tu}

a
if
a
H
a4
И
п

в

и я :

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
— Пятнадиатилетие освобождения
(Советского Севера

Всесоюзная Коммунистическая Партия (больш.);

Орган Центрального Номитета и МН ВНП(б)..
10 КОЛ.

банд.

УРОК ИНТЕРВЕНТАДА

Войска интервентов спешно покидают Архангельск и Мур-

манск! Северный фронт ликвидирован доблестныхи красноар-
хейскимч полками! 15 лет назад эти’ радостные вести облетел
всю нашу страну. Еще один план международного империализма
против советской республики лопнул. Еще одно ярмо, которое
интервенты и их белогвардейские наймиты готовали для наро-
дов России, разбито вдребезги.

Сколько надежд внутренние и внешние враги советской вла-
сти возлагали именно на Северный фронт! Они учитывали отно-
сительную близость его к Москве — сердцу пролетарской рево-
люцин. Они были уверены, что у советской власти нехватит
сил для защиты Нетрограла — колыбели пролетарской ликтату-
ры. С Северным фронтом был связан грандиозный стратегический
замысел Антанты: соединение, через Котлас — Вятку, сил во-
сточной (сибирской) и северной контрреволюции.

Читатель найдет в сегодняшнем ноуере «Правды» многочие-
ленные материалы а документы, которые восстанавливают! основ-
ные события, связанные с образованием и ликвидацией Север-
ного фронта. Из этих` документов выясняется своеобразие усло-
вий, в которых происходила борьба за советскую власть Ha
Севере. И прежде всего бросается в глаза предательская роль
эсеро-меньшевистских агентов иностранных империалистов. Как
в Сибири и на юге, так и на севере эсеры и меньшевики не-
посредственно и прямо содействовали планам интервентов против
советской власти и распролавали советские земли алчным пред-
ставителям иностранных бирж. При помощи и при непосредет-
венном участии белогвардейцев и их меньшевистеки-асеровского
отребья интервенты беззастенчиво грабили богатства советского

ЦЕНА

Зо т ЕЕ ere 09 У Е ГАЯ Е 5Бым, ный

Ленин © значении Северного фронта.

(Из речи перед слушателями Свердловского университета,
отправляющимися на фронт 24 октября 1979 г. *).

«На очень многих фронтах, которые раныше былн весьма существенными и на которые неприятель возлагал
громадные надежды, как раз в последнее время. дело подходит к полной. и, по всем признакам, к окончатель-.
ной победе в нашу пользу. На Северном фронте, гдё наступление на Мурманск, обещало неприятелю особенно
больщие выгоды, где давно уже были собраны англичанами громадные и великолепно вооруженные силы, где нам,
при отсутствии продовольствия и снаряжения, было неимоверно трудно бороться,— там, казалось бы, у империа-
листов Англии и Франции должны были быть блестящие перспективы. И как раз там оказалось, что все насту-
пление неприятеля рухнуло окончательно. Англичанам пришлось вывезти назад свои войска, и мы теперь видим
полное подтверждение того, что английские рабочие войны с Россией не хотят и что даже теперь, когда в Англии
далеко еще нет революционной борьбы, они способны оказывать такое влияние на свое правительство хищников
и грабителей, что заставляют его убрать войска из`России, Этот фронт, который был особенно опасным, потому
что неприятель находился там в наиболее выгодных условиях, имея мбрскую дорогу, они вынуждены были сдать.
Там остаются ничтожные силы русских белогвардейцев, которые не имеют почти никакого значения».

*) В. И. Ленин, Собрание сочинений, т, ХХП\, стр. 495.

ОТ РЕДАКЦИИ.

Печатавмые нами документы ЛЕНИНА и

юзных миссий». Это поощрипо коятррово-
СТАЛИНА относятся к периоду апреля —   люционкых царских офицеров, пользовав-
августа 1918 года. : шихся неограниченным влиянием на поли-

Первый документ — разговор по прямо- тику мурманского совета, и поспужило
му проводу Ленина и Сталина с председа-   справданием позорного сотрудничества со-

Третий документ — записка Ленина, ад-
ресованная Кедрову, бывшему командую-
щему Северо-Восточным фронтом. Северо-
Восточный фронт имеп два основных на-
правления: 1) по пинии железной дороги

от интервентов и белогвардейских

SS aE eee Е 1

“DIEHKA ПОНДОНСКОГО СОГЛАШЕНИЯ
“ ВОВЕТСКИМ  ПРАВИТЕЛЬСТВОМ,

Французский посол г. Альфан сообщил Народному Комиссару
по Иностранным Делам т. М. М. Литвивову, что французское,
а также английское правительства были бы рады узнать мнение
Советского правительства об основных чертах Лондонского с0-
тлашения, состоявшегося в результате встречи в Лондоне фран“
цузского премьер-министра г. Фландена и министра иностранных
дел г. Лаваля с членами английского правительства. То же самое
подтвердил тов. Литвинову 19-го с. м. английский посол лорх
Чилетон. В ответ на означенные запросы, Советское правитель-
ство сообщило вчера через своих полпредов в Париже и в Лон-
доне французскому и английскому правительствам нижесче-

хдующее:

«Советское правительство приветствует содержащееся в.
официальном сообщении, опубликованном после встречи в Л9н-
доне французских и британских мянистров, заявление © TOM,
что эта встреча «имела целью помочь укреплению всеобщего
мира путем более тесного европейского сотрудничества» н «про-
тиродействовать тем тенденциям, которые могут привести к
обострению опасности войны».

Советское правительство давно уже пришло к заключению,
‚чо при выявившейся невозможности осуществления полного
разоружения и затруднительности контроля ограничения воору-
жений единственным средством противодействовать надвигагю-
щейся реальной опасности нового вооруженного столкновения
народов является система региональных пактов, обеспечиваю-
щих взаимную помощь между темп государствами, которые
искренне стремятся предотвратить эту опасность. Советское
правительство поэтому с удовлетворением узнало из вышеупомя-

нутого сообщения, что французские и британские. министры на-
метили схему таких пактов, которые должны обеспечить без-
опасность всем государствам Европы, в особенности в ее наи-
более уязвимых местах. Оно вместе с тем считает шагом
вперед установление при лондонской встрече необходимости

телем мурманского совета Юрьевым, кото-   вета с интервентами,

рый имел место во второй половине апреля   Второй документ — записка Лзнина —
1918 г., т, в. относится к началу прода-   последнез предупреждение Юрьзву в ответ
тельсной деятельности мурманского совета,   на его неоднократные запросы, в которых
обпегчаглнейся и поощрявшейся авантюри-   Юрьзв проделжал отстаивать необходимость
стической политикой Троцкого. В слгциаль-   сотрудничества с «союзниками», несмотря
ной телеграмме Троцкий обязывал мурман-   на открытые враждебные выступления их

Вологда — Архангельск и 2) no pene Ce-
mone Двине (от Котласа к Ваге).

связи с полученными сведениями о
направленки в Архангельск правительства-
ми Антанты больших военных сил, Ленин
требовал принять реальные меры для от-

Севера, а то,-что они не успевали разграбить, они предавали
огню п мечу.

Захват Мурманска и Архангельска войсками Антанты произо-
шел также при соучастии тогдашнего Мурманского совета и его

председателя Алексеева-Юрьева. Руководители совета — совета
только по названию — предали свою родину, отдав полноту вла-
сти в руки белогвардейских спепов, действовавших по директи-
вам и указаниям иностранных захватчиков.

Изменническая политика руководителей Мурманского совета
получила полное одобрение Троцкого. Предательские директивы
последнего по существу сводились к передаче Мурманского края
в руки злейших врагов советской власти, облегчали предателям
творить свое гнусное дело, дезорганизовали советские органы и
советских работников.

Только благодаря бдительности партии, благодаря знергич-
ному вмешательству Ленина и Сталина началось формирование
сил Красной Армии па Севере для борьбы с иностранными за-
хватчиками и их белогвардейскими наймитами. Это была труд-
ная и сложная борьба в почти бездорожном краю, в краю с суро-
вых климатом; с редким населением, на громадных северных
пространствах. При хронической малочисленноети сил Красной
Армии на Северном фронте им приходилось защищать советскую
страну на громадном протяжении.

Й все же эта борьба увенчалась полной победой, Ее одержали
трудящиеся всей советской страны, рабочие и крестьяне совет-
ского Севера под руководством нашей партии. Героизи п отвага
красных бойцов, самоотверженная работа коммунистов, предам-
ность трудящихся масс советской власти сделали то, что, как
казалось нашим врагам, сделать невозможно.

В декабре 1918 г. колчаковские полчища взяли Пермь и,
выполняя директивы Антанты, двинулись Ha соединение с се-
верной контрреволюцией. Началась борьба за Вятку; куда по
инициативе Ленина Центральный Комитет послал товарища Ста-
лина. Нобедоносные бои Красной Армии под Вяткой решили
также и исход борьбы на Северном фронте.

Трудящиеся советского Севера помнят эти героические годы.
Еще свежи в памяти, еще не забыты зверства интервентов и
белогвардейцев, их насилия над нашим народом, их откровен-
вый грабеж нашей земли. Не забыты святые могилы HA
островах Мудьюг и Иоканьга, возле Архангельска. Здесь
интервенты мучили и терзали лучших людей трудящегоса на-
рода, здесь они творили свой суд и расправу над борцами совет-
ской власти. Под руководством партии Ленина Сталина трудя-
щиесл советского Севера, при поддержке московских и питерских
рабочих, отстояли дело пролетарской революции. При поддержке
рабочих капиталистических стран и, в особенности, рабочих Ан-
глин и Франции, они изгнали иностранные войска с советской
земли.

Еще живы немало участников и руководителей позорыю
провалившейся интервенции на Севере. В частности, некоторые
из них играют далеко не последнюю роль в антисоветских грут-
пировках в Англии. Они все еще лелеют планы, которые про-
валилиеь с позором для интервентов 15 лет назад. Но совет-
ского Севера этим господам не видать, как не видать всем вра-
там СССР ви одной пяди советской территории.

В годы гражданской войны разноязычные армии интервен-
тов, израсхоловав сотни и сотни миллионов золотом на антисо-
ветокие авантюры, пзнически оставляли под ударами юрасполр-
мейских штыков советский Север, Юг, Восток и Запад, спасал
совой шкуры. Сейчас империалисты сновз помышляют разрешить
свои противоречия за счет СССР. Мы можем их заверить, что это

_булет для них самой опасной войной, в которой буржуазия будет

бита и на фронте и в тылу. Мы наюмним не в меру ретивым «за-
воевателям» и их адвокатам слова товарища Сталина: «И пусть
не пеняют на нас господа буржуа, если они на другой день после
такой войны не досчитеются некоторых близких им прави-
тельств, ныне благополучно царствующих «милостью божьей».
я

Занятие Архангельска
Красной Армией.

Телеграмма члена Революционного военного совета
У! армии Ленину.

Архангельск, 21 фев. 1920 г., № 18.

Сегодня в час 154-й Красный полк вступил на по-
срамление мировой буржуазии, на радость межлуна-
родному пролетариату в Советский Архангельск. На-

селение встретило восторженно хлебом и солью.
Два танка, сорок автомобилей, большие склады
военного снаряжения, продовольствия находятся в
полном порядке. Миллер бежал на ледоколе «Ми-
HHH», послана погоня. Но в городе порядок образцо-
вый. Мезень-Пинега, (куда) сообщил по радио, что
введена советская власть в Архангельске, восторжен-
но приветствуют советские войска за освобождение

от гнета насильников английского империализма.

Член Реввоенсовета УТ армии

КУЗЬМИН.

ский совет «принять всякое содействие сс-

дадим ответ.

зами, представляет из себя письменный договор с соблюдением фор-
мальностей или устный?

дословно.
Англии и Франции?

формируется, ‘а также могут быть мобилизованы до 200 моряков воен-
ного флота, обслуживающего суда Мурманской флотилии.

или в обмен?
ных заказов также, как и уголь.

помогают зря, как и французы. Скажите: какое обязательство при-
шлось взять Совдепу за военную помощь со стороны англичан и
французов? ‘

Мурманскому пути потому, что им также, как и России, необходимо

единственный путь сообщения России с Англией, Францией, Амери-
кой. Сохраняя Мурман, они делают это не ради краевых интересов, ‹
но ради своих ин
нас не требуется и не требовалось. Вот текст словесного соглашения...

ражения возможного наступления интер-
против советского правительства. вентов,

Ответ Ленина
Юрьеву.

- «Даю ответ т. Юрьеву: Если вам до
сих пор неугодно понять советскую
политику, равно враждебную и англи-
чанам и немцам, то пеняйте на себя.
Нацаренус *) выехал. С англичанами
мы будем воевать, если они будут про-
должать свою политику грабежа.

ЛЕНИН».

Разговор по прямому проводу
Ленина и Сталина с Юрьевым.

«У аппарата Сталин. — Отвечайте сперва на’2 вопроса. Потом

Вопрос первый: Договор, заключенный вами с англо-францу-

Алексеев ‘).—Это словесное соглашение, запротоколированное

Вопрос второй: Какими ‚силами ваш совдеп располагает без

Алексеев. — Имеем 100 человек и дорожную охрану, которая

наркома на Мурмане. (Ред,). .

Сталин. — Еще вопрос: продовольствие дано англичанами даром
и

ЮЛенин—

Кедрову.

Т. Кедров! Вы мало сообщаете

фактического. Присылайте с каж-
дой оказией отчеты,

‘Сколько сделано
(ионных) работ?

По какой линии?

Какие пункты ж. д. обеспечены
подрывниками, ч(то) бы в случае

Алексеев. — В счет кредита из Главного управления загранич-

Сталин. — Еще ответьте на один вопрос. Англичане никогда не

Алексеев. — Помощь оказывалась и ‘оказывается Мурману и

сохранить и развить этот край и путь, ибо в настоящее время это фортификац

есов в России. Никаких обязательств поэтому от

Сталин. — Примите наш ответ: нам кажется, что вы немножечко
попались, теперь необходимо выпутаться. Наличие своих войск в
Мурманском районе и оказанную Мурману фактическую поддержку
англичане могут использовать при дальнейшем осложнении между-
народной кон’юнктуры, как основание для оккупации. Если вы добье-
тесь письменного подтверждения заявления англичан и французов
против возможной оккупации, это будет первым шагом к скорой
ликвидации того запутанного положения, которое создалось, по на-
шему мнению, помимо вашей воли. ЛЕНИН. СТАЛИН. :

Алексеев ссылается на телеграмму Троцкого.

Сталин. — Телеграмма Троцкого теперь ни к чему. Она не попра-
вит дела, а обвинять мы никого не собираемся.

Алексеев. — Мы за собой никакой вины и не чувствуем. Мы не
оправдываемся...»

шими силами мы взорвали
рушили- серьезно такое-то
именно, надо дать отчет, и где
именно) мостов, верст жел. дорог,
проходов среди болот ит. д. ит. п.

Достаточно ли обезопасили Во-
логду от белогвардейской опасно-
сти? Непростительно будет, если в
этом деле проявите слабость или
нерадение.

1) Алексеев — псевдоним А. М. Юрьева. (Ред.). Привет! ЛЕНИН.

ОИ О А О В о ола Е а ое ое ое и ОЕ

и раз-
(какое

«Интервенция на Севере» — картина художника П. Соколова-Скаля.
ae Re р * : i rier о he RRB eg ABR oo tee

leer ft

1) Чрезвычайный уполномоченный. Сов:

движения англо-фр(анцузов) боль-

оказания в предусмотренных пактами случаях немедленной по-
мощи стране, подвергшейся напздению.

В установлении единой схемы, охватывающей различные
области Евроны, Советское правительство склонно видеть при-
знание взаимозависимости в сохранении мира во всех этих об-
ластях, — признание, вытекающее из невозможности при ныне
них обстоятельствах локализации войны, вспыхнувшей в любом
пункте Европы.

Оно поэтому полагает, что намеченная при лондонской
встрече цель «организации безопасности в Европе» может быть
достигнута только при осуществлении всех упомянутых в лон-
донском коммюнике региональных пактов и соглашений, и что,
наоборот, пренебрежение к тому или другому из этих соглаше-
ний не только не послужит «укреплению перспектив мира»,
‘а скорее может рассматриваться как открытое поощрение к на-
рушению мира в соответственной области. Советское правитель-
ство хочет верить, что такова же концепция и авторов офя-
цвального сообщения и что региональные соглашения, обсу-
ждавшиеся между некоторыми государствами ло лондонской
встречи, не только не потерпят ущерба, но получат в Лондон-
«вом соглашении новую поддержку.

После Лондонского соглашения представаяется возмолжитым
констатировать, что идея необходимости принятия скорейших
эффективных мер противодействия военной агрессии при иэ-
средстве пактов взаимной помощи активно поддерживается
четырьмя крупнейшими государствами Европы, а именно СССР,
Францией, Англией и Италией, а также странами Малой и
Балканской Антант, имеющими в общей сложности триста
шестьдесят пять миллионов населения, т. е. 70% населения
‘всей Европы. Не подлежит сомнению, что подавляющее боль-
шинетво и остальных стран Европы сочувственно относится ко
всему тому, что может быть предпринято для укрепления мира,
и ч10, таким образом, существующая «тенденция в 0бостре-
нию опасности войны» представлена сравнительно небольшим
числом сторонников. При этих условиях трудно допустить, что-
бы столь огромное большинство европейских стран, будучи в9-

‚ одушевлено единой целью и будучи солидарно в своей борьбе

за мир, оказалось не в состоянии осуществить поставленную
им себе задачу упрочения мира теми мероприятиями, которые
оно признало нужными и незаменимыми.

Приветствуя Лондонское соглашение в условиях полного и
нераздельного его выполнения в духе вышеприведенных замечз-
ний, Советское правительство хочет надеяться, что оо пол-
ностью и настойчиво будет проводиться в жизнь». (ТАСС).

ДВА ОТВЕТА.

Германский фашизм активно готовится к захватам в Восточ-
ной и Центральной Европе, чтебы таким образом подготовить
войну на Западе. Он поэтому против восточного пакта, против
безопасности и взаимопомощи. Он заинтересован в том, чтобы рас-
страивать какие бы то ни было соглашения, заключенные Ha OC-
нове признания взаимозависимости дела сохранения мира во всех
частях Европы. Германский фашизи откровенно стремится к тому,
чтобы вбить клин между Англией и Францией и расстроить при
помощи Англии франко-советское сотрудничество. Он поэтому
против полного осуществления Лондонского соглашения.

Советское правительство, наоборот, активно борется за уре-
пление безопасности всех государств Европы и организацию мэра
при помощи системы региональных пажтов. Советское пра-
вительство готово приветствовать Лондонское соглашение, ири
условии полного, нераздельного его выполнения.

Таковы два ответа. Какой из них соответствует интересам
трудящихся народов — ясно для каждого.
Для фашистской Германия сам факт обращения француз-
ского и особенно английского правительства в правительству
СССР. лолжен послужить напоминанием, что авантюристокие
планы не так-то легко осуществить, даже если имеется на-
дежда на поддержку извне. Мы можем только повторить, что
судьба европейского мира отнюдь не зависит только от внешне-
политических маневров германского фашизма и его адвокатов.
Английская буржуазия вынуждена считаться с тем, что
широчайшие массы трудящихся в Англии не желают войны и не
одобряют поощрения авантюристских плаков германского фа-
шизма, Английское правительство вынуждено поэтому при-
бегать к сложным маневрам, 2 эти маневры не облегчают осу-
ществление плана натравливания фашистской Германии на Co-
вотокий Союз. Правящим кругам ‘английского империализма
приходится учитывать позицию Франции и помнить о величи-
не риска, который они берут на себя, поошряя фапистеких
авантюристов. Они поэтому не решаются сразу и открыто разор-
вать Лондонокое соглашение, как того добивается германский
фашизм, предлагая осуществить только один пункт — воздуш-
ную конвенцию.
Таким образом, план фашистской дипломатии — еналету
расстроить складывающуюся систему безопасности и мнра из
востоке Европы и, следовательно, на всем континенте — терпит
неудачу. Это, однако, не значит, что германский фашизм отка-
зывается от своих целей,
Отсюда’ можно слелать олин вывод: необходимо всемерно
ускорить заключение региональных пактов взаимопомощи, в пер-
вую очередь Восточного пазта. В особенности этот вывод долямы

сделать правящие круги Англии.

SS ee