ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЫ

UEDA SY TPLTIAN Fi

ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ НИСАТЕЛЕЙ СССр

UATE TTA,

№ 16 (2279).

Е

Суббота, 13 апр

са 7

еля 1946 г.

Конференция прозаиков

Впервые после войны в Москве на кон-
ференции собрались писатели-прозаики со
всех концов нашей великой страны — из
Ростова-на-Дону, Куйбышева,  Горькото,
Саратова, Свердловска, Новосибирска, Ир-
кутска, Красноярска, Ставрополя, Хабаров-
ска и других городов.

На конференцию приехали писатели,
живущие и работающие на периферии, но
чуждые провинциальной  ограниченноети;
произведения этих писателей выражают
думы и чаяния, общие для всех советеких
людей, Закончившаяся конференция яви-
лась новым и ярким доказательством, что
творчество советского писателя, где бы он
ни жил, общенародно по своей идейной на-
правленности.

Сульба казачек-патриоток из повести Се-
мена Рабаевского, особый колорит их жиз-
ни имеют не местное значение ‘и много го-
ворят и ярославеким колхознинам и ураль-
ским рпаботницам. Талантливую повесть
«Спутники» Веры Пановой высоко оценили
читатели журнала «Знамя». Шоэтичеекие
сказки дальневосточника Дмитрия Нагинг-
кина нашли отклик у читателей. Оетроум-
ная повесть ставропольца И. Егорова «Сар-
матское море» о любителях рыбной ловли
будет читаться в любом уголке страны.
Первая часть повести ярославца Василия
Смирнова «Открытие мира» отмечена на
конференции как значительное литератур-
ное явление. Поэтичностью, знанием си-
бирской природы и любовью к ней проник-

° нуты сборники рассказов красноярекого
писателя Н. Устиновича «Аромат земли» и
«Речка Пойма» и повесть С. Сартакова
«Алексей Худоногов», рассказывающая о
том. как преображает напта советская дей-
ствительность рядовых людей. Большой ин-
терес вызывает роман  сталинградекого
писателя М. Лобачева «В Оталинграде» —
© незабываемых днях обороны города-героя.
Хоропго встречена молодыми читателями
повесть писателя-уральца И. Ликстано-
ва «Красные флажки».

Илейность и народность — дратопенные
черты творческото склада советских писа-
телей. На конференцию приехали люди,
разные по уровню мастерства и по характе-
ру исканий. Но с первых дней работы кон-
ференции стало очевидно, что все они 06’-
елинены поистине блалоговейным отноие-
нием к бессмертным традициям русской

‚ литературы, сплочены политическим еди-
номыслием и глубоко идейным и взыека-
тельным отношением к своему высокому
призванию. Было много споров творческого
порядка, и не было ни одного. случая отхода
от принципиальных позиций в вопросах
творческого метоха, в вопросе о ведущих
идеях и целях советской литературы. Раз-
ные люди, разные судьбы, различный уро-
‚ вень мастерства и при всем этом одно зна-

“aa — социалистический — реализм, одно
стремление — творить на благо великой
Родины.

Слово писателя, одухотворенного выео-
кими идеалами служения новому миру,
безоптибочно найдет дорогу к человеческо-
му сердцу. Надо верить. что многих писа-
телей. живущих в областях, ждет широкое
признание, и ено прилет тем скорее. чем
упорнее, чем настойчивее они будут рабо-
тать над своими произветениями. Писате-
лям, приехавшим из областей, есть что
сказать, и тем нетерпеливее их стремление
овладеть профессиональным мастерством.

Конференция много дала ее участникам.
Писатели, приехавшие из областей. напли
злесь внимательный и чуткий разбор своей
работы, узнали друг друга, повысили свою
теоретическую подготовку (с циклом лек-
ций по теоретическим вопросам выступили
литературоведы и критики). Но этим не
ограничено значение конференции Она
стала событием в жизни всей нашей лите-
ратуры, раздвинула границы современного
литературного движения, опровергла ус-

AUT TEA

Памяти Маяковского

Шестнадцатая годовщина со дня смерти
В. В. Маяковского будет отмечена в Мос-
кве циклом вечеров.

Сегодня на вечере в музее им. Маяков-
ского в Москве после вступительного слова
Н. Асеева с чтением произведений Маяков-
‹ ского выступят заслуженный артист Рес-
публики С. Балашов и Л. Фейгельман.

Завтра в музее откроется выставка юго-
славских материалов о Маяковском.

В числе экспонатов — книги Маяковско-
го, сборники, газеты и журналы со статья-
ми о поэте, вышедшие в Югославии во
время войны. т

aH

Сегодня состоится вечер в клубе Мини-
стерства вооруженных сил. Вчера на вече-
pe в Доме Красной Армии вы-
ступил Л. Кассиль. Большой вечер был
устроен в Московском энергетическом ин-
ституте, где воспоминаниями © Маяков-
ском поделились В. Шкловский и С. Кир-
санов.

15 апреля в Большой аудитории Поли-
технического музея состоится вечер, ус-
траиваемый бюро пропаганды Союза со-
ветских писателей СССР. С воспоминания-
ми и речами выступят Н. Асеев, Л. Кас-
силь, С. Кирсанов, П. Лавут, Л. Никулин,
В. Шкловский. Мастера художественного
слова Вс. Аксенов, С. Балашов, Н. Голу-
бенцев, Н Долматов, Л. Кайранская про-
чтут отрывки из поэм и стихи Маяков-
ского.

Городской дом пионеров устраивает
вечер, посвященный памяти Маяковского,

ced

ловные и ложные нредетавления в его мас_
штабах. Большое дело литературы тво-
рится уеилиями многих и многих литера-
торов — это убеждение ‘окрашивало в
праздничные тона все течение работ кон-
ференции. Атмосфера большого, вдумчивого
разговора-о нашей литературе была ©03-
дана на конференции. А Фадеев, Л. Леонов,
Il. Бажов. К. Федин. И. Новиков, К. Пау-
стовский, М. Шагинян, Ф. Гладков щедро
поделились с участниками конференции
своим творческим ‘опытем. `Вдумчивый,
взыскательный анализ творчества учает-
ников конференции дали Н. Тихонов, А. Ва-
раваева, Л. Сейфуллина. Ю. Либединский,
Р. Фраерман, М. Слонимеский, А Первен-
nes, А. Карцев, Л. Касеиль. Л. Субоц-
кий, Н. Замошкин. В. Ермилов. Ю. Лукин
и многие другие
конференции самое живое участие.

В эти дни особенно вепоминалась горъ-
ковская традиция сердечного, бережного и’
требовательного воспитания писателей, от-
зывчивости к труду литератора. Эта глу-
боко советская, партийная традиция —
жива. Нужно всемерно развивать ee, и
писатели, живущие в области, работающие
порой в нелегких условиях, стократ
оправдают заботу о них. Сколько писа-
телей-друзей имел Горький — строгий,
требовательный и бесконечно душевный
учитель. Мастер, не имеющий учеников,
замкнувитийся в одиночестве, — печальное и
вряд ли возможное явление в наптей стране,
где все еще численно недостатечны лите-
ратурные кадры, гле перед литературой
стоят серьезные и благодарные задачи.
На конференции много говорилось о друж-
бе писателей. Надо, чтобы эти слова вопло-
тились в живое дело, чтобы общение писа-
телей было постоянным, многообразным,
что поможет творческому росту писателей,
живущих во всех краях нашей страны.

Общение и дружба писателей тем необ-
ходимее, что, к сожалению, не всегда еше
и не везде они находят на местах чуткое
отношение к’ своему труду. Недостаток ква-
лифицированных редакторов в некоторых
областных издательствах ощутимо сказы-
вается на судьбах отдельных книг: есть
случаи, когда издательства предпочитают
заниматься всякими переизданиями. чем
публиковать „новые книги. — Свердлов-
ское издательство, например, — мень-
пе всего «ПОВИННО» в успехах
Уральских писателей. Внимание, которое
уделяет местная печать книгам писателей,
оставляет желать много лучшего. Между
тем, большой, благородный и сложный
труд литератора, горячего патриота своего
края, стремление писателя лучше и глуб-
же знать людей. решающих великие зада-
‘Чи времени, должны найти деятельную,
серьезную и всестороннюю поддержку на
местах со стороны советеких и партийных
организаций, пресеы, местной обществен-
ности. Слово писателя — величайная
сила, и, не меценатствуя. надо помогать
писателю, живущему и работающему в 0б-
ласти, совершенствовать свое дарование,
находить самые нужные, самые дорогие
народу темы и образы.

Конференция писателей живущих в 0б-
ластях, работала в те дни, когда Верховный
Совет принял план новой, четвертой ста-
линской пятилетки. Мыеслью о грядущем
расцвете любимой Родины, чуветвом  от-
ветственности были проникнуты выступ
ления и приезжих писателей и москвичей.
Велика роль писателя в том процессе
культурного под’ема народа, который на-
мечен планом. Встречи © редколлегиями га-
зет «Правда», «Извеетия», журналов
«Огонек», «Октябрь», е редакциями комео-
мольских журналов позволили писателям
 — Участникам конференции определить
свое место в борьбе за осуществление
  Плана соцналистического строительства.
  Многое предстоит сделать, чтобы оправ-
  дать доверие, которым народ окружает пи-
  сателей в нашей стране. И писатели гото-
вы к большому и плодотворному труду.

‚для учащихся 10-х классов школ г. Москвы,
Л. Никулин расскажет молодежи о жизни
и творчестве великого поэта.

дат филологических наук И. Эвентов за-
кончил новую книгу «Маяковский в Ленин-
граде».

Автор приводит интересные факты, свя-
занные с постановкой в Ленинграде кино-
картин по сценариям Маяковского, с ин-
сценировкой поэмы «Хорошо» в Малом
оперном театре, показывает участие Мая-
ковского в работе Большого драматиче-
ского театра над постановками комедий
«Клоп» и «Баня».

+3

ЛЕНИНГРАД. (От наш. корр.). Автор
вышедших до войны работ «Маяковский
плакатист» и «Маяковский сатирик» канди-

В последние годы жизни Маяковский
опубликовал в ленинградских газетах и
журналах около пятидесяти произведений,
свыше сорока раз выступал в Ленинграде
на литературных вечерах. Незадолго до
смерти, 5 марта 1930 г., Маяковский на
открытии своей выставки «Двадцать лет
работы» в Ленинградском Доме печати чи-
тал поэму «Во весь голос». Последнее вы-
ступление Маяковского в Ленинграде со-
стоялось 6 марта 1930 г. в Институте на-
родного хозяйства.

Книга И. Эвентова «Маяковский в Ле-
нинграде» передана для издания Ленизда-
ту. Отдельные главы публикуются в бли-
  жайших номерах журнала «Ленинград».
© ><

Ленинградские поэты в Московском Доме актера (слева направо): М. Дудин,

А. Прокофьев, О.
Н. Браун.

Берггольй, А. Ахматова, Н. 1

Тихонов, Вс. Рождественский,

Фото В. СЯАВИНСКОГО.

писатели, принявшие В.

заставляет других участников

Цена 45 коп.

- У писателей
Приморья

ВЛАДИВОСТОК. (От ваш. корр.). Не-
сколько месяцев назад в Приморье было
создано краевое издательство («Примиз-
дат»). Организация издательства и об’едн-
нение вокруг него литературных сил края
способствовали под’ему творческой актив-
ности приморских писателей.

Вышла приключенческая повесть для де-
тей среднего возраста — «Двое в тайге».
Автор ее—молодой писатель А. Вахов.

Более десяти лет занимается сбором
дальневосточного фольклора о писатель
В. Кучерявенко. `В выпущенной Прим-

издатом книжке. В. Кучерявенко «Золотые
‘насечки» собраны легенды о море и мо-
ряках. \ oes get

Вышли в свет сборник стихов И. Степа-
нова «Шуми, тайга» и книжка стихов
Г. Халилецкого о Приморье и флоте.

Находятся в производстве книжка рас-
сказов офицера-тихоокеанца В. Тверля-
кова, повесть М. Самунина «Простые. лю-
ди», сборник стихов Г. Корешова, погиб-
шего на фронте.

В плане издательства — выпуск третьей
книжки альманаха «Советское Приморье»
(первая вышла до войны, вторая —
в 1944 г.).

В связи с 60-летием ордена Ленина су-
доремонтного завода имени Ворошилова
писатели выпустили. сборник очерков
«Старейшее предприятие Приморья». На-
ходится в печати сборник очерков о мах-
терах Сучана, готовится сборник очерков
о героях войны с Японией.

Литературные «среды»
в газете «Красный воин»

На последних литературных «средах» в
редакции газеты Московского Военного
округа «Красный воин» состоялось не-
сколько литературных выступлений писа-
телей и работников искусств.

А. Твардовский познакомил читателей. с
лирической хроникой «Дом у дороги» и
стихотворением «Завещание воина». В. Ин-
бер рассказала о своей творческой работе
в дни ленинградской блокады. В. Ардов
прочитал цикл новых юмористических рас-
сказов. Композиторы Н. Богословский,
Т. Хренников, А. Новиков, Л. Бакалов,
С. Кац, 3. Компанеец исполнили свои по-
следние песни.

На «среде», состоявшейся 10 апреля, вн
ступил ленинградский поэт В. Рождествен-
ский. Он подробно рассказал о литера-
турной жизни Ленинграда и прочитал сти-
хи из книги «Ладога». Художник Б. Ефи-
мов поделился с участниками «средь»
своими впечатлениями от поездки в Нюрн-
берг на процесс главных военных преступ-
HHKOB. ~ <

Сегодня в номере:

1 стр. Иван Новиков. Встреча с друзьями. С. Кожев-
ников. Писатели-сибиряки. Информация. Югослав-
ские гости в Москве. Памяти Маяковского.

2 стр. Николай Асеев. Стих Маяковского. Христо

Василев. Народное признание. М.

связь. С. Трегуб. Сила поэта. И. Колтунов. О романе

приключений.

4 стр. Георгий

3 стр. Б. Брайнина. Схватка чувств. С. Городецкий.
Лесные огни. И. Егоров. В. каспийских джунглях.
Василий Казин. Классик и переводчики,

Штайн. Как важно быть серьезиьм.

Иржи Тауфер. Памяти Бедриха Вацлавека. А. Талцисе.

Живов. Крепкая

Старейший латышский писатель. Информация. На
вечере Анны Ахматовой. Поэзия Советской Латвии,

В Союзе советских писателей СССР.

ЮГОСЛАВОКИЕ ГОСТИ В МОСЕВЕ

Югославские гости на сессии Института мировой литературы им. Горького Академии наук СССР. На снимке в первом ряду
(слева направо): Б. Конески, И. Андрич, С. Яковлевич, Кузненова (ВОКС), М. Юркович, М. Клопчич.
Фото В. СЛАВИНСКОГО.

На-лнях в Москву прибыла югославская
делегашия культурных деятелей, в составе
которой находятся хорватские, сербские,
словенские и македонские писатели — Иво
Андрич, Стеван Яковлевич, Миле Клопчич,
Благое Конески, Мариан Юркович, Федор
Киселички и др.

Сербский писатель Иво Андрич родился
в 1892 году в г. Сараево. Во время первой
мировой войны он был в австрийском пле-
ну, где и написал свою первую книгу ли-
рической прозы «Экспромты». В Белграде
вышли три книги рассказов И. Андрича из
жизни босняков. За последние годы опуб-
ликовано два романа И. Андрича «На Дри-
не-Чуприя»х и «Господица» («Госпожа») и
сборник «Травничка хроника» («Травниц-
кая хроника»). И. Андрич является членом
белградской Академии наук.

Миле Клопчич — словенский поэт-ли-
рик, сын рабочего. В 1924 году, ко-
гда ему было 18 лет, Миле Клопчич выпу-
стил первый сборник стихов «Пламени лан-
ци» («Огни полей»), посвященный Ленину.
Поэт внимательно изучал русскую литера-
туру и ‘перевел на словенский язык «Две-
надцать» Александра Блока. В 1934 году
вышел второй сборник его стихов «Обичне
песме» («Обычные песни»). Многие стихи
из этого сборника были переведены на
русский язык. Газета «Правда», «Литера-
турная газета», журнал «Молодая гвардия»

помещали стихи Клопчича в переводах А.

Безыменского, Алексея Суркова и других
поэтов.

Миле Клонпчич перевел на словенский
язык избранные стихи Пушкина; его пере-
воды вышли в 1931 году отдельным сбор-
ником. Следующее издание — 70 стихот-
ворений Пушкина в переводах Миле Клон-

зчича — вынмервылеминем году. В скором

времени выйдет из печати сборник перево-
дов Лермонтова («Песни», «Мцыри», «Де-
мон»).

Миле Клопчич переводил на словенский
язык также стихи Некрасова, Есенина, Мар-
шака, а во время Великой Отечественной
войны перевел Гимн Советского Союза.
Сейчас Миле Клопчич продолжает работать
над переводами Лермонтова и готовит к
печати переводы избранных поэм Пушкина.

Стеван Яковлевич ‘начал свою литера-
турную деятельность в 1920 году. Он напи-
сал много рассказов на социальные темы.
Большой роман С. Яковлевича «Српска
трилогия» («Сербская трилогия»), вышед-

‚ший в двух книгах, за короткое время стал
известен широкому кругу читателей. Он
принес заслуженную славу автору, который
был избран членом сербской Академии на-
ук. Следующей крупной работой С. Яков-
левича явился роман «Смена генераций»
(«Смена поколений»), в котором ярко
очерчена жизнь довоенной Югославии и
показан рост демократических сил.

В годы войны и оккупации Югославии
Яковлевич был в немецком плену и вместе
< другими пленными освобожден Красной
Армией. Переживания этих лет дали писа-
телю огромный материал. Он узнал жизнь
концентрационных лагерей, устроенных
немцами, он увидел мужество советских
людей, с которыми вместе переживал все
тяготы плена. Этому посвящена книга
Яковлевича, названная автором «Моя први
сусрел за Червенным Армиом» («Моя пер-
вая встреча с Красной Армией»). Она вы-
ходит в Белграде.

Мариан Юркович — хорватский писа-
тель. Вместе с македонским писателем

Благое Конески. он работает. над кни- (

гой, посвященной борьбе южных славян за
свое национальное освобождение,

hy

*

Научная сессия, состоявшаяся в Miner
туте мировой литературы им. Горького,

привлекла широкое внимание литератур-

ной общественности. 11 апреля старший
научный сотрудник Института Т. Мотыле-
ва сделала доклад — «Русское влияние в
западной литературе», проф. А. Цейтлин—
«Своеобразие русского литературного про-
цесса». В прениях выступили академик
А. Белецкий, проф. М. Нечкина и другие.
На заседании присутствовали члены деле-
гации Общества культурного сотрудниче-
ства Югославии с СССР писатели: И. Ан-
дрич, С. Яковлевич, М. Клончич, М. Юрко-
вич, Б. Конески.

Во время перерыва македонский поэт
Б. Конески в беседе с сотрудником нашей
газеты сообщил:

— Мы только вчера приехали в Москву,
Большинство из нас впервые в Советском
Союзе. Мы видели русских людей — вои-

нов Красной Армии в Югославии. Об их

жизни, их борьбе и труде мы знаем так-
же из книг. Русская классическая и сов-
ременная литература широко известна в
нашей стране. В Югославии читают в под-
линниках Пушкина, Лермонтова, Маяков-
ского и других. Многие из нас
над переводами произведений русских пи-
сателей. Огромное влияние оказывает
русская литература на наше творчество.
Мы учимся у русских писателей и надеем-
ся, что наше пребывание в Советском Со-
юзе будет содействовать большой твор-
ческой дружбе между нами. Мы очень ра-
ды, что нам представилась теперь возмож-

ность лично познакомиться с нашими дру-
зьями -— русскими писателями

Иван НОВИКОВ

Ветреча © друзьями

т

Областная комиссия Союза писателей: во
время войны вызывала некоторых писате-
лей для обсуждения совместно с москви-
чами отдельных их произведений, Обсуж-
дения эти, как правило, проходили весьма
оживленно и интересно. Основными чер-
тами их была полная откровенность и пря-
мота высказываний, а также то отрадное
обстоятельство, что по частному поводу
нередко возникали общие и важные вопро-
сы писательского творчества. Мне изредка
доводилось принимать участие в этих ра-
ботах, и уже тогда мне приходилось сожа-
леть по поводу слишком узкого круга
лиц — участников этих небольших творче-
ски-производственных собраний. Очевид-
но, подобного же рода соображения при-
вели к созыву только что закончившей
свои работы конференции областных про-
заиков. Преимущества этой формы работы
не замедлили обнаружиться.

Это прежде всего длительность самого
периода работ конференции, когда приез-
жий писатель серьезно и по-настоящему
дышит творческой атмосферой; далее —
наличие целого ряда товарищей, творче-
ство которых, интересное и само по себе,
совещания
в свете этого чужого опыта и иного типа
творческих исканий проверить еще и еще
раз собственные творческие пути, и, нако-
Hel, третье, что общие творческие вопро-
сы, неизбежно возникавшие попрежнему и
при обсуждении отдельных произведений,
были выделены также в особые выступле-
ния нескольких московских писателей,
имеющих достаточно многолетний творче-
ский опыт. Наряду с настоящими лекциями
людей науки — ученых литературоведов,
эти писательские беседы внесли ‘нечто су-
шественно новое в работу областной ко-
миссии. По сути дела, собеседования эти
выходили уже за пределы конференции
«областных прозаиков», являясь скорее за-
седаниями общей (не областной) «конфе-
ренции писателей-прозаиков>». Надо даже
сказать, что, к сожалению, столичные .на-
ши писатели до сих пор не имели столь
тесного творческого общения между CO-

бою.

Это общение со «стариками», о котором
И. С. Тургенев в одной застольной речи
1879 г. сказал: «Полагаю, что она (моло-
дежь) хорошо делает, сближаясь с нами:
есть чему поучиться и у нас, стариков»—
конечно, есть вещь очень хорошая, и при-
том для обеих сторон. Позволю себе на
этом несколько остановиться.

2.

Нельзя не отдать должного чисто теоре-
тическим и исследовательским трудам в об-
ласти литературы; знаем мы также, и при-
том по собственному опыту, как может
живо воздействовать на писателя творче-
ство другого писателя, и притом вовсе не
непременно в сторону подражания; и все
же общение с самими писателями, раскры-
вающими перед другими часть своего твор-
ческого процесса, нам представляется в не-
которых отношениях, может быть, самым
живым срёдством писательского воздей;
ствия. Это бывает редко, и уже одно это
обеспечивает свежесть восприятия, а кроме
того, надо признать, что в живой беседе,
окрашенной интонацией, невольным же-
стом, мысль доходит живее, а порою и сов-
сем живой — со своею улыбкой и взгля-
дом, в толковании которых не ошибешь-
ся. Говорю я об этом так спокойно-уверен-
но потому, что говорю не о себе — себя со

стороны не видать — а о другом, весьма
ценимом мною товарище, на выступлении
которого я присутствовал.

Может быть, требует пояснения моя ого-
ворка, сознательно сделанная, о том, что
писатель раскрывает перед другими лишь
часть своего творческого процесса. Это
происходит не только потому, что весь во-
прос в целом очень сложен и потребовал
бы большой и обстоятельной предвари-
тельной работы, но также и потому, что
самому художнику далеко не полностью
ясны все собственные «секреты», и 0со-
бенно те из них, которые находятся в про-
цессе становления, а этот процесс может
остановиться только вместе с творческой
2KH3HbIO.

Мною была отмечена некоторая сдер-
жанность в вопросах. которые нам задава-
лись. Позже я понял это (и оценил) как
правильное отсутствие жадности к каким
бы то ни было «рецептам»: основное, са-
мое общее, все равно дошло, а вот рецеп-
тикоз таких — их и не надо! Кроме того
я явственно ощутил в этом еще одно че-
ловеческое качество, не такое частое — де-
ликатность: «А мы не хотели больше и
утомлять!».

Что же это общение дало другой сторо-
не — выступавшим? За всех я не берусь
говорить, хотя у всех, конечно, было то

С. КОЖЕВНИКОВ

_ПШисатели-сибиряки

В Сибири работает сравнительно боль-

умением в мелких деталях подметить

шой отряд писателей. Журнал «Сибирские  . большие явления жизни.

огни», вокруг которого группируются луч-

шие литературные силы Сибири, Вступил В  сто занимает природа. И это естественно.

В произведениях сибиряков большое ме-

двадцать пятый год своего существова-   Сибирская природа настолько разнообраз-

ния. За эти четверть века сделано много.

на, величава и своеобразно красива, что

До революции Сибирь, как писал Горький,  не может не привлечь внимание художни-
«была вне поля зрения старой литерату-   ков.

ры». Сейчас Сибирь «вошла в литературу»,
и в этом немалая заслуга писателей-сиби-
ряков. .

В Москву на конференцию прозаиков
приехали из краев и областей Сибири де-
сять человек. Их произведения не исчер-
пывают, разумеется, всех достижений си-
биряков, тем не менее они показывают,
насколько плодотворно работают сибир-
ские писатели. i

Романы, повести, рассказы, очерки,
пьесы, . приключенческие произведения,
книги о путешествиях привезли сибиряки
на конференцию. В них Кулундинская
степь и Алтайские горы, Байкал и река
Чуна; молодые сибирские города и эвакуи-
рованные заводы, старинные сибирские се-
ла и Чулымская тайга.

Одна из книг Н. Устиновича очень хо-

рошо названа «Аромат земли». Своеобраз-

ный аромат сибирской земли чувствуется
почти во всех произведениях сибиряков.
В них та восторженная любовь к родному
краю, которую отмечал у сибиряков

превосходное чувство общения с сотова-   М. Горький.

рищами, какое бывает всегда во встречах
и разговорах между людьми одной профес-
сии, одинаково преданными любимому де-
лу. Я хотел бы закончить эти беглые за-
метки одним ошущением, которое возник-
ло лично у меня на этой конференции.

3.

В «Амурских сказках» Д. Нагишкина, в
обсуждении которых я принимал участие,
есть рассказ о девочке и мачехе, застав-
лявшей делать трудные или совсем не-
возможные вещи. Надо было вышить халат
как можно ярче и красивее. В этой работе
ей взялся помочь лесной папоротник.
«Стал тут папоротник все травы и цветы
сзывать на помошь Майле. Потянулись к
халату всякие травы и цветы. Улеглись на
него. Завитками ‘разными ^ закрутились.
И такой красивый узор сделался, какого
еще ни один человек не’ видел. Собрал па-
поротник все слезы девочки. Окропил ими
халат. И весь узор на халате остался».

А в частной беседе Дм. Нагишкин, сам
художник, говорил мне о необычайном,
живом, т. е. еще становящемся орнаменте
У тех самых народов, чьи сказки он слу-
нтал, и у меня невольно эти строки из сказ-
ки сочетались с этим орнаментом. Кроме
того, события жизни самого автора и проте-
кающей вокруг него жизни также ложат-
ся в этот образ рисунка-орнамента, что я
и позволил себе высказать, но было еще
нечто, чего я не сказал.

Размышления о литературе не так редко
сочетаются с мыслями о той или иной на-
уке, чаще всего об истории, и необычайно
редко, я думаю. о географии. А тут было
так. На конференции, глядя на сидевших
передо мною писателей, я видел как бы
живую карту России — от западных наших
границ до самого Тихого океана. Никакая
мачеха не заказывала никакого литератур-
ного орнамента, но для матери-родины все
эти взращенные ею «травы и цветы» во
всем разнообразии их «завитков» сами

ткут ей одежды пусть еше несовершенной,   динской степи» все справедливо

но омоченной слезами сердца,  становя-

В небольшой статье невозможно дать
сколько-нибудь развернутый анализ про-
изведений. Мы ограничимся кратким 0630-
ром.

Самым крупным произведением сибир-
ских писателей, приехавших на конферен-
цию, является роман Георгия Маркова
«Строговы» — о судьбе трех поколений
крестьянского рода Строговых. Роман ох-
ватывает четверть века, в течение которо-
го произошли революция  1905 года, импе-
риалистическая война, Великая Октябрь-
ская социалистическая революция, граж-
данская война. Марков показывает, как
отразились эти огромные события в таеж-
ной деревне, в небольшом сибирском го-
родке, в семье Строговых. Не все удалось
Маркову. В частности, слабо показана Ок-
тябрьская революция, бледны и трафарет-
ны городские сцены. Тон повествования
иногда однообразен, порой встречается
фотографически мелочная обстоятельность
в описаниях. И все-таки Марков победил.
Он обогатил нашу литературу такими яр-
кими образами, как Матвей Строгов, дед
Фишка, Анна Строгова.

Молодой писатель Константин Локотков
выступил на конференции с рассказами о
советских людях на оккупированной нем-
цами территории и о работе «маленьких»
людей на оборонных заводах. Первая груп-
па рассказов, в какой-то мере трафарет-
ных, была подвергнута справедливой кри-
тике. Рассказы из заводского быта—о
женщинах, стариках, подростках, работав-
ших в годы войны на заводах («Заклейка»,
«Настя, домашняя хозяйка»), — удачные,
правдивые произведения.

Анна Герман, автор талантливой повести
«Возвращение», «осваивает» новый ‘для
себя жанр—рассказ. В.этой работе она пока
еще не имеет достаточно’ ярких успехов.
Рассказы ее были подвергнуты суровой
критике. Но. было отмечено, что’у А; Гер-
ман есть своя лирическая интонация; боль-
шая сердечность, отсутствует штамп как
в ситуациях, так и в стиле.

В очерках Эсфири Бурановой «В Кулун-
увидели
яркое отражение живой жизни. Очерки по-

щейся и все ярче зацветающей красоты. радовали свежестью, наблюдательностью,

Чехов писал, что со временем, когда в

Сибири появятся свои поэты, сибирская
природа будет для них неисчерпаемым
золотым прииском. Таким «прииском» она
стала для Н. Устиновича. Он — певец си-
бирской тайги, рек, охотничьих угодий.
Его книга «Аромат земли», цикл расска-
зов «Речка Пойма» — это настоящий гимн
природе. Он не только ноет природу, он
ее прекрасно знает, тонко чувствует, уме-
ло изображает. Книги его справедливо бы-

Г ли названы на конференции художествен-

ной хрестоматией природы. Слабой сто-
роной` Устиновича является изображение
человека. Любимыми его героями являют-
  ся старые таежники. Но все они похожи
один на другого, их можно различить толь-
ко по имени.

Из «золотого прииска» природы почерп-

‘нул материал для своей новой повести
«По Чунским порогам» С. Сартаков. Это
повесть о путешествии двух подростков
по порожистым рекам Восточной Сибири.
Через восприятие своих тероев Сартаков
показывает читателю глухие уголки Сиби-

1ри, которые даже на географических кар-

тах не нашли еще точного обозначения.
Повесть написана живо, проникнута тон-
ким юмором, и она безусловно вызовет
интерес у молодых читателей.

К сожалению, и С. Сартаков, так пре-
красно нарисовавший образ рабочего та-
ежника Алексея Худоногова, в своей но-
вой повести почти «обошел» человека. Чи-
татель увидит красоту лесов, скал, бур-
ной реки, но о человеке, о жителях этих
мест получит лишь самое отдаленное пред-
ставление.

С повестью ‘для детей «Чортова люжи-
на» приехала на конференцию Агния Куз-
нецова. В повести говорится о приключе-
ниях коллектива ребят в тылу у немцев, а
затем об их жизни на Байкале. Язык‘нове-
сти поэтичен,

В поле зрения сибирских писателей на-
ходится не только Сибирь, но и гранича-
щие с ней страны. Г. Кунгуров написал
никл рассказов о Монголии. Все они по-
священы борьбе монгольского народа за
свое раскрепощение. Рассказы обнаружи-
вают в авторе одаренного писателя. К со-
жалению, как отмечалось на конференции,
Восток изображен Кунгуровым во многом
традиционно.

Повесть Б. Костюковского «Совесть» вы-
звала на конференции большие возражения
и споры, и о ней нужно нисать отдельно,
более подробно.

В качестве общего итога можно ‘сказать,
что сибирские писатели стремятся худо-
жественно отобразить Сибирь во всем
разнообразии ее экономических, нацио-
нальных, бытовых и природных. особенно
стей. И они уже достигли немалых успе-
хов. Но, к сожалению, некоторые сибир-
ские. писатели еще не могут преодолеть
локальную ‚ограниченность ‚материала, ‘не
умеют. обобщать. Горький справедливо
критиковал ‘сибиряков за это. «Местный
колорит, — писал‘он, — не в употреблении
словечек: тайга, заимка; шаньга, —®©н дол-
жен изнутри выпирать. Шире, братики. бе-
рите, глубже заглядывайте, вель Сибирь—
страна с большими горизонтами». Этот
горьковский призыв нужно
НИТЬ.

работают  ,

te

всегда пом»

у