=

ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

ПОТТЕРА ТУРА Я
TABIETA,

N 22 (2285)

Литератур

В исторической речи 9 февраля 1946
тота товарищ Сталин выдвинул важнейшую
задачу: «...не только догнать, но и превзой-
ти в Олижайшее время достижения нзукя
за прелелами нашей страны».

Проблемы науки и техники должны стать
сеголня в число генеральных тем нашей лн-
тератулы.

Научно-хуложественная литература—
Жанр не новый. В русской литературе он
утвержден Ломоносовым. Проблемами жая-
ра занимались Добролюбов, Белинекий. Uz-
capes. Но только в советекой литературе,
пох влиячнем Горького, он получил игиро-
кое развитие.

Оевоение научной темы в литератуте
Разнвобразно, и это приводит к появлению
разнсвидностей и научно-художеетвенного
жанра.

Ближе других к привычным литератур:
ным формам стоят рассказы о жизни заме-
чательных ученых прошлого, в которых ни-
сатель, не ограничиваясь сообщением жи:
теиских подробностей, стремится ввести чн-
татетя в творческую лабораторию ученого:
познакомить с логикой естественно-науч-
ных рассуждений Ломоносова или © кропот-
ливой и вдохновенной экепериментальной
работой Попова. Увлекательные подробню-
сти научных исследований становятся
здесь деталями биографии ученого. Есть
немало удачных книг в этом жанре. Но
нгирокая научная Tava не вмещается
в Памки научно-биографической литерату-

ры: ведь работа отдельного ученого—это
краткий миг в жизни науки. Широкая на-
учная тема приводит писателя к новым. ли-
тературным формах. предсказанным Tops-
Ким: к многоликому, коллективному герою,
действующему в масштабе контилентов я
столетий. Сотни людей науки и техники в
ехиной великой эстафете несут через века
немеркнущий светоч знания. И не жизнь
отдельного ученого, а жизнь науки. ее судь-
ба. перинетни её развития оказываются ею-
жЖетом книги. Биографии отдельных. ученых
становятея здесь деталями «биографии на-
уки». К произведениям подобного рода от-
носитея книга М. Ильина и Е. Сегал «Как
человек стал великаном». К коллективному
образу русского илженера принтел Л. Гуми-
левский. стремянгийся показать в своей
книге «Русские инженеры» наннональный
черты русской технической культуры.
Еняги по истории науки и техники—
очень важный и нужный литературный
жанр. «Это чрезвычайно важное дело. Мо-
лохежь в особенности должна знать историю
науки», — подчеркнул товарише Сталин в
беседе с академиком Комаровым.
Разумеется, что нужлая и важная тема
Cama IIo себе еще не делает произведение
художественным. Вопросы неяхологии твор-
чества, истории техники, культурно-ислу-
рические проблемы могут составлять пред-
мет специальных научных исследований,
научно-популярных работ и, нажонен, ху-
дежественных произведений. И залача пи-
сателя — подойти к этой теме сю всем ар-
сеналом^ изобразительных сределв  совре-
уенной художественной литературы,
Ato трудная и необычная работа.
Писатель должен преодолеть традицион-
ное для прошлой литературы предетавла-
ние, созлавтиееся в те далекие времена,
когда техника была скоемпрометирована в
тлазах литераторов жестоким  эксилоата-
тореким применением, которое она имела в
руках буржуазии. В основе этого предетав-
ления, характерного и для  совроменной
запажной литературы, лежит стремление
оторвать духовную жизнь человека от ма-
териального мира, в котором он живет.
Нам чужды традиции запалной литерату-
ры, претивопоставляющей  тух— материи,
человока—мапгине. Hania новая социали-
стическая техника, созданная в годы ста-

а и наука

линоких пятилеток, никому не грозит бе-
дой и порабэщением. Мир техники, мир
мапгин, окружающий нас, созлан для
счастья человека и несет на себе печать
его творческого гения.

Отражение нашей действительности было
бы неполным, если бы не включало в себя
этот новый, нашими руками созданный мир.

Мы живем среди малпгин. Люди вклалы-
зают в машины частицы собственной дупти.
Талкам, самолетам, пароходам даются име-
на людей.

Мы находим выразительные epercTBa
для изображения пейзажа, явлений призо-
ды, мы их можем найти и для машин. Ма-
тины можно описывать приемами художе-
ственного нисьма, и это сделает секреты их
фаботы доступными каждому.

Это подтверждается не голыми теоретиче-
скими домыелами, з всей практикой совет-
ской литературы.

Работы советских писателей Б. Житкова.
С. Григорьева. А. Абрамова. И. Нечаева. В
Орлюва и др. показали, что маптину можно
и должно изображать не как безличную
груду металла, а как живое продолжение
рук человека, проявление его разума, об-
леченное в металл.

Еще более сложные технические комп-
лексы— заводы и отройки нятилеток нашли
свое художественное отражение в очерках
М. Шагинян, Б. Агапова, К. Паустовского,
Е. Кригер и др. 0 работе советских научно-
исследовательских институтов хоропю пи-
сали В. Сафонов, А. Поповекий, 0. Писар-
жевский, А. Мешковский. Г. Фиш и др.

И. наконец, величественные картины ог-
ромных производственных механизмов вее-
го народного хозяйства в целом раскрыва-
ются перет нами в произведениях М. Илыи-
на «Рассказ о великом плане». «Горы и
люди» и Н. Михайлова «Лицо страны ме-
HACTCA.

Разнообразны виды научно-художествен-
ной литературы, разнообразны используе-
мые в ней художественные средства. Было
бы неправильным давать универсальные пе-
центы ‹очинения научно-художеетвенных
КНИГ.

Научло-художественная литература име-
ет немалые достижения, но писатели Bre
же в долгу перед современностью.
Величайшие  научно-техничеекие = идеи
напего времени, выросптие на основе тру-
дов русских ученых, — проблемы атомной
энергии, реактивного лвижения, ралиолока-
ции —еще не налтли своего хуложественно-
го выражения. Грандиозные работы по вос-
становлению народного хозяйства ло сих
пот не получили достойного отражения в
научно-художественных ин научно-попу-
лярных книгах. Не написана еще книга об
огромном  военно-техничееком механизме
армии, помогавшем одержать победу в_Ве-
ликой Отечественной войне.

Научно-хуложественная литература иг-
рает и будет играть важную роль в деле
пропаганды науки.

Для того, чтобы пуститься в дальнее
плаванье и открыть новые земли, человеку
нужны были не только ученый трактат по
MOPEXOACTBY, не только популярный учей-
ник навигации, но и «Робинзон Крузо» —
книга, с детства заразившая его романти-
кой путешествий.

Чтобы снарялить мололого человека В
странетвие по неизведанным океанам нау-
KH, чтобы вдохнуть в него силу, опрокихы-
вающую все препятствия на трудном пути,
нужны не только научные и научно-пону-
лярные книги, но и научно-худложественная

‚ литература открывающая перед ним роман-
тику науки и техники.

Чем больше будет созлано нолобных книт.
  тем большая помошь булет оказана писа-
  телями народу в его неуклонном движении
к коммунизму.

>

—

В десятилетию со дня емерти
А. М. Горького

ЛЕНИНГРАД. (От ваш. корр.). Правле-
ние ленинтралского отделения Союза со-
ветских писателей создало комиссию для
проведения 10-летия со дня смерти А. М.

‘Горького. В комиссию вошли И. Груздев
(председатель). А. Прокофьев, проф.
В. Десницкий, М. Зощенко, Н. Никитин и
В. Саянов.

‘русской интеллигенции” в*` Тоды реакции
после 1905 года.

Цена 45 коп:

А. М. ГОРЬКИЙ , ©

Первый раз я увидел эту женщину, ко-
гда она шла за гробом кого-то, очевидно,
близкого ей, — черное облако крепа ни-
спадало с ее головы на стройную, высокую
фигуру, красиво изогнутые губы были
крепко сжаты, на ее лице — точно мрамор-
ном — сухо горели темные глаза, и вся
она показалась мне олицетворением гор-
дого страдания. т

Потом я стал встречать ее на берегу мо-
ря, в пустынном и угрюмом месте: там _ле-
жали один на другом огромные серые
камни — остатки осыпавшейся горы, из-
резанные глубокими морщинами, покры-
тые налетом соли и клочьями мертвых во-
дорослей.

Неподвижно, как изваяние, она сидела
среди камней, — здесь безмолвная глуби-
на ее горя выступала предо мною еще яр-
че, — ветер тихо играл кисеей траура, а к
ногам ее из пустыни моря одна за другой
шли веселые волны и разбивались о камни
У ног ее. Иногда я видел на ее лице тяже-
лые, крупные слезы.

Мне хотелось заговорить с нею, но я не
решался, и вот однажды, ярким, майским
днем, — море помогло мне.

Накануне была сильная зыбь, а в этот
день мягкие, гибкие волны шли на берег
весело и плавно, украшая угрюмые, серые
камни белой пеной, разноцветными брыз-
гами и снова с ласковым шорохом уходя
в море.

Волна лениво подошла к берегу, подня-
ла свой курчавый гребень еще выше, на
мгновение как бы остановилась в шаловли-
вой неподвижности и вдруг, склонясь,
гулко разбилась о камни...

Женщина тихо вскрикнула, быстро под-
нялась на ноги и, улыбаясь, стала встря-
хивать с платья брызги воды.

Когда она крикнула — я бросился к ней,
но тотчас же остановился, видя, что она
не нуждается в помощи.

Она заметила мое движение — ясная
улыбка осветила ее лицо, красиво дрогну-

К. А. ТРЕНЕВ

Моя переписка с Алексеем Максимови-
чем очень небогата, а из имевшихся у ме-
ня в наличности его писем по неприятным
случайностям сохранились не’ все.

Переписка началась за несколько лет до
моего личного знакомства с Горьким.

Первое письмо от него получено с ост-
рова Капри в марте 1911 года. Биографн-
ческие обстоятельства, при которых было
получено это письмо, уже освещались.
мною в печати, когда мне приходилось го-
ворить об огромном значении Горького в
моей литературной биографии.

Биография эта началась очень поздно,
когда мне шел. уже 33-й год. Я был учите-
лем гимназии, литературой почти ‘не зани-
мался, если не считать нескольких неболь-
ших рассказов, помещенных в столичных и
провинциальных журналах ‘и газетах.

В-1911 году меня потянуло ‘написать
пьесу. В этой пьесе отражены настроения

в виде письма „№ 1. Ответ, как видите,
больше чем положительный и для начина-
ющего неведомого автора имеющий реша-
ющее значение. ap 1

- «Мне. хотелось бы послать пьесу К. С.
Станиславскому, — пишет в` заключение

меня, он очень тосковал по живой пьесе, и
я просил бы`вас прислать два экземпляра
рукописи».

Разумеется; начинающего писателя «про-
сить» 0б этом не приходится. Пьеса была
послана Станиславскому и, разумеется, не
была им принята, как не была принята ни
одним из столичных театров.

Не знаю, насколько она оказалась
«вещью талантливой и умной», но знаю,
что эта первая пьеса носила на себе все
признаки неопытности, неумения распоря-
диться материалом. В следующем году она
была напечатана в журнале Горького
  «Заветы», встретила несколько кислых ре-
цензий и канула в вечность.

В конце письма Алексей Максимович
передает привет от В. С. Миролюбова. Это
замечательный редактор замечательного
популярного «Журнала для всех». Его
подписная стоимость была, кажется, 2 руб-
ля в год. Миролюбов, человек большого
  TOHKOTO вкуса и прекрасный организатор,
  сумел привлечь в журнал ряд выдающих-
ся писателей—Горького, Андреева, Серафи-
мовича, Вересаева и других. «знаньевцев».
Не менее велика его заслуга в смысле оты_

ПО ИЗДАТЕЛЬСТВАМ

Ускорить
выпуск книг

В прошлом году болыцнинство — изда-
тельств, главным образом по вине типогра-
фий, не выполнило свои планы. В частно-
сти, Гослитиздат вместо 181 названия книг
выпустил 84, вместо 7 млн. экз. книг —
2745 тык. Из 13 однотомников классиков
‘появилось три, из 17 сборников произведе-
ний современных писателей вышло 6 ит. д.
В общем, план Гослитиздата в 1945 году
оказался выполненным всего на 30—40
проц.

Как выполняется план текущего года?

За четыре месяца — с января по май —
Гослитиздат выпустил 44 книги из 120, на-
меченных но плану 1946 года. Это, главным
образом, многолистные издания: однотом-
ники произведений Лескова и Некрасова,
выпущенные стотысячным тиражом, однс-
томник произведений Горького (тираж
300 тыс.), «Тихий Дон» в одном томе (TH-
раж 100 тыс.), «Война и мир» (65 тыс.)
и др. К 1 мая Гослитиздат выпустил 2 млн.
экз. книг (почти столько же, сколько за
весь прошлый год), выполнив по тиражу
почти половину годового плана.

Казалось бы. на первый взгляд все об-

дит на-днях новое издание романа А. Сте-
панова «Порт-Артур». Типография № 6
Огиза, которая должна была стать основ-
ной полиграфической базой Гослитиздата,
до сих пор не переоборудована. После pe-
конструкции эта типография могла бы вы-
пускать 120 млн. листов-оттисков в гол. Но
Огиз не выполнил своих обещаний, и фак-
тически 6-я типография дает в настоящее
время не более 30 миллионов листов-отти-
CKOB.

Вскоре типографии Огиза начнут печа-
тать учебники, и это неизбежно отодвинет
на второй план заказы  Гослитиздата.
К тому же во втором полугодии предстоит
выпуск многих сложных в полиграфиче-
ском отношении изданий очередных томов
собраний сочинений, иллюстрированных
изданий, к работе над которыми типо-
графии, как правило, приступают неохотно.

Все эти обстоятельства внушают. опасе-
ние за выполнение годового плана изда-
тельства и требуют от его работников серь-
езных усилий для того, чтобы Гослитиз-
дат пришел к концу года с положительны-
ми показателями.

Книги лежат

ляется недопустимым отношением ленин-
Градских типографий к изданию художе-
ственной литературы. Как известно, изда-
тельству «Советский писатель» в Ленин-
граде выделена типография № 3. Однако в
течение четырех месяцев типография про-
должала выполнять любые заказы, кроме
заказов издательства «Советский  писа-
тель». Достаточно указать, что в-апреле
вместо запланированных девяти книг 06-
щим об’емом 81 печатный лист типография
выпустила одну книгу об’емом... около че-
тырех листов: стихи Г. Николаевой «Сквозь
огонь», сданные в производство еше в_на-
чале ноября прошлого года. Из девяти
книг, выпуск которых запланирован на
май, типография выпустит четыре книги,

После вмешательства партийных органи-
заций типография обещает переключиться,
наконец, на выполнение заказов «Советско-
го писателя». В производстве находится
47 книг. С большой неохотой предоставляя
типографию для издания художественной
литературы, управление полиграфическими
предприятиями при Ленгорисполкоме ниче._

Сегодня в номере:

1 стр. А. М. Горький. «Первый

ванная статья о переписке с  А
мация. Накануне горьковских

М.

Черты естественности.
3 стр. Геннадий Фиш. Две книги.

Рассказ публикуется по лвум рукописям-
автографам без заглавия, без подписи и без
даты. Более ранняя’, рукопись содержит
весь ‘рассказ, написанный на двойном ли-
сте бумаги, и переписанный на отдельной
вставке текст большого вычерка.

Рукопись имеет много авторских исправ-
лений.

Вторая рукопись — беловая—на двух е
половиной страницах такой же бумаги, со-

ли ресницы гордых глаз и глубоким, груд-
ным голосом она спросила:

— Я испугала вас?

Потом, указывая глазами на новую вол-
ну, тихо кравшуюся к берегу, она доба-
вила:

— Она так неожиданно высоко плесну-
ла... Извините меня! Я помешала вам...

— Не беспокойтесь, — ответил я, — вы
мне не помешали...

— Да нет же... я видела. Это — нехоро-
шо. Не надо мешать человеку, когда он
молчит...

— Вы... странно говорите... — промол-
вил я. _
— Я знаю цену этих слов, — ответила

‚она спокойно.

И села выше на камень. Снова лицо ее
стало неподвижно, а глаза остановились
на чем-то в дали моря, ярко облитой солн-
цем и пустынной. Там всё рождались одна
за другой веселые, смелые волны и плавно
катились на берег, чтоб со смехом и пе-
ньем разбиться о серые. камни.

— Сударыня! — тихо сказал я, — ничто
не обогащает душу человека так, как ее
обогащает одиночество, но иногла нет сил
пережить свое горе одному..; И тогда
одиночество истощает сердце, как засуха
землю...

Она обернулась ко мне и внимательно,
но молча посмотрела мне в лино печаль-
но-темными глазами.

— Я видел вас, когда вы шли за гро-

Из

скивания и.привлечения молодых дарова-
HHH.

Я, будучи на студенческой скамье, по-
местил там два-три неболыних рассказа.

Письмо это заканчивается вопросом,
имевшим для меня решающее значение:
«А рассказы не пишете больше?» На это
я ответил большим рассказом «Владыка»,
который был напечатан в журнале «Заве-
ты» и положил начало уже серьезной моей
беллетристической деятельности. К сожа-
лению, ‘драгоценный совет этого письма—
писать каждый день по страничке, хоть по
нескольку строк — мною постоянно игно-
рировался. .

Следующее письмо — о мытарствах мо-
ей первой пьесы и все повторение того. же
требования дать рассказ.

Огромное воспитывающее значение име-
ло письмо его о языке, Сурово критикуя
недостатки языка в моей ранней повести

аз я увидел эту
женщину» КА, Тренев. Из ме
дней.

2 стр. Иоганн Альтман. К. А. Тренев. Б. Яковлев.
Демьян Бедный. Мих. Зенкевич. Тема Дальнего Вос-
тока. Е. Кононенко. Трудное иск

прошлого

стоинства; прозы
ого, `(Неопублико-.
`Горьким), Инфор-

усство. Д. Данин;

В. Шкловский. Ло-   Стефаника.

держит первую половину рассказа, перепи-
санную с небольшими изменениями.
Исправлений в этой рукописи немного,
Рассказ можно предположительно отнести
к середине 90-х годов. Публикуется Архи-
вом А. М. Горького. Подготовлен к печати
В. Ланиной. Полный текст входит в ПТ том
Архива А. М.  Горького «Повести и ‘воепд-
минания», подготовленный к печати Архи-
вом А. М. Горького при Институте мировой
литературы Академии наук СССР,

бом,—смущенно продолжал я,—а здесь —
вы плакали...

— О, это был не первый гроб! — сказа-
ла она тихо и наклонила голову. — И не
так больно хоронить людей на кладбище,
как это больно, когда хоронишь их живы-
ми в своем сердце. А ведь случается... вы
знаете?

Я знал. Мы оба замолчали.

У наших ног, играя, умирали волны и
воскресали вновь, назойливо и жадно кри-
чали чайки, нас обнимал здоровый, креп-
кий запах моря, оно сверкало под лучами
солнца зелеными и синими огнями, вели-
колепное, могучее. .:

— Делился ли с вами кто-нибудь счасть-
ем? — вдруг заговорила женщина. — A
ayMaio, — Het. A ropem? BepostHo—uacto,
He Tak ли? Вот видите...

И снова взгляд ее задумчиво ушел в пу-
стыню моря, где среди белых гребней
волн хлопотливо мелькали чайки.

— Мы слишком много говорим о своем
горе, мы слишком много жалуемся. Всё во-
круг нас насыщено нашими стонами... и,
умирая, мы на всем оставляем только от.
печатки наших личных страданий. Прихо-
дят другие люди, они молоды, сильны и
смелы, но прежде чем узнать жизнь непо-
средственно, они отравляются нашим на-
следством. Мы раскрасили жизнь тусклы-
ми, темными красками и только язвы свои
‘рисуем красиво; мы везде, где могли, — а

о

тяжелого раздумья имели его ободряющие

строки: «Не опускай крылий, птица Божия,

в непогожий день ‘легче летать и выше
взлетишь»—хорошо написал мне недавно
старичек сектант из Сибири; добрый и
верный этот совет посылаю’ вам... Будьте
здоровы и — верьте в себя».

Можно представить, какое огромное зна-
чение должны были иметь эти слова для
начинающего писателя, затерянного где-то
Б ee России и как раз не верящего в
себя...

К сожалению, в силу этого упорного не-
доверия к себе категорически и неодно-
KDaTHO повторявшийся в письмах Алексея
Максимовича совет «похерить педагогику
и определенно стать на «оный путь»з—вой-
ти в литературу» не выполнялся мною еше
добрый десяток лет.

Письмо от 11/Х 1915 года о рассказах для

‚ («На ярмарке»); Алексей Максимовия ‘на-!сборника-н журнала «Летопись» ‚написано

стаивает на необходимости для меня вой-   В И с а Горьким этого жур-
: ‘вл ‘DY: -   нала. Мое «доброе имя» в списках сотруд-
Мне посоветовали направить эту пьесу  ТИ В литературу: «Поверьте, что сие гово пор рух

точно осторожен вообще, и особенно
отношении к вам, и я не позволил бы себе

} ников «Летописи», кажется, ‘действитель-
; рится отнюдь ‘не ради утешений, я доста- > ,
на суд Горького. Вскоре последовал ответ в   но фигурировало.

Шаляпин упоминается ‘здесь в связи с

говорить вам‚—вы литератор, даровитый тем, что я послал две книжки своих рас-

человек, если бы не был уверен в этом,
если б крепко не чувствовал этого».
Здесь опять советы, как учиться писать,

Алексей Максимович.—Будучи недавно у ИМевшие для меня огромное значение. И   время в Крыму.

еще большее значение в те годы моего

«Константин Андреевич,

пьеса ваша кажется мне вещью талант-
ливой и умной, но разрешите указать вам
на один ее недостаток, весьма существен-
ный, как полагаю.

Герои ваши иногда разговаривают сами
с собою, — прием старый, не правдивый,
от него уже отказались драматурги, что
и было необходимо. После Ибсена и Че-
хова — неловко прибегать к этому при-
ему. a

На стр. 27-й вы, думается мне, ненужно
огрубили сцену Алеши — Олимпиады из-
лишними повторениями слов «скот», «скот-
ство», — не надо бы этого! В театре это
прозвучит тяжело и вульгарно. :

Пьеса на всем поотяжении нуждается в
Ремарках, — обратите внимание: на это,
иначе режиссеры исказят вас. .

Мне хотелось бы послать пьесу К: С.
Станиславскому, — будучи недавно у ме-
ня, он очень тосковал по живой пьесе, —
и я просил бы вас прислать два экземпля-
ра рукописи.

Вам просит передать привет В. С. Миро-

любов, живущий здесь. Если захотите пи-

сать ему — адрес на меня. Извините 3a
советы, непрошенные вами.
Искреннейше желаю всего доброго.

А рассказы не пишете больше?
А. Пешков“.

«Дело, Константин Андреевич, именно в
языке и прежде всего — в нем. Скучно —
потому что материал, из коего вы лепите
фигуры, — сероват, а это влияет на пла-
стику, делает лица тусклыми.

Но — ведь вот Пистоненко и Багрецов и
Минуточка сделаны живо, ясно, выпукло;
стало быть, язык ваш не всегда одинаков,
‘вернее — ваше отношение к языку не оди-
наково. Поверьте, что сие говорится от-
нюдь не ради утешений, я достаточно ос-
торожен вообше и особенно в отношении
к вам, и я не позволил-бы себе говорить
вам — вы литератор, даровитый человек,
если-бы не был уверен в этом, если-б
крепко не чувствовал этого. Так-то.

Вы — писатель, да; но — вам надобно
взять себя в руки, вам необходимо занять-
ся расширением лексикона. Позвольте по-
советовать следующее: проштудируйте
богатейших лексикаторов наших — Леско-

го не сделало, чтобы обеспечить типогра-   ва, Печерского, Левитова купно с такими
фию квалифицированными кадрами и тех-  изящными формовщиками слова и знато-

нически оснастить ее. В настоящее время   ками пластики, каковы Тургенев,

Чехов,

типография № 3 — одна из наиболее от-   Короленко.

сталых. В ней, например, имеется только

Совет сей, м. 6. покажется вам эксцент-

в типографии

стоит благополучно. Однако нет’ никаких

оснований считать, что успехи, достигну- Недавно директор ленингралского отде-

один латинский шрифт. Вполне возможно   ричным—ничего! все ж-таки попробуйте.
было перебросить более подходящие для   Многим этот совет был дан и многими оп-
художественных изданий шрифты из дру-   равдан. Возьмите язык Куприна до «Пое-

тые в первой трети года, обеспечивают вы-
полнение всего плана,

Нопрежнему задерживается издание оче-
редных томов собраний сочинений класси-
ков. 1-я Образцовая типография, которая
должна была в первом квартале отпечатать
два тома собраний сочинений Чехова и два
тома сочинений Крылова, только в апреле
приступила к работе над этим заказом.
Сборник басен Крылова с иллюстрациями
22 художников, подписанный к печати В
феврале. до сих пор не печатается. Гом
собраний сочинений Ал. Толстого, содер-
жащий все три части романа «Петр [», так-
же должен был быть отпечатан в первом

квартале. Но типография «Красный проле-

тарий» приступила к печатанию этого то-
ма только в мае. . 1

По вине тинографии «Красный пролета-
рий» с пятимесячным опозданием выхо-

ления издательства «Советский писатель»
Н. Брыкин опубликовал в «Ленинградской
правде» большую статью о широких планах
издательства. В статье, между прочим, пе-
речислялись названия тех новых книг, ко-
торые «читатель получит в течение ближай-
ших, недель», ‘и еще примерно пятнадцать
книг, которые в «апреле и мае поступят на
книжный рынок».

Май кончается, но большинства книг,
названных в статье, читатель не получил.
В самом деле, можно ли было предпола-
гать, что повести Ю. Германа или «Михай-
ловский замок» О. Форш, сданные в на-
бор в последних числах марта, выйдут в
свет в апреле? Но дело не только в этом.
Широковещательные анонсы не т
ствуют фактическому положению вешей.
  Это положение главным образом опреде-

соответ. -

гих типографий, печатающих
газеты, журналы, брошюры. Неудивитель.

но, что процент производственного брака нае.

в этой типографии очень велик.
В незавидном положении книги «Совет-

ского писателя», находящиеся и в других   в литературу, в журналистику. Потерпите

типографиях. В типографии «Красный пе-
чатник», например, с февраля без движе-

ния лежит набранная книга С. Колдунова   тия литературных предприятий и, по ско-

«Огни победы».

Следует добавить, что с
мпогих книг тоже не все обстоит благопо_
лучно. После того как выяснилось, что ти-

пографии дают обложки низкого качества,   ТИшь», — хорошо написал

издательство пыталось наладить их печа-
тание в литографиях, но даже такие перво:
классные предприятия, как

ются выполнить заказы издательства,

в основном   динка»

оформлением сильном спросе.

литография   те его—сказан устами, кои долго были не-
Академии наук и Огиза, чаотрез отказыва-   мы; сказан человеком настоящим, исходит

и после, вы увидите, в чем дело и
как вышеназванные писатели хорошо ‘учат

Вам надо бы похерить педагогику и оп-
ределенно встать на «оный путь» — вОЙТИ

несколько, и я думаю, что это устроится,
ибо мы, Русь, накануне широкого разви-
рости, серьезные честные люди будут В

«Не опускай крылий, птица Божия, в не-
погожий день легче летать и выше взле-

мне недавно
верный этот совет посылаю вам — оцени-

сказов Алексею Максимовичу — одну для
Алексея Максимовича, а другую для пере:
дачи Шаляпину, у которого он гостил в то

Уже в конме этого’ письма Горький

жаться к мему, сквозь все заколдованные
леса и вражьи препоны.

Бульте здоровы и — верьте в себя, это
единая вера, коя спасает и вооружает не-
одолимой силой.

Жму руку
А. Пешков“.

Тотчас вслед за письмом старичка про-
читал у Келлермана такие веские слова:

‚ «Благословен закон бренности, обновля-
ющий дни жизни!» Эко, как хорошо иног-
да говорят люди, а?».

«За обещание дать рассказ, — спасибо,
дорогой К. А.! А еще большее — за доб-
рое ваше ‚отношение ко: мне. :

Могу повторить: «На Украйне» написа-
но хорошо: тонко, умно, без «лишнего». Я
очень рад за Вас, рад видеть роёт Ваш, —
извините’ мне эти! неуклюжие слова!

Газета — будет наверняка. Но — пока-
  мест это все-таки ‘между нами, ибо ‚усло-
вия питерской жизни повелевают конспи-
рировать.

Кожемякина посылаю, а портрета всё
еще нет, — не я виною этого, не я! Моего
фотографа нарядили солдатом, и это.нару-
пгило все его профессиональные фокусы.

Здесь все желают реформиороваться, да-
же «Петербургский Листок». Некоторые
министры у себя за чаем и в ресторане
«Медведь» тоже поговаривают, что, пожа-
луй, необходимы послабления. Вероятно,
скоро разрешат свободную продажу крас-

ного вина, и мы будем пить, напевая:

Эх, не все нам слезы горькие

Лить о бедствиях существенных,

На минуту позабудемся.

В чаоованьи красных вымыслов!

Это — Карамзин сочинял, а при нашей
любви к старенькому Карамзин как раз —
в нашем стиле.

Хорош у вас «Миргород»!

Будьте здоровеньки!

А. Пешков“,

«Дорогой Константин Андреевич!

Повесть вашу я получил на три дня ра-
нее вашего письма, прочитал ее и отправил

С. Миролюбову, как все рукописи, до-
ставляемые для «Знания» и «Заветов».

Повесть — понравилась мне и по теме,
и по исполнению, хотя — местами — она
могла-бы быть несколько сокращена. Вла-
дыка — удался, но он слишком много ду-
мает текстами и — почти всегда — при
этом сам себе напоминает, чей текст.
О. ректор — довольно обычен, эпизодиче-
ские фигуры оригинальней.

Вообще-же говоря — писать вы стали
лучше. Вам необходимо больше работать,
и будет очень полезно, если вы каждый
день станете писать хоть по страничке,
хоть по нескольку строк, лобиваясь сжа-
тости, выразительности и музыки в словах.

Сердечно желаю всего доброго!

А. Пешков“.
и

ГОРЬКИЙ. В начале июня состоится
Поволжская научная конференция. Участ-
ники конференции обсудят доклады о про-
блемах изучения творчества Горького, о
местной печати и местных архивах, помо-
гающих осветить жизнь и творчество Горь-
кого, о драматургии Горького на сцене пе-
рифэрийных театров и др.

от народа, а нам снова надобно прибли-

МИНСК. (От наш. корр.). Общественность

и драмы. Б. Брайнина. Облик сол-

дата. Б. Дайреджиев. О советской интеллигентности.

4 стр. Мераб Лордкипанилзе. Певец новой Грузии.
С. Болотин, Т. Сикорская. Глухонемой. С. Швепов.
Платочек. Б. Николаев. Кладезь чудес. В Союзе со-
ветских писателей СССР. В порядке ведения... Твор-
чество писателей

второго с’езда писателей Армении.

Информация. Созыв
Юбилей Василя

Приморья.

«ПЕРВЫЙ РАЗ Я УВИДЕЛ ЭТУ ЖЕНЩИНУ...»

особенно в поэзии — выдвинули вперед
наши личные неудачи. Те, что идут за Г
нами, видят и слышат все это... и утомдя-
ются чужим горем раньше, чем придет

свое. А когда оно приходит — у них уже

нет силы сопротивляться ему... и они тоже
громко стонут... Она замолчала и посмо-
трела в небо, где хлопотливо мелькали
чайки...

— Кто уважает человека, — тот полжен
молчать о себе. Кто дал нам злое право
отравлять людей тяжелым видом наших
личных язв? В древности раненый на
смерть гордо ‘молчал, чтобы и стоном сво-
им не дать врагу злой радости... а мы го-
товы оглушить весь мир жалобным кри.
ком, даже когда у нас болят зубы. Нам
чуждо великодушие молчания... моя пе-
чаль, быть может — моя смертельная
болезнь... но часто люди болеют и уми-
рают от жадности и от излишеств... мне’
их не жалко.

Помолчав, она сказала тихо, но внятно:
— Так хотелось бы видеть людей более
гордыми. Если б я была волшебниней —
каждого новорожденного я наделяла бы
великодушием молчания!
Она встала — высокая, стройная, ‘вся в
легком черном облаке кисеи. У ног ее по-
корно и весело. разбивались волны, ее ли-
но было спокойно, и глубокие глаза гордо
смотрели вдаль.

— Прощайте! — сказала она, кивая го-
ловой, ин вновь длинные ресницы ее ласко-
во дрогнули.

Я поклонился ей молча.

И она медленно пошла среди серых кам-_
ней, то появляясь между ними, то исчезая
вновь, гибкая, сильная, полная великодуш-
ного молчания о своем горе.

Резво и весело одна за другой волны
разбивались о камни берега, и воздух, на-
сыщенный бодрым запахом моря, тихо и
сонно дрожал от их шумного плеска. Ра-
достно и шедро, и безмолвно солние обли-
вало море и землю жгучим плодотворным

светом.

Неопубликованная статья К. А. Трепева

переписке СА. М. Горьким.
(Письма А. М. Горького печатаются впервые).

справляется о здоровье моего брата, а сле-
дующее письмо всецело посвящено хло-
потам Алексея Максимовича o лечении
брата. Это был ‘студент Московского уни-
верситета, заболевший тяжелой формой
туберкулеза, поправившийся было, а по-
том, в связи с крайне тяжелыми условия-
ми, вызванными мировой войной, скончав-
шийся в Алупке.
Совершенно изумительна та присталь-
ная забота, которую проявил в этом слу-
чае Алексей Максимович.

О своей «зависти» так настойчиво гово-
рит Алексей Максимович в связи с печата-
нием в «Русском слове» моих украинских
счерков.

Я не встречал ни одного писателя, кото-
рый так светло радовался бы всякой уда-
че другого, особенно молодого начинаю-
щего писателя, и поэтому «зависть» приоб-
ретает злесь особенно очаровательное зна-
чение. В

Письмо это написано после возвращения
Алексея Максимовича от Шаляпина из Фо-
роса. i]

В заключение хочется привести ‘текст
последней ‘телеграммы ко мне Алексея
Максимовича из Тессели за два месяца ло
его смерти. Он состоял из одного слова;
«Жду» и имел непосредственное отноше-
ние к обстоятельствам последнего года
жизни М, Горького.

Письма А. М. Горького к Е. А. Треневу =

«Пьесу Незлобину послал, ‘карточку свою I
— прилагаю при сем; не обессудьте, луч-
ше этой — нет. i

Пьеса озаглавлена, как вы указали:
«Имение Дорогиных». И нашли же вы с
кем советоваться о заглавии! Да для меня

это самое трудное.

Очень жду рассказа. Думается мне, что
это более ваша сфера, чем ‘драма...

Приветствую, желаю всяческих успехов,

” Ау Пешков .

«Дорогой Константин Андрвевич!

Помните — вы обещали мне ‘лать рассказ
для сборника? Позвольте напомнить вам
ваше любезное обещание. Налажено изда-
ние ежемесячного литературного журнала
«Летопись». Я принимаю в этом журнале
ближайшее участие, печатаю в нем вторую
часть «Детства» и усердно прошу вас о’
деятельном сотрудничестве. __

Пробная книга. журнала выйдет в первых
числах декабря, — могу ‘ли “a “Поместить
ваше доброе имя в список  сотрудников?
Будьте любезны ответить немелля’ и дайте
хотя небольшой рассказ. Укажите ваши
условия.

Дорогой К. А. — сердечно благодарю
вас за книгу вашу, на-днях пошлю вам!
свои. Шаляпину еще не передал его эк-
земпляр, — летом я. его не видал, а сейчас
он в Москве.

Как только вернется в Питер, — я пере-
дам ему книгу. — Благодарю вас и за вни-

мание к нему, он очень оценит это, я’
знаю;
Как здоровье вашего брата? .
Сердечно желая вам всего доброго, Hf
жду ответа

А, Пешков.
П/Х. 915. Петроград.
Кронверкский проспект д. 23; ка. 9.
А. М. Пешкову5.

«С завистью читаю 4Р. С.» «По Украй-
не», дорогой Константин Андреевич, — с
завистью, — хоропю написано! Легко,
плавно, с такой острой улыбкой и такой
славной прустью, кажется — понятной мне.
Поверьте, что это не комплимент, нет! Я
очень внимательно читаю вас и уверенно
жду много великолепного из-под вашего
пера. ; Е

Я также ожилаю, что вы пришлете что- it
нибудь «Летописи», — можно ожидать? И
— скажите: разрешаете Вы поставить Ва-
ше имя в числе сотрудников на 17-й гол?
Буду очень благодарен, если ответите ско-

Воротились Вы из Коктебеля? Я очень
отдохнул в Форосе и теперь весьма охот-
но везу свой воз.

Будьте здоровы!

Всего доброго.

А. Пешков“.

Письма А, М. Горького публикуются то ан-
тографам, храняштимся в Архиве А. М, Горького
м мировой литературы Академии наук

>—————
Накануне горьковских дней

Белоруссии широко готовится К ознамено-
ванию десятой годовщины со дня смерти
А. М. Горького. В учебных заведениях со-
стоятся научные сессии, посвященные жиз-
ни и творчеству Горького. С воспоминания.
ми о Горьком выступят писатели, встречав. 4
шиеся с ним, читатели, получавшие от него
письма. В Минске будет открыта выставка
«Горький—великий патриот»,

я