21 ФЕВРАЛЯ 1935 Г., № 51 (6297), ..

Боевые страницы.

Интервенты рассчитывали, двигаясь тремя колоннами одной
от Мурманска и двумя от Архантельска на Вологду, Котдас и
Вятку, угрожать Петрограду и Москве и, кроме чого, врезаться
в тыл нашей 3-й армии, которая, вела’ борьбу ® Колчаком в
районе Перми. Вдохновителями всей ‘операции были ‘англичане.
Главновомандующим союзными силами был вначале  тенерал
Пуль, а затем бригадный генерал Айронсайд, Армия интервентов
состояла из десятков. тысяч солдат и офицеров (англичан, ›аме-
риканцев, французов, итальянцев, сербов) ‘и белогвардейцев.

Иностранные генералы рассчитывали пройти Север побех-
ным маршем. Но`они, как известно, просчиталмясь. Первое сопро-
тивление им оказали отряды, организованные тов. Педровым,
находившимся в Архангельске по заданиям В. И. Ленина.

Продвижение англо-американских войск было приостановле-
но после того, как по. указанию В. И. Ленина из Петрограда
были присланы несколько отрядов моряков, «железный ба-
тальон» из лениградеких рабочих и полк красноармейцев из
Вологды. Затем была организована 6-я армия. Командующим
армией был назначен тов. Гиттие, членами Реввоенсовета —
тт. А. Орехов и Н. Кузьмин, з

Хорошо дисциплинированные и крепко сколоченные войска
противника заставили подтянуться и красноармейские части. На-
ли войска, особенно из петроградеких рабочих, были стойки и
упорны в боях, дисциплинированы. Они хорошо справлялись с
трудными переходами в лесистых и болотистых пространствах
сурового Севера.

Еще никогда война не велась на 63° северной широты.
Теографические свойства театра боевых действий были крайне
неблагоприятны для ведения операций. Громадная, малокультур-
ная площадь, покрытая почти неноследованными лесами и боло-
tamu. Население крайне редко: деревня от деревни отстоит на
30—40 км. Суровая зама с морозами до 40° по Реомюру. Ску-
ость путей сообщения. у

Троцкий предлагал нам взять Архантельск в лоб пю железной
дороге. К этому же склонял. нас и командующий Северным фоон-
том, бывш. генерал.Парский. Но мы смотрели на дело несколько
иначе. В доБладах главному командованию мы писали, что ечи-
таем бессмысленным действовать по железнодорожному напра-
влению, которое представляет собой узкую линию среди густого
северного леса, бессмысленным бороться л0б-в-лоб с бронепоезлами
и артиллерией, бессмыеленным лезть на ‘колючую проволоку,
сквозь которую пропущен электрический ток.

Мы указывали далее, что на железнодорожном направлении
противнику не прорваться на юг. Здесь мы достаточно крепки.
В районе же Северной Двины и Шенкурска противник чувствует
сёбя непрочно, условия для него непривычны, и мы сможем,
маневрируя малыми силами, бить его по частям. Если же осла-
бить внимание к Северо-Двинскому направлению, то противник
может прорваться к Вятке и соединиться с Колчаком.

Наш план впоследствии был одобрен товарищек Сталиным,
когда он вместе с тов: Дзержинским проездом в район 3-Й армия
остановилея на несколько часов в Вологде и заслушал мой ло-
клад о положении на фронте.

В сентябре — октябре 1918 года мы нанесли на Северной
Двине первый удар войскам интервентов. Мы обошли их укреп-
ленные позициям, отбросили их на 50 км, захватили пленных,
орудия, патроны и запасы продовольствия.

После ряда успешных для нас боев мы решили взять Шен-
курск, где гарнизоном стоял 339-й американский пехотный полк.

Операция удалась блестяще. Сначала были посланы неболь-
шие партизанские отряды в район Шенкурска; под их прикры-
тием было ‘продвинуто продовольствие, крестьянам роздана мука,
чтобы они выпекли хлеб для красноармейцев. Затем началось
наступление отрядов, которые после ряда боев и захвата укре-
пленных позиций на подступах к Шенкурску точно к 12 часам
ночи на 25 января подошли к Шенкуреку.

Утром все наши отряды почти одновременно вошли в Шенкуоск.
‘Американские войска в панике отступили, оставив нам огромное
количество продовольствия, огнеприпасов и 15 орудий. Операция
была проведена в 38-прадусный м0р0з. Она показала большую
‘боевую вышколку красных войск и изобретательность командова-
ния. Орудия, которые имелись в отрядах, были сняты © колес
и поставлены на санный ход. Белого полотна для маскировочных
халатов у нас не было, поэтому красноармейцы одевали на голое
тело ватные кацавейки и шаровары, & поверх их нижнее белье,
таким образом красноармейцы подбирались по снегу незамечен-
ными к укрепленным позициям противника и с близкого pac-
стояния бросались в атаку.

Поражение английских и американских войск под Шенкур-
ском, на Северной Двине и на Плесецко-Селецком направлении,
наши прокламации на английском и французском языках, воз-
вращение военнопленных иностранных солдат невредимыми 9б-
ратно в свои части, после того, ках с ними по-братски обраща-
лись в плену, —все это вместе взятое изменило моральное со-
стояние иностранных войск в нашу пользу, и вскоре американ-
ское командование приказало не пускать больше свои войска
в бои и оттянуло их в Архангельск для охраны складов. Затем
пачалиеь волнения в английских войсках и настолько серьезные,
что самому Айронсайду пришлось выезжать на боевую линию.
После этого был поставлен вопрос 06 эвакуации иностранных
Bolick.

Дальнейшую борьбу нам пришлось вести в белой армией,
Боторой командовал генерал Миллер.

После упорных боев в районе Средь-Мехренги и других дере-
вень, где противник прекрасно укрепилея, & нашим войскам
прильлось стоять бивуаками в лесах, нам все же удалось взять
укрепленные позиции противника. Борьба была упорная, и по-
беда далась не легко. За семь дней боев у нас выбыло из строя
убитыми, ранеными и обмороженными более двух с половиной
тысяч бойцов. Но противник был сломлен.

Разложение фронта и активность коммунистов и рабочих в
Архангельске побудили Миллера сесть на ледокол «Минин». и
бежать во штабом из Архангельска: В Архангельске образовалась
советекая ‘власть.

Н. КУЗЬМИН.
Бывший член Реввоенсовета 6-й армии.

Рисунок худ. Кукрыниксы,

Генерал Миллер.

ГРУППА `УЧАСТНИКОВ СЕВЕРНОГО ФРОНТА, РАБОТАЮЩИХ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ В МОСКВЕ.
В первом ряду (сидят), слева направо; В. И. Тагунова-Суздальцева, Р. А. Кедрова-Пластинина, Б. А. Ройзенман,
В. Боговой, В. М.  Гиттис,.А. А. Самойло, Н.Н. Кузьмин, В. П. Левичев.

Во втором ряду, слева ,направо:
‚ С. К. Попов, Г. Ф. Линдеман-Рудаков. А. Х. Артузов, Н. Ф. Новиков, А. К. Силин. .

М. С. Кедров, И.

I RON Ro ae ret

RS

3. Ф. Аппога, А. И. Геккер,

В третьем ряду, слева направо: М. С. Филипповский, В. Д. Цветаев, C,
: П.П. Стрелков, М. К: Ветошкин, Г. Н.Аронштам,  В. Н.  Черкасов.

Я O п п п

НАЧАЛО ИНТЕРВЕНЦИИ.

Как ни странно, мурманекая интервен-
ция была подготовлена при содействии
местного совета. Во главе мурманско-
го совета стоял A. М. Юрьев, кото-
рый фактически передал всю ваасть
военным специалистам. Во главе этих
специалистов стоял Веселаго,
тесно ’связанный ¢ иностранными мис-
сиями в Мурмане, злейший враг револю-
ции. Англо-французские империалисты по-
этому рассматривались в Мурманске, как
союзники, друзья советской власти, перед
которыми ничего не надо скрывать, с ко-

торыми безбоязненно можно итти на любое

сотрудничество. На Мурмане вспыхивали
восстания против советской власти, в ор-
ганизации которых принимали участие
официальные агенты иностранных держав.
‚А в это время советские работники заклю-
чали союз © иностранными державами и
готовились к войне с Германией.

События  развертывались так. Первого
марта 1918 года мурманский совет Юрьев
и Веселаго запросили Троцкого, в ка-
кой мере можно принять помощь иностран-
ных держав для обороны Мурманского края.
Ночью получился ответ от Троцкого: «Вы
обязаны принять всякое содействие 50ю3-
ных миссий», писал Троцкий в своей
телеграмме. Телеграмма была составлена в
панических и истерических тонах. Й эта
телеграмма Троцкого развязала руки груп.
пе контрреволюционных военных специали-
стов, которые уже были связаны с ино-
странными державами. Впоследствии выяс-
нилось, что Троцкий не согласовал своей
телеграммы‘ е Лениным. =

Телеграмма Троцкого совершенно дез-
ориентировала советских работников. Но за-
то она воодушевила контрреволюционных
военных специалистов, которые укрылись
в Мурманске после Октябрьской революции,
На следующий день после получения те-
леграммы от Троцкого было заключено так
называемое «еловесное соглашение о сов-
местных действиях англичан, французов и
русских в обороне Мурманского края». Вот
текст этого соглашения:

«Пункт первый. Высшая власть в
пределах Мурманского района принадлежит
мурманекому ‹ совету; Пункт второй. Выс-
шее командование всеми вооруженными си-
лами района принадлежит под верховен-
ством совета, мурманскому военному совету
из трех лиц: одного — по назначению co-
ветской власти и по одному — от англи-
чан и французов. Пункт третий, Англичане
и французы не вмешиваются во внутрен-
нее управление районом: о всех решениях
Совдена, имеющих общее значение, они 0с-
ведомляютея советом в тех формах, какие
по обстоятельствам дела будут признаны
нужными. Пункт четвертый. Союзники
принимают на себя заботу о снабжении
края, необходимыми запасами». к

Это словесное соглашение дважды 09-
суждалось на специальных совещаниях. На
этих совещаниях присутствовали: алми-
рал Кемп, великобританский коясул Холл,
капитан Шарнантье. Во время этого сове-
щания по требованию Кемпа и. Холла пред-
седательствовавший капитан Веселаго из-
менил четвёртый пункт соглашения. В но-
вой редакции этот пункт гласил так:
англичанези французы делают все везмож-
ное для снабжения края необходимыми за-
гасами продовольствия и снабжения. Этим
самым сбюзное командование снимало © се-
бя всякие обязательства по ‘снабжению ий
помощи Мурманску.

С; ведома Троцкого в Мурманске был 06-
разован военный совет, который состоял из
начальника французской миссин кзпитанз
де-Лягатинери, ‘английского майора Дефос-
сет и русского лейтенанта с ‘крейзера
«Аскольд» Брикке. С ведома Троцкого этат
«траумвират» был об’явлен высшим воен-
чым органом на всем Мурмане. № тому же

1 одновременно с утверждением «словесного

соглашения» были  об`явлепы нь осадном
положении все Мурманское побережье п
Мурманская железная дорога. Такая мера,
проведенная капитаном Веселаго, ене боль-
ше устраняла мурманский совет от руко-
волства краем. Вся власть фактически пе-
решла в руки военного совета, где раепо-
ряжалось иностранное командование,
Таким образом, политический авантюризм
Троцкого был первым толчком, который
развязал фуки интервентам. Военный co-
вет Мурманска приступил к совместному
строительству «социалистической» армии.
Англия дала «в помощь» Мурманеку 200
человек морской пехоты, Франция — около
600 чехов. Вроме этого, было дано обеща-
ние задерживать в Мурманске эшелоны
французских войск,’ возвращавитихся во
Францию через Мурманск. Но оружия у этих
«воинов» не было. Военный совет начал
их снабжать оружием из запасов, имевших-
ся в Мурманске. Вроме этого, оружие от-
биралось у матросов и передавалось ино-
странным войскам. Союзники сами брали у
мулманского совета пулеметы и винтовки
для создания смешанной пулеметной ко-
манды. Стало быть, иностранное командо-

человек, _

п oO oO о (‘$3

Ey;

М. КЕДРОВ.

БЫВШИЙ КОМАНДУЮЩИЙ
СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫМ ФРОНТОМ,

О

вание не оказывало помощь мурманеким
войскам, а разоружало эти войска.

ый совет, или, как его называли,
«триумвират», не ограничивалея своей
деятельностью только в Мурманске. Он
об’явил всю Мурманскую железную дорогу
на осалном положении, в категорической
форме пред’явил. требование о беспрекос-
JOBHOM подчинении ему железнодорожного
комитета и‘олонецкого губернского совета.
Тщетно советские работники Олонецкой гу-
бернии добиваются переговоров е Троцким.
Он не подходит к прямому проводу. Толь-
ко 19 марта удается через’ члена правле-
вия Северных железных дорог Миронова
вручить. Троцкому записку. В этой записке
подробно излагались все описанные выше
события, ‘указывалось на недопустимость
с0т0за с империалистами. «Мурманский со-
вет, — говорится в записке, — базируется
на ваших разрешениях контакта с фран-
цузами и англичанами». Троцкий ответил
кратко: «Мурманокий совет правильно
ссылается на мое разрешение. По прямому
проводу не могу входить в принципиаль-
ную полемику... Троцкий».

После этого военный совет в Мурманске
начал действовать решительнее и смелее.
Начали создавать флотилию. Из трех бе-
реговых баларей одна большая батарея —
в пункте Цып-Паволок—была укомплекто-
вана, французами с крейсера «Адмирал 0б»,
две малых батареи при самом вхоле на
рейд— русскими. На трех русских минонос-
цах решено было сформировать смешанную
команду: На одном миноносце-—два офицера
и 16 моряков русских, остальвые-—аттли-
чане; на другом миноносце— французы. ‚на
третьем—америкатиты. Командование факти-
чески принадлежало английскому адлоиралу

Все это означало передачу и береговых
батарей и флотилии в полное распоряже-
ииеё союзного командования. К тому же с
марта до мая 1918 года Троцкий продол-
жает всячески содействовать сосредоточе-
нию англо-французеких сил на Мурмане.
Но его предписанию и мандатам целые по-
езда и эшелоны итальянских, французских
н английских офицеров и солдат беспренят-
ственно пропускаются как в сторону Мур-
манска, так и в сторону Архангельска. С
полным правом английские дипломаты мо-
гли писать следующие похвальные строки
Троцкому: «Каждый раз, ‘когда мы про-
сили у него о бумагах и помощи для на-
ших офицеров, он нредоставлял нам Bee,
что мы желали. Он предоставил все воз-
можности для союзного сотрудничества в
Мурманске, он соглашалея °послать чен-
ский корпус в Мурманск и Архангельск».

Положение на Мурмане становилось Bre
более угрожающим. И, несмотря на хваст-
ливые и лживые доклады Веселаго и Юрь-
ева, 0б этом положении узнали Ленин и
Сталин, Разговор товарища Сталина по
прямому проводу с Юрьевым-Алекееевым
показывает, как Ленин и Сталин оценива-
ли. соглашение с иностранными миссиями
в Мурманске. Ленин и Сталин предвиделы
опасность оккупации, и по прямому прово:
AY они предложили мурманскому ‘ совету
добиться письменного подтверждения заяв-
ления англичан и французов против воз-

Политика белого
правительства
Северной области.

И& постановления Верховного Упра-
вления Северной области по рабочему
вопросу (от 13 августа 1918 года).

«...Декрет о так называемом рабочем кон-
троле, дезорганизовавший русскую промыш-
ленность и принесший неисчиеламые  бед-
ствия рабочему классу, отменяется немед-
ленно. На отделы промышленности, труда
и земледелия по соглашению возлахается
обязанноеть незамедлительно приступить к
выработке и осуществлению основ государ-
ственного регулирования  народнохозяй-
ственной лизни области».

Из постановления Верховного Упра-
вления Северной области о земле (от
4 апреля 1919 года).

«... Земли, принадлежащие монастырям,
остаются в пользовании прежних владель-
цев, в тех частях или имениях, которые не-
обходимы монастырям, как  самостоятель-
ной трудовой земельной общине, или име-
ют  060бое культурно-экономическое значе-
ние».

ыы =a > = ke

А. В. Эйдук,

скользих шагах от двери кабинета Ильи-

С. Г. Уралов, Э. Я. Гурович,

Ф. Боговая-Третьякова, А. Н. Вялов,

гы с Oo Я

можной оккупации. Наряду с, этим Совет
Народных Комиссаров назначил Нацарену-
са своим чрезвычайным ‘уполномоченным
на Мурмане.

Кроме этого, 23 мая мурманекому со-
вету была дана телеграмма из Москвы за
поднисью Чичерина. В этой телеграмме
наркоминдел категорически запрешал 95-
ращаться за помощью в империалистиче-
ской коалиции. «В виду общего политиче-
ского положения, — писал Чичерин, —
обращаться за помошью к англичанам со-
вершенно недопустимо». Не удовлетворив-
црись указаниями, полученными от Hap-
коминдела, Юрьев просит к прямому прово-
ду Менина. Юрьев передает Ленину про-
странную записку, в которой фактически
прикрывается вонтрреволюционный саботаж
всех важнейших директив Совета Народных!
Комиссаров. Ленин ответил на эту записку
последним  предостережением: «Если вам
ло сих пор неугодно понять советокую по-
литику, равно враждебную и англичанам п
немцам, то пеняйте на себя. Напаренуе
выехал. С англичанами мы будем воевать,
если они будут продолжать свою политику
грабежа. Ленин».

Казалось, что это предостережение з3-
ставит Юрьева, наконец, задуматься над тем
положением, которое создалось в Мурман-
ске. Но Юрьев всего этого не хотел понять.

Слишком тесно он был связан с контрре-.

волюционными военными специалистами,
слишком большое влияние оказала на него
вся авантюристекая политика Троцкого.
Вскоре Юрьев был об’явлен вне закона,
как изменник делу революции, как враг
народа. .

Мы подробно остановились на веех этих
событиях потому, что интервенция на (е-
вере в марте 1918 года фактически уже
началась. В июне в Мурманск прибыл ге-
нерал Пуль с английским десантом. Анг-
лийские оккупанты начали разгонять сове-
ты, производить массовые аресты и рас-
стрелы лучших представителей советской
власти; оккупанты совершали грабежи,
захватывали пароходы, разоружали крас-
ные отряды, распускали советские ‚органы,
а в это время предатели и прохвосты, си-
девшие в мурманском совете, вырабаты-
вали проект соглашения с «союзниками».

* * *

Второго августа оккупанты, закрепив-
шись на Мурмане, . разгромив и расстреляв
батареи на острове Мудьюге, заняли Ар-
хангельск. Интервенты сразу продвину-
лись на 150—200 километров в глубь
страны. В это время был организован Ce-
веро-Восточный фронт,

Всю работу по организации фронта про-
низывало личное руководетво В. И. Леня-
на. Он уделял нам исключительное внима-
ние. Он лично запрашивал о положении на
фронте, оказывал помощь. Все наши прось-
бы мгновенно удовлетворялись. Mue пом
нится, Kak Ленин нам переслал тяжелую
артиллерию. Ленин узнал,. что по приказу
Высшего военного совета три батарей
в полном составе отправлены на Урал.
Ленин  залросил: по кабой дороге от-
правлена артиллерия? Ему ответили: по
Северной. Ленин снова запросил: me
сейчас находится отправленная артилле-
рия? Ему ответили: подходит в Вятке. To-
гда Ленин отдал следующее распоряжение:
«Предлагаю немедленно эти три батарен
разыскать в пути и вернуть © Урала и
срочно направить под Архангельек в раг-
поряжение Кедрова». Командующему Мо-
сковским военным округом он заявил: <Вы
отвечаете за это своей головой, В семь
часов утра жду от вас личного. доклада вы-
полнения моего приказа». Комвойск отве-
тил: «0 вашем распоряжении — уведомлю
Реввоенсовет республики».

— 06 уведомлении Реввоенсовета дело
ваше. Повторяю: отвечаете головой за ис-
полнение.

— Слушаю. Будет исполнено, — отве-
тил комвойск.

Заработали телефоны, телеграф, на
Ярославский вокзал были посланы специ-
альные люди. № шести е половиной часам
утра все уже было сделано. Эшелоны с ар-
тиллерией повернули на Архангельск, Очень
часто со всеми своими нуждами я обращал-
ся непосредственно к Ленину.

— Что вам нужно? — спросил меня
Владимир Ильич.

— Вашей помощи для срочного получе-
тия всего того, в чем крайне нуждается
невый фронт.

Тенин прочитал по записке целый paz
требований, Разговор происхолил в 3a-
ле Совнаркома у нобольшого стола, в не-

ча. Ленин приказал начальнику штаб
Выешего Военного Совета М. Д. Бонч-Бруе-
вичу выдать Кедрову все, что требуется
для Северного фронта.

— Непременно сегодня же
те,— оказал Ленин,

Й затем на прощанье добавил:

— Если что надо будет, пишите!

выезжай-

_руБи, неистовю кричала:

. Иоканьга. ^

% Сколько. тяжких воспоминаний вызывает.в памяти OT £2080,
‘мрачное и тосвливое, ка® завываняе таежнего зверя.”

На скалистом берегу Ледовитого океана, на Иокальгеком

релуострове интервенты и белогварлейцы в 1919 году устроили

- каторжную тюрьму для большевиков и всех TEX, ETO помогал

советской власти и не хотел мириться с игом иностранных 3a-

‚ воевателей и белогвардейцев.

Безмолвная пустыня. Мхи и лишаи. Ветер, страшный ветер,
даже летом сбивал ¢ Hor людей и уносил их, Бак песчинки.

Заключенные жили в фанерных бараках. Две галеты в день—
вот и все пропитание.

Многие товарищи, истощенные голодом, едва’ держались на
ногах. И вот для них придумали пытку, Из Архангельска приго-
няли водным нутем бревна.. Леса не.было, топить было нечем.
Заключенных заставляли эти бревна тащить из воды. При страш-
ном ветре работа была не по силам, особенно для истощенных
товарищей. Свирепые надзиратели и надемотрщики подгоняля
слабых палками. Били зверски, до крови, до ‘потери сознания.
Били за то, что наши товаризци, доведенные до отчаяния голодом
и истязаниями, не имеди сил двигаться.

Командовал на острове знаменитый палач Судаков. Он симу-
лировал восстания и беспорядки в бараках и заставлял своих
солдат расстреливать наших товарищей в упор. Так шла «ликви-

‚дация» каторжной тюрьмы.

Я была в бараках и видела продырявленные многочисленныхи
пулями стены. Я видела карцер сырой, вонючий подвал с омер-
зительной жижей на полу, где людей держали по 30 суток. Кто
Mof эти нечеловеческие муки переносить? ‘Только немногие,
Остальные здесь же умирали, благословляя смерть Kak ‘един-
ственную избавительницу... ,

Я видела на Иоканьте знаменитый холмик, где послё сверже-
ния белых трепыхался на палке красный флажок. Здесь при-
меняли такие пытки, перед которыми бледнеют ужасы инквизн-
ции. Сюда палачи приводили наших товарищей, засыпали снегом
до колен, потом обливали волой. Люди замерзали в страшных
мучениях. Живых людей превращали в ледяные столбы. Сколько
этих столбов было воздвигнуто на пустынном берегу Ледовитого
окезна! Е

Когда мы свергли интервентов, оставлкихся в живых Toma-

’рищей перевозили из Иоканьги в Архангельск. Они не могли

двигаться. Они были полумертвые. Из брошенных на полу-
остров в сентябре 1919 года 1.000 заключенных вернулось лишь
127 человек. Это были живые трупы. Только 50 человек: из
них могли передвигаться 6б6з посторонней помонхи. ‹

Но что значит большевики! В каторжной тюрьме на стенах
мы читали сотни надписей, которые свидетельствовали о ве-
личайнем мужестве заключенных там большевиков. Вот что
гласили эти надписи: «Мы умираем, но не просим y spare тю-
щады». «Налши товарищи победят — крепись, дружок!» «По-
бедит советская власть. Победит наша партия». “a4

Сколько нужно самообладания и внутренней силы, сколько
легендарного мужества надо иметь,, чтобы  в- этой чуловищной
обстановке сохранить непоколебимую велю!‘ \;.

Приломинаю жуткие случам. Вели на раюстрел назтих тозз-
рищей. 3а группой, бежала жена рабочего, державшая. ребенка
на руках * 1B PTH Seay EEE mi

— Пустите меня к мужу! — кричала женщина ужасных
криком. Но офицеры ее отгоняли. Женщина, в отчаяныи ломая

— Расстреляйте и меня. Что же я с ребенком; одна
останусь!.. ;

Офицер, злорадно улыбаясь, сказал:

— Un же, и тебя можем.

Ченщина была’ неумолима:

— Тогда пусть уже и ребенка.

Палачи расстреляли и мать и ребенка.

Никогда не забуду потрясающей картины, когда в февраль-
ский день 1920 года, после освобождения Архангельска, мы вы-
вапывали трупы расстрелянных и торжественно. предавали их
земле. Это были похороны. Через город потянулся. нескончае-
мый цуг из простых телег. Ha каждой телеге — ло‘два дере-
вянных гроба. Этот стралнный цуг занимал всю улицу, и люди,
глядя на этот обильный урожай смерти, падали в обморок и те-
ряли сознание. кон

Мы похоронили наших славных товарищей нз берегу Севег-
ной Двины. Эта рева многое видела.
Р. КЕДРОВА-ПЛАСТИНИНА,

Бывший секретарь архангельского ревкома
`_ и губисполкома,

Северная партизанская.

англий-
ской,
Под сверкание клинков

Мы до самого  Архангельска
Гнали е песней беляков.

Вак в тайге мы партизанили—
Знают вьюги да снега;

Льва Бритавии мы ранили,
Били лютого врага.

Под дождем шрапнели

Помнит вся страна Советская,
Помнят красные полки,

Вак взята была Плесецкая
Партизанами в ШтТЫки,

Уплывали в море Белде
С белым: войском корабли.
Ликовало войско смелое

Her пощады для изменнихов! ‘Машей Ленинской земли.

Речь с врагами коротка.
И пол. Пинегою Щенников
Мял им нежные бока.

Бак в. тайге мы партизанили—
Знают выюги-дз снега,

Льзз Британии мы ранили,
Били лютого врага, ‹

ВЛ, ЖИЛИИН.

г. Архантельск.

Волчья сотня офицерская
Вся в Усть-Вате полегла,
Карпогоры, Обозерская—
Партизанам похвала!

Рисунок худ. Кукрыниксы,

Глава белогвардейского правительства Чайковский.

mt
gy
uO

We

kag