По Молдавской Советской Социалисти-
ческой Республике производство промыш-
ленной продукции увеличивается в 1950
году по сравнению с 1940 годом на 78
проп. Общий об’6м капитальных работ на
пятилетие по народному хозяйству феспуб-
лики составит около 1,2 млрд. рублей. На-
мечается восстановление и дальнейшее
развитие промышленности, в первую оче-
рель винодельческой и консервной. Восста-
навливается и получает ‘лальнейшее фраз-
витие сельское хозяйство и, прежде всего,

f

виноградарство и садоводство; увеличива-
ются посевы кукурузы,

По Латвийской Советской Социалистиче-
ской Республине производство промыш-
ленной пролукции в 1950 году по сравне-
нию с 1940 годом увеличивается на 80
проп. Общий об’6м капитальных вложений
в народное хозяйство республики за пя-
тилетие составит 2 млрд. рублей. Наме-
чается восстановление и развитие энерге-
тического хозяйетва топливной и металло-
обрабатывающей промышленности, элек-
тромашиностроения, судостроения. лёгкой
промышленности. рыбной промышленности
и целлюлозно-бумажной промышленности.
Воестанавливается и получает дальнейшее

развитие сельское хозяйство, особенно
мясомолочное скотоводство и сзвиновод-
ство.

По Киргизской  Советеной Социалисти-
ческой Республике производство промыл-
ленной продукции в 1950 году по сравне-
нию с 1940 годом увеличивается в 2.1 pa-

за. Общий 00’6м капитальных вложений
за пятилетие в народное хозяйство рес-
публики составит 1,2 млрл. рублей. Наме-
чаетея дальнейшее развитие животновод-

ства, увеличение посевных площадей и
повышение упожайности технических
культур; развертывается строительство

Орто-Токойского водохранилища и большо-
то Чуйского канала: получает хальнейлее
развитие угольная промышленность.  до-
быча редких и нветных металлов, пимевая
промышленность и текстильная промыш-
ленность.

По Таджинской Советской Социалисти-
ленной поотукция в 1950 году по еравне-
нию с 1940 голом увеличивается на 56
проц. Общий 0б’6м капитальных вложений
публики составит 1,2 млрд. рублей. Наме-
чается дальнейшее развитие хломковод-
ства. особенно длинноволокниетых сортов
хлопчатника и развитие животноволства;
предуематривается развитие  горноруднои,
текстильной и пищевой промышленности.

По Армянской Советской Социалистиче-
ской Республике производство промыш
ленной протуклии на 1950 год по сравне-
нию с 1940 голом увеличивается в 2,1 ра-
за. Общий 0б’ем капитальных вложений в
народное хозяйство республики за пятиле-
тие составит 1,4 млрд. рублей. Намечается
развитие химической промышленности И
цветной металлургии на базе использова-
ния гидроресурсов Севанского каскала. По-
лучает дальнейшее расширение текотиль-
ная и питевая промышленность. Обеспэчи-
вается развитие животноводства, посевов
сахарной свеклы, шелковолства, а также
виноградарства и плодовотетва на базе при-
роста орошаемых площадей.

По Туркменской Советской Социалисти-
чесиой Республике производство промышт-
ленной продукции в 1950 году по’ сравне-
нию с 1940 годом увеличивается на 76
прон. Общий об’ем капитальных вложений в
наполное хозяйство за пятилетие составит
1.6 млрд рублей. Намечаетея дальнейший
пол`ом хломковолетва животноволетва и
особенно каракулеводства. Проводятся ир-
ригационные работы в бассейнах ‘рек Тед-
жена и Мургаба. Обеспечиваются быстрые
темпы развития нефтяной промышленно-
сти, причем добыча нефти за пятилетие
увеличивается в 1,8 раза. Получает лаль-
нейшее развитие химическая, текстильная
и пишевая промышленность.

По Чстонекой Советской Сопиалистиче-
ской Республике производство промыш-
ленной продукции в 1950 году по еравне-
нию с 1940 годом увеличивается в 3 para.

Общтий об’ем капитальных работ в народном

хозяйстве республики за пятилетие соета-
вит около 3.5 млрл рублей. Намечается
полное восстановление народного хозяйет-

ва республики и в первую очередь восста-
новление и дальнейшее развитие сланцевой
и  сланцеперегонной промышленности,
энергетического хозяйства,  машинострое-
ния, пишевой и хлопчатобумажной  про-
мыпиленности. Обеспечивается  восстанов-
ление и дальнейшее развитие сельского
хозяйства и в первую очерель мясомолеч-
ного скотоводства и бвиноводетва.

По Нарело-Финской Советской Социали-
стической Республике произволетво про-
мыпиленной продукции в 1950 голу увели-
чиваетея по сравнению с 1940 годом на
11 проц. Общий об’ем капитальных вложе-
ний в народное хозяйство республики за пя-
тилетие составит 1,6 млрд. рублей. Наме-
чается восстановление п дальнейптее разви-
THe лесной, деревообрабатывающей, бумаж-
ной и горно-рудной промышленности. По-
лучает дальнейшее развитие сельское хо-
зяйство.

Таким образом, пятилетний план восста-
новления и-развития народного хозяйства
СССР прелуематривает всестороннее разви-
тие народного хозяйства союзных реепуб-
лик как равноправных членов Великого
‘Союза Советбких Социалистических  Рес-
публик.

№:

За новый мощный

под‘ем народного

хозяйства СССР

Для осуществления пятилетнего плана
восстановления и развития народного хо-
зяйства требуетея приложить много труда,
энергии ‘и знаний. Все мы поработаем над
тем, чтобы не только выполнить, но-и пе-
ревыполнить пятилетний план. Не впер-
вые наролам Советского Союза приходит-
ся восстанавливать свое хозяйство, разру-
шенное врагами. 25 лет назад Советская
страна, получив в наследство После пер-
вой мировой войны и гражданской войны
разрушенное хозяйство, приступила к вос-
становлению народного хозяйства. Победа
была одержана народами Советского Союза
под руководством наших Великих вождей
— Ленина и Сталина. Советское государ-
ство в те годы с честью вышло из испы-
таний и показало возможности, которые
таит Сопиалистическая Революдия.

Теперь, после второй мировой войны,
советский нарол вновь преодолевает труд-
ности восстановления народного хозяйства
своим героическим трудом под испытанным
знаменем ленинизма. под руководством на-
Tero вожля—великого Сталина. (Бурные,
прололжительные аплодисменты). У. нас
имеютея все основания K Тому, чтобы
справиться © задачами восстановления и
организации нового под’ема народного хо-
зяйства еще более организованно и B KO-
роткий срок: ‘

, F9903,

После окончания первой мировой войны,
а затем и гражданской войны, в СССР по-
требовалось около 6 лет на восстановление
уровня промышленного производства до-
военного 1913 года. Пятилетний план пре-
дусматривает восстановление уровня про-
мыигленного производства СССР довоэнного
1940 года в 1948 году, а в пятилетний
срок этот уровень будет в значительных
размерах превзойден. Таким образом мы
предполагаем осуществить восстановление
промышленности влвое быстрее, чем это
было слелано в восстановительный период
после окончания первой мировой войны и
гражданской войны.

Важнейшее значение для ускорения тем-
пов восстановления народного хозяйства
имеет промышленность Урала и Сибири. В
1920 году производство. промышленной
продукции на Урале уменьшилось по срав-
нению с 1913 годом больше чем в 6 раз.
производство чугуна уменьшилось в 11 раз,
производство- угля уменьшилось на 23 проц.
и производство электроэнергии уменьши-
лось в 6,5 раза. В 1945 году производет-
во продукции промышленноети по сравне-
нию с 1940 голом на Урале увеличилось
больше, чем втрое, ‘вынцлавка чугуна уве-
личилась почти в два раза. добыча угая
увеличилась больше, чем влвое и выработ-

‚партии

ка электроэнергии увеличилась вдвое. Про-
мышленность Урала и Сибири — гордость
советской индустрии, и наша задача 33-
ключается в том, чтобы ‘ее всемерно укре-
плять и развивать.

Для осуществления быстрых темпов в0с-
становления народного хозяйства у нас име-
ютея все необходимые условия. Выросли
советские кадры, кадры советекой интел-
лигенции. Народы Советского Союза вырос-
ли культурно и прошли историческую
школу. социалистического строительства.
Выросла и окрепла индустриальная база в
восточных и центральных районах СССР.
В СССР уничтожены ` экеплоататорские,
классы, обеспечено невиданное морально-
политическое единство народов Советского
Союза. Исключительно высоко’ в народэз до-
верие и авторитет Коммунистической пар-
тии и Советского Правительства во главе

с нашим вождем” товарищем Сталиным. В

этом — наша сила и залог победы. (Про-
должительные аплодисменты).

Нам предстоит осуществить быстрые
темпы материального производетва в про-
мышленноети, сельском хозяйстве, на тран-
спорте и в строительстве. Замедлить тем-
пы вобстановления и дальнейшего развития
народного хозяйства СССР. — значит —
отстать, а отсталых бьют. Вот почему нам
необходимы темпы развития, предусмот-
ренные пятилетним планом. Для обеспече-
ния заданных темпов восстановления и
развития народного хозяйства необходийо:

во-первых, обеспечить более быстрый
под’ем тяжелой индустрии, без которой не-
возможно поднять ни сельское хозяйство,
ни транспорт, невозможно создать обилие
продовольетвенных ресуреов в стране, a,
следовательно, создать материальное благо-
получие народа;

во-вторых, неустанно работать нах даль-
нейшим техническим прогрессом, без чего
нельзя обеспечить быстрого  восстановле-
ния и.развития народного хозяйства, нель-
зя решить вопроса о соревновании эконо-

мических систем на мировой арене;

в-третьих, необходимо и впредь иметь
серьезные резервы в народном хозяйстве.
Можно с успехом преодолеть имеющееся
в некоторых отраслях хозяйства  сниже-
ние. производства в зимние месяцы и 38
этот счет ускорить темпы воспроизводетва,
если мы обеспечим на предприятиях He-
обходимые резервы сырья и топлива;

в-четвертых, необходимо создать устой-
чивые кадры рабечих, техников и инжене-
ров на JUPUATHAX, что должно обеене-
чить высокую квалификацию,  производи-
тельность и социалистическую дисциилину
труда. На этом пути мы нреодолеем труд-
ности. восстановления и развития народно-
то хозяйства в послевоенный период. Га-
рантией преодоления этих трудностей  яв-
ляется наш героический народ, испытанное
социалистическое государство и руковоля-
щая сила нашего движения вперед — пар-\
тия Ленина — Сталина. (Бурные, продол-’
жительные аплодисменты).

Руковолствуяеь указаниями Ленина’ и

Сталина о недопустимости какого-либо
благодушия и самоуспокиейчости после до-
стижения победы, необходимо призвать ра-
бочех, крестьян и интеллигенцию отдать
все свои силы делу быстрейшего восстано-
вления и дальнейшего пол’ема ‘народного
хозяйства, повышения материального и
культурного уровня жизни советского на-
рода. Товариш Сталин предупреждает нас,
что мы не можем ограничиться закрелле-
нием завоеванных позиций, ибо это приве-
ло бы к застою, — «мы должны двинуть-
ся дальше влерел, чтобы создать условия
для нового мощного нод’ема народного хо-!
зяйетва».
° Под ‘руководством Коммунистической
новый Сталинский пятилетний
план будет народами Советского Союза ус-
пешно выполнен и перевыполнен!

Вперед, к новым победам пол волитель-
ством великоге Сталина! (Бурные, продол-
жительные аплодисменты, переходящие в
овацию. Все встают).

-

Николай ТИХОНОВ

Двенаднатого марта депутаты Bepxos-
ного Совета вошли в Большой Кремлев-
ский зал. В этом белом. залитом светом,
высоком и удивительно легком зале каж-
дый не мог не испытывать волнения, а. те,

‘кто впервые перешагнули порог, те и со-

всем по-особому осматривали собравшихся
и испытывали такую высокую радость, для
которой/ нехватает слов.

Самые глубокие, самые сильные чувст-
ва\ возникали в сердце. Тут, в этом зале,
была принята Сталинская Конституция.
Этот золотой ‘закон жизни подвергся ве-
личайшей опасности. Подлый и хищный
враг в лице гитлеровского фашистского
захватчика хотел отнять у советских лю-
дей право на жизнь. Борьба длилась дол-
го. Советский народ победил, наголову
разбил врага. :

Как близко и как давно это было! Сей-
час в этом зале множество героев, свер-
кающих боевыми орденами, и множество
героев социалистического труда, символи-
зирующих потрясающее напряжение совет-
ского народа, гордую волю к победе. Ес-
ли бы рассказывать биографию за биогра-
фией этих выдающихся сыновей великого
народа, то надо было бы день за днем
слушать поразительные истории роста со-
ветских людей, испытанных грозными го-
дами, прошедших через все преграды к
светлому дню всенародного триумфа. Тут
блестящие таланты мирного труда и воин-
ского искусства. Такое удивительное со-
брание не могло не поражать воображе-
His.

Из этого зала как будто стало видно во
все концы нашего прекрасного отечества.
Как будто стены раздвинулись и бесконеч-
ные дали поплыли перед изумленными
взорами. И всюду, куда бы мы ни бросали
взгляда, мы видели дела советских людей
во славу советского государства, во сла-
ву нашей правды, нашего будущего. Еще
так недавно мы говорили, что война идет
от Баренцова до Черного моря. Потом дым
войны поднялся на далеком Сахалине, за
Амуром, над фортами Порт-Артура, над
монгольскими степями и горами.

Теперь мирный труд возвращен всем
этим пространствам, и над Порт-Артуром
восходит мирное солнце, и над виноград-
никами Молдавии оно не закрыто пеленой
гари, облаками дыма. Советский человек
восстанавливает города и
новые дороги, строит новые фабрики и
заводы, продолжает дело, прерванное вра-
жеским нашествием. Масштабы будущих
работ гранднозны. Е
Самые цифры нового пятилетнего плана

Адрес редакции и издательства; ул. 25 Октября, 19. (Для телеграмм — Москв

‘ковской гостиницы включил радио,

проводит

а, Лнтгазета). Телефоны: секретариат — К 5.

Максим РЫЛЬСКИЙ В КРЕМЛЕ

Когда входишь в Кремль, невольно ис-
пытываешь чувство благоговейного во-
сторга: эту сказочную красоту, эту фанта-
стическую симфонию линий и красок соз-
давали человеческие руки на протяжении
веков! Словно очарованный странник,
идешь в синеющем вечернем полумраке,
мимо этих то строгих, то причудливых
зданий, с каждым из которых связаны вос-
поминания — мрачные и суровые, величе-
ственные и героические... Сама история
глядит из этих окон, и веянием ее здесь
полно все,

Но несравненно болышний восторг охва-
тывает при мысли, что именно в наши дни
здесь творятся самые большие дела в
истории народов советской земли, что се-
годня Кремль — не твердыня московских
царей, каким он был в седую старину, и не
место для прогулок любознательных тури-
стов, каким он был недавно, а ‘центр и
средоточие Советского Союза, цитадель
поистине народной власти, прочно здесь
утвердившейся и неуклонно вершащей
волю свободных и равных народов люби-
‘мой нашей страны. Именно здесь, в Крем-
ле, был разработан гениальный план ве-
ликой победоносной битвы с фашистскими
агрессорами, осуществленный нашими
братьями и детьми на полях Отечествен-
ной войны. Именно здесь созрел гранди-

AMEE (Ore) Hezadvieaeatoe

Впервые я присутствую на Сессии Вер-
ховного Совета. И хотя „я неоднократно.
бывал в Москве, видел товарища Сталина,
я ждал с необычайным волнением его по-
явления в зале. Не меньше меня волнова-
лись и наши депутатки-узбечки, — все мы
мечтали о Москве и о встрече с вождем,
как о великом чуде, Мы все внимательно
слушали ораторов, но глаза наши были
устремлены на товарища Сталина. Его ли-
цо, спокойное, уверенное, такое близкое и
любимое, притягивало наши взоры и наши
сердца.

Здесь собрались люди различных про-
фессий и национальностей для того, чтобы
наметить конкретные пути движения впе-
ред. На заседаниях мы будем обсуждать
новый пятилетний план.

Я думаю сейчас о своей республике, о
том, как общие для всей страны задачи бу-
дут воплощаться в делах и днях
Узбекистана, а также и о том, как наши
писатели, вся наша литература теперь, в
новых мирных условиях, будут продол-
жать служение народу.

Узбекистан — страна хлопка. Товариш
Сталин в речи перед избирателями упомя-
нул хлопок наряду с углем, железом,
нефтью. Мы будем развивать хлопковод-
ство. Казалось бы, в этом прозаическом
тезисе нет материала для писателя. Но это
только на первый взгляд. Весь Узбекистан

12 марта, в день, когда открылась Сес-
сия Верховного Совета, я в номере Мос-
и го-
лос диктора напомнил мне, что в 1812 го-
ду в этот день в моем родном Азербайд-
жане родился Мирза Фетх Али Ахундов,
великий наш ‘писатель, мыслитель, пионер
нового тюркского алфавита, основополож-
ник реализма в нашей литературе, мастер
прозы, комедиограф, переводчик с русско-
го, сам переводивший на русский язык свои
произведения, выходившие также и на
многих европейских языках, «тюркский
Мольер», как писали о нем за рубежом.
Учитель А. Ахвердова, И. Везирова, Д. Ма-
мед-Кули-Заде, ученик Пушкина, Лермон-
това, Грибоедова. Я шел на Сессию Вер-
ховного Совета, думая о многом и также о
Мирза Фетх Али Ахундове.

Если бы он и его ‘ученики жили сейчас,
они ‘глубоко порадовались бы тому, в ка-
ких условиях творит писатель Сталинской
эпохи.

Увидели бы родоначальники `азербайд-
жанской литературы, как со всем народом
выстояли наши прозаики и поэты четырех-
летнюю военную вахту; \‘увидели бы на-
ших стахановцев нефти и хлопка, взгля-
нули бы пытливо в глаза поэтов и конст-
рукторов, агрономов и прозаиков, задума-
лись бы над новыми книгами получивших
правительственные награды М. С. Ор-
дубады, Самеда Вургуна, Мирзы Ибра-
гимова, Мамеда Рагима, ` Сулеймана . Ру-
стама. -

Я шел на Сессию и вспоминал содержа-
ние своего романа «Араз». В «Аразе» изо-
бражена жизнь дореволюционных нефтя-
ников, людей добровольной каторги, по-
лурабов, тартавших нефть старинными
желонками, жизнь глухая, тяжелая. Сейчас
я пишу второй том «Араза», обращенный к
нынешнему дню Азербайджана. Когда я

гляжу на новые вышки и новые умные ма-
AAS

ВО СЛАВУ БУДУШЕГО

поражают могуществом. В 1950 году —
254 миллиона тонн стали, 35,4 миллиона
тонн нефти, 250 миллионов тонн угля,
19,5 миллиона тонн чугуна. Великанам
подстать такие цифры. Но советский на-
род и есть такой великан. Когда он под-
нял впервые знамя Великой Октябрьской
революции, он уже знал, что берется за
дело, которое служит благу будущих по-
колений, которое требует не маленьких
усилий, а подвига. В борьбе с бесчислен-
ными врагами, отнюдь не карликами, ему
тоже пришлось напрячь немало богатыр-
ских сил, а уж когда навалился самый от-
чаянный враг, советский народ напрягся,
как тот его легендарный пращур, о кото-
ром поют древние былины.

Новый человек вырос на советской сво-
бодной земле’ Он отличается от других
народов Европы тем, что природа ero
вольнее и шире, тем, что он имеет в ру-
ках драгоценное наследие — опыт почти
трех небывалых десятилетий борьбы и
победы на всех просторах жизни. Совет-
ский народ сплочен вокруг коммунисти-
ческой партии. Он имеет гениального вож-
дя, какого не ‘знало человечество.

Социалистическое общество  воспитало
новые поколения. людей, которые идут на
‚самые грандиозные дела не для личной
корысти, не для частного обогащения, не
из каприза и прихоти, а по глубочайшему
сознанию, из огромной любви К жизни,
которой они являются свободными и та-
лантливыми хозяевами.

И в этом зале заседаний Верховного Со-
вета казалось, что самый дворец Кремлев-
ский стоит на высокой горе, и отовсюду в
мире видно эту высоту.

И вот увидели депутаты, избранники со-
ветской земли, как в зал вошел Сталин.
Как бы часто ни видеть его, всегда его
появление пронизывает новизной сильней-
шего волнения. И зал встал, как шумящий
могучий лес, как: прибой огромного моря
прошли овации. Сталин! Над всем просто-
ром великого бесконечного сражения за
свободу родины звучал его голос, всюду
была его воля, его рука вела полки и на-
правляла удары против врага, с его име-
нем стояли там, у обугленных стен Сталин-
града, с его именем в далекой полярной
тундре среди обледенелых скал и ледяных
болот шли в атаку, боролись в осажден-
ном Ленинграде, шли через раскаленные
степи Монголии.

Сегодня это имя стояло над планом со-
зидания нового расцвета советского госу-
дарства. Сегодня ово освешало картины
  нашего будущего величия. Он смотрел на
зал, где собрались простые советские люди,

л. Станкевича,

Абдулла  Паик ТАЛЫБ-ЗАДЕ Пам ЯТтНЫ Й де НЬ

10-40, отделе критики ee К 4-76-02, литератур братских респ блик — к
писем — К 4-26-04, издательство — К 819.30. :   ,

Типография «Гудок», Москва, . АИ ори dl

Ахмед ЕРИКЕЕВ

НА ЛЫНАХ

Прозрачных звезд на лын‹ах быстрый 6er,—

озный план мирного возрождения нашей
прекрасной родины. В Кремле — Сталин.
Этим сказано все.

Нынче здесь собрались народные по-
сланцы со всех’ концов советской земли,
дети народа и слуги народа. Я представ-
ляю себе, как где-нибудь в рязанской де-
ревушке, в белом украинском селе; в сож-
женном Минске, разрушенном бессмерт-
ном Севастополе, на уральских рудниках,
в аулах и кишлаках, в юртах и кибитках,
в степях и лесах, на шахтах и заводах на-
шей родины чутко прислушиваются к Го-
лосу из Кремля, к голосу тех, кто был из-
бран 10 февраля в советский парламент,
чтобы осуществить желания и чаяния сво-
их избирателей, чтоб к новым вершинам
вести свой народ, свою страну.

Я вижу здесь, в зале заседаний, и моих
земляков - украинцев, и знаменитых на
весь мир лучших сынов великого русского
народа, и казахов, и грузин, и белоруссов,
и азербайджанцев, и таджиков, и предста-
вителей других национальностей, и я чув-
ствую ия знаю, что воля всех народов се-
годня так же едина, устремлена к одной
цели — возрождению и укреплению наше-
го материального и культурного хозяй-
ства.

И эта воля непобедима.

Такая ночь полна самозабвенья.
Дрожит, как пена, легкий, мягкий сисг:
От первого умрет он дуновэнья,

Дай руку мне, мы полетим BEEOOM
И зависть вызовем в далеких ззездах.

На мягкий снег узоры наредем

И в грудь вберем студеный, чистый воздух,

Чтоб ветер на руках тебя пронес.—
Неравнодушен ветер к черноглазым,—
Чтоб инеем — сверкающим алмазом —

Украсил кудри девичьи мороз!

Нам улыбается луна, как ближний,
Что связан с нами общею судьбой.
Давай по жизни пролетим с тобой,
Оставив ясный след, подобный лыжне,

Чтоб наши дни в пути пересеклись,
Веселым и невиданным узором,
Чтоб мы с тобой неслись, неслись,
Подобные блестящим метеорам.

Перевел ¢ татарского с. ЛИПКИН.

ВОЛНУЮЩИЕ
ПЕРСПЕКТИВЫ

С чувством величайшей радости и вол-
нения вхожу я каждый раз в Большюй зал
Кремлевского д®орца, где проводит свою
работу Первая Сессия Верховного Совета.
Я впервые участвую в работе Сессии как
депутат, и эти дни останутся навсегда в

моей памяти.
Я приехал из далекой Тувинской обла-

сти, расположенной за Саянским хребтом,
в верховьях великой реки Енисей. В доре-
волюнионное время народ, населявший
этот край, был бесправен, темен и ниш.
И только благодаря советской власти мы
получили все необходимое для экономиче-
ского и культурного роста. Советское пра-
вительство уделяет огромное внимание
развитию земледелия и животноводства в
нашей. области, росту материального бла-
госостояния тувинского народа, повыше-
нию его культурности. За сравнительно
короткий срок среди подножий горных
хребтов появились машинно-тракторные
станции; на наших полях можно видеть
комбайны и другие сложные сельскохозяй-
ственные машины, о которых  тувинцы
раньше не имели никакого представления.

об’явил великий поход за небывалый
под’ем хлопководства. Сейчас мы  при-
ступили к реализации тысячелетней мечты
узбекского народа — мы обуздаем Аму-
Дарью — эту бурную, многоводную реку,
которая до сих пор плохо подчинялась во-
ле человека. Она несла свои воды через
пустыни, и пустыни оставались бесплодны-
ми, бесполезными. Теперь воды Аму-Дарьи
будут орошать сотни тысяч гектаров но-
вых земель.

Будут построены сотни больших и ма-
леньких гидростанций; они дадут свет го-
родами самым далеким кишлакам респуб-
лики.

Безусловно, тема развития нашего хо-
зяйства, нашей жизни не может быть един-
ственной темой литературы ближайших
лет. Не уйдет из нее и тема Отечественной
войны, — не одно поколение писателей бу-
дет она волновать. :

Советские узбекские писатели много ра-
ботали в дни войны; на фронте наши зем-
ляки, бойцы и командиры, с любовью и
благодарностью читали стихи, песни, рас-
сказы своих писателей. Но не созданы еще
произведения, в которых нарисованы были
бы во весь рост герои фронта и тыла.

Задачи, стоящие перед узбекской лите-
ратурой, огромны, и пути ее развития
ясны, как ясны и перспективы социали-
стического развития всего Узбекистана.

шины, дающие нефть, я спрашиваю: «В Ба-

ку ли я?». Когда вижу азербайджанских
женщин—инженеров, мастеров нефтепере-
гонки, врачей, литераторов,—я спрашиваю:
«Бакинки ли это?» Я гляжу на наших муж-
чин и спрашиваю: «Те ли это азербайд-
жанцы, среди которых прошла моя моло-
дость?».

Во втором томе «Араза» я хочу передать
не только ощущение разительных пере-
мен, происшедших в моем народе, но и по-
казать, если хватит сил, путь азербайд-
жанцев через четвертую Сталинскую пя-
тилетку.

Я шел на заседание Сессии, вспоминая
прошлое и говоря о нем: «оба кечёб юрду
галыр»—«кроме юрт’ ничего не осталось»,
Это значит вот что: когда наши отны коче-
вали со стадами по яйлагам, они, уходя на
весенние травы, оставляли мрачные дере-
вянные юрты, в которых провели зиму.

Юрты нашего народа остались в прош-
лом. Мы подымаемся на весеннюю ` гору
нашей истории. Я с новыми ‘ черновиками
‚второго тома «Араза», Самед Вургун с но-
выми стихами о Сталинской пятилетке —
идем на Сессию думать о новых судьбах
азербайджанцев.

Перед всеми нами — Сталинская
летка. Она повернула нас, наши
невиданным еще пространствам. Мы
‘будем участвовать в великой програм-
ме жизни и труда на светлых, зеленых яй-
лагах нашей советской родины.

Лучших наших бурильщиков называют
«мастер-хозяин». ‘Писатель должен глубо-
ко проникать в новую жизнь, он тоже
должен быть «мастером-хозяином». Наша
молодежь, учащаяся в высших школах,
наши инженеры, мастера нефтеперегонки,
биологи, химики должны: получить новые
книги. Четвертая. пятилетка — не отказ от
романтики. Четвертая пятилетка — роман-
тика обильных наших свершений.

благосостояния нашего народа советское
правительство ‘уделяет огромное внима-
ние развитию народного образования, ро-
сту национальной культуры. В!этой обла-
сти за очень короткий срок тувинцы доби-
лись значительных успехов.  Всли` в доре-
волюционной Туве грамотных” было всего
1,5%/%, то сейчас грамотность нашего насе-
ления поднялась до 85%/. До ‘1930 года мы
не имели своей письменности и пользова-
лись монгольской. Сейчас у нас есть своя
письменность, в 120 школах преподавание
ведется на родном языке, работает педаго-
гическое училище, научно-исследователь-
ский институт истории, языка и литерату-
ры; национальное издатетьство выпускает
книги на тувинском языке. ‘

Недавно организован областной союз
писателей. В быту, в психологии нашего
народа. происходят сейчас великие сдви-
ги, за которыми наши писатели должны
следить зорко, с неослабным, вниманием.

При оценке нашей литературы необхо-
димо помнить, что из всех литератур Со-
ветского Союза тувинская советская. лите-
ратура — самая молодая. У наб есть та-
лантливые писатели—Сарыг-Оол, Чадамба,
Саган-Оол, автор книги «Поездка на
фронт», Кок-Оол, пьесу которого «Хайран-
пот» поставил национальный Музыкально-
драматический театр, организованный в
1946 году.

Перед писателями. нашей области стоит
трудная и очень почетная задача — овла-
деть сложными жанрами литературы, по-
вествовательной формой, в которой ярко
и правдиво были бы отображены большие
сдвиги в жизни нашего народа, вошедше-
го в дружную семью советских республик.
Тувинские писазели полны решимости со-
здать такие произведения.

пяти-
глаза к

которые стали маршалами, учеными, трак-
тористами, летчиками, героями,— всем, чем
они захотели и смогли стать, потому что
дорога вперед всегда была открыта этим
людям, потому что они, эти простые и
удивительно одаренные люди, смогли быть
на высоте, которую требовала от них ве-
ликая сталинская эпоха. И сегодня они
стали государственными людьми, деятеля-
ми, обсуждающими самые главные во-
просы жизни советского государства.

Это были такие сильные, разнообразные,
нтгирокие характером люди, что о них
можно было складывать’ песни и писать
романы. Об иных из них уже были сложе-
ны народом песни, о других. еще будут.
Все богатство нашей жизни ощущалось в
этот исторический час и все могущество
нашего государства, незыблемого и гордо-
го. :

Понятно, что в мире, где остались еще
всякие темные силы, зрелище этого не-
превзойденного единства и могущества
было устрашающим для всех, старающихся
задержать ход истории, преградить дорогу
идущему вперед человечеству.

Самые разные голоса зазвучали из глу-
хих уголков, и среди них мы услышали
старую песню английского империализма,
которую спел хриплым голосом Черчилль,
варьируя давно запетые арии.

Если вспомнить старые песни такого ро-
да, в свое время петые такими зубрами,
как Джозеф Чемберлен, Сесиль Родс,
Грифитс, Керзон и иже с ними, то их мож-
но суммировать по их же цитатам: «Импе-
рию не строят в лайковых перчатках. Осво-
бодимся от школьного вздора и ноймем
следующее: если все нации так или иначе
начинают грабежом, то это значит, что
пираты являются лучшими созидателями
империи. При создании и защите Британ-
ской империи, конечно, не может быть
понятий: справедливо или несправедливо.
Есть лишь одно право — право более силь-

Сегодня ой нашел новые бранные слова,
  но это не меняет дела. Суть остается ста-
  poi.

«Несомненно, что установка г. Черчилля
есть установка на войну, призыв к войне
с СССР». (Сталин).

Но если Черчилль не изменился в своем
существе за время, прошедшее с 1917 по
1946 год, то изменилось положение вещей
на планете — и не в пользу Черчилля.

Из хаоса войны поднялся над всем ми-
ром в славе и доблести Советский Союз,
освободитель народов. Красную Армию
благословляет все свободолюбивое передо-
вое человечество, как защитницу всечело-
веческой культуры, разбившую цепи, ско-
вывавшие народы Европы, как силу благо-
детельную и честную, не таящую’ планов
чьего-либо порабощения.

Маленькие люди, о которых любят сей-
час рассказывать на Западе, выросли, вер-
нее, подросли за время вылавших на их
долю тягчайших испытаний. Они не очень-
то любят слова о силе империи и той де-
мократни, что прикрыта гербами с раз’
яренным британским львом.

Мир куплен дорогой ценой и не может
быть отдан в жертву тем, кто славословит
войну и хочет внести разлад в мирные от-
ношения. между народами, только что по-
жавшими друг другу товарищескую руку.
Что делать? Пришли худые времена для
империалистов. Это факт. И крик Черчил-
ля историческая истерика старого тори  y
которого неё выдержали нервы. В самом
деле — страшная картина для империали-
ста: народы хотят жить сами по себе, сами
для себя. А ‘советский народ вышел на MH-
ровую арену со всеми своими достоин-
ствами, великого свободного народа, по-
мопнего своим младшим братьям в евро-
пейской семье выйти из темниц фашиз-
ма на свет настоящей жизни.
do eee сегодня, в дни Первой Cec-

ерховного Совета, еще радостнее

ного и более способного. Сильный должен ке а себя сыном ‹ великог
господствовать, не справляясь, желает ли   CKOTO Hapona, смело \планирующег ene
этого слабый или нет. Народы попадают   будущее, которое он защитил и ее.
в тигель войны, и на адамантовой нако-   Шесть лет назад, дав по зубам С
вальне судьбы боевой молот сплющивает   Вентам, и теперь, уничтожив по и
их в форму, намеченную господом». тьмы — гитлеровский н японский ие,
Так выражались зубры английского им-   Риализм. ‘ eee
пернализма в прошлом. Наш путь — вперед

«Но нации проливали кровь в течение   Нам помешать в этом.”
пяти лет жестокой войны ради свободы и  Нет. Наше будущее
независимости своих стран, а не ради то-   ОНО будет прекрасно,
го, чтобы заменить господство гитлеров :
господством черчиллей». (Сталин).

и никто не может
Такой силы в мире
принадлежит нам, и
это будущее!

Б. ГОРБАТОВ,

Редакционная коллегия:

В своей книге «Мировой кризис» Чер- “ Е.
чилль, вспоминая дни Октябрьской к С. Е ae КОЖЕВНИКОВ,
люции, всячески поносил коммунистов. Ji, СОБОЛЕВ, A. СУРОВ О ИКАРПОВ,

В (отв. редактор).
4-60-02, искусств — К 3-37-34, информация A

ey
„. Зак. № 693.

Вместе с заботой о росте материального

оды