№

14 (2277)

Социалистических Республик принят Закон
о пятилетнем плане восстановления и раз-
вития народного хозяйства СССР на 1946—
1950 гг. Закон устанавливает, что в бли-
жайшие годы будет решена задача—‹вос-
становить пострадавшие районы страны,
восстановить довоенный уровень промыш-
ленности и сельского хозяйства и затем
превзойти этот уровень в значительных
размерах».

Новый пятилетний план встретил горячее
Н деятельное одобрение советского народа.
Повсеместно идет обсуждение перспектив
развития нашей страны по новому вели-
кому плану работ, определяется доля тру-
да каждого из нас в деле выполнения и не.
ревыполнения плана. По опыту проилых
сталинских пятилеток советские люди зна-
ют, что большевистская партия, советское
правительство ставят цели благородные, ве-
Янкие, точно определяют реальные пути
достижения этих целей. Закон о пятилет-
нем плане отвечает коренным жизненным
интересам всех советских людей, является
выражением общенародной воли сделать
свою родину еще более могущественной.
Борьба за выполнение и перевыполнение
плана — жизненное, насущное дело всех
советских людей, она раскрывает новые
источники трудового энтузназма, она воз:
вышает рожденный социалистическим.
строем жизни принцип социалистического.
соревнования в труде, повышаег сознатель-
мость соБетских людей. Г

На всех этапах развития нашей родины—
и в годы мирного труда и в испытаниях
войны — советский писатель делил с Hapo- }
дом его судьбу, был вместе с народом, сре-
ди народа. Это великое преимущество со-
встской литературы, как подлинно народ-
ной, несомненно, даст свон результаты в
борьбе за выполнение и перевыполнение
няана великих работ. Taped

Многое надлежит продумать советскому!
писателю для того, чтобы верно опреде-
лить свое место и свою долю труда в об-
щенародном под’еме. По пятилетнему пла-
ну неизмеримо повышается культурный!
уровень народа. Об этом говорит не толь-
ко специальный раздел Закона, озаглав-
ленный «План повышения материального и
культурного уровня жизни народа» и со-
держащий красноренивые цифры роста’
народного дохода, развития дела образова-
ния, увеличение общего количества теат-
ров, кинотеатров, библиотек и других
культурных учреждений. Об этом говорит
Закон в целом — все содержание, смысл
его. Через все разделы Закона проходит
мысль о том, что выполнение нового пяти-
летнего плана требует—и реально обеспе:
чивает это — неизмеримого повышенчя
культурного уровня людей. Выдающейся
чертой нового сталинского плана является
понстине огромная роль науки в народном
хозяйстве. В советском государстве всегда
йеуклонно проводился принцип соединения
теорчи и практики, и все достижения науки
находили практическое приложение. Новая
пятилетка представляет невиданно широ-
кие перснективы для научных -нзысканий,
в нодлинно государственных масштабах
будут практически реализованы все завое-
вания человеческой мысли. Выдающейся
чертой нового пятилетнего плана является
также принции механизации труда. Осуще-
ствзение намеченной программы в этой об-

Верховным Советом Союза овен

ласти повлечет за собой новый под’ем зна-
ний в массах, явится источником культур-
ного роста народа, послужит основой по-!
вышения производительности труда, т. с.
сделает труд еше более сознательным,
творческим. В конечном счете это опре-

деляет собою опять-таки вполне реальный

путь общенародного культурного под’ема.
Намеченное по плану повышение в 1950 г.
производительности тоуда на 36 процентов
сравнительно с довоенным уровнем гово-
рит само за себя, — это убедительнейший
аргумент роста культуры народа.

Сама борьба за выполнение пятилетнего
плана, всенародная по своему характеру, !
явится огромной школой закалки мужест-

венности, сознательности советских людей.
Великий народ,

невиланной в истории войны победителем,
выдвигает перед собой высокие и благо-

родные задачи, полон решимости не толь-
ко выполнить, но и перевыполнить’ их.
Открывается широкое поле для проявле-!
ния одаренности, ума, таланта советских
людей. Е
Обусловленный всем содержанием Зако-
Ha под’ем самосознания и культуры наро-!
да ко многому обязывает советских писа-
телей. Неизмеримо выросший миллионный
советский читатель пред’явит серьезные и!
обоснованные требования к литературе.
Вопросы идейной вооруженности, мастер-
ства, способности видеть и познавать глав-,
ное, решающее в народной жизни — сей-
Час для советского писателя ставятся с
особой остротсй. Идейно передовая, Ha-!
родная советская литература должна до-
стичь новой ступени своей зрелости, чтобы
выполнить почетное назначение быть вдох-
новительницей нового геронческого под”.
ема советских людей.

{

Так же, как и в годы войны, когда совет-
ские писатели были с народом, среди наро-
да, и это позволило им создать подлинно
значительные произведения, так и теперь,
на новом отрезке исторического пути к
коммунизму, место писателя там, где ре-
решаются главные задачи эпохи. Творче-
скую биографию писателей определяет
сейчас стенень их участия в борьбе за вы-
полнение и перевыполнение пятилетнего
плана.

Разнообразен и богат арсенал средств,
которым располагает наша литература.
Разнообразны духовные запросы советско-
го читателя, на множество вопросов ищет
он ответа в литературе. Законно ожидать
в ближайшие годы появления капитальных
художественных произведений — в драме,
поэзни, прозе — о Великой Отезественной
войне советского народа, о победе и путях
к ней, о всемирно-историческом значении
этой победы, о природе человека, воспи-

ЭННИ

TERA

ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР

ПОДВИГ ТРУДА

зующего труд более легким,

вышедший из испытаний!

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЫ

Soe ree

Cy66

танного советским строем жизни, одолев-
шнм мировое зло. Подобно тому, как про-
изведения на темы гражданской войны, по-
явившиеся уже в годы, когда страна наша
приступила к мирному строительству, сы-
грали колоссальную роль в духовном : ул:
верждении советских приниипов жазни и
тем самым вдохновляли нервое. поколение
стронтелей социализма на подвиги в труде,

так и эти ожидаемые всеми прензведения

о народе на войне будут иметь решающее
значение в идейном сплочения народа,
приступньшего к осуществлению нового,
сталинского плана рабоч.

Неограниченные возможности
расцвета имеют лирика, историческая ро-
манистика,—жанры самые разнообразные и
темы самые различные, которые ‘ставит!
наша литература, воодушевленная высоким
сознанием советского патриотизма, ищу -
щая прямой дороги к сердцу советского!
человека.

Но особое значение приобретает для со-
временности тема труда, литература. кото-
рая показала бы советского человека в
трудовой его деятельности. которая пока-
зала бы своеобразие нового этапа борьбы
за укрепление могущества нашей родины:

Грудно переоценять возможности, какие
открывает сейчас перед литературой борь:
ба за выполнение пятилетнего плана. Вос-
станавливаются города и строятся новые,
изменяется облик районов, областей. по
последнему слову науки и техники возво-
дятся новые стройки, в невиданных темпах
осуществляется восстановление разрушен:
ных врагом предприятий-первенцов пяти-
леток, осваиваются новые виды произвол-
ства-—эта огромная по размаху, интен-!
сивности созидательная работа не может
не вызвать в среде писателей горячего!
стремления показать в произведениях лн-

эратуры строительный энтузиазм своего
народа. И главное для писателя — чело-
век, деятель, занимающий после войны но-
вые рубежи жизни, отстраивающий ее по
гениальному плану, воплощающему самые
луч:ие чаяния человечества.

Решить большую тему нового времени
наша литература имеет основания. Здесь
следует вспомнить в первую очередь то,
чему неустанно учил А. М. Горький. Он пн-
сал: «Основным героем наших книг мы
должны избрать труд, т. е. человека, орга-
низуемого процессами труда, который у
нас вооружен всей мошью современной
техники, человека, в свою очередь органи-
продуктив-
ным, возводя его на степень искусства».  !

Горький подчеокивал, что в своеобразии,
особой природе социалистического свобод-
ного труда «для мастеров живописи словом
скрыто множество различных тем крупней-
шего социального интереса». С именем
Горького ‘связаны замечательные начина-
ния в нашей литературе — книгн о труде,
о социалистическом строительстве, о глу-
бочайшем процессе воспитания масс, как
деятелей социалистического государства,
хозяев своей страны. Горькому обязаны
многие писатели тем, что сумели они от-
крыть в литературе новые возможности,
набрав темой творчества области, дотоле
мало тронутые,

Помогает решать больную тему време-
ни и то; что советская литература имеет в
своем активе произведения о труде. В годы
восстановления и первых сталинских пяти-

‚роста и

лись произведения о трудовом героизме

’При свете очага перебирать листы,

‚ Уютно в комнате, и засидишься ты,

Цена 45 коп.

Шалва ДАДИАНИ

Нафская снала

Той древней сказке богатырь дал имя,
Мечта народа в ней воплошена.
Преграл таких на свете не бывало,
С какими бы не сладил Караман.

Теперь Окало, Экнасара, Бах бах-леви!
Всех он поверг и стер с лица земли.
Однажды враг стеснил его дружину.
Того гляди о Кафскую скалу
Раздавит их. Нет выхода. Погибнут!

Тут богатырь бессилен. Злобный враг
Стал издеваться: что же? помогай!..
Вдруг богатырь приблизился к скале...

‚ Одно усилье, взмах... и оторвал

‚Скалу от почвы. Поднял, и вознес,
И так держал... Войска прошли под нею.

И.

Сказанье ныне обратилось в явь.

Он с нами—современник, соплеменник—
И мужества и разума пример.

Он множество свершил деяний славных.
Он утвердил устои государства,
Досель невиданного на земле.

Его заботой страны расцвели,

И стал навек надежен их фундамент,

Но народилась зависть. Зашипев,

Из гнезд полезли змеи и драконы,

А он свой путь спокойно продолжал,

Когда ж поднялся самый гнусный змий

И переполз рубеж, и пасть ощерил,

И встала гибель Кафскою скалой,

И черная все выходы замкнула,

И ночь на мир смятенный навела, —

Герой восстал, бесстрашный, во весь
рост.

Он обхватил могучими руками

Скалу погибели и много лет

Держал взнесенной—и народ свой спас.

Потом скалу обрушил на дракона,

Сломал хребет ему и размозжил

Главу... И мы вздохнули полной грудью.

Так выпьем же за здравие того,
„Кто превзошел величьем Амирана.
Поем его! Хвала ему в веках!

Перевел с грузинского
С. ШЕРВИНСКИЙ.

А. ВЕНЦЛОВА
Молодость

Как хорошо холодной ночью зимней

которых — шелест трав, серебряные

ливни.

Невольно слушая стенанья непогоды
И жалобы дубов на зимние невзгоды.

Забытое письмо читаешь ты вначале,

Как повесть давнюю о юности своей,

Где много вздохов, слез и счастья, и

печали,

Мннувшего тепла перегоревших дней.

Ты перечтешь письмо, вздохнешь и
улыбнешься,

О, молодость моя, сегодня ты вернешься!

Ты в комнату мою войдешь порой ночною,
Протянешь руку мне в заветной тишине,
Напомнищь мне слова, излюбленные мною,
Слова, что некогда шептала только мне,
Когда цвела сирень, неярко лиловег, —

леток, по горячим следам событий: создава-  Любовь моя, приди и снова будь моею!

советских людей, и лучшие из этих произ-  Шагала ты со мной гремящим полем боя,
ведений по праву не потеряли своего зна- Смертельною тропой в грядущее вела,
чения в общем разянтин нашей литературы.   Горело звездами все небо голубое,

Тогда же практически решался вопрос о ме-
тодах изображения трудовой жизни наро-  И теплую ладонь в своей руке сжимая,
да, была об’явлена борьба и техницизму, ув-  Победе верил я и радовался маю.

лечению голой техникой, и бытовщине, не-

И гасли звезды вдруг; но ты была светла!

умению понять и передать общечеловече-  Как хорошо холодной ночью зимней
ское, социалистическое; содержание труда} При свете очага перебирать листы
советского человека, широкие связи и вза-  И знать, что зашумят серебряные ливни,
имозависимость трудовой энергии отдель-  Зазеленеет лес и запестрят цветы.

потоке жизни, который охватывали рома-
ны, пьесы, повести на темы труда, нам бы-
ло особенно дорого завоеванное советски-
ми писателями умение показать природу
нового социалистического человека, его
воодушевленность великими планами, его
душевную. силу и стойкость.

Человек, вынесший ‘испытания войны, в
суровой школе войны новзрослевший, с
новым опытом ин неизбывной силой присту-
пизщий к упрочению счастья своей роди-
ны, — вот герой современных произведе-
ний. Этотгерой предоставляет литератору
неограниченные.возможности для своего
определения — ведь его путь в жизни сло-
жен. Но он не терпит выспреннего изобра-
жения, декларативности, ибо дела, совер-
шенные этим человеком, реальны, `оцути-
мы; он не терпит также и умаления своей
илы, тона жалости, сострадания, ибо чело-
век этот берет на плечи свои большие за-
дачи, всегда соизмеряя их по своим душев-
ным возможностям.

Создать образ этого человека — героя
новой пятилетки — задача истинно твор-
ческая для советских писателей. Менынег
всего здесь действительны штампы, опро-
бованные способы. А это значит, в свою
очерель, что только подлинное, а не каби-
нетное знание жизни необходимо для пи-
сателя, поставившего перед собой цель

родины.

Недопустимо сейчас пропустить, про-

зевать свершающееся, быть в стороне от
обиенародного дела, довольствоваться не произведениями,

живым изучением и участием в практике, а
книжными знаниями. Как в пору первых
пятилеток и во время войны писатели бы-
ли среди народа, так обязательно это те-
перь. И только при этом условии будут!
созданы книги о новом .героическом перио-
де жизни советского народа.

«Нет в мире героики более величествен-,

писать о новом этапе существования нашей  ПИсано свыше 30 пьес; многие из них ус-

ного человека с общим историческим дви-  Весна близка уже. Родная, до свиданья,
жением нашим к социализму. В шнроком   Ждут на пути меня и счастье и страданье.

Перевела с литовского
Сусанна МАР.

Е 4

ПЛЕНУМ ССП ТУРКМЕНИИ
АШХАБАД. (ТАСС). Состоялся пленум
Союза советских писателей Туркменистана.
С докладом «Литература Великой Отечест-
венной войны и дальнейшие задачи писате-

лей» выступил председатель ` правления
Союза советских писателей Туркмении
Берды Кербабаев.

— Годы войны, — сказал докладчик, —

были не только годами глубочайшей про-
верки жизнеспособности молодой туркмен-
ской литературы, ее связи с народом, нои
годами ее укрепления, закалки, роста. По-
казателем этого явилась декада туркмен-
ской литературы в Москве. Особенно вы-
росли поэты-фронтовики: Нурбердыев,
Алиев, Ишанов, Ашировз. Песни народных
шахиров Ата Салиха и Дурды Клыча вдох-
новенно звучали в тылу н на фронте, во-
одушевляли на борьбу за победу. Ряд яр-
ких произведений создали прозаики. Турк-
менскими драматургами за время войны на-

пешно идут на сценах театров т:

В дни мирного труда писатели продол-!
жают плодотворно работать над новыми
отображающими много-
гранную жизнь советской Туркмении. Аман
Кекилов заканчивает поэму «Любовь», Из-
маилов пишет повесть «Девочка-бахши»,
Таушан Есенова -— пьесу «Побежденный
дракон».

Анализу туркменской поэзии был посвя-

щен доклад поэта-фронтовика Дурдызва;

драматургии — начальника республикан-

ной, чем героика труда, творчества», — пи-
сал А. М. Горький. История предоставила!
советским людям радость труда-творчества
— 06 370M должны быть сложены сейчас’

новые песня. i

НИНЕ A

Научная сесеия Инетитута мировой литературы

Инетитут мировой литературы им. , А. M,
Горького Академни наук СССР готовится
к проведению в апреле открытой научной
сессин. Сессия откроется докладами, посвя-
щшенными проблемам ленинизма в феи
туроведении. Доклады на эту тему прочтут
проф. А. Еголин «О некоторых задачах
литературоведения». проф. В. Кирнотин
«Ленин и Сталин об общенародном значе-
нии Л. Н. Толстого», В. Яковлев «Об изу-
чении литературно-эстетнческих взглядов
Ленина».

Вторая тема сессии — мировое-значение
русской литературы. Состоятся доклады—

Ленинградские поэты в Москве

В ближайшие дни в Москву приезжает
группа ленинградских поэтов,

2 апреля ленингралские гости встретяг-
ся с московскими писателями на вечере в
Клубе писателей. я

3 апреля пол председательством И. 1и-
хонова состоится вечер в Колонном зале

Т. Мотылевой «Русское влияние в запад-
ной литературе» и В. Кузьминой ый
русская литература в кругу литератур ee
стока и Запада».

Третья тема — героико-патриотические
традиции русской литературы. С докладом
«Своеобразие русского историко-литера-_
турного процесса» выступит А. Цейтлин,
проф. Н. Бродекий прочтет доклад о аа
родино» Лермонтова.

В сессии примут участие писатели и ра-
ботники литературных кафедр московских.
вузов. 7 ;

Дома союзов. С чтением своих произве-
дений выступят Аниа Ахматова, Ольга!
Берггольи. Н. Браун М. Лудин, А. Про-

кофьев и В. Саянов.
Ленинградцы выступят также в

Пент-! П. Байдебура,
ральном ефнцерском доме летчиков, в Ло-  М. Упеник, А. Клоччя, а также начинающие
ме актера и в других аудиториях столицы. молодые авторы.

ского Управления по делам искусств тов.
Курдова.

СБОРНИК ПРОИЗВЕДЕНИЙ

М. БОГДАНОВИЧА

МИНСК. (От наш. корр.). Выход в свет
избранных произведений М. Богдановича
одного из лучших белорусских” лириков—
большое событие в культурной жизни Бе-
лоруссин. В первом разделе сбооника на-
печатаны оригинальные стихи периода
1908—1917 гг., во втором разделе — стихи
из сборника «Вянок». В книгу вошли так-
же рассказы, публицистические статьи и
переводы Богдановича с русского, украин-
ского, финского, персидского и других!
языков. Интерес представляет статья <«Па-
мяти Т. Г. Шевеенко», написанная Ботда-
новичем в 1914 году. Открывается сборник
литератЯрио-критическим очерком. Майхро-
вича «Максим Адамович Богданович».

ДОНЕЦКИЙ РАДУОСАЛЬМАНАХ

СТАЛИНО. (От наш. корр.). Управление
ло делам радиофикации и радиовещания
Сталийской области (Донбасс) совместно с
донецким филиалом Союза советских пи-
сателей организовало выпуск ежемесячно-
го литературного равиоальманаха, В аль-
манахе участвуют: П.  Беспощадный,
у Е. Кузнецов, П. Чебалин,

‚новых: костюмах».

О СОВЕТ

Сегодня в номере:

1 стр. Шалва Дадиани. Кафская

осетинского народа. По советской

ССП Туркмении. У писателей Украины, Литературная

жизнь Урала. Информация.

2 стр. Н. Гудзий. Избранный Толстой. А. Тарасен-
ков. Несвершенные намерения. Максим Рыльский. Я

никогда не знал... (стихи). А. Елистратова. «Трое в
И. Нович.- Новый Ленинский

сборник.

скала (стихи).

стране. Пленум   © Науке.

торов. 60 лет ВТО

ном совете.

4 стр. Федор Кельин. Народный поэт Испании
жертва Франко. Х. Василев:

3 стр. А. Гурвич. Мелкое умничанье и большой
 А. Венцлова. Молодость (стихи). К. Зелинский. Поэт   Вальс. Татьяна Тэсс. Главная тема. М. Ильин. Книга

у

ты

«Село Борово»+. В. Вик-
. А. Ладейщиков. Ф.-М. Решетников:

В Союзе советских писателей СССР. Творческие ве-
чера Гегама Саряна. Стихи Льва Длигача. Неудачные
сборники. Информация. Новые книги. На редакцион-

кзлиний ПОЭТ ОСЕТИНСКОГО НАРОДА.

К 40-летию со дня смерти Коста Хетагурова

Коста Хетагуров... это имя кажлый осе-
тин произносит с чувством благоговения.
Это сама песня и талант народа. >

В октябре 1939 года, когда празднова-
лось восьмидесятилетие со дня рождения
поэта, мые довелось посетить аул Нар. где
он родился и провел свое детство. Из Вла-
днкавказа дорога сначала идег но степи,
потом по днкому алагирскому ущелью, где
въется Военно-Осетинская дорога. Она ве-
дет по другую сторону кавказского хребта,
в южную Осетию.

Жители аула встретили нас на пороге
своих домиков, обмазанных глиной. Холо-
дом веяло с гор, уже покрывавшихся сне-
гом. И я представил себе, как.когда-то на
этих склонах пятилетний мальчик Коста
Хетагуров пас овец. Он лил воду из этих
родников, падающих из расселин скал, и
по ночам прислушивался к вою шакалов,
подходнвших к жилью человека. Вероят-
но, воспоминаниями детства навеяно его
стихотворение «Мать сирот». В нем описы_
вается, как мать, ‘потерявшая’ кормильца
семьи, варит камни в очаге и ее пятеро
детей, засыпая, в ожиданьи ужина, дума-
ют, что это бобы.

Стынет мертрРый ворон.
Страшен бури вой...
Спят на круче черной
Нар, аул глухой.

`На краю аула }

В брошенном хлеву
Нищета согнула
Горькую вдову.

Детям говорила:

«Вот бобы векипят!»

А сама варила
Камни для ребят.

Четырнадцатилетним мальчиком Коста
Хетагуров попадает в губернскую гимна-

зию в Ставрополе. Он начинает писать
стихи, рисовать акварелью и маслом. Он
увлекается произведениями Пушкина и.

Лермонтова, заучивает наизусть их воль-
нолюбивые стихи.

Царские власти подозрительно относи-
лись к стремлениям горцев получить обра-_
зование. Исключенному из ставропольской
гимназии за «вольномыслие» молодому
осетину удается попасть в Петербург, в
Академию художеств. Он учится у таких
известных художников, как Верещагин,
Ге, Айвазовский. Но Хетагурову не дали
окончить Академию: его лишили стипен-
дии, и ему пришлось вернуться на родину.

Здесь Коста Хетагуров сразу становится

центральной фигурой осетинской интелли-

тенции. Его стихи в рукописях расходятся
по рукам. Он организует первое осетин-
ское издательство, ‘театр, пишет драму.
Царские власти быстро заметили Хетагу-
рова. Сначала было запрещено печатание
книги его стихов. Потом, придравшись к’

представители многих народностей Север-.

властями, но в народе его стихи жили, пе-

выступлению Хетагурова против закрытия
женской осетинской школы, его выслали.
на пять лет за пределы Осетии.

В 1899 году Коста Хетагуоов писал:
«Когда способное к деятельности и мысля-
щее существо’ посредством возмутитель-
нейшего насилия и произвола лишается’,
госполствующими канннбалами всякой воз-
можности применения ^ разумных сил и’
энергии, то это хуже всякой пытки, тюрь-
мы, каторги и, может быть, даже смерти
на виселице».

В ссылке Коста Хетагуров заболел  ко-
стным туберкулезом. Он умер 1 апреля

———— SESS

1906 года в селе Георгиевско-Осетинском,
Карачаевской области (ныне село Коста
Хетагурова). На его похороны собрались

ного Кавказа.

Хотя книга стихов Коста Хетагурова’
«Ирон фандыр» («Осетинская лира»), вы-
шедшая в 1899 году на осетинском языке,
и была тотчас конфискована царскими

редаваемые из уст в уста. Зимой, в тем-
ные вечера, в саклях, когда в очаге горит
огонь, или на празлнествах горцы собира-_
лись в круг, чтобы слушать стихи своего
любимого Коста. Многие из этих стихов
стали народными песнямн. Но только при
советской власти «Ирон фандыр» была из-
дана и на родном осетинском, и на оус-
ском языках. Книга многократно переиз-
давалась. Отдельные стихи Коста перевё-
дены, кроме русского, на украинский, бе-
лорусский, грузинский, азербайджанский,
армянский, татарский и якутский языки.

Поэзия Коста Хетагурова насьищена об-
щественными мотивами, чувством протеста
против угнетения родного народа. В ней
мы видим картины суровой гооной приро-
ды, сцены из жизни крестьян, пастухов,
слышим признания человека, влюбленного
в мир, в человечество, жаждущего счастья
и добра. Вот строки, характерные для осе-
тинского поэта: «Весь мир мой храм, лю-
бовь—моя святыня, вселенная— отечество
мое».

Каждая строка Коста дышит любовью к
родному народу:

Я стастья не знал. но_я готов свободу,
Которой я привык. как счастьем, дорожить,
Отдать за шаг один. который бы народу
Я мог когда-нибуль к своболе проложить.

Люди черпали силы

для борьбы, читая
стихи Коста.

мечательную личность, многосторонне вы*
ражавшую творческие устремления своего
народа.

Он явился как бы предвестником воз-
рождения осетинского народа после рево-
люции. Революционная мысль народа зая-
вила о себе в его произведениях ярко и по-
следовательно. Он говорил с царскими
властями с громадным чувством достоин-
ства и гордости за свой народ.

Коста Хетагуров был не только поэтом,
но, как мы уже сказали, и живописцем. В
своих картинах он также обращается пре-
имущественно к темам, которые дали бы
ему возможность сказать правду о поло-
жении своего народа при царизме. Таковы
его картины: «Дети на каменоломне», «Го-
рянка за водой» и другие. Коста Хетагуров
подлинно может быть назван человеком, с
наибольшей полнотой сумевшим выразить
чаяния осетинского народа.

Яркое и многостороннее творчество Хе-
тагурова представляет принципиальный ин-
терес сегодня и с другой стороны. Оно
учит нас глубже понимать пути развития
передовой культуры в нашей стране. Оно
показывает, какую громадную роль игра-
ла деятельность передовых русских людей
для формирования мировоззрения интелли-
генции различных народностей и племен,
живших в России. Для Коста Хетагурова
русская литература была родной литерату-
рей. Как известно, поэт писал и на осетин-
ском и на русском языках.

Со школьной скамьи для Хетагурова
стали близкими и родными книги Пушкина,
Лермонтова, Некрасова, Крылова. Особен-
но Хетагуров любил Лермонтова, мятеж-
ный дух которого близок осетинскому поэ-
ту. В одном из своих обращений к Осетии
Коста писал о Лермонтове:

Возлюби же его, как изгнанник поэт
Возлюбил твои мрачные скалы...

Пьеса «Дуня», написанная Хетагуровым
на русском языке, ставилась на сцене. В
своей стихотворной повести на русском
языке «Фатима» Хетагуров также знакомил
читателя с осетинской жизнью.

Когда читаешь Хетагурова, вспоминают_
ся слова его современника, известного гру-
зинского поэта-демократа Акакия Церете-
ли, сказанные им в одной из статей в
1913 году: «Есть молодая Россия, с ко-
торой мы желаем итти рука об руку не
только для осуществления национальных,
но и общечеловеческих идеалов, которые
называются братством, единением, равно-
правием» («Клад»).

В революнионном подполье тогдашней
«молодой России» работали Ленин и
Сталин. Но прошли годы, прежде чем побе-
Auto дело Ленина—Сталина и мечты Коста
Хетагурова и Акакия Церетели о развитин
национальной культуры их народов смог=
ли осуществиться при советской власти.

Коста Хетагурова чтут и любят читатели
всех народов Советского Союза. Песни и
стихи Хетагурова недаром были на устах
осстинских воинов в годы Отечественной
войны. Немецкие варвары пытались _ сте-
реть память’о великом осетинском поэте,
разорив. и уничтожив его музей. Советские
люди, советский чнтатель никогда не забу-

Коста Хетагуров представляет собой за-

ОДНОТОМНИК КОСТА ХЕТАГУРОВА

В связн с 40-летием со дня смерти вели-
кого осетинского народного поэта и об-
щественного деятеля К. Л. Хетагурова Гос-
литиздат готовит однотомник его избран-

ных произведений (20 печатных листов). В
однотомнике будут представлены стихи и
проза К. Хетагурова за 30-летний период
его творчества—стихи, басни и поэмы из
сборника «Ирон фандыр» («Осетинская
лира»), стихотворения и поэмы, написан.
ные на русском языке, рассказ «Охота за

У ПИСАТЕЛЕЙ

КИЕВ. (От наш. корр.). В продолжение
двух вечеров писатели, критики, литера-
туроведы обсуждали доклад ответственно-
го секретаря Союза советских писателей
Украины И. Золотоверхого, посвященный
задачам критики и современной литерату-
ры,

— Речь товарища Сталина на предвы-
борном собрании избирателей 9 февраля
1946 г.— говорит И. Золотоверхий, — имеет
огромное значение для всех областей на-
шей жизни, в том числе и для литературы.
Она помогает писателю правильно оце-
нить и изобразить великие события этих
лет,

Главное для писателя — показать нси-
хологию советского человека, воспитанно-
го советским государством, изобразить на-
нгу молодежь, кадровых бойцов и офице-
ров Красной Армии, советских ученых, со-
ветских женщин, заменивших мужей, бра-
тьев, отцов на заводе ‚фабрике, в сельском
хозяйстве, — все это темы для будущих
больших произведений.

Тов. Золотоверхий большое место в до-
кладе отводит вопросу о советском патри-
OTH3Me,

— Нельзя отождествлять советский пат-
риотизм с патриотизмом вообще, — гово-.
рит он. — Советский патриотизм имеет
свои отличительные особенности, обуслов-
ленные характером советского государст-
ва. Меж тем некоторые писатели в своих
произведениях одинаково мотивируют по-
ступки и чувства, например, солдата вре-
мени первой Отечественной войны 1812 г.
нли первой мировой войны и поступки
солдата Великой Отечественной войны
1941—1945 гг.

СОВЕЩАНИЕ ПИСАТЕЛЕЙ—УЧАС
ЛЕНИНГРАД. (От наш. корр.). Около.

ста ленинградских писателей в годы войны   армии и на флоте.

находились в рядах Действующей армии

и Военно-Морского Флота. Значительная ные Задачи военной комиссин. В первую
вернулась очерель—это изучение опыта военно-лите-
 ратурной работы, накопленного писателя-
‚ми за время войны. Внесено предложение

часть пнсателёй-фронтовиков
уже в Ленинград. На-днях они собрались в
Доме писателя им. Маяковского на сове-

щании, созванном военной комиссией Лен- о создании в Доме писателя им. Маяков-
ССН. Были заслушаны отчетный доклад! ского постоянной выставки, освещающей
председателя военной комиссни Г. Мирош-   участие ленингралских писателей в Вели-
пиченко и сообщения днректора И Отечественной войне. Ша выставке
градского отделения «Советского писате-  должна быть увековечена память писа-

ля» Н. Брыкина`и представителя Ленизда-
та М. Смирнова — о выпускаемых  изда-
тельствами книгах, посвященных Великой
Отечественной войне.

Выступившие на совещании Н. Григорь-
ев, Б. Рест, П. Капица, А. Розен, П. Лук-

инцкий, А. Решетов, Д. Левоневский и др.  .

оценили неудовлетворительно работу воен-
ной комиссии. Военная комиссия не только
не пыталась приступить к анализу и 0606-

щению военно-литературной работы писа-  ! ССП с просьбой утвердить новый состав

телей в годы войны, но, как выяснилось из

отчетного доклада, она недостаточно юс-! печить выполнение намеченного плана,

СКОЙ С

‘телей, погибших в боях за родину. Перед.

закреплении тесной связи писателей с ар-
мией и флотом, в частности, с армейской   заслуживает копия дневника

турами», очерк «Особа», пьеса «Дуня» и
художественная публицистика.

_ Впервые будет напечатана на русском
языке героическая поэма «Хетек»-—о борь-
бе горских народов против татарского ига,
поэмы «Владикавказ», «Се человек», сти-
хотворения «Босяк», «Послание поэту»,
«Памяти М. Ю. Лермонтова» ‚<Все, чем хо-
телось бы мне поделиться» и др. Редакти-
руют однотомник Б. Цаголов и В. Казин.
Сборнику будет  предпослана
вступительная статья.

туры

большая

дут Коста Хетагурова, как и его прекрас-
ных поэтических произведений,

«РОДИНА КОСТА»

В одном из залов музея им. Кирова и
Орджоникидзе в Дзауджикау открывается
выставка в связи с 40-летием со дня смер-
ти основоположника осетинской литера-
Коста Левановича Хетагурова.

Северо-осетинское товарищество «Xys
дожник» экспонирует на выставке 50 этю=
дов и пейзажей на тему «Родина Коста».
Художник Кочетов заканчивает больной

ТРА

Касаясь роли писателей и критиков в по-
слевоенную пору, И. Золотоверхий. гово-
рит о необходимости бороться с пере:
житками капитализма в сознании людей,
с остатками буржуазного мировоззрения,

с проявлением национальной ограничен-
ности, р
Доклад вызвал горячее обсуждение, в.

котором приняли участие Л. Новиченко,
Д. Капица, И. Стебун, Л. Хинкулов, Е. Ки-
рилюк, Ю. Кобылецкий, Е. Старинкевич,
Г. Овчаров, Е. Кротевич, Я. Городской,
Ю. Мартич, В. Сухолольский.

Выступающие говорили о некритическом
стношении некоторых писателей к прош-
лому украинского и братских народов,
указывали на попытки «реабилитировать»
тех исторических деятелей, которые при-
несли народу непоправимое зло, на ошиб-
ки украинского = литературоведения, на
попытки протащить  антимарксистскую
концепцию ‘так называемого «единого по-
тока» в развитии украинской литературы.
Резко критиковалась «медоточивость»  не-
которых критических статей, оценочно-ка-
таложный характер рецензий на книги и
театральные постановки, «амнистирование»
или замалчивание ошибок, допущенных
крупными писателями, и, наоборот, уничто-
жающие критические оценки  произведе-
ний молодых писателей.

В заключительном слове И. Золотовер-
хий отметил большую активность высту-
павших и призвал писателей Украины от-
ветить на речь товариша Сталина напря-
женной и плодотворной дальнейшей ра-
ботой.

ТКИКОВ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

ведомлена о том, что делали писатели в

На совещании были названы неотлож-

военной комиссией поставлен вопросе о

портрет Коста.

НЕ

ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖИЗНЬ УРАЛА

СВЕРДЛОВСК. (От наш. корр.). На об-
щем собрании писателей гор. Свердловска
с докладом об очередных задачах писа-
тельской организации выступил П. Бажов.

— Историческая речь товарища Сталина

вызвала огромный творческий под’ем
всех советских людей, - сказал П. Ба-
жов. — Мы приступили к выполнению но-

вого пятилетнего плана. Работники про-
мышленности, науки, культуры и искус-
ства устремляют свои силы на то, чтобы
работать еще лучше, чтобы достигнуть но-
вых высот. Этот под’ем должен охватить и
нашу организацию. я
П. Бажов указывает, что писательская
организация Свердловска за годы войны
значительно уменьшилась: погибли на
фронте писатели А. Савчук, И. Панов,
В. Занадворов, Ф. Шинклер. Сейчас в
Свердловском отделении ССП — 16 чело-
век. Свердловские писатели провели боль-
шую работу в дни подготовки к выборам
в Верховный Совет СССР, выступали в об-
ластной газете, по радио и на предприятиях
с очерками о народных избранниках.
Большое внимание П. Бажов уделил ра-
боте Свердловского издательства, Имея
мощную полиграфическую базу, издатель-
ство работает плохо. Уже более полугода *
почти ничего не печатается и не издается.
Свердловские писатели провели  коллек-
тивную работу над большими книгами:
«Нижний Тагил», «Наш город» (о Сверд-
ловске), «Золото», но книга о Тагиле печа-
талась свыше двух лет, а остальные неиз-
вестно когда увидят свет. Трудно даже ус-

тановить, сколько времени нахолится в
производстве десятая книжка альманаха
«Уральский современник».

Доклад вызвал оживленные прения, в

которых приняли участие все члены орга-
низации, а также секретарь Свердловского
обкома ВКП(б) т. И. Пустовалов.

КРУПНЕЙШЕЕ КНИГОХРАНИЛИЩЕ

ЕРЕВАН. (От наш. корр.
ная публичная библиотека им. Мясникяна—
крупнейшее книгохранилище Советской
Арменни. Библиотека насчитывает два мил-
лнона книг. Библиотека приобрела много
редких и уникальных изданий: первая ар-

). Государствен-

мянская печатная книга «Парзатемар» (ка-
лендарь), изданная в Венеции в 1512 Re
 <Урбатавирк» (книга о колдовстве и суеве-

рии), изданная в 1513 г. Особого внимания
Христофора

и Флотской печатью. Совещание елино-  Колумба. Не менее интересны книги-ма-
душно поддержало предложение о подго- лютки и кииси-великаны. Миниатюрный
топке к печати коллективного сборника «Коран», величиной с сахарный кубик, ка-
  инсателей — участников Отечественной жется микроскопичным по сравнению с ну-
‚ ВОЙНЫ. довой библией. Большую научную иен-
Совешанне обратилось в правление Лен- ность представляют архивы Лазаревского
института, журнала «Кавказский вестник»,

военной комиссии, который Mor бы обес-  музыковела Корганяна. Ценен и интересен

отдел иллюстраций,