ВЬ

(ABB

Пиеатель должен. быть

‘мастером своего дела

Не один из вас задал себе вопрос, что в
первую очередь надо знать человеку, чтобы
быть писателем.

С чего начинается писатель? Появляется
потребность что-то высказать. Если этой
потребности нет, тогда человек писателем
никогда не будет. Ho, естественно, ‘одной
этой потребности мало. Нужно, чтобы че.
лозек умел сказать то, что он хочет.

Даля этого нужно прежде всего знать
русский язык. Какие из вас получатся ин-
сатели, если вы не знаете хорошо родной
язык? Если человек не знает грамматики и,
выражаясь фигурально, корову нишет через
ять (ау нас есть такие), какой же он пи-
сатель? Литература — это профессия, осо-
бый выл деятельности, причем, надо _ ска-
зать, наиболее трудный род деятельности,

Вы говорили здесь о неудачах в. своей
писательской работе, жаловались, что вас
мало печатают. Неужели вы хотите сразу
стать писателями, ‹прогреметь ‘на весь
мир»? Написал у нас человек очерк и хочет,
чтобы сразу его напечатали. Нет, вы напи-
шите десять, и хорошо, если десятый будет
принят к печати. Если всё печатать, что у
нас пишут, нехватит и бумаги.

Кто хочет стать писателем, ‘пусть внима-
тельно прочтет хотя бы биографию Баль-
зака, как он боролся, чтобы пробиться’ в
ряды крупных писателей. Вы скажете, что
Бальзак был буржуазный писатель.

Да, конечно, буржуазная обстановка в
ЭТУ борьбу привносит много тяжелого и
униантельного; У нас этого нет, но у нас
стать крупным писателем еще труднее. По-
чему? Да потому, что у нас неизмеримо
выше тяга к литературе, потому, что наш
культурно растущий читатель пред’яваяет
все большие и большие требования к худо-
жественным произведениям. За рубежом
один из миллнона может пробиться «в лю-
ди» и стать признанным пнсателем, а у нас
чуть ли не на каждые полсотни более или
менее грамотных людей один писатель.
Естественно, что из них девяносто процен-
тов отсенвается. Ведь чуть ли не у каждого
молодого человека есть желание писать, и
ему кажется, что все, что он напишет, бу-
дут читать. Но тот, кто хочет серьезно пн-
сать, должен учиться Надо взять учебник
грамматики и сесть за него, учиться‘ по
нему.

Вы тут говорили относительно заочного
обучения, заочных курсов. Научиться пи-
сать после окончания каких бы то ни было
курсов нельзя. Конечно, они могут оказать
некоторую помощь. И курсы, на которых
вы работали сейчас, тоже многому не на-
учат. Курсы вас познакомили только с ме-
тодом, показали и научили, как читать кни-
гу, как в ней разбираться, как взять из нее
то, что необходимо.

Но без знания, без настоящего знания
родного языка никто никогда настоящим
писателем не будет.

Второе — как научиться писать? Това-
рищи высказывали пожелание об индивиду-
альном шефстве крупных писателей над
начинающими авторами. Я допускаю слу-
чайное благоприятное стечение обстоя-
тельств. Но вообще-то говоря, писатели
плохие учителя. Они сами иногда не нполд-
ностью осознают свою работу. К примеру,
Гоголь. Кто лучше понимал его творчество,
он сам или Белинский? Я думаю, что Бе-
линский лучше понимал творчество Гоголя,
чем сам Гоголь. с

Если вы хотите писать художественные

произведения, то прежде всего нужен Ta-

‘лет: Без врожденных способностей вы

худежниками не будете.

В молодости я тоже спрашивал опытных
людей — как научиться писать, что нужно
слелать, чтобы стать писателем? Рабочие
тогда были очень мало сознательны и во-
круг одного сознательного рабочего было
сто интедлигентов, которые хотели ему
«помочь». Мне говорили, что трудно учить-
ся, нет такой школы, нет такого руковод-
ства, которое научило бы писать рассказы.
Есть старые княги, где говорится о том, как
натисать то или другое школьное сочине-
ние. Но они лают главным образом советы
по орфографии.

У каждого писателя есть свой стиль.

Если хочешь быть писателем, надо брать
за образец те произведения, которые нани-
саны великолепно с точки зрения стили-
CTHKH.

Вы хотите, чтобы вас кто-то научил пи-
сать, вы хотите, чтобы Ставский вас на-
учил. Но учиться можно только по образ-
цам. Вы хотите писать выдающиеся произ-
ведения, которые были бы выше произве-
дений того же Ставского. Для этого нужно
учиться у классиков, например.у Тургенева.
Возьмите Гоголя. Почему у него такая яс-
ность мысли? Почёму по многу раз можно
перечитывать наших классиков? У нас нет
сейчас таких знатоков языка, умеющих так
ярко выражать свои мысли. Лев Толстой
хотя и допускал некоторое упрощенчество
в языке, но у него нужно многому учить-
ся. Хрестоматия, учебник, конечно, тоже
дает кое-что для первоначального обуче-
ния, но это не есть, если можно так выра-
зиться, источник языка. Источник языка —
это Пушкин, Гоголь, Гончаров, Горький и
другие наши классики.

Прочтите «Фрегат Паллалду» Гончарова.
Скажете — скучно? А вы читайте с точки
зрення языка, формы, как должен читать
писатель, и совсем будет не скучно. Надо
читать не только то, что вам нравится, Если
вы хотите быть мастером, советским масте-
ром, ‘надо Учиться у предыдущих поколе-
ний, нужно овладеть лучшим из того, что
завоевано человечеством, и, исходя уже из
этого, перейти к новому. Это нужно запом-
нить писателям, которые хотят выйти на
широкую литературную дорогу и сейчас
жалуются на то, что их книги не печата-
ются. Жалобы эти, конечно, необоснозанны.
Ясно, что дребедень никто печатать не ста-
нет. И так у нас, нужно прямо сказать.
дребедени выходит слишком много. Мы
ставим своей задачей выпускать книги для
просвешения масс. а печатаем часто  бели-
берду, которая потом идет в макулатуру.

У всех у вас, мне кажется, есть жела-
ние обойти трудности, свалить все на об’-
ективные условия, — мало, дескать, помо-
гают, мало обращают внимания. Неверно
это. Смотрите — Шолохов. Его «Тихий
Дон» я считаю нашим лучшим художест-
венным произведением. Отдельные места
написаны с исключительной силой. А писал
человек в провинции, в станице. Но по язы-
ку чувствуется, что он много и упорно
учился ч нркакие журналы для начинаю:

ших ему не помогали. Я не верю, чтобы он
написал «Тихий Дон», не будучи хорошо
‚знаком с нашими классиками.

Шолохов с виду очень простой, незамет-
ный человек, а чувствуется, что он прошел.
большую школу, да, вероятно, и сейчас
очень много над собой работает.

Сначала у вас могут быть подражания
классикам — не бойтесь, на первых порах
это не вредно. Собственный стиль выраба-
тывает жизнь. Если вы даже будете вели-
колёпно знать Тургенева и будете пы-
таться ему подражать, не забывайте, что мы
далеко ушли от эпохи Тургенева. Тургенев
вас назад в крепостную Россию не потащит.

ares

spec и пис.
Беседа с молодыми крестьянеким У

лями, окоичившими литературные курсы
Opreomurere Союза Советских писателей.

ар и а

Не выйдет это, но мастерство его нужно и
можно использовать. Классики для вас —
первая ступень, так сказать, литературная
«паперть». :

Второе условие для писателя — знать to.
о чем он будет писать. Если вы формой
владеете хорошо. это еще не значит, что вы.
хорошо будете писать. Вы должны еще’
знать, о чем вы будете писать, что вас вол-
нует, занимает, так как естественно, что
писатель должен, писать © том, что он хоро-

торую собираешься описывать.

Вы живете в колхозе, вы сельский кор-
респондент и думаете писать о деревне. Яс-.
HO, что если вы хотите создать литератур-!

АНИЯ М

Что же такое социалистический реализм?
Я знаю, что этот вопрос существует у вас,
и вы, наверное, уже приготовились сказать
‚мне: «Об’ясните толком, формулируйте
конкретно, в чем заключается социалисти-
ческий реализм. Мы у себя часто говорим
на эту тему, а конкретно еще не догово-
рились». Верно это или нет? Мне кажется,
что верно, Вотя и попробую поделиться с
`вами своим пониманием социалистического
реализма. Я скажу вам, как лично я. пони:
маю социалистический реализм,

Мне кажется, что форма в искусстве яв-

ляется внешним матерцальным проявленн-

шо знает, Надо изучать ту обстановку, ко- “М ЧеЛовеческих ндей и чувств. Пережи-

вания же и мысли общественного челове-

мысли и переживания безработного, голод-

ное произведение, то нужно’изо дня в день

наблюдать обстановку,

и понравившиеся выражения ‘переносить’,

все в записную книжку. Все это должно

быть так запивано, чтобы в необходимый
момент можно было. использовать. У всех,
крупных писателей есть огромное колнче-
ство таких записей и заметок.

Все большие писатели ‘исключительное
внимание уделяют народной речи.

Писатель должен уметь наблюдать и вы-
бирать наиболее типичное. Когда читаешь
крупное произведение, очень часто. нахо-
дишь себя то в’ одном‘образе, то в другом,
находишь некоторые свои черты. Все это
достигается огромной предварительной ра-
ботой. ] 7 ;

Далыше — область политики. Овладел че-
ловек формой, ‘сделался. знатоком языка,
умеет наблюдать, исписал неё одну книжку
записями, и у него возникает вопрос, как
обобщить накопленный материал, как ero
воплотить в литературное произведение.
Здесь уже нужна политика. Конечно, луч-
ше всего обобщить. накопленный материал,
будучи марксистом. Коммунистов y нас
много, а образованных марксистов гораздо
меньше. Коммунист понимает программу
партин, выполняет решения. партии, немно-
го знает основы марксизма, но самый марк-
сизм знает далеко не достаточно.

<

Писатель, который выступает перед. ши-
рокой массой, конечно, должен знать фи-
лософию марксизма, Если писатель слабо
знает философию марксизма, слабо знает
Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, ясно,
что у него никакого крупного марксист-
ского произведения не получится.

Настоящий советский писатель
‘быть марксистом.

Вы самн понимаете, нужно, чтобы ты-
сяча писателей писала для того, чтобы из
них один вышел на мировую арену. Без
этого нельзя. Нужно, чтобы тысячи свои.
силы пробовали.

Писатель должен быть одним из самых
культурных людей. Иначе, какой же он
писатель, если его культурный уровень
будет ниже; чем у окружающих; кого и
чему он будет тогда учить?

Товарищи задавали вопрос о том, не ве-
дет лн поход за качество к уменьшению ко-
личества. Об этом не беспокойтесь. Я не
боялся поэтому вам нарисовать здесь все
трудности. Ведь молодежь тоже будет ра-
сти, она будет занимать ваше место. Ра-
стет молодежь, и желание быть писателем
присуще очень многим. Я не знаю, много
ли найдется людей, которые в молодости
не писали стихов? Бояться того, что не бу-
дет необходимого количества писателей, не
нужно. Нужно показывать дорогу, хотя бы
и трудную дорогу, но чтобы из миллионов
росли крупные люди. Мы не можем рав-
няться на писателей типа Потапенко, а это
был в свое время сравнительно крупный
литератор. У нас в советской литературе!
очень много таких писателей. Это «времен-
ная» литература. Я прочитал десятка два’
произведений Потапенко и теперь не пом-
ню ии одного. А его книги я читал одновре-
менно с произведениями крупных писате-
лей. И те остались в памяти.

должен

Вы указываете, что наши журналы пере-
полнены, но там очень. немного хороших
произведений. А я хочу, чтобы хотя один из
вас стал первоклассным писателем. Bam
нужно итти вперед. Может быть, низодин
из вас далеко не уйдет, но самое стремле-
ние к этому очень поднимает культуру че-

которую хотите.
описывать, подмечать характерные черты

У него преобладает гнев и ненависть к пре-
сыщенным, мысль об уничтожении  безра-
ботицы. Миллионы таких людей. наклады-
вают свой отпечаток ‚на всю жизнь капн-
талистического общества: на улицу, на
внешний облик городов и сел, на лица лю-
дей. Там не может иметь массового усне-
ха задорная, постоянно повторяемая у наси
каждый раз как бы впервые звучащая пес-
ня «Широка страна моя родная».
Белинский прав, говоря: «Искусство без
мысли, что человек без души — труп...»
И в самом деле, представим себе худож-
ника, задавшегося ‘целью зарисовать типы,
ну хотя бы американских безработных и
людей, живущих только заработной пла-
той. Может ли у него получиться ‘худо-
‘Жественное произведение, если ему чужды

интересы, переживания, горести и радости

этих людей? В. лучшем случае ‘получится
технически хорошо выполненный портрет,
Фотографическая похожесть на оригинал.

Отсюда вывод: люди, стоящие на точке
зрения формализма, или преследуют поли-
тические пели -— скрывают социалькые не-
дуги, страдания трудящихся, как это де-
Лается в капиталистических странах защит-
никами капиталистической системы, или
же они занимаются пустопорожним техни-
ческим упражнением, перебиранием четок
в руках.

Только ‘художник, который проникся
полным пониманием всех переживаний и
мыслей своего героя, который видит и чув-
ствует безнадежность во взгляде безработ-
ного, который читает в глазах работаю-
щего страх потерять работу, — только
такой художник найдет, и притом как бы
непроизвольно, яркие слова, выразитель-
ные жесты, мимику, интонации; краски и
мелодии для создания действительно рез-
листического образа.

Создание формы требует от художника
огромной работы мысли, напряженных пе-
реживаний и очень больших знаний. Зна-
чит, и форма находится в конечном счете
в зависимости от социальных отношений,
от классовой борьбы. Сильное влияние
русской художественной литературы и ис-
кусства в прежние времена может быть
об’яснено только их глубоким социальным
содержанием и реалистическим направле-
нием.

Определение реализма дано еще Белин-
ским, вероятно, около ста лет тому назад.
Реализм — это единство формы и содер-
жания, когда дается не только правдивое
внешнее описание, но и глубоко верно пе-
редается внутреннее содержание явления.

Школа Белинского — это почетная шко-
ла. Она проделала огромную работу по
просвещению наших мастеров и далеко
вперед двинула. наше искусство и литера-
туру.

Единство содержания и формы входит,
конечно, и в социалистический реализм. Но
ееть развинца-между сонналистическим-реа=
лизмом ‘и прежним досоциалистическим
реализмом. ;

Например, самые яркие художнихи-реа-
листы капиталистического общества не вы-
шли из пределов этого общества, что на-
глядно подтверждает письмо Чехова к Су-
ворину.

Мы живем в социалистическом обществе.
Поэтому у нас художник-реалист поставлен
в принципиально иное положение как к са:
мому обществу, так и к своим героям-
типам. ;

В прошлом столетии русские писатели
старательно искали положительные типы в
русской жизни. Достаточно напомнить
Чацкого в «Горе от ума» Грибоедова, Оне-
гина в ‚романе Пушкина, Печорина в «Ге-

ловека. Он будет при этом крупнее при
всех обстоятельствах, даже если из него и
не выйдет настоящий писатель.

Вот если бы спросили ‘меня, кто лучше
всех знает русский язык, я бы ответил —
Сталин. У него надо’ учиться скупости, яс-
ности и кристальной чистоте языка. Попро-
буйте изложить короче какую-нибудь
мысль, высказанную Сталиным!

Пожелаю вам успеха в вашей работе и
скажу на прощанье: только не надо те-
ряться. В особенности не теряйтесь, когда

рое нашего времени» Лермонтова, Инса-
рова в «Накануне» и Базарова в «Отцах и
детях» Тургенева. Все это — крупнейшие
произведения художественной литературы.
Но их художественная ценкость была ве-

KAI
О СОЦИАЛИ

расцвести политически‘ и культурно, уже

трепетала перед революцией больше, чем
перед реакцией. Это резко сказалось в ис-
кусстве и литературе в виде распростране-
ния натурализма, формализма, символизма,
импрессионизма и т. д. Одним словом, по-
шло всякое декадентство.

С появлением Горького художественная
литература снова приобрела боевое обще-
ственное, значение, в особенности в связи с
выходом в свет его романа «Мать». Но те-
перь уже героями выступили рабочие.
Этим как бы фиксировался тот факт, что
борьба за все прогрессивное перешла к ра-
бочему классу.

Советскому художнику не приходится

ка. всегда определяются социальными ус-   УТРУждать себя поисками положительных
ловиями. Например, очень легко нодметить   ТИПОВ и героев — таких людей у нас мил-

лионы. Недаром в уставе Союза советских

ного человека. Можно не сомневаться, что   Писателей сказано:

«Социалистический реализм, являясь ос-
новным методом советской художествен-
ной литературы и литературной критики,
требует от художника правдивого, истори-
чески-конкретного изображения действи-
тельности в ее революционном развитии».

Примером такой работы в известной сте-

пени может служить роман Малышкина

«Люди из захолустья». Здесь удивительно
конкретно, в соответствии с жизненной
правдой показан рост людей из маленьких
городов захолустья на больших стройках.
У ‘нас этот рост идет повсюду и во всех
сферах человеческой деятельности,

Разве не бросается в глаза, например,
рост социалистической государственности
и советского патриотизма в нашей стране
по сравнению < дореволюционным време-
нем, по сравнению с любой капиталистиче-
ской страной! Ну, где, в какой стране, в ка-
кой исторический момент (может быть,
только в 1812 году, в связи с нашествием

на Россию полчищ Наполеона) народ был

так глубоко проникнут духом патриотизма,
как у нас в эпоху советской власти?

В настоящий момент подавляющая масса
населения СССР в своей повседневной
жизни занята мыслью о строительстве со-
циалистического общества. Частные инте-
ресы советских граждан все больше связы-
ваются, и притом вполне сознательно, с
интересами социалистического государства.
А благодаря этому растет и чувство пат-
риотизма к социалистической родине, кото-
рое проявляется в самых различных фор-
мах.

Вы, как художники, великолепно пози-
маете, что у нас сейчас интересы социали-
стического государства, интересы социали-
стического общества занимают в голове
каждого человека в десять, сто раз боль-
шее место, чем, предположим, не только в
старой России, но и в любом современном
капиталистическом государстве. Там люди
меньше заняты общественными интереса-
ми. А мы больше этим заняты. Значит, ес-
ли можно так выразиться, в голове у каж-
дого советского гражданина, в его быту
гораздо большее место занимают общест-
венные интересы, интересы общегосудар-
ственные, чем это было раньше, Это, мне
кажется, бесспорный факт. А потому и в
произведениях, которые вы творите на
сцене, на полотне или в книге, необходимо
со всей силой оттенить и подчеркнуть эту
важнейшую черту.

Раньше этой черты не было. Не любили
У нас. раньше государства. Не любили ар-
мии. Не любили правительства. Всех этих
орудий насилия над народом не любили.

А теперь совсем иное. Теперь, например,
армия — это же факт — пользуется колос-
сальной любовью среди всех слоев населе-
ния. (Бурные аплодисменты). Это и есть
выражение новой черты, нового отношения
людей к социалистическому государству,
ибо армия есть один из важнейших инсти-
тутов государства, 8

За время существования советского строя
население накопило в своем быту Maccy
новых черт, не свойственных капиталисти-
ческому мноу. Напримзр, в магазинах
очень часто можно наблющать такую кар-
Тину; у кого-нибудь из покупателей нехва-
тило ценег — к нему сейчас-же придут на
помощь, В трамвае. троллейбусе, автобусе,
метро ‚считается нормальным уплатить‘ за
пассажира. у которого не оказалось мелкой
монеты. Конечно, это—мелочь. но она ха-
рактерна лля нашего строя общественных
отношений. Люди у нас покобретают со-
циалистические черты, сами того нё заме+
waa.

Если хотитз рисовать социализм, то не
насилуйте свое воображение: у вас пох
руками великое множество бгагодарного
материала, накопленного за двадцать лет.
Социализм у нас — не мечта, а подлин-
ная реальность. Этот реальный а н. фая-
тастический социализм требует

лика именно потому, что они показывали  кисти художника: ‘писателя, артиста, жи-

отрицательные типы, а Героев, которых бы  вописца,

певца, музыканта, скульптора,

народ признал за образец, не вышло. Все   архитектора и т. л. Уже кое-что в этом эт-

они — «лишние люди»,

Были ли в тогдашней. жизни люди, кото-
рые могли являться такими героями? Мне
кажется, что были. Это — декабристы, Бе-
линский, Чернышевский, Добролюбов, Гер-

ваше произведение. забраковали. В’ таких! цен. Очевидно, дворянская художественная

случаях вы должны себе говорить: «Забра-
ковали — напишу вторую работу, забраку-
ют — напишу еще». Если не хочется пи:
сать, лучше не пишите. А если хотите пи-
сать, с упорством добивайтесь своего. Не
поместили двух ваших работ, пишите тре-
тью, четвертую, нока не добьетесь успеха.
Только тогда вы будете писать по-настоя-
щему и сделаетесь настоящими советскими
писателями.

(15 мая 1934 г.).

В. ПЕРЦОВ

Как всякий литератор, внимательно следя
по нашей печати за выступлениями и ста-
тьями Михаила Ивановича Калинина, я
всегда радовался сквозившей в них огром-
ной любви к литературе. И всегда меткое
самобытное суждение М. И. Калинина воз-
буждало мысль и желание совершенство-
вать нашу работу. Каждое замечание
М. И. Калинина о литературе освещало во-
прос удивительно просто и столь же уди:
вительно своеобразно. Огромный опыт че-
ловека и большевика стоял за этими суж-
дениями об искусстве, задачи которого
Михаил Иванович неразрывно связывал с
задачами коммунистического воспитания,

Всюду, где только возникает вопрос о
росте наших кадров, Михаил Иванович на-
поминает о значении художественной лн-
тературы для формирования нового чело-
века. При этом одна из его любимых идей
состоит в том, что уменье пользоваться
художественной литературой помогает раз-
бираться в людях, помогает организовы-
вать людей. Если литература нужна’ прак-
тику-организатору, то педагог и шагу не
может без нее ступить:

<..знаняе художественной литературы —
это почти ваша профессиональная обязан-
ность, — говорил он учителям — Поэтому
повышение культуры — это в первую оче-
рель знание художественной литературы.
Она больше всего обогащает человека,
даег возможность (я сужу но своему опы-
ту) расти человеку, больше понимать лю-
дей».

В устах человека с таким жизненным
опытом, как М. И. Калинин, ссылка на свой
опыт восприятия художественной литера-
гуры звучала особенно убедительно. Он
постоянно обращался в своих речах и ста-
тьях к литературным примерам, раскрывая
связь развития русской художественной
литературы с развитием передовой обще-
ственной мысли. Но у него перед глазами
всегда стоял современный советский ху-
дожник. М. И. Калинин глубоко верил в
возможности нашей литературы и неустан-

литература не могла их поднять, с одной
стороны, по цензурным условиям, а с лру-
гой — и это самое главное — по своим
идейно-политическим воззрениям. Она не
могла возвыситься до уровня этих борцов
за народное дело в силу своей социальной
обусловленности.

После Тургенева уже нет таких поисков
в литературе. Русская буржуазия, не успев

eee

ТЫ,

‚ Из речи «Об овладении марксизмом-лени-
низмом работниками искусств».

Мудрый друг

но напоминал о Том, что «величайшие тво-
рения нашей революционной действитель
ности будут служить великолениыми те-
мами для художников». О чем бы ни шла
речь — о героическом ли пути советского
государства или о подвигах наших людей
в Отечественную войну, он ждал произве-
дений, которые достойно воплотят «вели-
чайшую драму, по своему содержанию не-
сравненно более высокую, чем величайшие
произведения величайших мировых ху-
дожников»..

Говоря о силе влияния исторических вы-

ступлений товарища Сталина 6 и 7 ноября
1941 гола, М. И. Калинин указывал, что
только гениальный художник мог бы в
художественной форме отразить действие
этих речей на умы и сердца советского на-
рода. ‘
Иные его выступления перед литератур-
ными: работниками и пропагандистами при-
нимали характер большой литературной
критики. Он разбирал очерки К. Симонова,
статьи Эренбурга, произведения Бориса
Горбатова, с радостью отмечая ту благо-
родную роль, которую сыграла наша ли-
тература. в эпоху Отечественной войвы.
Замечательный партийный пропагандист,
несравненный «беседчик», он умел, при-
вдекая литературное произведение как ма-
териал для агитации, указать художнику
на его особенные задачи и на недостатки,
снижающие значение его работы. Это бы-
ли советы мудрого друга советской литера-
туры. В одной из бесед с корреспондентами
«Известий» и Радиокомитета во время вой-
ны он говорил:

«К сожалению, у нас даже в больших
газетах создался такой тин корреспонден-
ций, по которому все дело сводится к опи-
санию одн только материальных дости-
жений человека. Видимо, сторонники этого
типа‘считают, что тем самым исчерпывает-
ся описание всего человека. Конечно, это-
го мало, Жизнь наша усложняется, народ
становится культурнее и больше требует
для души. Поэтому надо показывать не

шении делается, но ‘сравнитально мало,
При этом, когла вы правдиво «пишете
жизнь». надо выявлять не только те чер-
которые каждому бросаются в. глаза,
но и те честы которые обыкновснному
глазу трудно заметить. Предположим, что
Baul персонаж — корявый. Рисуйте.
он — корявый Но оттеняйте ‘и внутренз

ние черты, которые не столь заметны, но)

которые типичны для наших людей: Ha-
пример, любовь к родине. Она сказывает-

ся у различных людей в самых различеых

формах. Нало у‘каждого человека найти
И показать эту любовь, выразив ее не
умозрительно. а конкретно

Мадонна Микель-Анджело-—очень   kpa-
сивая фигура. Все от нее в восхищении:
Но я уверен, что простая неуродливая де-

моштой

что

ОТИЧЕСКОМ РЕАЛИЗИЕ.

И. В. Сталин и М. И. Калинин в Президиуме 2-го Всесоюзного с’езда колхозников»

ударников (1935 г.).

вушка для живого человека ближе, чем
мадонна. (Смех).

Так вот, пора, наконец, понять, что со-
циалистическое государство надо любить
не только умозрительно, а конкретно, то-
есть с его природой, полями, лесами, фаб-
риками, заводами, колхозами, совхозами
WT. д., с его стахановнами и «тахановка-
MH, с комсомолками и комсомольцами.
Надо любить нашу родину со всем тем
новым, что существует в Советском Сою-
зе, и показать ее, родину, в красивом ви-
де. не в таком, как я вам говорю речь, а
действительно в ярком, художественно-
нарядном виде. Если художник так. будет
любить социалистическую родину, то пе-
ред его глазами раскроется все то живое
и великое, что дегается в Советской стра-
не, и его любовь наполнится глубоким,
живым, реальным содержанием.

Но помимо этого, есть еще одно очень
важное требование, которое всегда надо
ьпомнить, если художник хочет быть со-

циалистнчежким реглистом. Навка старая
литература и искусство были велики не
г только своей художественной правдиво-
стью, но в особенности тем, что они всео
‘время ‘искали гучших путей лучшего
устройства жизни людей. Конечно, сей-
ча; можно говорить. что тогда люди оши-
бались, шли‘не по той дороге и т. д. Ho
факт остается фактом: они искали новых
  путей. Советское искусство ‘и литература
должны крепко усвоить эту благородную
традяцию 3

Ведь каждый художник хочет в своем
произведении дозести до зрителя. или чи-
тателя какую-то мысль. Социадлистиче-
ский реалист должен рисовать действи-
  тельность, живую действительность, без
прикрас. Но вместе с тем они должен тол-
кать своим произведением развитие чело-
веческой мысли вперед. А тот литератор,
который He ставит себе такой цели, — это
полулитератор; тот артист, который не ста-

вит себе такой цели. — это полуартист.
Поэтому задача каждого работника со-
ветского искусства, — если он хочет быть

с народом, если он хочет быть в передо-

хочет вложить частицу своего «я» в строи-
 тельство нового мира,— толкать люлей
своим произведением вперед, к достиже-
нию самой возвышенной и благородной
‚цели =‘к построению коммунистического
общества, воспитывать в народе любовь
к родине, беззаветную преданность пар-
тии и готовность к претворению в жизнь
ее Идей, чтобы строй. явившийся вопло-
щением этих идей, был для народа дороже
всего ‘на свете, чтобы ‘наша моголежь пы-

лала честолюбивым стремлением слелать-
ся лучшими борцами за дело’ Ленина—
Сталина.

Значит ли все это, что художник не дол-
` жен описывать, изображать, представлять
отрицательные тилы и явления? Ни в коем

вых рядах борцов за сониализм, если он’

случае. Борьба за коммунизм, ломка ста-
рого, рост нового — все это само собою
предполагает их существование. А, кроме
того, не забудьте, что мы находимся в
капиталистическом окружении и подвер-
гаемся с этой стороны постоянному на-
жиму, вплоть до засылки к нам шиионов
и диверсантов. Выпускать все это из поля
зрения художника значит не охваты-
вать жизнь во всей се полноте и совокуп-
ности, не выполнять основного требова-
ния социалистического реализма. -

Итак, итти в ногу с самой передовой
частью народа, то-есть с коммунистиче-
ской партией, —вот как художники могут
стать на практике социалистическими реа-
листами.

Теория марксизма-ленинизма идет вне-
ред. Товарищ’ Сталин развивает и обога-
щает эту передовую революционную тео-
рию, которая стала господствующим ми-
ровоззрением в нашей стране. >

Но’ вот уже пошел третий десяток лет,
как существует у нас советский строй и
господствует мировоззрение пролетариа:
та. Пора, наконен, работникам искусства
выравняться, пора овладеть передовой ре-
волюцщионной теорией пролетарната—
марксизмом-ленинизмом. Эта теория ис-
ключительно обогащает людей, развивает
их ум, раскрывает необозримые творче-
ские горизонты,

— re

А помимо всего, для честного человека,
в сущности говоря, и нет иной дороги,
иного пути, как итти вместе с коммуни-
стами, Заправилы современного капитали-
стического общества изо. всех сил подлер-
живают фашизм, отрекаясь не только от
будущего. но и от прошлого. уже завое-
ванного человечеством прогресса. Их иде-
‚ ал-—восстановление рабства и необуздан-
ной эксплоатации своэго народа. Их илде-
ал—международный разбой и возвраще-
ние трудящихся к варварству. Одним сло-
вом, реакционные силы буржуазни хотяг
повернуть колесо истории вспять. Разуме-
  ется, история за все ‘эти насилия над нею
жестоко покарает насильник ока
что наша страна ‘остается едия то}
хравительницей всего культурного насле:
дия и единственным двигателем человече-
ского прогресса.

р
В Я

Наша интеллигенция, и в особенности ра-

ботники искусства, должны вооружить
себя передовой теорней марксизма-ленн-
низма, теорией самого революционного в
мире класса — пролетариата. (Бурные ап-
лодисменты, переходящие в овацию. Bee
встают. Возгласы: «Ла здравствует  пао-

TH большевиков!», «Да здоаоствует
дикий Сталин!» «Ура!ь).

ве=

(10 июня 1939 г.).

ими ил илья

только материальную, но ‘и психологиче-  речи, трафаретные приемы изложения и за-  «О работе в деревне»

скую сторону жизни людей. Возьмите ро-   соряющую, русский язык ‹иностранщину» и! РКП(б).

ман: если там мало психологических, ду-
шевных переживаний, то он не производит
впечатления, Как будто бы роман (И непло-
хой сам по себе, а все-таки чего-то в нем
недостает. Так вот, по-моему, надо обяза-
тельно показывать человека и с психоло-
гической стороны, показывать его душев-
ные переживания, работу его мыслей, его
культурность, его общественную и, может
быть, даже научную значимость, его рабо-
тоспособность, подчеркивая при этом, что
его достижения не являются случайностью,

Га что они — результат систематического

}

напряжения ‘его духовных сил, его убеж-
денности в общественной полезности свое-
го труда, -— результат, я бы сказал, его
одухотворенности, т. е. понимания того, что
его труд не есть простое физическое уси-

Лие, но вместе с тем это — удовлетворение

его душевных потребностей».

Всякий, кто помнит интереснейшие мыс-
ли М. И. Калинина о социалистическом ре-
ализме, узнает их в этой глубокой критике
недостатков напгей литературы, М. И. Кали-
нин всегда указывал, что художник, владе-
ющий методом сониалистического реализ-
ма, «должен толкать своим произведением
развитие человеческой мысли вперед», бо-
рясь с отрицательными явлениями опужием
своего искусства. По мысли М. И. Калини-
на, наш художник должен стремиться к
тому, чтобы показать новых людей не од-
носторонне. показать, их чувства не умо-
зрительно, а конкретно. ‘

В органической связи с проблемами ис-
кусства возникает у М. И. Калинина вопрос
о форме живой речи оратора и пропаган-
диста, Можно указать на несколько правил
«поэтики» пропагандиста, которые и.
Калинии, мастер доходчивого слова и зна-
ток русского языка, рекомендует нащим
работникам.

Прежде всего об’ектом открытого и
страстного гонения М. И, Калинина оказы:
вается готовая ходячая фраза, закрываю-
щая от нас многообразие жизни. Berpe-
чается ли он с учителями или учащимися
средней школы, с журналистами или 1п0-
литпросветчиками, он чугко подмечает В
их выступлениях штампованные обороты

как-то особенно, ‘по-калинински,’ умеет
пристыдить и усовестить людей, пользу-
ющихся «напрокат» холовыми фразами, не
чувствуя обязанности раскрыть в ярком
слове глубочайшее содержание великих
идей времени.

Неприязнь к готовой фразе соединяется
У М. И Калинина с требованием живой,
своей мысли. Страстное отношение орато-
ра к своей теме рождает острое, горячее
слово. В 1938 году Михаил Иванович обра-
щался к учителям — участникам совеща-
ния, созванного «Учительской газетой»:

«..знаете, что значит говорить готовой
фразой? Это значит, что ваша мысль не
работает, а работает лишь язык. Готовой
фразой вы впечатления на людей не про-
изведете. Не произведете потому, что ее\и
без вас знают. Вы опасаетесь, что если по-
своему скажете, это будет не столь краси:
B>. Ошибаетесь. Она лучше будет слу-
шаться, ее доходчивость больше».

Об этом же он говорил юношам—отлич-
никам учебы Бауманского района:
`«.вы стремитесь говорить не своими, а
чужими, уже готовыми фразами... к сожа-
лению, я не могу сказать знают оня
(выступавигие на собрании.—В. П.) или че
знают русский язык, потому что.. они го-
ворили готовыми фразами, по трафарету...»

В свете этого требования М. И. Калинина
говорить словами «своими» углубляется
смысл его замечательной оценки поэзви
Маяковского:

«Он считал себя бойцом революции и был
таковым по существу своего творчества.
Он стремился слить с революционным на-
родом не только содержание, но и форму
своих произведений, так что будущие исто-
рники наверняка скажут, что его произведе-
ния принадлежали великой эпохе ломки че-
ловеческих отношений».

Вопрос о форме ораторской и газетной
публицистики для М. И, Калинина прежде
всего вопрос о слове «своем», а не «чу-

] жом».

Второе правило его пропагандистской
поэтики» выражено им в словах:

«Задача докладчика -—— не только все
рассказать, а мысль разбудить» (доклад

на ХИ С’езде

Речи Михаила Ивановича Калинина обыч:
но и представляли собой пример захваты-
вающего размышления вслух, чуждото все-
ведущей дидактики. Он умел вовлечь слу-

шателя в работу ‘своей мысли. потому что
искусство пропагандиста заключается во-
все не в том, чтобы слушатель заучил го-
товые фразы, а в том, чтобы оратор воз-
будил в нем желание думать.

И, наконец, третье правило пропа
дистской «поэтики» М. И Калинина, вы
кающее из двух предыдущих, избегать
назидательного тона.

«Хорошую мысль ничего не стоит убить
пасторским подходом. В первую голову на-
до в занятиях использовать юмор, вто]
сарказм и в исключительных случаях—на-
фос».

Сам Михаил Иванович удивительно умел
оживлять свои речи юмором. Прочт
например, его речь на совешании секр
рей обкомов комсомола по пропаганле
сентября. 1942 года, и вы увидите, что
бы ни была серьезна тема ит мал
располагала к веселью об:
чувство юмора никогда ме поки;
Калинина. Но в этом выражалась,
не только приверженность русского Hat
к шутке, и не только предраст ен
оратора к этому способу изложения с:
мыслей, а старая традиция большев!
никогда не хныкать и верить в торжесе
правого дела, в которой Михаил Иванович
следовал за Лениным и Сталиным.

Товариш Калинин ставил перед нашими
художниками задачу показать и воспит
одухотворенных советских людей. м
М. И, Калинин был высшим тизом воспита-
теля, человеком, одухотворенным идеалом

ло M 4

KOT

служения делу коммунизма. Он сам С
тем образом, к созданию которого
советских писателей. Таким в должно по-

казать наше искусство великого револю-
ционера, мудрого друга советской дитеза-
туры, чей образ будет нам вечно памятен.
LS See a Oh ES

Литературная газета
№ 24