ЗАМЫСЛЫ и Книги Ш А
ЧТО НАДОБНО СДЕЛАТЬ

Николай АСЕЕВ

Надобно сделать, вернее, — лоде-
лать, развить, довершить поэму об
Урале, о его истории, прошлом и на-
стоящем его облике. Соединить
мысль о горно-рудном его могуще-
стве с им сохраненной мощью язы-
ковой. Ведь именно Прокопием Де-
мидовым, сыном Акинфия Демило-
ва, основателя горного дела на Ура-
ле, были собраны и сохранены пер-
вые известные нам народные сти-
хотворёния, характерные для скла-
да и обличья основ русского худо-
жественного слова. Так «железки
слов, случайно обнаруженные» в
горном Уральском хребте, позволя-
ют нам судить о подлинных вкусах

`и требованиях народа к словесному
искусству. Требования эти, оказы-
вается, весьма высоки, переклика-
ются с наиболее смелыми новатор-
скими поисками позднейших рече-
творцев. Сборник Кирши Дачилова
говорит нам об этом, показывая сло-
жнейшее словесное искусство, оче-
видно и внушившее Пушкину мыс-
ли о булушем нашей поэзии, как о
«свежих вымыслах народных и стран-
ном просторечии». Сборник Кирши
Данилова сохранился именно благо-
даря стараниям Демидова, собирав-
lero древние российские стихотво-
рения «от сибирских людей, понеже

туды всех разумных дураков посы-
лают, которые прошедшую историю
поют на голосу». Вот об этом и сле-
дует довести и развернуть звучание
поэмы об Урале. Связь «огненных
работ» над рудою с огненными ра-
ботами человечьего сердца сущест-
вует издавна.

Надобно подробно записать всю
историю взаимоотношений с Мая-
ковским, от первой встречи до по-
следней, не откидывая ничего и не
пропуская, поскольку сохранилось в,
памяти. Чем дольше я живу, тем
больше чувствую необходимость от-
читаться в этом. Все, все здесь ока-
зывается важно. 3

Хочу закончить составление анто-
логии современной польской поэзии,
Полезно показать богатство, pa3-
нообразие различных направлений,
пониманйй задач поэзии, высоту
культуры поэтической, соседствую-
шей с нами. В ней много поэтов.
«хороших и разных».

Надо излать альманах наилучщих
стихотворений, созданных за по-
следние годы молодыми и малоиз-
вестными широкой публике именами.

Все это сделать необходимо, обя-
зательно. Запасы поэзии у нас не-
исчерпаемы. Надобно только их до-
быть и показать людям.

Маргарита АЛИГЕР

Темы
войны

После войны я написала цикл сти-
хов «Большие ожидания», который в
скором времени будет напечатан в

журнале «Знамя». В настоящее время

работаю над драмой в стихах.

Действие драмы происходит во
время  Великой Отечественной войны.
Но то, что я пишу ее через год пос-
ле окончания войны, дает мне ощу-
щение дистанции между мною и
материалом. Такая дистанция дает
возможность смотреть на материал
под разными углами зрения, видеть
его более выпуклым.

сать в этом году только о войне.
Быть может, некоторые из нас не
будут писать о ней вовсе. Но что бы
мы ни писали, как бы разнообразна
и широка ни была наша тематика,
как бы мы ни отдалялись от темы
собственно войны, все равно наша

рые всем своим существом пережи-
ли войну и как писатели сложились
и возмужали в военные годы.

ФС  eS

с. голуьв СОТВОРЕНИЕ ВЕКА“

Немало уже лет живу я на свете.

И чем дальше живу, тем яснее ви-
жу прошлое. Думая о нем, я преж-
де всего радуюсь громадности об-
шественных явлений, непосредствен-
ным свидетелем которых был, в ко-
торых сам участвовал, и поражаюсь
их величием и целостной красотой.
Ведь жизнь поставила меня бок о
бок почти со всеми кругами русско-
го общества той решительной поры,
когда под не сброшенными еще но-
‘кровами старых форм творилось со-
держание нового века, когда, нако-
нёц, были сброшены покровы и во-
спрянул наш великий народ...

Незадолго до Отечественной вой-
ны возникло во мне беспокойство
особого рода, которое обычно испы-
тывает человек, когда обязательно
-должен что-то сказать. Подчиняясь
голосу этой внутренней тревоги. на-
чал я писать большое произведение.
Я приковался к этой работе страст-
ным желанием высказать все извест-
ное и столь уже понятное мне в
‘судьбах моей эпохи и моих совре-
менников.

Задача складывалась из трех ча-
стей. Нало было с очевидностью по-
казать, почему Россия не могла вый-
ти победительницей из первой миро-

вой войны. Затем — осветить глав-
нейшие пути, по которым шла к спа-
сительной победе великая револю-
ция; наконец, раскрыть те стороны
послереволюционного преображения
России, которые стали впоследствии
источниками невиданной мощи, не-
бывалой славы нашей родины. Я на-
чал писать, но скоро грянула война...
Едва ли не в первый же день мира
извлек я старую рукопись, прочитал

ее, поедставил себе общий план дав-
но обдуманной темы и увидел, что
написанное — позади темы, но тема
живет. Тогда я. заново схватился за
эту ‘работу, не отрывался от нее до
конца прошедшего года и написал
произведение, представляющее со-
бой первую книгу романа и посвя-
щенное изображению того, что про-
исходило на русской земле в годы
1910—1914. Во второй книге предпо-
лагаю я показать время первой ми-
ровой войны, а в третьей — годы
1918—1920. Но и сама по себе первая
книга «Сотворение века» есть произ-
ведение законченное, если не тема-
тически, то сюжетно. Много в нем
действует людей. Они — разные, из
разных слоев общества, с корнями,
которые резко расходятся в прош-

Е р: Ao
Виссарион САЯНОВ

Будущее поэзии

Шесть лет я носил военную фор-
му, теперь снова вернулся к пись-
менному столу, но кровная связь с
армией останется у меня до конца
жизни. Недавно вышла в свет
походная тетрадь «Весна 1945 года»
—<стихи, которые я писал в дни боев
в Бреслау, Берлине, на берегах
Эльбы. В ближайшее время выходит
мой большой роман «Небо и земля».
Приближается к завершению работа
над романом о ленинградском фрон-
те.

Много я читал в этом году хоро-
их и старых стихов. Сейчас, после
всего пережитого, они, как лес пос-

A считаю, что поколение писате-

лей, к которому я принадлежу, еще! КУССТВо».
долго не расстанется с темой войны.  Успешная работа над стихами для
Но это не значит, что мы будем пи-  оперетты «Моя Гюзель», идущей

работа будет работой людей, кото-

ных стихов и несен».

Вас. ЛЕБЕДЕВ-НКУМАЧ

Стихи
и проза-

Во время войны я сотрудничал
преимущественно в военной печати.

В прошедшем первом мирном году
я возобновил работу в центральной
прессе и много работал в области
сатиры и юмора. Первая книга сатир
«Колючие стихи» вышла в издатель-
стве «Крокодила» осенью 1945 ‘г.
Сейчас там же готовится к печати
вторая книга под условным названн-
ем «Шипы без роз». Большой сбор-
ник сатирических и юмористических
стихов, как бы подытоживающий
мою многолетнюю работу в этой
области, я сдал в издательство «Ис-

сейчас в Московском театре оперет-
ты, побуждает меня и в будущем не
забывать этого жанра,

Продолжаю интенсивно работать
над песнями для картины «Весна»
(режиссер Г. Александров, компози-
тор И. Дунаевский).

Занимаюсь подбором и редактиро-
ванием большого сборника «Избран-

Планов много: задумал написать
комедию, цикл лирических стихов,
серию новых песен... Хочется пора-

Михаил ПРИШВИН

Былина
0 строительстве

Недавно я закончил повесть «Мир-
ская чаша», посвященную жизни ты-
ла во время Великой Отечественной
войны. В Детгизе, издательстве «Мо-
сковский рабочий» и в «Библиотеке
«Огонька» выйдет моя повесть «Кла-
довая солнца»,

Сейчас я заканчиваю произведе-
ние, над которым работал много лет.

стве Беломорского канала, данкая в
сказочной интерпретации, пропущен-
ная через восприятие детского соз-
нания.

В ближайшее время я приступаю
к работе над книгой географиче-
ского жанра «Моя родина».

Все мои произведения, — будь то
повести или рассказы,—я рассматри-
ваю, как сказку. Издревле сказка В
нашем народе считалась такой фор-
мой народного творчества, где В
основу о была поставлена борьба
доброго начала со злым (Ивана Ца-
ревича с Кащеем Бессмертным, на-
пример). Идея сказки — идея доб-
ра — об’единяет поколения. И по-
тому я считаю своими лучшими про-
изведениями те, которые одинаково
интересны как для взрослых, так и

ботать над коротким рассказом, ко-
торым я когда-то увлекался... Пяти-
летка восстановления и расцвета
рождает все новые и новые мечты
и желания... Хочется порабетать и
в стихах и в прозе; для кино и для
театра, для эстрады и для самодея-
тельности; для взрослых и для де-
тей; для города и для деревни...
Хочется работать плечо к плечу со
всеми и помогать пятилетке очерком
и рассказом, песней и фельетонам,

пьесой и стихом... Хватило бы толь-

ко сил!
o 9. 8
Сергей МИХАЛКОВ

Пьесы и баени

В течение этого года я написал

ле грозы: удивительно чисты, про-  пьесу «Веселые сновиденья», премь-
зрачны, словно помолодели на сто   ера которой будет скоро показана
лет. Припав к этому чистейшему

ключу, все чаще думаю о будущем
нашей поэзии. Очень хочется выра-
зить в стихах то, чем живет наша
Родина, которой ‘в ближайшие деся-
тилетия предстоит выполнить сам “Й
грандиозный строительный план,
какой знала человеческая история.
Новое может выразить только но-
вый стих. Я согласен с Блоком, что
ямб— лучший строительный материал
поэзии. Но нужно счистить с него
плесень эпигонства, нужно уйти от
равнодушных приседаний  стихот-

лом с перспективами, которые неиз-
бежно и жестоко столкнутся в бу-

дущем. Эпоха, собственно, и есть на-
стоящий герой романа.

ю®х >

Ил УВ 1ПИРОКИЕ ПЛАНЫ

`В годы войны я работал как пуб-
лицист в ленинградской и фронтовой
пёчати После четырехлетнего пере-
рыва я получил возможность вер-
нуться к своей основной работе по-
следнего времени — историко-лите-
ратурной монографии «Горький и
его время». Широкий план первого
тома, вышедшего до войны, обязы-
вает меня вести и последующие то-
ма в этом об’еме, и, как часто быва-
ет, материал растет с ходом работы:
второй том приходится ограничи-
вать 90-ми годами с их сложными
идеологическими и литературными
процессами.

Во время блокады Ленинграда я
прожил несколько месяцев на аэро-
дромах Балтики. Живя среди летчи-
ков, я ежедневно убежлался, какие
огромные залежи материала жлут
писателей, — и могут не дождаться,
потому что многое забывается, не
записанное, не закрепленное теряет-
ся в памяти, вспоминается уже с
трудом. Оставить портреты людей
исключительной воли и силы харак-
тера, показать великолепное творче-

cTBO людей летной профессии — все

это казалось абсолютно необходи-
мым. Сейчас я подготовил к печати
книгу о славных балтийских истре-
бителях, оборонявших подступы к
Ленинграду.

Среди бесед, проводившихся
мною на фронте на темы истории и
культуры, по случайному поводу
возникла тема: «Горький и Шаляпин.
История их отношений». Успех этой
беседы -у слушателей каждый раз

был исключительный, и только на
первый взгляд ее успех, да еще во’
фронтовой обстановке, мог пока-
заться непонятным. Тема эта — о
славе русского искусства, о Горь-
ком, человеке, до конца преданном
интересам народа, и о его борьбе за
Шаляпина, гениальное искусство ко-
торого он так горячо и самоотвер-
женно стремился поставить на служ-
бу народу.

Сейчас на этом материале выросла
книга.

Вместе с работниками Архива
А. М. Горького для Гослитиздата
мною подготовлен У том «Архива
Горького», содержащий неизданную
переписку В. Г. Короленко и А. М.
Toppkoro, под редакцией Н. В. Ко-
роленко и с моей вступительной
статьей «Короленко и Горький».

Надеюсь теперь, в связи с прибли-
жающимся 100-летием со дня смер-
ти В. Г. Белинского, осуществить
давно задуманную мною книгу —
рассказы о Белинском и его совре-
менниках.

Среди работ, связанных с Горьким,
самая большая работа моя в настоя-
щее время — текстологическая ре-’
дакция третьего издания собраний
его сочинений, дополненная двумя!
новыми томами и расширенным про-

ворных гимнастов, нужно вызвать к
жизни все силы, заключающиеся в
динамике пушкинского стиха. Насту-
пающие годы становятся годами но-
вого расцвета русской поэзии. Bor
почему всем нам так нужны творче-
ские споры: без них нет развития в
искусстве.

Центральным Детским театром в по-
становке В. Колесаева. Одновремен-
но с пьесой на эту же тему, но раз-
BHB ее, я написал сценарий для
Союздетфильма.

В 1946 году в издательстве «Совет-
ский писатель» вышла книга моих
басен, иллюстрированная художни-
ками Кукрыниксы и А. Каневским.
Пожалуй, эта сеоия басен и была мо-
ей основной работой в истекшем го-
ду. р

Детгиз выпускает для школьников
книжку переведенных мною веселых
стихов известного польского поэта
Ю. Тувима («Птичье радио», «Азбу-
ка», «Овощи» и ‘др.).. :

Сейчас я заканчиваю комедию для
детей «Особое задание». Действие

ее происходит в наши. дни в одной

для детей. Е
ют

Леднид РАХМАНОВ
Счастье творчества

В истекшем мирном году я нани-
сал совместно < Евгением Рыссом
повесть и пьесу © советском моло-
дом следователе и первом большом
его деле, проведенном в военных
необычных условиях. Для меня эта
работа быша первой в том жанре,
который условно можно назвать де-
тективным.

Инсненировка для МХАТ «Унижен-
ных и оскорбленных» Достоевского
была следующей работой 1945 года.

Одновременно я продолжал нача-
тый еще до войны роман о науке,
который явится основной моей ра-
ботой и в текущем и в будущем,
1947 году. Это роман о трех ноколе-
ниях ученых.

Время — влиятельный драматиче-
ский фактор сюжета: ученому нехва-
тает жизни и он передает эстафету
следующему поколению, оставаясь
жить в умах и серднах учеников.
Вечная юность науки, шагающей к
новым просторам, — вот в самых об-
щих словах тема романа.

Отнюдь не для того, чтобы отдох-
нуть от «ученого глубокомыслия»,
начал недавно писать комедию «Я

Это «Падун» — былина о строитель-*

все забыл» — о хранителе районно-
го музея, который был на фронте
минером, а нынче вернулся к своим
мирным занятиям. Я. хочу, чтобы
этот: доверчивый, мнительный, скуч-
новатый и мечтательный человек
был счастлив, счастливее, чем до

дачной местности, в среде школьни-
ков. 7 Е :

BOHHBI, — Kak 6bl CHaCTbe HH Ha3bIBa-
‚лось: любовью, творчеством,

ЫЙ ПОСЛЕВОЕННЫЙ ГОД

pe, иванов ЖИЗНЬ ХУЛОЖНИВА

За прошлый год я написал ро-
ман «При взятии Берлина», неболь-
шую книгу воспоминаний «Встречи с
Максимом Горьким» и почти закон-
чил книгу новых рассказов «Двад-
цать один удивительный случай».

В будущем году, или, вернее, /
текущем, хочу написать роман «Зер-
но» — о творчестве, о советском
человеке на новом историческом эта-
пе, когда великая социалистическая
держава поиступила к творчеству
по осуществлению первого послево-
енного пятилетнего плана. Мне .хо-
чется показать морально-политиче-
ское единство советских людей при
осуществлении планов этого творче-
ства. План — это вера, энтузиазм,
знание, искусство. Наш новый пяти-
летний план, задуманный народом
еще в недрах Великой освободи-
тельной войны, это — могучее зна-
мя борьбы и труда советских людей,
знамя нового общества.

Кроме того, думаю написать две
пьесы. Одна из них по теме будет
параллельна теме романа «Зерно».
Другая — «Штурм рейхстага» будет
инсценировкой одного из эпизодов
романа «При взятии Берлина».

Возможно, что напишу еще pac-
сказы’в книгу «Двадцать один уди-
вительный случай». Хочется полней
и ярче выявить тему этой книги. Те-
ма книги — красота и фантазия, та
красота и фантазия, которая поддер-
живает жизнь, восхищает и очаро-
вывает. А выявить эту тему нелегко.
Красота в искусстве добывается C
трудом. Красоту надо выстрадать,

да она становится закон-
в свои границы.

фантазии, TO Под

только тог
ченной и входит
Что же касается

нею я понимаю суб’ективное, ори-
гинальное, личное понимание тех
являются  об’ектом

идей, которые
искусства. Ведь
идеи воспроизводимог‹
та, надо вкладывать ду ry,

хотите,
эти идеи, если X
вить» эти идеи красотой, добром,

сочувствием, любовью, . пен
ностью. И еще одно. Поскольку Pe -
сказы книги «21 удивительный Сс у-
чай» — фантастические, TO B них не
избежно должно было ан
столкновение человека с р
Материя — тяжела, а НН
борьба с нею нелегка, материя стр
мится подавить человека. Поэтому
материю, воспроизводимую B искус-
стве, мы жаждем видеть побежден-
ной, претворенной человеком в ры
кий совершенный и положительны
образец. Когда скульптор выбирает
материал для статуи, OH возьмет
глыбу мрамора, без трещин и совер-
шенного цвета, ближе всего HOAXO-
дящего к цвету человеческого тела,
Но — не глыбой, а статуей должен
представить писатель материю, в
своих фантастических рассказах...

Таковы мои осуществленные и
осуществляемые планы, таков кусок
жизни художника. А жизнь худож-
ника — есть экзамен его индивиду-
альной воли. Только в отличие от
прочих экзаменов этот наш экзамен
никогда ‘не оканчивается. И опяжь-
таки в отличие от прочих экзаме-
нов — это очень хорошо.

мало понимать умом ,
о нами об’ек- //
сердце в *%
<осчастли-

Oo: Oise

Генная Ш ДВЕ КНИГИ

После трех войн: войны с Финлян-
дией 1939—40 гг., Отечественной и
войны с Японией, совсем недавно, я
снял воинскую шинель и снова сел
за письменный стол.

Многое увидено, многое пережи-
то, много передумано и об очень
многом хочется писать. Но в пер-
вую очерель меня увлекают две
темы.

“Финляндия в результате разгрома
немецкого фашизма, в дружбе с Со-
ветским Союзом, опираясь на свои
внутренние силы, строит сейчас свою
народную демократию. Самоотвер-
женной борьбе финских демократов-
революционеров против правителей
типа Рюти—Таннера, борьбе, полной
захватывающего, драматического
интереса, я посвятил в свое время
романы «Мы вернемся, Суоми! и
«Клятва», повести «Падение Кимас-
озера» и «Третий поезд» и отдель-
ные новеллы в книге «Ялгуба». Те-
перь же я работаю над книгой, ко-

< <

торая, показывая сегодняиний  этап
развития Финляндии, явится логиче-
ским, историческим и сюжетным за-
вершением всей этой серии книг, В
основу новой книги, как и прежних,
будут положены действительные со-
бытия, И впечатления, вынесенные

мною от поездки в Финляндию, и ма-

териалы, собранные за несколько
лет работы на Карельском фронте.
Второй темы, которая увлекает
меня, я Уже касался в книжке «Вред:
ная черепашка и теленомус». Это
тема грандиозной научной борьбы в
агробиологнии, связанная ¢ работами
академика Лысенко. Боръба эта на-
столько интересна, плодотворна, она
так непосредственно затрагивает
жизнь миллионов людей, формирует
новый тип ученого, устанавливает
новые методы взаимосвязи науки
и практики и так увлекает меня, что
я мечтаю о том дне, когда посяе
предварительной работы усядусь за

стол и начну рукодись этой книги.

ped

Николай НИКИТИН РОМАН 0 МОЛОДОСТИ

Я работаю сейчас над романом,
действие которого начинается как
бы с 1941 года... Я говорю как бы,
потому что избранная мной форма
романа дает мне возможность в не-
  которых его главах ретроспективно
  затрагивать и более раннее время.
Главное действующее лицо романа
—Сережа (Серый), пятнадцатилет-
ний подросток. Это критический воз-
раст. И время, в котором приходиг-
ся действовать моему герою, тоже
критическое, огромное, время вели-
ких испытаний души и тела, время
  борьбы, больших жизненных потря-
  сений и, наконец, время надежд и
  великой победы. Мой герой растет в
  эти огненные дни. Это обыкновен-
[ный, как будто бы рядовой юноша,
имя им — сотни тысяч, это наша мо-

Константин ПАУСТОВСКИЙ

В этом году я работал над боль-
итой автобиографической повестью
«Далекие годы». Первая часть этой
повести, охватывающая мое детст-
во, напечатана в журнале «Новый
мир». Я закончил вторую часть нпо-
вести — «Классическая гимназия», по-
священную моим гимназическим го-
дам.

«Далекие годы» не является чисто
мемуарным` произведением. Каждая
глава этой повести представляет со-!
бой законченный рассказ. Мемуар- !
ный материал повести подчинен
художественной идее — показу фор-

лодежь. Она вынесла на своях тилечах
очень многое. Фон романа — Россия,
ее поля, леса, заводы, маленькие го-
родки, обе столицы, фронт. Действие
романа начинается с Москвы, затем
переходит в глубокий тыл, на берега
реки Вятки, затем переносится в Ле-
нинград, в самые бурные и боевые
его дни, затем наступает третий пе-
риод, уже наши дни, дни такой же
бурной, восстановительной жизни,

Не следует думать, что люди. роз
мана—только молодежь. Еет, Сережа

действует не в изолированном
мире. Мой герой телько-впрелеляе {^^ —:
сюжет романа.

` Сейчас я работаю над второй

частью, вернее сказать, над второй
книгой романа.

o 6 6

нии КНИГА 0 РЕКЕ

которого я был, а также мои встречи
с выдающимися людьми, например,
с художником Врубелем, другом мо-
его отца. .

В ближайшее время я приступлю
к работе над третьей частью пове-
сти, охватывающей студенческие
годы. Кроме того, буду работать но
заказу Государственного географи-
ческого издательства над произведе-
нием географического жанра. Это
будет книга об одной из маленьких
рек средней полосы России. Я дол-
жен буду показать в этой книге пей-

тив прежних изданий разделом при-
мечаний.

Первый том моей монографии

День печати литературная общественность Москвы от-
метила в этом году традиционным книжным базаром в Мо.
сковском клубе писателей.

В залах и гостиных клуба разместились киоски изла-
тельств и книготортовых

организаций столицы. Особым

ники

В гостях у писателей побывало много актеров, художни-

ков. ученых — любителей книги.
Книги быстро раскупаются.
Писатели и гости расходятся,

Лескова. Некрасова,

унося © собой однотом-
сочинения Молпассана.

‚ писателя.
Больтера,

мирования нашего современника и

Во второй части. повести отраже-:

заж, жизнь населения и весь ком-
ее интересных вещей, связанных
с небольшим, но характерным куском

«Горький и его время» выйдет вто-
рым изданием с новыми материала-

спросом пользовалась художественная

ми и дополнительными исследовани-
AMM.

прилавка, едва успевал упаковывать толстые

литература. Киоск
«Советского писателя» выручил 20 тыс. руб., треть суммы,
полученной всеми киосками за два лня —5 и 6 мая. Заве-
дующий киоском В. ПТафир, 20 лет работающий у книжного

пачки книг.

Лермонтова. стихи Ахматовой, Твардовского и др. В течение
двух дней было продано свыше 5 тысяч экземиляров книг.
На-снимке справа: А. Безыменский, П. Антокольский, П. Гер-
ман. Н. Смирнов-Сокольский и С. Алымов. Слева: продавцы

Ал. ИСБАХ

...Я получил. письмо от друга из-под
Берлина. «Мы готовимся к годовщине
Победы, — пишет он. — Гвардейцы сами
написали пьесу
ставим ее в дивизионном клубе. Это це-
лый лворец. Вмещает он тысячу человек.
А помнишь ли ты?..»

Помню ли я? Разве можно забыть те
дни. Шли первые месяцы войны. Мы ухо-
дили в батальоны, чтобы найти своих ге-
роев, познакомиться с ними, завязать
крепкую дружбу. Мы не хотели на фрон-
те, на передовых позициях быть гастро-
лерами. Крепко связаться с частью, прой-
ти с ней боевой путь, жить ее радостями и
печалями — такова была наша задача. А
это значило-— органически войти в жизнь
части, не только писать о людях, но и по-
могать им в трудных боевых условиях,
стать полноправным членом той большой
семьи, которая называлась полком или ба-
тальоном. Это значило—стремиться писать
так, чтобы каждый твой очерк о человеке
помогал воститывать других людей в пол-
ку, чтобы каждая твоя зарисовка играла
свою роль в общей политической работе
батальона.
блиндаже 759-го полка 163-й ди-
визии мы жили вшестером, Михаил Арте-
мович Дунаев, секретарь полкового парт-
бюро; инструктор пропаганды Борис
Юдин, любимец полка, весельчак и забав-
ник, — по утреннему морозу он бегал на
лыжах в одних трусах, приводя в сму-
щение и ужас часовых, кутающихся в ту-
лупы; широкоплечий, кряжистый красно-
армеец-большевик. Иван Баштовой, секре-
тарь политической части, бывший учи-
тель истории; худенький, всегда удивлен-
ный Митя Сергейчук, комсомольский во-
жак полка; я и фотокорреспондент нашей
фронтовой газеты. Жили в тесноте, да не
в обиде. В полку наш блиндаж назывался
«партийным». Весь день мы бродили по
ротам, по батареям, собирались к вечеру,
и тогда начинались долгие задушевные,
ночные разговоры о событиях прошедшего
дня, о жизни, о людях полка, о боях про-
шлых и будущих, о доме, о счастье. Раз.
говоры не для записной книжки и не для
очерков и рассказов, но именно те раз-
говоры, без которых нельзя было бы на-
писать ни будущих очерков, ни рассказов.

Потолок блиндажа был заклеен огром-
ной исторической картой: Русь в [Х веке.

Друзья и герои

из истории дивизии, по-

ЗАПИСКИ ВОЕННОГО
КОРРЕСПОНДЕНТА

Как она попала, эта карта, в блиндаж пе-

редовой линии, сказать трудно. Вернее
всего, притащил ее комендант из разру-
шенной ликолы соседнего села. Иван Ва-

сильевич Баштовой лежал как раз под
Хвалынским морем, ныне именуемым Кас-
пием. Когда разговоры о текущей жизни
подходили к концу, он брал лыжную пал-
ку и, водя’ по потолку, рассказывал увле-
кательные истории о полабских славянах,
о кривичах, о вятичах, о Киевской Руси, о
битвах с половцами и печенегами. Так
раскрывалось перед нами в блиндаже
759-го полка, в двух километрах от вра-
жеских линий, славное прошлое нашей Ро-
дины, так и засыпали мы под мерный голос
красноармейца Ивана Баштового.

...Гы помнишь, Артемыч, тот бой под
Хилковым, когда наш друг Баштовой под-
нял батальон в атаку? (Он был уж тогда
политруком и носил три квадрата в пет-
лицах). Ты помнишь, Артёмыч, тот жаркий
бой под Хилковым, когда погиб Иван Ва-
сильевич Баштовой? Ведь именно ты свер-
нул в тот вечер историческую карту и по-
ложил ее в минометный лоток, где храни-
лись у тебя особо важные документы. Где
сейчас эта карта, Артемыч? Довез ли ты
ее до Берлина?

А на другой день погиб Митя Сергейчук:
Помню ли я? Да разве можно об этом за-
быть?

..Багряный сентябрь 1941 года. Враже-
ские полчища движутся на восток, к Ле-
нинградскому шоссе. Взят Демянск. Заня-
та станция Лычково. Немцы нависают над
Валдаем. Навстречу немцам, к селу Кру-
тики, выходит 163-я дивизия. Здесь был
рубеж. Здесь остановились немцы в сен-
тябре 1941 года. Здесь им преградили путь
наши войска.

Деревня Крутики стала аванпостом на-
шей передовой линии. В одну ночь ма-
ленький гарнизон села, почти отрезанный
от своих, выдержал восемь атак. В по-
следнюю, восьмую атаку немцы пошли
под утро. На этот раз они пустили в ход
огнеметы. Казалось, огонь заливает нуле-
метные гнезда. Начальник гарнизона села
Крутики Илья Рештаков подполз туда, где
находилась огневая точка пулеметчика
Журавлева. Он ввалился в окоп и остано-
вился, изумленный. Пулемет был разбит.
Пулеметчики лежали на дне окопа. Но по
правую сторону пулеметного гнезда стоял

Адрес редакции и издательства: ул. 25 Октября, 19. (Для телеграмм — Москва,

Г0911.

: —__А——АдА

в окопе боец Журавлев и продолжал вести
из винтовки огонь по фашистам. Все во-
круг него было сожжено. Дымилась чер-
ная опаленная земля. Окровавленное лицо
Журавлева было неузнаваемо. Ни шкваль-
ный огонь, ни смертельные струи огнемета,
сжегшие его товарищей, не могли заста-
вить бойца Журавлева покинуть свой пост.
Огневая точка продолжала жить.

Таких бойцов сломить было невозмож-
но. Гарнизон Крутиков устоял. Илья Ива-
нович Рештаков получил благодарность
‘командарма. В последний час боя был ра-
нен связной Рештакова, веселый комсомо-
лец Коля Костычев. Лежал он неподалеку
от окопа и зажимал рукой рану, из кото-
рой лилась кровь. Илья Рештаков вылез
из окопа и пополз к Костычеву. Он поднял
бойца и понес его в блиндаж. Пуля попала
в сумку младшего лейтенанта. Она про-
рвала бумагу, на которой написано было
рукой комиссара Ивана Подгорного, что
он, комиссар, рекомендует принять Илью
Рештакова в Коммунистическую партию—
большевиков.

Той же ночью в блиндаже мы принима-
ли в партию начальника гарнизона села
Крутики. Секретарь партбюро Михаил Ар-
темыч Дунаев изучал бумаги при мерцаю-
щем свете коптилки. А мне, помнишь, Ар-
темыч, ты поручил вести протокол заседа-
ния. ;

Они приходили прямо из боя, и горячим
воздухом боя был согрет ‘наш блиндаж в
ту морозную, вьюжную ночь. Рештаков,
начальник гарнизона села Крутики, вынул
рекомендацию из своей походной сумки.
Дыра от вражеской пули зияла в самом
центре листка. Боевая эта отметка под-
тверждала слова рекомендации...

После Рештакова приняли мы в ту ночь
Алексея Маслова.

Старший сержант Алексей Маслов со-
брался подать заявление в партию еще пе-
ред боем. У него нехватило одной реко-
мендации.

— Хорошо, — сказал комиссар, оглядев
его коренастую, крепкую фигуру. — Пока-
жите себя в бою. А рекомендация найдет-
ся.
Бой был упорный. Маслов ‘командовал
взводом связи. Под огнем фашистов день
и ночь он давал связь от командира полка
к комбатам и в рештаковский гарнизон, в
Крутики. Осколки мин часто обрывали про-
вод. Переползая от кочки к кочке, Маслов
с двумя помощниками проверял линию.
искал обрыв и восстанавливал связь. Все
трое были ранены одной миной. Они ne.

Литгазета). Телефоны: секретариат —
писем —К 4-26

Типография «Гудок»,

‚хочу сказать,

K 5-10-40, ornems: критики — К 4-76-02, ли
-04, издательство — К 3-19-30.

книг: В. Шафир. А. Державин и Н. Ветров.

ревязали друг друга и добрались до ко-
мандного пункта. Маслов сдал товарищей
санитарам, а сам остался на поле боя.

- На другой день комиссар вызвал его к
себе.

— Маслов, — сказал он. — Я узнал, что
вы ранены. Немедленно отправляйтесь на
медпункт.

— Я не могу оставить своих бойцов, —
тихо сказал старший сержант. — Разре-
шите мне остаться здесь. Я уйду, когда
кончится бой.

Комиссар пристально посмотрел на него.

— Ну как, полковник, — спросил он
неожиданно командира полка. — Напишем
ему теперь рекомендацию?

— Я — обеими руками! — сказал пол-
KOBHHK.

Маслов пришел в наш блиндаж с полу-
ченной от полковника рекомендацией. Он
стоял высокий, ‘плотный, в каске, с винтов-
кой в левой руке. Сквозь повязку на пра-
вой руке проступала кровь. Он передал
свои документы секретарю — тебе, Арте-
мыч. И мы приняли его в партию, вслед
за Ильей Рештаковым.

... Об этой ночи, о простых людях, при-
ходивших в наш блиндаж, о новых комму-
нистах мы написали несколько очерков и
в фронтовую газету и в «Правду». А друж-
ба, возникшая в ту ночь с новыми нашими
героями, не обрывалась.

Через два года, в октябре 1943-го, мы
получили письмо от капитана Алексея Ма-
слова.

«Здравствуйте, товарищи, — пишет вам
знакомый по боям за деревни Хилково —
Крутики. Помните, я был у вас в пар-
тийном блиндаже с рекомендациями о
вступлении в ВКП(б), раненный в правую
руку, в звании старний сержант. Вы обо
мне написали потом в газету «Правду», и
эту статью прочли все у нас в полку и на
моем заводе. Я обещал вам писать о себе,
но не писал, да и как будто не о чем
писать, потому что двадцать пять месяцев,
проведенных на самых передовых HO3H-
циях, приучили меня смотреть на всякие
страсти совершенно спокойно. Но я решил
сегодня поделиться своей радостью. Я вы-
рос до начальника связи полка, а ведь до
войны я был простым рабочим. Командо-
вание наградило меня новым боевым орде-
ном. И я буду дальше еще крепче сра-
жаться за Родину, за все русское. Многое
еще предстоит нам впереди. И может
быть, еще где-нибудь встретимся с вами,
и может быть, даже под Берлином. Но я
что никогда не забуду

Москва, ул. Станкевича, 7.

ны большие события: Русско-япон-
ская война, революция 1905
смерть Л. Н. Толстого и А. П. Чехо-
ва, убийство Столыпина, свидетелем

года,   <

нашей страны. Жанр

книги будет
приближаться к ж то

М ещерская сто рона» вышедшей В
A у :

Крутиков и той ночи, о которой вы писа-
ли, когда я вступил в ряды нашей партии...

Вырезки из газет «За родину» и «Прав-  колхозной
да» я храню в своем партийном билете. И! привлекает внимание
телей.

еше посылаю вам письмо секретаря пар-
тийного бюро своего завода».

Письмо с завода было короткое: «Това-!
рищ Маслов! Мы читали о тебе в тазете!
«Правда». Мы знали тебя, как хорошего
производственника-стахановца, а теперь
узнали, как волевого и боевого команди-
ра нашей Красной Армии, Это пример для
рабочих нашего завода, чтобы лучше поз!
могать фронту в разгроме немецких фа-
шистов...»

..Я перечитываю часто эти нисьма дру-
зей, и та ночь под Крутиками и многие!
другие ночи опять возникают в памяти. Я
приеду к тебе под Берлин, Артемыч, мы
проедем по местам боев и вместе посмот-

рим пьесу в новом клубе, пьесу, говоря-

щую о ‘нути дивизии от Крутиков до Бер-
лина. И мы вспомним старое и поговорим
о новом и выпьем добрый стакан вина, ко-
торое не всегда бывало у нас в «партий-
ном» блиндаже, но всегда найдется теперь
У такого болышюго начальника, как ты.

Год назад мы вернулись с полей вой-
ны, перелистали свон дневники и 3anHc-
ные книжки, и образы-наших друзей и ге-
роев опять возникли перед нами. Мы мно-
го писали в военные годы. Но все, что
написано до сих нор, это только преди-
словие к большим, настоящим книгам о
войне. К тем книгам, в которых будет рас-
сказано об Отечественной войне без лаки-
ровки, без громких слов, без патоки, рас-
сказано просто и сурово. Появились люди,
которые утверждают, что рассказы о вой-

не прискучили читателю, что нужно. дать    НАУК Д. Д. Благой, ТИ Филологических
: Тимофе › Т. И. Сильмани Л. И
передышку, что не следует сейч НЕ on
о войне. Что может car Ир ве. ана Ученой степенн кандидата
ных разговоров. Только сейчас мы можем на remy: их Mays Н. В: ТУМСКОЙ

приступить к показу войны и ее героев со
всей той ответственностью, которую тре-
бует сама взятая тема. Это будут книги
и о людях, и о природе, и о сражениях
и о деревьях,

росших у блиндажа, и о

Крутиках (у каждого были свои «Крути-  id ee Beye Al A. Ammeet. 1 ORO
ки»), ио Берлине — книги о многом. Коми ОтаЦиями и отзывами можно озна.
Эти книги о войне не могут быть скова-  1 дневно с 9 час ‘остарнате института еже-

ны рамками каких-нибудь канонов или
жанров. Здесь будут и военно-историче-
ские романы, и сборники новелл, и позмы
и лирика. Писателям, побывавшим на вой.
пе, есть о чем рассказать. Они выполнили
свой долг на фронте, они выполнят и сей-
час свой долг перед народом.

Николай Григорьев.
ли материалы,
районах Ленинградской
давших от немецкой ок
вести, участник обороны Ленингра
Лукич, возвращается на
женного немцами
возглавляет восстанов
торый вырастает и р
военное время. Н. Григорьев
цикл рассказов о колхозной
вый из них — «Легкий че
тан в журнале «Ленинград».

ства посвящена
«Солнечный день». М. Жест

ЛЕНИНГРАД.

корр.). Тем
деревни послевоен ) я

ного времени
ленинградских писа-

Большую повесть. «Иван Лукич» пишет

В основу повести лег-
собранные писателями в

области, постра-
купации. Герой по-
да Иван
пепелище уничто-
богатого колхоза. Он
ление колхоза,
асширяется в после-
ым задуман и
деревне, пер-
ловек» — напеча-

Теме восстановления колхозного хозяй-

повесть Е. Люфанова

ев готовит кни-

Гу колхозных рассказов «Устой»

SS ere
a SS Cee se me

BO ВТОРНИК 21 МАЯ В 13

в заседании Уч
еного Совет.
мировой литературы им. А i

(ул. Воровского, 25-a)

состоится ЗАПТИТА ДИССЕРТАЦИЙ

На соискани

е ученой
филологических наук
на тему:

«АМЕРИКАНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ,
РАДИЩЕВ И РУССКОЕ
ОБЩЕСТВО ХУШ ВЕКА».

Офиц. оппоненты: докто

ЧАС.

Института
Горько!о

степени доктора
А. И. СТАРПЕВА

«КРИСТОФЕР МАРЛО
КАК ПОЭТ И ХУДОЖНИК»

Офиц. оппонен

nie
наук И. М. Hycnnom OP, buxonornsecrny

усинов и к

ас. ло 18 час,

т ——=—ы=ыы=ы=ыы—ы5“—5.—.—.5...

тератур братских республик —К 4-60-02, искусств —

Редакционная коллегия: Б.

ГОРБАТОВ,
ь Е В. КОЖЕВНИКОВ,
АРШАК, Л. ПОЛИКАРПОВ,

Л. СОБОЛЕВ, A. СУРКОВ (отв. редактор).

К 3-37-34, информации в

ПНА

Зак. № 1131.