}

$

} современным пьесам, и

Горький
и советская литература

Николай ТИХОНОВ

ОКОНЧАНИЕ. НАЧАЛО СМ. НА-1 СТР.

Он требовал
ния к труду литерато-
ра со стороны других
литераторов, = требовал
‘уничтожения «цеховщи-
‘ных и стоял за высокое
мастерство против уп-
‚ростителей.
  <Литература-—это ис-
KYCCTBO пластического
изображения посредст-
  вом слова», говорил
on, Долой словотворче-
ство в кавычках, долой
псевлонародный язык,
 } засоряющий литератур-
‘ную речь. Он нападал на
критику за то, что она
недооценивает значения
! слова, Kak основного
  материала литературы.

С необычайной стро-
‘гостью относясь к своим
‘ драматургическим про-
изведениям, даже не-
справедливо снижая их
значение из своей ве-
ликой скромности, он
давал жестокую оценку

уваже-

t

его мнение звучит и на
сегодня, как не потеряв-
шее своей силы. Он пи-
сал: творчество  «боль-
пинства драматургов
наших сводится к меха-
ническому, часто непро-
думанному и произволь-
ному сочетанию фак-
тов в рамках «заранее
обдуманного намере-
ния», при этом «классо-
вая начинка» фактов
взята поверхностно об-
думанно и «намерение»,
плохо обдуманное наме-
рение увечит факты и
обнажает их, а К этому
побавляея ‘и грубая
шаблонность характери-
стик людей по «классо-
вому признаку»...

Силой, которая <ооб-
щает советской литера-
туре новое содержание
и обогащает ее и двига-
ет вперед, является со-
пиалистический реализм.
ский реализм утверждает бытие, как дея-
ние, как творчество, цель которого — не-
прерывное развитие ценнейших индивиду-
альных способностей человека... ради вели-
кого счастья жить на земле, которую OH
сообразно непрерывному росту ето по-
требностей хочет обработать всю, как пре-
красное жилище человечества, об’единен-
ного в одну семью».

Советская литература за почти тридцать
лет своего существования знает немало
произведений, ставших широко известны-
ми иу нас и за границей, которые можно
рассматривать с позиций самой строгой
критики, как’ написанные приемами социа-
листического реализма. Такими, несомнен-
но, являются хотя бы романы Шолохова,
Алексея Толстого, Фадеева, Панферова,
Федина, Леонова, Всеволода Иванова, Сера:
фимовича, Гладкова, Эренбурга, Катаева и
многих других. Влияние Горького сказа-
лось и сказывается на творчестве совре-
менных авторов, так как никто из работа-
ющих ныне литераторов не может пройти
мимо тех достижений искусства, какие
внес в советскую да и в мировую лите-
ратуру великий родоначальник повество-
ваний о маленьком, простом человеке, бу-
дущем хозяине и творце социалистиче-
ской действительности.

Многих пибателей прошлого, особенно,
ставивших моральные проблемы, назыза-
ют гуманистами, и они ими и являются Б
старом понятии. Гуманизм, который при-
‘нес Горький и который мы продолжаем
развивать в своей литературной работе, —
несколько или даже совсем особый, новый,
советский гуманизм.

Горький дал нам его определение. «Гу-
манизм пролетариата требует неугасимой
ненависти к мещанству, к власти капитали-
стов, его лакеев, паразитов, фашистов,
палачей и предателей рабочего класса,
ненависти ко всему, что заставляет стра-
дать, ко всем, кто живет на страданиях
сотен миллионов людей».

И Горький, так горячо зоспевавший труд
— источник всех радостей, говорил, что ру-

ка творца — свободного рабочего Совет“   чцез с лица земли. Но сами враги исчезли,
ского Союза сожмется в кулак против то+

го, кто посмеет остановить его творческую
работу, и этот рабочий кулак раздробит
все, что будет стоять на его пути.

Находясь долгими годами в буквальном

М. Гооький. ° Скульптор И. ТМАДР,

«Социалистиче-   летия, он воскликнул: «Горячий сердечный
привет бойцам первой в истории челове-
чества социалистической армии, ‘которая
будет бороться только за действительную
справедливость, необходимую всему миру
трудящихся». F .

Как скоро сбылись эти  пророческие
слова. Недаром, уже умирая, он говорил;
будут войны... Надо готовиться... Не надо
быть застигнутым врасплох...

И великий вождь советского народа
повторил в исторические дни войны слова
Горького: если враг не сдается—его YHH-
чтожают!

И эти слова сбылись, и Красная Армия,
советский народ в дни страшного испыта-
ния не раз вспоминали Горького, и в око-
пах гостили его книги и путешествовали в
вещевых мешках по всем фронтам, и всю-
лу, гце шли битвы, невидимо присутство-
вал его непреклонный, непобедимый дух
борца, вдохновлявший бойцов на подвиги
в защиту того прекрасного мира; где но-
вое человечество жило свободной и твор-
ческой жизнью, добытой в той борьбе, в
которой принимал участие и Горький—без-
заветный друг трудящихся и BAOXHOBH-
тель борьбы за коммунизм!

Ou, создавший образ матери-труженицы
в своем славном романе, предвосхитил
тот образ советской. о женщцины-героини,
которая покрыла себя бессмертием в эти
героические годы.

память в тайниках своего сердца, как са-
мое сокровенное, потому что народ-борец,
извелавший неслыханные муки в борьбе и
зышедший из нее победителем, помнит, из

теле и борце, Максиме Горьком. Несет

какой путь борьбы за народ прошел pore
своей лолгой и трудной жизнью, неся ©

ния его правде правдивым и свободным
словом.

Горький навсегда останется
для литераторов всех будущих поколений,
как мастер, чье слово перешагнуло все
рубежи и всюду проникло в человеческие
сердца; согрев их горячим жаром
BeHHA,

славу Горького, ‘имя Горького,
Горького ничто уничтожить не может,

рального достоинства нашего великого
строительства, Горький неустанно следил
за ростом фашизма и непрерывно высту-

пал против него с огненными словами.   тые слова: радостно жить и бороться

«За всю трагическую историю Европы —

‘ стране, где великая м

Красная Армия — действительно  народ-  ye ( и ip Nae
ная армия, созданная, ве ‚для Hanane- железная воля ее вождя Иосифа Сталина
ния, а для самозащиты». Приветствуя   навсегда освобождают человека от прокля-

Красную Армию по случаю ее пятнадцати- тых навыков и предрассудков прошлого!

Чернигова, Минска ‘и Воронежа, взорван-
‘ные копры донецких шахт,

дым над Одессой, обращенную в
 Я видел горящий Орел и разрушения Кур-

заповедные здания, видел разоренную Яс-

тракторный завод. Облако живого, жар-

сметены с лица земли, а слово Горького,

Наш Горький вечен. Горький будет всег-
смысле с > =
ле слова на страже авторитета и Мо-   д. с народом, всегда будет с тем буду-

се тосмя ПАМЯТИ. ПАВШИХ

Величайшая из войн повлекла ‘великие
жертвы, победа далась нам не даром; мог-
ла ли даром даться нам победа в этой не-
виданной по ожесточению борьбе.

В нашей сегодняшней жизни, в огромном
труде победившего народа, в творчестве
лира, в дыхании, в мысли существующих,
в великих деяниях и стройках живут те,
кто борьбой и смертью своей завоевал на-
шу независимость и. свободу. Мы знаем —
жизнь шедра и богата.

Мы знаем — на место павитих пришли
новые борцы и свершили победу. В бес-
смертии великого дела, в вечности жизни
народа = утешительная мудрость, давно
уж познанная людьми. Павшие живут в’ де-
лах живых. Эта мудрость утешает нас...
Но к чему утешаться мудростью! Мы до-
статочно сильны духом, чтобы не искать
утешений в своей печали. Пусть печаль не
ищет себе утешений, пусть она живет в
нас.

Мне пришлось видеть развалины › Ста-
линграда, разбитый зловешей силой немец-
кой авиации и артиллерии первенец
пятилетки — Сталинградский тракторный
завод. Я видел развалины и пепел Гомеля,

подорванные
домны, разрушенный Крещатик, ‚черный
прах
Варшаву и развалины харьковских улиц.

ска, видел взорванные памятники, музеи и

ную Поляну и испепеленную Вязьму.

И ныне встают из пепла десятки и сотни
городов! Вновь воскрес н живет Сталинград
и первенец пятилетки — Сталинградский

кого дыма встало над ожившими домна-
ми, поднялись шахтные копры и ожили
шахты. Торжественно выглядит Ясная По-
ляна, камень за камнем восстанавливаются
разрушенные музеи и дворцы, древние
церкви, знаменитые памятники искусства
и труда. Тысячи деревень ожили, встали
там, где немцы среди пепла растили черто-
полох и бурьян.

Кто усомнится в том, что все разрушен-
ное будет вновь восстановлено? Кто ‘усом-
нится в великой трудовой силе рабочего и
крестьянина? А ведь казались непоправи-
мо огромны разрушения и пожарища. По-
истине беспредельны творческая мысль и
трудовая сила великого народа: кирпич и
гранит, стекло и булыжник, дубовые баял-
ки и доски, рельсы и глина, несок, цемент,
медь, сталь, чугун, железо, покорные воле
трудового человека, вновь возрождают на-

ши города, заводы, мосты, дороги. ‚ `

Поля шумят пиеницей. Ржавый металл
идет на переплавку, вновь обретает моло-
дость, блеск и звонкость, льется из воз-

рожденных мартенов. Жизнь побеждает
смерть.

Но почему и теперь, в пору победы.
жизни над смертью, вспоминается мне

красноармеец, которого видел я под Ель-
цом в декабре 1941 года. Он лежал на мо-
лодом, только что выпавшем снежке, под
молодой, тоненькой яблонькой, лежал ма-
ленький, как воробушек, и на мальчише-
ском лице его была лукавая и робкая
улыбка. Он прижимал к груди котелок ©
замерзшей кашей, и невинные длинные
ресницы, казалось, вот-вот поднимутся
над глазами, такими эти ресницы были
тонкими и длинными, такими шелковисты-
ми и легкими.

В Ленинграде, на проспенте
‚Мансима Горьного

ЛЕНИНГРАД. (От наш. корр.). Торжественно открыта мемо-
И советский народ свято хранит память риальная доска на фасаде дома № 23 по Проспекту Максима
о своем великом сыне — великом писа-  Горького. В этом доме, в квартире № 5 Алексей Максимович
жил в период мировой войны и первых лет революции. 18 июня
к двенадцати часам у дома собрались писатели, ученые, худож-
ники, артисты, представители ленинградской общественности.

Митинг открывает А. Прокофьев. @ доски
белом мраморе сверкают золотые буквы:

каких народных глубин вышел Горький И с 1914 по 1921 год Алексей Максимович Горький».

Взволнованную речь от имени советских

сит В. Саянов. Проф. В. Десницкий напоминает о многих исто-
честью подвиг служения народу, слУЖе-   рических встречах Горького с литераторами, учеными, револю-
в доме, где. укреплена

\ сейчас мраморная мемориальная доска, и о многих замыслах,
примером идеях, возникавших здесь. С речами выступали

ционными деятелями, происходивших

С. Исаков от Союза
ской Академии художеств и
градского дома ученых имени Горького.

sm

В Государственном академическом театре драмы имени Пуш-
Враги народа хотели, чтобы Горький ис- кина 18 июня состоялся общегородской торжественный вечер
памяти Горького. В глубине сцены среди зыамен, живых цветов
огромный портрет Алексея Максимовича, окаймленный тра-
урными лентами. Места в президиуме занимают секретарь гор-
ЖИЗНЬ   кома ВКП(б) по пропаганде И. Широков, председатель Ленин-
градского отделения ССП А. Прокофьев, писатели, деятели нау-
ки, искусства, представители ленинградских организаций.

После вступительного слова В. Саянова доклад о творческом

пути М. Горького сделал В. Десницкий. Воспоминаниями об
щим, о котором он мечтал и за которое   длексее Максимовиче ‘поделились М. Слонимский и Ю. Герман.

боролся: И мы не раз повторим его золо-   Рассказ, написанный под впечатлением первых встреч с Горь-
в ким, прочел Н. Никитин. В заключение был просмотрен новый
спектакль Академического театра драмы им. Пушкина — пьеса

Горького «Варвары».
Десятилетие со дня смерти М. Горького

бах и на предприятиях,

Новые ‚вплетенные в ткань жизни нЕети уж

‚ местимы.

советских художников и Всероссий-
проф. Окунев — от Ленин-

отмечено многочисленными вечерами в домах культуры, клу-

;

С. НИКОЛАЕВ

И

ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА

° Больше семидесяти московских и eer   1

градских писателей погибли на Аа HOM ЛИТЕРАТУР

Каждый из них по-своему пояимал жиз”.   }р

Заметки видел ее, по-своему любил добро, каждый, И
писателя по-своему надеялся, ты о и Па Beane Октябрьской pewont tm ма
мал о старости, каждый из них и рийский народ не Име:
арождение ма
> неповторимый опыт, свои воспоминания о НО М о ьменности, Зарожд с. ма.

¢ товарищах детства, о родных, о ‘братьях нной литературы
5 B
Есть сила, могущая поднять из развалин   и сестрах, о школе, каждый и НИХ eee
вытянувшуюся на 57 километров вдоль   себе драгоненный мир мыслей, во nis
Волги тяжелую громаду Сталинграда, есть  наний о чудесных восходах солнца, о a
сила, которая поднимает из пепла тысячу лых лунных ночах, о плеске воды, а
семьсот городов и семьдесят тысяч сел.  дой зеленой ржи, о летних грозах и бел
метелях, ,
Можем ли мы измерить тот чудесный,
драгоценный мир, живущий в человеке?

Ведь чудо всей вселенной живет в душе

художестве ; ры, отно
Pian. гражданской войны. Сразу же

после революции В периодической we
появляются стихи Ha марийском ger
B 1919 голу публикуются ites п fe
«Жизнь наизнанку» Беляева” И Ук:
«Бууран» и «Сиротка» А. НИИ
Они носили характер инсценирово а
стрирующих семейно-бытовые eve ty
Но вскоре в марийскую литературу AP
шел Яков Майоров (М. Шкетан), впослед»

‚Но нет силы, которая могла. бы чуть-
чуть поднять эти легкие шелковые ресни-
цы над сомкнувшимися глазами юноши в
красноармейской шинели. Этим глазам не
Увидеть осенних желтых листьев и блеска

ручья, и пивной пены в кружке, и ласко-   И разуме человека! Сколько солнц eee ствии ставший aya pa deh. 1068
вого: взора матери, H AYHHOTO cBeTa, и   сколько миров погрузилось в ВЕЧНУЮ   гом, Его льесы + 1927 r. He CXOAMIH CO
звезд на небе, и свежего ржаного’ хлеба.   тьму! . ВЫ а театра.

Эти глаза закрылись навеки. веков. Так не На фронте приходилось. слушать рас- аа To asoat. Первый

будем же утешать себя мудростью, мы,
ведшие войну ради человека, святости че-
ловеческой жизни и человеческой свободы.

суждения о том, Что война уничтожает,
ощущение ценности человеческой жизни,
что там, где погибли миллионы, люди пе-
Нет ничего драгоценней на земле жизни   рестают верить в ценность жизни, пере-
человеческой, потеря ее безвозвратна. По-   стают ощущать ее.
теря эта’ безвозвратна и невозместима. На Среди больших и малых задач, стоящих
место‘ паваиего ‘становится живой. Винтов-   перед ‘литературой, есть одна поистине ве-
ку из рук убитого подхватывает новый,  ликая и вечная задача, Эта задача — утвер-
пришедший на смену бсец. Народ бессмер-   дить человека в его простых и священных
тен, бессмертны дела его. Но невозмести-   человеческих. правах, в его праве жить на
ма утрата человека! Каждый человек впле-   земле, мыслить и быть свободным. Beu-
тается нитью в ткань жизни. Выдернута,   ная и главная задача литературы! Ей слу-
порвана нить, — это не значит, что. нару-   жили самые великие писатели нашей зем-

его рассказ «Грехн бога» (1923 год) pa
листически изображал кулаков и eee.
лей языческого культа в деревне. №. i.
таном написано более 50 т
Его роман «Эренер» посвящен т
риола нэпа. В образе главного героя a
ра Эбаева показан коммунист—руковод о
тель классовой борьбы. Роман издан
1933 году и переведен на русский Язык. ‚
В повести Дмитрия Орая «Оляна» изоб-
ражается участие марийской женщины Е
революции и гражданской войне; Я. Элек

мелкие бы-

; сейн и И. Ломберский писали
шена, разорвана ткань. Но ткань жизни  ли — Пушкни и Толстой. Право жить а рассказы; роман Никандра Лекайн
становится бедней, и как бы тонка, как бы   земле, право мыслить и быть свободным, «Железная сила» рисует события империа-
хрупка и непрочна ни была эта нить, обор-   независимо от того, какого цвета кожа Ч    листической гражданской войны и Октя-

вавшись, исчезнув, ‘она обедняет ткань.   ловека; какая кровь течет в сего жилах,
независимо от того, беден он, бос AH, B
мозолях ли его руки, Раскрыть и измерить
духовное богатство. и величие человека,

познать в человеке человека!

В 1935 году союз национал-социалист-
ских юристов, после введения нюриберг-
ских законов о германском гражданстве и
защите немецкой крови, предложил вы-
черкнуть из германского гражданского ко-
декса понятие «человек», заменив его дру-
гим понятием, ибо «понятие «человек» за-
тушевывает и искажает различия между
соплеменником, имперским гражданином,
иностранцем, евреем и т. д.>:

Великая Отечественная война велась за

ьской революции.

шея заметен рост марийской лите-
ратуры в-период сталинских пятилеток. По-
являются новые поэты: Н. Казаков, Макс
Майн, И. Осмин, В. Рожкин, В. Чалай,
А. Бикмурзин, горномарийцы — Н. Илья-
ков и К. Беляев. Они печатались в газетах
и альманахах, издавали свои сборники.
Развивается в.эти годы и проза, Ве:
кайн заканчивает вторую °книгу романа
«Железная сила», Орай издает книгу рас-
сказов о колхозной жизни, Азмекей Мичу-®
рин — сборник рассказов «Патриоты» из
жизни бойцов Красной Армии.

Растет и марийская драматургия. Пье-
сы С Николаева «Воды текут» и «Новые

никогда’ не заменят исчезнувшую — она
единственная и неповторимая в своей пыш!-
ности, в скромности своей, в прочности,
тонине, хрупкости.

Вряд ли за всю историю человеческого
рода были два человека, полностью похо-
жих друг на друга. Нет ничего драгоцен-
ней человеческой жизни, потеря ее без-
возвратна_ и невозместима.

И мы, писатели, поэты, журналисты, по-
терявшие в этой войне уногих и многих.
наших товарищей, говорим — вечна жиз-
ненная ткань, и все же потери наши без-

право человека. Фашизму не удалось вы-  плоды» вошли в репертуар марийского

возвратны и невозместимы. `церкнуть понятие <человек», не удалось театра. Появляются новые драматурги:

утопить его в рсках крови. Человек побе-   Н. Иванов, Г. Ефруш, И. Беляев, И, Ус:

Уже никто никогда не напишет тех Я лил зверя, тинов чьй пьесы часто ставятся на сие-
ных, простых и честных слов, что должен =

был написать о войне Крымов, и тех слов,
что должен был написать он о труде и лю-
дях труда. И никто не напишет милых
сердцу взрослого и ребенка строк, что не
дописал Гайдар, и вечно останутся белыми
те страницы, что исписал бы своим бисер-
ным почерком умный и тонкий Роскин, и.
никто не напишет те повести и рассказы,
что должны были написать Лапин и Хац-
ревин, Тарасов, Кудашев, Меньшиков, и
той книги о величии труда, что задумал
Василий Бобрышев, и романтических очер-
ков Михаила Розенфельда. И никто не
осуществит обширные, смелые планы Ев-
гения Петрова, ту песню, которую заду-
мал Алтаузен, и те исследования литера-
туры, которые разрабатывали Гурштейн и
Серебрянский. Они останутся ненаписан-

Перед нами, советскими писателями, сре- После организации марийского отделе-
ди текущих задач и заданий стоит великая   ния Союза писателей и проведения первой
задача утверждения высшей ценности ми- республиканской конференции с осени
ра — человека, Те, кто пишут о войне и 1939 года регулярно выходит в свет лите-

: + ратурно-художественный альманах «Сча-
5 HO} : ; Tb moa-   Pats 3
послевоенном времени, должны бы “ стливая жизнь». Союз писателей проводит
ны этим, война шла за человека, те, :

творческие совещания и дискуссии, обсуж-
кто пишут о войне и о наших сегодняш-

дает произведения молодых авторов.
них днях, должны помнить — фашизм хо- Годы Великой Отечественной войны яви-
тел уничтожить понятие. и слово «чело-

лись, несомненно, новым этапом в марий-

ской художественной литературе. Такие

век». Наша победа утвердила право Че19- произведения, как поэма Н. Казакова «На-

века жить, мыслить и быть свободным: родам Евроны», стихи Макс Майна «Кровь

Нам’ не нужна утешительная мудрость,   за кровь» и «Убей его», баллада Ф. Мас-
когда мы вспоминаем наших друзей, наших
товарищей, погибших на полях войны.

лова «Яма» и многие другие, разжигали
ненависть к немецким захватчикам, призы-
вали народ к беспощадной борьбе с вра-
А . Пусть печаль наша будет глубока, безутеш-   гом. Иван Осмин свои стихи посвятил ге-
ee a ae pA lager на, вечна. Эта потеря безвозвратна и не-   роическому трудовому тылу, ,
и и see oe WecTHoe умное правдивое возместима, Писатели-участники войны создали пёр-
: : : 2 : ‘ Г вые прозаические произведения о войне.
о чем думали эти люди, все, что тревожи- Пусть вечно живет в нас гордость побе-
ло, печалило, ужасало и радовало их, ни- ды человека в величайшей из войн исто-
когда уж не будет вплетено в жизненную   рии, пусть вечна будет печаль о человеке,
ткань нашей литературы. И вечная ткань   убитом на поле сражения. В безутешной

Н. Лекайн. закончил роман «Великая вой-
на». К. Беляев опубликовал повесть «Ог-
эта стала бедней, ибо такие потери невоз- печали по павшим — истинная вера в си-
лу и святость человеческой жизни,

ненная буря» — о партизанской войне на
Украине.

Марийская литература складывалась под
мощным влиянием. русской литературы.
- Много сделано и ‘для ознакомления марий-

; ского читателя с лучшими произведения-
Se MH классических и современных русских
писателей: Пушкина, Лермонтова, Чехова,
  Горького, Маяковского, А. Толстого, Фа-
деева, Шолохова, Исаковского.

За годы советской власти издано около
трех тысяч названий книг и брошюр (толь-
ко во время войны опубликовано 760 наз-
ваний, общим тиражом в два с половиной
миллиона экземпляров), вышло двадцать
литературно-художественных альманахов
на мари-луговом и горном языках, более
двадцати сборников стихов марийских по-
этов. я

Знаменательным фактом является пере-
вод произведений марийских писателей на
русский язык. Лучшие образцы марийской
литературы напечатаны в сборниках «Ма-
рийские писатели», «Салам», «Вперед 3a
-роднну» и в русском альманахе.

Вместе с марийскими прозаиками и поэ-
тами работают местные русские прозаики
и поэты: Н. Бирюков, Ю. Петров, А. Каш-
ников, Н. Устинов и другие.

За четверть века марийская литература
имеет известные успехи, но она еще моло-
да и впереди большой труд. В четвертой
сталинской пятилетке марийский народ
ждет от писателей книг живых, ярких.

г. Йошкар-Ола.

——@—

Участники Отечественной войны
ветупают в Союз писателей

МИНСК. (От наш. корр.). В ряды Сою-
за советских писателей Белоруссии всту-
пают молодые писатели, участники боев с
немецкими оккупантами. Недавно приняты
в союз прозаики И. Мележ и И. Грамовыч,
поэт А. Зарыцкий, автор книги стихов
«Днепровское эхо», М. Гамолка, П. Пфы-
ходзька, А. Вямогин, Р. Няхай.

снимается чехол. На
«В этом доме жил

писателей произно-

также проф.

в Ленинграде было

Горький ва Первом Всесоюзном съезле советских писа-
телей. — Картина Л. ЗИЛЬБЕРИШГЕЙНА (Музей им. Горького).

очи

e

Мих. ЗЕНКЕВИЧ (TEBE
en Saipan ghee inn aipe naa, Г иг. [3

УКРАИНСКОГО НАРОДА

Поэзия для Ивана Франко, так же, как и  Немало глубоко впечатляющих лирических
для Некрасова, прежде всего была граж-! стихотворений находим мы и в последнем
данским долгом, служением народу. Поэта

Особое место в торчестве Франко зани-
мает поэма «Моисей». Библейский Моисей

Первая» книга стихов Ивана Франко
«Вершины и низины», вышедшая в 1887 г.
во Львове, открывалась вместо пролога
THMHOM:

Вечный революнионер—

Дух, наука, мысль, свобода,

Он не прекратит похода, —

Неуклонности пример.

Эти стихи, написанные еше в 1880 г.,
могли бы служить девизом, эпиграфом ко
всему многостороннему творчеству Ивана
Франко. Воодушевленный вечным револю-
ционным духом науки, мысли и свободы,
Иван Франко и в своей жизни и в своем
творчестве показал пример неуклонного
служения народу. Франко был не только
поэтом, но и прозаиком, автором повестей
и рассказов, драматургом, историком и
теоретиком литературы, фольклорнстом,

Мой лозунг: труд. и счастье, и сробода.
Я сам мужик, пролог,-не эпилог.

Иван Франко был широко образованным
человеком, он окончил венский универси-
тет и должен был стать профессором ук
раинской литературы во львовском уни-
верситете, чему воспрепятствовала авст-
рийская администрация. Кроме родного
украинского и русского языков, Франко
владел польским, немецким, но корни его
творчества питала народная украинская
стихия и передовая революционно-демо-
кратическая мысль братского русского на-
рода. Кроме выученного наизусть еще
на школьной парте «Кобзаря» Шевченко,
любимым поэтом Франко стал Некрасов.
Отзвуки Шевченко и Некрасова явно слы-
шатся в ранних стихах Франко. Он не толь-

переводчиком, публицистом, обществен-
ным деятелем.

Вся эта’ разносторонняя деятельность
сливается в одно монолитное целое, как
части одного здания, — их трудно рассмат-
ривать по отдельности. Вышедший. на рус-
ском языке первый том собрания сочинений
Ивана Франко показывает нам его только
как поэта. Но при разборе поэзии Ивана
Франко нельзя забывать, что даже в из-
бранном собрании его сочинений стихи со-
ставляют только одну пятую целого, что
за ними должны последовать три тома по-
вестей и рассказов, том драматургии и кри-
тики.

Литературную деятельность Иван Фран-
ко начал в 80-х гг., в глухое время обще-
европейской реакции. Он жил в Галиции,
входившей тогда в состав лоскутной ав-
стро-венгерской монархии. Сын деревен-
ского кузнеца, он был подлинным сыном
трудового народа и мог с полным правом
товорить о себе:

Какой я декалент? Я сын народа,

Который рвется к солнцу из берлог.

Иван Франко. Избранные сочинения, Tek
Стихотворения и ноэмы. Гослитиздат, М. 194.

ие. Не

Литературная газета
рые № 26

ко читал, но и переводил «Что делать?»
Чернышевского, «Капитал» Маркса. Все
это дало широкий кругозор и размах твор-
честву Франко. Революционная, пламенная
мысль помогла молодому Франко взлететь
высоко над стоячим болотом провинциаль-
ного мещанства и увидеть в будущем то,
о чем грезили лучшие умы человечества,

О, средиеевропейское болсто,

Подернутое плесенью густой.

Рассадник безнадежного застоя

И тупоумия! Ты-—символ гиета..,

Живьъем здесь погибает мысль живая

Или бежит отсюда без оглядки!

Так писал Франко об окружавшем его
реакционном мещанстве. Ав одном из со-
нетов он еще более открыто выступал про-
тив австро-венгерской монаохии:

Тюрьма народов! Обручем из стали

Сковала ты живые их суставы.

«Господский наряд» интеллигента He
мог отдалить Франко от простого ‘народа.
Побывав в родном селе, он еще резче ощу-
тил тяжесть народного горя:

Прошай, село мое! ‘

Tar тяжело. что легче Ont полнять

Мне гору. Я хожу—и плачу нал тобою.

В <«Галицийских картинках» Франко дал
много потрясающих зарисовок крестьян-
ской нищеты и горя, написанных «по-не-
красовски» — с большой горечью и болью.
В цикле стихов <По селам» Франко описы-
вает галицийские села, которые  «Фазлег-

лись, как нищие под тыном, и, как калеки,
ждут себе замены».

Незаметно и трубы на крыше;
Утром дым вою хату заполняет,
Из-под стрех валит, клубится ниже,
Ест гзаза и слезы выжимает.

Спит хозяин на досках несбитых,
На соломе, под мешком дорожным;
Печь_—дяя ребятинтек неукрытых
А большим постели и ненужно. °

В цикле «В Бразилию» Франко описыва-
ет мытарства переселенцев, обманом за-
проданных для самой жестокой эксплоа-
тации на южно-американские плантации:

Ой. расплескалось ты. русское горе,
Вдоль по Европе, далече за море!

В «Думах на меже», описывая, как сцепи-
лись из-за клочка земли Гриць и Степан,
“Франко думает о том времени, когда межи
исчезнут:

Безмежные видел я в мыелях поля,

Трудом обновленная общим, земля
Кормила народ мой свободный, счастливый.

Эта дума об общем крестьянском труде
проходит неоднократно в стихах Франко.

Полный нежного участия ко всем угне-
тенным и страдающим, Франко с нена-
вистью относился к угнетателям и хишни-
кам, к тем, «кто слабейших братьев губит»,
Они не уйдут от пули, как хищный бер-
кут, когда пора наступит:

А труи мы отиихнем, не говоря ни слова,

И дале мы пойдем спокойно и сурово,

Горячая любовь Франко к родному на-
роду чужда какого-либо налета шовиниз-
ма. Истинная любовь к родине для него не
может быть враждебна «высокой любви
ко всем, кто льет свой пот и коовь, в око-
вах мучимый жестоко». Он приветствует
видение «грядущей эпохи могучей, кото-
рая мир, как весна, обновит» и предвидит
освобождение всего украинского народа:

Но час придет, в багровом ореоле,

В кругу народов рольишх, за Кариаты

И к Черномерью рокот новой воли

и радоети ты лоиплеснейгь раскаты,

И все обняв хозяйскою управой,
Полями залюбуеться и хатой,

Мечты Ивана Франко, осуществились в
наши дни.

его сборнике «бетрег Нго». В этом сбор-  в изображении Франко не столько религи-

он сравнивал с «каменоломами, которые с
молотами в руках дробят скалу, готовя
путь открытый»; «Я древоруб. Дорогу
правде расчищаю смело»; «Я простой ра-
ботник твердорукий»; «Песня — работница,
и в мире свой неустанный труд вершит»,
— говорил Франко. В послании к молодо-
му эстетствующему поэту Франко дает в
шутливой форме такие серьезные советы:

Бей беспощадно, как заразу,

Котурны. фальшь, пустую фразу,

Не думай, милый мой философ,

От бурь общественных, вопросов

Уйдя и спрятавшись в заливе

Своей мечты. зажить счастливей!

Поэт к чужой судьбе приетрастен,

Он с целым миром делнт горе:

Франко вовсе не был безразличен к
вопросам поэтической формы. Он старал-
ся связать украинскую поэзию с мировой
и прививал ей классические формы. Среди
его стихов много сонетов, терцин, есть да-
же триолеты. Франко глубоко чувствовал
красоту, как показывает его сонет «Сик-
стинская мадонна».

нике особенно интересна лирическая пере-
кличка со «Словом о полку Игореве», та-
кие стихи, как «Полночный крик звучит
среди степных раздолий», «Вышла в поле
русских сила», «Где не лились вы в нашей
бывальщине»; «Как голова болит».

Франко, по ero признанию, любил
«блуждать по перепутьям всемирной ис-
тории и литературы и собирать отдельные
камешки, пригодные для его здания». Мно-
гие его стихи, как, например, притчи и ле-
генды в сбоонике «Мой измарагд», навея-
ны старыми литературными памятниками.
Однако Франко был прав, когда говорил,
что на чужую основу он накладывал свои
собственные узоры. Это не стилизация
под старину, а живая передача того, что
осталось живым в старинных легендах. В
отвердевшую классическую форму сонета
и терцин Франко смело. вливал новое рево-
люционное содержание. Они в сонетах не
менял «своего каменоломного молота на
резец Петрарки и рушил им темный гнет
царей и панства». Каменным громом уда-
ров до сих пор отдаются в душах его
«Тюремные сонеты», написанные им ‘в
австрийской тюрьме.

В библейскую тему Каина, которую в
своей знаменитой мистерии развил Байрон,

В богах и духах можно сомневаться,
И еказкой могут рай и ад казаться.
Твоя ж краса—не в сказке, не во све.
Настанет чае, когда весь свет покинет
Богог и духов лишь тебя, богиня.
Чтить будут вечно-—здесь, на полотне.

Поэзия Франко — мужественная, воле-  Франко вложил иное содержание. В ero
вая, суровая; мысль преобладает в Ней  поэме Каин хочет взамен небесного рая
над чувством, но эта мысяь — Не СУХая.   указать <людям светлую дорогу к правде
бесстрастная, а пламенная — He O СВоей  открытую в веках его  страданьем на:
судьбе, а о судьбе всего народа, всего Че-   учить людей любить друг друга и оста-
ловечества. Отдаться только личному чУВ-  вить раздоры. обиды, убийства». Поэма
ству Франко считал слабостью: «Каин» навлекла в свое время на Франко

Господеский спорт... Копайтесь,
В своих серлцах... Е
Еще туман мсих очей не застит— a
Не лай забыться хоть на миг елиныи

Мечтой о собственном презренном счастье,

белоручки, проклятия духовенства с амвонов церквей.
о котором Франко написал больную
учную монографию, вся пронизана идеей,
что служение своему народу выше аскети-
ческого монашеского затворничества. Дру-
гая историческая поэма «На Святогорской
горе» — о приемё Богданом Хмельницким
посольства польского короля — ‘тоже была
написана на актуальную тему борьбы за:
падных украинцев с польскими панами.

Сборник своих любовных лирических
стихотворений «Увядшие листья» в 1897 г.
Франко издал, прибегнув, как он сам по-
том. раз’ясинл, к «литературной фикцин»,
выдав их за переложенных, в стихи отрыв-
ки из дневника своего знакомого, покон-
чившего с собой из-за несчастной любви.
В этих стихах Франко показал себя силь-
ным и страстным лирическим поэтом.

Историческая поэма «Иван Вишенский»,  .

озный деятель, пророк, сколько духовный
вождь угнетенного народа, приведший ero
через пустыни в обетованную землю. В
суровой, эпически написанной поэме мно-
го скрытого лиризма.

Франко далеко опередил окружавшую
его ограниченную провинциальную среду
широтой взглядов, и ему не раз приходи-
лось испытывать преследования и напад-
ки. Об этом он с горечью говорил в своих

стихах: «Ох, тяжело ярмо родного края и
ноша; не легка!»

В прологе к «Моисею», предсказывая
об’единение и освобождение всего укра-
инского народа, Франко, так же как и
Шевченко в «Заповеди», скромно просил
потомков вспомнить о себе:

ры ж мой стих. хоть и больной отравой,
о полный верь, пусть он и не ярок.

Прими в залог своей грядущей славы
Его—как скромный праздничный подарок.

Теперь это предсказание Франко испол-
нилось, его поэзия, так же, как и поэзия
его учителя Тараса Шевченко, прочно во-
шла в классическую сокоовишницу укра-
инской литературы. Конечно, время нало-
жило отпечаток на творчество Франко, н
многое прежде злободневное представляет
для современного читателя больше исто-
рический, чем поэтический интерес, но
страстный революционный пафос Франко
всегда будет дорог читателям.

Над переводами избранных стихотворе-
ний Ивана Франко потрудились 52 совет-
ских поэта. Среди переводчиков встречаем
имена Анны Ахматовой Б. Пастернака,
М. Исаковского. А. Твардовского, А. Сур-

на-   кова, М. Голодного, А. Прокофьева и мно-

гих других, перечисление которых зачяло
ы слишком много места. Их коллектив-
ный труд увенчался успехом, хотя кое-ка-
кие переводы вышли (как это часто быва-

ет при переводе. с украинского) блелней
орнгинала, Особенио оставляет желать
лучшего тяжелый по оборотам и стиху
пеоевод «Моисея», сделанный П. Лятло-
вым, за исключением пролога, хорошо

переведенного Б. Пастернаком.

;