‘

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, CEASE

HT RIDA VIDA Gy

ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА re} T TN

Сегодня в

1 стр. Александр,Прокофьев. Закат’ (стихи): Вхево-
лод Рождественский. Девушки Ленинграда (стихи).
Мария Грудницкая. Среди рукописей Т. Г. Шевченко.
Информация. Ленинградские поэты в Москве. Один-
надцатитомное издание сочинений Алишера Навои
Издательство Латвии в 1946 г. Труды Казахской
книжной палаты. По. советской стране.

2 стр. В. Беляев. Начиная второй год... Вл. Бах-

о мере:

“8 стр: Л. Субоцкий. Племя * молодое. Ф. ` Каверин.
`В поисках пьесы. В. Александров. Автор и его. герой.

4 стр. Вл. Рогов. Письмо’из Лондона. М. Живов.
Книга суровой правды. С. Швецов. Эпиграммы. Па-
мятные даты. Юлис Янонис. В ССП СССР. Воспоми-

нания А. С. Аллилуевой. Дружеская встреча. Сцена-
рий А. Довженко «Жизнь в цвету». Информация.
Избранное Якуба Коласа. Авторская. редакция «Горе

СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР

№ 15 (2278)

‘0 ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОЧЕРКЕ

Не перевелись еще, к сожалению, люби.
тели туманных рассуждений о месте очер-
ка в художественной литературе. Даже са-
мое соединение понятий «очерк» и «худо-
жественная литература» кажется этим лю-
дям непростительным.

В этом отношении они несколько уподоб_
ляются тому молодому писателю, который
некогда с чувством возмущения и обиды
отнесся к предложению А. М. Горького по-
пробовать себя на очерке.

«Я весь содрогаюсь от напряжения твор-
ческой силы, а вы советуете мне пробовать
себя на очерке, что это—насмешка?» —
восклицал этот писатель в ответном пись-
ме Горькому.

Алексей Максимович вынужден был ука-
зать своему корреспонденту на пример
больших русских писателей, не «брезго-
вавших» формой ‘очерка. Он вспомнил
имена Тургенева,  Салтыкова-Щедрина,
Писемского, Лескова, Успенского, Помя-
ловского,   Короленко. К ним можно было
бы присоединить и Пушкина, Льва Тол-
стого, Гончарова, Чехова. Разве не очерки
в глубоком и истинном значении этого сло-
ва «Путешествие в Арзрум», «Севасто-
польские рассказы» <«Pperar Паллада»,
«Остров Сахалин»?. :

Горький, как известно, не ограничивался
теоретическими выступлениями в защиту
очерка как насущной потребности совет-
ской литературы, как одного из важней-
ших средств воспитания масс «на живых
конкретных примерах и образцах из всех
областей жизни» (Ленин).

Великому пролетарскому художнику
принадлежала инициатива создания специ-
альных журналов и сборников, строив-
шихся исключительно на очерковом мате.
риале, об’единявших вокруг себя писателей
и журналистов, чьей задачей было— активе.
нейшим образом культивировать форму
очерка, всемерно помочь ему, как настаи-
вал Алексей Максимович, «расти и разви-
ваться до пределов возможного совершен-
ствования».

Усилия эти принесли плодотворные ре-
зультаты. В незабываемые годы первых
сталинских  пятилеток очерк оказывал
ощутимую и действенную помощь в про-
паганде наших достижений, в борьбе за
торжество новой социалистической мора-
ли, в борьбе за социалистическое переуст-
ройство нашего общества.

Многие произведения, написанные Tor-
да в этом жанре советскими писателями,
сохранили значение не только исторических
документов. Напомним’ читателю о таких
книгах, как «Кара-Бугаз» К. Паустовского,
«Рассказ о великом плане» М. Ильина,
очерках М. Пришвина. М. Шагинян, Б. Ага-
пова, В. Ставского, В. Овечкина, Алексея
Колосова и других наших писателей.

В этих книгах рассыпано множество яр-
ких штрихов, метких наблюдений, художе-
ственных деталей, воссоздающих героиче-
ский образ человека, вдохновленного иде-
ями партии Ленина—Сталина и под ее
руководством переделывающего мир и са-
мого себя.

Всем памятна работа советских писа-
телей в грозные годы Великой Отечествен-
ной войны. В; нентральной и фронтовой пе.
чати систематически появлялись очерки и
корреспонденции Алексея Толстого, М. Шо-
лохова;, И. Эренбурга, Н. Тихонова, К.
Симонова, Вас. Гроссмана, Б. Горбатова и

.-многих других. Пламенное слово. писате-
лей вооружало наш народ, укрепляло
патриотические чувства, волю к победе,

жажду расплаты с ненавистным врагом, ве-
ру в торжество дела. Особое место зани-
мают в литературе тех дней очерки, пока-
зывающие повседневный труд солдата, сло-
жный процесс превращения вчерашнего ра_
бочего и колхозника, мирного соБетского
интеллигента в закаленных воинов. умно
и бесстрашно срывающих вражеские за-
мыслы.

Принятый недавно Верховным Советом
Союза Советских Социалистических Рес-
публик Закон о пятилетнем плане восста-
новления и развития народного хозяйства
СССР на 1946—1950 гг. поставил перед на-
родом-побелителем новые грандиозные
задачи, для осуществления которых потре-
буется напряжение всех творческих сил
страны. Мы вступаем в период нового
творческого под’ема, ‘новых форм прояв-
ления той ‘могущественной чудотворной
энергии, которой советский: народ всегда
удивлял мир. На земле нашей будут воз-
двигнуты новые гигантские заводы, ее пе-
ресекут новые линии железных дорог и
каналов, будут отстроены новые города.
Многочисленные научные учреждения бу-

ОДИННАДЦАТИТОМНОЕ

ПИН НН

Суббота, 6 апреля 1946 г.

дут работать над решением задач, выдви-
гаемых великим пятилетним планом.

Быть среди народа, вместе с ним — пря-
мой долг художника советской страны. Не
отворачиваться от живой, кипучей повсе-
дневности, не создавать себе заслонов из
теорий о «монументальных полотнах», а
быть оперативным, жадно-активным и от-
зывчивым на явления, знаменующие новые
сдвиги в нашей действительности.

Только так писатель открывает для себя
возможности стать истинным мастером.
Этим он сокращает путь и к созданию мо-
нументальных произведений, которые ни-
когда еще не создавались художниками,
страдавшими «боязнью пространства».

Все дело в том, чтобы не подходить к
проблеме очерка с позиций ремесленника
или, что, пожалуй, еще хуже, некоего фи-
лантропа, снисходящего до «низкого» жан-
ра. «Неверным и несправедливым» считал
А. М. Горький такое отношение к очерку.

Эта характеристика тем более верна те-
перь, когда советский очерк уже имеет
свои прочные традиции. Сейчас нет нужды
доказывать, что очерк — очень много-
гранный вид искусства. Этому жанру в
одинаковой мере доступны и реалистиче-
ское обобщение, и сатирическая язвитель-

ность, и романтическая приподнятость, и
даже эпический тон.
Главное, чтобы взятая художником

тема оказалась для него личной темой че-
ловека, остро чувствующего современность,
живущего ею и для нее творящего, чтобы
он любил и знал свой материал, брал его
во всеоружии ясного и четкого мировоззре-
ния. Тогда он уйдет от сухого и баналь-
ного протоколизма, от метода искусствен-
ного «оживления» материала, не очутится
в плену «частного», не даст себя увлечь
анекдотической ситуацией; тогда перед ним
раскроется внутренний смысл явления, и
подлинным героем его очерка станет че-
ловек.

Наивно было бы подходить к этому чело-

веку с обветшалыми критериями и масшта-

бами. Он прошел школу беспримерных ис-
пытаний, он по-новому осознал роль и ме-
сто своего народа в истории человечества,
соотношение сил. борющихся в современ-
ном мире; он никогда, быть может, не
сознавал так глубоко все преимущество
советского строя жизни, прочность и не-
зыблемость советской державы, ее влия-
ние во всех областях современной жизни;
он полнее, чем когда-либо, осмысливает и
свою личную ответственность, как участ-
ник процесса, который должен привести
нашу родину в ближайшие ‘годы к новому
расивету.

Показать этого человека, безусловно,
одна из почетнейших и увлекательнейших
задач советского писателя.

В этой связи проблема очерка становит-
ся сугубо важной, как проблема жанра,
открывающего большие возможности для
оперативного художественного отражения
значительнейших явлений нашей дейст-
вительности.

Следует отметить к чести издательства
«Молодая гвардия», чтосоно раньше дру-
гих наших издательств старается эти воз-
можности использовать. Заслуживает одо-
брения и подражания идея выпуска в
«Молодой гвардии» серии книг под рубри-
кой «Наша родина». Это будут книги, по-
священные всем крупным городам нашего
Союза, всем областям и республикам, то-
му строительству, которое здесь развер-
нется в годы четвертой сталинской пяти-
летки.

Нужно ли доказывать, что писатели обя-
заны откликнуться на это начинание?

Большой простор открывает начинание
издательства и для областных писателей.
Среди них есть люди, уже обратившие на
себя внимание своей наблюдательностью,
люди, знающие и любящие свой край, уме-
ющие ярко рассказать о нем. Примером
служит хотя бы новосибирский писатель С.
Кожевников, чей очерк «Город на Оби»—
ценное явление советской очерковой лите-
ратуры.

Удача С. Кожевникова весьма поучи-
тельна. Она говорит о том, что, если писа-
тель стоит близко к людям, преображаю-
щим лицо нашей страны, пристально вгля-
дывается в дела и чувства замечательных
людей, осуществляющих великую про-
грамму социалистического  строигельства,
то, в каком бы жанре он ни работал, он
даст произведения, познавательная WeH-
ность которых не будет уступать их худо-
жественным качествам.

ИЗДАНИЕ СОЧИНЕНИЙ

АЛИШЕРА НАВОЙИ

ЛЕНИНГРАД. (ТАСС). В. инетитуте во-  — истории, десятый — философии, один-

стоковедения Академии наук СССР возоб-
новилась прерванная войной работа над
изданием полного собрания сочинений На-
ВОИ.

Институт востоковедения готовит к пе-
чатн полное собрание сочинений великого
‘деятеля узбекской культуры, рассчитанное
на 11 томов, об’емом около 300 печатных
листов. В первых шести томах будут на-
печатаны поэмы «Изумление праведников»,
«Семь планет», «Фархад и Ширин», «Язык
птиц». Седьмой том включает лирику На-
вои, восьмой посвящается прозе, девятый

надцатый — лирике на персидском языке.

В основу издания будут взяты’ древней-
шие рукописи, хранящиеся в научных ин-
ститутах и библиотеках Ленинграда и Таш:
кента. Многие из них будут впервые ис-
пользованы в печати. Первый и десятый
тома уже подготовлены к печати.

Общее руководство всей работой воз-
ложено на членов-корреспондентов Акаде-
мии наук СССР. Бертельса, Малова и чле-
на-корреспондента Академии наук Узбек-
ской ССР Боровкова.

Издание рассчитано на пять лет.

ИЗДАТЕЛЬСТВО ЛАТВИИ В 1946 г.

`РИГА. (От наш. корр.). Заместитель ди-
ректора Об’единенного издательства Лат-
вии (ВАПП) Янис Ниедре рассказал наше-
му корреспонденту о планах на 1946 год.

— В текущем году, — заявил Я. Ниед-
ре, — предполагается выпустить по разде-
лу художественной литературы 80 назва-
‘ний на латышском языке и 5 названий —
на русском (не включая юношеской лите-
ратуры), в общей сложности 1260 печат-
ных листов.

Сюда входят: первый том академическо-
го издания Яниса Райниса, первый том со-
чннений Андрея Упитса, два тома сочине-
ний новеллиста и драматурга Р. Блауманиса,
однотомники Судрабу Эджуса, Клусайс-
Эферта, избранные пьесы отца латышской
драматургии Адольфа Алунана. Из книг
русских классиков будут изданы однотом-
ник М. Горького, «Анна Каренина», проза
Пушкина и др.

‘Раздел новейшей латышской литературы
включает 20 названий: романы Вилиса Ла-

тературы план предусматривает

чгиса, ‘рассказы Яниса Судрабкалнса, Анны
Саксе, стихи Арвида Григулиса, Фрициса

Рокпелниса и латгальского поэта С. Пута-
на, а также первую книгу латышских на-
родных сказок. Из русской советской ли-
издание
романов Алексея Толстого: «Хождение по
мукам», «Петр 1» (в переводе А. Упитса)
и «Хлеб» (в переводе Я. Судрабкалнса),
М. Шолохова «Тихий Дон» и «Поднятая
целина», А. Фадеева «Разгром», произве-
дения Н. Тихонова, Л. Соболева, Л. Леоно-
ва, В. Яна, М. Алигер и др.

На латышском языке будут изданы
статьи В. Ленина, посвященные проблемам
литературы и искусства, избранные лите-
ратурно-критические очерки М. Горького,
«Эстетические отношения искусства к дей-
ствительности» Чернышевского, «История
латышской литературы» А; Упитса и
Я. Ниедре, «Поэтика» Р. Эгле, «Литератур-
но-критические очерки» К. Краулиньша
и др.

На русском языке будет выпущен «Аль-
манах латышской советской литературы»,
тиражом. в 8000 экз., а также прозаиче-
ские произведения А. Упитса, Э. Бирзние-
ка-Упитса, Р. Блауманиса и А. Григулиса.

rr

Труды Вазахсной книжной палаты

Библиографический — отдел Казахской
республиканской книжной палаты в Алма-,
„Ата подготовил к печати ежегодные ука-
затели <«Киижная летопись», «Журнальная
летопись» и об’единенный указатель «Биб-
лиографии печати Казахстана», в который

и
вошли материалы обо всех издаваемых в н

республике книгах, журналах и газетах.

Палата подготовила также к печати биб-
лиографический указатель «Великая Оте-
чественная война советского народа» на
русском и казахском языках.

Закончена работа над. указателем изда-
й, вышедших в республике за последние

20 лет,

Цена 45 коп.

HO. .COBETCK OH CTPAHE:

«Звезда» в 1946 г.

ЛЕНИНГРАД. (От наш. корр.). Ha pac-
ширенном заседании правления ЛенССП
обсуждались итоги работы журнала «Звез-
да» за 1945 г. и дальнейшие перспективы
журнала.

Выступивший с подробным докладом от-
ветственный редактор журнала В. Саянов
напомнил, что ленинградская «Звезда» иг

литературы.

— Лицо журнала, — говорит В. Саянов,
— должен определить печатающийся на

ман. Такого романа в прошлом году в
«Звезде» не было. Серьезным недостатком
журнала являлись и слабость отдела кри-
тики и систематическое запаздывание `вы-
хода номеров, что вызывалось в значи-
тельной степени производственными за-
держками в типографиях.

— В редакционном портфеле, — сооб-
щил В. Саянов, — большое число новых
произведений ленинградских и московских
писателей, в том числе и ряд романов и
повестей. О творческой активности лите-
раторов можно судить хотя бы по тому
факту, что все номера журнала до конца
года уже заполнены! Более того, число
произведений, заслуживающих внимания
читателя, по словам В. Саянова, превышает
o6’eM двенадцати книжек «Звезды», и ре-
дакция ставит вопрос об издании альмана-
ха «Звезда». Редакция выдвигает перед
правлением ЛенССП вопрос о возможности
возобновления издания журнала «Литера-
турный современник».

Доклад В. Саянова вызвал оживленные
прения, в которых приняли участие А. Мо-
розов, Т. Трифонова, Н. Никитин, С. Спас-
ский, В. Лифшиц, И. Эвентов, А. Кривоше-
ева. П. Громов и др. Подытоживая прения,
А. Прокофьев говорил о необходимости
продолжать последовательную борьбу за
высокое качество печатающихся в журна-
ле произведений.

В решении, принятом правлением Лен-
ССП, отмечается, что редакция «Звезды» в
1945 году добилась определенных успехов.
Редакции указано на недостатки, на необ-
ходимость уделить в 1946 году значитель-
но большее внимание современной тема-
тике, в первую очередь — темам, связан-
ным с выполнением Сталинского плана
восстановления и развития народного хо-
зяйства СССР. Правление ЛенССП поддер-
жало предложение редакции «Звезды» об
издании альманаха.

Новые книги
нахичеванских писателей

БАКУ. (ТАСС). Вышли в свет новые про-
изведения писателей Нахичеванской
АССР: повесть И. Начиева «Джамиль и
Гюльнар» и драма Абаскулиева «Гюнаш
догур» (Солнце восходит). Пьеса включе-
на в ренертуар нахичеванского государсг-
венного театра имени Ахундова. ~~

Писатель Насирли закончил работу над
сборником фронтовых очерков и поэмой
«Возвращение солдата», молодой поэт-

фронтовик Сафарли работает ‘над большой
поэмой «Легенда о ветре». ;

Награждение писателей
почетными грамотами

ОМСК. (От наш. корр.). В связи с 25-ле-
тием областного Государственного изда-
тельства Бюро Омского обкома ВКП(б) и
исполком областного Совета депутатов
трудящихся наградили почетными грамо-
тами гоуппу омских писателей и литерато-
ров. Грамоты вручены поэту Л. Мартыно-
ву, прозаику С. Золыгину, редактору «Ом-
ского альманаха» С. Жданову, редактору
издательства очеркистке М. Иоффе. По-
смертно награжден почетной грамотой ста-
рейший сибирский поэт Петр Драверт.

В архиве библиотеки
Таллина

В обширном помещении подвального
этажа, в шкафах и на полках расположе-
ны богатства архива Таллинской централь-
ной библиотеки — 40.000 томов. В их чис-
ле немало экземпляров, имеющих боль-
шую библиографическую ценность.

Вот тридцать старейших изданий библии
на эстонском языке. Первое из них напе-

ВЫ

даниями представлена «Книга домашних и
церковных песен эстонских крестьян», пе-
риодически выходившая, начиная с 1793 г.
  Здесь хранится также старейшая эстонская
газета-журнал «Краткое  поучение», издан-
ная в Пыльтсама в 1766 г. Немало. есть
здесь редких книг на русском и других
языках. В самом начале войны цениейшие
экспонаты были эвакуированы из Таллина.
Сейчас они возвращены в архив.

Недавно Украина отмечала 85-летие со
дня смерти Т. Г. Шевченко. До этого, и в
особенности в юбилейные дни, в отдел
рукописей Института украинской литера-
туры приходило много людей. Они с жад-
востью рассматривали рукописи. великого
поэта.

Проза и драматические произведения
Т. Г. Шевченко, рукописи стихов, полотна
его картин прошли такой же тяжелый
путь, как и их творец. Во время ареста
Шевченко в 1847 г. были взяты cOop-
ник стихов «Три та», тетрадь авто-
графов «Осика», «Русалка», «Лилея», аль-
бом рисунков с записями народных песен,
рукописный «Кобзарь» с иллюстрациями
художников Башилова и де Бальмена, пе-
реписка поэта и многие другие материалы,

Лишь революция 1905 года дала
можность напечатать эти рукописи.

К сожалению, не все рукописное насле-
дие Шевченко сохранилось. Многие изав-
тографов погибли, особенно рукописи‘и
переписка раннего периода, многое было
разбросано по разным местам. Отсутствие

BO3-

рукописей давало возможность национа-
листам извращать произведения Шев-
ченко.

Только при советской власти было осу-
тествлено собирание рукописного наследия
Шевченко в одном месте—Академии наук
УССР. Рукописи Шевченко были об’явлез,
ны государственной ‘собственностью. Ин-
  ститут украинской литературы провел
  большую работу по собиранию материя-

рала выдающуюся роль в жизни советской

его страницах большой современный ро-,

’чатано в 1739 году. Дваднатью двумя Из-

торическую драму в стихах «Девушка из

метьев. Судьбы будущих книг. Л. Никулин. На суше и

на море. Н. Харджиев. Маяковский

И. Эвентов. Моральный коэфициент.

для школьников.   от ума». Новые

ВОЗРОЖДЕНИЕ ЖУРНАЛА «СИБИРСКИЕ ОГНИ»

НОВОСИБИРСК. (ФОт наш. корр.). Газе-
та «Советская Сибирь» посвятила страницу
возобновлению журнала «Сибирские огни».

Приветствия журналу прислали Н. Тихо-
нов, П. Бажов, Александра Бруштейн, пи-
сатели Иркутска, Красноярска, Омска.

Л. Сейфуллина в воспоминаниях «Из
прошлого» рассказала о первых годах су-
шествования журнала. Редактор «Сибир-
ских огней» С; Кожевников в статье «У ли-
тературного костра. Сибири» осветил
24-летний путь журнала и рассказал о той
большой поддержке и помощи, которую
на протяжении многих лет оказывал «Си-
бирским огням» А. М. Горький.

Вышел первый номер журнала.
Он открывается поэмой А. Смердова
«Пушкинские горы». В поэтическом разде-
ле стихи: И. Мухачева, Л. Кондырева,
И. Рождественского, К. Лисовского, П. Ко-
марова, Г. Замятиной и недавно умершего

ЙОШКАР-ОЛА. (От наш. корр.). 22 ию-
ня 1946 года — радостная дата для марий-
ского народа. В этот день трудящиеся Ма-
рийской АССР будут праздновать 25-летие
своей автономии. Марийские писатели го-
товятся отметить эту дату новыми произ-
ведениями. Торжество сталинской нацио-
нальной политики, счастье, завоеванное
марийским народом при помощи великого
русского народа, победа в Великой Отече-
ственной войне — таковы темы большин-
ства произведений.

Известный марийский писатель Никандр
Лекайн, автор романа «Железная сила», за-
кончил роман «Великая война» — о пар-
тизанах Великой Отечественной войны.
Драматург Сергей Николаев, автор попу-
лярных в республике пьес «Салика», «Во-
ды текут» и др., готовит к юбилею респуб-
лики музыкальную комедию на современ-
ную тему и повесть о колхознице-марийке,
матери-героине, труженице тыла.

Заслуженный деятель искусств Марий-
ской АССР Николай Арбан написал к юби-
лею историческую драму «Давным-давно»;
тема ее—дружба марийского и русского на-
родов. ;

’Новые книги публикуют поэты-фронтови-
ки: Николай Казаков, выпустивший за годы
войны два сборника стихов «В огне» и
«На нашей улице праздник», готовит сбор-
ник стихов о героях Отечественной войны.
Макс Майн выступает со стихами и поэ-
мами о воинах Красной Армии. Анатолий
Бик (автор сборника стихов «Путь побе-

ды») пишет повесть «Сквозь огонь» и ис-

ЯКУТСК. (От наш. корр.). Крупнейший
якутский беллетрист Н. Мордвинов (Эмма
Ячыгийа) после многолетней работы за-

Я. Толстого. «АзинКаренина», принятый к
изданию Якутгосиздатом.

ИРКУТСК. (Наш корр.). В состав Лите-
ратурного об’единения молодых авторов,
работающего при Иркутском отделении
ССП, после войны вошло много новых
молодых писателей, Это люди. разных воз-
растов, образования и различных профес-
сий (студенты, научные работники, поляр-
ники, стахановцы промышленности и транс-
порта). :

Работа началась своеобразным. смотром
творчества начинающих писателей. Еже-
недельно творческий коллектив слушает
выступления поэтов; прозаиков. ;

Наиболее зрелые стихи и поэмы. пред-
ставили вернувшиеся.из армии офицеры
Восточно-Сибирского военного округа

Л. Стекольников, Ю. Левитанский, молодая

ЧЕБОКСАРЫ. Правление Союза совет-
ских писателей Чувашии два своих послед-
них ‘заседания посвятило обсуждению
творчества поэтов — офицеров Красной
Армии Александра Алга и Якова Ухсая. В
обсуждении приняли живое участие все
писатели, проживающие в г. Чебоксарах,
а также актив читателей. Стихи поэтов-вои-
нов получили высокую оценку участников
обсуждения. В стихах Александра Алга
отображен боевой путь лирического героя-
воина, который прошел от Волги до
Бранденбургских ворот. Произведения
Алга наполнены чувством глубокой,
бережной любви к матери-родине, высокой

КИЕВ. (От наш. корр.).

героической

священные, преимущественно,
борьбе советского народа в годы Великой
Отечественной войны. Среди них— повесть

Ю. Буряковского. «Песня о двух друзьях»,
главы из исторического романа Н. Стро-

лов Шевченко. Организованы были науч-
ные экспедиции по городам Союза ив
места ссылки поэта (особенно много сде-
лал для этого бывший заведующий отде-
лом рукописей Ф. Коваль, погибший на
войне).

В результате этой работы в рукопис-
ном отделе Института насчитывается те-
перь около 800 автографов и авторизован-
ных списков стихов и прозы Шевченко,
редчайшие издания с автографами, пере-
писка и многие другие материалы. Сюдав
основном вошла известная коллекция Тар-
HOBCKOrO, которая ранее находилась в
Черниговском музее.

Рукописи помогли нам обнаружить гру-
бые купюры царской цензуры, фальсифи-
кацию произведений разными национали-
стами.

Работа по собиранию рукописей не пре-
кращалась даже и в трудные годы войны.
Большую активность проявили на этом по-
прище сотрудник Института. Дм. Косарик
и многие фронтовики.. «При сем высылаю
рукопись, которая, предполагаю, . принад-
лежит Т. Г. Шевченко», —писал в Акаде-
дию наук П. Павлищев. при отступлении
из Донбасса.

У каждого автографа Шевченко своя
большая история.  Раскроем, например,
большой, написанный ‚на серой грубой
бумаге, заключенный в простой картон-
ный переплет рукописный сборник «Три
л!та»; на страницах его — жирные подчер-
кивания царских следователей, особенно

на строках сатиры «Сон».

НОВЫЙ — ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АЛЬМАНАХ

Издательство   ковского «Город стоял на границе», «Ста-
«Радянський письменник» подготовляет к линградский дневник» М. Тардова, расска-
выпуску альманах русских писателей Укра-   зы С. Кузнецова, П.
ины. В альманах войдут произведения, по- Р. Скоморовского,

П. Драверта. В номере публикуются так-
же стихи алтайских, якутских и бурятских
поэтов в переводах Е. Стюарт, К. Седых
и А. Ольхона.

В отделе прозы печатаются: первая кни-
га романа Ф. Олесова «Прощание молча»,
главы из романа И. Шухова «Метель»,
рассказы С. Сартакова, К. Локоткова. Сре-
ди документальных материалов — дневник
инженера А. Кошурникова «Неизведанным
путем» и очерк инженера А. Калугина о
геологе Радугине.

В разделе «По Сибири» публикуются
статьи доцента И. Парилова — «Влияние
Отечественной войны на фольклор», проф.
В. Ревердатто-—«В поисках лекарственных
растений», проф. Бутакова—«50-летие си-
бирской энергетики», Г. Малкова’ — «3a-
падно-сибирокий филиал Академии наук» и
другие материалы.

ПЕРЕД ЮБИЛЕЕМ МАРИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Элиета». Илья Стрельников готовит два
сборника стихов и поэм. Семен Вишнев-
ский подготовил к печати два сборника
стихов: «Сердце зовет» и «Моя -деревня»
и написал книгу новелл «13 дней». Васи-
лий Рожкин подготовил к печати сборник
стихов «Тебе, моя любимая». Василий Ча-
лай, автор нескольких сборников стихов,
готовит к юбилею новую книгу стихов
«Матери».

Писатель-фронтовик Александр Ток, из-
вестный своими переводами русских поз-
тов (в особенности Маяковского), пишет к
юбилею цикл новелл «После войны».
Иван Осмин собрал том детских стихов и
работает над пьесой в стихах «Счастье».
Мирон Чойн пишет поэму о своем героин-
ческом земляке Соловьеве, который, как
Александо Матросов, грудью закрыл вра-
жескую пулеметную амбразуру.

Молодой прозаик Ким Васин написал ис-
торическую повесть «Победа в Ливонии»;
тема повести — участие горно-марийских
отрядов в Казанском походе Ивана Гроз-
ного и в Ливонской войне 1558 года. Кро-
ме того, Ким Васин пишет к юбилею рас-
сказы из истории города Иошкар-Ола.

Константин Беляев готовит к печати по-
весть «Огненная буря». Никандр Ильяков
издает сборник фронтовых новелл.

Литературовед А. Асылбаев готовит к
печати четырехтомное полное собрание
сочинений основоположника марийской

литературы М. Шкетана (Майорова). Все
четыре тома будут изданы к 10-летию ‘со
дня смерти М. Шкетана, которое будет от-
мечаться в мае 1947 года.

«АННА КАРЕНИНА» НА ЯКУТСКОМ ЯЗЫКЕ

Издания Пушкина, Лермонтова, Крылова

и Чехова, выпущенные в переводах. на’
кончил перевод на якутский язык романа якутский язык, в последние годы пользу-

ются исключительной любозью читателей.

РАБОТА С МОЛОДЫМИ АВТОРАМИ

поэтесса Б. Левантовская и ‘работник Двор-
ца культуры одного завода В.  Стародумов.
Способными розаиками ‘оказались:
рабочий завода им. Сталина, стахановец
Мих. Васильев, военврач Е. Баранчикова и,
особенно, сотрудница Рыбтреста Ольга Се-
рова, написавшая книгу новелл о Байкале
«Славное море». Книга О. Серовой приня-
та к изданию Бурмонголгизом (Улан-Удэ).
Альманах «Новая Сибирь» организует
специальный отдел «Творчество молодых»,
в котором будут печататься лучшие’ про-
изведения молодых авторов. В составе
Литературного об’единения при Иркутском
отделении ССИ сейчас работает около со-
рока начинающих прозаиков, поэтов, дра-
матургов и литературных критиков.

ТВОРЧЕСТВО ПОЭТОВ-ВОИНОВ

гордости советского человека, одержавше-
го великую победу. Произведения другого
поэта-воина Якова Ухсая носят эпический
характер, немало у него и хороших лири-
ческих стихов. В стихах и поэмах послед-
него времени Ухсаем выражены чувства
воина-победителя, взгляд советского че-
ловека на жизнь народов освобожденной
от фашистского рабства Европы.

В текущем году Чувашским ` государ-
ственным издательством будут изданы
однотомник избранных стихов и поэм
Якова Ухсая и сборник фронтовых и по-
слевоенных стихов Александра Алга.

Северова, В. Торина,
С. Левитиной и др. В
поэтическом разделе альманаха — стихи
Н. Ушакова, Я. Городского, П. Беспошад-
ного, И. Киселева, В. Кондратенко, Л. Вы-
шеславского, С. Гордеева, Л. Лобанова и
других. и ,

Вот «Захлявна», или так называемая
«Мала книжка» стихов Шевченко, испи-
санная мелким, дрожащим почерком. Этот
рукописный сборник, переплетенный позд-
нее М. Лазаревским, состоит из четырех
маленьких в одну восьмую ‘листа книже-’
чек, которые Шевченко тайком заполнял
в ссылке: >

Хоч доведеться розп’ястись,

А я таки мережать буду

Тихенько ли листи
— писал он в стихах «чу в неволи дн! 1
ноч!» в ответ на запрещение царя «писать
и рисовать».

Вот реликвия — «Бльша книжка пое-
зий», рукописный сборник‘. на голубой
почтовой бумаге, в желтом сафьяновом пе-
реплете. В основном заполнялся он Шев-
ченко в Нижнем-Новгороде, где, возвра-
таясь из ссылки, ‘поэт долго ожидал. раз-
решения на в’езд в Петербург.

Особенный интерес. представляет боль-
шого. формата рукописный ‚ «Кобзарь», в
чудесном сафьяновом переплете с замка-
ми, с золотым тиснением и тонкими, ху-

‚дожественно исполненными иллюстрация-

ми к стихам художников Башилова ‘И де-
Бальмена; в этом. «Кобзаре», B-HeKOTO-
рых местах восстановлены цензурные ‘ку’
пюры первого печатного «Кобзаря».

Для изучения творческой. лаборатории,
поэта, его работы по подготовке, рукопи-
сей к печати большое значение имеют
беловая и черновая редакции поэмы «Ма:
рия». Интересен” также ‘с этой стороны и
«ЧигиринсЬкий Кобзар: ‘4 ` Гайдамаки» ‚с

дов. Источники «Войны и мира».

книги по истории славянских наро-

Алексанлр ПРОКОФЬЕВ

ЗАНАТ

Да такого неба небывало,
Чтоб с полнеба сразу было алым,
Чтоб‘заката лента обвивала
Облака, грозящие обвалом.
Вот отсюда и пошло;
В лугу
Розовый стожар горит в стогу,
Розовые сосны на снегу,
Розовые кони. в стойла встали,
Розовые птицы взвились в дали,
Чтобы рассказать про чудеса...
‘Это продолжалось полчаса.

Всеволод РОЖДЕСТВЕНСКИЙ

Девушки Ленинграда
(Из цикла „,Строятели““)

Над дымкою садов светлозеленых,
Над улицей, струящей смутный гам,
В закапанных известкой балахонах
Они гуськом восходят по «лесам».

И там, на высоте шестиэтажной,
Где жгут лицо июльские лучи,
Качаясь в «люльке» весело и важно,
Фасады красят, ставят крипичи.

И молодеют черные руины,
Из пепла юный город восстает
В воскресшем блеске, в строгости
: старинной
И в новой славе у державных вод.

Они с ним вместе вынесли блокаду,

Он им родной, прошедший смерть и
тьму,

И словно расцветающему саду,

Они вернули молодость ему.

Они, как муравьи, ползли по шпилям,
Выкапывали клодтовых коней

И Летний сад цветами усадили,

Чтоб детворе игралось веселей.

О, юные, обветренные лица,
Вэснушки и проворная рука,
В легендах будут солнцем золотиться
Ваш легкий волос, взор из-под платка,

И новая возникнет Иллиада —
Высоких песен нерушимый строй —
О светлой молодости Ленинграда,
От смерти отстоявшей город свой!

Ленинградские поэты
в Москве

2 апреля писатели столицы пришли в
свой клуб, чтобы приветствовать ленин-
градских друзей. Зал клуба был перепол-
нен.

Бурными аплодисментами встретили со-
бравшиеся своих гостей: Анну Ахматову,
А. Прокофьева, О. Берггольц, Н. Брауна,
В. Рождественского, М. Дудина. От имени
московских писателей ленинградцев при-
ветствует П.. Антокольский.

Первым выступает самый ‘молодой из
‘приехавших поэтов — М. Дудин. В. Рож-
дественский прочел стихотворения «Белая
ночь», «Когда мы сойдемся за круглым
столом», «Портрет»; Н. Браун — стихи из
цикла «Письма с войны» и из книги «Мой
светлый путь»; Ольга Берггольц — главу
‘из поэмы «Твой путь» и стихи из нового
цикла. Большой успех имели стихи
А. Прокофьева из цикла «Сад» и превос-
ходное стихотворение «Закат». Тепло при»
ветствовал зал Анну Ахматову, прочитав-
шую пять лирических стихотворений.
Дружные аплодисменты вызвали заключи-
тельные слова ее стихотворения о ленин-
традцах:

..Ла что там имена! Захлопываю святцы,

И на колени все! — багровый хлынул свет.

Рядами стройными выходят ленинградцы,
Живые с мертвыми: для славы мертвых нет.

3 апреля ленинградские поэты выступали
в Колонном ‘зале Дома союзов. Вечер от-
крыл Н. Тихонов. В Колонном зале вместе
с поэтами-ленинградцами, горячо встречен-
ными аудиторией, читали свои стихи мос-
ковские поэты П. Антокольский, В. Инбер,
С. Михалков, Б. Пастернак, И. Сельвинский
и А. Сурков.

Ленинградские поэты выступили также
перед учащейся молодежью в Московском
государственном университете им. Jlomo-

носова (4 апреля). Сегодня они встреча-
ются с театральной общественностью Мо-

‹ реквы, в Доме актера и выступают в Офи-

церском клубе ВМФ. Завтра — вечер в

Центральном доме летчиков.
г <>
Возобновление выпуска
журнала «На рубеже»

Союз- советских ‘писателей Карело-Фин-
ской ССР с 1 марта 1946 г. возобновил из*
дание ежемесячного  литературно-художе-
ственного. и общественно-политического
журнала «На рубеже». Журнал издается на

русском языке.

маня груднишия (‘реди рукописей Т. Г. Шевченко

очень густыми поправками, частыми встав-
ками Шевченко, с многими перечеркнуты-
ми цензурой страницами уже печатанных
текстов. В печатный «Кобзарь» 1860 г.
(так называемый «экземпляр Цветковско-
го») вклеены широкие белые поля, на
которые Шевченко наносил поправки. .
Велико значение рукописи автобиогра-
фии Шевченко: она существенно отли-
чается OT напечатанного в журнале