rms

) О

Е
5 Oa

nyt
mit
ot

21 ФЕВРАЛЯ 1935 Г., № 51 (6297).

ПРАВДА.

ALT

В0 ЧТО ОБОШЛАСЬ ИНТЕРВЕНЦИЯ АНГЛИЧАНАМ,

По официальному докладу британского генерального штаба английскому парла-

менту, англичанами израсходовано *):

e

‹

Британские морские и сухопутные опе-

рации:
а) ‘наличными и рыночными товарами.
6) нерыночная‘ амуниция и товары для
PYCEREX кн,
Помощь русской армии:
а) наличными и рыночными товарами,
6) нерыночная амуниция и товары для
PY CORR: о

. * з . °

* . . . . °

Hrore . .

Из этой суммы, примерно в 500 млн. з0-
лотых рублей, на одну экспедицию на С&-
вере англичанами было затрачено *) на бри-

От 11 ноября От 1 ноября

acre roma 340 1918 года по
191 тм т Ok Всего,
В тысячах фунтов
стерлингов. ы
3 t ihe yah js a
20.050 — 11.154 . 31.204
244 ae 244
18.628 2.158 21.386
2.109 430 3.139
41.631 14.342 55.973
танские морские и сухопутные  опера-
ции, связанные .с оккупацией Северной
Роесии:

(в тысячах фунтов стерлингов).

р а =
За 6s Припас: ;
“ = ан = Е 3 eat
mS ae be = > р :
Be $ 8 Е Е s я 1 Е 4 Я Всего.
:- a pee ‘  G82.   8   gE
Е ЗЕ АЕ Bee   &* Re
9.447 3.160 1.35 2.500 1.762 294 18.463

Сюда надо прибавить 133 тысячи фун-
тов стерлингов, затраченные после. 31 ок-
тября 1919 г., а всего 18.596 тысяч фун-
тов стерлингов.

Что касается живой силы, то число сол-
дат, принимавших участие в экспедиции,
достигало следующих цифр *):

Британских Союзных.

Офицеров. . . . 2.491 562
Солдат. .. . . 26.485 12.902

Ae 28.976 13.464

Всего. . ._ 42.440 és

Таковы официальные сведения, данные
английскому парламенту. Ho 2 ‹ ноября
1919 г. сообщалось в «Апшу White Paper»,

*) Army, Statement) of Expenditure on
Naval and Military operations in Russia.
1920, Presented to Parliament by command
of his Majesty.

*) Army, The Evacuation of North Russia.
1919. London, 1920.

что до 31 октября 1919 г. было затрачено
79.830 ° тысяч фунтов стерлингов, куда
нужно прибавить 15 млн. фунтов етерлин-
гов, о посылке которых Деникину говорил
в Нижней палате Черчилль 29 октября
1919 г. Из этой суммы на северную эксие-
дицию было затрачено 23.135 тыесяч`фуи-
тов стерлингов, т. е. более 200 млн. руб.
золотом. Если здесь нет прямого укрыва-
тельства, то слелует полагать, что в докла-
де парламенту в 1920 г., очевидно, не фи-
гурируют нерыночные припасы и предметы
снабжения, под которыми понимаются
оставшиеся после войны и ненужные ан-
глийскому правительству товары, не ихею-
щие сбыта. Практика интервентов отнюдь,
однако, не заставляет нас верить цифрам
1920 года: не надо забывать, что обще-
ственное мнение Англии в 1920 г. откре-
щивалось всякими правдами и неправда-
ми от интервенции; в расчеты правитель-
ства входило поэтому преуменьшение pac-
ходов. Ном в таком сокращенном виде они
достаточно говорят за себя.

ИНТЕРВЕНТЫ СНАБЖАЮТ БЕЛУЮ АРМИЮ,

Под давлением революционного движения в собственном тылу

интервенты

вынуждены были отказаться от открытой посылки своих отрядов против совет-

ской власти, но зато усилипи военную

помощь белым армиям.

+ + *

Шифрованная телеграмма бывшего
царского посла в Париже Маклакова
генералу Миллеру.

Париж, 6 марта 1919 г., № 405.

Отношение союзников к вопросу интер-

‚венции выразилось окончательно в форме

публичных заявлений английского и аме-
риканского правительств 0б ‘отказе помо-
тать нашей борьбе с большевиками при-
сылкою войск, но о готовности оказывать
вам поддержку сзабжением, оружием Е
прочим необходимым. материалом, инструк-
тарованием с присылкою своей на добро-
вольческих началах армии.

Нам известно, что действительные наме-
рения влиятельных правительств идут в
нашу пользу‘ значительно дальше, но 06
этом не 0б`является публично. Мы изыеки-
ваем меры использования также находя-
щихся во Франции 34 наших солдат из
числа здесь сражавшихся, частью вернув-
шихел сюда из германского плена. Тепе-
решняя политика союзных правительств
но вопросу интервенции 90’ясняется супе-
ствующих ‘очень ‘еложный политический
положением и оппозапионным отношением
левых трупп и народных масс, что вызвано
утоилением войной, неосведомленностью
населения об истинном положении России,
с одной °стороных-& в другой — сильной
большевистской агитацией, которая широко
ведется в Еврепе, особенно в Америке. Для
успеха налиего дела совершенно необходи-
м0: энергичная противобольшевистская про-
паганда, осведомление демократии Фран-
ции, Англии и Америки о действительной
сущности большевизма, трагическом поло-
жении России и необходимости активной
помощи ей для освобождения от большеви-
стского ига.’ Принимаем меры организации
кампании в печати, среди политических
деятелей и широких Macc. — Макланов.

Секретная телеграмма генерала Мил-
лера`в русское посольство в Париже.
Архангельск, (апрель), 1919 г.

Прошу‘ передать генералу ШЩербачеву *),
что в Северной области фактическое ко-
мандование войсками, их продовольствие и
снабжение всем необходимым целиком на-
ходятея в руках английского командования.
Дело формирования русских частей нахо-
MITCH в ругах ‚русских, но тем не менее
Ре мобилизационные вопросы решаются
совместно с английским штабом, в зависи-
зюсти от`тех средств, которыми англичане
располагают здесь на месте и которые пе
условиями перевозки могут быть поданы из
Англии. Вее полученное имущество учиты-
вается. Ежели бы для широких финансовых
соображений было необходимо в Париже
учесть расходы Англии wa Северную 00-
ласть, то короче всего было бы получить
нужные данные из военного министерства
в Лондоне: Цифры, данные военным мину-
стерством, могли бы быть 06 яснены и
скоординированы е данными русекого шта-
ба в Архангельске. Пока никаких. заказов
за границей русское командование ‚помимо
английского штаба не делало и в’ ближай-
шем будущех тавже не имеет нужды прел-
принимать шаги в этом направлении, таб
пожеланий

как удовлетворение наших
ветречает. полное содействие со стороны
Англия. ‘ Миллер.

Секретная ‘телеграмма бывшего цар-
ского поверенного в. делах в Лондоне
Саблина генералу Миллеру.
Лондон, `15 декабря 1919 г., № 950.
«Из частных источников мне известно,
0 английское правительство под большим
секретом предполагает отправить вам 0колэ
30 тонн обмунхирования, ‘снарядов, пред-
уеты телеграфного” и телефонного снабжес-
ния. Вчера имел личное свидание с Чер-
чиллем, который мне сказал: «Как хорошо
распоряжается  Миллер!»; сказал  тавже,

‘) Генерал Щербачев-—представитель Де-
никина в Париже.

‘ke хобровольцев

что налаживается отпразка вам 6 тыс.
тонн муки. Предположение Черчилля 06
уступке вам 12 танков марки «4», пю его
словам, оказалось невыполнимым, HO OH
теперь поднимает вопрос 0б отправлении
вам нескольких танков из Ревеля. 06 этом
буду иметь опять с ним свидание. Шо воп-
росу отправки 10 аэропланов из числа
предназначенных Девикину я запросил. по
телеграфу Деникина. В случае его согласия
Черчилль не встретит к тому препятствий.
Черчилль спросил меня, не можете ли вы

‘уплатить 7 тыс. ф. ст. за все 10 аэропла-

нов, в каком случае пою этой дешевой цене
они могли бы уделить их вам немедленно.
Благоволите придать вышеизложенному сов-
сем конфиленцяальный характер. 0 вербов-
сообщу дополнительно.
№ 2017. Генерал Ермолов». Саблин.

Секретная телеграмма бывшего цар-
ского поверенного в делах в Лондоне
Саблина генералу Миллеру.

Лондон, 10 января 1920 г., № 17.
«Мною получена телеграмма a3 Taracupo-
га, уведомляющая, что генерал Деникин
соглакен выдать в мере крайней необхо-
лимости некоторое количество запасов вам
из предназначенных для Южщй России.
Велелетвие этого мнаю опять переданы
Черчиллю ваши табели первой очереди по
валней телеграмме. от 10 ноябоя № 2014
(соответствует № 1/958 штаба главноко-
мандующего). Относительно танков англий-
ское правительство сомневается, могут ли
сни действовать в снегу, но если могут,
то английское правительство рекомендует
четыре малых танка типа «Рено», только
€ пулеметами, цена — 1.500 фунтов за
танк. Как зльтернатива рекомендуют боль-
пие танки марки «5», со звездой, по цене
каждого — 5 тыс. ф. ст. Запасные части
имеются для тех и других. Телеграфируй-
те, с чего началь покупку и отправку.
№ 2059. Тенерал Ермолов». н.

Расстрел англичанами и русскими белогвардейцами на борту парохода захва-
ченного ими коммуниста-подпольщика, рабочего Архангельского порта.

п O п 0

Захват MATA

Я O п п

интервентами.

Е

Крапко прибрав к рукам белую армию, в которой интервенты ‘не только
командовали, но и несли попицейскую спужбу, имтерзенты добились передачи
им и всего флота. Уже 6 августа 1948 г., буквально на второй день после анти.
советского переворота, интервенты потребозапи от белого правительства предоста-
вления им всех судов. Правительство немедленно отдало соответствующее распо-
ряжение. Интервенты на большинстве судов заменили руссиую команду ‚ино-

странцами.

Флот интервенты сохранили в своих руках до самого ухода и даже попы-

тались узести с собой часть судов.
* *

*

Письмо командуюшею флотилией ‘Северного ледовитоо
океана управляющему отделом иностранных дел

- Верховнозо управления.
Архангельск, 18 октября 1918 г., № 164.

_ Сообщаю зам, г. управляющий отделом
иностранных дел, что до настоящего време-
ни в распоряжении английского командова-
ния’ находятся следующие суда: крейсер
«Аскольд», ледоколы «Святогор» и «Мику-
ла Селянинович», посыльные суда «Соко-
лица» и «Горислава», миноносцы «Капитан
Юрасовекий», «Лейтенант Сергеев» и
«Бесшумный» и тральщики: №№ 6, 13, 14,
1605 A EOS So. BAS Ee 29. Bs ae:
и 41.

Крейсер «Аскольд» перешел к английско-
му командованию в Мурманске 12 июля,
пришел в Архангельск после переворота
пюд русским флагом, который через несколь-
ко дней был заменен английским; личный
состав крейсера — английский. Ледоколы
перенли к английскому командованию TOT-
час после переворота, при чем на «Свято-
горе» личный состав весь английский; на
«Микуле Селяниновиче», который ушел ре-
монтироваться в Англию, пока состав рус-
ский, но, по имеемым от командира сведе-
ниям, будет заменен вскоре английским.
Уномянутые выше тральщики переданы. в
разное время после переворота. Передача
большинства, этих судов состоялась после
словесных. переговоров, без всяких условий,
по заявлению английского командования о
надобности в них.

Что касаетсй миноносцев, то © 1 марта
лю июнь месяц они нахолилисив Мурманске
в ведении порта без команды. В начале
июня, после гибели от германских подвод-
ных лолок парохода «Федор Чижов», по-
сыльного судна гидрографической экепеди-
ции «Харитон dampen» ‘и олното парус-
ника; Центральный комитет Мурманской
флотилии обратился через краевой совет к
сотозному командованию в лице адмирала
Кемпа с просьбой привести миноносцы в
боевую готовность для заяциты каботабюнюто
плавания от терманеких подводных лолок.
Зная, что у пас нет команды для уком-
плектования миноносцев, а также средств
для их ремонта, адмирал Кемп предложил
укомплектовать миноноецы союзными ко-
мандами и озаботиться об их ремонте, с тем,
однако, условием, чтобы эти суда перешли
в ведение английского командования и пла-
вали пол инострачным флагом. Центральный
исполнительный комитет, опасаясь, чтобы
миноносцы не были взяты совсем, предло-
жил иметь на них приблизительно 1%
часть русской команды (16 человек) при
двух офицерах, из которых один командир,
& также плавать под русским военным
флагом, на что было получено соглаене, —
и миноносцы «Бесстралпный» и «Лейтенант
Сергеев» были предоставлены для ремонта:

первый — французскому крейсеру «Адми-
ралу 06», а второй — английскому крейсе-
ру «Глори». По прибытии в Мурманск аме-
риканского крейсера «Олимпия» англий-
ским командованием — было предложено
сдаль для ремонта названному  крейсеру
еще один миноносец из наиболее исправных,
т. е. «Капитан Юрасовский». Четвертый из
находящихся в Мурманске миноносцев—
«Бесшумный» был подведен к нашему
транспюрту-мастерской «Ксения» таже для
ремонта, с тем, чтобы по окончании ето
укомплектовать миноносец русской коман-
дой полностью.

В настоящее время миноносцы «фейте-
nant Сергеев», «Капитан  Юрасовский»,
«Бесшумный» плавают под русским флагом
с русскими командирами, но с иностранны-
ми командами: на миноносце «Лейтенант
Сергеев» находится английская команда, на
миновосце «Катитан Юрасовеский» — аме-
риканская, а на миноносец «Бесшумный»
недавно, после аварии © мгиноносцем «Бес-
страшный», была переведена французская
команда с русским командиром, которые
раньше все время плавали на «Бесстраш-
HOM»...

Посыльное судно «Соколица» бЫЛо пере-
дано британским властям на Мурмане для
жилья безвозмездно, с тем, чтобы все поме-
щения «Соволины» по требованию Центра-
мура были в случае надобности освобожде-
ны. в месячный срок со дня заявления...

Сообщая выпеизложенные сведения, со
своей стороны прошу вас, управляющий от-
делом иностранных дел, войти в сношение
с реликобританоким правительством и по
возможности в непродолжительный срок вы-
яснить окончательно и зафикенревать доку-
ментально, когла и камие сужа могут быть
возвращены вверенной мне флотилии.

Во всяком случае крайне желательно,
чтобы таковые были возвралцены весной,
к началу навигации будущего года.

В пастоящее время пора начинать при-
ем нового контингента лиц, желающих слу-
жить во флоте, для обучения. их зимой,
чтобы к весне будущего года укомплекто-
вать подготовленным личным составом дол-
женствующие быть возвращенными нам
суда. Отсутствие документальных дачных
от союзного командования по вопросу в0з-
вращения взятых от нас судов затрудняет
определение как общего количества лиц,
подлежащих приему во флот, так и разбив-
ку их по специальностям для зимнего обу-
чения. Контр-адмирал Викорст.

Флат-капитан зю оперативной ча-
сти, калитан 2-го ранга

Дехтерев.

РВЕНЦИЯ И БЕЛОГВАРДЕЙШЩИНА ША СЕВЕРЕ В.ДОКУМЕНТАХ.

БЕЗ ИНТЕРВЕНЩИЙ БЕЛЫЕ АРМИИ НЕ ПРОДЕРЖАТСЯ,

Когда под впиянием героического сопротивления пролетариата и трудящихся

советской страны и, развертывающейся

взнты вынуждены были уйти с Севера, среди белых началась паника.

в тыву империалистов революции: интер-
Белое

командование угрожало, что белые эвакуируются одновременно с интервентами. Но
не помогли ни просьбы, ни угрозы, —у империалистов и так хлопот был полон рот:
сопдаты отказывались сражаться с большевиками, а пролетариат бурными стач-
„ками требовал: «Руки прочь ст России!»

&  *

Телеграмма генерала Миллера мини-
стру иностранных ‘дел колчаковского

правительства в Омске Сукину.
Архангельск, 28`июня 1919 г.

Прошу доложить адмиралу Колчаку. на
№ 1218. Сегодня члены Временного. пра-
Рительства обсуждали положение. Северной
области совместно с английским главноко-
мандующим в связи с отходом сибирских
войск за Урал и выяснившимея усилениех
большевистской (пропаганды) в войсках
области.

Первое — английские‘ войска будут ото-
званы до зимы. Второе — в некоторых на-
щих войсках обнаружены заговоры против
офицеров и переход людей к большевикам.
Третье — обеспечить оборону  изолирован-
ной области в течение зимы одними моло-
дыми. русскими; недостаточно прочными

войсками рассчитывать нельзя. Перед нами

стоит вопрос o6 звакуации области одно-

=ременно с уходом английских войск, что

явится не только катастрофой для населе-
ния области, но и громкой победой больше-

BHEOB. Лучшая попытка оздоровить наши

войска и использовать ‘английские — это
переход в наступление, что временно по с0-
ответетвию сил возможно. Длительное вли-
яние, решалощее значение и благоприятный
конечный исход наступление может иметь

только, если OHO HE будет изолированным,
иначе с уходом англичан, при возможности

сосредоточить против нае превосходные си-
лы и малочисленности нанших войск, успе-
хи будут быстро ликвидированы. Един-
ственный выход из критического положе-
ния, создающегося с уходом англичан и
изолированностью (области) от прочих про-
тивобольшевистеких войск. это немедлен-
ное выступление Финляндии, за которое
нужно заплатить поставленными ею усло-
виями, без принятия коих Маннергейм не
может двинуть финнов. Принципиальной
стороной признания независимости и незна-
чительными территориальными устункамн,
не имеющими жизненного значения для
России, нужно пожертвовать ради спасения
целого. Маннергейм был ‘уведомлен, что,
признавая выступление Финляндии свое-
временным и в ожидании такового, члены
Временного правительства Северной области
будут всем своим авторитетом поддерживать
признание верховным правителем условий
ее выступления при достижении намечен--
ных целей. Иного выхода не вижу, велел.
ствие чего задержал телеграмму вашу Юде-
ничу № 1218. В случае неодобрения про-
шу сообщить, какой план дейбтвий наме-
чен для борьбы с большевиками в связи с
Деникиным и какие меры предполагается
принять для избежания необходимости эва-
куации области е уходом автличан.

Телеграмма генерала Миллера бывше-

му царскому послу в Лондоне Набо-

кову и в русское посольство в Париже
Сазонову и Чайковскому.

Архангельск, 17 сентября 1919 г., №1582.

По взаимному соглашению союзных пра-
Бительств предположено одновременное от-
плытие с архангельского рейда всех анг-
лийских и французских военных кораблей
с уходом последнего судна, увозящего анг-
лийеких солдат. Таное однозременное ечи-
щение рейда и города от посторонней во-
оруженной силы может иметь самое небла-
гоприятное влияние на настроение жителей
и даже на возможность поддержания поряд-
ка в городе.

Рабочие и праздные большевистские эле-
менты могут легко увидать в этом удобный
случай для вооруженного выступления в
городе, имеющем лишь слабые ополченче-
ские части для поддержания порядка. Убе-
дительно прошу настоять, чтобы увод во-
енных судов производили постепенно, ра-
стянув его хотя бы до половины октября.
Этот срок необходим также, чтобы успеть
вывезти из Архангельска опасные элемен-
ты из, числа военнопленных, осужденных и
передаваемых нам англичанами полуболь-
шевиков, участников заговора и бунта

ноля *). Миллер.

1) 8 июля произошло на фронте восста-
ние в одном из белых полков.

„ОСТРОВ СМЕРТИ“

В 1918 году я работал предедателем
архангельского уездного исполкома. Когда
интервенты заняли Архангельск, меня аре-
стовали. Скоро вызвали на допрос в контр-
разведку. Допрос вел капитан Чайников.
Он пытался от меня узнать, кто из това-
‘рищей остался в Архангельске. Я не ска-
зал ни слава. Тогда меня начали избивать
арапником, били до тех пор, пока я не
упал без памяти.

Потом меня отослали на остров Мудьюг,
впоследствии названный островом Смерти.
Никаких красок нехватит описать то, что
делалось на этом острове. Ограничусь лишь
несколькими эпизодами.

Олнажды ночью в барак, где находилось
700 арестованных, ворвался конвой. Кон-
войники забрали Георгия Иванова, предее-
дателя шенкурекого уездного исполкома, и
Тохова, рабочего Балтийского завода. Их
повели на северную оконечность острова и
по дороге три раза устраивали инсценн-
ровку расстрела. Затем обоих посадили
в земляной погреб, залитый водой, и про-
держали шесть суток.

На острове Смерти была организована
медицинская помощь; но таким образом,
что в лазарете в течение одной ночи 18
человек отморозили себе ноги. Масса аре-
стованных умирали. Умирающих заставляли
самих рыть себе могилы, что они, есте-
ственно, не могли, делаль. Поэтому трувы
умерших от цынги, тифа и истощения
сваливали в ров. _

Расскажу 0 расстрелах и, в частности,
о расстреле на тюремном дворе тов. Парно-
нова, комиссара Печорского отряда Красной

гвардии, захваченного белыми и отправлен-
ного на остров Смерти. Расстрел произво-
дился во дворе, на глазах всей тюрьмы.
Расстреливал отряд, составленный из сол-
дат всех наций, участвовавиих в интер-
венции. Нужно отметить геройство, с га-
ким умирали наши товарищи. Когда первая
партия — тов. ФЛарионов‘и трое’ других
товарищей—была поставлена под расстрел,
командир отряда, русский: белогвардейский
офицер, полошел и стрюсил Ларионова, не
хочет ‘ли он что-нибудь передать перед
смертью. Ларионов передал ему кольцо и
сказал: «Вели вы не украдете это кольцо,
то передайте его моей сестре». Ему пред-
ложили завязать глаза, он ответил: «Если
вам совестно, то завяжите глаза себе. Мы
умеем умирать с открытыми глазами».
Белогвардейцы и союзные войска хотели
найти «раскаявшихся» арестованных, ко-
торых можно было бы использовать AAA
белой армии. Эта мобилизация была про-
ведена с большой помпой. Приходило союз-
ное командование, выстраивало всех аре-
стованных во фронт и спрашивало, кто чем
раньше занимался и хочет ли пойти в 06-
лую армию. Подошли  к тов. Поскакухицу,
комиссару первой архангельской дивизии, и
говорят ему, что он мобилизован. Поска-
кухин ответил: «У меня сыновья в lipac-
пой Армии, я не буду ‘бороться против
них». Ему говорят, что если он даст че-
стное слово и будет храбро боротьея в бе-
лой армин, ему все простят. Поскакухин
отказалея. ‘Тогда его снова поставили
в строй, и начальник тюрьмы Брагин ска-
зал ему: «Собака, сгниешь в тюрьме, раз
не хочешь принять чести. которую тебе
предлагает союзное командование»,

Арестованные на острове Смерти голо-
дали и умирали голодной смертью. Все
были страшно опухшие. В тюрьме Han
выдавали неограниченное количество селе-
док, не давая хлеба. Неопытные товарищи
набрасывалиеь на селедки и уничтожали
их в большом келичестве. После этого
давали воды, сколько хочешь. В результате
у людей образовывалась водянка, лоналась
кожа, ий они ‘умирали в страшных муче-
НИЯХ.

Однажды помощник начальника тюрьмы
Ваюшин вызвал двух товарищей, пригово-
PeHESIX Kk смерти: народного учителя Фели-
ксова и председателя волостного’ испол-
кома из Шенкурского уезда Шабунина.
Феликсова нривели в тюремную церковь,
где священник хотел дать ему причастие.

Арестованные слышали все, что проис-
ходило в церкви. Слышен был крик Фелик-
сова: «Ты вымой рукн в моей чистой кро-
ви, а потом подноси мне это проклятое
зелье». После этого послышался стук нри-
кладов, Феликсова и Шабупина волоком
ботащили вниз по лестнице и увезли. Ми-
нут через 15 на мхах была cabimua
стрельба. Впоследствии арестованные кре-
стьяне Пинежского уезда, которые былн
вызваны для рытья могилы, рассказывали
нам про геройскую смерть этих двух TOBI-
рищей. Когда ‘их поставили дицом к яме,
они воскликнули: «Да здравствует рева-
люция и советская власть!»

В сентябре 1919 г. мы узнали, что
интервенты собираются уходить, а нас,
арестованных, берут в качестве заложни-
ков. Мы решили бежать, организовав мас:
совое восстание. Создали так называемый
«каторжанский совет пяти». В «совет

пяти» входили тов. Поскакухин, я, Коно-
валов и другие. Лагерь был обнесен прово-
лочным заграждением в два. метра высоты
и три метра ширины, но тем не менее было
решено во что бы то ни стало освободиться
от плена. Восстали мы 15 сентября 1919
года. Многие были расстреляны, но 62 че-
ловека сумели убежать и переправиться на
материк. Шли мы по тонким болотам. Че-
рез 17 суток добралась до красных войск
лишь часть из нас — 22 человека, осталь-
ные нашли себе могилу в глухих мхах,
погибли от голода, а некоторые были пой-
маны белыми и расстреляны.

Расскажу коротко один эпизод из` на-
шего побега.`Один из бежавших, тов. Рю-
мин, настолько ослаб, что не мог дальше
двигаться. Тогда мы устроили носилки и
поочередно несли его. Итти было чрезвы-
чайно тяжело: измученные, бессильные, мы
шатались под тяжестью ‘ноши и еле-еле
пробирались сквозь густую чащу.
Товарищи!—умолял нае раненый.—
не мучьте вебя. Положите меня на землю...
Дайте мне спокойно умереть.

После небольлюго совещания мы решили
обтавить тов. Рюмина. Устроили ему ша-
лаш, нарубили дров, оставили спичек, то-
пор и насобирали грибов.

Жутко было наше прощание с ним. Мы
знали, что’ больше никогда не увидим его.
У многих на глазах были слезы.

Много времени спустя крестьяне нашли
в лесу шалаш, а в нем почерневший, разле-
жившийся труп.

П. СТРЕЛКОВ.

Бывший председатель Архангель-
ского уездного исполкома.

му царскому поверенному в делах в

Лондоне Саблину и в русское посоль-
ство в Париже Чайковскому.

Архангельск, 18 сентября 1919 г., № 1590.

Английские войска покидают Архан-
гельск между 27 и 29 сентября. Такая по-
спелность ставит меня в невозможность
закончить все мероприятия, необходимые
для обеспечения порядка в городе ко време-
ни ухода. Порт свободен до конца октября.
Прошу выхлопотать распоряжение генералу
Роулинсону отерочить вывод войск из Ap-
хангельска хотя бы на одну неделю. Миллер.

Телеграмма генерала Миллера бывшему
царскому поверенному в делах в Лон-
доне Саблину.-

Архангельск, 19 сентября 1919 г., № 1595.

Просил номером 1490 принципиального
согласия английского правительства на
оставление в Архангельске английских
офицеров и солдат, подлежащих демобили-
зации и желающих оставаться в области с
поступлением добровольцами на русскую
службу. Для обеспечения спокойствия в 0б-
ласти весьма важно присутствие иностран-
вого контингента. От’езд английских войск
назначен на 27 сентября, поэтому необхо-
димо получить срочно ответ. — Миллер.

Лондоне Саблину и в бывшее царское
посольство в Париже Сазонову и Чай-
‘ KOBCKOMY.
20 сентября 1919 г.

Одновременный уход всех английских су-
хопутных и морских сил 28—29 сентября
создает крайне тревожную обстановку в го-
роде, где преступные и большевиствующие
элементы несомненно готовятся к вооружен-
ному выступлению в связи с нажимом на
фронте. Необходимо иметь в городе прочнузо
войсковую часть, ничем ‘не связанную ©
местным населением. Сербский батальон
предположен к увозу из Мурманска 2 ок-
тября. Прошу срочного распоряжения ло-
ставить его в Архангельск до ухода анг-
лийских войск и оставить его здесь до кон-
ца октября исключительно для гарнизонной
елужбы. Миллер.

Лондоне Саблину.

Архангельск, 7 октября 1919 г., № 1731.

На № 657. Несмотря на мои настоятель-
ные просьбы оставить здесь все три легких
танка и один тяжелый, генерал Роулинеон °}
оставил всего один легкий и один тяжелый,
мотивируя, что танки погружены в трюм
нод другими предметами, и разгрузка их
может задержать пароход на целые сутки.
Вообще с его стороны было преявлено пол-
ное безразличие к наилучшему обеспече-
нию населения и войск, выразившееся в
уничтожении и потоплении массы ценных
грузов вместо передачи их нам. Hocnem-
ность ухода войск была такова, что все
пулеметы городской охраны были брошены
на произвол судьбы, ибо английские войска
ушли ночью, раньше часа, назначенного
для\ смены их русскими: вообще оружия,
патронов оставлено разбросанными по квар-
тирам и дворам большое количество с яв-
ной опасностью для населения Попутно
увезена и часть русского имущества, как,
например, бывшие в таможне 6 трактсров,
привезенных в Архангельск еще в 1917 г.
Не считая своевременным поднимать эти
вопросы теперь, когда не только мы вполне
зависимы от снабжения англичан, но глав-
ным образом армии Деникина и Колчака,
сообщаю для вашей ориентировки. В боевом
отношении со дня приезда генерала Роулин-
сона оказалась минимальная помощь во-
преки мнению других подчиненных англий-
ских генералов. Миллер.

3) Генерал Роулинсон был прислан
Англии как «специалист» по эвакуации.

БАНКРОТСТВО ИНТЕРВЕНЦИИ
Й БЕЛОГВАРДЕЙЩИНЫ.

Воззвание Временного правительства
Северной области.

2 августа 1918 г. в Архангельске пала
советская власть, и в Северной области при
помощи союзников восстановилась правиль-
ная жизнь. С тех пор область не зналь
нужды: она была обеспечена всем необхо-
димым как ни одна часть России. Армией,
единой усялиями командного состава, воен-
ное положение в области было упрочено.
Образованное при участии  Губёрнекого
учредительного собрания правительство
было готово в самое ближайшее время
устранить все замеченные недостатки в Уп-
равлений областью. Военно-продовольствен-
ные запасы были закуплены в достаточной
мере, но яд большевистского разложения
пронин в умы нашей аомии, и она, не под.
крепленнгя тылом, потеряла свою  стой-

из

кость,  остазляя позиции без всякого
натиска со стороны большевиков. На-
чались мятежи, части стали  перехо-

дить к противнику, на призыв  глав-
нокомандующего о немедленной поддержке
армии свежими сялами населения: для под-
нятия настроения откликнулись лишь еди-
кицы. Такие условия при нежелании насе-
ления (поддерживать) дело борьбы с боль-
шевикамя ставят перед правительством
5опрос о невозможности в дальнейшем борь-
бы и необходимости увода из Северной 95-
ласти войск, верных идее демократии и
окончательной победы народного правитель-
ства над большевиками. На случай приня-
тия окончательного решения увести войска
граждане. желающие оставить область вме-
сте с войсками, приглашаются вступить в
их ряды. Только вевединодушный немед-
ленный под’ем городского и сельского насе-
ления мог бы заменить это решение Вре-
менного правительства.
Главнокомандующий вооруженными
силами Северного фронта генерального
штаба генерал-лейтенант Миллеп.

\ Члены Временного правительства:
} А. Попов, Соколов, Репман.